Эта глава, как и предыдущая, приводит добрые утешительные слова для ободрения пленников, заверяя их в том, что Бог в должное время вернет их детей на родину и вновь сделает их великим и счастливым народом, послав им Мессию; в Его Царстве и благодати все эти обетования полностью исполнятся.
I. Они вновь будут иметь мир и славу, радость и изобилие (ст. 1−14).
II. Их скорби об утере детей закончатся (ст. 15−17).
III. Они покаются в своих грехах, и Бог милостиво примет их покаяние (ст. 18−20).
IV. Они значительно умножатся их дети и их скот, их не будут больше уничтожать и истреблять, как раньше (ст. 21−30).
V. Бог обновит Свой завет с ними и обогатит их духовными благословениями (ст. 31−34).
VI. Эти благословения сохранятся для их потомков, для духовного семени Израиля навеки (ст. 35−37).
VII. В качестве залога этого обетования будет восстановлен Иерусалим (ст. 38−40). Эти великие и драгоценные обетования были твердым основанием для надежды и наполненными источниками радости для бедных пленников; мы также можем применить их к себе и добавить к своей вере.
Стихи 1−9. В данных стихах Бог заверяет Свой народ:
I. Что Он вновь заключит с ними завет, из которого, похоже, они были исключены. В то время, когда гнев Божий прольется на нечестивцев (Иер 30:24), Господь признает Свой народ детьми Своей любви: «Я буду Богом (т.е. Я покажу, что являюсь Богом) всем племенам Израилевым» (ст. 1) не двум племенам, а всем племенам, не только дому Аарона и семьям Левия, а всем семьям, не только государству в общем, а и отдельным семьям; они будут получать пользу и выгоду благодаря особым взаимоотношениям с Богом. Отметьте: благочестивые семьи могут взывать к Богу относительно своего положения и ссылаться на то, что Он является их Богом. Если мы и наши дома служат Господу, то Он будет защищать и благословлять нас и наши дома (Притч 3:33).
II. Что, выводя их из Вавилона, Он сделает для них то же, что сделал для их отцов, когда выводил их из Египта, и как Он планировал поступать, когда впервые принял их Своим народом.
1. Он напоминает им, что сделал для их отцов, когда выводил их из Египта (ст. 2). Тогда, как и сейчас, они были народом, уцелевшим от меча от меча фараона, истреблявшего младенцев мужского пола, как только они рождались (от кровавого меча, спастись от которого им с трудом удалось), от меча, которым он угрожал истребить их, когда преследовал до Красного моря. Тогда они были в пустыне, где, похоже, затерялись и были позабыты, как и эти пленники, находившиеся в чужой земле; тем не менее они нашли благодать в глазах Бога, были Им признаны и высоко почтены, благословлены чудесными проявлениями Его особого благоволения, и теперь Он собирался успокоить их в Ханаане. Отметьте: когда мы сильно унижены и непреодолимые трудности стоят на пути нашего избавления, то хорошо вспомнить, что такое происходило с Церковью и раньше, но она восстала из своего презренного положения и добралась до Ханаана, преодолев все трудности пустыни; Бог и теперь тот же.
2. Они напоминают ему, что Бог раньше сделал для их отцов, подразумевая, что теперь они не видят так много знамений и готовы спросить, как Гедеон: «Где все чудеса, о которых рассказывали нам отцы наши!» Правда, что издали явился мне Господь (ст. 3), в Египте, в пустыне Он явился мне и заступился за меня, Он проявил Себя во славе как мой Бог. Древние времена были славными, но теперь все обстояло наоборот; что нам до того, что Он явился во времена древние, если сейчас Он Бог, скрывающий Себя от нас?» (Ис 45:15, англ. пер.). Отметьте: сложно утешаться прежним благоволением, если в настоящее время ты убеждаешься, что тобой недовольны.
3. На этот вопрос Он отвечает, заверяя в постоянстве Своей любви: «Любовью вечною, а не только во времена древние Я возлюбил тебя любовью, которая никогда не подводит, хотя ее утешения могут быть временно приостановлены. Это любовь вечная, поэтому Я явил или простер к тебе благоволение, как и к твоим предкам; или благоволением Я привлек тебя к Себе как к твоему Богу, отвратив от всех идолов, к которым обратился ты». Отметьте: блаженство тех, кто благодаря благодати Божьей имеет часть в любви Божьей, заключается в том, что она любовь вечная (вечная от своих советов, в своей непрерывности и своих последствиях), и ничто не может отделить нас от этой любви. Кого Бог любит такой любовью, тех Он привлечет в завет и общение с Собой влиянием Своего Духа на их души; Он привлечет их Своим благоволением, узами человеческими и узами любви, чтобы непривлекательное стало более могущественным.
III. Что Он вновь образует из них народ и они благополучно поселятся на родной земле (ст. 4−5). Не является ли Церковь Бога Его домом и Его храмом? Она в настоящее время лежит в руинах? Да, это так, но Бог говорит: «Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена». Они являются частью этого рассеянного строения? Они будут собраны и сложены вместе, каждый на своем месте. Если Бог принял решение устроить их, то они будут устроены, какая бы оппозиция ни противостала этому. Не является ли Израиль прекрасной девой? В настоящее время с нее сорвали ее украшения и она находится в бедственном положении? Да, это так; но ты снова будешь украшаться и станешь красивой; ты будешь украшена своими тимпанами, украшениями своих покоев и станешь веселой. Они снимут свои арфы, которые повесили на ивах, настроят их и сами настроятся, чтобы извлекать из них музыку. Они украсят себя своими тимпанами, ибо настанет время их веселья и музыка будет своевременной; это будет подходящее время Бог Своим провидением призовет их к веселью, и тогда оно будет украшением для них, в то время как тимпаны во время всеобщих бедствий, когда Бог призвал их скорбеть, были им позором. Или это может быть ссылкой на использование ими тимпанов во время торжественных религиозных праздников, когда они выходили плясать в хороводах, как девицы Силомские (Суд 21:19,21). Веселье в том случае украшает нас, когда мы служим Богу и им почитаем Его. Поддерживается ли радость в городе продуктами, производимыми в селениях? Да, это так; поэтому обещано (ст. 5): «Ты снова разведешь виноградники на горах Самарии главном городе царства Израильского, противопоставлявшим себя главному городу Иудеи. Но теперь они объединятся (Иез 37:22) и среди них будет преобладать такой мир и безопасность, что люди будут полностью посвящены земледелию: виноградари разведут виноградники, не опасаясь, что придут солдаты и съедят плоды, которые они насадили, или уничтожат их; они будут разводить их, сами будут и пользоваться ими; для них это будет обычная пища, а не плод, запрещенный законом Божьим (когда они могли есть плоды только пятого года, Лев 19:23−25), не плоды, запрещенные к употреблению владельцами, ибо их будет так много, что хватит всем и каждому.
