Данная глава представляет собой отдельную проповедь, в которой пророк возвещает как о милости, гак и о суде людям, которые не воспринимали и не понимали; он играл им на свирели, а они не плясали, пел им плачевные песни, а они не плакали. Здесь приводится:
(I) Охвативший Ахаза страх перед попыткой объединения против Иерусалима сил Сирии и Израиля (ст. 1−2).
(II) Посланное через пророка Богом для ободрения царя заверение в том, что названная попытка провалится и Иерусалим выстоит (ст. 3−9).
(III) Подтверждение этому посредством знамения, которое Бог дал Ахазу, когда тот отказался просить о таковом, и которое относится ко Христу и к нашему искуплению, совершенному Им (ст. 10−16).
(IV) Угроза о великом опустошении, которое Бог наведет на Ахаза и на его царство посредством ассириян, ибо, несмотря на то что в тот раз бури удалось избежать, народ продолжал упорствовать в своем нечестии (ст. 17−25). И это написано нам как в утешение, так и в назидание.
Стихи 1−9. Возобновление миссии пророка Исайи произошло в год смерти царя Озии (Ис 6:1). Сын Озии Иоафам царствовал, причем успешно, шестнадцать лет. Все это время, несомненно, Исайя, согласно повелению, пророчествовал, тем не менее в данной книге мы не находим пророчеств, датированных временем правления Иоафама; эта же проповедь, которая поставлена первой, прозвучала уже в дни Ахаза, сына Иоафамова. Пророк произнес много полезных и превосходных проповедей, которые остались неопубликованными, ибо если бы все достопамятное было записано, то и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин 21:25). Наверно, во времена нечестивого царя Ахаза у Исайи не было возможности проповедовать при дворе так часто, как в правление Иоафама, поэтому он и писал больше во свидетельство против нечестивцев. Здесь представлен:
I. Весьма зловещий замысел против Иерусалима, составленный Рецином, царем Сирии, и Факеем, царем Израиля, двумя соседними монархами, которые в последнее время совершали на Иудею жестокие набеги. В конце правления Иоафама начал Господь посылать на Иудею Рецина, царя Сирийского, и Факея, сына Ремалиина (4Цар 15:37). Теперь же, на втором или третьем году царствования Ахаза, воодушевленные своими былыми успехами, два врага объединились против Иудеи. Из-за того что Ахаз, несмотря на меч, висящий у него над головой, начал свое правление с идолослужения, предал его Господь Бог его в руку царя Сириян... также и в руку царя Израильского (2Пар 28:5); великим было кровопролитие, совершенное ими в стране (2Пар 28:6−7). Окрыленные этой победой, союзники выступили с войной на Иерусалим, царский город, чтобы осадить его и самим стать его хозяевами; но, как оказалось в итоге, своей цели они не добились. Следует заметить, что грех страны навлекает на нее вторжения иноземцев и сдает врагу самые выгодные посты и проходы; и подчас Бог делает один нечестивый народ бичом для другого; однако суд обычно начинается с дома Божия.
II. Сильные переживания, которыми мучались Ахаз и его двор, получив известие об упомянутом замысле: и было возвещено дому Давидову (ст. 2), что Сирия и Ефрем заключили союз против Иудеи. Этот вырождающийся царский род назван домом Давидовым, чтобы напомнить нам о той статье Божьего завета с Давидом, которая гласит: если сыновья его оставят закон Мой... посещу жезлом беззаконие их... милости же Моей не отниму от него (Пс 88:31−34), исполнение чего мы замечательным образом наблюдаем в данной главе. Доносились вести о том, что два войска сирийское и израильское объединились и начали боевые действия, отчего двор, город и вся страна пришли в ужас. И всколебалось сердце Ахаза, и тогда неудивительно, что всколебалось и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу. Они метались туда-сюда и тряслись, придя в замешательство и создавая беспорядок, их советам не хватало твердости и уверенности, они не могли остановиться на каком-то определенном решении. Они сдались во власть бури и отказались от всего, как от пропавшего, посчитав тщетным оказывать какое-либо сопротивление. На самом же деле причиной этого страха было чувство вины и немощность веры людей. Ранее они сделали Бога своим врагом и теперь не знали, как снова стать Его друзьями, поэтому над ними жестоко господствовали страхи; нечестивцев и шум колеблющегося листа погонит (Лев 26:36), тогда как хранящие непорочную совесть, чье сердце твердо, уповая на Господа, не убоятся худой молвы и не убоятся, хотя бы поколебалась земля.
