Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 27 глава

Толкование Мэтью Генри


Так как пророку Иеремии не удалось убедить народ покориться Божьим заповедям и тем самым предотвратить уничтожение своей страны царем Вавилонским, то в данной главе он убеждает их подчиниться Божьему провидению, своевременно покориться царю Вавилона и платить ему дань; это был самый мудрый выход, который у них остался; это смягчило бы их бедствие и предотвратило бы опустошение их страны огнем и мечом; пожертвовав свободой, они спасли бы свою жизнь.

I. Он дает этот совет во имя Бога царям соседних государств, чтобы из плохого они извлекли наилучшее, заверяя их в том, что у них нет выхода и им все равно придется служить царю Вавилонскому. Но в свое время придет помощь, ибо его владычество будет длиться лишь 70 лет (ст. 1−11).

II. Он отдельно дает этот совет Седекии, царю Иудеи (ст. 12−15), священникам и народу, заверяя их в том, что царь Вавилонский будет воевать с ними, пока их ситуация не дойдет до крайности, и поэтому смиренное подчинение будет единственным способом смягчить бедствие и сделать его легким (ст. 16−22). Этими словами пророк хотел направить их на путь правильного поведения и истинного благочестия.

Стихи 1−11. Некоторые трудности возникают при определении времени, когда было произнесено это пророчество. Говорится, что это слово пришло к Иеремии в начале царствования Иоакима (ст. 1), тем не менее послы, которым он должен был передать символы рабства, по словам Писания (ст. 3), пришли к Седекии, царю Иудейскому, вступившему на царство одиннадцать лет спустя после начала правления Иоакима. Некоторые полагают, что это ошибка, возникшая при переписывании, и считают, что нужно читать так (ст. 1): «В начале царствования Седекии...», вместо чего некий небрежный книжник, чьи глаза были направлены на заглавие предыдущей главы, написал Иоаким. И если мы допускаем, что ошибка могла возникнуть в любом другом месте, то могла быть и здесь, ибо имя Седекии вновь упомянуто в ст. 12 и следующем пророчестве, датированном тем же годом, где сказано, что оно было изречено в начале царствования Седекии (Иер 28:1). Др Лайтфут так объясняет эту ситуацию: в начале правления Иоакима Иеремии было велено сделать эти узы и ярмо и возложить их на свою шею в знак подчинения царю Вавилонскому, который вступил на царство в то же время; но он должен был послать их царям соседних стран позднее, во время царствования Седекии, а Писание посредством предсказания упоминает о его наследовании трона Иоакима и посланных к нему же послов.

I. Иеремия должен приготовить знамение всеобщего покорения всех этих стран царю Вавилона (ст. 2): «Сделай себе узы и ярмо» ярмо с узами, чтобы можно было его пристегнуть и шея животных не могла бы выскользнуть из него. Все это пророк должен был надеть на свою шею, чтобы на это действие обратили внимание, как на пророческое представление, ибо тогда каждый человек спросил бы: «Что означает ярмо Иеремии?»; и мы читаем об одном таком (Иер 28:10). Это действо подразумевало, что он советовал им делать лишь то, что твердо решил делать сам, ибо он не был одним из тех, кто налагает на людей бремена неудобоносимые, а сам и одним перстом своим не дотрагивается до них. Служители должны возлагать на себя такое же ярмо и обязанности, о которых проповедуют другим.

II. Он должен был послать все это вместе с проповедью всем правителям соседних государств, упомянутых в ст. 3, расположенных по соседству с Ханааном. Похоже, в то время готовился договор о содружестве между царем Иудеи и царями этих государств. Иерусалим был местом, определенным для заключения договора. И туда все они послали своих полномочных представителей; было договорено объединиться в союз наступательный и оборонительный и поддерживать друг друга, создав оппозицию возрастающей и угрожающей силе царя Вавилонского, чтобы ослабить его чрезмерную силу. Правители были очень уверены в своих объединенных силах и были готовы называть себя наилучшими союзниками. Но когда посланники собрались возвращаться к своим уважаемым владыкам и утвержденным договорам, Иеремия дал каждому из них ярмо для своего господина, символизирующее, что ему придется стать рабом царя Вавилонского, то ли добровольно покорившись, то ли вынужденно пусть выберет, что хочет. В проповеди, сопровождавшей это знамение, (1) Бог заверяет их в Своем неоспоримом праве распоряжаться царствами так, как Ему угодно (ст. 5). Он Творец всего; Он вначале сотворил землю, утвердил ее, и она пребывает: остается такой же, хотя один род проходит, и другой род приходит. Он с помощью непрерывного творения производит человека и животных на лицо земли великим могуществом Своим и простертою мышцею Своею. Его мышца имеет безграничную силу, даже когда она простирается. В связи с этим Он может дать и передать собственность и владычество, кому угодно Ему. Он милостиво землю дал сынам человеческим (Пс 13:24) и каждому дал его часть: одному больше, другому меньше. Отметьте: все блага, которые имеем в этом мире, мы получаем от Бога, Который посчитал уместным дать нам их. Поэтому мы должны быть удовлетворенными, даже если имеем мало, и не завидовать участи других, если у них много.