IV. Что у них будет свобода и возможность поклоняться Богу в назначенных Им обрядах; их будут побуждать, и они будут стремиться к этому (ст. 6): «Ибо будет день, славный день, когда стражи на горе Ефремовой, которые поставлены там, чтобы извещать о приближении врага, увидят, что везде очень спокойно и ниоткуда не грозит опасность, и у них появится возможность на время оставить свою службу и взойти на Сион, чтобы прославить Бога за гражданский мир». Или же имеются в виду стражники, ухаживающие за виноградником (ст. 5), которые побудят себя, друг друга и своих близких пойти на торжественный праздник в Иерусалиме. Эти слова подразумевают, что служение Богу вновь будет восстановлено на Сионе и что люди толпами будут приходить к нему, побуждаемые великой любовью и восхищением, как во времена Давида (Пс 121:1). Особенно нужно обратить внимание на то, что стражники на горе Ефремовой будут стремиться содействовать поклонению Богу в Иерусалиме, в то время как раньше стражники Ефрема ненавидели дом Бога его (Ос 9:8) и вместо того, чтобы приглашать людей на гору Сион, ставили сети для тех, чье лицо было повернуто туда (Ос 5:1). Отметьте: Бог может сделать тех, кто был врагом религии и истинного поклонения Богу, лидерами, ободряющими к нему. Это обетование полностью исполнилось во дни Мессии, когда Евангелие проповедовалось во всех странах и все были приглашены прийти в Церковь Христа, прообразом которой был Сион.
V. Что благодаря этой блаженной перемене Бог получит славу, а Церковь честь и утешение (ст. 7): «Радостно пойте об Иакове, то есть пусть все его друзья и доброжелатели возрадуются с ним (Втор 32:43). Возвеселитесь, язычники, с народом Его» (Рим 15:10). Все соседи обратят внимание на восстановление Иакова; это даст всем им повод радоваться, и все они присоединятся, когда Иаков будет радоваться; тем самым они окажут ему уважение и обеспечат добрую репутацию. Даже глава народов, занимающий важное положение, посчитает честью поздравить Иакова с восстановлением, он посчитает честью послать своих послов с этим поручением. Провозглашайте, славьте. Провозглашая эти благие вести, славьте Бога Израиля и Израиль Божий, говорите почтительно об обоих. Глашатаи Евангелия должны возвещать Его со славою, и поэтому в Псалмах часто говорится о том, что оно сопровождается хвалой (Пс 66:3−4; Пс 95:2−3). За все утешения, которые даем другим или принимаем сами, мы должны обязательно славить Бога. Славьте и говорите: «Спаси, Господи, народ Твой; то есть соверши их спасение и спаси остаток Израиля, который все еще в узах» (как в Пс 125:3−4). Отметьте: славя Бога за то, что Он сделал, мы должны призывать будущие милости, в которых нуждается и ожидает Его Церковь; молясь Ему, мы действительно славим Его и воздаем Ему славу так Он воспринимает это.
VI. Для того, чтобы счастливо поселиться на родной земле, они должны с радостью вернуться из страны, где находились в плену, и благополучно пройти путь, ведущий домой (ст. 8−9); и это начало милости будет для них залогом исполнения всех остальных обещанных благословений.
1. Хотя они рассеяны и находятся в дальних странах, но будут приведены из страны северной и с краев земли; где бы они ни были, Бог найдет их.
2. Хотя многие из них не способны путешествовать, но это не будет для них препятствием: пойдут слепой и хромой; у них будет такое желание отправиться в путь и настолько расположено сердце, что свою слепоту и хромоту они не будут считать поводом для отказа от путешествия. Их друзья будут готовы помочь им; они будут глазами слепому и ногами хромому, какими и должны быть добрые христиане по отношению друг к другу во время путешествия к небесам (Иов 29:15). Но прежде всего их Бог поможет им; и пусть никто не ссылается на то, что слеп, если имеет Бога своим водителем, или на то, что он хромой, если Бог Его сила. Беременным женщинам тяжело, они не готовы совершить такой переход, тем более родильницы; но когда придет время возвращаться в Сион, то ни те ни другие не посчитают его трудностью. Отметьте: когда Бог призывает, то мы не должны ссылаться на невозможность прийти, ибо призывающий поможет и укрепит нас.
3. Хотя кажется, что их число уменьшилось и осталось их немного, но когда все они соберутся, то окажется великий сонм. Таким же окажется Божий духовный Израиль, когда все соберутся на главное собрание, хотя сейчас они представляют собой малое стадо.
4. Хотя возвращение будет поводом для радости, тем не менее молитвы и слезы будут хранимы у них в качестве артиллерии (ст. 9): «Они пойдут со слезами и просьбами (англ. пер.), рыдая о грехе и прося о прощении, ибо благость Божия ведет тебя к покаянию; и когда будут избавлены из плена, то будут рыдать больше и искренне, сокрушаясь о грехе, чем рыдали, когда стенали от него. Плач и молитва идут рука об руку: слезы вкладывают жизнь в молитву и выражают ее живость, а молитвы помогают утереть слезы. «Я поведу их с милостью», написано на полях; во время своего перехода они будут окружены Божьими милостями плодами Его благоволения.
5. Хотя это путешествие будет опасным, они будут в безопасности, находясь под божественным контролем. Им предстоит идти через сухую и жаждущую землю? Я поведу их близ потоков вод, не тех потоков, которые текут по земле и высыхают летом. Они пойдут по пустыне, через которую нет ни дороги, ни тропы? Я поведу их дорогой ровною, на которой они не потеряются. Она будет ухабистой и каменистой? Но они не споткнутся. Отметьте: всякий раз, когда Бог дает Своему народу четкий призыв, Он либо найдет, либо приготовит для них прямой путь; пока мы следуем за провидением, мы можем быть уверены, что провидение будет с нами. И наконец, приводится основание, почему Бог подобным образом позаботится о Своем народе: «...ибо Я Отец Израилю, Отец, родивший его, и поэтому Я поддержу его, проявлю к нему заботу и сострадание отца (Пс 102:13); и Ефрем первенец Мой; даже Ефрем, который отступил от Бога и недостоин более называться сыном, будет признан первенцем особенно дорогим наследником двойных благословений». То же, что послужило основанием для их освобождения из Египта, приводится как основание для их освобождения из Вавилона; они рождены свободными и поэтому не должны быть рабами; они рождены для Бога и поэтому не могут быть слугами людей (Исх 4:22−23): «Израиль есть сын Мой... отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение». Если мы считаем Бога своим Отцом и присоединяем себя к Церкви первенцев, то можем быть уверены, что не будем нуждаться в том, что хорошо для нас.
