Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 17 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе:

(I) Бог обличает евреев в грехе идолопоклонства хорошо известными доказательствами этого факта и за это приговаривает их к плену (ст. 1−4).

(II) Он показывает им безрассудство их плотского упования, которое не поможет им, когда настанет время Богу сразиться с ними; это был один из тех грехов, на котором основывалось Его противостояние им (ст. 5−11).

(III) Пророк взывает и обращается к Богу с жалобой на озлобленность врагов против него, вверяет себя божественной защите и умоляет Бога заступиться (ст. 12−18).

(IV) Бог через пророка предостерегает народ соблюдать святую субботу, заверяя их в том, что если они будут так поступать, то это продлит их мир, если нет, то Бог тем или иным опустошительным судом заставит их почитать Его субботы (ст. 19−27).

Стихи 1−4. Народ спрашивал (Иер 16:10): «Какая наша неправда и какой наш грех?», словно их нельзя было обвинить в чем-либо заслуживающем разговора об этом, за что Бог мог бы судиться с ними; на их вопрос в той же главе им дается ответ, но здесь приводится продолжение этого ответа, в котором:

I. Обвинение против заключенных полностью доказано самим фактом и виной; их грех четко виден, чтобы его отрицать, и слишком отвратителен, чтобы его простить; им нечего было предъявить, чтобы оправдаться от вины и избавиться от заключения или уменьшить наказание.

1. Они не могли заявить: «Не виновны», ибо их грехи записаны в книгу Божьего всеведения и на их личной совести; более того, они очевидны в глазах всего мира (ст. 1−2). Они написаны перед Богом в самых понятных и несмываемых свидетельствах и запечатаны в Его хранилищах, чтобы не подвергнуться забвению (Втор 32:34). Они записаны там железным резцом и алмазным острием; то, что так написано, не изгладится со временем, а, как говорит Иов, будет на вечное время вырезано на камне. Отметьте: грех грешника никогда не будет забыт, пока он не прощен. Он так и будет стоять перед Богом, пока, благодаря покаянию, не перейдет, чтобы предстать перед нами. Он начертан на скрижали их сердца; их совесть свидетельствует против них вместо тысячи свидетелей. То, что начертано на сердце, хотя и может быть покрыто и заперто на время, тем не менее, раз оно написано, то не может быть стерто, а будет предъявлено в качестве доказательства, когда книги будут открыты. Более того, нам не нужно взывать к скрижалям сердца, возможно, они не признают свидетельства своей совести. За доказательствами их вины достаточно прийти к рогам жертвенников, которые были окроплены кровью жертв, приносимых их идолам, и на которых, возможно, были написаны имена идолов, в честь которых они водружались. Их соседи и все творения, которыми они злоупотребляли, используя их в служении своим похотям, будут свидетельствовать против них. Чтобы дополнить доказательство, их собственные дети будут свидетельствовать против них: они расскажут истину, когда их отцы будут скрывать ее или изворачиваться; они вспомнят жертвенники и дубравы, куда родители водили их, когда они были маленькими (ст. 2). Оказывается, что они пресытились ими, очень хорошо знают их, ибо часто и интимно говорили о них с наслаждением.

2. Они не могли сослаться на то, что покаялись и пришли в лучшее расположение разума. Нет, они не могут отрицать свою вину и грех, равно как и свою непреодолимую и неисцелимую склонность ко греху. Именно так многие понимают ст. 1 и 2. Грех глубоко начертан железным резцом на скрижали сердца их. Они имеют укоренившуюся привязанность к нему; он вплелся в их природу; грех дорог им, как то, что начертано на наших сердцах. Их пристрастие так же сильно, как раньше, направлено к идолам; ни слово, ни жезл Божий не могут заставить забыть и ослабить их привязанность к ним. Это написано на рогах жертвенников их, ибо они дали имена своим идолам и приняли решение придерживаться его; они привязаны вервями к рогам своих жертвенников. И стих 2 вполне можно было бы прочитать так: «Как вспоминают они о своих сыновьях, так вспоминают они о своих жертвенниках и рощах»; они нравятся им так же, как людям нравятся свои дети, с которыми они не желают расставаться; они будут жить со своими идолами, которых не могут забыть так же, как женщина не может забыть свое грудное дитя, и умрут вместе с ними.

II. Обвинение в том, что они таковы, полностью доказано, суд подтвердил его и вынес приговор (ст. 3−4). Раз они так сильно преданны своим грехам и не хотят расстаться с ними, то (1) будут вынуждены расстаться со своим сокровищем, а сами будут отданы в руки чужеземцев. Иерусалим принадлежащая Богу гора в поле; он был построен на горе посреди равнины. И все сокровища этого богатого города Бог отдаст на расхищение. Или «Мои горы вместе с полями, твое богатство и все твои сокровища Я отдам на расхищение»; и продукты, произведенные в стране, и хранилища города будут захвачены халдеями. У людей справедливо отнимается то, с помощью чего они служили своим идолам и сделали пищей и топливом для своих похотей. Мою гору (каковой была вся земля, Пс 77:54; Втор 11:11) вы превратили в высоты для греха (англ. пер.), вы поклонялись своим идолам на высоких холмах (ст. 2), а теперь они будут отданы на расхищение во всех пределах твоих. То, что мы используем для греха, Бог отдаст на расхищение, ибо какое утешение мы можем надеяться получить от того, что бесчестит Бога?

