Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


Вероятно, в данной главе представлена первая проповедь Иеремии после его рукоположения и одна из наиболее ярких и патетических проповедей, звучащих во всех пророческих книгах. Да не скажет Иеремия: «Я не умею говорить, ибо я еще молод», потому что, после того как Бог коснулся его уст и вложил в них Свои слова, уже никто не скажет лучше. Цель данной главы показать Божьему народу его преступления, дому Иакова его грехи, причем путем порицания и обличения, чтобы привести людей к покаянию в грехах и предотвратить грядущий крах. Им выдвинуто весьма серьезное обвинение со зловещими отягчающими обстоятельствами; аргументы, доказывающие их вину, неоспоримы и внушительны, увещевания резки и впечатляющи. Грех, который им в особенности ставится в вину, идолопоклонство; они оставили истинного Бога, своего собственного Бога ради лжебогов. Итак, им говорится, что:

(I) Они проявили неблагодарность по отношению к Богу, Который был к ним столь милостив (ст. 1−8).

(II) Случай, чтобы какой-либо народ менял себе бога, беспрецедентен (ст. 9−13).

(III) Поступив таким образом, они дискредитировали и погубили себя (ст. 14−19).

(IV) Они нарушили заветы и отошли от своих добрых начинаний (ст. 20−21).

(V) Их нечестие было слишком явным, чтобы скрыть его, и слишком злостным, чтобы оправдать (ст. 22−23,35).

(VI) Они умышленно и настойчиво упорствовали в нечестии, были неудержимы и неутомимы в идолослужении (ст. 24−25,33,36).

(VII) Они опозорили себя идолопоклонством и вскоре будут вынуждены стыдиться его, когда убедятся, что идолы не в силах им помочь (ст. 26,29,37).

(VIII) Их не убедили укоры Провидения, и они не исправились под воздействием таковых (ст. 30).

(IX) Они явили большое пренебрежение к Господу (ст. 31−32).

(X) Их идолопоклонство сопровождалось противоестественными убийствами, пролитием крови бедных и невинных (ст. 34). Поистине жестоки сердца людей, которые остаются равнодушными и не смиряются, когда им излагают по порядку, как здесь, их грехи. О, если бы, размышляя над этой главой, мы пришли к покаянию в духовном идолопоклонстве в том, что отводили миру и плоти в своей душе место, которое надлежит беречь только для Бога!

Стихи 1−8. Здесь приводится:

I. Данное Иеремии повеление идти и нести Божье послание жителям Иерусалима. У него было общее предписание (Иер 1:17) идти и говорить им; здесь же ему предписывается, что конкретно говорить, когда он пойдет. Следует заметить: духовным служителям полезно верой и молитвой принимать поручение заново, когда они торжественно приступают к какому-либо этапу своей работы. Пусть духовный служитель внимательно сверяет материал проповеди с Божьим Словом, чтобы убедиться в отсутствии разногласий, тогда он вправе говорить не только: «Господь послал меня», но и: «Господь послал меня сказать это». Иеремия должен выйти из Анафофа (где он жил в приятном уединении, вероятно, среди нескольких друзей, проводя время в изучении закона) и явиться в Иерусалим шумный, суетливый город и возгласить в уши его жителям, совершенно серьезно, да так, чтобы они услышали. «Кричи громче, чтобы все слышали и никто не ссылался на неведение. Подойди к ним близко и возгласи в уши людей, которые свои уши заткнули».

II. Послание, которое Иеремии велено передать. Он должен укорить людей за их ужасающую неблагодарность, проявившуюся в том, что они оставили Бога, Который издревле был столь милостив к ним, так чтобы укоры или заставили их устыдиться и привели к покаянию, или же оправдали Бога, когда Он обратит против них Свою руку.

1. Здесь Бог напоминает иудеям о милостях, дарованных им издревле, когда они впервые сформировались как народ: «Я вспоминаю и хочу, чтобы ты вспомнила и использовала воспоминание себе во благо, и не могу забыть о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою» (ст. 2).

(1) Возможно, под этим подразумевается доброта народа по отношению к Богу; на самом деле она была не такой сильной, чтобы ею хвалились или ссылались на нее, прося у Господа благосклонности (ибо многие из них были весьма неприятными и злыми, и когда обращались и с раннего утра прибегали к Богу, то делали это неискренне, льстили Ему), тем не менее Богу угодно упомянуть об этом и привести им в оправдание, потому что, несмотря на совсем малые крохи любви к Нему, Господь и те принимал благосклонно. Когда израильтяне поверили Господу и Моисею, рабу Его, когда они воспели песнь хвалы у Чермного моря, когда у подножия горы Синай пообещали: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны, тогда-то и проявили они дружество юности своей и любовь невесты. Когда они показали такое рвение к Богу, Он сказал: подлинно они народ Мой и будут хранить Мне верность, дети, которые не солгут. Следует заметить: кто хорошо начинает и красиво обещает, но не исполняет или не продолжает со всей настойчивостью, тому заслуженным укором служат его обнадеживающие и многообещающие начинания. Бог помнит о дружестве нашей юности и любви нашей, когда мы были невестой, ревность, которую мы тогда, как казалось, имели о Нем, и чувство, с которым мы заключали с Ним заветы, почки и цветы, которые так и не принесли плода; полезно и нам не забывать об этом, чтобы вспомнить, откуда мы ниспали, и вернуться к своей первой любви (Откр 2:4−5; Гал 4:15). Дружество юности иудеев проявилось в двух обстоятельствах:

[1] В пустыне они следовали руководству столпа облачного и столпа огненного; и, хотя иногда поговаривали о возвращении в Египет или об ускорении прибытия в Ханаан, ни того ни другого не сделали, но в течение сорока лет следовали за Богом в пустыне и уповали на Его попечение о них, несмотря на то что ходили по земле незасеянной. Господь принял такое поведение благосклонно и намного позже упомянул в похвалу им, что, хотя и допустили много ошибок, они никогда не отказывались от Божьего руководства. Таким же образом и Христос, несмотря на Его частые упреки в адрес учеников, при расставании похвалил их за то, что пребывали с Ним (Лк 22:28). Именно пылкость юности и любовь невесты побуждают нас следовать за Богом в пустыне с безусловной верой и полной покорностью; и как жаль, что следовавшие за Господом таким образом могут вообще оставить Его.

[2] Они принимали во внимание Божьи наставления, воздвигли у себя скинию и служили при ней. Израиль тогда был святынею Господа; он вступил с Богом в завет, как избранный народ. Таким образом, они начали духом, и Бог напоминает им об этом, чтобы постыдились того, что оканчивают плотью.

(2) Или, возможно, под этим подразумевается доброта Бога по отношению к народу, о которой Он возвышенно говорит далее. Когда Израиль был юн, Я любил его (Ос 11:1). Тогда Господь сделал этот народ Своей невестой с пылкостью, с которой юноша сочетается с девою (Ис 62:5), ибо то было время любви (Иез 16:8).

[1] Господь предопределил израильтян себе. Несмотря на то что были грешным народом, благодаря заключенному с ними завету и основанной среди них Церкви они стали святынею Господа, посвященной в Его честь и взятой под Его особую опеку; они были начатком плодов Его, первой учрежденной Богом Церковью в мире; они были первыми плодами, хотя полностью урожай предстояло собрать среди язычников. Начатки плодов были Божьей частью урожая, приношением в знак почтения к Господу; таков был народ иудейский. Малая дань, благодарение и уважение, которые Господь получал от мира, в первую очередь, исходили от израильтян. Быть таким образом отделенными для Бога честь для них. Этой честью обладают все святые: они начаток Его созданий (Иак 1:18).