Стихи 10−17. Этот отрывок посвящен той же цели, что и предыдущий: возвещению миру и Церкви о намерении Божьей любви относительно Своего народа. Это слово Господне, которое должны услышать народы, ибо оно является пророчеством о делах Господа, которые не останутся незамеченными среди народов. Пусть послушают пророчество, чтобы лучше понять и использовать их свершение, и пусть услышавшие возвестят о них другим: возвестите островам отдаленным. Это будут новости, которые распространятся по всему миру. В истории эти события будут выглядеть очень величественными; давайте посмотрим, как они представлены пророчеством. Здесь предсказано, (1) что рассеянный народ Божий вновь будет собран вместе из мест своего рассеяния: Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, ибо Он знает, куда рассеял их, и поэтому знает, где их найти (ст. 10). Una eademque manus vulnus opemque tulit — рука, нанесшая рану, исцелит ее. А когда Он соберет их в один народ, в одно стадо, тогда будет охранять его, как пастырь стадо свое, чтобы оно вновь не рассеялось.
(2) Что те, которые были проданы и отчуждены, будут искуплены и приведены домой (ст. 11). Хотя враг, завладевший ими, был сильнее их, но Бог сильнее его. Господь искупит и избавит его, но не ценой, а силой, как ранее спас от рук египтян.
(3) Что вместе со свободой они будут иметь изобилие и радость и всем этим будут служить Богу (ст. 12−13). Вернувшись на родину, они придут и будут торжествовать на высотах Сиона; на вершине этой святой горы они будут петь славу и хвалу Богу. Мы читаем, что именно так они делали, когда там закладывался фундамент храма; они воспоют вместе, прославляя и благодаря Господа (Езд 3:11, англ. пер.). Они стекутся к благости Господа, то есть соберутся в огромном количестве с великим дерзновением и радостью, как потоки вод, к благости Господа, к храму, где Он являет Свою милость народу. Они будут собираться вместе на торжественных собраниях, чтобы прославить Его за милость и молиться о ее плодах и их постоянстве; они придут, чтобы благословить Его за Его милость: за то, что давал им пшеницу, вино и елей, за агнцев и волов, за то, что теперь, получив свободу, они имели неоспоримое право собственности на них и могли спокойно и мирно наслаждаться ими; теперь они смогут почтить Бога начатками и из своего имущества принести жертву на Его жертвенник. Отметьте: весьма утешительно наблюдать за милостью Господа, проявляющейся в дарах общего провидения, и вкушать в них завет любви. Получив изобилие (после нужды и недостатка), они сильно возрадуются и душа их будет, как напоенный водою сад, цветущий и плодоносящий (Ис 58:11), красивый и благоухающий, имеющий в изобилии все блага. Отметьте: наши души ценятся не так, как сады, но, когда они напоены росой Духа Божьего и благодати, тогда они расцветают. Следующее драгоценное обетование во всей полноте не исполнится, пока мы находимся по эту сторону от высот небесного Сиона; оно гласит, что они не будут более уже томиться, ибо только в новом Иерусалиме отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр 21:4). Тем не менее для вернувшихся пленников оно исполнилось в том, что у них больше не было прежних поводов для скорби; и поэтому (ст. 13) юноши и старцы будут веселиться вместе; юноши будут настолько благоразумны в своем веселье, что их примут за старцев, а старики так возрадуются, что их примут за юношей. Slava res est, saltat senex государство процветает, и старики танцуют. Бог изменит печаль их на радость, пост в торжественный праздник (Зах 8:19). Именно во время возвращения из Вавилона сеявшие со слезами могли пожинать с радостью (Пс 125:5−6). Безусловно, те утешены, кого утешает Бог, и они могут забыть свои беды, когда Он изменяет печаль их на радость; они будут радоваться не только после этих событий, но и радоваться им самим; они будут черпать сияние из своей скорби, которая послужит им контрастом. Чем больше они будут думать о своих бедах, тем больше будут радоваться своему избавлению.
(4) Что и служители и те, кому они служат, получат обильное удовлетворение в том, что Бог даст им (ст. 14): «Я напитаю душу священников туком». На жертвенник будет принесено такое большое количество жертв, что те, которые живут от жертвенника, не будут испытывать недостатка; они и их семьи будут напитаны туком, иметь достаточно и наилучшего качества. И народ Мой насытится благами Моими и посчитает, что имеет достаточно, чтобы быть счастливым; так и есть. Народ Божий имеет обильное удовлетворение в Божьей милости, хотя имеет совсем немного благ этого мира. Позвольте им насытиться Божьим благоволением и они будут удовлетворены этим и не будут желать иного для своего счастья. Все это применимо к духовным благословениям, которыми искупленные Господа насладятся через Иисуса Христа, и они будут намного ценнее пшеницы, вина и елея; наслаждаясь ими, душа насытится.
(5) Что печаль, особенно тех, кто скорбел из-за утери уведенных в плен детей, превратится в радость в связи с их возвращением (ст. 15−17). Здесь нам представлен [1] печальный плач матерей о потерянных детях (ст. 15): «Голос слышен в Раме; за все время, пока они находились в плену, там, более чем в других местах, был слышен только вопль и горькое рыдание», ибо именно в том месте Навуходоносор устроил основное место встречи пленников (как следует из Иер 40:1, где мы читаем, что он выслал Иеремию обратно из Рамы). Сказано, что Рахиль плачет о детях своих. Гробница Рахили находилась между Рамой и Вифлеемом. Вениамин, одно из двух колен, и Ефрем, глава десяти колен, оба происходили от Рахили. Она имела лишь двух сыновей; именно о старшем из них отец скорбел и не хотел утешиться (Быт 37:35); второго она сама назвала Benoni — сын моей скорби. Теперь же жители Рамы подобным образом скорбели о сыновьях своих и дочерях своих, уведенных прочь (как в 1Пар 30:6); там стоял такой громкий плач, что, выражаясь патетически, он мог бы поднять из могилы Рахиль, чтобы она скорбела с ними. Любящие родители даже не хотели утешиться о детях своих, ибо их нет; их не было рядом, они находились в руках врагов; похоже, они никогда больше не увидят их. Евангелист ссылается на это место, когда описывает великий плач в Вифлееме о младенцах, убитых по приказу Ирода (Мф 2:17−18); Писание говорит, что тогда исполнилось это предсказание. Они плакали и не хотели утешиться, полагая, что данная ситуация не допускает никаких оснований для утешения, ибо их нет. Отметьте: скорбь об утере детей не может не быть великой, особенно если мы ошибаемся, полагая, что их нет.
