Теперь мы приблизились к заключительной части этого евангельского пророчества, последние две главы которого направляют нас взирать на новые небеса и новую землю, на новые мир, который принесет евангельская диспенсация, и на разделение между драгоценным и отвратительным, которое будет иметь место. «На суд пришел Я в мир сей», говорит Христос. И почему нелепостью должны казаться слова пророка, раз все пророки свидетельствовали о том же? (1Пет 1:10−11). Новый Завет часто упоминает отречение евреев и призвание язычников как события, предсказанные и предвиденные пророками (Деян 10:43; Деян 13:40; Рим 16:26). В этой же главе говорится о том:
(I) Как язычники воспользуются призывом Евангелия (ст. 10).
(II) Как евреи будут отвержены за их упрямство и неверие (ст. 2−7).
(III) Остаток будет спасен благодаря вхождению в евангельскую Церковь (ст. 8−10).
(IV) Суды Божьи будут преследовать отверженных евреев (ст. 11−16).
(V) Благословения будут сохранены для христианской Церкви, они станут ее радостью и славой (ст. 17−25). Но обо всем этом здесь пророчествуется в качестве прообраза различия, которое Бог проведет между теми и иными евреями после их возвращения из плена: между боящимися Бога и не боящимися Его, тогда одни будут порицаемы за грехи, а другим пожалованы обетования и благословения.
Стихи 1−7. Апостол Павел толкователь, на которого мы можем положиться, приводит истинный смысл этих стихов и, проповедуя Евангелие (Рим 10:20−21), говорит, на какое событие они указывали и когда оно осуществилось, а именно призвание язычников и отвержение евреев. Он обращает внимание на то, что Исайя смело говорит, не только предсказывая немыслимое, о чем нельзя было говорить, но и предсказывая его евреям, которые восприняли его слова как страшное оскорбление для своего народа. Тогда и исполнились слова Моисея (Втор 32:21): «Я раздражу их не народом...»
I. Здесь предсказано, что язычники, которые были далеки от Бога, стали близкими (ст. 1). Павел читает их так: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне». Обратите внимание, какая в них произошла чудесная перемена и как они удивились ей.
1. Кто долгое время в этом мире был без Бога, теперь начнет искать Его. Кто не говорил: «Где Бог, Творец мой!», тот теперь начнет спрашивать о Нем. Ни он сам, ни его отцы не призывали Его имя, они либо жили без молитвы, либо молились дереву и камням делу рук человеческих. Но теперь они будут креститься и призывать имя Господне (Деян 2:21). С каким удовольствием великий Бог говорит о том, что Его искали, особенно те, которые не спрашивали о Нем последнее время, и как Он прославился этим! Ибо небеса радуются о великих раскаявшихся грешниках.
2. Бог предвидел их молитвы, равно как и Свои благословения: «Меня нашли не искавшие Меня». Это счастливое знакомство и общение между Богом и языческим миром началось с Его стороны; они пришли узнать Бога, ибо Он познал их (Гал 4:9, англ. пер.); пришли, чтобы искать Бога и найти Его, ибо Он вначале искал и нашел их. Хотя после учреждения общения Бога находят те, кто ищет Его (Притч 8:17), но при первом обращении Он находит тех, кто не ищет Его, ибо любим Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Изобилие общего провидения предназначалась для того, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли (Деян 17:27). Но они не стали искать Его; Он оставался для них неведомым Богом и Сам нашел их.
3. Бог дал преимущества божественного откровения тем, кто никогда не исповедовал религию. «Вот Я! Вот Я» говорил Я народу, давая им возможность увидеть Себя, приглашая получить утешение и выгоду от этого. Я говорил это народу, не именовавшемуся именем Моим, каковыми на протяжении многих лет были евреи». Когда апостолы ходили от места к месту, проповедуя Евангелие, то именно эти слова были сутью их проповеди: «Вот Бог, вот Он, повернитесь к Нему, обратите к Нему глаза своего разума, узнайте Его, восхищайтесь Им и поклоняйтесь Ему; отвернитесь от имеющихся у вас идолов и посмотрите на живого Бога, сотворившего вас». Христос в них говорил: «Посмотрите, посмотрите на Меня глазом веры, ко Мне обратитесь, и будете спасены». Это было сказано тем, кто долгое время был Loammi и Loruhamah — Непомилованным и Лоамми (Ос 1:8−9) не был народом Бога и не обрел у Него милости (Рим 9:25−26).