(2) Им придется расстаться со своим наследством, и они будут уведены пленниками в чужую страну (ст. 4): «Ты, даже ты (то есть ты сам и те, кто в тебе, все твои потомки) лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе» (анг. пер.). Бог признает, что это было их наследие и что Он дал его им; они обладали неоспоримым правом на него, что особенно усугубляло их безрассудство, из-за которого они сами лишись права владения им. «Через себя, читаем в рус. и др. переводах, из-за того, что ты не выполнял свои обязательства, ты законно лишился прав владения. Ты лишишься наследия твоего, или твое право на владение прервется на время». Закон велел, чтобы они оставляли землю в покое (именно это слово здесь используется) раз в семь лет (Исх 23:11). Но они не соблюдали этот закон, и теперь Бог вынудит их оставить ее в покое (чтобы удовлетворила себя земля за субботы свои, Лев 26:34); но им самим не будет покоя; они будут отданы в рабство врагам своим, в землю, которой не знают. Обратите внимание: [1] грех лишает нас утешений и отнимает у нас удовольствия, дарованные Богом. Тем не менее [2] прерывание права владения это не его отмена; это подразумевает, что если они покаются, то вновь восстановят право владения. «В настоящее время вы воспламенили огонь гнева Моего, который горит так яростно, что кажется, что он будет гореть вечно»; так и будет, пока вы не покаетесь, ибо это гнев вечного Бога, который прикрепляется к вечной душе; и кто знает силу этого гнева?

Стихи 5−11. В данных стихах изложена превосходная доктрина, необходимая для ознакомления и использования всеми нами; похоже, она не имеет никаких определенных ссылок на нынешнее состояние Иудеи и Иерусалима. Не все проповеди пророка были пророческими, некоторые из них были практическими, тем не менее данное обращение, лишь заглавия которого, возможно, нам здесь представлены, были бы определенным образом полезны для них в качестве предостережения правильно располагать свое упование во дни бедствий. Давайте все мы научимся тому, что здесь преподается нам.

I. Уповающие на творения ради успеха и надеющиеся получить от них помощь, оказавшись в беде, будут разочарованы и недовольны (ст. 5−6): «Проклят человек, который надеется на человека». Бог провозглашает им проклятие за то оскорбление, которое тем самым они наносят Ему. Или можно понять так: «Проклят (т.е. несчастен) человек, поступающий так, ибо он опирается на надломленный тростник, который не только обломается под ним, но войдет ему в руку и проколет ее. Обратите внимание:

(1) На грех, подвергнувшийся осуждению; это надежда на человека, упование на мудрость и силу, доброту и верность людей, которое должно быть направлено на те же характеристики Бога; тем самым мы взываем к людям и возлагаем свои надежды на них, как на главную движущую силу, в то время как они лишь инструменты в руке провидения. Тем самым мы делаем плоть своею опорою, на которой стоим, с помощью которой трудимся и надеемся достичь своей цели, опорою, под которой мы надеемся укрыться и на защиту которой уповаем. Бог опора Своего народа (Ис 32:2). Мы не должны пытаться сделать творение тем, чем быть для нас решил Бог. Человек назван плотью, чтобы показать безрассудство тех, кто делает его своим упованием; он плоть, слабая и немощная, каковой она предстает без костей и сухожилий, не имеющая в себе никакой силы; он активен, как плоть без духа, которая является мертвой; он смертен и подвержен тлению, как плоть, которая быстро разлагается, гниет и постоянно портится. Более того, он лжив и греховен и потерял свою непорочность именно это подразумевает то, что он плоть (Быт 6:3).

2. На то, что в этом грехе присутствует много зла, ибо он побуждает сердце лукавое и неверное отступить от Бога живого. Уповающие на человека могут приближаться к Богу устами и славить Его своими устами: они называют Его своим упованием и говорят, что верят в Него, но на самом деле их сердце удаляется от Господа; они не верят в Него, презирают Его, все меньше общаются с Ним. Прилепляясь к водоемам, человек оставляет источник, и поэтому ему справедливо отказано в нем.

3. На фатальные последствия этого греха. Полагающий свое упование на человека обманывает себя, ибо (ст. 6) он будет как вереск в пустыне: скудный кустарник, плод бесплодной почвы, безжизненный и бесполезный; его утешения подведут его, и надежды разрушатся; он высохнет, будет подавлен, и по нему будут топтаться все окружающие; и не увидит, когда придет доброе, не станет его сопричастником. Когда времена улучшатся, то это не коснется его, ибо он поселится в местах знойных в степи; его ожидания не будут сбываться; когда другие будут собирать урожай, у него не будет ничего. Кто уповает на собственную праведность и силу и считает, что может обойтись без заслуг и благодати Христа, тот тем самым делает плоть своею опорою и его душа не сможет процветать в благодатях и утешениях; таковые не смогут ни произвести плоды благоугодного служения Богу, ни пожать плоды Его спасительных благословений; они проживают в земле сухой.