[2] Им предлагается своевременное утешение со ссылкой на ст. 16−17. Им советуют умерить свою скорбь и сдерживаться: «Удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез». Нам не запрещено скорбеть в подобных ситуациях и позволено проявлять естественные чувства. Но мы не должны допускать, чтобы скорбь достигла своих крайних проявлений, препятствовала нам радоваться в Боге или мешала исполнять свой долг перед Ним. Хотя мы скорбим, но не должны роптать, равно как и принимать решение, как Иаков, сойти в могилу скорбящими. Чтобы подавить чрезмерную скорбь, мы должны задуматься о том, что есть надежда для будущности нашей, надежда на будущее (беда не будет вечной), что будущее будет счастливым и мирным. Отметьте: в беде нас должна поддерживать мысль о том, что есть основания надеяться на благополучный конец. Праведный и при смерти своей имеет надежду: надежду на то, что будет благословенный период в его скорби и благословенный переход к радости. «Есть надежда на твое потомство», читают некоторые. «Хотя ты сам можешь не дожить и не увидеть эти счастливые дни, но есть надежда, что их увидит твое потомство». Хотя одно поколение пало в пустыне, но другое войдет в Ханаан. «Ты можешь утешать себя надеждой на следующее: (а) на награду за труд твой. За страдания в своем труде ты будешь награжден. Утешений при освобождении будет достаточно, чтобы сбалансировать все скорби твоего плена». Бог возвеселит Свой народ за дни, в которые поражал его, поэтому есть зависимость между днями веселья и днями радости, как и между трудом и наградой. И явится слава Господня, на которую надеются святые в будущем, и она щедро компенсирует нынешние временные страдания (Рим 8:18). (б) На возвращение твоих детей. Возвратятся они из земли неприятельской (ст. 16); возвратятся они в пределы свои (ст. 17). Есть надежда, что дети, находящиеся далеко, вернутся домой. Иаков утешился встречей с Иосифом после того, как отчаялся вновь увидеть его. И есть надежда, что дети, унесенные смертью, возвратятся в пределы свои, к блаженной участи, предуставленной для них воскресением, к жребию в небесном Ханаане, который был границей Его святилища. Мы должны увидеть основание для подавления скорби об умерших детях, состоящих в завете с Богом, если задумаемся о надежде на воскресение к вечной жизни. Они не потеряны, а ушли раньше.
Стихи 18−26. Данные стихи говорят:
I. О покаянии Ефрема и его возвращении к Богу. Не только Иудея, но и Ефрем, десять колен, будут восстановлены; поэтому они должны быть подготовлены и обладать для этого необходимыми качествами (Ос 14:8): «Что мне еще за дело до идолов?» — скажет Ефрем. О народе Ефрема здесь говорится как об отдельной личности, чтобы подчеркнуть их единодушие; в своем покаянии они будут единомышленны, как один человек, и своим поступком прославят Бога единым разумом и едиными устами; один, как все. Эти слова также могут быть адресованы отдельным раскаявшимся грешникам, для наставления и ободрения которых предназначен данный отрывок. Ефрем, возможно, плачет из-за греха, так как человек, ставший родоначальником этого колена, был человеком чувствительным и плакал о детях своих много дней (1Пар 7:21−22); и скорбь о грехе можно сравнить со скорбью о единственном сыне. Этот раскаявшийся грешник здесь предстает (1) оплакивающим себя и свое нынешнее бедственное положение. Именно так ведут себя истинно раскаявшиеся люди.
(2) Обвиняющим себя и возлагающим на себя, как на грешника, на великого грешника, бремя. Прежде всего он обвиняет себя в том грехе, в котором его особенно в то время обличала совесть, это нетерпимость к наказанию. «Ты наказал меня, говорит он, я испытал на себе Твой жезл, я заслужил его и нуждался в нем. Я был справедливо наказан, наказан как телец неукротимый, который никогда не почувствовал на себе палки, если бы вначале не воспротивился». Истинно раскаявшиеся грешники считают свои страдания отцовским наказанием: «Ты наказал меня, и я наказан-, то есть Ты поступил правильно, наказав меня, в противном случае я бы погиб; это послужило мне во благо или, по крайней мере, должно было быть мне во благо; но тем не менее я был нетерпим к наказанию». Или эти слова могут подразумевать, что он недостаточно прочувствовал это страдание: «Ты наказал меня, и я наказан; и это все. Наказание не пробудило и не побудило к действию; в нем я увидел лишь наказание. Я был наказан, как телец неукротимый, неуправляемый и непокорный, брыкающийся, как серна в тенетах» (Ис 51:20). Теперь он считает себя виновным в этом грехе; но он также (ст. 19) вспоминает свои прежние грехи, грехи дней своей юности. Осознание одного греха должно побудить нас искать больше; теперь он вспоминает бесславие юности своей. Ефрем, как народ, вспоминает недостойное поведение своих предков, когда они в самом начале сформировались в народ. Это применимо к отдельным людям. Отметьте: грех твоей юности является позором твоей юности, и мы должны часто вспоминать его, изливая в покаянии, испытывая скорбь и позор.
(3) Гневающимся на себя, испытывающим святое негодование из-за своего греха и безрассудства: он бил себя по бедрам, как мытарь бил себя в грудь. Он даже удивлялся самому себе, своей тупости и упрямству: он был постыжен и смущен, не мог с малейшей уверенностью взглянуть на Бога и с утешением вспомнить свое прошлое.
(4) Одобрительно представляющим себя милости и благодати Бога. Он увидел, что склонен к отступничеству от Бога и не может своими усилиями удержать себя вблизи Него; тем более восстав, он повернулся спиной к Богу и поэтому теперь молится: «Обрати меня, и обращусь». Эти слова подразумевают, что если Бог не обратит его Свой благодатью, то он никогда не обратится, а будет блуждать бесконечно. Поэтому он очень желает получить обращающую благодать, уповает на нее и не сомневается, что ее будет достаточно для него, чтобы преодолеть все трудности на пути возвращения к Богу (см. Иер 17:14: «Исцели меня, Господи, и исцелен буду»). Бог действует Своей силой и может сделать нежелающего желающим: если Он принял решение обратить душу, то она будет обращена.