(2) Бог возвещает о том, что все эти страны приносятся в дар Навуходоносору. Знайте всех людей по этим подаркам. Sciantpraesentes et futuri — пусть нынешние и будущие века знают. «Это подтверждает для всех, кого это касается, что ныне Я отдаю все земли сии со всем их богатством в руку царя Вавилонского; даже зверей полевых, прирученных и диких, отдаю ему, леса и луга; все это принадлежит ему». Навуходоносор был гордым, нечестивым человеком, идолопоклонником, но Бог Своим провидением дает ему эти огромные владения и власть. Отметьте: блага этого мира не наилучшее, ибо Бог часто дает их значительную часть плохим людям, которые соперничают с Ним и восстают против Него. Навуходоносор был нечестивцем, тем не менее то, что он имел, было божественным даром. Отметьте: владычество не сопутствует благодати. И те, которые не имеют никакого законного права на вечное блаженство, в то же время могут иметь вполне оправданное право на временные блага. Навуходоносор очень плохой человек, но Бог называет его Своим рабом, так как использует его в качестве орудия Своего провидения для наказания народов и в частности Своего народа; и за это служение Он щедро расплатился с ним. Те, кого Бог использует, не останутся в проигрыше; тем более все те, кто намеренно и искренно служит Ему, увидят, что Он щедрый Даятель.

(3) Он заверяет их в том, что все они неизбежно будут завоеваны и окажутся во власти царя Вавилонского на определенное время (ст. 7): «Все народы, все эти народы и многие другие, будут служить ему и сыну его и сыну сына его». Его сыном был Евилмеродах, а сыном его сына Валтасар, во время правления которого царство прекратило свое существование. Тогда настало время взыскать с его земли, ибо скрижали будут возвращены, а народы многие и цари великие, объединившись в империю мидийцев и персов, послужат себе от него (англ. пер.), о чем говорилось ранее (Иер 25:14). Подобным образом топтались по Адони-Везеку, топтавшемуся по другим царям.

(4) Тем, кто будет упрямиться и не захочет подчиниться царю Вавилонскому, Бог угрожает истреблением с помощью войны (ст. 8): «А тот народ, который не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, Я накажу мечом и голодом, которые будут следовать один за другим, пока не истреблю их рукой его». Навуходоносор был несправедливым и очень жестоким захватчиком, посягавшим на свободу и права своих соседей и вынуждавшим их покориться ему; но, позволяя ему так поступать, Бог преследовал справедливые и святые цели, наказывая народы за их идолопоклонство и вопиющую порочность. Кто не желал служить Богу, сотворившему его, тот вполне справедливо был вынужден служить своим врагам, искавшим его погибели.

(5) Он показывает им тщетность всех их надежд сохранить свою свободу, которыми они питали себя (ст. 9−10). Эти народы также имели своих пророков, которые притворялись, что умеют предсказывать грядущие события по звездам, снам или с помощью колдовства; и они, чтобы угодить своим начальствам (и сами желая того же), ублажали их заверениями в том, что они не будут служить царю Вавилонскому. Тем самым они хотели побудить их к яростному сопротивлению; и хотя у них не было никаких оснований, но они думали, что тем самым сослужат им добрую службу. Но Бог говорит, что это приведет к их полному истреблению, ибо своим сопротивлением они спровоцируют завоевателей быть особо жестокими к ним: чтобы удалить вас и изгнать в бедственный плен, где все будут затеряны и погребены в забвении. Детальные пророчества в адрес каждого из этих народов, граничивших с Израилем, которые здесь изложены в общих чертах и исполнились так же, как и эти, мы прочитаем в главах 48 и 49 Книги Иеремии и в 25 главе Книги Иезекииля. Отметьте: когда Бог судит, то Он побеждает.

