После того, как пророк Исайя детально предсказал освобождение Иерусалима из рук царя Ассирийского, он подробно описал происходящие события, чтобы было видно, насколько точно события соответствовали предсказанию. И пророк Иеремия после того, как детально предсказал передачу Иерусалима в руки царя Вавилонского, детально описывает это печальное событие с той же целью. Печальная история, изложенная в этой главе, служит для разоблачения лести лжепророков и для подтверждения слов Божьих посланников. В ней рассказывается:
(I) Что Иерусалим после восемнадцати месяцев осады был захвачен халдейской армией (ст. 1−3).
(II) Что царь Седекия, пытавшийся убежать, был отправлен презренным пленником к царю Вавилонскому (ст. 4−7).
(III) Что Иерусалим был сожжен дотла, а люди, за исключением бедняков, уведены в плен (ст. 8−10).
(IV) Что халдеи были очень добры к Иеремии и особым образом заботились о нем (ст. 11−14)
(V) Что и Авдемелех за свою милость в эти бедственные дни имел защиту от самого Бога (ст. 15−18).
Стихи 1−10. В заключительной части предыдущей главы нам было сказано, что оставался Иеремия во дворе стражи до того дня, в который был взят Иерусалим. Он больше не беспокоил князей своими пророчествами, а они его преследованием, ибо ему нечего было сказать помимо того, что он уже сказал; а, обложив город суровой осадой, Бог нашел князьям другое занятие. Посмотрите, до чего дошло:
I. Наконец город взят штурмом, ибо как его можно защитить, если сам Бог выступил против него? Армия Навуходоносора расположилась перед ним в девятый год правления Седекии, в десятый месяц (ст. 1), в разгар зимы. Сам Навуходоносор вскоре удалился поразвлечься, предоставив своим генералам проводить осаду города; они на какое-то время сделали перерыв, а потом, с удвоенной силой и яростью, возобновили осаду. И наконец, в одиннадцатый год, в четвертый месяц, где-то в середине лета, они вошли в город. Теперь, когда вся пища была израсходована, воины были настолько ослаблены голодом, что не смогли оказать никакого сопротивления (ст. 2). Так как Иерусалим был укрепленным городом, то никто не верил, что враг может войти в его ворота (Плач 4:12). Но грех спровоцировал Бога убрать Свою защиту, и тогда, подобно Самсону, лишившемуся своих волос, он стал слабым, как другие города.
II. Князья царя Вавилонского завладели средними воротами (ст. 3). Некоторые полагают, что это те же ворота, которые назывались другими воротами в Книге Софонии 1:10, расположенные, предположительно, посередине стены, разделявшей одну часть города от другой. Они осторожно завладели этой частью; находясь среди мужей, которые, возможно, захотят продать свою жизнь подороже, они не осмеливались войти дальше в такой большой город, пока не получили приказы обыскать все места, опасаясь, чтобы на них не напали из засады. Они расположились в средних воротах, чтобы оттуда наблюдать за городом и отдавать приказы. В данных стихах перечислены имена князей, грубые и резкие, чтобы подчеркнуть, какую печальную перемену произвел грех; там, где раньше сидели Елиаким и Хелкия, носившие имена Бога Израилева, теперь сидели Нергал-Шарецер, Самгар-Нево и др., носившие имена языческих богов. Рабсарис и Рабмаг (в англ. пер.), предположительно, не являлись именами отдельных людей, а обозначали титулы тех, чьи имена упоминаются перед ними (в рус. пер. начальник евнухов и начальник магов). Сарсехим был Рабсарисом, то есть начальником стражи, а Нергал-Шарецер, для отличия его от другого, носившего такое же имя и упомянутого первым, назван Рабмагом начальником стана: то ли начальником военного смотра, то ли начальником военных казарм. Эти и другие генералы расположились у ворот. Теперь исполнилось то, о чем Иеремия пророчествовал намного ранее (Иер 1:15): о том, что племена царств северных поставят каждый свой престол при входе в ворота Иерусалима. Вполне справедливо языческие князья воссели там, где так часто водружались языческие боги.
