Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 33 глава

Толкование Мэтью Генри


Цель данной главы та же, что и предыдущей, подтвердить обетование о восстановлении евреев, несмотря на нынешнее опустошение их страны и рассеяние их народа. Эти пророчества по своей тенденции также касаются евангельской Церкви, которой данная иудейская Церковь во второй стадии своего формирования должна была передать свои достоинства и привилегии. Здесь обещано:

(I) Что город будет отстроен и восстановлен «in statu quo — в прежнем виде» (ст. 1−6).

(II) Что пленники, получив прощение грехов, будут восстановлены в своих правах (ст. 7−8).

(III) Что это в значительной степени воздаст славу Богу (ст. 9).

(IV) Что жители этой страны будут радоваться и наслаждаться изобилием (ст. 10−14).

(V) Что будет приготовлен путь для прихода Мессии (ст. 15−16).

(VI) Что Дом Давида, дом Левия и дом Израиля вновь будут процветать и утвердятся, и все три пребудут в царстве Христа; евангельское служение и евангельская Церковь пребудут, пока стоит мир (ст. 17−26).

Стихи 1−9. В этих стихах обратите внимание:

I. На дату этого утешительного пророчества, которое Бог вверил Иеремии. Время точно не указано, а лишь то, что события происходили после описанных в предыдущей главе, когда дела обстояли хуже и хуже; это слово он получил вторично. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз для ободрения Своего народа. Мы настолько непослушны, что нам нужно иметь заповедь на заповедь, чтобы заставить исполнить свой долг, и настолько недоверчивы, что нуждаемся в обетовании за обетованием, чтобы получить утешение. Это слово, как и предыдущее, было к Иеремии, когда он еще содержался во дворе стражи. Отметьте: никакие ограничения свободы не лишат народ Божий Его присутствия; никакие замки и запоры не смогут огородить нас от Его благодатных посещений; более того, часто, по мере того как их скорби преизобиловали, их утешения преизобиловали намного больше, и самые живительные проявления Его благоволения ощущались тогда, когда мир притеснял их. Самые утешительные послания апостол Павел писал, находясь в тюрьме.

II. На само пророчество. Оно содержит огромное утешение для облегчения страданий пленников, чтобы не дать им впасть в отчаяние. Обратите внимание:

1. Кто дает им это утешение (ст. 2): «Господь, Который сотворил землю и устроил ее». Он сотворил и устроил небо и землю, и поэтому в Его руках вся власть; это ссылка на молитву Иеремии (Иер 32:17). Он сотворил и устроил Иерусалим и Сион; Он вначале построил их и поэтому вновь может восстановить построить для собственной славы; поэтому Он сделает это. Он устроил и утвердил ее, и поэтому она будет утверждена, пока не будут представлены те вещи, которые никогда не поколеблются, а пребудут вечно. Он сотворил и утвердил данное обетование; Он заложил схему для восстановления Иерусалима, а создавший ее и осуществит ее; давший обещание исполнит его, ибо Господь имя Ему Бог, дающий жизнь Своим обетованиям, исполняя их; и когда Он совершает это, то Его узнают по этому имени (Исх 6:3): Бог совершающий. Когда создание неба и земли было завершено, тогда, но не ранее, Творца назвали Господь (Иегова) (Быт 2:4).

2. Как можно получить это утешение с помощью молитвы (ст. 3): «Воззови ко Мне и Я отвечу». Пророк, получив некие указания подобного вида, должен смиренно просить у Бога, чтобы Он продолжал открывать ему Свои милостивые намерения. Он молился (Иер 32:16), но должен был еще молиться. Отметьте: кто желает получить утешения от Бога, тот должен быть постоянен в молитве. Мы должны взывать к Нему и тогда Он ответит нам. Сам Христос должен был просить и тогда дано будет Ему (Пс 2:8). «Я покажу тебе великое (дам четкое и полное разумение) и недоступное сокровенные истины, которые хотя частично и раскрыты уже, но чего ты не знаешь, чего не можешь понять или поверить в них». Или это может касаться не только предсказаний о тех событиях, которыми Иеремия, если бы только пожелал, был облагодетельствован, но и исполнения тех желаний, о которых народ Божий, ободренный данным предсказанием, должен был молиться. Отметьте: обетования даются не для того чтобы заместить, а оживить и ободрить молитву (см. Иез 36:37).