(6) Он показывает им прямой путь, чтобы предотвратить их истребление с помощью спокойной и уступчивой покорности (ст. 11). Те народы, которые согласятся служить царю Вавилонскому и платить дань в течение семидесяти лет (десять сроков ученичества), Я оставлю на земле своей. Кто склонится, тот не будет сокрушен. Возможно, владычество царя Вавилонского для них окажется не намного суровее владычества их собственных царей. Часто, предпочитая свободу жизни, люди потакают своей чести, а не истинной мудрости. Не для бесчестия Иссахара Библия упоминает, что когда увидел он, что покой хорош, и что земля приятна, и что он может мирно наслаждаться ею, то преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани (Быт 49:14−15), как и здесь им советуется: «Служите царю Вавилонскому; будете возделывать ее и жить на ней». Некоторые осуждают подобное поведение как доказательство рабского духа, но пророк советует так поступать, чтобы свидетельствовать о своем смиренном духе, покорившемся необходимости, чтобы с помощью смиренного подчинения самым суровым проявлениям провидения извлечь наилучшее из наихудшего; лучше поступить так, чем своей борьбой сделать ситуацию еще хуже. Когда одолевают нужды, Тогда стойкая терпимость делает бремя легким. Многие могли бы предотвратить разрушительные провидения, покорившись смиряющим провидениям. Лучше взять более легкий меч, чем тянуть более тяжелый на свою голову.

Стихи 12−22. То, что говорилось всем народам, с особой нежностью адресуется иудеям, о которых Иеремия особенно заботился. В то время дело обстояло так: Иудея и Иерусалим часто воевали с царем Вавилонским, и над ними одерживали победы. Многие известные люди и их значительное имущество было уже перевезено в Вавилон, в частности некоторые сосуды из дома Господнего. Вопрос был в том, чем сейчас закончится эта борьба. В Иерусалиме среди иудеев были лжепророки, убеждавшие людей продолжать борьбу: тогда царь Вавилонский не сможет их одолеть, а они восстановят все, что утеряли. Теперь же был послан Иеремия, велевший им покориться, ибо вместо того, чтобы вернуть утерянное, они потеряют оставшееся. Цель данных стихов убедить их в этом.

1. Иеремия смиренно обращается к царю Иудеи, чтобы убедить его сдаться царю Вавилонскому. Он действовал от лица всего народа и его решение определило бы участь всего народа, поэтому пророк обращается к нему, как ко всему народу (ст. 12): «Подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и будете живы». Разве не поступили бы они мудро, подчинившись тяжелому железному ярму жестокого тирана, для того чтобы сохранить жизнь своему телу? И разве не мудро поступаем мы, покоряясь приятному и легкому ярму нашего праведного Господа и Учителя Иисуса Христа, чтобы сохранить жизнь нашей душе? Склоните ваш дух к покаянию и вере, ибо это способ привести ваши души к небесам и славе. Мы можем увещевать погибающие души с намного большей убедительностью и состраданием, чем в данном месте Иеремия увещевает погибающих людей: «Зачем вам умирать от меча и голода, принимать ничтожную смерть, которую вы неотвратимо навлекаете на себя, стараясь избежать бедствий в своей жизни?» Он хочет, чтобы они приняли в своей адрес все, что Бог в общем говорил о тех, кто не желал покориться царю Вавилонскому, и убоялись. Было бы хорошо, если бы грешники подобным образом боялись истребления всех не желавших, чтобы Христос царствовал над ними, чтобы при этом они увещевали себя такими словами: «Зачем умирать нам второй смертью, которая в тысячу раз хуже смерти от меча и голода, если мы можем покориться и жить?»

II. Он подобным образом обращается к священникам и народу (ст. 16), желая убедить их служить царю Вавилонскому, чтобы они были живы и могли предотвратить опустошение города (ст. 17): «Зачем доводить город сей до опустошения, что обязательно случится, если вы окажете сопротивление?» Священники были врагами Иеремии и искали его, чтобы лишить жизни; а он доказывает, что является их другом и ищет их жизни, чтобы сохранить и спасти ее; это является примером для нас, как нужно воздавать добром за зло. Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его душе и ее благополучии (Притч 29:10). Ситуация зашла слишком далеко; они стояли на краю гибели, которой могли избежать, если бы послушались совета Иеремии. Тем не менее он продолжает по-дружески увещевать их, чтобы спасти оставшихся и поступить с ними мудро, чтобы хотя бы сейчас, в этот день, они поняли, что содействует их миру, когда остался один день, чтобы изменить свое решение.

