Данная и четыре последующие главы (до гл. 13) все вместе представляют собой лекцию или проповедь, цель которой показать большое разорение, грядущее в скором времени на Израильское царство, и сильное беспокойство, которое причинит Иудейскому царству ассирийский царь, и то и другое станет следствием их грехов; однако боящимся Бога будет явлено сильное утешение в эти мрачные времена, с особой ссылкой на время Мессии. В данной главе представлено:
(I) Пророчество о разорении ассирийским царем государств-союзников Сирии и Израиля (ст. 1−4).
(II) Пророчество об опустошении земли Израиля и Иуды, которое совершит этот гордый и торжествующий правитель (ст. 5−8).
(III) Великое ободрение, данное народу Божьему в разгар этого разорения; людей заверяют, что (1) выступая против них, враги не достигнут своей цели (ст. 9−10).
(2) Если они сохранят страх Божий и подавят в себе страх перед людьми, то увидят в Господе свое прибежище (ст. 11−14) и, в то время как другие преткнутся и впадут в отчаяние, Божий народ обретет силу служить Господу и увидит, что его сохранили до лучших времен (ст. 15−18). И наконец, Бог дает необходимое предостережение всем, чтобы никто на свой страх и риск не обращался к духам умерших, ибо таким образом окажется в отчаянном положении, но чтобы держался Слова Божия (ст. 19−22). Такие же наставления и утешения будут полезными и для нас в трудные времена.
Стихи 1−8. В данных стихах представлено пророчество об успехе ассирийского царя над Дамаском, Самарией и Иудеей: Дамаск и Самарию он опустошит, а Иудею сильно напугает.
I. Пророку дано повеление написать это пророчество и обнародовать, чтобы его увидели и могли прочесть все люди, а также оставить в письменном виде, чтобы, когда оно сбудется, узнали, что это Бог послал Исайю, ибо таковой была одна из целей пророчества (Ин 14:29). Исайя должен взять большой свиток, который смог бы вместить эти пять глав, должным образом и обстоятельно написанных словами; и ему надлежит записать все предсказанное относительно вторжения в страну ассирийского царя; он должен начертать на нем человеческим письмом, обычным способом и стилем письма, чтобы было понятно и разборчиво для всех. Запиши видение и начертай ясно (Авв 2:2). Кто говорит и пишет о Боге, тот должен избегать неясностей и научиться говорить и писать так, чтобы его понимали (1Кор 14:19). Пишущие для людей должны писать человеческим письмом, а не жаждать письма и языка ангелов. И поскольку принято, чтобы опубликованной книге предшествовало краткое, но емкое по значению заглавие, пророку дано указание озаглавить свою книгу Магер-шелал-хаш-баз Спешит грабеж, ускоряет добыча, подразумевая, что ассирийское войско придет к ним весьма быстро и совершит небывалый грабеж. Благодаря такому заглавию узнавшие о нем заинтересуются содержанием и смыслом книги, а прочитавшие или прослушавшие чтение будут помнить ее. Подчас хорошо запомнить помогает изложение большого материала в нескольких словах такое изложение служит подобно ручкам, позволяющим побольше удержать.
II. Пророк заботится о том, чтобы пророчество было надлежащим образом удостоверено: я взял себе верных свидетелей (ст. 2); Исайя записал пророчество в их присутствии и у них на виду и заручился их подписями, чтобы они при необходимости были готовы в дальнейшем поклясться в том, что пророк еще задолго до события предсказал набег ассирийского царя на страну. Для большей надежности Исайя называет имена своих свидетелей, чтобы к ним мог обратиться любой человек. По числу их было двое (дабы устами двух... свидетелей подтвердилось всякое слово); один из них священник Урия; он упоминается в повествовании об Ахазе, но отнюдь не за добрые деяния, ибо потакал Ахазу в установлении языческого жертвенника (4Цар 16:10−11); однако в этот раз к нему, как к верному свидетелю, нет никаких претензий. Видите, как добросовестно пророки старались дать отчет в искренности своих намерений любому человеку, чтобы мы с полной уверенностью узнали твердое основание того учения, в котором были наставлены, а не следовали хитросплетенным басням.
