Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 9 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе пророк (согласно данным ему указаниям, Ис 3:10−11) говорит праведнику: «Благо тебе, но горе беззаконнику, плохо будет ему». Здесь представлены:

(I) милостивые обетования тем, кто будет твердо держаться закона и откровения; в то время как обращающихся к духам умерших поглотит тьма и мрак, верные увидят великий свет и облегчение в страданиях прообраз евангельской благодати.

(1) В учении о Мессии (ст. 1−3).

(2) В Его победах (ст. 4−5).

(3) В Его, как Еммануила, правлении и владычестве (ст. 6−7).

(II) Вселяющие страх угрозы народу Израиля (который взбунтовался против дома Давидова и стал ему врагом) о том, что его постигнет полный крах и гордость людей станет причиной их унижения (ст. 8−10), а их соседи станут их преследовать (ст. 11−12); за то, что израильтяне были нетерпимы и лицемерны, у них отсекут украшения и поддержку (ст. 13−17), из-за гнева Божия на них и гнева людей друг на друга они придут к полному краху (ст. 18−21). Это служит прообразом окончательного уничтожения всех врагов Сына Давидова и Его Царства.

Стихи 1−7. Первые слова данной главы явно относятся к завершению предшествующей, где все выглядело мрачным и скорбным: и вот горе и мрак, густая тьма весьма плохо, хотя и не для всех, потому что во тьме восходит свет правым (Пс 111:4), и в вечернее время явится свет (Зах 14:7). Тем не менее тьма будет не столь (либо по качеству, либо по степени) густой (англ. пер., ст. 1), как подчас бывала. Следует заметить: в наихудшие времена у Божьего народа находится некое утешительное «тем не менее», нечто смягчающее и уравновешивающее их горе. Они гонимы, но не оставлены (2Кор 4:9), переживают огорчения, тем не менее всегда радуются (2Кор 6:10). Кроме того, предметом нашего утешения, когда дела принимают самый мрачный оборот, служит тот факт, что Образующий свет и Творящий тьму (Ис 45:7) определил им обоим границы и поставил свет над тьмою (Быт 1:4). Творец вправе сказать: «До сих пор тьма может дойти и столько-то может длиться, но не дальше и не дольше того».

I. Здесь даны три обетования, и все они в конечном счете указывают на евангельскую благодать, надеждами на которую святые в то время утешали себя в облачные и мрачные дни, так же как и мы утешаем себя во время скорбей надеждами на Второе пришествие Христа, которое для нас сейчас, как и Первое пришествие тогда, является событием весьма отдаленным. Подобным же образом и милость, припасенная Богом для Своей Церкви на последние дни, может служить поддержкой скорбящим вместе с ней в ее нынешних несчастьях. Здесь дано обетование:

1. О славном свете, который ослабит и постепенно рассеет тьму, так что она уже не будет такой, как раньше: не такой, как в дни волнений (англ. пер., ст. 1); уже не будет таких мрачных времен, как раньше, когда прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову (самые отдаленные земли, которые более остальных подвергались набегам врагов из близлежащих стран), но последующее еще сильнее поразило приморский путь, Заиорданскую страну (англ. пер., ст. 1), что, вероятно, относится к тем дням, когда начал Господь отрезать части от Израильтян и поражал их... во всем пределе (4Цар 10:32). Следует заметить, что Бог, прежде чем навести более серьезные суды, сначала пробует вразумить народ меньшими, однако если легкая скорбь не возымеет на нас действия, не смирит и не преобразует, тогда нам следует ожидать сильнейшего поражения, ибо если Бог берется судить, то Он победит. Итак, те времена были мрачными для Завулоновой и Неффалимовой земель, густая тьма покрыла Галилею языческую, что подразумевает как невежество (там не говорили по закону и откровению, и тогда не было в них света, Ис 8:20), так и горе и безнадежное состояние их дел то и другое вместе: Израиль был без Бога истинного, и без священника учащего... ив те времена не было мира (2Пар 15:3,5). Однако тьма, о которой прозвучала угроза (Ис 8:22), не достигнет таких масштабов, ибо народ, ходящий во тьме, увидит свет великий (Ис 9:2).