III. Данные Исайи повеления и указания пойти и ободрить Ахаза в его переживаниях, но не ради него самого (он не заслужил услышать от Бога что-либо, кроме слов ужаса, которые добавили бы скорбь к его печали), но потому, что он был сыном Давидовым и царем Иудеи. Бог явил ему милость его отца, которого нельзя забывать, и сделал это ради его народа, которого нельзя было бросить, но надлежало вместе с Ахазом ободрить. Примите во внимание:
1. Бог определил, чтобы Исайя встретился с Ахазом, хотя тот не посылал за пророком, чтобы поговорить с ним, и не желал, чтобы Исайя вопрошал о нем Господа: выйди... навстречу Ахазу (ст. 3). Следует заметить: Бога часто находят не искавшие Его, тем более могут Его найти прилежно ищущие. Господь дарует утешение многим не только недостойным такового, но и не просившим о нем.
2. Господь велел Исайи взять с собой своего маленького сына, потому что проповедь носила его имя: Шеар-ясув значит остаток вернется. Пророки порой запечатлевали проповедуемое ими, давая своим детям имена со значением (как в Ос 1:4,6,9); поэтому о детях Исайи говорится, что они как указание (Ис 8:18). Этот его сын получил имя для воодушевления той части Божьего народа, которая была уведена в плен, заверяя людей в том, что они вернутся, по крайней мере, остаток, и это было больше, чем они заслужили; тем не менее в этот раз Бог был милостивее Своего слова, ибо Он позаботился, чтобы вернулся не только остаток, но и все число пленников, захваченных объединенными силами Сирии и Израиля (2Пар 28:15).
3. Бог указал Исайи, где ему найти Ахаза. Встретиться с царем надлежало не в храме, и не в синагоге, и не в царской молельне, а в конце водопровода верхнего пруда, где он, вероятно, в окружении множества слуг старался придумать, как сохранить водоснабжение города, оставив врагов без воды (Ис 22:9−11; 2Пар 32:3−4), или давал необходимые указания о том, что можно сделать для укрепления города. Возможно, увидев, в каком плохом состоянии находятся оборонительные сооружения, необходимость ремонта водопровода, равно как и всех остальных сооружений, царь испугался еще сильнее и теперь пребывал в большем, чем когда-либо, замешательстве; поэтому выйди навстречу ему там. Следует заметить: порою Бог весьма своевременно посылает утешения своему народу, и, когда верующие боятся сильнее всего, Он воодушевляет их довериться Ему.
4. Господь вложил слова в уста Исайи, иначе пророк не знал бы, как нести доброе послание такому злому человеку, грешнику на Сионе, которому следовало бояться, однако Бог замыслил ободрение для поддержки верных израильтян.
(1) Пророк должен осудить страхи людей и призвать их ни в коем случае таковым не поддаваться, но сохранять присутствие духа и самообладание: наблюдай и будь спокоен (ст. 4). Следует заметить: для спокойствия нужна осмотрительность; чтобы не волноваться, нам необходимо быть внимательными и наблюдать за вещами, которые угрожают нарушить наш покой. «Не позволяй страху держать тебя в оцепенении, ибо такой страх мучает и ослабляет; и да не унывает сердце твое, чтобы ему не дрогнуть и не истаять внутри тебя; но соберись с духом, укрепись сердцем и будь мужественным; не давай страху лишить тебя поддержки, которую тебе предлагают благоразумие и религия». Следует заметить: кто надеется на помощь от Бога, тот должен помочь себе (Пс 26:14).