3. Каким отчаянным было положение Иерусалима; социальные условия сделали необходимым появление данных утешений, несмотря на то что они должны осуществиться лишь в определенное время (ст. 4−5): «Дома города сего, не исключая дома царей Иудейских, разрушаются для завалов военными орудиям или для сражений топорами и молотами». Это же слово используется в Книге Иезекииля 26:9: «...башни твои разрушит секирами своими». Самые крепкие и величественные дома, наилучшим образом украшенные, сравнялись с землей. Пятый стих приводится в круглых скобках, являясь примером нынешнего бедственного положения Иерусалима. Пришедшие воевать с халдеями, чтобы прорвать их осаду, на самом деле причинили больше зла, чем добра. Они разозлили врагов и сделали их атаки более яростными и жестокими, и в результате дома в Иерусалиме наполнились трупами людей, умерших от ран, полученных во время вылазки против осаждавших. Бог говорит, что среди них были такие, которых Он поразил во гневе Своем, ибо меч врага был Его мечом и их гнев Его гневом. Но, похоже, убитые были людьми, отличавшимися своей порочностью, ибо это именно те мужи, за беззаконие которых Бог сейчас сокрыл лицо Свое от города сего и Он был справедлив в Своих судах.

4. Какие благословения Бог хранил для Иуды и Иерусалима, которые должны возместить все их скорби.

(1) Они больны? Они ранены? Бог действенным образом позаботится об их исцелении, хотя болезнь кажется смертельной и неисцелимой (Иер 7:22). «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло (Ис 1:5) но (ст. 6) Я приложу ему пластырь и целебные средства; Я предотвращу смерть и болезнь и вновь восстановлю все их права» (Иер З0:17). Отметьте: какой бы отчаянной ни была ситуация, если Бог решил исцелить, то Он сделает это. Грех Иерусалима стал его болезнью (Ис 1:6), и поэтому реформация будет его исцелением. И следующие слова говорят нам, как это произойдет: «Я открою им обилие мира и истины, в должное время Я дам им его, и в нужное время дам им ободряющее видение его». Слово мир здесь употребляется вместо всех благ; мир и истина это мир, соответствующий обетованию и согласующийся с ним; или слова мир и истина подразумевают мир и истинную религию, мир и истинное поклонение Богу, в противоположность лжи и обману, которые уводили их от Бога. Мы можем применить эти слова в более общем смысле и обратить внимание, что [1] мир и истина это великие вопросы божественного откровения. Данные здесь обетования приводят нас к Евангелию Христа, и в нем Бог явил нам мир и истину, метод истинного мира, то есть истину, которая направляет нас и делает спокойными. Благодать и истина, изобилие обоих, приходят через Иисуса Христа. Мир и истина это мир души; Христос пришел, чтобы мы имели эту жизнь, и имели с избытком. Христос руководствуется силой истины (Ин 18:37) и ею дает обилие мира (Пс 71:7; Пс 84:11).

[2] Божественное откровение о мире и истине приносит здоровье и исцеляет всех, кто верой принимает его: оно исцеляет душу, пораженную болезнью, что в себе подразумевает освящение (Ин 17:17). Он послал слово Свое и исцелил их (Пс 106:20). Оно приводит душу в порядок, поддерживает ее в правильном положении и делает пригодной для участия и наслаждения духовной и божественной жизнью.

(2) Они рассеяны и порабощены, их народ уничтожен? «Я возвращу их плен (ст. 7), плен Иуды и Израиля (ибо, хотя вернувшиеся вместе с Зороввавелем в основном были из колен Иуды, Вениамина и Левия, тем не менее позже вернулись представители и многих других колен), и устрою их, как устроил в начале». Когда своим покаянием они совершат свои первые дела, тогда Бог их устройством сделает Свою первую работу.

(3) Причиной всех их бед является грех? Он будет прощен и подавлен, и так корень наказания будет уничтожен (ст. 8). [1] Из-за греха они стали запачканными и омерзительными для Божьей святости, но Бог омоет их и очистит от всего нечестия их. Подобно тем, кто был церемониально нечист и поэтому изгнан из скинии, но после окропления водой очистительной получал вновь свободный доступ к ней, так и завладевали они своей землей и ее привилегиями после того, как Бог очищал их от всего нечестия их. Со ссылкой на это окропление Давид молится: «Очисти меня иссопом». [2] Из-за греха они стали виновными и омерзительными для Божьей справедливости, но Он простит все беззакония их и удалит наказание, которому они должны были подвергнуться из-за греха. Все, кто благодаря освящающей благодати очищен от скверны греха, благодаря прощающей милости освобождаются от виновности в этом.