III. Пророк дает своему ребенку имя, совпадающее с названием книги, чтобы ее заметили и навеки сохранили в памяти (ст. 3). Его жена названа пророчицей (потому что жена пророка); она зачала и родила сына, еще одного сына, который будет проповедовать самим своим именем, как было и в предыдущем случае (Ис 7:3), но с той лишь разницей, что имя первого ребенка сообщало милость: Шеар-ясув остаток вернется; но, поскольку ту проповедь оставили без внимания, имя второго возвещает суд: Магер-шелал-хаш-баз он торопится, устремившись на грабеж, или он поспешил за добычей. Данное пророчество повторяется даже в самом имени по причине уверенности в неизбежности события. Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось (Иер 1:12). Всякий раз, когда к ребенку обращались по имени, даже называя его уменьшительно, это служило напоминанием о грядущих судах. Следует заметить: нам полезно почаще напоминать себе об изменениях и скорбях, которым мы подвержены в этом мире и которые, возможно, уже стоят на пороге. Глядя с удовольствием на своих детей, нам не следует оставлять мысли о том, что не знаем, какая миссия им уготована.
IV. Само пророчество, которое служит объяснением этому таинственному имени.
1. Сирия и Израиль, объединившиеся сейчас против Иудеи, очень скоро станут легкой добычей для царя Ассирии и его победоносной армии: «....прежде нежели дитя, только что родившееся и получившее имя (будет уметь выговорить: отец мой, мать моя слова, которые младенцы узнают в первую очередь и начинают произносить в числе первых), то есть через год-два, богатства Дамаска и добычи Самарийские (городов, которые сейчас значительно укрепили себя и устрашали своих соседей) понесут перед царем Ассирийским, который ограбит города и страны и отправит их наилучшее имущество в свою собственную землю, чтобы обогатить ее трофеями своей победы» (ст. 4). Следует заметить: кто грабит других, тот пусть не удивляется, когда и его ограбят (Ис 33:1); ибо Господь праведен и побеспокоит причиняющих беспокойство.
2. Поскольку в Иудее многие втайне способствовали интересам Сирии и Израиля и были настроены против дома Давидова, то Господь накажет таковых рукою ассирийского царя, который причинит Иудее много беспокойства, как было предсказано (Ис 7:17). Обратите внимание:
(1) В чем заключался грех той части недовольных в Иудее: этот народ, к которому пророк здесь обращается, пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, презирает собственную страну и ее правительство и любит пренебрежительно о нем отзываться, потому что оно не кажется таким важным и не делает в мире так много шума, как некоторые другие цари и царства (ст. 6). Эти люди никак не возьмут в толк и отказываются от утешения, которое предлагают им Божьи пророки из Божьего слова, обращаясь к ним тихим голосом; зато восхищаются Рецином и сыном Ремалииным врагами своей страны, которые фактически уже вторглись в нее; они превозносят храбрость захватчиков, восхваляют их политику и силу, рукоплещут их поступкам, радуются их успехам, сердечно желают добра их замыслам и полны решимости дезертировать и перейти к врагам. Многие государства лелеют у себя на груди таких вот коварных змей, которые едят их хлеб, однако примыкают к их врагам, будучи готовыми предать интересы своей страны, когда ее положение покажется шатким.
(2) Какой суд наведет на них Бог за этот грех. Тот же ассирийский царь, который опустошит Ефрема и Сирию, станет бичом и ужасом для их сторонников в Иудее (ст. 7−8). Поскольку этот народ пренебрегает водами Силоама и не желает приноровиться к правительству, поставленному над ним Богом, но беспокоится, то наведет на него Господь воды реки бурные и большие, реки Евфрат. Они пренебрегали землей Иудеи, потому что на ней нет реки, которой можно было бы хвалиться и сравнивать ее с Евфратом; в Иерусалиме протекала очень мелкая речка. «Хорошо, говорит Господь, если вы так восхищаетесь Евфратом, то он вам еще надоест; ассирийский царь, страна которого располагается у этой реки, придет во всей своей славе, с большим войском, славу которого вы превозносили, презирая собственного царя, потому что тот не мог вывести в поле подобное войско, Бог выведет такое войско на вас». Если мы ценим людей, если мы переоцениваем их за их мирское богатство и власть, то со стороны Господа справедливо сделать их в связи с этим бичом для нас. В качестве аргумента против возвеличивания