III. Седекия, возможно, изменивший свой облик, видел князей Вавилонских, завладевших одними воротами города, и подумал, что настало время спасать свою жизнь бегством; и, обремененный виной и страхом, он вышел из города ночью, не имея другой защиты, кроме тьмы (ст. 4), которая оказалась несостоятельным прикрытием, ибо скоро он был раскрыт, преследуем и схвачен. Хотя он очень хорошо все спланировал, но у него ничего не вышло; он смог достичь лишь равнин Иерихонских, где и попал в руки своих преследователей (ст. 5). Оттуда узником он был переправлен в Ривлу, где царь Вавилонский вынес ему приговор как мятежнику; это не был смертный приговор, а, как можно было бы заметить, намного хуже, ибо (1) он заколол сыновей его перед его глазами. Все они были маленькими детьми, некоторые из них даже младенцами, ибо самому Седекии в то время было только тридцать два года. Смерть этих нежных младенцев можно было бы приравнять к нескольким смертям самого царя, особенно если учесть, что он осознавал, что его личное упрямство стало ее причиной, ибо именно об этом ему говорили: «Всех жен твоих и детей твоих отведут к халдеям» (Иер 38:23).
(2) Он всех вельмож Иудейских заколол (ст. 6): возможно не тех князей Иерусалимских, которые советовали ему идти этим гиблым путем (видеть их истребление было бы для него удовлетворением), а великих мужей страны, которые были невиновны в выбранном им курсе.
(3) Он выколол глаза Седекии (ст. 7), тем самым приговорив пребывать во тьме всю свою жизнь того, кто сознательно закрыл свои глаза, чтобы не видеть четкого света слова Божьего, и был одним из тех князей, которые не разумеют, во тьме ходят (Пс 81:5).
(4) Он заковал его в медные цепи или оковы, чтобы отвести в Вавилон, где ему суждено было в бедствии провести остаток своих дней. С этой печальной историей мы сталкивались ранее (4Цар 25:4 и далее).
IV. Спустя некоторое время город, храм, дворец и все остальное было сожжено, а стены, окружавшие город, разрушены (ст. 8). «О Иерусалим, Иерусалим! Это приключилось с тобой за то, что ты избивал пророков и камнями побивал посланных к тебе. О Седекия, Седекия Ты мог все это предотвратить, если бы послушался Божьего совета и вовремя покорился».
V. Оставшийся народ был переселен пленниками в Вавилон (ст. 9, англ. пер.). Теперь им пришлось распрощаться со своей родиной этой благодатной страной, со всем своим имуществом и радостями; как животным, им предстояло пройти несколько сотен миль под надзором своих завоевателей; в чужой земле они полностью зависели от милости жестоких надсмотрщиков и стали рабами тем, кто будет сурово управлять ими. Слово тиран имеет халдейское происхождение, и оно часто используется в значении «владыка» халдейскими историками, словно халдеи, став начальниками, тиранствовали более других народов; и у нас есть основание полагать, что у бедных иудеев был повод так говорить. Некоторые люди остались, но это были бедные из народа, которым нечего было терять, и поэтому они не оказывали никакого сопротивления. Они не только сохранили свою свободу, но и остались дома, и начальник телохранителей дал им тогда же виноградники и поля, хозяевами которых до того они никогда не были (ст. 10). Обратите внимание:
(1) На чудесные перемены провидения. Одни — унижены, а другие возвышены (1Цар 2:5). Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем. Гибель одних принесла возвышение другим. Поэтому в изобилии давайте радоваться как не радующиеся, а в беде — плакать как не плачущие.
(2) На справедливое воздаяние или провидение. Богачи были гордыми притеснителями, и теперь они справедливо наказаны за свою несправедливость; бедные же были терпеливыми страдальцами, и теперь они справедливо вознаграждены за свое терпение и получили воздаяние за все свои потери, ибо истинно есть Бог, судящий на земле в этом мире больше, чем в ином.
Стихи 11−18. В этих стихах мы должны воспеть милость, как в первой части данной главы воспели суд; мы должны воспевать Богу о том и ином. В данных стихах мы можем обратить внимание:
I. На милостивое провидение, коснувшееся Иеремии. Когда весь Иерусалим лежал в руинах и люди издыхали от страха, тогда он смог поднять голову свою с утешением, зная, что приближается избавление его; то же испытывали последователи Христа, когда приближалось второе разрушение Иерусалима (Лк 21:28). Навуходоносор дал особые повеления, чтобы о нем позаботились и во всех отношениях хорошо обращались (ст. 11−12). Навузазван и остальные князья царя Вавилонского исполнили его приказы и освободили пророка из темницы, они делали все возможное, чтобы облегчить его участь (ст. 13−14). Мы можем рассматривать это (1) как щедрый поступок Навуходоносора, который, хотя и был высокомерным властелином, тем не менее снизошел до бедного пророка. Несомненно, что ранее он получил о нем информацию от перебежчиков: о том, что он предсказывал победу царя Вавилонского в борьбе против Иудеи и других стран, что он уговаривал князей и народ подчиниться ему и что тяжко пострадал за свои пророчества; и, возможно, исходя из всех этих соображений (хотя, не исключено, царь также слышал, что в конце он предсказывал и разрушение Вавилона), он отличил его этими чрезвычайными знаками своего благоволения. Отметьте: душа великого человека должна обращать внимание на служения и страдания наименьших. Царь изрек этот указ великодушно до того, как город был взят, и начальники должны были соблюдать его даже в пылу сражений; это написано для подражания.