(4) Их грехи и их страдания стали бесчестьем для Бога? Их изменение и восстановление значительно прославят Его (ст. 9). «Отстроенный Иерусалим и населенная Иудея будут для Меня радостным именем»; они так же будут радовать Его, как раньше вызывали Его недовольство, и будут похвалою и честью пред всеми народами земли. Восстановившись как народ, они прославят Бога Своим послушанием, и Он прославит Себя Своим благоволением к ним. Этот обновленный народ прославит религию так же, как раньше позорил ее. Народы услышат о всех благах, какие Бог совершил в них Своей благодатью, и обо всех благах, которые Он совершил для них Своим провидением. Чудеса, сопутствующие их освобождению из Вавилона, поднимут такой шум в мире, какой был при их выходе из Египта; они изумятся и затрепещут от всех благодеяний. [1] Сам народ Божий изумится и затрепещет; они будут удивлены всем происходящим, будут бояться обидеть такого милостивого Бога и лишиться Его благоволения; они будут благоговеть пред Господом и благостью Его (Ос 3:5). Соседние страны будут бояться процветания Иерусалима, будут считать возрастающее величие еврейского народа угрожающим и побоятся сделать их своими врагами. Когда Церковь прекрасная, как луна, светлая, как солнце, тогда она грозная, как полки со знаменами.

Стихи 10−16. В этих стихах приводится дальнейшее предсказание о блаженном положении Иудеи и Иерусалима после их славного возвращения из плена, которое в дальнейшем приведет к учреждению славного царства Мессии.

I. Обещано, что народ, долгое время скорбевший, возрадуется. Сейчас глядя на эту землю, всякий сказал бы, что она навсегда останется опустошенной, что никакой скот не будет обитать на земле Иудеи и никто из людей не будет обитать на улицах Иерусалима; следовательно, повсюду будет пребывать постоянная подавленность (ст. 10); но плач может воцариться лишь на время, и радость вернется. Им угрожали (Иер 7:34; 16:9), что голос торжества и веселия прекратится, а здесь обещано, что они вновь оживут и опять будет слышен голос радости и голос веселья, ибо плен возвратится и тогда уста будут полны веселья (Пс 125:1−2).

1. Повсеместно будет наблюдаться веселье и будет слышен голос жениха и голос невесты, вновь, как раньше, будут праздноваться свадьбы с песнями, которые в Вавилоне были отложены, ибо они повесили свои арфы на ивах.

2. Там будет наблюдаться религиозная радость; вновь зазвучат песни, исполнявшиеся в храме, песни Господа, которые они не могли петь в стране чужой. В их домах и в городах Иудеи, равно как и в храме, будет раздаваться голос говорящих: «Славьте Господа Саваофа». Отметьте: особую славу и хвалу народу воздает то, что прославляет Бога слава Его силы и милости, с помощью которой они воздействуют; они прославят Его как Господа Саваофа, как Бога, Который милостив и чья милость пребывает вовеки. Хотя эта песня старая, но она будет воспеваться в связи с новыми обстоятельствами и станет песнью новой. Мы читаем, что это буквально исполнилось, когда они вернулись из Вавилона (Езд 3:11). Они пели вместе, прославляя Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Люди будут постоянно и прилежно посещать богослужения, будут приносить жертву благодарения в дом Господень. Все жертвы приносились для того, чтобы воздать славу Богу, но, похоже, здесь имеются в виду духовные жертвы смиренного восхищения и радостного благодарения жертва уст наших (Ос 14:3), которая благоугоднее Господу, нежели вол и телец. Евреи говорили, что во дни Мессии все жертвы прекратятся, кроме жертвы хвалы, и на эти дни далее ссылается данное обетование.

II. Обещано, что страна, долгое время остававшаяся безлюдной, вновь наполнится людьми и скотом. В то время она была опустошена, без людей и без скота, но после их возвращения луга вновь оденутся стадами (Пс 64:14). В городах Иуды и земли Вениаминовой опять будут жилища пастухов (ст. 12−13). Это подразумевает, (1) что после их возвращения страна станет богатой. Она не будет жилищем нищих, у которых ничего нет, а местом проживания пастухов и земледельцев людей состоятельных, имеющих стада на земле, куда они возвратились.