богатых приводится тот факт, что богатые притесняют нас (Иак 2:3,6). Давайте лучше будем радоваться тихим водам Силоама, ибо быстрые потоки опасны. Вторжение ассирийского войска грозит быть напористым, как потоп или наводнение, сносящее все на своем пути; этот поток выйдет из всех своих каналов, затопит все берега. Попытки противостать ему совершенно бесполезны. Сеннахирим со своим войском пройдет через Иудею и встретит столь незначительное сопротивление, что это будет больше напоминать марш через страну, нежели набег на нее. Дойдет до шеи, то есть преуспеет настолько, что осадит Иерусалим, главу царства, и ничто не ускользнет из его рук, кроме столицы, ибо Иерусалим святой город. Следует заметить, что Бог во время сильнейшего потопа или бед способен сделать и сделает так, что голова Его народа останется над водой, и благодаря этому сохранит покой и духовную жизнь Своих людей; воды, которые дойдут до души (Пс 68:2), могут дойти и до шеи, но там их гордые волны будут остановлены. Здесь подразумевается еще одно утешение: несмотря на то что крылья ассирийцев правый и левый фланги войска распростерты и эта хищная птица заполнит ими просторы земли Иудеи, земля все равно останется Еммануиловой. Это земля Твоя, Еммануил! Ей предстояло быть землей Иисуса; ибо здесь Ему надлежало родиться, проживать, проповедовать и творить чудеса. Он был Царем Сиона и поэтому проявлял особый интерес и заботу об этой земле. Следует заметить: земли, которые Еммануил признает Своими (а так Он относится ко всем землям, признающим Его), не погибнут, даже если их постигнет потоп; ибо если враг придет как река, то Еммануил защитит Своих и, подняв знамя, выступит против врага (англ. пер., Ис 59:19).
Стихи 9−15. Здесь пророк возвращается к разговору о беде, в которой сейчас оказались Ахаз, его двор и царство, учитывая угрозу со стороны сирийцев, объединившихся против Иудеи с десятью коленами. В данных стихах:
I. Пророк торжествует над вторгающимися врагами, выражает свое пренебрежение и призывает их к наихудшим поступкам: «...внимайте, все отдаленные земли, словам, которые пророк говорит Божьим именем» (ст. 9−10).
1. «Мы нисколько не сомневаемся в том, что вы сейчас прилагаете все свои усилия, выступая против Иудеи и Иерусалима. Объединяйтесь (в русск. пер. враждуйте, ст. 9) в строгий союз. Вооружайтесь и еще раз вооружайтесь, готовьтесь к действиям, приступайте к ним со всей решимостью; вооружитесь мечами, препояшьте чресла свои. Воодушевляйте и ободряйте себя и друг друга всеми мыслимыми рассуждениями, замышляйте замыслы, созывайте военные советы, пусть все головы разрабатывают методы, подходящие для овладения землей Иудеи. Говорите слово, принимайте соответствующие решения, пусть не всегда хорошо обдуманные; вы определяете, что делать, и очень уверены в успехе дела, что оно совершится, стоит только слово произнести». Следует заметить, что враги Церкви вынашивают свои замыслы против нее с большой долей хитрости, решимости и убежденности; какие же усилия они прилагают к тому, чтобы катить камень, который непременно вернется и упадет на них!
2. «Чтобы вы знали: все ваши усилия будут бесполезными. Вы не сможете добиться и не добьетесь своего, вы не одержите победу: вы будете разорваны на клочки (в русск. пер. — трепещите, ст.,9). Как бы вы ни объединялись, как бы ни вооружались, как бы вы ни действовали со всей мыслимой хитростью и предосторожностью, тем не менее, говорю вам снова и снова, все ваши планы расстроятся, вы будете разорваны на клочки. Мало того, не только ваши попытки потерпят крах, но ваши попытки приведут к вашему же краху; вас погубят те замыслы, которые вы строили против Иерусалима; ваши замыслы рушатся, ибо нет мудрости и нет совета вопреки Господу. Ваши решения не будут приведены в действие, они не состоятся. Вы говорите слово, но кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Кто настроил себя против Бога, Его дела и воли, тот не выстоит, но неизбежно упадет. Ибо с нами Бог! (Таким образом пророк ссылается на имя Еммануил с нами Бог). Мессии надлежит родиться среди нас, и народ, которому уготована такая честь, не может быть предан полному краху. Сейчас Бог по-особому присутствует с нами в Своем храме, в Своем Слове, в Своих обетованиях все они наша защита. С нами Бог, Он на нашей стороне, Он — наш соратник и борется за нас; и если Бог за нас, кто против нас?» Так презирает врагов дочь Сиона.