[2] Сделав израильтян Своей невестой, Господь принял их сторону и стал врагом врагов их (Исх 23:22). Поскольку народ был начатком плодов Его, все поедавшие его были осуждаемы; таковые совершали преступление и признавались виновными, их постигало зло, ибо считались преступниками, посягавшими на первые плоды или что-либо еще посвященное Господу, присваивая себе или своекорыстно пользуясь этим (Лев 5:15). Всякий причинявший вред Божьему народу делал это на свой собственный риск. Бог готов отомстить за оскорбление иудеев, Он сказал самому гордому из царей: не прикасайтесь к помазанным Моим (Пс 104:14−15; Исх 17:14). Бог по-особому боролся с людьми, которые пытались совратить Его народ и помешать ему быть святыней Господу; свидетельством тому служит Его противоборство с мадианитянами из-за Фегора (Чис 25:17−18).

[3] Господь вывел их из земли Египетской мышцею высокою и великими ужасами (Втор 4:34), и в то же время рукой милостивой и великой заботой Он вел их по огромной, унылой пустыне, по земле пустой и необитаемой (ст. 6), по земле гробов, погребальной земле там, где почва не прокормит, а, скорее, похоронит, где не стоит ждать ничего доброго, потому что это земля сухая, но лишь опасаться всякого рода зла, ибо это земля тени смертной. В такой мрачной долине израильтяне ходили на протяжении сорока лет, но с ними был Бог; Его жезл в руке Моисея и Его посох успокаивали их, и даже там Бог приготовил им трапезу (Пс 22:4−5), давал им хлеб с неба и воду из скалы. Это была забытая всеми людьми земля, где не найдешь ни дороги ни пристанища. Никаких путей сообщения ибо там никто не ходил, никаких поселений ибо там не обитал человек. Потому что Бог желает научить Свой народ ходить непроторенными тропами, обитать в одиночестве и быть исключительным. Здесь делается особое ударение на трудностях путешествия, чтобы возвеличить силу и благость Господа в том, что Он через все провел и хранил их в безопасности до самого конца пути. Весь духовный Израиль должен выразить Богу свою признательность за безопасное передвижение по пустыне этого мира, представляющего для души не меньшую опасность, чем та земля для тела.

[4] В конечном счете Бог поселил израильтян в Ханаане: Я ввел вас в землю плодоносную (ст. 7), тем более желанную после стольких лет пребывания в земле сухой. Они действительно питались плодами ее и добром ее, им это было позволено. Я ввел вас в землю Кармила (дословно); Кармил был необычайно плодородным местом, и Ханаан был сплошным плодородным полем (Втор 8:7).

[5] Господь дал израильтянам средства знания и благодати и общение с Собой; это подразумевается в стихе 8. У них были священники, которые учили закону, читали его и объясняли людям; это входило в их обязанности (Втор 33:8). У них были пастыри, которые руководили ими и заботились об их делах, старейшины и судьи; у них были пророки, вопрошавшие о них Бога и излагавшие им Его волю.

2. Бог упрекает иудеев в ужасающей неблагодарности, в воздаянии злом за Его милости; пусть все придут и ответят на обвинение (ст. 4), которое представлено от имени Господа и адресовано всем родам дома Израилева, ибо ни один из них не подлежит оправданию.

(1) Господь призывает их привести хотя бы один пример, свидетельствующий о Его несправедливом или недобром обращении с ними. Даже если бы в одном случае Бог жаловал иудеям милости, а в другом поступал с ними сурово, все равно им не было бы никакого оправдания. Поэтому Господь четко спрашивает, по какой причине они оставили Его: «Какую неправду нашли во Мне отцы ваши (ст. 5), а также и вы? Неужели по испытании вы убедились, что Бог суровый господин? Неужели Его повеления заставили вас переносить тяготы или обязали заниматься чем-то недостойным, незаконным или неподобающим? Неужели Он обманул вас в обетованиях или вселил в вас упования на то, в чем вам потом пришлось разочароваться? Вы, отрекшиеся от завета с Богом, можете ли вы говорить, что это была кабальная сделка, навязавшая вам условия, при которых невозможно жить? Вы, оставившие Божьи установления, можете ли вы сказать, что сделали это по причине изнурительных обязанностей или работы, которая ничего не давала? Нет, разочарованиями, с которыми столкнулись, вы обязаны только себе, а не Богу. Ибо иго Его заповедей благо, и в соблюдении их великая награда». Следует заметить: оставляющий Господа не может сказать, что Бог когда-либо побуждал его к этому, вот каким образом мы можем смело взывать к совести грешников. Ленивый раб, приводящий подобный довод, будет судим своими же устами (Лк 19:22). Даже когда Господь поражает нас, мы не вправе говорить, что нашли в Нем неправду; Он нам никакого зла не причиняет. Пути Господни, несомненно, правы, вся же неправда в наших путях.

(2) Господь обвиняет их, что, несмотря на все милости, они были весьма несправедливы и недобры к Нему.

[1] Перестали Ему служить: «Удалились от Меня, причем весьма далеко». Они научились отстраняться от Бога и от своего долга и как можно дальше уходить от заповедей и от угрызений собственной совести. Оставившие религию обычно удаляются от нее на большее расстояние и противятся ей сильнее, чем никогда не знавшие ее.

[2] Променяли служение Ему на служение идолам, навлекши тем большее бесчестье на Бога и на Его служение; ушли от Него не с тем, чтобы стать лучше, но чтобы обмануть себя: пошли за суетою, то есть за идолопоклонством, ибо идол это суетная вещь, идол в мире ничто (1Кор 8:4; Втор 32:21; Иер 14:22). Поклонение идолам тщетно (Деян 14:15). Идолопоклонники тоже суетны, потому что делающие идолов подобны им (Пс 113:16): такие же столбы и камни, как и изваяния, которым поклоняются, и так же мало от них пользы.

[3] Вместе с идолопоклонством они ввели всякого рода нечестие. Войдя в добрую землю, которую дал им Бог, они осквернили ее (ст. 7), осквернившись сами и сделав себя непригодными для служения Господу. Это была Божья земля, они же являлись лишь пришельцами и поселенцами у Него (Лев 25:23). Эта земля Его достояние, потому что это святая земля, земля Эммануила; они же сделали ее мерзостью, даже для Самого Бога, Который сильно разгневался и стал презирать Израиля.