(2) Что в стране будет мир. Она не будет местом обитания солдат, там не будут возводиться палатки и бараки для их проживания, а лишь палатки пастухов, ибо не будет более слышно боевых тревог и ничто более не будет пугать пастухов (см. Пс 143:13−14).

(3) Что производство в стране будет развиваться и народ вернется к своей первоначальной простоте, от которой они отошли в то порочное время. Потомки Иакова в самом начале радовались тому, что были пастухами (Быт 47:3), и теперь они вновь полностью посвятят себя этому невинному занятию: будут покоить стада (ст. 12), которые будут проходить под рукою считающего (ст. 13), ибо хотя их стада будут многочисленными, но не бесчисленными, и они не будут забывать пересчитывать их, чтобы знать, не потерялся ли кто, и в случае необходимости отправиться на поиски. Отметьте: благоразумно поступает тот, кто, имея много благ этого мира, пересчитывает то, что имеет. Некоторые полагают, что они проходили под рукою считающего для отделения десятины (Лев 27:32). Мы можем утешаться тем, что имеем, в том случае, если Бог получает от этого причитающееся Ему. Так как кажется маловероятным, чтобы народ, уменьшившийся до такого количества, вновь восстановил мир и изобилие так, как здесь описано, добавлено общее утверждение, подтверждающее эти обетования (ст. 14): «Я выполню то доброе слово, которое изрек». Хотя иногда обетование медленно продвигается к своему осуществлению, но оно несомненно продвигается. Наступят дни, хотя их придется долго ждать.

III. Чтобы увенчать все эти обетования, которые Бог хранит для них, здесь звучит обетование о Мессии и о вечной праведности, которую Он принесет с собой (ст. 15−16); возможно, это и есть то доброе слово то великое благо, которое в последние дни, еще только наступающие, исполнит Бог, как Он обещал Иудее и Израилю, и для которых их возвращение из плена и поселение на собственной земле было приготовлением. Период от переселения в Вавилон до Христа был одним из самых известных (Мф 1:17). Это обетование о Мессии звучало раньше (Иер 23:5−6), и там оно приводилось как подтверждение обетования о пастырях, которых Бог поставит над ними, и это могло бы дать основания думать, что данное обетование о пастухах и их стадах, представляющее его, нужно подразумевать фигурально. Здесь о Христе пророчествуется (1) как о Царе, обладающем правом на царство. Он Отрасль праведная, а не узурпатор, ибо взрощен Давиду и происходит от его чресл; с Ним заключен завет на царство, это то семя, в котором будет утвержден этот завет, и поэтому Его право неоспоримо.

(2) Как о праведном Царе, Который издает справедливые законы, ведет войну и дает суд, Который справедлив, воздавая несправедливо пострадавшим и тем, кто причинил зло: «Он будет производить суд и правду на земле». Это может в прообразе указывать на Зороввавеля, который правил справедливо, а не так, как Иоаким (Иер 22:17); но далее звучит ссылка на Того, Кому вверен весь суд, Который будет судить мир по правде.

(3) Как о Царе, Который будет защищать всех своих подданных от всякого вреда. Им Иуда будет спасен от гнева и проклятия, и, получив спасение, Иерусалим будет жить безопасно, его не будут тревожить страхи о зле, он насладится святой безопасностью и спокойствием разума, уповая на поведение этого Князя мира и Князя их мира.

(4) Как о Царе, Который будет прославлен Своими подданными: «И нарекут имя Ему (так переведен этот стих в халдейском, сирийском и простом латинском переводе); этому имени они будут радоваться и ликовать в нем, и этим именем они будут призывать Его». Можно прочитать ближе к оригиналу: «Это Тот, Которого будут называть Господь оправдание наше» Как жертвенник Моисея называли Иегова Нисси (Исх 17:15) и Иерусалим «Господь там» (Иез 48:35), подразумевая, что они прославляли Иегову, присутствовавшего с ними, как их знамя, так и здесь город назван «Господь оправдание наше», ибо они прославляли Иегову как свою праведность. То, что ранее упоминалось как имя Христа, говорит г-н Гатакер, здесь упоминается как имя Иерусалима города Мессии, Церкви Христа. Именно Он наделяет этот город праведностью, ибо сотворен Господом нашей праведности, и он, носящий это имя, исповедует, что имеет всю свою праведность не от себя, а от Него. Только у Господа правда и сила (Ис 45:24), и в Нем мы сделались праведностью. Имя Мессии так часто будет звучать в устах жителей Иерусалима, что и их будут называть Его именем.