(5) Он успокаивает себя, напоминая о личном познании благословенного результата воздействия божественной благодати: «Когда я был обращен, я каялся». Отметьте: все благочестивые стремления нашего сердца к Богу являются плодами и последствиями могущественного воздействия Его благодати на нас. И обратите внимание: он был обращен и вразумлен, его воля покорилась воле Бога благодаря правильным знаниям об истинах Божьих. Отметьте: Бог обращает к Себе душу, открыв глаза ее рассуждения, и из этого вытекают все дальнейшие блага: когда я был вразумлен, то покорился и бил себя по бедрам. Когда грешники приходят к правильному пониманию, то становятся на правильный путь. Ефрем был наказан, но это не привело к хорошему результату, это случилось позже: «Я был наказан, и это все». Но когда наказаниям Божьего провидения стали сопутствовать наставления Его Духа, тогда дело было сделано, тогда он начал бить себя по бедрам так смирился из-за своего греха и не хотел больше грешить.
II. О сострадании Бога к Ефрему и милостивом приеме, который он обрел у Господа (ст. 20).
1. Бог признает его Своим чадом и блудным сыном: «Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? Не любимое ли дитя?» Когда Ефрем оплакивает себя, то Бог также оплакивает его, как утешает кого-либо мать его, после того как отругала (Ис 66:13). Не дорогой ли у Меня сын этот Ефрем? Не любимое ли это дитя? Это он так сильно опечален духом и так горько жалуется? Подобным образом спрашивал Саул (1Цар 26:17): «Твой ли это голос, сын мой Давид?» Или, как иногда предполагают: «Разве Ефрем не Мой дорогой сын? Разве он не любимое дитя?» Теперь да, когда он покаялся и обратился. Отметьте: если неисполнительный и непокорный сын искренне обратится и покается, то даже если подвергался наказанию жезлом, он будет принят Богом как дорогое и любимое дитя. Ефрем поражал себя, а Бог исцелит его; он унизил себя, а Бог почтит его. Хотя вернувшийся блудный сын считал себя недостойным называться сыном, но отец дал ему наилучшую одежду и надел перстень на руку его.
2. Бог уступает ему и говорит о нем с большой любовью и состраданием: «Как только заговорю о нем, угрожая ему словом и порицая провидением, всегда с любовью вспоминаю о нем; Мои намерения к нему мирные». Отметьте: когда Бог поражает Свой народ, то не забывает его; когда Он прогоняет их с родной земли, то не изгоняет с глаз прочь и из сердца вон. Даже в тех случаях, когда Бог говорит против нас, Он действует за нас, ради нашего блага. И в страданиях мы можем утешиться тем, что Господь думает о нас, хотя мы забываем Его. «Я вспоминаю о нем, и поэтому внутренность Моя возмущается за него». Так Иосиф тосковал по своим братьям даже в то время, когда грубо говорил с ними. Когда страдания Израиля вынудили его раскаяться, исповедаться и подчиниться, тогда, по словам Писания, Его душа огорчилась, видя бедственное положение Израиля (Суд 10:16), ибо Он всегда поражает с величайшей любовью. Именно сострадание Бога смягчило наказание Ефрема: «Повернулось во Мне сердце Мое» (Ос 11:8−9), и теперь то же сострадание приняло покаяние Ефрема. Ефрем ссылался (ст. 18): «Ты Господь Бог мой, и поэтому к Тебе я возвращаюсь, поэтому на Твою милость и благодать я уповаю»; и Бог показывает, что эта ссылка была весомой и убедительной, ибо доказывала, что Он Бог, а не человек, и что Он Его Бог.
3. Он принимает решение сделать ему благо: «Умилосержусь над ним, говорит Господь». Отметьте: Бог хранит милость щедрую милость, надежную милость, подходящую милость для всех, кто искренно ищет Его и подчиняется Ему; и чем больше мы пострадали за грех, тем лучше подготовлены для утешений этой милости.
III. О милостивых побуждениях и ободрении для народа Божьего в Вавилоне, предназначенных для их подготовки к возвращению на родину. Пусть не трепещут и не падают духом; пусть не занимаются пустяками и не теряют времени, а с твердой решимостью и усердием готовятся к переходу (ст. 21−22).
1. Они должны думать лишь о возвращении на родную землю, откуда были изгнаны: «Возвращайся, дева Израилева! Дева вновь стала супругой своего Бога; возвращайся в сии города твои; хотя они опустошены и лежат в руинах, но это твои города, которые твой Бог дал тебе, поэтому возвращайся в них». Они должны довольствоваться проживанием в Вавилоне лишь до тех пор, пока им разрешат вернуться в Сион.
2. Они должны возвращаться тем же путем, что шли сюда, чтобы память о страданиях, сопутствовавших плену, о которых им рассказывали отцы, в тех или иных местах вдоль дороги, напоминанием о которых служили дорожные указатели, сделала их более благодарными за избавление. Кто отошел от Бога и оказался в узах греха, тот должен вернуться тем же путем, что отступал, к своим обязанностям, оставленным в пренебрежении, и творить прежние дела.
3. Этому делу они должны посвятить самих себя и все свое естество: «Обрати сердце твое на дорогу, посвяти ему свой разум; подумай о своем долге, выгоде и приступай к нему с хорошим желанием». Отметьте: путь от Вавилона в Сион, от уз греха к славной свободе детей Божьих это большая дорога; она прямая, ровная, безопасная и хорошо утоптанная (Ис 35:8); тем не менее никто не желает идти по ней, пока не обратит к ней свое сердце».
4. Они должны обеспечить себя всем необходимым для этого путешествия: «Поставь себе путевые знаки и поставь себе столбы, отправь заранее людей, чтобы поставили их во всех местах, где есть опасность сбиться с пути». Пусть те, которые идут первыми и лучше знают дорогу, поставят такие указатели для следующих за ними.
5. Они должны настроиться на это путешествие: «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь!» Пусть их разум не колеблется и не сомневается, а примет твердое решение идти; пусть не сбивают себя с толку беспокойством и страхом; пусть не ищут помощи у творений; пусть не мечутся в разные стороны, стараясь угодить тем, кто часто помогал им удаляться от Бога, а пусть доверятся Богу, и тогда их разум будет тверд.
6. Они получили ободрение так поступать благодаря заверениям Бога в том, что Он сотворит нечто новое (непонятное и поразительное) на земле (на той земле): жена спасет мужа. Церковь Бога, которая слаба и хрупка, как женщина, абсолютно неспособная для участия в военных действиях и имеющая трепетный дух (Ис 54:6), окружит, обложит осадой и победит могучего мужа. Церковь сравнивается с женой (Откр 12:1). И хотя мы читаем об армиях, окруживших стан святых (Откр 20:9), но сейчас стан святых окружит их. Многие хорошие толкователи под словами нечто новое сотворенное понимают воплощение Христа; именно на это событие взирал Бог, возвращая их на родину, и о нем посылал им знамения (Ис 7:14; Ис 9:6). Жена, дева Мария, в своей утробе будет иметь Всемогущего, ибо именно это значение имеет используемое здесь слово Geber, а Бог назван Gibbor Боже сильный (Иер 32:18) так же, как и Христос в Ис 9:6 (Бог крепкий в рус. пер.), где говорится о Его воплощении, как и в данном месте, по нашим предположениям. Он Боже сильный, Всемогущий. Пусть это заверит их в том, что Бог не изгонит Свой народ, ибо это благословение будет среди них (Ис 65:8).