II. Кто уповает на Бога и живет верой в Его провидение и обетования, кто вверяет себя Ему во все времена, кто полагается на Него и Его любовь в самые беспокойные времена (ст. 7−8), тот будет иметь обильное удовлетворение. Обратите внимание (1) на долг, требуемый от нас: надеяться на Господа, совершать свой долг перед Ним и верить, что Он поддержит нас в нем. Когда творения или вторичные причины грозят обмануть, оказаться ложными и яростно выступают против нас, то мы должны вверить себя Богу как вседостаточной Личности, Которая может заполнить место тех, кто подвел нас, и защитить от тех, кто выступил против нас. Это значит делать Бога своим упованием; мы уповаем на Его благоволение и надеемся на Его могущество и силу.

(2) На утешения, предназначенные для тех, кто исполняет этот долг. Поступающий так будет как дерево, посаженное при водах, — избранное дерево, которое стараются посадить в наилучшую почву, сильно отличающееся от вереска в пустыне; он будет похож на дерево, пускающее корни свои, благодаря чему оно крепко стоит; пускающее их у потока, благодаря чему оно имеет в изобилии жизненный сок, что подразумевает обоснованность и утешения, принадлежащие тем, кто делает Бога своим упованием. Они спокойны, приятны, наслаждаются постоянной защитой и спокойствием разума. Дерево, подобным образом посаженное и питаемое, не знает, когда приходит зной, и не пострадает от самого палящего зноя летом; оно так хорошо питается от своих корней, что оказывается достаточно защищенным от высыхания. Кто делает Бога своим упованием, тот [1] будет процветать в вере и утешениях, как дерево, чей лист всегда зелен и не увядает; они будут веселы и прекрасны в глазах других. Кто почтит Бога, оказывая Ему доверие, того Бог облачит честью и сделает украшением и наслаждением тех мест, где они живут, каковыми являются зеленые деревья. [2] Будет наслаждаться внешним миром и будет доволен: «Они не будут бояться во время засухи, когда не хватает дождя, ибо дерево имеет не только семя в себе, но и влагу». Кто делает Бога своим упованием, тот в себе имеет достаточно, чтобы восполнить недостаток во всех утешениях, получаемых от творения. Мы не должны жаждать разбитых водоемов, пока у нас есть источник. [3] Будет приносить плоды святости и всех добрых дел. Кто уповает на Бога и верой черпает из Него силу и благодать, тот не перестанет приносить плод. Они будут продолжать делать то, что может прославить Бога, будут полезными для других и для себя.

III. Сердце человека греховно и постоянно пребывает под божественным надзором (ст. 9−10). Глупо уповать на человека, ибо он не только хрупок, но лжив и обманчив. Мы склонны думать, что уповаем на Бога и обладаем правом на благословения, обещанные уповающим на Него. Но это именно то, в чем нас обманывают наши сердца, как и во многих других вопросах. Мы думаем, что уповаем на Бога, когда на самом деле это не так, что следует из того, что наши надежды и страхи возникают соответственно тому, улыбаются или хмурятся нам вторичные причины.