III. В обоих обращениях он предостерегает и тех и других не верить лжепророкам, которые убаюкивали их, гарантируя безопасность, так как сами любили дремать: «И не слушайте слов пророков, ваших пророков (ст. 16). Они не Божьи пророки; Он никогда не посылал их; они не служат ему и не стараются Ему угодить, ибо говорят вам то, что вы хотите от них услышать, и стремятся лишь удовлетворить вас». Их пророки льстили им, убеждая верить в то, что (1) сила царя Вавилонского, с помощью которой он одолел их, скоро сокрушится. Они говорили (ст. 14): «Не будете служить царю Вавилонскому; не покоряйтесь ему добровольно, ибо вас не смогут заставить покориться». Они пророчествовали это во имя Господа (ст. 15), словно Бог послал их к людям с этим поручением из милости, чтобы они не позорили себя бесславной покорностью. Но это была ложь. Они говорили, что Бог послал их, но это была ложь. Бог отрекается от них. Я не посылал их, говорит Господь. Им говорили, что они никогда не подчинятся царю Вавилонскому, но это тоже была ложь, и это было доказано событиями. Им говорили, что если они будут держаться до последнего, то это будет единственным способом сохранить себя и свой город, но это была ложь, ибо все закончится их изгнанием и гибелью. Поэтому все их слова от первого до последнего были ложью. Пророки, обманывавшие народ этой ложью, в итоге обманывали самих себя; слепые вожди и слепые их последователи вместе упали в яму: чтобы вы погибли, вы и пророки ваши, пророчествующие вам; они не только не могли гарантировать вам безопасность, но и не могли спасти себя. Отметьте: кто ободряет грешников продолжать идти греховными путями, тот в конце погибнет вместе с ними.

(2) Сосуды храма, которые царь Вавилонский уже увез, вскоре будут возвращены (ст. 16); они питали надежды священников, зная, насколько приятно будет слышать об этом тем, кто любил золото храма больше, чем храм, освящавший золото. Эти сосуды были увезены, когда Иехония был отправлен в плен (ст. 20). Эта печальная история описана в 4Цар 24:13,15; 2Пар 36:10. Все драгоценные сосуды (т.е. все золотые сосуды, находившиеся в доме Господнем) со всеми сокровищами были захвачены в качестве добычи и отнесены в Вавилон. Это больше всего огорчало их, ибо храм был их гордостью и упованием, а его ограбление было достаточно четким подтверждением того, что им говорил истинный пророк: Бог отошел от них. Поэтому у лжепророков не было иного способа успокоить народ, кроме как сказать, что царь Вавилонский вскоре будет вынужден вернуть их.

Но в данной ситуации [1] Иеремия велит им подумать, как можно сберечь сосуды, сохранившиеся благодаря их молитвам, а не о том, как вернуть те, которых они лишились из-за своих пророчеств (ст. 18): «А если они пророки, каковыми притворялись, и если у них есть слово Господне, если у них есть хоть какое-то общение с небесами и часть на небесах, то пусть используют ее, чтобы остановить надвигающийся суд. Пусть станут в пролом и стоят со своими курильницами между мертвыми и живыми между тем, что унесено, и тем, что осталось, чтобы поражение прекратилось; пусть ходатайствуют пред Господом Саваофом, чтобы сосуды оставленные не пошли вослед унесенным», (а) Пусть молятся, а не пророчествуют. Отметьте: пророки должны быть мужами молящимися; пребывая в молитве, они должны свидетельствовать, что поддерживают общение с небесами. Мы не должны считать пророками, получающими послание с небес, тех, кто часто не обращается к ним. Молитвами о безопасности и процветании святилища они должны были показать, что (как и приличествует пророкам) ими владеет государственный дух; а из успешности их молитв будет следовать, что Бог благоволит к ним. (б) Вместо того, чтобы стараться вернуть утерянное, они должны побуждать себя заботиться о сохранности того, что осталось, и считать великим благоволением, если им удастся достичь своей цели. Когда повсюду свирепствуют суды Божьи, мы не должны ставить перед собой великие цели, а довольствоваться малым.

[2] Иеремия заверяет их в том, что и этого они не смогут добиться и медные сосуды последуют за золотыми (ст. 19,22). Навуходоносору так понравились трофеи, что он обязательно придет вновь, чтобы забрать все, что можно, не только из дома Господнего, но и из дома царя Иудейского. Все они с ликованием будут отнесены в Вавилон и там останутся. Но заканчивает пророк свое обращение милостивым обетованием о том, что настанут времена, когда все это будет возвращено. «Когда Я посещу их с милостью, говорит Господь, согласно указанию, тогда Я выведу эти сосуды и возвращу их на место сие — на их место». Несомненно, они были под защитой особого провидения, иначе их бы расплавили и использовали для других дел; но надлежало быть второму храму, для которого они должны быть сохранены. Мы более детально читаем об их возвращении в Книге Ездры 1:8. Отметьте: хотя процветание Церкви не было восстановлено до нашего времени, но это не повод отчаиваться, ибо это произойдет в установленное Богом время. Говорившие «скоро возвращены будут сосуды дома Господня» пророчествовали ложь (ст. 16), а пророк, сказавший «в конце они будут возвращены», пророчествовал истину. Мы склоны выставлять свои часы так, чтобы они спешили по сравнению с часами Бога, а потом огорчаемся, что они не совпадают; но Господь Бог суда, и нам приличествует ожидать Его.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 27 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.