Стихи 17−26. Три Божьих завета: завет царства, заключенный с Давидом и его потомками, завет священства, заключенный с Аароном и его потомками, завет избранности, заключенный с Авраамом и его потомками, похоже, были нарушены и бездействовали, пока народ оставался в плену. Но в этих стихах обещано, что, несмотря на перерыв в их действенности, они все будут восстановлены и будут полностью соответствовать своим истинным целям и значениям в благословениях Нового Завета, прообразом которых послужили благословения, переданные евреям после их возвращения из плена.

I. Завет царства сохранится в полном объеме, и его обетования полностью исполнятся во время царства Христа, Сына Давидова (ст. 17). Престол Израиля был свергнут во время плена; венец пал с их головы; не было мужа, сидящего на престоле дома Израилева: Иехония был бездетным. После их возвращения дом Давида вновь возвеличится, но именно в Мессии исполнится обетование, гласящее, что не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева и что Давид всегда будет иметь сына, царствующего на его престоле. Ибо до тех пор, пока человек Иисус Христос восседает одесную на престоле Бога, управляет миром и управляет ради блага Церкви, для которой Он является побуждающей главой и славной главой всего сущего, так как Он Царь на святой горе Сион, Давид не будет нуждаться в наследнике и завет с ним не нарушится. Когда Первородный пришел в мир, то о Нем была возвещено: «...и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки...» (Лк 1:32−33). Для подтверждения этого обещано, (1) что завет с Давидом будет так же тверд, как уставы небесные, со стабильностью которых сравнивается это Божье обетование (Иер 31:35−36). Существует завет природы, согласно которому учрежден общий ход провидения и на котором он основан; здесь он назван заветом о дне и ночи (ст. 20,25), ибо это одна из его статей, гласящая, что в свое время придет день и ночь, соответственно различию между ними, вложенному при сотворении, когда Бог разделил свет и тьму, учредив их взаимное наследование и дав руководство обоим: светило большее, для управления днем, и светило меньшее и звезды, для управления ночью (Быт 1:4,6,16). Это постановление было обновлено после потопа (Быт 8:22) и с того времени пребывает (Пс 18:3). Утро и вечер регулярно совершали свои выходы (Пс 64:9); Бог указывает заре и теням вечерним место и время их и хранит их; и, пока стоит мир, их ход не будет изменен, а этот завет нарушен. Уставы неба и земли (касающиеся взаимодействия между небом и землей, власть этих небесных постановлений над землей), которые Бог утвердил (ст. 25, срав. Иов 38:33), никогда не будут нарушены. Таким же незыблемым будет завет искупления, заключенный с Искупителем Божьим слугой, но нашим Царем Давидом (ст. 21). Это подразумевает, что Христос будет иметь Церковь на земле до конца мира; Он увидит потомство, в котором продлятся Его дни до тех пор, когда уже не будет ни времени, ни дня. Царство Христа вечное Царство, и когда придет конец, но не ранее, оно будет передано Богу Отцу. Но это подразумевает, что его условия в этом мире будут меняться и заменять друг друга: процветание и бедствия будут сменять друг друга, как свет тьму, день ночь; это учит нас (и мы полностью можем в этом быть уверены), что хотя сегодня вечером солнце зайдет, но завтра утром оно вновь встанет, доживем ли мы, чтобы увидеть это, или нет; и хотя царство Искупителя в этом мире на какое-то время может быть омрачено и лишено блеска из-за порочности и преследований, тем не менее оно вновь воссияет и восстановит свое великолепие в назначенное время.

(2) Что племя Давида, то есть духовные потомки Мессии, которые будут рождены Ему благодаря эффективности Его Евангелия и сопутствующему ему Духу, будет так же многочисленно, как небесное воинство. Из чрева прежде денницы Он получит Свой готовый народ (Пс 109:3). Племя Христа не будет, подобно племени Давида, Его наследниками; они будут Его подданными; но настанет день, когда они тоже будут царствовать с Ним (ст. 22): «Как неисчислимо небесное воинство, так размножу племя Давида; и поэтому не будет опасности, что это царство угаснет или прекратит свое существование из-за недостатка наследников. Его дети будут многочисленны, а если дети, то и наследники».