II. Пророк утешает и ободряет Божий народ тем же утешением и ободрением, которое получил сам. Покушение на страну было весьма устрашающим; дом Давидов, царский двор и семья пребывали в замешательстве (Ис 7:2), поэтому неудивительно, что и народ был скован страхом.
1. Пророк рассказывает нам, как его самого Бог научил не поддаваться парализующему страху, который в данный момент овладел людьми, как не позволять страху достичь таких размеров, как у них: «...говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, не говорить того, что они говорят, и не делать того, что они делают, не прокручивать в голове приводящие в ужас опасения и не одобрять их планов относительно заключения мира на любых условиях или поиска помощи у ассирийцев» (ст. 11). Господь наставлял пророка не плыть по течению. Следует заметить:
(1) Даже лучшие из людей склонны пугаться при виде сгущающихся облаков, особенно если страх носит эпидемический характер. Мы все склонны ходить путями людей, среди которых живем, даже если эти пути нехороши.
(2) Кого Господь любит и признает Своим, того Он наставит и научит плыть против течения всеобщей порочности, в частности против течения охвативших всех поголовно страхов. Господь найдет способ научить Свой собственный народ не ходить путями других народов, но выделяться среди них и быть благоразумным.
(3) Даже в сердцах благочестивых людей порочность подчас бывает столь сильной, что они нуждаются в научении крепкой рукой, а учить таким образом прерогатива Бога, ибо только Он может дать разумение и только Ему под силу преодолеть сопротивление со стороны неверия и предубеждения. Господь может научить сердце, и в этом Ему нет равных.
(4) Кому предстоит учить других, тот сам должен быть хорошо наставлен в служении, тогда преподаваемое им учение будет наилучшим образом подкреплено собственным опытом. Слово, которое исходит из сердца, вероятнее всего, достигнет сердца; и в чем мы сами Божьей благодатью были наставлены, тому нам следует, исходя из своих способностей, также научить и других.
2. Что теперь пророк говорит Божьему народу?
(1) Он предостерегает людей против греховного страха (ст. 12). По-видимому, такова была особенность этого народа в то время, и страх был заразным. Чье сердце дрогнуло, тот заставит и брата своего так же дрогнуть сердцем (см. Втор 20:8); поэтому не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором, то есть [1] «не объединяйтесь с ними в заговорах, которые они замышляют и предсказывают. Не примыкайте к тем, которые ради собственной безопасности выступают за союз с ассирийцами по причине своего неверия и сомнения в Боге и в Его деле. Не вступайте ни в один из таких заговоров». Следует заметить, что это касается и нас, и во время бед нам надлежит быть бдительными в отношении всех страхов, которые могут подтолкнуть нас в поисках спасения на неверный путь. [2] «Не бойтесь заговоров, которых они боятся и которыми запугивают друг друга. Не изводите себя опасениями о заговоре при любом шорохе или необычном стечении обстоятельств и не кричите при этом: заговор, заговор! Если вам говорят: «Какая ужасная новость, что Сирия объединилась с Ефремом, что с нами будет? Нам бороться, бежать, или сдаться?» Не бойтесь их страхов: не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся (Иер 10:2). Не бойтесь худой молвы на земле, но да будет сердце ваше твердо. Не бойтесь того, чего боятся они, и не будьте напуганными, как они. Не поддавайтесь такому испугу, который приводит в дрожь и трепет» вот что сообщает Слово. Следует заметить: когда враги Церкви составляют греховные заговоры, тогда друзья Церкви должны стоять на страже, чтобы не допустить греховный страх перед подобными заговорами.
(2) Пророк призывает людей к благочестивому религиозному страху: Господа Саваофа Его чтите свято (ст. 13). Следует заметить: страх верующего перед Богом это особая защита от тревожного страха перед людьми. Данные слова цитирует апостол, применяя их к страданиям христиан (см. 1Пет 3:14−15). [1] Мы должны взирать на Бога как на Господа Саваофа, в руке Которого вся сила, и вся тварь в Его распоряжении. [2] Мы должны соответствующим образом святить Господа, воздавать Ему славу, достойную Его имени, и вести себя по отношению к Нему, как подобает верящим, что Он святой Бог. [3] Мы должны бояться Господа; Ему надлежит быть объектом нашего страха и трепета, нужно хранить почтение перед Его провидением и испытывать благоговейный страх перед Его верховным владычеством, бояться Его недовольства и безропотно подчиняться Его руководству. Стоит лишь по-настоящему попасть под влияние величия и славы Господа, и мы увидим, как сникнет и померкнет величие наших врагов, а их сила окажется под контролем (см. Неем 4:14). Кто боится поношения от людей, тот забывает Господа, Творца своего (Ис 51:12−13; ср. с Лк 12:4−5).