1. Правда, в общем, что (1) в наших сердцах присутствует зло, о котором мы не знаем и не догадываемся; более того, сыны человеческие часто ошибаются, полагая, что их сердца значительно лучше, чем есть на самом деле. Сердце человека и его совесть в его порочном и падшем состоянии лукаво более всего. Оно коварно и лживо; оно склонно запинать (именно это обозначает данное слово); и именно за это качество Иаков получил свое имя «запинающий». Оно называет добро злом и зло добром; оно представляет вещи в ложном свете и обещает мир тем, кому он не принадлежит. Когда люди говорят в своем сердце (т.е. позволяют сердцу нашептывать), что нет Бога, или что Он не видит и не спросит, или что у них будет мир, даже если они будут идти тем же путем, то в данной ситуации и тысяче подобной ей сердце поступает лукаво. Оно обманывает человека и ведет к гибели; усугубляет ситуацию то, что они сами себя обманывают и губят. Поэтому сердце человеческое лукаво более всего; оно мертво и пребывает в отчаянном положении. Безусловно, плоха и в каком-то смысле плачевна ситуация, когда невозможно помочь, и совесть, которая должна исправлять ошибки, сама становится источником лжи и ведет к заблуждениям. Что будет с человеком, если те качества, которые должны делать его светильником Господа, будут издавать ложный свет, и то, что должно помогать Господу трудиться над душой, поддерживая Его интересы, в действительности предают их? Сердце настолько обманчиво, что мы можем справедливо спросить: «Кто узнает его?» Кто может описать, насколько плохо сердце? Мы сами не можем знать свое сердце, равно как и того, как оно поступит в часы искушений (Езекия и Петр не знали этого); мы не знаем порочные склонности нашего сердца и то, в каких ситуациях оно оступится; кто сможет понять его ошибки? Еще меньше мы можем знать сердца других или в какой-то степени уповать на них. Но (2) какое бы зло ни присутствовало в сердце, Бог видит и знает его; Он абсолютно ознакомлен с ним и проинформирован о нем: «Я, Господь, проникаю сердце». Это также касается всего, что есть в сердце: его самых быстрых помыслов, на которые человек беспечно смотрит сквозь пальцы, и всех его намерений, самых тайных, которые он с особым искусством маскирует и тщательно скрывает от других. Можно обмануть людей, но не Бога. Он не только исследует сердца Своим проникающим оком, но и испытывает их, чтобы вынести приговор тому, что он раскрывает, справедливо оценить и взвесить все. Он испытывает так, как испытывают золото соответствует оно стандарту или нет; как исследуют, виновен узник или нет. Суд, которому Он подвергает сердце, совершается для того, чтобы вынести приговор человеку и воздать каждому по пути его (по заслугам и соответственно его склонностям жизнью тем, кто ходил путями жизни, и смертью тем, кто упорствовал на путях губителя) и по плодам дел его, то есть по влиянию, оказываемому им на других, или соответственно тому, что говорит слово Божье о плодах человека: благословением послушным и проклятием непослушным. Отметьте: Бог Сам является Судьей и судит Сам, ибо Он один, и никто, кроме Него, не знает сердца сынов человеческих.

2. Эта истина особым образом касается обманчивости и испорченности сердца: всех его порочных склонностей, желаний и планов. Бог видит и различает их, и (что значительно превосходит возможности человека) Он судит по очевидному действию, произведенному сердцем. Отметьте: Бог знает о нас больше плохого, чем мы знаем о себе, что является хорошим основанием, почему мы не должны льстить себе, а всегда благоговеть перед судом Божьим.

IV. Проклятие всегда сопровождает неправедно добытое богатство. Обман и насилие были вопиющими грехами, царствующими в Иудее и Иерусалиме; и теперь пророк хочет, чтобы те, кто был виновен в этих грехах, но лишился всего, прочитал свои грехи и наказание за них (ст. 11): «...хотя приобретающий богатство неправдою и может сделать его своим упованием, но никогда не порадуется ему». Обратите внимание: использующие незаконные средства могут стать богатыми с их помощью и процветать какое-то время, и это искушает многих обманывать и притеснять своих соседей, если с помощью этого можно добыть денег. Кто добыл сокровище лживым языком, тот может поздравить себя с успехом и сказать: «Я богат», более того «Я ни в чем не виновен» (Ос 12:8), но он оставит его на половине дней своих. Либо богатство будет отнято у него, либо он будет отнят от него; Бог истребит его каким-нибудь поразительным ударом тогда, когда тот скажет: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся...» (Лк 12:19−20). Богач оставит его неизвестно кому и не сможет забрать с собой даже частичку. Эти слова означают, что после смерти мирской человек испытает огромное разочарование из-за того, что ему пришлось оставить здесь свое богатство; и оно вполне справедливо может вызывать ужас в том, кто добыл его нечестно, ибо хотя богатство не может пойти с человеком в иной мир, но вина и вечные мучения могут. «Чадо! Вспомни...» (Лк 16:25). Так он глупцом останется при конце своем, как Навал, чье богатство, которое он с жадностью собирал, не помогло ему, когда его сердце стало мертвым, как камень. На протяжении всей жизни он был глупцом; иногда, возможно, об этом ему говорила его совесть, но в конце он убедится, что все обстоит именно так. Глупцом является тот, кто оказывается глупцом при конце своем; и окажутся толпы таких, кому аплодировали, как людям мудрым, которые удовлетворяли себе (Пс 49:14,19). Кто приобретает благодать, тот при конце своем окажется мудрым: умирая, он получит от нее утешение, и в вечности огромную выгоду (Притч 19:20); а тот, кто считает блаженством мирское богатство и правдой или неправдой хочет стать богатым, тот раскается в собственном безрассудстве, когда будет слишком поздно исправлять фатальные ошибки. Такой человек похож на куропатку, которая садится на яйца, которые не несла, но они оказываются раздавленными (как в Иов 39:15), или украденными (как в Ис 10:14), или становятся протухшими; израильтяне хорошо знали птицу, обитавшую в тех краях, чья ситуация часто оказывалась именно такой. Богатый человек прилагает много усилий, чтобы приобрести состояние, и сидит, высиживая его, но в итоге от этого не получает ни утешения, ни удовлетворения; его планы обогатить себя с помощью греховных методов заканчиваются крахом. Поэтому давайте будем мудрыми в свое время и приобретать свое богатство честно, чтобы то, чем мы владеем, использовалось для благотворительности, а откладываемое на будущее послужило хорошим основанием; давайте будем мудры ради вечности.