(1) В то время, когда жил Исайя, в Иудее и Израиле было много пророков, чьи пророчества стали великим светом, который направлял и утешал народ Божий людей, твердо державшихся закона и откровения. Кроме письменного слова, у них было пророчество, были пророки, показывавшие людям, доколе это будет (Пс 73:9), что приносило людям огромное удовлетворение, когда по причине одолевавших извне бед они сидели во тьме и жили в стране тени смертной.

(2) Этому предстояло совершиться полностью, когда наш Господь Иисус начал являть Себя в качестве пророка и благовествовать в землях Завулоновой и Неффалимовой, а также в Галилее языческой. А ветхозаветные пророки, свидетельствуя о Христе, служили Его прообразом. Когда Он пришел и поселился в пределах Завулоновых и Неффалимовых, тогда, как сказано, это пророчество исполнилось (Мф 4:13−16). Следует заметить: [1] нуждающиеся в Евангелии ходят во тьме и не знают, что творят и куда идут; они живут в стране тени смертной, в густом мраке и в крайней опасности. [2] Когда Евангелие приходит в какое-либо место, к какой-либо душе, тогда приходит и свет великий свет, сияющий свет, чье сияние будет и дальше усиливаться. Этот свет должен быть для нас долгожданным, как свет для сидящих во тьме; и нам надлежит охотно его принять, потому что без него мы не можем обойтись и он сам несет свидетельство о себе. Поистине, этот свет сладок.

2. О славном умножении и о всеобщей радости, к которой оно приведет: «Ты, Боже, умножишь народ (ст. 3) иудейский народ, для которого Ты приберегаешь милость; несмотря на то что его численность уменьшилась вследствие тяжких судов, идущих один за другим, Ты все равно снова его умножишь». Сила и богатство нации в ее численности, если это великое множество трудолюбиво; именно Бог умножает народы (Иов 12:23). Тем не менее далее следует: «Ты не увеличишь радость его (англ. пер., ст. 3) мирскую радость и веселье, а также все, что их вызывает и сопутствует таковым. Но, несмотря на это, народ будет веселиться пред Тобою; людей охватит сильная духовная радость, радость в присутствии Господа, когда взоры направлены к Нему». Это очень подходит ко времени евангельского света, о котором говорится в стихе 2. Тогда Бог умножил народ, евангельский Израиль. «И ему, согласно мазоретскому тексту, Ты увеличил радость каждому, принимающему свет». Следующие слова говорят в пользу приведенного текста: «Он будет веселиться пред Тобою; люди предстанут пред Тобою в святом таинстве с великой радостью; их веселье будет отличаться от того, которое было присуще Израилю под виноградником своим и под смоковницею своею (этой радости Ты не увеличил), они возрадуются Божьей благосклонности и знакам благодати Всевышнего». Следует заметить: Евангелие, приходя в своем свете и силе, приносит с собой радость, и принимающие его должным образом радуются и будут радоваться ему; следовательно, здесь звучит пророчество об обращении народов: да возрадуются народы и воспоют от радости (англ. пер., Пс 66:4; см. также Пс 95:11).

(1) Это святая радость: будет веселиться пред Тобою; люди радуются духом (как было со Христом, Лк 10:21), причем перед Богом. В глазах мира они всегда выглядят печальными, тем не менее в Божьих глазах всегда радуются (2Кор 6:10).

(2) Это великая радость: как веселятся во время жатвы, когда сеявшие со слезами и с долготерпением ждавшие плода земли пожинают с радостью; как во время войны люди после опасной битвы радуются при разделе добычи. Евангелие приносит с собой изобилие и победу; но кто хочет испытать от него радость, тому предстоит пройти через тяжкий труд, как земледельцу, прежде чем он порадуется урожаю, как воину, который перед разделом добычи проходит через трудное сражение; но радость, когда придет, будет щедрой наградой за все усилия (см. Деян 8:8,39).