[4] Оставив Бога, они, вопреки тому, что вскоре обнаружили, что променяли Его на худшее, даже не подумали о возвращении к Нему, не предприняли никаких шагов навстречу. Ни народ, ни священники не вопрошали о Господе, не вспомнили о долге перед Ним, не выразили никакого желания вновь обрести Его благосклонность. Во-первых, народ не сказал: «Где Господь?» (ст. 6). Несмотря на то что люди воспитывались в почтении к Нему, как к своему Богу, и им часто рассказывали, что Он вывел их из земли Египетской, чтобы сделать Своим собственным народом, тем не менее они никогда не осведомлялись о Нем и не стремились познать Его пути. Во-вторых, священники не говорили: «Где Господь?» (ст. 8). Люди, обязанностью которых было служить непосредственно Ему, не потрудились познакомиться с Богом и отрекомендоваться Ему. Люди, которым следовало наставлять народ в знании о Господе, не побеспокоились познать Его сами. Книжники, которые были учителями закона, не знали ни Бога, ни Его воли и либо не умели толковать Писания вообще, либо толковали их неверно. Пастыри, которым надлежало удерживать стадо от преступлений, сами были зачинщиками таковых: отпали от Меня. Притворявшиеся пророками пророчествовали во имя и в честь Ваала и, располагая помощью и поддержкой со стороны нечестивых царей, противостояли Господним пророкам. Пророки Ваала объединялись со жрецами Ваала и ходили во след тех, которые не помогают, то есть вслед идолов, совершенно неспособных помочь своим поклонникам. Видите, как подавляются лучшие качества и как легко извращаются лучшие служения; поэтому не удивляйтесь грехам и краху народа, когда слепые становятся вождями слепых.

Стихи 9−13. Пророк, показав черную неблагодарность иудеев, проявившуюся в том, что они оставили Господа, приступает к доказательству их беспримерной глупости и непостоянства: Я еще буду убеждать вас (англ. пер., ст. 9). Следует заметить: прежде чем наказать грешников, Бог убеждает их, чтобы привести к покаянию. И еще заметьте: как бы много ни было сказано о злостности греха, несказанного остается еще больше. Когда доказан один пункт обвинения, безотлагательного рассмотрения требует следующий. Сказав достаточно много, мы все равно имеем еще что сказать за Бога (Иов 36:2). Кто обращается к грешникам с обличениями, тот должен привести множество аргументов и отметить причинно-следственные связи. Прежде Господь, убеждая отцов, спрашивал, почему они пошли за суетою и осуетились (ст. 5). Теперь Он убеждает упорствующих в суетной жизни, переданной им от отцов, и убеждает сыновей их сыновей, то есть убеждает людей, которые во все века будут ходить по их стопам. Так пусть же оставившие Бога знают, что Он готов открыто обсудить с ними данную ситуацию, чтобы быть праведным в приговоре Своем. Господь убеждает нас в том, в чем нам следует убеждать самих себя.

1. Показывает, что иудеи поступали вопреки обычаям всех народов. Их соседи проявили большее постоянство и верность по отношению к своим лжебогам, нежели иудеи к истинному Богу. Они стремились быть как все народы, но в этом-то и отличились от остальных. Господь призывает иудеев привести пример: переменил ли какой народ богов своих (ст. 10−11), имел ли склонность менять. Пусть изучат либо летописи, либо настоящее состояние дел на островах хиттимских, греческих и европейских в странах, славящихся своей культурой и наукой, а также в менее развитом и цивилизованном Кидаре, располагавшемся на юго-востоке (тогда как остальные находились к северо-западу от Иудеи); и они не найдут случая, чтобы какой-либо народ переменил богов своих, хотя те никогда не делали и не могли сделать милости своим поклонникам, потому что они и не боги. Вот какое почтение оказывали народы своим богам и как хорошо о них думали и как уважали выбор своих отцов, если даже деревянных и каменных богов не хотели променять не то что на богов из серебра или золота, но даже на живого и истинного Бога. Похвалить ли их за это? Не похвалим. Но пусть это послужит укором Израилю, что он, будучи единственным народом, у которого не было основания менять Бога, оказался единственным народом, который это сделал. Следует заметить: людей очень трудно увести от религии, в которой они были воспитаны, какой бы нелепой и полной заблуждений она ни была. Ревность и постоянство идолопоклонников должны пристыдить христиан за их холодность и непостоянство.

II. Показывает, что иудеи действовали вопреки голосу здравого смысла, потому что не только внесли перемены (чего, возможно, подчас требуют и долг, и мудрость), но поменяли на худшее, сделка оказалась для них невыгодной.

1. Они отошли от Бога, Который был их славой и сделал их поистине славными, облачив честью во всех отношениях; отошли от Бога, Которым они со смирением могли хвалиться как Своим, Который и Сам славный Бог, и слава людей, чьим Богом Он является; и в особенности Он был славой Своего народа Израиля, ибо Его слава часто сходила на скинию.

2. Они сблизились с богами, которые не могли принести им пользы, богами, которые не помогают своим поклонникам. Идолослужители меняют Божью славу на позор (Рим 1:23) и точно так же поступают со своей; бесчестя Господа, они позорят себя, унижают свое достоинство и становятся врагами собственным интересам. Следует заметить: к чему бы ни обратились оставившие Бога, это им никоим образом не поможет-, будет лестно и приятно, но бесполезно. Само небо призывается здесь в свидетели, чтобы изумилось греху и безумию этих отступников от Бога: подивитесь сему, небеса! (ст. 12−13). Земля настолько повсеместно порочна, что она и не заметит; но пусть этому ужаснется небо и небесные тела. Пусть солнце покраснеет от стыда при виде такой неблагодарности и побоится светить на непризнательных негодяев. Оставившие Бога поклонялись воинству небесному, солнцу, луне и звездам; но светила, вместо того чтобы обрадоваться оказанному им почтению, подивились и ужаснулись, и скорее бы содрогнулись, полностью истощились (дословно) и лишились своего света, чем дали какой-либо повод для поклонения себе. Существует мнение, что речь идет об ангелах небесных; если таковые радуются о возвращении душ к Богу, то можно предположить, что они изумляются и ужасно боятся, когда души от Него отступают. Смысл заключается в том, что поведение этого народа по отношению к Господу было:

(1) Вызывающим удивление и изумление, ибо, как вообще может человек, претендующей называться разумным, совершить такую нелепость?

(2) Вызывающим святое негодование своим нечестием и дерзким выступлением против нашего Создателя, о чести Которого ревнует каждый добродетельный человек.

(3) Вызывающим дрожь от мысли о последствиях. Что будет в конечном счете? Ужаснитесь при мысли о гневе и проклятии, которые станут уделом людей, избавивших себя таким образом от Божьей благодати и благосклонности. Итак, о чем именно следует думать с ужасом? Ответ таков: «Народ Мой, которого Я учил и которым должен руководить, сделал два великих зла, которые можно описать словами неблагодарность и глупость, действия людей противоречили как их долгу, так и их интересам».

[1] Иудеи публично нанесли оскорбление своему Богу, повернувшись к Нему спиной, как будто бы Он не достоин их внимания: «Меня, источник воды живой, оставили источник, щедро и постоянно поставлявший им всевозможные блага и помощь по мере необходимости, причем даром». У Бога источник жизни (Пс 35:10). Именно у Него вседостаточность благодати и силы; все наши источники берут свое начало в Нем и текут от Него; оставляя Бога, люди, фактически, отрекаются от этого. Господь наш щедрый благодетель, источник воды живой, полноводный и не иссякающий дарами Своей благодати; оставить Его значит отказаться признавать Божью милость и утаить дань любви и хвалы, которой она требует.

