ТОЛКОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О КНИГЕ ПРОРОКА ИЕРЕМИИ
Расположение пророческих книг в Ветхом Завете, равно как и расположение посланий в Новом Завете, продиктовано, скорее, их объемом, а не хронологией сначала идут самые большие, а не древнейшие. Некоторые пророки, в том числе и писавшие, были современниками Исайи, например Михей, другие же либо пророчествовали незадолго до него Осия, Иоиль и Амос, либо вскоре после него Аввакум и Наум, предположительно. Тем не менее именно пророчество Иеремии, начавшего служение много лет спустя после Исайи, следует за книгой последнего, благодаря своему богатому содержанию. Первенство отдается книгам, вместившим больше Божьего слова, но при этом достоинство менее даровитых ничуть не умаляется и не исключается. Другие замечания в отношении пророчества в целом пока не приходят на ум, касательно же самого пророка Иеремии следует отметить:
(I) Пророчествовать он начал рано, будучи еще молодым, и поэтому на основании собственного опыта мог сказать, что благо человеку, когда он несет иго в юности своей (Плач 3:27), иго как служения, так и скорби. Иероним отмечает, что Исайи, за плечами которого был многолетний жизненный опыт, довелось испытать прикосновение к устам горящего угля с целью очищения греха и удаления беззакония (Ис 6:7), тогда как, касаясь уст Иеремии, который был еще молод, Бог ничего не сказал об удалении беззакония последнего (Иер 1:9), потому что, по причине нежного возраста, на его счету было не так много грехов.
(II) Он долго нес служение пророка: одни насчитывают пятьдесят лет, другие более сорока. Начал он в тринадцатый год Иосии, когда дела шли хорошо при этом благочестивом царе, а продолжил в царствование всех последовавших за ним нечестивых правителей; так что, когда мы приступаем к служению Господу, даже если вначале нас сопровождает попутный ветер, не знаем, как скоро на смену ему придет буря.
(III) Он был обличающим пророком, посланным от имени Господа говорить Иакову о его грехах и предупредить о грядущих на него Божьих судах; и, согласно наблюдению критиков, по этой причине его стиль, или манера говорить, проста, резка и не столь изысканна, как у Исайи и некоторых других пророков. Кто послан разоблачать грех, тому следует отложить обольстительные слова человеческой мудрости. Обращаясь к грешникам, чтобы привести их к покаянию, лучше всего быть прямолинейными.
(IV) Он был плачущим пророком так обычно называют Иеремию, и не только потому что он написал Книгу Плач Иеремии, но потому что все время с болью смотрел на грехи своего народа и на постигающие его сокрушительные суды. И по этой причине, возможно, люди, предполагавшие, будто наш Спаситель являлся одним из пророков, среди наиболее вероятных назвали Иеремию (Мф 16:14), потому что был муж скорбей и изведавший болезни.
(V) Он был страдающим пророком. Подвергался гонениям со стороны собственного народа более всех других, как мы убедимся, читая данную книгу; ибо Иеремия жил и проповедовал как раз накануне разгрома иудеев халдеями, когда характер народа, по-видимому, был таким же, как накануне их разгрома римлянами, когда иудеи убили и Господа Иисуса... и изгнали Его учеников, и Богу не угождали, и всем человекам противились... и приближался на них гнев до конца (1Фес 2:15−16).
Последнее, что сообщает о себе пророк в своем повествовании, это тот факт, что оставшиеся иудеи заставили его отправиться вместе с ними в Египет, где, согласно распространенному среди иудеев и христиан преданию, он принял мученическую смерть. Хоттингер, на основании сведений, предоставленных арабским историком Эль-Масином, сообщает, что, поскольку Иеремия продолжал пророчествовать в Египте против египтян и других народов, то его до смерти забили камнями; и много позже, когда в Египет вошел Александр, он забрал преданные забвению останки Иеремии, отправил их в Александрию и похоронил там. Пророчества данной книги, находящиеся в первых девятнадцати главах, по-видимому, являлись главной частью проповедей, которые Иеремия произносил как общее обличение во грехе, возвещая о грозящем суде; далее проповеди приобретают более частный характер или посвящены какому-то событию и чередуются с историческими сведениями, хотя и не расположены в строгом хронологическом порядке. Угрозы перемежаются со множеством благодатных обетований о милости к кающимся, об освобождении иудеев из пленения, а также имеющих прямое отношение к царству Мессии, Среди апокрифических писаний до наших дней сохранилось послание, о котором сказано, как о написанном Иеремией для пленников в Вавилоне, в котором он предостерегает их от поклонения идолам, разоблачая тщетность таковых и неразумность идолопоклонников. Оно идет 6-й главой Книги пророка Варуха (очевидно, в одном из англ. пер. Библии). Но предположительно, не является подлинным; я также думаю, что в нем нет жизни и духа, присущих писаниям Иеремии. Кроме того, в апокрифах (2Мак 2:4) относительно Иеремии говорится, что когда халдеи разрушили Иерусалим, то пророк по Божьему указанию взял ковчег и жертвенник курения и, отнеся их к горе Нево, поместил в пустой пещере, вход в которую заградил, а некоторые из последовавших за ним, думая, что заметили это место, не нашли его. Иеремия упрекнул их за поиски, сказав, что данное место останется неизвестным, пока Господь не соберет Свой народ снова. Я не знаю, насколько можно доверять этой истории, хотя на данное месторасположение указывают письменные источники. При чтении пророчеств Иеремии невозможно избежать беспокойства по поводу того факта, что современники пророка придавали им так мало значения; так пусть же это послужит нам основанием отнестись к ним с большим почтением, ибо они написаны также и нам в назидание и являются предостережением для нас и нашей страны.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, введение