3. О славной свободе и избавлении: «Возрадуются перед Тобой, и на то будет причина, ибо ярмо, тяготившее его... Ты сокрушишь (ст. 4−5) и облегчишь его участь, потому что он больше не будет рабом; Ты также сокрушишь и жезл, поражавший его, и трость притеснителя жезл нечестивых, который долго оставался над жребием праведных»; так посредством Гедеона с шеи Израиля было сброшено ярмо мадианитян. Если Бог являет нам примеры того, как Он совершал избавление Своего народа в прошлом, то нам следует принять таковые как ободрение к упованию на Него и к обращению к Нему. Сделай им то же, что Мадиаму (Пс 82:10). Неясно, о каком именно избавлении здесь идет речь; наверное, о том, которое воспрепятствовало Сеннахириму завладеть Иерусалимом и которое было совершено, как в день Мадиама, Божьей рукой и незамедлительно. И в то время как в большинстве битв победа обычно была громкой и достигалась ценой большого кровопролития, эта победа свершится молча и бесшумно. Господь... между знаменитыми его возжет пламя (Ис 10:16); будет пожирать его огонь, никем не раздуваемый (Иов 20:26). Но несомненно, пророчество смотрит еще дальше на благословенные плоды и следствия того великого света, который посетит сидящих во тьме; он принесет с собой свободу, пленным освобождение (Лк 4:18).

(1) Предназначение Евангелия и его благодати сокрушить ярмо греха и сатаны и избавить от тяжести вины и тления, освободить нас от жезла этих притеснителей, чтобы нам обрести славную свободу детей Божьих. Христос сокрушил иго церемониального закона (Деян 15:10; Гал 5:1) и избавил нас от руки врагов наших, чтобы мы могли служить Ему небоязненно (Лк 1:74−75).

(2) Это совершается Духом, Который действует, как огонь (Мф 3:11), а не так, как во время брани, с приводящим в замешательство шумом (англ. пер., ст. 5). Нет, орудия нашей брани не плотские, наша брань ведется Духом суда и Духом огня (Ис 4:4). Она совершается, как в день Мадиама, работой Бога над сердцами людей. Христос наш Гедеон, это Его меч делает чудеса.

II. Но кто и когда предпримет и осуществит эти великие дела для Церкви? Исайя сообщает нам (ст. 6−7), что это сделает Мессия Еммануил, сын Девы, рождение которого он уже предсказал (Ис 7:14); а теперь он говорит об этом в пророческом стиле, как о свершившемся факте: младенец родился нам, не только потому что факт не вызывает сомнения и пророк уверен в нем настолько, как если бы событие уже произошло, но и потому что Церковь еще до воплощения Христа получила огромное преимущество благодаря Его предприятию в силу первого обетования, касающегося семени жены (Быт 3:15). Он не только Агнец, закланный, но и младенец, рожденный от создания мира (Откр 13:8). Все великие дела, свершенные Господом для ветхозаветной Церкви, Он совершил, будучи Вечным Словом, и совершил ради Себя, будучи Посредником. Он был тем Помазанником (Пс 83:10), Которого Бог призрел, и именно ради Господа, ради Господа Христа, Бог воззрел светлым лицом Своим на святилище Свое (Дан 9:17). Иудейский народ и, в частности, дом Давидов неоднократно обретали защиту от неизбежного краха лишь благодаря этому благословению в них. А посему можно ли было в то время помыслить о еще большей гарантии защиты и особой заботы о Церкви Божьей со стороны Божьего провидения, если Бог приберег для нее такую большую милость?! Согласно Халдейскому парафразу, речь идет о Человеке, Который пребудет вечно, о Христе. Это известное пророчество о Нем и о Его царстве, которое, несомненно, служило великим утешением для уповавших на Него; к этому пророчеству часто обращались и читали его с удовольствием.

1. Обратите внимание на Его уничижение. Кто является Богом крепким Он же и родившийся младенец; Ветхий днями становится маленьким ребенком. Отец вечности это Сын, данный нам. Так снизошел к нам Господь, что даже облекся в наше естество! Так Он смирил и опустошил Себя, чтобы возвысить и наполнить нас. Он родился в наш мир. И Слово стало плотию, и обитало с нами. Он дан, дан даром, чтобы стать для нас всем, что необходимо в нашем случае, в нашем греховном состоянии. Бог так возлюбил мир, что отдал Его. Он родился нам, Он дан нам, людям, а не падшим ангелам. Об этом говорится с ликованием, и, по-видимому, на эти слова ссылается ангел, сообщая пастухам о пришествии Мессии: ныне родился вам... Спаситель (Лк 2:11). Следует заметить: тот факт, что Христос родился и дан нам, служит весьма веским основанием для нашей надежды и источником радости во времена величайшей скорби и страха.

2. Обратите внимание на Его возвеличение. Этот младенец, этот сын, этот Сын Божий, этот Сын человеческий, данный нам, способен сделать нам много добра, ибо наделен самой высочайшей честью и силой, поэтому блаженны мы, если Он наш друг, а иначе быть не может.