[2] Иудеи обманули себя, отказались от причитающихся им милостей ради лживой суеты. Они приложили немало труда, чтобы высечь себе водоемы, выкопать в земле или вырубить в камне ямы или бассейны, в которые наносили бы воды, или их заполнила бы дождевая вода; однако водоемы оказались разбитыми, с прохудившимся дном, так что не могли держать воды. Придя утолить жажду, люди не нашли ничего, кроме грязи и тины, зловонных отложений стоячей воды. Такими являются идолы для своих поклонников, и такую перемену переживают повернувшиеся к ним от Бога. Делая идола из чего-либо сотворенного здоровья, наслаждений или почестей, ставя свое счастье в зависимость от них и надеясь найти в них утешение и удовлетворение, которые можно найти лишь в Боге, превращая их в свою радость и любовь, надежду и уверенность, мы обнаружим, что водоем, который с таким трудом высекали и наполняли водой, в лучшем случае, удерживает совсем немного жидкости, причем мертвой и стоячей, которая вскоре загниет и станет зловонной. Мало того, водоем разбит, в жаркую погоду он дает трещины и раскалывается, так что вода пропадает именно тогда, когда в ней больше всего нуждаются (Иов 6:15). Поэтому давайте держаться искренним сердцем одного лишь Господа, ибо к кому нам идти? Он имеет глаголы вечной жизни.

Стихи 14−19. Пророк, продолжая убеждать иудеев, что они поступили неразумно, когда оставили Господа, показывает им, какие несчастья они навлекли на себя своим поступком, который уже обошелся им дорого, потому что именно ему они обязаны всеми бедами, постигшими страну и ставшими причиной их нынешних страданий; и эти беды были лишь залогом множества других, более серьезных злоключений, грозящих иудеям, если не покаются. Видите, как они мучаются из-за собственной глупости.

I. Соседи, которые были заклятыми врагами иудеев, одержали над ними верх, а все по причине греха.

1. Иудеи порабощены, их свобода утрачена: разве Израиль раб? (ст. 14). Нет, Израиль есть сын Мой, первенец Мой (Исх 4:22). Они дети, они наследники. Более того, у них благородное происхождение: они являются семенем Авраама, Божьего друга, и Иакова, Его избранного. Или он рожденный в доме раб? (в русск. пер. домочадец). Нет, он не сын рабы, но сын свободной. Их предназначение господство, а не рабство. Каждый пункт их конституции заключал в себе признак свободы и чести. Тогда почему он сделался добычею, лишившись свободы? Почему им пользуются, как слугою, как рожденным в доме рабом? Почему он сделался рабом своих похотей, своих идолов, которые не помогают (ст. 11)? Что же это такое, если первородство продается за чечевичную похлебку, если венец осквернен и повержен в прах?! Почему Израиль сделался рабом притеснителя? Бог постановил, что слуга еврей должен получать свободу на седьмой год, а рабов надлежало брать из язычников, а не из братьев (англ. пер., Лев 25:44,46). Но, невзирая на это, князья порабощали своих подданных, господа превращали слуг в рабов (Иер 34:11), и по этой причине страна, которую Господь сделал счастливой и достойной уважения, стала жалкой и презренной. Соседние князья со своими войсками напали на иудеев, сделав одних рабами в собственной стране и продав других в рабство в иные страны. Как же вышло, что иудеи лишились свободы? Они продали себя за грехи свои (Ис 50:1). Возможно, понимать следует в духовном смысле. Разве душа человека раб? Или она домочадец? Нет. Почему же тогда она сделалась добычею? Потому что продала собственную свободу и поработилась различными похотями и страстями. Это плачевная песнь и останется для плача.

2. Иудеи обнищали, их богатство утрачено. Бог привел их в плодоносную землю (ст. 7), но на нее охотились все их соседи: зарыкали на него молодые львы, подали голос свой (ст. 15), они были для Израиля постоянной угрозой. То один сильный враг, то другой, а подчас и множество вступивших в заговор нападают на него и торжествуют над ним. Они уносят плоды его земли, делают землю его пустынею и сжигают города его при первом же разграблении, так что многие из них остаются без жителей, либо потому что нет уже домов, в которых можно было бы жить, либо потому что самих жителей уводят в плен.

3. Иудеев унижают, обижают и бьют все подряд: «Даже сыновья Мемфиса и Тафны, презренного народа, не славившегося ни военной доблестью, ни силой, объели темя твое, или сорвали с него венец. Во всех своих битвах против тебя, они были суровы с тобой, поэтому ты всякий раз оказывался с разбитой головой. Главная часть твоей страны, прилегающая к Иерусалиму, была и является для них добычей» (ст. 16). О том, в каком бедственном положении находилась Иудея в конце правления Манассии, мы узнаем из 2Пар 33:11, и, возможно, ей так и не удалось как следует оправиться.

4. А все по причине греха: не причинил ли ты себе это (ст. 17)? Вступая в греховные заговоры с другими народами, а особенно сообразуясь с ними в их идолопоклоннических традициях и обычаях, иудеи сделали себя жалкими и презренными, как происходит со всеми, кто сначала исповедовал религию, а потом отбросил ее. Уже ничего не осталось из того, что, благодаря их конституции, делало иудеев грозными и достойными почтения, теперь уже никто их не боялся и никто не уважал. Но это не все: они побудили Бога, чтобы Он предал их в руки врагов, сделав последних бичом для иудеев и дав им успех. «Таким образом, ты сам причинил себе это тем, что оставил Господа Бога твоего, взбунтовавшись и отказав Ему в преданности и лишив себя Его покровительства; потому что покровительство и преданность идут вместе». Какая бы неприятность ни постигла нас когда-либо, мы сами виноваты в ней, потому что навлекаем беды на собственную голову, когда оставляем Бога: «Ты сам оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он вел тебя по пути (так следует читать), когда Он вел тебя по пути к блаженному миру и спокойствию; когда до них оставался лишь шаг, ты оставил Господа и тем самым заградил себе вход.

II. Соседи, которые притворялись друзьями иудеев, обманули их, причинили им страдания и не помогли; и это тоже по причине греха иудеев.

1. Они напрасно искали помощи у Египта и Ассирии: «Для чего тебе путь в Египет (ст. 18)? Предчувствуя опасность, ты бежишь за помощью в Египет (Ис 30:1−2; Ис 31:1). Ты хочешь пить воду из Нила. Ты полагаешься на многочисленность египтян и тешишь себя радужными обещаниями, которые они тебе давали. А подчас ты держишь путь в Ассирию, посылая за свежими силами или мчась за ними во всю прыть, и надеешься насытиться водами реки Евфрат. И что тебе там делать? Их помощь будет тщетна, они для тебя трость надломленная, и что бы ты там себе ни думал, но река окажется лишь водоемом разбитым».

2. И это тоже по причине греха иудеев. Их неизбежно постигнет суд, которого заслуживает их грех; поэтому есть ли смысл звать на помощь в попытках противостать ему? «Накажет тебя нечестие твое (ст. 19), и тогда тебя невозможно будет спасти; итак, познай и размысли об этом деле, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, ибо именно по этой причине твои враги стали настоящими врагами, а друзья бесполезными друзьями». Здесь примите во внимание:

(1) Природу греха. Речь идет о том, что оставили Господа, а это отчуждение души от Бога и антипатия к Нему. Прилепиться ко греху значит оставить Господа.

(2) Причину греха; совершаем его, потому что страха Господня нет в нас. Потому что нет в нас доброго начала, в частности нет страха перед Богом; именно это лежит в основе отступничества от Господа; люди отрекаются от своего долга перед Господом, потому что не благоговеют перед Ним и не опасаются вызвать Его недовольство.