(2) Как порицание Седекии и князьям Израильским. Они посадили его в темницу, а царь Вавилонский и его князья освободили оттуда. Божий народ и служители часто находили более милостивое и честное отношение к себе среди иноземцев и язычников, чем среди тех, кто называл себя святым городом. Царь Агриппа оказал Павлу больше благоволения и справедливости, чем первосвященник Анания.
(3) Как исполнение Божьего обетования, данного Иеремии в награду за Его служение: «Я заставлю врага поступать с тобою хорошо во время бедствия» (Иер 15:11). Иеремия был верен оказанному ему доверию, как пророку, и теперь Бог показывает, что Он верен ему и данному ему обету. Теперь он утешен соответственно времени, в течение которого был поражаем, и видит тысячи падающими по обе руки, в то время как сам остается невредимым. Лжепророки пали от тех судов, которые, по их словам, не должны были обрушиться (Иер 14:15); и это сделало бедствие для них более ужасным. Истинный пророк избежал судов, которые, по его словам, должны были прийти, и это сделало его спасение более утешительным. Те же, кто был инструментом наказания преследователей, стали инструментами освобождения преследуемых; и Иеремия не считал, что его освобождение хуже, раз оно пришло от руки царя Вавилонского, а видел в нем руку Божью. С более полным описанием этого вопроса мы столкнемся в следующей главе.
II. На милостивое послание Авдемелеху, которое должно заверить его в том, что он будет вознагражден за милость к Иеремии. Это послание отправил ему сам пророк и, отблагодарив за милость, направляет его к Богу, Который вознаградит его. Кто принимает пророка, во имя пророка, тот получит награду пророка. Это послание было передано ему сразу после того, как он оказал милость Иеремии, но здесь об этом говорится после захвата города, чтобы показать, что как Бог был добр к Иеремии в то время, так ради него был добр и к Авдемелеху; это было знаком особого благоволения к ним обоим, и именно так они должны были понимать то, что их не коснулись всеобщие бедствия. Иеремии велено сказать ему, (1) что Иерусалим обязательно будет разрушен, чем Бог часто и довольно долго угрожал; а так как для его дальнейшего удовлетворения Бог будет оставаться милостивым к Иеремии, то в этом он должен видеть полное подтверждение тому, что является истинным пророком (ст. 16).
(2) Что Бог знает о его страхе перед грядущими судами. Хотя он был смел и дерзок в служении Богу, но боялся жезла Божьего. Враги были людьми, которых он боялся. Отметьте: Бог знает, как приспособить и приноровить Свои утешения к страхам и скорбям Своего народа, ибо знает их души в скорби.
(3) Что он будет избавлен и не подвергнется общим бедствиям: «Но тебя Я избавлю в тот день; Я избавлю тебя». Он был орудием, используемым для освобождения Божьего пророка из ямы, и теперь Бог обещает освободить его, ибо Он будет рядом с теми, кто прямо или косвенно служит ради Его имени: «Ты спас жизнь Иеремии, которая была дорога тебе, поэтому душа твоя останется у тебя вместо добычи».
(4) Основание, послужившее для этого отличительного благоволения, которое Бог хранил для него: потому что ты на Меня возложил упование. Бог, воздавая людям за служение, смотрит на принципы, которым они следуют в этом служении, и награждает соответственно этим принципам; и нет принципа послушания более приемлемого для Бога и имеющего большее влияние на нас, чем вера и упование на Бога. Авдемелех верил, что Бог признает и поддержит его, и поэтому он не боялся лица человеческого. Кто уповает на Бога, исполняя свой долг, как это сделал сей муж благочестивый, тот убедится в том, что его надежда не постыдит его во времена величайших опасностей.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 39 глава