Стихи 12−18. В этих стихах, как и ранее, пророк удаляется, чтобы поразмышлять наедине с Богом. Именно такими должны быть служители, которые хотят получать утешение от своего служения. В своем общении с Богом и собственным сердцем он ведет себя свободно, как иногда поступает человек, разговаривая с самим собой, переходя от одной темы к другой, не стараясь слишком строго следовать законам логики и последовательности.

I. Он признает, что Бог оказал великое благоволение Своему народу, учредив среди них явленную религию и отличив их божественными постановлениями (ст. 12): «Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего». Храм в Иерусалиме, где Бог являл Свое особое присутствие, где обитали живые пророчества, где люди воздавали почести своему Вседержителю и куда они бежали в поисках прибежища, оказавшиеь в бедствии, был местом их освящения. Там находился престол славы превознесенный. Это был престол святости, который делал его воистину прославленным; это был божий престол, который делал его действительно превознесенным. Иерусалим назван городом великого Царя не только царя Израиля, но Царя всей земли, поэтому его вполне можно было считать столицей и царским городом мира. Он был таким от начала: с самого начала, когда его задумал простроить Давид и отстроил Соломон (2Пар 2:9). Слава Израиля заключалась в том, что Бог поставил такой прославленный престол среди них. «Как славен и возвышен престол (т.е. небеса), так и место освящения нашего», читают некоторые. Отметьте: все благочестивые люди высоко ценят и благоговеют перед Божьими постановлениями и считают святилище возвышенным престолом славы. Здесь Иеремия упоминает об этом то ли для того, чтобы сослаться на Божью милость, проявленную к этой земле, и почтить престол Божьей славы (Иер 14:21), то ли для того, чтобы усугубить грех этого народа, который оставил Бога (хотя Тот поставил у них Свой престол) и тем самым осквернил Его венец и Его святилище.

II. Он признает, что Бог поступил справедливо, предав погибели тех, кто оставил Его, взбунтовался против Него и оказался неверным (ст. 13). Он обращается к Богу, выражая уверенность в Его справедливости: «Ты, Господи, надежда тех в Израиле, кто остался верным Тебе; все, оставляющие Тебя, посрамятся. Так обязательно произойдет, ибо они оставили Тебя ради суетной лжи, которая обманет и постыдит их». Они будут постыжены, ибо сами виновны в этом. Они справедливо будут преданы позору, ибо оставили Того единственного, Кто помог бы им сохранить спокойствие, когда придет беда. «Пусть постыдятся», читают некоторые; тогда эти слова являются благочестивым желанием, чтобы на них пролился гнев Божий, или прошением о Его благодати, чтобы они раскаялись и постыдились. «Отступающие от меня, от слова Божьего, проповеданного мною, фактически отходят от Бога», так же, как о вернувшихся к Богу сказано, что они обратились к пророку (Иер 15:19). «Отступающие от Тебя (читают некоторые) будут написаны на прахе». Их имена скоро будут изглажены, как то, что написано на пыли. По ним будут топтаться и презирать. Они принадлежат земле и будут причислены к земным людям, которые откладывают свое богатство на земле и чьи имена не записаны на небесах. И они заслуживают того, чтобы их имена были записаны вместе с именами глупцов Израиля, дабы их безрассудство стало видно всем, ибо они оставили Господа, источник воды живой (т.е. источник вод), ради разбитых водоемов. Отметьте: для всех, кто принадлежит Ему, Бог является источником воды живой. В Нем присутствует полнота утешений постоянная, все переполняющая полнота, как в источнике; вода в нем всегда свежая, чистая и прозрачная, в то время как греховные удовольствия являются мутной водой. Они имеют к нему свободный доступ; это не запечатанный источник. Поэтому они заслуживают такого же осуждения, как Адам приговоренный к красной земле, с которой он был тесно связан своей порочной природой, ибо оставил сад Господень, хорошо орошаемый. Оставившие Бога написаны на земле.

III. Он молится Богу об исцеляющей спасающей милости для себя. «Если положение оставивших Бога так бедственно, то давайте всегда приближаться к Нему (Пс 72:27−28), а для этого, Господь, исцели меня и спаси меня (ст. 14). Исцели мое отступничество, мою склонность к отступничеству, и спаси, чтобы меня силой не увлек поток и я не оставил Тебя». Его дух был ранен и скорбел по многим причинам. «Господи, исцели меня Своими утешениями и успокой». Он постоянно подвергался опасности со стороны злобных безрассудных людей. «Господи, спаси меня от них и не дай мне попасть в их нечестивые руки. Исцели меня, то есть освяти Своей благодатью; спаси меня, то есть приведи к Своей славе». Все, кто потом будет спасен, сейчас освящены; душа не сможет жить, пока не очистится от болезни греха. Чтобы усилить это прошение, он ссылается (1) на свою твердую веру в силу Бога: «Исцели меня, Господи, и исцелен буду, исцеление обязательно произойдет, если Ты совершишь его; это будет основательное, а не смягчающее исцеление». Приходящие к Богу за исцелением должны быть абсолютно удовлетворены вседостаточностью своего целителя. «Спаси меня и я обязательно спасен буду, какими бы грозными ни были мои враги и опасности». Если Бог поддерживает нас, то мы спасемся.