(1) Видите, какого высокого положения Он удостоился, Его имя превыше всякого имени. Его назовут (и поэтому мы уверены, что Он есть и будет) Чудный, Советник и др. Его народ будет знать Его и поклоняться Ему под этими именами, подчиняться Ему и полагаться на Него, ибо Он отвечает на все нужды Своих людей.

[1] Он чудный, советник. Его справедливо назвали чудным, ибо Он и Бог, и человек. Его любовь чудо для ангелов и прославленных святых. Его рождение, смерть, воскресение и вознесение чудесны. Его сопровождала постоянная череда чудес. И беспрекословно, ибо велика благочестия тайна относительно Его. Он — советник, ибо непосредственно знал предопределения Божьи от вечности и дает советы сынам человеческим, заботясь о нашем благополучии. Именно посредством Его Господь вразумляет нас и советует (Пс 15:7; Откр 3:18). Он мудрость Отца, и Бог определил Ему быть премудростью для нас. Существует мнение, что эти два слова не должны разделяться запятой: Он чудный советник, Он дает чудесные советы. В этом, впрочем, как и в остальном, Он имеет преимущество: никто не учит, как Он.

[2] Он Бог крепкий, Бог сильный. Поскольку у Него есть мудрость, то у Него есть и сила для совершения Своих предприятий: величайшее спасение подвластно только Ему. И дело Посредника таково, что совершается оно силою не меньшею, чем сила Бога крепкого.

[3] Он Отец вечности, или вечный Отец; Он Бог, Единый с Отцом, Который от века и до века. Он Творец вечной жизни и блаженства, поэтому Он Отец блаженной вечности для наследующих ее. Он — Отец грядущего мира (согласно Септуагинте), Отец евангельского государства, данного Ему, а не ангелам, в подчинение (Евр 2:5). Он был от вечности Отцом великого дела искупления: Он радел о нем всем сердцем, и оно свершилось благодаря Его мудрости как Советника и благодаря Его любви как Отца вечности.

[4] Он Князь мира. Будучи царем, он сохраняет мир, провозглашает мир, более того, создает мир в Своем Царстве. Он наш мир, именно Его мир хранит сердца людей и владычествует в них. Являясь не только миролюбивым князем, правление которого мирно, Он творит и дает всякое добро, весь мир, который составляет настоящее и будущее блаженство Его подданных.

(2) Видите, какой власти Он удостоился, Его престол превыше всякого престола: владычество на раменах Его — только Его (ст. 6). Он будет носить на Своих плечах не только символ власти (ключ дома Давидова, Ис 22:22), но и ее бремя. Власть Ему передаст Отец, поэтому у Него неоспоримое право властвовать; а Он возьмет на Себя ответственность, так что, вне всякого сомнения, Его правление будет успешным, ибо, подставив плечо, Он, в отличие от Моисея, никогда не будет жаловаться, что на Него взвалили непосильную ношу (я один не могу нести всего народа сего, Чис 11:11,14). Здесь о правлении Христа говорится весьма похвально (ст. 7).

[1] Его владычество будет расти. Оно умножается, границы Его царства все больше и больше расширяются, и многие прилагаются к нему каждый день. Усиливается его блеск, все ярче и ярче оно сияет в мире. Земные царства уступали друг другу в великолепии: начав с золота, они заканчивали железом и глиной; и каждое царство постепенно приходило в упадок, царство же Христово растет и в конце достигнет совершенства.

[2] Его правление будет мирным, соответствующим Его характеру Князя мира, Он владычествует с любовью, владычествует в сердцах людей; поэтому, где бы ни было Его царство, там будет мир, и по мере возрастания Его царства мир укрепляется. Чем больше мы подчиняемся Христу, тем нам спокойнее и безопаснее.

[3] Его правление будет законным. Кто является Сыном Давида, Тот будет владычествовать на престоле Давида, наследуемом им по праву. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его (Лк 1:32−33). Евангельская Церковь, в которую объединились как иудеи, так и язычники святая гора Сион, на которой царствует Христос (Пс 2:6).

[4] Его правление будет осуществляться благоразумно и справедливо, соответственно своей великой цели установлению царства: чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою. Все в царстве Христовом подчинено и будет подчинено правильному управлению, ни один из Его подданных никогда не найдет повода для жалоб.