(2) Пророк должен научить людей презирать своих врагов, но не от гордости, самонадеянности или недостатка ума (нет ничего более опасного, чем презирать врагов именно по таким причинам), но с верою и упованием на Бога. Страх Ахаза заставлял царя видеть в своих противниках двух могущественных державных мужей, для каждого из которых он был неравным по силам, но если те объединятся, то он даже не осмелится взглянуть им в лицо и не сможет успешно противостать. «Нет, говорит пророк, они два конца дымящихся головней; они разгневаны и свирепы, они неистовы, как головни, как шаровые молнии, и, будучи союзниками, усугубляют ярость друг друга, подобно двум горящим палкам, которые, соединяясь, горят сильнее. Однако эти всего лишь дымящиеся головни, и, несмотря на то что дыма без огня не бывает, возможно, огня было не так много, как опасались. Угрозы врагов превратятся в дым. Фараон, царь Египта, не более чем шум (англ. пер., Иер 46:17), и Рецин, царь Сирии, не более чем дым; и все враги Божьей Церкви лен курящийся, который вскоре погаснет. Мало того, они всего лишь концы дымящихся головней, которые уже догорели, их сила растрачена, они сожгли себя в пылу собственного гнева; вы можете встать на них ногами и затоптать». Эти два царства Сирия и Израиль уже приближались к своему закату. Следует заметить: чем больше мы взираем на Господа как на огонь поядающий, тем меньше у нас оснований бояться людей, какими бы грозными те ни были; более того, мы сможем относиться к ним с презрением, как к дымящимся головням.
(3) Пророк должен заверить людей, что нынешний замысел этих высокопоставленных союзников (каковыми те себя считали) против Иерусалима непременно расстроится и ни к чему не приведет (ст. 5−7). [1] Причиной их поражения станет то, чего больше всего боялся Ахаз, а именно глубина замыслов союзников и размах их упований: «Потому они будут разбиты и с позором отправлены назад, что умышляют против тебя зло, чем наносят оскорбление Богу. Эти головни дым для обоняния Господа (Ис 65:5) и поэтому должны сгореть». Во-первых, враги весьма злобны и злонамеренны и поэтому не будут иметь успеха. Иудея не сделала им ничего плохого, и у них не было повода ссориться с Ахазом, однако безо всякой на то причины они говорят: пойдем на Иудею и возмутим ее. Следует заметить: досаждающие не могут рассчитывать на процветание, любящие творить злодеяния не могут рассчитывать на благополучие. во-вторых, враги весьма самонадеянны и уверены в успехе. Они хотят досадить Иудее, выступив против нее, но это не все: они не сомневаются, что пробьют в стене Иерусалима достаточно широкую брешь, чтобы их войска прошли через нее; или же они рассчитывают расчленить, или разделить, царство на две части: одна для царя израильского, а другая для царя сирийского, пришедших к согласию в отношении наместника: поставим в ней царем сына Тавеилова, некую темную личность, непонятно то ли сирийца, то ли израильтянина. Они были так уверены в достижении цели, что стали делить добычу не поймав. Следует заметить: самые насмешливые, как правило, достигают наименьшего успеха, ибо Господь непременно посмеется над кощунниками. [2] Сам Господь дает людям слово в том, что попытка нападения не увенчается успехом: «Господь Бог, Верховный Владыка всего, Который разрушает советы язычников (Пс 32:10), так говорит: это не состоится и не сбудется (ст. 7), ибо меры врагов будут расстроены и совершить свои предприятия им не удастся». Следует заметить: кто бы ни противостал Господу или решил выстоять без Него, тот не продержится долго. Человек предполагает, а Бог располагает. Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть или что отменил»? (Плач 3:37; см. Притч 19:21).