II. Сохранится завет священства, и все его обетования также полностью исполнятся. Кажется, что об этом также забыли, пока находились в плену, ибо не было ни жертвенника, ни храмового служения, которое посещали священники; но оно тоже возродится. Так и было: сразу после их возвращения в Иерусалим священники и левиты были готовы возносить всесожжения и возносили их утром и вечером (Езд 3:2−3), как было обещано в ст. 18. Но то священство скоро стало порочным; они разрушили завет Левия (как следует из Мал 2:8), и разрушение Иерусалима римлянами стало последним периодом его существования. Поэтому мы должны искать в другом месте исполнения этого слова, утверждающего, что завет с левитами, со священниками, Божьими служителями, будет таким же твердым и длиться так же долго, как завет о дне и о ночи. И мы читаем, что он полностью исполнился (1) в священстве Христа, которое вытеснило священство Аарона и явилось сущностью того прообраза. Пока великий первосвященник нашего исповедания постоянно является в присутствие Бога за нас, представляя в фимиаме Своего ходатайства силу Своей Крови, Которой Он совершил искупление, до тех пор можно справедливо говорить, что у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение (Евр 7:3,17). Он священник на веки. Завет священства назван заветом мира (Чис 25:12) и заветом жизни и мира (Мал 2:5). Сейчас мы уверены, что этот завет не разрушен и ни в коей мере не ослаблен, пока Сам Иисус Христос является нашей жизнью и нашим миром. Этот завет священства здесь вновь объединяется с заветом царства, ибо Христос Священник на Своем престоле, как Мелхиседек.

(2) В учрежденном Евангельском служении. Пока есть верные священники, чтобы восседать на религиозных собраниях и возносить духовные жертвы молитвы и хвалы, священники и левиты не будут нуждаться в наследниках, чтобы получить служение превосходнейшее. Апостол говорит о том, что проповедующие Евангелие придут на смену служащим у жертвенника (1Кор 9:13−14).

(3) Во всех истинных верующих, которые являются священством святым, священством царственным (1Пет 2:5,9), царями и священниками Богу (Откр 1:6). Они возносят духовные жертвы благоугодные и сами в первую очередь являются живыми жертвами. Это обетование нужно понимать как обетование об этих левитах (ст. 22): они будут многочисленными, как песок морской; таким же по обетованию в общем должен быть Израиль (Быт 22:17), ибо весь Божий духовный Израиль является духовным священством (Откр 5:9−10; 7:9,15).

III. Подобным образом будет сохранен завет избранности, и обетования этого завета полностью исполнятся в евангельском Израиле. Обратите внимание:

(1) Что этот завет считался разрушенным на протяжении периода пленения (ст. 24). Бог спрашивает пророка: «Не слышал ли, не задумывался ли (англ. пер.), что народ этот говорит?» то ли враги Израиля, радовавшиеся истреблению народа, поднявшего так много шума в этом мире, то ли сами неверующие израильтяне народ этот, среди которого ты живешь». Они нарушили завет с Богом, а затем враждовали с Ним, словно Он был несправедлив к ним .Два племени, которые избрал Господь, Израиль и Иуда, избранные Им, когда они были одним целым, Он отверг. «Чрез это они презирают народ Мой, то есть его привилегии как Моего народа, словно они вообще не имели никакой ценности». Соседние народы презирали их, словно они уже не были народом, а представляли собой лишь остатки народа; они считали, что его слава похоронена во прахе. Но (2) посмотрите, как тверд завет, несмотря ни на что; он тверд, как завет о дне и о ночи; скорее Бог допустит, чтобы день и ночь прекратились, чем отвергнет племя Иакова. Это обетование не может относиться к племени Иакова по плоти, ибо оно изгнано, а относится к христианской Церкви, которой принадлежат все эти обетования, как следует далее из размышлений апостола (Рим 11:1 и далее). Христос является тем потомком Давида, которому надлежит быть вечным владыкой племени Авраама, Исаака и Иакова; а раз народ не будет нуждаться в таком Царе, то и этот Царь никогда не будет нуждаться в народе. Христианство пребудет во владычестве Христа. И христиане будут подчиняться Ему, пока день и ночь не прекратятся. В качестве залога это обетование вновь повторяется: «Я возвращу плен их и, вернув их на родину, помилую их». Кому обращено это обетование, следует из Послания Галатам 6:16, где говорится, что те, которые поступают по сему правилу, стали Израилем Божиим, посему мир им и милость.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 33 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.