[5] Его царство будет вечным: умножению владычества Его и мира нет предела (оно до сих пор растет), нет предела укреплению его мира, ибо блаженство подданных этого царства будет длиться до вечности и, возможно, будет возрастать in infinitum — беспрестанно. Он будет царствовать отныне и до века, не только на протяжении всех грядущих поколений, но, даже когда Его Царство будет передано Богу Отцу, слава Искупителя и искупленных пребудет вечно.

[6] Бог Сам взялся все это осуществить: «Господь Саваоф, в руках Которого вся мощь и в распоряжении Которого все творение, соделает это, сохранит престол Давида, пока сей Князь мира не воссядет на нем; Его ревность совершит это, Его ревность о собственной чести, об истинности Своего обетования и о благе Своей Церкви». Следует заметить: Господь всем сердцем радеет об успехе Царства Христова среди людей, что весьма утешительно для всех желающих ему добра. Ревность Господа Саваофа преодолеет любое сопротивление.

Стихи 8−21. Здесь звучат ужасные угрозы, направленные, в первую очередь, против Израиля, царства десяти колен, Ефрема и Самарии, чье разорение здесь предсказано вместе со страшными беспорядками, предшествовавшими ему, причем все это произошло лишь несколько лет спустя. Однако угрозы относятся и к более позднему времени и касаются всех врагов престола и царства Христа, Сына Давидова, являясь смертным приговором всем народам, которые забыли Бога и не желают, чтобы Христос царствовал над ними. Примите во внимание:

I. Предисловие к данному предсказанию: слово посылает Господь на Иакова (ст. 8), посылает через рабов Своих пророков. Прежде чем поразить, Он предостерегает. Бог послал уведомление о том, что сделает, чтобы люди могли встретиться с Ним на пути Его судов; но они не пожелали внять сообщению и совершенно не позаботились отвратить Божий гнев, и поэтому гнев возгорелся на Израиля. Ибо ни одно из слов Божьих не останется неисполнившимся. Слово сошло на них свыше, подобно грозе с градом, которых невозможно избежать: и оно нисходит на Израиля, то есть сбудется непременно, как если бы уже исполнилось, и все люди узнают, ощутив это, если, услышав, не пожелали узнать. Кто умышленно игнорирует Божий гнев, открывающийся с небес на грех и грешников, того заставят познать его.

II. Грехи, поставленные в вину народу Израиля и побудившие Бога навести на людей эти суды.

1. Это дерзкое неповиновение Божьему правосудию, ибо они возомнили себя равными Господу по силе: «Они с гордостью и надменным сердцем говорят: пусть Бог сделает самое худшее, а мы будем держаться своего и не обидимся на Него. Если разрушит наши дома, то мы их отремонтируем, сделаем еще крепче и красивее, чем прежде; наш арендодатель не выставит нас за дверь, даже если мы не станем платить ему, но и далее будем владеть. Если построенные из кирпича дома разрушатся во время войны, то мы вновь построим их из тесаных камней, а такие сокрушить нелегко. Если враг вырубит наши сикоморы, мы вместо них посадим кедры, мы нагреем руки на Божьих судах, извлечем из них выгоду и таким образом храбро противостанем им». Следует заметить: чье сердце не смирилось под посланными провидением смиряющими обстоятельствами, тот быстро созревает для краха; ибо Бог противодействует тем, кто противодействует Ему и вызывает в Нем ревность, как будто превосходит Господа по силе.

2. Это неисправимость под обличениями провидения: но народ не обращается к Биющему его (они не подверглись изменениям, которые привели бы к преобразованию их жизни, не оставили грехи и не вернулись к служению) и к Господу Саваофу не прибегает (ст. 13); либо они атеисты, не имеющие религии, либо идолопоклонники, обращающиеся к другим богам, которые являются творением их собственной фантазии и изделием их рук. Следует заметить: когда Бог нас бьет, Он при этом стремится обратить нас к Себе и настроить нас на поиски Его; и если эта цель не достигнута меньшими судами, то следует ожидать больших. Бог бьет, чтобы не убивать.

3. Всеобщее развращение нравов и превалирующая порочность.