(3) Пророк заверяет людей, что, поступая так, они обретут святую защиту и покой своим душам: «Ибудет Он святилищем (англ. пер., ст. 14); пусть Он будет вашим страхом и вы увидите, что Он ваша надежда, ваша помощь, ваша защита и ваш могущественный избавитель. Господь освятит и сохранит вас. Он будет святилищем, [1] чтобы сделать вас святыми. Он будет вашим освящением» существует и такое чтение. Если мы святим Господа хвалой, то Он освятит нас Своей благодатью. [2] «Чтобы облегчить вашу участь. Он будет вашим святилищем, куда вы сможете прибежать в поисках безопасности и где вас не пленит никакой страх; вы найдете непоколебимое убежище и защиту в Господе и увидите, что недосягаемы для опасности. Кто истинно боится Бога, тому не нужно бояться какого-либо зла».
III. Пророк предвещает крах нечестивым и неверующим как в Иудее, так и в Израиле. Они не имеют ни части, ни жребия в упомянутых выше утешениях; Бог, Который будет святилищем для верующих в Него, станет камнем преткновения и скалой соблазна для тех, кто пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным (ст. 6), кто полагает свою надежду и свой страх на тварь (ст. 14−15). Пророк предвидит, что большей частью каждый из домов не станет свято чтить Господа Саваофа, и для таковых Он будет петлею и сетью, будет для них ужасом, в то время как для доверяющих Ему Бог будет поддержкой и опорой. Вместо того чтобы извлечь из Божьего Слова пользу, неверующие преткнутся о него; Божье провидение не приведет их к Господу, а уведет от Него. И то, что для одних является запахом живительным на жизнь, для других будет запахом смертоносным на смерть. «Так что многие из них преткнутся и упадут, они впадут в грех и погибель; они падут от меча, будут захвачены и уведены в плен». Следует заметить: если исходящее от Бога будет для нас преткновением, то оно же станет нам на погибель. Существует мнение, что речь идет о неверующих иудеях, отвергнувших Христа, для которых Он стал камнем преткновения; апостол же цитирует данные слова применительно ко всем упорствующим в своем неверии в Евангелие Христово (1Пет 2:8); для таковых Христос скала соблазна, ибо, не покорившись Слову, они преткнулись о нее.
Стихи 16−22. I. Величайшая привилегия Божьего народа заключалась в том, что он обрел Божье Слово, врученное ему вместе со Священными Писаниями. С той целью, чтобы верующие могли святить Господа Саваофа, бояться Его и найти в нем свое прибежище, завяжи свидетельство (ст. 16). Следует заметить: ярким примером заботы Господа о Своей Церкви и любви к ней служит тот факт, что Он дал ей на хранение бесценное сокровище Божьего откровения.
1. Речь идет о свидетельстве и о законе (англ. пер. ст. 16); бесценным сокровищем Божьего откровения является не только данное пророчество (которое посему надлежит бережно хранить во благо Божьего народа в грядущие времена бед и страданий), но и все Божье Слово в целом. Господь удостоверил его и предписал. Будучи свидетельством, оно управляет нашей верой; будучи законом, оно управляет нашими поступками; нам следует и подписаться под его истинами, и подчиниться его заповедям.
2. Это откровение и этот закон завязаны и запечатаны, ибо мы не должны ничего добавлять к ним и не должны ничего от них убавлять. Они являются письмом человеку от Бога, завязанным и запечатанным, возвещением под большой государственной печатью. Тот факт, что Ветхий Завет был завязан и запечатан, свидетельствует, что полное объяснение многих его пророчеств приберегается для новозаветного времени. Запечатай книгу сию до последнего времени (Дан 12:4); а завязанное и запечатанное тогда теперь раскрывается и распечатывается и открыто младенцам (Мф 11:25). Однако то, что относится к иному миру и к будущему состоянию, до сих пор остается завязанным и запечатанным, ибо знаем лишь отчасти, и пророчество лишь отчасти.