(3) Пагубность греха; о нем сказано как о худом и горьком. Грех худо, или зло, сплошное зло, в котором нет ни капли блага, зло, которое является корнем и причиной всех других зол; грех настоящее зло, он не только абсолютно несовместим с Божьим естеством, но и основательно разлагает человеческое. Грех горек; состояние греха сравнивается с исполнением горькой желчью, и любой греховный путь приводит к горестным последствиям; возмездие за грех смерть, а смерть горька.

(4) Фатальные последствия греха; поскольку грех сам по себе зло и горечь, он имеет свойство делать нас несчастными: «Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя, они не только разорят и погубят тебя в будущем, но и наказывают и обличают тебя в настоящем; нечестие и отступничество непременно навлекут на тебя беду; и наказание столь неизбежно следует за грехом, что говорится: грех сам накажет тебя. Более того, наказание по своему роду и по сопутствующим обстоятельствам будет прямо соответствовать греху, так что в грехе ты сможешь увидеть и наказание; и справедливость наказания будет столь очевидна, что ты и слова не вымолвишь в свою защиту; твое собственное нечестие убедит тебя умолкнуть навеки, и ты будешь вынужден признать, что праведен Господь».

(5) Прикладное значение всего сказанного: «Итак, познай увидь и покайся в своем грехе, чтобы беззаконие, ставшее твоим наказанием, не погубило тебя».

Стихи 20−28. В данных стихах пророк продолжает произносить обвинение отступившему от Бога народу. Здесь примите во внимание:

I. Сам по себе грех, вменяемый в вину иудеям, идолопоклонство, дерзкая провокация, дурная слава о которой водилась за ними.

1. Они часто посещали места поклонения идолам: «...на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом, на высотах и в рощах, которыми так безумно восхищались и которые так почитали язычники, ты блудодействовал (ст. 20), ходил тудасюда как неприкаянный, не находя покоя и удовлетворения, поклоняясь лжебогам, что является духовным блудом и что обычно сопровождается блудом плотским». Следует заметить: оставившие Бога бесконечно блуждают, а жажда скитаний неутолима.

2. Они делали себе изваяния и чествовали их, как богов (ст. 26−27); причем не только простой люд, но даже цари и князья, которым надлежало удерживать народ от злодеяний, а также священники и пророки, которым следовало бы научить народ хорошим поступкам, сами оказались настоящими безумцами и попали во власть столь сильного заблуждения, что говорили дереву: «Ты мой отец» (то есть ты мой бог, мой создатель, перед которым у меня есть долг и на которого я полагаюсь) и камню идолу, высеченному из камня: «Ты родил меня, поэтому защищай меня, заботься обо мне и воспитывай меня». Какое более сильное оскорбление могут нанести люди Богу, Который является Отцом, сотворившим нас? Это откровенное отречение от обязательств перед Ним. Какое более сильное оскорбление могут нанести люди самим себе и своему разуму, чем признание того, что само по себе абсурдно и невозможно, а именно что их родителями являются деревья и камни? Следовательно, сами они не лучше дерева и камней. Когда впервые из дерева и камней сделали объекты поклонения, тогда предполагали, что их оживит некая небесная сила или дух; но постепенно подобное представление исчезло, а идолопоклонники, в том числе князья и священники, так осуетились в умствованиях своих, что считали самого идола, пусть даже сделанного из дерева или камня, своим отцом и соответственно тому его почитали.

3. Они умножали число этих никчемных божеств до бесконечности: сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда (ст. 28). Оставив Бога единственного и вседостаточного:

(1) Они уже не могли довольствоваться богами, которые у них были, но хотели все больше и больше, так что в этом отношении идолопоклонство стало сродни алчности, которая тоже является идолопоклонством в духовном смысле (ибо чем больше человек имеет, тем больше ему хочется), что явно доказывает: из чего бы люди ни сотворили себе кумира, они все равно убеждаются в недостаточности и несостоятельности такового и в том, что он не может сделать совершенными приходящих к нему.

(2) Они не могли прийти к согласию в отношении какого-то одного бога. Оставив Объединявшего их вокруг Себя, они предались бесконечным разногласиям. В одном городе обожали одно божество, в другом другое, и каждый беспокоился, чтобы поблизости было его собственное, и проявлял к нему особую заботу. Таким образом они тщетно искали во многих богах то, что можно найти в одном лишь Господе.

II. Доказательство греха. В свидетелях нет надобности есть явное подтверждение фактов.

1. Иудеи собирались было отрицать это и заявить о своей невиновности. Притязали на то, что оправдаются, умоются мылом и много употребят на себя щелоку, выдвигая множество отговорок и смягчающих обстоятельств (ст. 22). Представили дело так, что, якобы, поклонялись идолам не как богам, а как демонам и посредникам между бессмертным Богом и смертными людьми, и что почитали их не в духовном смысле, но проявляли светскую учтивость; таким образом они пытались избежать обличений Божьего Слова и отгородиться от страха перед гневом Всевышнего. Более того, некоторые из них имели дерзость отрицать сам факт греха и говорили: «Я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала» (ст. 23). Поскольку грех делался втайне и старательно скрывался (Иез 8:12), люди думали, что никогда таковой не будет поставлен им в вину, а посему им хватало дерзости отрицать его. В этом, как и в других случаях, их пути напоминали путь жены прелюбодейной, которая говорит: «Я ничего худого не сделала» (Притч 30:20).

2. Несмотря на все ухищрения, иудеи обличены и признаны виновными: «Как можешь ты отрицать факты и говорить: я не ходил во след Ваала? Как можешь ты отрицать вину и говорить: я не осквернил себя?» Пророк спрашивает, изумляясь их дерзости: «Как можешь ты лицемерить, говоря так, когда все очевидно?»

(1) «Против тебя свидетельствует Божье всеведение: нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог; оно сохранено и сокрыто, чтобы быть выдвинутым против тебя в судный день, запечатано в хранилищах Господа» (см. Втор 32:34; Иов 21:19; Ос 13:12). Существует и такое чтение: «Нечестие твое глубоко запечатлено и запятнано предо Мною». «Хотя ты стараешься смыть его, подобно тому как убийца избавляется от пятна крови убитого на своей одежде, оно никогда не исчезнет». Бог видит это, и мы уверены, что Его суд по правде.

(2) «Против тебя свидетельствует твоя собственная совесть. Посмотри на поведение твое в долине». Ибо иудеи поклонялись идолам не только на высотах, но и в долинах (Ис 57:5−6). Существует мнение, что подразумевается долина напротив Беф-Фегора, где поклонялись Ваал-Фегору (Втор 34:6; Чис 25:3), и пророк, оглядываясь назад, напоминает народу о беззаконии Фегоровом; но если речь и идет о какой-то конкретной долине, то, несомненно, это долина сына Енномова, потому что именно в этом месте приносили в жертву Молоху детей, и именно такое свидетельство сильнее любого другого: «Посмотри на долину и ты не сможешь избежать воспоминания о том, что делал ты».

III. Отягчающие обстоятельства вмененного в вину иудеям греха, из-за которых грех становится крайне грешен.

1. Бог совершил ради этого народа великие дела, тем не менее иудеи взбунтовались против Господа и отвернулись от Него: издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои (ст. 20) это говорится о выводе их из земли Египетской и из дома рабства, о чем они не пожелали вспомнить (ст. 6), но о чем помнил Бог; ибо, когда Он заповедал израильтянам, чтобы у них не было других богов пред лицем Его, то предварил заповедь таким обоснованием: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской! Узам израильтян, которые ослабил Господь, надлежало навеки соединить народ с Ним; но они, забыв о благодарности, разорвали узы долга перед Богом, сокрушившим узы их рабства.