(1) Развращению людей способствовали те, кому бы следовало исправлять их: вожди сего народа сбивают его с пути и введут его в заблуждение (ст. 16), попустительствуя нечестию людей, поощряя нечестивцев и показывая дурной пример; и тогда неудивительно, что водимые ими будут обмануты и погибнут. Плохо народу, когда наихудшей болезнью являются сами его врачи. «Благословляющие этот народ или называющие его блаженным (читаем на полях), льстящие ему, умиротворяющие его в нечестии и восклицающие: мир, мир, вводят людей в заблуждение; и кого они называли блаженными, те будут поглощены, не успев опомниться». У нас есть причины опасаться людей, которые говорят о нас хорошо, когда мы совершаем плохие поступки (см. Притч 24:24; Притч 29:5).

(2) Нечестие носило всеобщий характер, им был поражен каждый: все они лицемеры и злодеи (ст. 17). Если бы и нашелся кто-то благочестивый, то он не осмелился бы показаться, ибо уста всех говорят нечестиво и злобно; каждый порочит Бога (истинное значение слова) и делает зло людям. Обычно эти два явления идут вместе: кто не боится Бога, тот не уважает людей; и тогда уста всех говорят нечестиво и лживо и упрекают Бога и людей, ибо от избытка сердца говорят уста.

III. Суды, грозящие израильтянам за их нечестие; пусть они не думают, что останутся безнаказанными.

1. В общем, так они подвергли себя Божьему гневу, который поглощает, как огонь, и затмевает, как дым.

(1) Он поглотит, как огонь: беззаконие, как огонь, разгорелось (ст. 18); недовольство Бога, вызванное грехом, истребит грешников, уподобившихся терновнику и колючему кустарнику, да и чащи леса воспламеняемый материал, через который пройдет гнев Господа Саваофа, Бога крепкого, и все сожжет.

(2) Он затмит, как дым. Терновник и колючий кустарник, когда их сожжет огонь, поднимутся столбами дыма, так что всю землю покроет мрак; людей постигнет горе, и они не увидят выхода: народ сделается как бы пищею огня (ст. 19). Божий гнев набрасывается исключительно на тех, кто делает себя пищей для него, и таковые поднимутся, как столбы дыма от жертвоприношения, став жертвами Божьего правосудия.

2. Бог вооружит против израильтян соседние державы (ст. 11−12). В то время израильское царство заключило союз с сирийским против Иудеи; но ассирийцы, враги сирийцев, завоевав последних, вторглись и в Израиль, к чему побудил их Бог; кроме того, они объединились против Израиля с его врагами, у которых были свои собственные цели и интересы, и те даже не догадывались о Божьей руке в их союзе. Следует заметить: когда враги встают и объединяются в заговоре против какого-либо народа, в этом следует видеть Божью руку. И еще заметьте: соучастникам в грехе (таким, как Сирия и Израиль при вторжении в Иудею) не стоит удивляться, когда они разделят общую долю в наказании за грех. Более того, сами сирийцы, с которыми израильтяне были сейчас в союзе, станут для них бичом (ибо нет ничего необычного в ссоре сторон, которые объединял ранее грех): одни нападают на них спереди, другие атакуют с фланга или набрасываются с тыла; так что со всех сторон их окружат враги, которые будут пожирать Израиля полным ртом (ст. 12). Филистимляне тогда не считались грозным врагом, а к сирийцам относились как к надежному другу, тем не менее эти народы поглотят Израиль. Когда Богу не угодны пути человека, Он даже собственных друзей заставит воевать с грешником.

3. Бог отнимет у этого народа тех, кому он доверял и на чью помощь рассчитывал (ст. 14−15). Поскольку израильтяне не обращались к Господу, то люди, к которым они обращались и на которых полагались, окажутся для них совершенно бесполезными. И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость. Что стоит за этими словами, поясняет следующий стих.

(1) Судьи, считавшиеся знатью по рождению и по чину, старейшины народа, были головой той пальмой, от которой ждали моральной поддержки и плода; но, поскольку именно они вводили людей в заблуждение, их нужно отсечь, и никакое достоинство, никакая власть не защитят их, когда злоупотребление этим достоинством и властью служит серьезным источником раздражения; отсечение же правителей стало и для народа судом, хотя правители были не таким, какими им следовало быть.

(2) Пророки, лжепророки, были хвостом и тростью, самыми презренными из всех. Кто может быть хуже нечестивого духовного служителя? Он наихудший из людей. Corruptio optimi est pessima извращение наилучшего есть самое худшее. Слепой повел слепого, и оба упали в яму. Так же и слепые вожди пали первыми и пали ниже некуда.