(4) Пророк должен показать, что в конечном счете эти враги, которых иудеи так сильно сейчас боялись, будут уничтожены. [1] Никто из врагов не расширит своих владений и не продвинется дальше в своих завоеваниях: глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска Рецин, этим он хвалится, этим же должен и довольствоваться (ст. 8). И глава Ефрема с давнего времени Самария, и глава Самарии на данное время сын Ремалиин. Это, как известно, их собственность; их границы четко определены, и они их не перейдут, чтобы завладеть городами Иудеи и тем более сделать своей добычей Иерусалим. Следует заметить: поскольку Бог поставил людям пределы их обитанию (Деян 17:26), то и правителям Он поставил пределы их владениям, которыми им и надлежит ограничиться, не посягая на права соседей. [2] Ефрем, который из двоих был более злобным и упрямым врагом, вскоре будет вообще искоренен и ему следует держаться подальше от планов завоевания земель других народов, поскольку он не в состоянии сохранить собственную. Толкователи ломают голову над тем, как вести счет шестидесяти пяти годам, по истечению которых Ефрем перестанет быть народом, потому что пленение десяти колен произошло всего лишь одиннадцать лет спустя после описываемого события. Некоторые считают, что ошибся переписчик, и полагают, что запись должна гласить: через шесть и пять лет всего одиннадцать. Однако такое допустить трудно. Другие объясняют, что отсчет шестидесяти пяти годам должен начинаться с того времени, когда пророк Амос впервые предсказал разрушение царства десяти колен; а некоторые из более поздних толкователей предлагают заглянуть намного дальше к последнему опустошению страны, совершенному Асарданом примерно шестьдесят пять лет спустя: тогда Ефрем был сломлен так, что уже больше не являлся народом. Итак, самая большая на свете глупость нападать на соседей, когда сам отмечен к разрушению и уже совсем к нему близок. Обратите внимание, что сказал в то время израильтянам другой пророк, когда они торжествовали над Иудеей: а разве на самих вас нет вины пред Господом Богом вашим? (2Пар 28:10).
(5) Исайя должен побудить людей принять данное им заверение верою: «Если вы не верите тому, что я сказал, то вы лишитесь стойкости (англ. пер., ст. 9); ваше состояние потрясения и беспорядка так и не станет стабильным, равно как и ваш беспокойный и мятущийся дух; несмотря на то что сказанное вам весьма ободряет, бодрости оно вам не придаст, если вы этому не поверите и не захотите принять Божье слово». Следует заметить: благодать веры абсолютно необходима для успокоения и утешения души в гуще всех потрясений, происходящих в данное время (2Пар 20:20).
Стихи 10−16. Здесь:
I. Бог через пророка милостиво предлагает Ахазу подтвердить прозвучавшие выше предсказания и укрепить его веру в них посредством чуда или знамения на выбор царя: проси себе знамения у Господа Бога твоего (ст. 10−11). Видите, как верен и правдив Бог. Он говорит нам только то, что может и готов подтвердить. Видите, какую снисходительность являет Господь сынам человеческим, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли (Евр 6:17). Он учитывает то, как мы устроены, и что, живя в мире ощущений, люди склонны просить осязаемых доказательств, которые по этой-то причине Господь нам и даровал в виде знамений и печати таинств. Ахаз был плохим человеком, тем не менее Бог назван его Господом Богом, потому что Ахаз сын Авраама и Давида и дитя заключенных с ними заветов. Видите, как милостив Господь даже к злым и неблагодарным; Ахазу предложили выбрать себе знамение, как и Гедеону с шерстью (Суд 6:37): пусть попросит знамения в воздухе, на земле или в воде, ибо Божья сила везде одинакова.
II. Ахаз грубо отказывается от этого милостивого предложения (что невежливо по отношению к любому вышестоящему лицу), резко отклоняет любезность и пренебрегает ею: не буду просить (ст. 12). Истинная причина, почему Ахаз не захотел просить знамения, кроется в том, что, полагаясь на помощь ассирийцев, их войска и богов, Ахаз до сих пор не желал обращаться к Богу Израилеву и возлагать на себя обязательства перед Ним. Он не захотел знамения для укрепления веры, потому что решил упорствовать в своем неверии и был склонен потакать своим сомнениям и подозрениям. Тем не менее, приводя причину, он притворяется набожным: не буду искушать Господа; как будто бы то, к чему его призвал и что указал делать Сам Бог, стало бы искушением. Следует заметить, что тайную неприязнь к Господу часто скрывают под маской показного почтения к Нему; и кто решил не доверяться Богу, тот, тем не менее, претендует на нежелание искушать Его.