2. Они дали красивое обещание, но так и не выполнили его: «Ты говорил: не буду служить идолам, когда милость твоего избавления была еще свежа в памяти и ты ее так сильно ощущал, что готов был связать себя крепчайшим священным обетом хранить верность Богу и никогда не оставлять Его». Тогда израильтяне сказали: «Нет, мы Господу будем служить» (Нав 24:21). Как часто мы говорили, что не будем служить идолам, что не будем больше грешить, и тем не менее обращались назад, как неверный лук, и повторяли, и умножали свои преступления!

3. Иудеи ужасно выродились по сравнению с тем состоянием, когда Бог впервые образовал их в народ: Я насадил тебя как благородную лозу (ст. 21). У них было превосходное устройство и управление, причем как Церкви, так и государства, законы были справедливыми, а все установления назидательными и знаменательными. Когда они только поселились в Ханаане, среди них было поколение благочестивых людей. И служил Израиль Господу и держался Его во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса (Нав 24:31). Тогда они были самым чистым семенем, подходящим для обогащения виноградника, в котором были посажены, отборной виноградной лозой. А вышло все наоборот: уже следующее поколение не знало Господа и дел Его, какие Он делал Израилю (Суд 2:10); и так они становились все хуже и хуже, пока не превратились в дикую отрасль чужой лозы. Сейчас иудеи являли прямую противоположность тому народу, каким были вначале. Устройство основательно нарушилось, и у них не осталось ничего из достоинств, которые следовало бы ожидать от народа, столь успешно образованного, не осталось ничего от чистоты и благочестия их предков. Виноград их от виноградной лозы Содомской (Втор 32:32). Это же верно и в отношении природы человека вообще: он был посажен своим Великим Творцом как благородная лоза, семя чистое (Бог сотворил человека правым), но извращение приобрело всеобщий характер, поэтому люди превратились в дикую отрасль чужой лозы, произращающей яд и полынь; именно таковы они для Бога неприятны и омерзительны.

4. Они были страстны и неистовы в стремлении к идолослужению, любили до безумия своих идолов и охотно принимали новых, причем их не удерживало ни Божье Слово, ни провидение Всевышнего, такой мощной была движущая сила, влекущая их к этому греху. Иудеи здесь сравниваются с резвой верблюдицей, рыщущей по путям своим, с самкой данного вида животных, ищущей самца (ст. 23), и, из тех же соображений, с привыкшей к пустыне дикой ослицей (ст. 24), не прирученной и не приученной к работе, а посему весьма буйной, в страсти души своей глотающей воздух, когда она приближается к самцу, и кто ее в таком случае может удержать? Кто может удержать ее от того, к чему влекут похоти? Все ищущие ее не утомятся, потому что знают это ни к чему, но немного потерпят, пока она носит осленка и пока не наступит последний из месяцев беременности ее (Иов 39:2), когда она станет тяжелой и неповоротливой, и тогда найдут ее, и она не сможет от них убежать. Следует заметить:

(1) Страстная похоть животное чувство, и кто не желает перестать потакать ей и ублажать себя, тот по уму, чести и совести может считаться грубым животным, не более того; таковые родились и до сих пор остались подобными дикому осленку; не будем же почитать их разумными существами.

(2) Идолопоклонство странным образом опьяняет людей, и кто попадает к нему в зависимость, того очень трудно от нее исцелить. Эта похоть такая же навязчивая, как и любая другая.

(3) Есть люди, которые так сильно сосредоточены на преследовании собственных похотей, что пытаться обуздать их бесполезно: поступающие так лишь напрасно утомятся. Привязался к идолам Ефрем; оставь его!

(4) Придет время, когда будут приручены самые неистовые и самые буйные станут управляемыми; когда их постигнут беды и страдания, тогда они откроют свои уши к назиданию, и это будет месяц, когда их можно найти (Пс 140:5−6).

5. Иудеи упорствовали в своем грехе и, будучи безудержными, не желали исправляться (ст. 25).

(1) Здесь им дано четкое предупреждение о крахе, к которому неизбежно приведет в конечном счете такой нечестивый образ жизни, поэтому звучит призыв не упрямиться и порвать с ним. Их ждет постыдное пленение, во время которого обувь истопчется и придется идти босиком, а когда притеснители откажут им в воде для питья, тогда гортань будет томиться жаждой; таков будет исход. Полюбившие чужих богов и чужие пути поклонения вполне заслуженно сделаются пленниками чужого царя в чужой земле. «Итак, опомнись, пока есть время, иначе ты истопчешь свою обувь, бегая за идолами, а из-за страстного томления по ним будет томиться жаждою твоя гортань; поэтому удерживай свои стопы от этих неистовых гонок и гортань от неистовых желаний». Хотелось бы думать, что размышления о том, куда в конечном счете может завести грех, удержат нас от стремления к таковому.

(2) Иудеи отвергли это четкое предупреждение. Они ответили пожелавшему уговорить их покаяться и исправиться: «Не надейся, нет! Тебе никогда не удастся нас исправить или убедить расстаться с нашими идолами, ибо любим чужих и будем ходить во след их; мы решили, что хотим этого, поэтому не беспокойся сам и не беспокой нас своими вразумлениями это бесполезно. Не надейся на то, что мы когда-либо порвем с порочными привычками или изменим свои склонности, а посему мы вольны уступать им, равно как и преодолеть их». Следует заметить: в весьма плачевной ситуации находятся люди, которые довели себя до того, что порочность господствует над их убеждениями; они знают, что должны исправиться, но допускают, что не смогут, поэтому решают, что не хотят этого. Однако нам не следует отчаиваться в милости Господней, но верить, что ее достаточно для прощения наших грехов (какими бы гнусными те ни были), если мы покаемся и будем просить о милости, равно как и не следует отчаиваться в благодати Господа, но верить, что она способна подавить наши пороки (какими бы сильными те ни были), если мы будем молиться о ней и воспользуемся данной нам благодатью. Человек никогда не должен говорить: надежды нет, пока он находится по эту сторону ада.

6. Они опозорили себя своим грехом, уповая на то, что непременно обманет их в день бедствия, и отвергая то, что помогло бы им (ст. 26−28). Как вор... бывает осрамлен, когда, невзирая на все свое мастерство и ухищрения скрыть кражу, бывает пойман и приведен для наказания, так осрамил себя дом Израилев; однако речь идет не о стыде от раскаяния в совершенном грехе, а о наказуемом стыде разочарования, с которым столкнулись греша. Они устыдятся, когда обнаружат, что:

(1) Вынуждены взывать к Богу, которого презирали. Пока им сопутствовал успех, они повернулись к Господу спиной, а не лицом; не обращали на Него внимания, как будто бы забыли Его, или же делали все от них зависящее, чтобы забыть Его, не желали взирать на Него, но предпочитали смотреть в другую сторону; уходили от Него как можно дальше и как можно быстрее; но во время беды нигде не найдут утешения, кроме как обратившись к Нему; тогда-то они и скажут: «Встань и спаси нас!» Их отцы неоднократно позорили себя таким образом (Суд 3:9; Суд 4:3; Суд 10:10), но это не убедило их прилепиться к Господу, чтобы приходить к Нему во время беды более уверенно.