(2) На искреннее уважение к славе Божьей: «Ибо Ты хвала моя, и я хочу быть исцеленным и спасенным, чтобы жила душа моя и славила Тебя (Пс 118:175). Ты Тот, Которого я славлю, и я никогда не отдам другому славу, которая принадлежит Тебе. Ты Тот, Которым я горжусь и хвалюсь, ибо на Тебя я уповаю. Ты Тот, Кто обеспечивает меня постоянным поводом для хвалы, и я воздал Тебе славу за милости, уже дарованные мне». «Ты будешь моей хвалою (читают некоторые); исцели и спаси меня, и я прославлю Тебя за это. Тебе хвала моя не престанет» (Пс 70:6; Пс 78:13).

IV. Он жалуется на неверие и дерзкую нечестивость народа, которому проповедовал. Это сильно беспокоило его, и он показывает эту беду Богу как слуга, которому оказали пренебрежение гости, пригласить которых он был послан; возвратившись, донес о сем господину своему. Он верно передал им Божье послание, так какой ответ он должен принести Пославшему его? Вот, они говорят: «Где слово Господне? Пусть оно придет» (ст. 15, Ис 5:19). Они смеялись над пророком и высмеивали то, что он говорил с величайшей серьезностью.

1. Они отказывались принимать сказанную им истину: «Если ты говоришь нам слово Господне, то где оно? Почему оно не исполняется?» Так люди часто злоупотребляли долготерпением Бога, воспринимая его как основание сомневаться в Его правдивости.

2. Они не обращали внимания на угрозы в Его словах. «Пусть Всемогущий Бог поступает наихудшим образом; пусть свершится все, что Он говорит; мы справимся с этим; не так страшен лев, каким его рисуют» (Ам 5:18). «Господи, для чего говорить все это, если люди не верят сказанному и не боятся?»

V. Он взывает к Богу, ссылаясь на верное исполнение своего долга, к которому был призван (ст. 16). Люди делали все возможное, чтобы изнурить его, привести в ярость и сделать беспокойным; они искушали его говорить уклончиво и изменить смысл своего послания из страха перед ними; но «Господи, говорит он, Ты знаешь, я не поддался им».

1. Он продолжал постоянно совершать свое служение, которое, вместо того чтобы обеспечить ему доброе имя и защиту, подвергало порицанию, презрению и оскорблениям. «Да, я не спешил быть пастырем у Тебя; но я не оставил свое служение, не стремился избавиться или оставить его». Пророки были пастырями народа, питающими его благим словом Бога; но они должны быть пастырями у Бога, и все служители должны быть такими же по сердцу Его (Иер 3:15), должны следовать за Ним, согласно Его наставлениям и указаниям. Таким пастором был Иеремия; и хотя он сталкивался со многими трудностями и огорчениями, как и всякий человек, тем не менее он не убежал, как Иона, и не стремился найти оправдание, чтобы больше не исполнять поручений Бога. Отметьте: хотя успех служителей Бога не соответствует их ожиданию, но они должны продолжать следовать за Богом, даже если буря бьет им в лицо.

2. Он поддерживал свою любовь к людям. Хотя они оскорбляли его, но он сочувствовал им: «Я не желал бедственного дня». День, когда свершатся его пророчества, несомненно будет бедственным днем для Иерусалима, и поэтому он не жаждет его пришествия, желая, чтобы он никогда не настал; хотя что касается его самого, то это будет день отмщения его преследователям, доказывающий, что он является истинным пророком (в чем они сомневались, ст. 15); в связи с этим он вполне мог испытывать искушение желать его. Отметьте: Бог не желает, а поэтому и служители не должны желать смерти грешников, а, скорее, чтобы они обратились и жили. Хотя мы получаем предупреждение о бедственном дне, но не должны желать, чтобы он настал, а, скорее, оплакивать его, как делал Иеремия.

3. Он тщательно соблюдал данные ему наставления. Хотя он мог завоевать благосклонность народа, или, по крайней мере, избежать их недовольства, если бы не был таким резким в своих обличениях и строгим в своих угрозах, но он верно передавал свои послания; и это было для него утешением. «Господи, Ты, знаешь: что вышло из уст Моих открыто пред лицем Твоим; мои слова полностью соответствовали тем, которые я принял от Тебя. И поэтому, ругаясь со мной, они бесчестят Тебя». Отметьте: если то, что мы говорим и делаем, право перед Богом, то мы с легкостью можем пренебречь порицанием и осуждением людей. Очень мало значит... как судят другие люди.