IV. Об утешительном будущем, когда они благополучно поселятся на своей родной земле.
1. Все соседи будут доброжелательны и заинтересованы в них; они будут говорить в их адрес доброе слово и возносить о них молитвы (ст. 23): «Впредь (хотя Иудея и Иерусалим долгое время вызывали ужас и насмешки) будут говорить, как раньше, на земле Иуды и в городах его сие слово: ”Да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!”» Это подразумевает, что они вернутся значительно изменившимися и намного лучше, чем были; и их реформация будет настолько заметна, что все окружающие увидят ее. Города, которые были прибежищем грабителей, станут жилищами правды, гора Израилева (так теперь называется вся земля, Пс 77:54), особенно гора Сион, станет горой святой. Обратите внимание: справедливость во взаимоотношениях с людьми и святость перед Богом должны сопутствовать друг другу. Бог соединил благочестие и честность, и пусть никто не думает разделить их или восполнить недостаток одного другим. Хорошо, если народ выходит из бедствий подобным образом очищенным, и это является добрым предзнаменованием дальнейшего блаженства. И мы можем с великим утешением молиться о Божьих благословениях для тех домов, которые являются жилищами правды, тех городах и странах, которые являются горами святыми. Для таких Бог обязательно изречет благословение.
2. У них будет наблюдаться изобилие всех благ (ст. 24−25): «И поселится на ней Иуда», хотя долгое время она была опустошена: лишена земледельцев и пастухов двух древних и почетных занятий Каина и Авеля (Быт 4:2). Удобно жить в жилище правды и на горе святой. «А земледельцы и пастухи будут питаться от плодов своего труда, ибо Я напою душу утомленную и скорбящую», то есть кто утомился от перехода и долго страдал в плену, тот теперь насладится изобилием. Это также касается духовных благословений, которые Бог хранит для истинно раскаявшихся грешников, для всех, кто честен и свят; они будут обильно насыщены божественными благодатями и утешениями. В любви и благоволении Бога уставшая душа обретет покой и скорбящая душа возвеселится.
V. О том, что пророк получит удовольствие от этой мысли (ст. 26). Предвидение Бога даровало ему некое представление о бедствиях Иудеи и Иерусалима, которые для него были весьма болезненными (как в Иер 4:19), но видение этих событий доставляет ему удовольствие, хотя они свершатся в будущем. «При этом я пробудился, охваченный радостью, которая сорвала оковы сна; я вспомнил свой сон, и он был приятен мне, я чувствовал себя энергичным, как человек после спокойного сна». Спокойно могут спать те, кто ложится и встает в общении с Богом, чувствуя, что Бог благоволит к ним. Для благочестивых людей и добрых служителей самое прекрасное будущее в этом мире это процветающее положение Церкви Божьей. Что мы можем увидеть с большим удовлетворением, чем благоденствие Иерусалима во все дни жизни своей и мир на Израиле?
Стихи 27−34. Увидев, что его сон приятен, пророк, под воздействием откровений божественной благодати, вновь решает заснуть в надежде получить дальнейшие открытия, и ожидания не огорчили его, ибо далее обещано:
I. Что народ Божий станет многочисленным и процветающим. Израиль и Иудея вновь наполнятся людьми и скотом, словно те и другие посеяны (ст. 27). Они возрастут и умножатся подобно полю, засеянному пшеницей. Это будет результатом Божьего благословения (ст. 23), ибо кого Бог благословил, тем сказал: «Плодитесь». Это будет прообразом чудесного умножения евангельской Церкви. Бог построит и насадит их (ст. 28). Он будет наблюдать за ними, чтобы сделать им добро; ни одна возможность сделать их процветающими не будет утеряна. Долгое время все противодействовало им и все происшествия способствовали их гибели, и поэтому казалось, что Бог наблюдал за ними, искореняя и сокрушая; а теперь все происходящее с ними будет способствовать их укреплению и продвижению их интересов. Бог не только готов наказать тех, кто продолжает любить свои грехи и ожесточается в них, но и готов утешить тех, кто раскаивается в своих грехах и смиряется.
II. Что с них больше не будут взыскивать за грехи их отцов (ст. 29−30): «Уже не будут говорить (у них не будет повода говорить), что Бог посещает детей за беззакония их отцов», ибо раньше, когда они были в плену, им были предъявлены грехи их отцов, особенно колену Манассии, на что они жаловались как на трудности. Другие места Писания оправдывают Бога за то, каким методом Он с ними обращается, и наш Спаситель говорил нечестивым евреям в Свое время, что они поражаемы за грехи своих отцов, ибо те продолжали упорствовать в них (Мф 23:35−36). Но здесь обещано, что эта суровая по отношению к ним диспенсация теперь закончится и Бог больше не будет противиться им из-за грехов их отцов, а ради них вспомнит Свой завет с их отцами и облагодетельствует согласно этому завету: «Они уже не будут жаловаться, как раньше, что отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (что говорит о несоответствии и вызывает враждебность к действиям Бога), но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие». Хотя Бог перестанет наказывать их в масштабе всего государства, но будет продолжать взыскивать с отдельных людей, которые раздражают Его. Отметьте: избавление государства не защитит и не оставит безнаказанными отдельных грешников: как и раньше, кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Отметьте: кто ест запретный плод, тот убедится, что это кислый виноград, как бы привлекательно он ни выглядел, и он оставит после себя на зубах оскомину. Рано или поздно они прочувствуют ее и вспомнят с горечью. Греху присуща четкая тенденция делать человека беспокойным, подобным образом кислый виноград оставляет оскомину на зубах.
III. Что Бог обновит Свой завет с ними, и поэтому все эти благословения они будут иметь не только благодаря провидению, но и по обетованию; тем самым они окажутся в безопасности и будут удовлетворены. Но этот завет также касается евангельского времени, более поздних дней, которые наступят, ибо апостол считает, что здесь говорится о евангельской благодати (Евр 8:8−9 и далее), и весь отрывок цитируется как краткое содержание завета благодати, заключенного с верующими в Иисуса Христа. Обратите внимание:
(1) Кем являются люди, с которыми заключен этот завет. Он заключен с домом Израиля и с домом Иуды, с евангельской Церковью Израилем Божьим, на котором пребудет мир (Гал 6:16), с духовным семенем верующего Авраама и молящегося Иакова. Иудея и Израиль были двумя отдельными царствами, но после возвращения они объединились, так как Бог пролил на них общее благоволение; так же будет с иудеями и язычниками в евангельской Церкви и завете.