(2) Они не получат облегчения от богов, которых так обхаживали. Иудеям станет стыдно, когда они поймут, что созданные ими боги не могут быть им полезны, а Бог, создавший их самих, не желает быть им полезным. И чтобы они устыдились, а устыдившись покаялись, Господь отправляет их к богам, которых они избрали (Суд 10:14). Иудеи возопили к Богу: «Встань и спаси нас!» Господь же говорит об идолах: «Пусть они встанут, если могут спасти тебя, ибо у тебя нет основания ждать от Меня помощи. Пусть те встанут, если смогут, с мест, на которых закреплены; пусть попробуют не спасут ли тебя; но ты устыдишься, когда обнаружишь, что никакой пользы они тебе принести не могут, ибо, хотя у тебя и было по богу в каждом городе, тем не менее города твои собез жителей (ст. 15)». Безумие грешников в том-то и состоит, что они ублажают себя тем, что непременно принесет им скорбь, и гордятся тем, что непременно станет их позором.

Стихи 29−37. Здесь пророк продолжает в том же тоне, намереваясь привести грешный народ к покаянию, чтобы предотвратить их истребление.

I. Он доказывает истинность обвинения. Вина, несомненно, очевидна; трудно вообразить большую глупость, чем желание иудеев отрицать ее: «Для чего вам состязаться со Мною (ст. 29) и навязывать Мне доказательство? Для чего вам ходить вокруг да около, приводя что-либо в оправдание преступления или добиваясь смягчения приговора? Ваши доводы, несомненно, будут опровергнуты, и суд над вами состоится; вы же знаете, что все вы согрешали, все как один, тогда зачем вам ссориться со Мною, чтобы Я состязался с вами?

II. Пророк подчеркивает тяжесть вины, размышляя о неисправимости и неблагодарности иудеев.

1. Они не поддавались воздействию постигавших их Божьих судов: вотще поражал Я детей ваших (ст. 30), то есть детей иудейского народа. Они испытали на себе Божьи упреки разного рода. Таким образом Господь замышлял привести их к покаянию, но все вотще. Они не отвечали Божьим целям, когда Господь наводил на них скорби; их совесть не пробуждалась, сердца не смягчались и не смирялись, они не испытывали побуждения обращаться к Богу; они не приняли вразумления, не стали от него лучше; а не извлечь пользы из скорби большая потеря. Они не приняли, не подчинились, не согласились с вразумлением, но их сердца взбунтовались против Господа, поэтомуто их поражение и было тщетным. Даже дети, молодые люди среди них (можно истолковать и так), были поражаемы тщетно. Они столь сильно настроились против покаяния, что оказались такими же неподатливыми, как и старики, издавна привыкшие делать злое.

2. Они не поддавались воздействию слова Божия, которое Господь посылал им устами рабов Своих пророков; мало того, из-за послания они убивали посланников: «Пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев; за их верность вы умерщвляли их с такой же яростью и неистовством и с такой же жадностью и наслаждением, с которыми лев набрасывается на свою добычу». С пророками, являвшимися величайшим благословением народа, обращались так, как будто те были чумою для своего поколения, что и наполнило меру греха (2Пар 36:16). Убивали собственных пророков (англ. пер., 1Фес 2:15).

3. Они не поддавались воздействию дарованных им Божьих милостей: «О род! (пророк не называет их, хотя мог бы, «о род неверный и развращенный!» или «порождения ехиднины!», но обращается вежливо: «о люди этого поколения!») внемлите вы слову Господню (ст. 31), не просто услышьте его, но уделите ему особое внимание, прилежно размышляйте над ним». Нам велено слушать жезл (Мих 6:9), ибо у него есть свой голос, и точно так же нам велено внимать слову (в англ. пер. дословно видеть слово), потому что у него есть свое видение, свои взгляды. Подразумевается, что сказанное здесь очевидно и неоспоримо; вы убедитесь в его несомненности; написано ясно, как солнечным лучом, чтобы читающий легко мог прочитать: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Следует заметить: никто из когда-либо имевших дело с Господом не имеет причины жаловаться на то, что Он пустыня или страна мрака. Бог благословил нас плодами земли, и поэтому мы не можем сказать, что Он был нам пустынею, сухой и бесплодной землей, или что Бог (по выражению г-на Гатакера) держал нас на подножном корме, которым обычно питается скот. Нет, Его овцы паслись на злачных пажитях. Он также благословил нас светилами небесными и не прятал таковые от нас, дабы не говорили, что Бог был для нас страною мрака. Господь давал солнечный свет и проливал дождь над злыми и неблагодарными. Или же сказанное имеет более общий смысл: служение Богу ни для кого не было неприятным или бесполезным. Подчас Господь вел Свой народ через пустыню и страну мрака, но Сам тогда был для людей всем, в чем они нуждались: Он питал их манной и вел посредством огненного столпа, которые служили народу плодородным полем и страной света. Для людей, сделавших своим домом и уделом мир, таковой становится пустыней и страной мрака, суетой и томлением духа, а межи обитающих в Господе прошли по прекрасным местам.

4. Вместо того чтобы поддаться воздействию судов, слова и милостей Всевышнего, иудеи стали недопустимо дерзкими и надменными. Они говорят: «Мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе». Когда они превратились в сильное царство или посчитали себя таковыми, то стали превозноситься и отбросили упование на Господа. Таков язык самонадеянных грешников, а это не только богохульно и нечестиво, но и недальновидно и неразумно.

(1) Нам, подчиненным, глупо говорить: мы сами господа (то есть начальники) и больше не придем к Богу, чтобы получить от Него распоряжения. Поскольку Господь был царем издревле, Он остается царем всегда, и мы не можем претендовать на выход из-под Его власти.

(2) Нам, попрошайкам, глупо говорить: мы сами господа, то есть мы богаты и не придем больше к Богу, чтобы получить от Него милости, как будто бы способны прожить без Него и нам не нужно быть Ему признательными. Бог справедливо осуждает такое отношение, когда люди, для которых Он был щедрым благотворителем, не утруждают себя тем, чтобы слушать Его или говорить с Ним.

III. Пророк объясняет нечестие иудеев тем, что они забыли своего Бога: народ Мой забыл Меня (ст. 32); они старательно отгоняли от себя мысли о Боге, вытеснили их из своей головы, заменив мыслями об идолах, избегали всего, что могло бы им напомнить о Господе.

1. Несмотря на то что иудеи были Его собственным народом, состоявшим в завете с Ним, заявлявшим об отношении к Нему и располагавшим знаками Его присутствия среди них и Его благосклонности к ним, они забыли Господа.

2. Они уже давно пренебрегали Им нет числа дням, или, как говорится, с незапамятных времен. Довольно долго никто не утруждал себя серьезными размышлениями о Нем, так что создавалось впечатление, что Господа забыли и решили никогда о Нем больше не вспоминать. Как много дней нашей жизни прошло без достойных размышлений о Боге! Кто может исчислить эти пустые дни?