3. Откровение и закон, как драгоценный вклад, даны на хранение в руки ученикам сынов пророков и завета (Деян 3:25). Им дан на хранение добрый залог и возложена ответственность за попечение о нем (2Тим 1:13−14). А люди, наставниками которых были пророки, все равно должны твердо держаться письменного слова.
II. Мы должны правильно использовать данную привилегию, и здесь нас этому учат:
1. На примере собственных поступков и решений Исайи (ст. 17−18). Он охотно принял закон и свидетельство и нашел в них утешение среди множества разочарований, с которыми ему довелось столкнуться. Следует заметить: представить другим Божье Слово лучше всего способны те духовные служители, которые сами, полагаясь на него, остались весьма довольны. Примите во внимание:
(1) Разочарования, сопутствовавшие труду пророка. Сам он конкретно называет два: [1] недовольство Бога, но не столько им самим, сколько народом, интересы которого Исайя принимал близко к сердцу: «Господь скрывает лицо Свое от дома Иаковлева, и кажется, что в данное время Он пренебрегает ими, выказывая знаки Своего неудовлетворения». Пророк сам был задействован в открытии на них Божьего гнева, тем не менее он скорбит об этом, как человек, не желающий наступления этого печального дня. Если дом Иаковлев оставляет Бога Иаковлева, то пусть не удивляются, что Господь прячет от них Свое лицо. [2] Презрение и упреки со стороны людей не только по отношению к самому Исайи, но и к его ученикам, в присутствии которых был запечатан закон и свидетельство: я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования; на нас уставились, как на некие чудовища или как на дикарей, показывая пальцами, когда мы идем по улицам. Вероятно, городские насмешники из нечестивых подтрунивали и глумились над пророческими именами, данными детям Исайи. Для многих я был как бы дивом (Пс 70:7). Божий народ диво для мира (в русск. пер. знаменательные, Зах 3:8), потому что отличаются своеобразием и не участвуют с нечестивцами в том же распутстве (1Пет 4:4). В данном случае пророк послужил прообразом Христа, ибо его слова цитируются в подтверждение того, что верующие дети Христа: вот Я и дети, которых дал Мне Бог (Евр 2:13). Родители должны смотреть на своих детей как на Божий дар, милостивый дар от Господа; так поступал Иаков (Быт 33:5). И духовным служителям надлежит считать своими детьми людей, которых они обратили в веру, и, соответственно, обходиться с ними нежно (1Фес 2:7), как с детьми, которых дал им Бог; ибо, какому бы благу других мы ни послужили, все благодаря Божьей благодати. Христос считал верующих Своими детьми, которых дал ему Отец (Ин 17:6), причем и Он, и они предназначены для указаний и предзнаменований, ставших предметом пререканий (Лк 2:34), повсеместных споров (Деян 28:22).
(2) Ободрение, найденное пророком в этих разочарованиях.
[1] Во всем, что удручало Исайю, он увидел Божью руку и не сводил с нее глаз. Какая бы беда ни постигала дом Иаковлев, она приходит потому, что Бог прячет Свое лицо; более того, какому бы презрению со стороны своих друзей ни подвергался дом Иаковлев, все от Господа Саваофа. Именно Господь повелел Семею злословить Давида (см. также Иов 19:13; Иов 30:11).
[2] Пророк увидел, что Бог живет на горе Сион, являет Себя Своему народу, готов слышать их молитвы и принимать их почтение. И хотя в данное время Он спрятал Свое лицо от дома Иаковлева, тем не менее они знают, где найти Господа и снова предстать перед Ним: Он живет на горе Сион.
[3] Поэтому Исайя решил надеяться на Господа и уповать на Него, следить за Его движениями, даже когда Он прячет Свое лицо, и со смиренной уверенностью ожидать Его возвращения на путь милости. Надеющийся на Бога с верою и молитвою вправе взирать на Него с надеждой и радостью. Когда у нас нет ощутимых утешений, нам все равно надлежит продолжать почитать Бога и слушаться Его и потом немного подождать: в вечернее время явится свет.
2. Посредством наставления и советов, которые пророк дает своим ученикам, в присутствии которых был запечатан закон и свидетельство и которым были вверены живые слова.