II. Здесь предсказано, что евреи, которые долгое время были народом, близким к Богу, будут изгнаны и держаться на расстоянии (ст. 2). Апостол применяет эти слова к евреям, проживавшим в Его время, как к потомкам беззаконников (Рим 10:21): «Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному». Здесь обратите внимание:
1. Как евреи были приглашены к божественной благодати. Сам Бог через Своих пророков, через Своего Сына и Своих апостолов простирал к ним руки, как делала это Премудрость (Притч 1:24). Бог протягивал к ним Свои руки, увещевая их образумиться; не только делал им знак пальцем, но протягивал Свои руки, готовый принять и обнять их, представлял знаки Своего благоволения, домогаясь принять их. Когда Христа распяли, то Он простер и протянул Свои руки, словно приготовился принять вернувшихся грешников; Он делал это всякий день на протяжении евангельского периода. Он ждал, чтобы получить возможность проявить милость, и не утомился от ожидания; даже пришедшим в одиннадцатый час дня не было отказано.
2. Как они пренебрегли этим приглашением; оно было предназначено для непокорного и упрямого народа; их пригласили на брачный пир, но они не пришли и отвергли волю Божию о себе. И теперь здесь нам представлен:
(1) Плохой характер этого народа. Мир увидит, что Бог не без причины отказал им; они были отвержены за их блуд.
[1] Невозможно было ожидать от тех, которые долгое время были любимцами небес, такого характера. Во-первых, они были упрямы. Верно или неверно, но они хотели поступать по своим помышлениям. «В своем большинстве они ходили путем недобрым, неправильным, опасным, ибо ходили по помышлениям своим, согласно своим замыслам и желаниям». Если мы будем ходить по своим личным помыслам, то скорее всего наш путь будет недобрым, ибо все мысли и помышления сердца нашего были зло. Бог делился с ними Своим мыслями, размышлениями и волей, но они ходили по своим помышлениям и делали то, что считали наилучшим. Во-вторых, они очень оскорбляли Бога. На это Он жаловался все время; они печалили и огорчали Его Святой Дух, словно старались сделать Его своим врагом.: «Они постоянно оскорбляют Меня в лице». Их не волновало, какое оскорбление Богу они наносят, хотя это совершалось у Него на очах, в Его присутствии; они явно презирали Его власть и открыто не повиновались Его справедливости. Они делали это постоянно; таков был их образ жизни с того момента, когда они стали народом, о чем свидетельствует день искушения в пустыне.
[2] Пророк детально перечисляет их беззакония и беззакония отцов их как основания, почему Бог изгнал их (ст. 7). Он приводит примеры того и другого. Во-первых, самым раздражающим беззаконием их отцов было идолопоклонство; пророк говорит нам, что это оскорбляло Бога в лицо и было тем беззаконием, за которое, как вытекает из второй заповеди, Бог часто посещал Своих детей. Этот грех привел их в плен, и хотя плен довольно основательно исцелил их от этой болезни, тем не менее, когда настало время окончательного уничтожения этого народа, этот грех вновь был предъявлен ему, ибо в день, когда Бог посещает, Он посетит его (Исх 32:34). Возможно, было много таких, которые, по прошествии многих лет после плена, хотя и не поклонялись иным богам, но были виновны в перечисленных нарушениях, ибо женились на чужих женах.
1. Они оставили храм Божий и приносили жертвы в рощах или садах, чтобы совершать жертвоприношение посвоему, так как им не нравились Божьи постановления.
2. Они оставили Божий жертвенник и сожигали фимиам на кирпичах (англ. пер.) жертвенниках собственного изобретения (сжигали воскурения по собственным измышлениям, что не имело никакой ценности по сравнению с Божьим постановлением, равно как и жертвенник из кирпичей по сравнению с золотым жертвенником, на котором Бог повелел сжигать воскурения). Или они сжигали их на черепках (в рус. пер. и некоторых др.), которыми выкладывали плоские крыши своих домов; иногда на них они сжигали воскурения своим идолам, что следует из Писания (4Цар 23:12), где мы читаем о жертвенниках на кровле горницы Ахазовой и о том, что они приносили воскурения всему воинству небесному на крышах своих домов (Иер 19:13).
3. Они практиковали черную магию и общались с мертвыми, и для этого сидели в гробах и ночевали в пещерах, спрашивая мертвых о живых (Ис 8:19), как это делала волшебница из Аэндора. Или имеется в виду, что они общались со злыми духами, обитающими в гробницах.