III. Пророк обличает Ахаза и его двор, Ахаза и дом Давидов, всю царскую семью в их презрении к пророчеству и в том, что они совсем не ценят Божье откровение: «Разве мало для вас затруднять людей (ст. 13) притеснениями и тиранией, из-за чего вы стали обременительными и ненавистными для всего человечества? Но вы хотите затруднять и Бога моего всеми публичными оскорблениями, которые вы Ему наносите?» Так поступал неправедный судья, который Бога не боялся и людей не стыдился (Лк 18:2). Вы утомили Господа словами вашими (англ. пер., Мал 2:17). Для Бога небес нет ничего более печального, чем недоверие к Нему. «Вы хотите затруднять и Бога моего? Неужели думаете, что Он устанет и не сможет помочь вам или утомится, делая вам добро? Тогда как утомляются и юноши и ослабевают, да и вы, возможно, утомили всех своих друзей, Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает» (Ис 40:28−31). Или же: «Оскорбляя публично пророков, не думаете ли вы, что выказываете презрение только людям, подобным вам, и не считаете ли вы, что Самому Богу, Чьими посланниками они являются, вы обиды не причиняете и не пренебрегаете Тем, Кто должным образом вознегодует?» Пророк здесь с превеликим удовольствием называет Бога своим Богом, поскольку Ахаз не пожелал сказать: «Он мой Бог», хотя пророк побуждал его к этому: «Проси... у Господа Бога твоего» (ст. 11); а Исайя желает говорить: «Он Мой». Следует заметить: как бы ни поступали другие, нам надлежит признавать Бога своим и крепко держаться Его.
IV. Пророк Божьим именем дает им знамение: «Вы не захотели просить знамения, тем не менее из-за неверия человека Божье обетование не становится бездейственным Сам Господь даст вам знамение, двойное знамение» (ст. 14).
1. Общее знамение о Его доброй воле по отношению к Израилю и к дому Давидову. Вы можете сделать вывод, что у Господа припасена для вас милость и что вы не оставлены Богом, в какой бы беде и опасности ни пребывали в данное время; ибо Мессии предстоит родиться от вашего народа и вашего рода, и вы не можете погибнуть, пока это благословение в вас, которое явится (1) «славным образом; ибо, поскольку вам часто говорили, что Мессии надлежит родиться среди вас, я вам скажу больше: Он родится от девы, что символизирует как Божью силу, так и Божью чистоту, с которыми Он придет в этот мир, Он будет необыкновенной личностью, потому что Его происхождение не обычно; Он будет святым, не запятнанным общей для всех людей скверной человеческого естества, поэтому, бесспорно, будет достоин занять данный Ему престол Его отца Давида». И, хотя этому знамению предстояло исполниться лишь свыше пятисот лет спустя, оно было самым ободряющим для дома Давидова, включая всех, к кому под данным именем обращено пророчество (ст. 13) и заверение, что Бог не бросит их. Ефрем, действительно, завидовал Иуде (Ис 11:13) и стремился уничтожить это царство, но не преуспел; ибо не должен отойти скипетр от Иуды, пока не придет Примиритель (Быт 49:10). Отмеченные Богом к великому спасению могут принять это как знамение того, что их не поглотит ни одна из бед, с которыми они встретятся на пути.