(1) Исайя предполагает, что ученики в день страдания своего подвергнутся искушению обратиться к вызывателям умерших, которые имели дело с дьяволом, спрашивали у него совета и желали быть проинформированными относительно грядущих событий, чтобы принять соответствующие меры. Так и Саул, пребывая в затруднительном положении, обратился к волшебнице из Аэндора (1Цар 28:7,15), а Охозия к божеству аккаронскому (4Цар 1:2). У этих чародеев были странные и причудливые телодвижения и манера выражаться: они шептали и чревовещали, они заматывали голову, чтобы не видеть и чтобы их не видели, однако смотрели сквозь маленькие отверстия, равно как и за ними подглядывали. Либо упомянутые здесь шепот и чревовещания могут относиться к голосу или манере говорить: чародеи сообщали то, что им нужно было сказать, тихими, глухими и прерывистыми звуками, почти нечленораздельными, а подчас с писком или причитаниями, подобно журавлю, ласточке или голубю (Ис 38:14). Их речи недоставало дерзновения и четкости, с которыми говорили пророки Господа; и складывалось впечатление, что чародеи хотят развлекать народ, а не наставлять его. Тем не менее находились люди, которые с тупым упрямством обращались к волшебникам и привлекали к этому других, даже из слушателей пророка, познавших лучшее; и поэтому Исайя предостерегает последних, чтобы не говорили вместе с теми: заговор. Против этого нечестия были предусмотрены четкие законы (Лев 19:31; Лев 20:27), тем не менее таковое встречалось в Израиле и встречается даже в христианских странах. Так пусть же все имеющие религиозное благоразумие проявят его, вздрагивая при одной только мысли об этом. Отойди от Меня, сатана! Остерегайтесь прибегать к заговорам и заклинаниям и советоваться с теми, кто претендует на предсказание будущего, излечение болезней или обнаружение пропавших вещей при помощи тайных знаний, ибо это гнусное преступление и, фактически, отречение от Бога Всевышнего.
(2) Пророк дает в распоряжение учеников готовый ответ на такое искушение, влагая в их уста слова: «Если кто-либо вознамерится уловить вас в эту сеть, то отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Подумать только! Спрашивают ли мертвых о живых? [1] Скажите им, что один из принципов религии гласит, что народу следует искать своего Бога; а наш Бог Иегова, поэтому Его-то нам и нужно искать и советоваться с Ним, а не с духами мертвых. Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога (Мих 4:5). А сделавшие своим богом воинство небесное искали его (Иер 8:2). Не следует ли провинившемуся и попавшему в беду народу искать своего Бога, чтобы обрести прощение и покой? Не следует ли народу, пребывающему в сомнениях, нужде и опасности, обращаться к своему Богу, чтобы получить указания, провизию и защиту? Поскольку Господь наш Бог, а мы Его народ, то, несомненно, обращаться к Нему наш долг. [2] Скажите им, что спрашивать мертвых идолов о живых людях величайшая на свете глупость». Что может быть нелепее обращения к безжизненным образам, чтобы узнать о жизни и о ее благах? Что может быть нелепее надежды на то, что наши мертвые друзья, если мы будет их обожествлять и молиться им, сделают для нас то, чего не могут сделать наши живые друзья? Мертвые ничего не знают, и у них нет ни работы, ни размышления (Еккл 9:5,10). Поэтому глупо живым так обхаживать мертвых, ожидая от них какого-то облегчения. Некроманты, как волшебница из Аэндора, обращались к мертвым и тем самым заявляли о собственной глупости. Живой пусть думает о живом, а не о мертвом. Какой жизни или какого света нам искать у тех, кто сам не имеет ни жизни, ни света?
(3) Пророк указывает ученикам обратиться к Божьему Слову. Если находившиеся среди них пророки говорили по каким-то вопросам уклончиво, то в распоряжении иудеев было Божье Слово, и именно к нему надлежало обращаться. Следует заметить: кто умеет извлекать пользу из Библии, тому никогда не придется обращаться к чародеям. Хотели бы мы знать, как обращаться к нашему Богу и как узнавать Его мнение? Тогда обращайтесь к закону и откровению. Там вы увидите, что есть добро и чего Господь от нас требует. Пусть вашими советниками станут Божьи уставы, и тогда вы получите правильные советы. Примите во внимание:
[1] Как правильно пользоваться законом и откровением нам надлежит говорить, как это слово, то есть оно должно стать эталоном, и нам следует сообразоваться с ним, консультироваться с ним, ссылаться на него и абсолютно во всем руководствоваться Божьим Словом, следовать его здравым целительным словам (1Тим 6:3) и говорить об истинах Божьих теми словами, которым учит Святой Дух. Просто не противоречить Божьему Слову недостаточно, нужно еще и говорить согласно ему.