(2) Какова природа этого завета в общем: это новый завет, не такой, какой Я заключил с отцами их, когда выводил их из земли Египетской, не такой, как завет природы и невинности, какой Я заключил с ними на горе Синай: тот завет был заключен с Адамом во дни, когда он был сотворен. Нет, по своей сути то был завет благодати, но предназначенный для мрачной диспенсации, по сравнению с заветом, данным в евангельские времена. Согласно этому завету, грешники спасались благодаря покаянию и верой в грядущего Мессию, и прообразом Его Крови, в подтверждение того завета, послужила кровь жертв, принесенных по закону (Исх 24:7−8). Тем не менее данный завет по многим причинам можно назвать новым, по сравнению с тем, ибо его постановления и обетования более духовные и направленные к небесам, а откровения более четкие. Тот завет Бог заключил с ними, когда взял их за руку, словно они были слепыми, хромыми или слабыми, чтобы вывести их из земли Египетской; и тот завет они нарушили. Обратите внимание: именно Бог заключил этот завет, но именно народ нарушил его; наше спасение от Бога, а наши грехи и гибель от нас самих. Особенно усугублял их проступок тот факт, что Бог был им мужем и обручил их Себе; между Ним и ими был заключен брачный завет, который они разрушили своим идолопоклонством духовным прелюбодеянием. Наше преступное отступничество от Бога усугубляется тем, что Он является нашим мужем любящим, нежным и заботливым мужем, верным нам, но мы тем не менее обманули Его.
(3) Что из себя представляют отдельные статьи этого завета. Все они содержат духовные благословения; они не говорят: «Я дам им землю Ханаанскую и многочисленное потомство», а: «Я дам им прощение, мир и благодать, добрые сердца и благочестивый разум». Он обещает, (1) что склонит их исполнять свой долг: «Я вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его». Он не говорит: «Я дам им новый закон» (как хорошо отмечает г-н Гатакер), ибо Христос пришел не нарушить закон, но исполнить; закон будет написан на их сердцах перстом Духа, как ранее был написан на каменных скрижалях. Бог пишет Свой закон на сердцах всех верующих, делает их восприимчивыми к нему и знакомит с ним; когда подворачивается случай, он у них под рукой, как то, что написано на сердце (Притч 3:3). Он побуждает их стараться соблюдать его, ибо то, о чем мы беспокоимся, по словам Писания, близко нашему сердцу. Он вырабатывает в них послушание, подобие мыслей и любовь к принципам божественного закона, какие бывают у копии по отношении к оригиналу. Здесь обещано, и мы должны молиться о том, чтобы исполнять свой долг добросовестно и с удовольствием.
(2) Что Он заключит с ними особые взаимоотношения: «Я буду им Богом, вседостаточным для них, и они будут Моим народом верным и послушным Мне народом». То, что Бог является нашим Богом, есть краткое содержание всего нашего блаженства; это сами небеса (Евр 11:16; Откр 21:3). То, что мы будем Его народом, можно воспринять как условие с нашей стороны (те, и только те будут иметь Бога своим Богом, кто истинно желает быть Его народом) или как продолжение обетования о том, что Бог Своей благодатью сделает нас Своим народом готовым народом в день силы Его; именно Его благодать сделает людей Его народом.
(3) Что среди всех народов будут преобладать знания о Боге, и это окажет влияние на все блага, ибо те, которые правильно знают имя Бога, будут искать Его, служить Ему и доверяться Ему (ст. 34): «Все сами будут знать Меня; все будут желать познать Бога и будут иметь средства для этого познания; пути Его на земле будут известны, в то время как на протяжении многих веков лишь в Иудее был ведом Бог». Намного больше людей познает Бога, чем во время Ветхого Завета, которое для язычников было временем невежества; истинный Бог был для них неведомым богом. Истины Божьи во времена Евангелия станут более простыми и доступными и опустятся до уровня возможностей самых примитивных людей, по сравнению со временем Моисея, когда на его лицо было покрывало. Познания о Боге в общем будут такими обширными, что теперь людей не нужно будет много учить, как раньше. Некоторые воспринимают эти слова как гиперболическое выражение (и тупость иудеев нуждалась в таком выражении, чтобы пробудить их), цель которого показать, что знания о Боге во времена Евангелия будут значительно превосходить знания о Нем во времена закона. Или, возможно, оно подразумевает, что во времена Евангелия его будут так много проповедовать величественно и постоянно мужи, рукоположенные и назначенные проповедовать слово во время и не во время намного чаще, чем полагалось по закону, что не будет такой необходимости, как раньше, в братском обучении со стороны соседа и брата. Священники проповедовали, но время от времени, только в храме и сравнительно небольшому количеству людей, но теперь все познают или смогут познать Бога благодаря частым собраниям христиан, на которых повсеместно будут наставлять в добром познании Бога. Некоторые придают этим словам следующее значение (его упоминает и г-н Гатакер): многие будут иметь четкое понимание Божьих истин не столько благодаря средствам наставления, сколько благодаря непосредственному просветлению. Вкратце: истины Божьи благодаря Евангелию Христа будут явлены четче, чем ранее (2Тим 1:10), и народ Божий благодаря благодати Христа более четко увидит их (Еф 1:17−18).
(4) Что ради всех этих благословений грех будет прощен. Это дает основание для всего остального: «...потому что Я прощу все беззакония их, не буду обвинять их и обращаться с ними так, как они того заслуживают; Я прощу и забуду. Я грехов их уже не вспомяну более». Именно грех удерживает от нас блага и останавливает поток Божьих милостей; как только грех будет убран благодаря прощающей благодати и препятствие будет удалено, так сразу же божественная благодать потечет подобно реке и могучему потоку.
Стихи 35−40. В предыдущих стихах говорились славные вещи о Евангельской Церкви, которыми должна закончиться та эпоха иудейской Церкви, начавшаяся с момента возвращения из плена, на протяжении которой должны полностью осуществиться все те обетования. Но можем ли мы полагаться на эти обетования? Да, в этих стихах они подтверждаются и даются твердые и надежные заверения в вечности благословений, содержащихся в них. Нам твердо обещано, что, пока мир стоит, Бог будет иметь в нем Свою Церковь, которая хотя иногда и может быть в весьма презренном положении, но вновь возвысится и ее интересы вновь утвердятся. Она построена на скале, и врата ада не одолеют ее. Для утверждения нашей веры в этом вопросе данные стихи заверяют нас в устройстве этого мира и восстановлении Иерусалима.