VI. Он смиренно просит Бога, чтобы тот признал его, защитил, помогал радостно совершать служение, к которому Он призвал его и которому он так искренне посвятил себя. Он хочет:

(1) Иметь утешение от служения Богу, пославшему его (ст. 17): «Не будь страшен для меня». Безусловно, здесь подразумевается больше, чем выражено. «Будь мне утешением; и пусть Твое благоволение возрадует мое сердце и ободрит меня, когда мои враги делают все возможное, чтобы отвратить меня от служения или сделать его утомительным». Отметьте: наилучшие люди могут иметь в себе то, что справедливо делает Бога страшным для них, как это было в какой-то период у Иова (Иов 6:4), Асафа (Пс 76:4), Емана (Пс 87:16). Это то, чего благочестивый человек, зная страх Господень, опасается больше всего; более того, какие бы пугающие события ни обрушились на него и какие бы грозные враги ни выступили против него, он довольно хорошо со всем справится, если только Бог не страшен для него. Он ссылается: «Ты надежда моя; и поэтому мне нечего бояться даже в день бедственный, вызывающий ужас и страх. Я уповаю на Тебя, поэтому не будь страшен для меня». Отметьте: для того, кто верой делает Бога своим упованием, в наихудшие времена Он будет утешением; если мы не сделаем ошибок и Бог будет нашим упованием, то Он не будет для нас страшен.

(2) Иметь смелость общаться с людьми, для которых был послан (ст. 18). Его преследовали те, кто должен был принимать и ободрять его. «Господи, говорит он, пусть постыдятся гонители мои (пусть их одолеют обличения слова и им станет стыдно за свое упрямство, или пусть наконец над ними свершатся суды, которыми им угрожают); и пусть я не буду постыжен; не дай мне испугаться их угроз и оправдай мое упование». Отметьте: Божьи служители не должны ни стыдиться, ни бояться совершать свое служение, но они нуждаются в помощи божественной благодати, чтобы совершать его без стыда и страха. В общем Иеремия не желал, чтобы для его страны настал день бедственный, но что касается его преследователей, то под действием святого и справедливого негодования из-за их злобы он молится: «Наведи на них день бедствия», надеясь, что он предотвратит бедствие для всей страны; если они будут истреблены, то народ станет лучше. «Поэтому сокруши их сугубым сокрушением; пусть они будут полностью уничтожены их корни и ветви, и пусть перспектива этого истребления будет их посрамлением в настоящее время». Такими словами пророк молится, но не о том, чтобы Бог отомстил за него и он сам получил облегчение, но чтобы познан был Господь по суду, который Он совершил.

Стихи 19−27. Эти стихи проповедь об освящении субботы. Это слово, которое сказал ему Господь, и ему было велено передать его народу в самой торжественной и публичной манере, ибо оно было послано не только для того, чтобы обличить грех и потребовать повиновения, но и для того, чтобы снизойти к деталям. Возможно, это послание о субботе было послано во дни Иосии, в разгар начатой им реформации, ибо приведенные здесь обетования (ст. 25−26) вряд ли можно отнести к тому времени, когда положение вещей достигает крайности. Это послание должно быть возвещено во всех местах собраний и в воротах не только потому, что люди постоянно проходили через них, но потому что там вершился суд и стояли хранилища. Вначале должно быть возвещено (как обычно возвещали о царе или царице) у ворот двора ворот, которыми входят цари Иудейские и которыми они выходят (ст. 19). Пусть вначале им скажут об их обязанности, а именно об их долге, ибо если они не будут должным образом освящать субботы, то знатнейшим из Иудеев будет сделан выговор (так и было, Неем 13:17), так как они очень часто не исполняют свой долг. Пророк также должен проповедовать во всех воротах Иерусалимских. Этот вопрос был очень важным, и поэтому все должны обратить на него внимание. Пусть услышат слово Господне цари Иудейские (ибо, как бы они ни были превознесены, Бог выше их) и все жители Иерусалима, ибо, как бы незначительны они ни были, Бог знает их: знает, что они говорят и делают в дни субботние. Обратите внимание: I. Как нужно освящать субботу и что говорит об этом закон (ст. 21,11).

1. В день субботний они должны отдыхать от своей мирской работы и не совершать трудной работы. Они не должны носить нош в город и из города, вносить их в свои дома и выносить из них; земледелец не должен был носить снопы пшеницы и работать на земле, торговец не должен был носить товар, а купец приводить или увозить его. В субботний день на улицах или дорогах не должно быть видно нагруженной лошади или повозок, носильщики не должны были заниматься своей работой, равно как и рабы приносить продукты или топливо. Это день покоя, и он не должен быть днем труда, если только в этом нет необходимости.

2. Они должны были занимать себя работой, соответствующей для этого дня: «Святите день субботний, то есть посвятите его славе Божьей и проведите его в служении и поклонении». Мы должны отложить мирской бизнес ради того, чтобы полностью посвятить себя служению и поклонению той работе, которая требует и захватывает человека целиком.