[2] Почему мы должны именно таким образом прибегать к закону и откровению? Потому что в противном случае будем обличены в крайней глупости, которую только можно вообразить. Кто не сверяется с Божьим Словом, тот явно показывает, что нет в нем света, утреннего света (дословно); таковы лишены правильного восприятия, они не понимают ни себя самих, ни различия между добром и злом, истиной и ложью. Следует заметить: отвергающий Божье откровение не слишком разумен даже в человеческом понимании, к тому же кто не желает принимать Божьи слова, тот вряд ли примет доводы разума. Существует мнение, что данные слова можно прочитать и как угрозу: «Если они не говорят, как это слово, то для них не будет ни света, ни добра, ни утешения, ни облегчения, но их поглотит мрак и отчаяние», как следует далее (ст. 21−22). Какой свет обрел Саул, когда обратился к волшебнице? (1Цар 28:18,20). Или какого света может ожидать отвернувшийся от Отца светов?
(4) Пророк зачитывает смертный приговор тем, кто обращается к духам умерших и не придает значения Божьему закону и откровению: им не только не будет света, утешения и успеха, но их ждут всевозможные ужасы и нужда (ст. 21−22).
[1] Их постигнет горе, которого они боялись: будут они бродить по земле, ходить туда-сюда, неприкаянные, беспокойные, гонимые с места на место грозной силой вторгающегося врага; они окажутся в тяжелом положении (англ. пер. ст. 21), не зная куда идти за самым необходимым для жизни, либо потому что страна доведена до обнищания так, что ничего нельзя раздобыть, либо потому что они и их близкие будут настолько разорены, что им нечего будет есть; и кто, бывало, ел до отвала, тот теперь будет голодать. Следует заметить: кто ушел от Бога, тот сошел с пути блага вообще.
[2] Они сами будут причинять себе беспокойство из-за собственного недовольства и неумения терпеть невзгоды. И благочестивый человек может оказаться в нужде, но тогда он смиряет себя и старается успокоиться; эти же люди во время голода будут злиться и, не имея чем удовлетворить свое недовольство, станут съедать собственный дух, ибо злость это грех, который одновременно служит и наказанием себе.
[3] Они будут весьма раздражительны по отношению ко всем окружающим, более того, ко всем вышестоящим. Увидев, что все их меры потерпели крах и сами они попали в тупик, они забудут свой долг и все правила приличия и вероломно начнут хулить царя своего и Бога своего со всем нечестием, и не только в мыслях своих или в спальной комнате (Еккл 10:20). Сначала будут хулить царя за плохое управление государственными делами (как будто в том была его вина, когда наилучшие и наимудрейшие цари не могли обеспечить успех); и раз они скоро нарушили обязательства верноподданных, то неудивительно, что не выдержали уз, связывающих их с религией: следующим они проклянут Бога, проклянут Его и умрут; они спорят с Его провидением, нарекая на него, как будто это Господь причинил им зло. Глупость человека извращает путь его, а потом сердце его негодует на Господа (Притч 19:3). Видите, как нам необходимо обуздывать уста свои, когда сердце внутри нас воспламенилось, потому что язык злости обычно весьма оскорбителен.
[4] Они предадутся отчаянию и, куда ни глянь, не увидят никакой надежды на облегчение. Посмотрят вверх а небеса нахмурятся и для них будут выглядеть мрачно; и как же может быть иначе, если они прокляли своего Бога? Посмотрят на землю но какое благо она может принести тому, с кем воюет Бог? Нет ничего, кроме горя, тьмы и беспросветного страдания; все таит угрозу; нет ни единого проблеска надежды, никакой обнадеживающей перспективы; но все покроет мрак, в который они будут затянуты силой собственных страхов, представляющих им все окружающее в черном цвете и весьма устрашающим. Это служит объяснением сказанному в стихе 20: для них не будет света. Закрывающие глаза от света Божьего Слова будут вполне заслуженно преданы тьме и оставлены на бесконечные скитания; и стрелы, которые они сами зажгли, не сделают им одолжения.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 8 глава