(2) Мессия явится со славной миссией, скрытой за Его славным именем: и нарекут имя Ему: Еммануил — с нами Бог, Бог в нашем естестве, Бог в мире с нами, в завете с нами. Это исполнилось, когда Его назвали Иисусом Спасителем (Мф 1:21−25), ибо если бы Он не был Еммануилом с нами Бог, то не смог бы стать Иисусом Спасителем. Итак, это еще одно знамение Божьей благосклонности к дому Давидову и к колену Иудиному; ибо Замысливший совершить великое спасение у иудеев, несомненно, совершал у них всякое иное спасение, служившее прообразом этого великого и как бы предварявшее его. «Вот знамение для вас не в глубине и не на высоте, а в пророчестве, в обетовании, в завете, заключенном с Давидом, которому вы не чужды. Обетованное семя будет Еммануилом с нами Бог; пусть вас утешит тот факт, что с нами Бог (Ис 8:10) и что ваша земля это земля Еммануила. Да не всколеблется сердце дома Давидова (ст. 2), и пусть Иудея не боится, что в ней поставят царем сына Тавеилова (ст. 6), ибо ничто не сможет прервать линии наследования, ведущей к тому Сыну Давидову, который будет Еммануилом». Следует заметить, что самым сильными утешениями во время скорби являются те, которые связаны со Христом и нашим отношением к Нему, с преимуществами, обретенными в Нем, с нашими упованиями на Него и ожиданиями от Него. Далее об этом Младенце предсказывается, что, несмотря на Свое рождение от девы, отличающее Его от других детей, на самом деле Он будет человеком в полном смысле этого слова: Его будут вскармливать и растить, как обычных младенцев: Он будет питаться молоком и медом (ст. 15), как и другие дети, в особенности дети, рожденные на земле, текущей молоком и медом. И хотя Он зачат силой Святого Духа, тем не менее ангельская пища Ему не подойдет, но, как и положено, Он во всем уподобится братьям (Евр 2:17). И, несмотря на такое необычное происхождение, Он не станет тотчас же мужем, но, подобно другим детям, будет развиваться постепенно, проходя все стадии возрастания от младенчества, детства и юности до возмужания, преуспевая в премудрости и возрасте, пока наконец не укрепится духом и не достигнет такой зрелости, чтобы разуметь отвергать худое и избирать доброе (см. Лк 2:40,52). Следует заметить: детей кормят, пока они маленькие, чтобы, когда вырастут, их можно было учить и наставлять; о них заботятся с целью воспитания и образования.
2. Здесь есть еще одно знамение, которое, в частности, указывает на скорое поражение могущественных правителей, державших в то время Иудею в страхе: «Прежде нежели этот младенец (ст. 16), младенец, которого я держу сейчас на руках (пророк имеет в виду не Еммануила, а своего собственного ребенка Шеар-ясува, которого ему было велено взять с собой для знамения, ст. 3), прежде чем этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (и видевшие, на какой стадии взросления находится дитя, могли легко предположить, как скоро это случится), прежде чем этот младенец станет на три-четыре года старше, земля та, которой ты страшишься, эти объединенные силы израильтян и сирийцев, к которым ты испытываешь такую вражду и которых до оцепенения боишься, будет оставлена обоими царями ее, как Факеем, так и Рецином», которые были в столь тесном союзе, что даже казалось они цари одного царства. Это исполнилось полностью, ибо два-три года спустя Осия составил заговор против Факея и умертвил его (4Цар 15:30), а перед этим ассирийский царь захватил Дамаск и умертвил Рецина (4Цар 16:9). Более того, вскоре в те дни произошло событие, которое, будучи предсказанным посредством имени этого младенца, стало залогом такого же события в будущем: Шеар-ясув означает остаток вернется, что, несомненно, указывает на чудесное возвращение 200 000 пленников, которых увели Факей и Рецин и которые вернулись, но не мощью войска, а Духом Господа Саваофа. Прочитайте историю, описанную во Второй книге Паралипоменон (28:815). Таким образом исполнилось пророчество, заключенное в имени этого ребенка, и, несомненно, сказанное в связи с этим далее точно так же осуществится, и Сирия вместе с Израилем лишатся обоих своих царей. Одна милость от Господа воодушевляет нас надеяться на другую, если благодаря ей мы готовимся к другой.
Стихи 17−25. После утешительного обетования, данного Ахазу как отрасли дома Давидова, следует страшная угроза, предназначенная ему как вырождающейся отрасли этого дома; ибо хотя милость Божья не отнимется совсем ради Давида и заключенного с ним завета, тем не менее его беззаконие будет наказано жезлом, а его грех ударами. Кто не растворяет верою Божьи обетования, тот пусть не удивляется, услышав сигнал тревоги Божьих угроз.