4. Опустошение будет таким же всеобщим, каким было развращение, и никто его не избежит (ст. 17).

(1) Не минует оно даже людей, бывших предметом гордости. Никого не пощадят из любви: о юношах его не порадуется Господь, о юношах в расцвете сил. И Он не скажет: сберегите мне отроков, но: «Пусть молодые люди падут наряду с остальными, а вместе с ними пусть погибнет семя грядущего поколения».

(2) Не минует оно и людей, бывших предметом сострадания. Никого не пощадят из жалости: сирот его и вдов его не помилует, хотя Господь, в частности, является покровителем и защитником таковых. Они извратили свои пути вместе с остальными, и если нищета и безнадежность их состояния не стала веским основанием, чтобы удержать их от греха, то они не могут рассчитывать на то, что это же станет для Бога основанием защитить их от судов.

5. Израильтяне будут рвать друг друга на куски, и каждый внесет свой вклад в общее разорение; они станут каннибалами по отношению к самим себе и друг ко другу: не пощадит человек брата своего, если тот встанет на пути его честолюбия или корыстолюбия или каким-то образом заслужит мести. И как же они могли рассчитывать на то, что Бог пощадит их, если не имели никакого сострадания друг ко другу? Человеческие страсти и жестокость друг ко другу вызывают у Бога ярость и являются подтверждением того, что Он уже гневается на них. Гражданские войны быстро приводят к опустошению любое царство. Были такие и в Израиле, когда за отступление страны от закона в ней было много начальников (Притч 28:2).

(1) Во время этих внутренних распрей люди резали по правую сторону и оставались голодны, они действительно ели плоть мышцы своей, терзали от голода самих себя или ближайших родственников, которые для них как собственная плоть (ст. 20). Это свидетельствует [1] о сильном голоде и нужде; даже когда люди тянули себе все, что могли, этого все равно было так мало, что они оставались голодными; по крайней мере, Бог не благословлял их пищу, так что ели, но не в сытость (Агг 1:6). [2] О большом разграблении и разорении. Jusque datum sceleri — преступление введено законом. Изгородь, охраняющая имения людей, а по сути защита частной собственности, будет вырвана, и каждый начнет думать, что ему принадлежит все, что окажется у него под рукой (vivitur ex rapto, non hospes ab hospite tutus — живут за счет трофеев, и все законы гостеприимства нарушены). И тем не менее, даже схватившись за то, что им не принадлежит, люди не удовлетворены. Алчность ненасытна, и добытому нечестным путем сопутствует проклятие, так что оно никогда не принесет добра.

(2) Подобные внутренние распри будут происходить не только между отдельными лицами и семьями, но и между коленами: Манассия поглотит Ефрема, и Ефрем Манассию, хотя они и объединятся против Иуды (ст. 21). Объединившиеся против Иуды не смогут объединиться друг с другом; но их греховный заговор против ближнего своего, когда он без опасения жил рядом с ними, был заслуженно наказан их разделением. Или же Иуда, согрешив подобно Манассии и Ефрему, не только пострадает вместе с ними, но и пострадает от них. Следует заметить: взаимная вражда и злоба среди колен Божьего Израиля это грех, который ускоряет их разорение, и печальный признак того, что крах не за горами. Если Ефрем выступит против Манассии, а Манассия против Ефрема, и оба против Иуды, то скоро все они станут весьма легкой добычей для общего врага.

6. Хотя израильтян и постигнут эти суды, Господь не прекратит Свой спор с ними. Эта мысль повторяется в данной песни суровым рефреном: при всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта (ст. 12,17,21). То есть (1) они ничего не делают, чтобы отвратить Божий гнев: не каются и не исправляются, не смиряют себя и не молятся, никто не стоит пред Господом в проломе, никто не отвечает на Божьи призывы и не покоряется замыслам Его провидения, но все ожесточены и самоуверенны.

(2) Поэтому гнев Божий продолжает воспламеняться на них, и рука Его еще простерта. Божьи суды продлеваются по той причине, что цель не достигнута и они не привели грешников к покаянию. Народ не обращается к Биющему его, поэтому Он продолжает их бить, ибо, когда Бог судит, Он побеждает, и тогда самый гордый и крепкий грешник либо преклонится, либо сломается.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 9 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.