I. Устроение этого мира, незыблемость и продолжительность этого устроения свидетельствуют о силе и верности Бога, решившего утвердить Свою Церковь. А устроивший все с самого начала есть Бог (Евр 3:4), и Он продолжает творить все сейчас. И постоянство славы царства природы может ободрить нас уповать на божественное обетование о продолжительности славы царства благодати, ибо это как воды Ноя (Ис 54:9). Давайте в данных стихах обратим внимание:
1. На славу царства природы, и отсюда сделаем вывод о том, насколько счастливы те, кто имеет Господа, Бога природы, своим Богом навеки. Отметьте:
(1) Равномерность и постоянство движения небесных тел, которым Бог вначале дал движение и сейчас направляет. Он дал солнце для освещения днем (ст. 35) не только сделал это в начале, но и продолжает делать сейчас, ибо свет и тепло, все влияние, оказываемое солнцем, постоянно зависят от великого Творца. Он дал уставы луне и звездам для освещения ночью-, их движение названо уставами, так как оно постоянно, соответствует определенному правилу, установлено и подчиняется руководству (см. Иов 38:31−33).
(2) Его управление морем, ограничение, которому подвергаются гордые волны: «Господь Саваоф разделяет море (англ. пер.) или (как читают некоторые) успокаивает море, когда волны бушуют (divide et impera разделяет и властвует), когда они особенно бушуют, Бог удерживает их в пределах (Иер 5:22), быстро успокаивает и делает море снова спокойным». Мы также должны возвеличивать силу Бога, которая не только поддерживает постоянным движение небесных тел, но и контролирует спонтанное движение морей.
(3) Огромную протяженность небес и невозможность измерить небесный свод. Несомненно великим является Бог, устроивший такой великий мир; небо не может быть измерено вверху (ст. 37), но Бог наполнил его.
(4) Таинственность той части сотворения, среди которой брошен наш жребий и с которой мы наиболее ознакомлены. Основания земли не могут быть исследованы внизу, ибо Творец повесил землю ни на чем (Иов 26:7), и мы не знаем, на чем учреждены основания (Иов 38:6).
(5) Непоколебимую твердость этих творений (ст. 36): эти уставы не перестанут действовать пред Богом; Он постоянно следит за всеми воинствами небесными и земными и за их движениями; Он учредил их, и они пребывают по определениям Его, ибо все служит Ему (Пс 118:90−91). Небеса часто покрыты тучами, солнце и луна часто затемнены, земля может сотрясаться, а море бушевать, но все они держатся своего места, могут двигаться, но не менять свое местоположение. Во всем этом мы должны признать силу, милость и верность Творца.
2. Отсюда вытекает стабильность царства благодати: мы можем быть уверены, что племя Израилево не перестанет быть народом, ибо духовный Израиль, Евангельская Церковь, будет народом святым, родом избранным (1Пет 2:9). Когда Израиль по плоти уже не будет народом, тогда дети обетования признаются за семя (Рим 9:8); и Бог не отвергнет все племя Израилево даже за все то, что они делали, хотя поступали они очень нечестиво (ст. 37). Он мог бы вполне справедливо изгнать их, но не хочет. Хотя Он прогнал их с родной земли и на время поверг в уныние, но не истребил. Некоторых из них Он истребит, но не всех; похоже, именно на это ссылается апостол (Рим 11:1): «....неужели Бог отверг народ Свой? Никак» Никто не должен так думать, ибо и в нынешнее время сохранился остаток (Рим 11:5), достаточный, чтобы поддержать добрую репутацию Божьего обетования, гласящего, что Бог не отвергнет все племя Израилево, хотя многие из них будут отвержены за неверие. Верить этому нам поможет размышление о том, (1) что Бог, принявший решение сохранить Свою Церковь, обладает всемогущей властью и держит все словом силы Своей. Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю, и поэтому Он может делать все, что хочет.
(2) Что Бог заботится об этом мире лишь для того, чтобы иметь от него славу Себе, а для этого Он должен сохранить для Себя в нем Церковь народ, который был Его славою и хвалою.
(3) Что раз порядок движения творений сохраняется до сих пор благодаря тому, что он был правильно образован вначале, и не изменился, так как не нуждается в изменении, то и метод благодати по той же причине остается неизменным, так как с самого начала был правильно утвержден.
(4) Что пообещавший сохранить Церковь для Себя верен слову, которое Он изрек о стабильности мира. Тот, Который остался верен Своему завету, заключенному с Ноем и его сыновьями, так как утвердил его в качестве завета вечного (Быт 9:9,16), не окажется неверным (мы можем быть уверены) Своему завету, заключенному с Авраамом и его потомками, его духовными потомками, ибо этот завет тоже вечный. Даже их ошибки, которых было много, не смогут превозмочь милостивые намерения этого завета (см. Пс 88:31 и далее).
II. На восстановление Иерусалима, в то время лежавшего в руинах, на его освобождение и утверждение; и эти события будут залогом великих дел, которые Бог в будущем совершит для евангельской Церкви, небесного Иерусалима (ст. 38−40). Наступают дни, хотя они долго еще могут приближаться, когда (1) Иерусалим будет полностью отстроен и станет таким же большим, как раньше; его размеры точно описаны благодаря перечислению мест, через которые будет проходить окружающая его стена. Несомненно, построенная Неемией стена, начавшаяся для более полного исполнения пророчества от упомянутой здесь башни Анамеила (Неем 3:1), ограничивала именно ту площадь, которая описывается здесь, хотя мы не можем с точностью определить места, названные воротами угольными, холмом Гарива и т.д.
(2) Отстроенный город будет посвящен Богу и богослужению. Он будет устроен во славу Господа (ст. 38), и даже его окраины и прилегающие поля будут святыней Господу. Он не будет оскверняться, как раньше, идолами, а Бог будет там почитаться и прославляться; весь город будет похож на один храм, одно святое место, как новый Иерусалим, который не имеет храма, так как весь сам представляет собой храм.
(3) Восстановленный благодаря обетованию Божьему, он не разрушится и не распадется во веки; то есть он пребудет долго: период существования нового города с момента их возвращения из плена и до последнего его разрушения так же длителен, как период от учреждения царства Давида и до их плена. Но это обетование полностью исполнилось в евангельской Церкви, которая является духовным Израилем, и поэтому Бог не истребит его; более того, она представляет собой святой город, и поэтому все силы человеческие не смогут разрушить и свергнуть ее. Какое-то время она может быть опустошенной, как это было с Иерусалимом, но восстановится, переживет бурю и достигнет своей цели, и врата ада не одолеют ее.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 31 глава