3. Для этого они должны быть очень предусмотрительными: «Берегите души свои, будьте бдительны и остерегайтесь всего, что может осквернить субботу». Мы должны быть осторожны в том, к чему Бог ревнует. «Берегите души ваши, ибо вы подвергаете себя опасности, если отбираете у Бога ту часть своего времени, которое Он выделил для Себя. Берегите души свои; чтобы правильно святить субботу, мы должны следить за расположением своего духа и быть бдительными ко всем побуждениям своего внутреннего человека». Пусть ваша душа не будет обременена мирскими заботами в субботний день, а будет занята трудом, предназначенным для этого дня, даже тем, что совершается внутри нас.

4. Он ссылается на закон; законодательный акт в данном случае вынесен и предусмотрен: «Я не навязываю вам новое постановление; это то, что Я заповедал отцам вашим; это древний закон; это статья первоначального договора; более того, это повеление, данное патриархам».

II. Как оскверняли субботу (ст. 23): «Вашим отцам было велено хранить в святости день субботний, но они не послушались; они сделались жестоковыйными и ожесточились против этой и других заповедей, данных им». Это упомянуто, чтобы показать, что в данном вопросе они нуждаются в реформации и что Бог справедливо ссорится с ними за несоблюдение этого закона в течение долгого времени. Они ожесточились против этой заповеди, чтобы не слышать и не получать наставлений, касающихся других заповедей. Где субботами пренебрегают, там религия угасает.

III. Какие благословения для них хранятся у Бога, если они будут сознательно святить субботу. Хотя их отцы были виновны в осквернении субботы, но их не будут наказывать за это; их город и народ восстановит прежнюю славу, если они будут лучше святить субботу (ст. 24−26). Пусть стараются святить субботу и не заниматься никакой работой в тот день, и тогда (1) царский двор будет процветать. Цари, согласно праву наследования, или многие ветви царской семьи, такие же величественные, как цари, вместе с другими князьями, сидящими на престоле суда престоле дома Давидова (Пс 121:5) будут въезжать с великолепием и помпезностью воротами Иерусалима: одни на колесницах, другие на конях, сопровождаемые многочисленным эскортом мужей Иудеи. Отметьте: слава правительства это радость царства, а поддержка религии будет способствовать тому и другому.

(2) Город будет процветать. Пусть благодаря освящению субботы в Иерусалиме поддерживается лицо религии, и тогда он будет соответствовать своему статусу святой город; и тогда город сей будет обитаем вечно (так можно истолковать эти слова). Он не будет разрушен или лишен обитателей, как ему угрожали. Все, что поддерживает религию, укрепляет гражданские интересы страны.

(3) Страна будет процветать: города Иудеи и земли Вениаминовой наполнятся большим количеством жителей, а то, что они придут в присутствие Бога с большим количеством своих жертв, будет свидетельствовать об изобилии и мире. Разве нельзя судить о процветании страны по тому, что она делает для славы Божьей? А та страна, которая не питает религию, то ли бедна, то ли скоро несомненно станет таковой.

(4) Церковь будет процветать: хлебные приношения, ливан и благодарственные жертвы будут приноситься в дом Господень для поддержания служения в этом доме и служителей, посещающих его. Божьи постановления будут тщательно соблюдаться; ни жертвы, ни воскурения не будут приноситься идолам, равно как и отниматься у Бога, а все будет идти правильным курсом. У них будет и повод и сердце, расположенное принести жертву хвалы Богу. Это приводится как пример их процветания. Народ действительно процветает там, где процветает религия. Таковы результаты освящения субботы: когда данная ветвь религии поддерживается, то другие также поддерживаются; но когда она теряется, то поклонение грязнет либо в религиозных предрассудках, либо становится мирским. Сделано правильное наблюдение: все потоки религии протекают либо глубоко, либо на поверхности в зависимости от того, соблюдаются или остаются в пренебрежении границы субботы.

IV. Они должны быть готовы к тому, что на них обрушатся суды, если будут продолжать осквернять субботу (ст. 27): «А если не послушаете Меня в этом вопросе и не будете закрывать ворот в день субботний, чтобы люди без необходимости не входили и не выходили в этот день, если не будете огораживаться божественным законом и сделаете этот день обычным, то знайте, что Бог зажжет огонь в воротах вашего города». Эти слова подразумевают, что этот огонь будет зажжен врагом, осадившим и атакующим город, который сделает это, чтобы проложить путь и войти в город. Вполне справедливо будут объяты огнем те ворота, которые не использовались так, как следует: не закрывались перед грехом и не удерживали людей, чтобы те исполняли свой долг. Этот огонь пожрет даже чертоги Иерусалима, где жили князья и знать, которые не использовали свою власть как должно, для поддержания славы Божьей субботы ради собственной выгоды. Он не погаснет, пока не оставит весь город лежать в руинах. Это сделала армия халдеев (Иер 52:13). Осквернение субботы было тем грехом, из-за которого Бог часто боролся со Своим народом огнем.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 17 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.