I. Суд, который грозит Ахазу, весьма велик (ст. 17). Он весьма велик по своим масштабам: суд будет наведен на самого царя (как бы высоко он ни находился, кара его настигнет) и на людей, на народ в целом и на царский род, на весь дом отца твоего; это суд, который наследуют потомки, он будет передаваться с царской кровью. Он весьма велик, потому что беспрецедентен дни, какие не приходили; такой мрачный, удручающий и скорбный, какого не было со времени мятежа десяти колен, когда Ефрем отделился от Иуды, что на самом деле стало ужасным временем для дома Давидова. Следует заметить: чем дольше люди упорствуют во грехе, тем страшнее наказания, которые им следует обоснованно ожидать. Именно Господь наведет на них эти дни, ибо наши дни в Его руке, и кто может противиться или избежать судов, исходящих от Бога?
II. Враг, который послужит орудием данного суда, царь, Ассирии. Ахаз с уверенностью полагался на помощь этого правителя в противостоянии с объединенными силами Израиля и Сирии, и не придавал ни малейшего значения словам Бога, сказанным через пророка ему в ободрение, потому что очень рассчитывал на выгоду от союза с ассирийским царем, которому дал унизительное обещание, что станет его рабом, если тот пришлет ему какую-то помощь; кроме того, Ахаз сделал ему подарок из золота и серебра, ради чего опустошил сокровищницы как церкви, так и государства (4Цар 16:7−8). Теперь же из уст Господа звучит угроза о том, что ассирийский царь, которого Ахаз сделал своей опорой вместо Бога, станет для него бичом. Он явно поторопился, потому что когда царь Ассирии пришел к нему, то был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему (2Пар 28:20); эта трость не только сломалась под ним, но вонзилась ему в руку и проткнула ее, и с тех пор ассирийские цари на долгое время стали для Иудеи причиняющим боль волчцом и принесли стране много несчастья. Следует заметить: тварь, на которую мы возлагаем надежды, обычно приносит нам беду. Ассирийский царь вскоре после этого подчинил своему господству десять колен, увел их в плен и опустошил их землю, в точном соответствии с приведенным здесь предсказанием; и, возможно, сказанное здесь является объяснением к стиху 8, где звучит пророчество о том, что Ефрем перестанет быть народом; и легко предположить, что пророк (в стихе 17) обращает свою речь к царю Израиля, провозглашая ему Божьи суды за вторжение в Иудею. Однако везде толкователи считают, что речь все-таки идет об Ахазе и о его царстве. Итак, примите во внимание (1) призыв, данный захватчикам: даст знак Господь мухе... и пчеле (ст. 18; см. Ис 5:26). Враги, кажущиеся столь ничтожными, как муха или пчела, которых так легко раздавить, тем не менее, когда Господу будет угодно, совершат Его дело так же действенно, как львы и львицы. Несмотря на то что их разделяет столь огромное расстояние, как между реками египетскими и землей ассирийской, они без опоздания встретятся, чтобы сделать работу вместе, как только Бог прикажет им явиться; ибо, когда у Господа есть дело, которое нужно совершить, Он не будет испытывать недостатка в орудиях.
(2) Чем враги завладеют (ст. 19). Кажется, что страна не в состоянии оказывать сопротивление. Враги не столкнутся с трудностями, прокладывая себе путь, но прилетят и усядутся все они по долинам опустелым, которые их обитатели оставят при первом же сигнале тревоги, сделав свои земли дешевой и легкой добычей для захватчиков. Враги прибудут и усядутся на низменности, подобно рою мух или пчел, и окажутся неприступными, спрятавшись в расселинах скал, как часто делают пчелы; они примут угрожающий вид, появившись у всех на глазах на всех кустах и деревьях, с таким размахом они распространятся по земле. Эти пчелы прильнут к колючим кустарникам и будут там почивать, никем не потревоженные.