3. Они не удостаивали Бога вниманием и любовью, с которыми молодые девушки обычно относятся к своим нарядам: забывает ли девица украшение свое и невеста наряд свой? Нет, девушки привязаны к нарядам и украшениям всем сердцем, они ими так сильно дорожат, что то и дело думают и говорят о них. Появляясь на людях, они не забывают ни одно из своих украшений, но вешают каждое там, где ему надлежит быть согласно описанию (Ис 3:18 и след.). А народ Мой забыл Меня. Как печально, что люди вообще могут любить свои наряды больше Господа и скорее предпочтут забыть или расстаться с религией, нежели забыть или расстаться с каким-либо из своих украшений! Не Бог ли наше украшение? Не Господь ли великолепный венец и славная диадема Своего народа? Почитаем ли мы Бога и религию прекрасным венком для головы и украшением для шеи (Притч 1:9)? Нам надлежит помнить о Господе и о религии так же трепетно, как девушка о своих украшениях и невеста о своем наряде, и с такой же заботой нам следует хранить их и облачаться в них.

IV. Пророк показывает иудеям, как дурно их грехи повлияли на других. Грехи людей, исповедующих Бога, ожесточают окружающих и подталкивают их на худой путь, особенно когда называющие себя верующими становятся зачинщиками греха: «Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь!» (ст. 33). Здесь приводится сравнение с распутными женщинами, старающимися привлечь к себе внимание кокетливыми взглядами и пестрой одеждой, как Иезавель, которая нарумянила лицо свое и украсила голову свою. Таким образом иудеи вовлекали своих соседей в греховные заговоры и участвовали вместе в идолослужении, а также учили нечестивых своим путям (англ. пер., ст. 3З), то есть смешиванию Божьих установлений с идолопоклонническими обрядами и обычаями, что было серьезным бесчестием по отношению к святыням и делало идолослужение иудеев еще худшим, чем таковое у язычников. За многое придется ответить людям, которые, участвуя в бесплодных делах тьмы, способствовали нечестию нечестивцев, которые в противном случае такими бы не стали.

V. Пророк вменяет иудеям в вину, что их идолопоклонство сопровождалось убийством: даже на полах одежды твоей находится кровь людей (ст. 34), жизнь и возопившая к небесам кровь бедных, невинных, за которую Господь теперь взыскивает. Речь идет о детях, которых приносили в жертву Молоху; или же следует понимать в более общем смысле: вся невинная кровь, которую пролил Манассия, так что наполнил ею Иерусалим (4Цар 21:16), кровь праведная, особенно кровь пророков и других людей, свидетельствовавших против нечестия иудеев. Причем кровь найдена не в результате тайных поисков (англ. пер., ст. 34), или раскопок (дословно), но на поверхности земли. Этим подразумевается, что вина иудеев была бесспорна и очевидна, подвергать ее сомнению или доказывать не было нужды. Кроме того, речь идет о неприкрытом, явном преступлении, которого не хватало совести стыдиться или бояться, чтобы как-то попытаться скрыть, чем иудеи еще сильнее усугубили свою вину.

VI. Пророк опровергает притязания на оправдание. Несмотря на очевидность факта, ты говоришь: «Так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня»; и снова говоришь; «Я не согрешила» (ст. 35); поэтому Я буду судиться с тобою и смогу убедить тебя в том, что ты ошибаешься. Поскольку иудеи отрицают обвинение и настаивают на своем оправдании, Господь вступит с ними в прения и будет убеждать их и словом Своим, и жезлом. И тогда узнают, как сильно обманывали себя:

(1) Говорящие, что не оскорбляли Господа и что невиновны, хотя и совершили самые чудовищные преступления.

(2) Ожидающие, что Бог примирится с ними, хотя они не покаялись и не исправились. Они признают, что испытывали на себе знаки Божьего гнева, но считали его беспричинным и своими оправданиями доказали собственную невиновность, а потому решили, что Бог тотчас же прекратит тяжбу и гнев Его отвратится от них. Такое отношение весьма провокационно, и Бог будет судиться с виновными и убедит их в том, что Его гнев справедлив, ибо они согрешили, и Он никогда не прекратит Своего спора с ними, пока они, вместо того чтобы оправдываться, не смирятся, не осудят и не обличат себя.

VII. Пророк укоряет иудеев, напоминая им о постыдных разочарованиях, с которыми они столкнулись, сделав тварь своим упованием, а Бога врагом (ст. 36−37). Они часто были повинны в духовном идолопоклонстве, когда полагались на мышцу плотскую, а сердце их удалялось от Господа. Здесь пророк показывает, как это неразумно.

1. В поисках упования они были неугомонны, не находя удовлетворения в своем выборе: «Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Несомненно, это потому, что не находишь в предметах своего упования того, на что надеялся». Людям, которые уповают на Бога и постоянно полагаются на Него, нет нужды много бродить, меняя путь свой, ибо их душа может вернуться к Господу и найти в Нем отдых и покой; а полагающиеся на тварь непрестанно тревожатся, потому что, подобно Ноеву голубю, не находят места покоя для ног своих. Все, чему они доверяются, подводит их, и они надеются заменить это на нечто лучшее, но и здесь их ждут разочарования. Сначала иудеи доверились Ассирии, а когда та оказалась тростью надломленной, они положились на Египет, который оказался не лучше. Поскольку тварь это суета, то она станет томлением духа для всех сделавших ее своим упованием; они бродят, ища покоя, и не находят.

2. Они совершенно разочаровались в избранных ими предметах упования. Пророк говорит им, что именно этого и следует ожидать: ты так же будешь посрамлена и Египтом, которому сейчас доверилась, как ранее была посрамлена Ассириею, которая была в тягость тебе, вместо того, чтобы помочь (2Пар 28:20). Иудеи отличались от других народов своим вероисповеданием, и по этой причине никто из их соседей не заботился о них и не питал к ним искренней любви; тем не менее иудеи продолжали искать расположения соседей и полагаться на них, а посему получили сполна, когда те их обманули. Видите, каким будет исход: и от него ты выйдешь (ст. 37), твои послы, или доверенные лица, вернутся из Египта re infecta разочарованными, и поэтому положив руки на голову, оплакивая безнадежное положение своего народа. Или: ты выйдешь, то есть пойдешь в плен в чужую землю, положив руки на голову, потому что она болит (ubi dolor ibi digitus — где болит там и палец), или от стыда, подобно тому как Фамарь, пребывая в сильнейшем смятении, положила руки свои на голову свою (2Цар 13:19). «И Египет, на который ты полагаешься, не сможет ни предотвратить твоего плена, ни вызволить тебя из него». Кто не желает положить руки на сердце в знак благочестивой печали, производящей жизнь, тот будет вынужден положить руки на голову от мирской печали, производящей смерть. И не удивительно, что Египет не может помочь им, если Бог не желает помогать: если Господь не помогает тебе, как я могу помочь? Египтяне трости надломленные, потому что отверг Господь надежды твои; Он не желает использовать их тебе в облегчение, не желает удостоить их такой чести и не желает одобрять того, что ты уповал на них, и поэтому они не станут для тебя орудиями блага, а ты не будешь иметь с ними успеха; они не сослужат тебе никакой службы и не принесут удовлетворения. Известно, что нет мудрости... и нет совета, способных превозмочь Господа, подобным же образом нет мудрости и совета, которые могли бы превозмочь без Него. Существует и такое чтение: Господь отверг тебя за надежды твои; и, поскольку, доверившись Его тварям, более того Его врагам, когда следовало довериться только Ему, ты проявил по отношению к Нему неверность, Он обрекает тебя на истребление, от которого ты так старался укрыться; и тогда ты не будешь иметь успеха, потому что никому еще не удавалось ожесточиться против Бога или отстраниться от Него и при этом преуспевать.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 2 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.