(3) Будет совершено большое опустошение, и страна останется вообще без населения: обреет Господь бритвою... голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду (ст. 20); Он уничтожит все, как в случае очищения прокаженного, когда последний сбривал все волосы свои (Лев 14:8−9). Это будет сделано нанятою бритвою, которую либо Господь нанял (как если бы у Него не было собственной; однако кого Он наймет и кого задействует на Своей службе, тому Он за нее заплатит. См. Иез 29:18−19), либо Ахаз нанял себе в помощь. Господь превратит этого наемника в орудие уничтожения нанимателя. Следует заметить, что многих бьет та мышца плотская, которой они доверились, вместо того чтобы довериться мышце Господней, и с которой они понесли большие расходы, тогда как верою и молитвою могли бы найти поддержку у Бога легко и без затрат.
(4) Последствия этого поголовного сокращения численности населения.
[1] Все стада скота погибнут, так что человек, ранее имевший в избытке стада и отары, лишится их всех, к чему приложится рука врага; с большим трудом он спасет для собственных нужд молодую корову и пару овец жалкое стадо (ст. 21), но тем не менее будет считать себя счастливым, оттого что у него хотя бы что-то осталось.
[2] В пользовании того малочисленного скота, который остался, будет так много земли для пастбищ, что он будет давать изобилие молока, очень хорошего молока, из которого получится вдоволь масла (ст. 22). Людей же станет так мало, что молока одной коровы и двух овец хватит целой семье, которая раньше содержала множество слуг и потребляла немало; теперь же все сократится.
[3] Разведение скота прекратится, поэтому привыкшие есть мясо (что, как правило, верно в отношении иудеев) будут вынуждены ограничивать себя маслом и медом, потому что мяса для них не будет; и в стране останется так мало населения, что масла и меда хватит на тех немногих оставшихся.
[4] Хорошая земля, которая раньше хорошо сдавалась внаем, полностью зарастет терновником и колючим кустарником (ст. 23); там, где раньше была посажена тысяча виноградных лоз, за которую арендаторы платили по тысяче серебряников, или кусков серебра, ежегодно, не будет ничего, кроме терновника и колючих кустарников, не приносящих прибыли ни землевладельцу, ни арендатору все будет опустошено армией захватчиков. Следует заметить, что Бог может быстро превратить плодородную землю в бесплодную; Он поступит справедливо, превратив виноградную лозу в колючие кусты, если мы, вместо винограда, приносим Ему дикие ягоды (Ис 5:4).
[5] Сельскохозяйственная утварь будет превращена в орудия войны (ст. 24). Поскольку вся земля заросла терновником и колючим кустарником, то, если раньше люди приходили на поле и в сад с серпами и приспособлениями для сбора урожая, теперь они будут идти туда с луком и стрелами, чтобы охотиться в зарослях на диких зверей или защищаться от притаившихся в кустах грабителей, ищущих наживы, или чтобы убивать спрятавшихся там змей и ядовитых животных. Это свидетельствует об очень печальном изменении лика некогда прекрасной земли. Какое скорбное изменение производит в людях грех!
[6] Там, где раньше колючий кустарник и терновник обычно неплохо использовался в хозяйстве, например для создания изгородей вокруг садов с целью защиты, теперь его будут вырывать и сбрасывать в кучу. Колючий кустарник и терновник будет в изобилии там, где его быть не должно, и его не будет там, где он должен быть (ст. 25). В горы, которые расчищались бороздниками для особого пользования, куда раньше не пускали скот, опасаясь терновника и колючих кустов, доступ теперь будет открыт, их ограды будут разрушены... и лесной вепрь будет опустошать их (Пс 79:13−14). Волу и мелкому скоту будет дана свобода ходить туда. Видите, каково следствие греха и проклятия: они превратили землю в лес из терния и волчцов, если только туда не привнесет немного порядка постоянная забота и труд человека. И посмотрите, как неразумно настраивать свое сердце на владение землей, какой бы плодородной и прекрасной та ни была: если ее оставить ненадолго в пренебрежении и не возделывать или доверить беспечному наследнику или арендатору, или если ее опустошит война, то вскоре земля превратится в наводящую ужас пустыню. А небеса это рай, не подверженный таким изменениям.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 7 глава