4. Они нарушали законы Божьи, касавшиеся их пищи, и стерли различие между чистым и нечистым до того, как оно было упразднено Евангелием. Они ели свиное мясо. Одни считали, что лучше умереть, чем есть свиное мясо, как Елеазар и семь братьев в истории Маккавеев, но, скорее всего, многие из них ели его, особенно когда это стало условием их жизни. Мы читаем, что во времена Спасителя там паслось много стад свиней, и это дает нам основание подозревать, что в то время многие придавали мало значения закону, запрещавшему есть свиное мясо; и за это они были справедливо наказаны истреблением свиней. Также варево и другая запрещенная пища, названная здесь мерзким варевом, находилась в сосудах у них и использовалась в пищу. Запрещенная пища названа мерзостью, и употребляющие ее, по словам Писания, делают себя нечистыми (Лев 11:42−43). У тех, кто не осмеливался есть мясо, тем не менее хватало дерзости делать варево; они не осмеливались настолько приблизиться к тому, что было запрещено, но тем не менее показывали, как жаждали запретного плода. Возможно, это выражение здесь употребляется фигурально, как прообраз всех запретных удовольствий и прибыли, добываемой с помощью греха, чтобы показать мерзости, которые Бог ненавидит. Им нравилось заигрывать с ними и вкушать их варево. Но тот, кто гордится своей смелостью и тем, что приблизился к границе греха, оказывается на самом краю и подвергается опасности упасть в его пропасть. Но, во-вторых, самым раздражающим беззаконием евреев во времена нашего Спасителя была их гордость и лицемерие тот грех евреев и фарисеев, которому Христос провозгласил много бедствий (ст. 5). Они говорят: «Остановись, не приближайся (дословно «оставь свое при себе»), держись своего общества и не подходи ко мне, чтобы не осквернить меня; не прикасайся ко мне, я не позволю тебе фамильярничать с собой, ибо я свят для тебя и ты недостаточно хорош, чтобы общаться со мной; я не таков, как прочие люди, как этот мытарь». Они были готовы это сказать любому встречному человеку, и поэтому, говоря: «Я более свят, чем ты» (англ. пер.), они считали себя более святыми, чем любой другой человек не только очень хороший человек, насколько это возможно для него, но и такой, каким он должен быть, лучше любого из своих соседей. «Они дым для обоняния Моего, говорит Бог, не дым, восходящий от зажженного пламени, которое вскоре становится жарким и приятным, а дым от мокрых поленьев, горящий весь день, который издает лишь дым. Отметьте: самым отвратительным и оскорбительным для Бога является гордое самомнение и презрение к другим, ибо чаще всего самыми порочными оказываются те, кто считает себя святее других.
(2) Противоборство, в которое Бог вступил с ними за это. Выдвинутое против них доказательство звучит четко: «Вот что написано пред лицем Моим» (ст. 6). Это написано, чтобы помнить их дела по прошествии времени, ибо, возможно, рассчитываться за них они будут не сразу. Грехи грешников, в частности тщеславное хвастовство и насмешки лицемеров, хранятся у Бога (Втор 32:34). То, что написано, будет зачитано и предъявлено им: «Не умолчу, не буду молчать всегда, хотя долго хранил молчание». Они не будут думать о Нем, что Он такой же, как они, хотя иногда именно так они считали, но воздаст, воздаст в недро их. Кто делает свое исповедание поводом для гордости, тот низменно злоупотребляет религией, облаченной святостью и почетом, и ревнивый Бог взыщет с них за это; исповедание, которым они хвалятся, лишь усугубит их осуждение.
[1] Беззакония их отцов, которые намного тяжелее, выступят против них, ибо не только их собственные грехи заслуживают наказания со стороны Бога; и они это признают (Езд 9:13). И Бог не навел бы на них такое великое опустошение, если бы не имел перед глазами грехи их отцов. Поэтому при последнем уничтожении Иерусалима, по словам Писания, на них придет кровь ветхозаветных мучеников, даже самого Авеля (Мф 23:35). Бог взыщет с них не только за идолов, которым поклонялись их отцы, но и за их высоты: за то, что воскуряли фимиам на горах и на холмах, хотя, возможно, это делалось для единственного истинного Бога. Это было хулой или поношением Бога; это бросало тень на выбранное Им место для того, чтобы было записано Его имя, и на данное Им обетование о том, что там Он будет встречать и благословлять их.
[2] Их собственные беззакония и беззакония их отцов погубят их: «Беззакония ваши и вместе беззакония отцов ваших, усугубляя друг друга, совершат первую работу, и им (хотя кажется, что это можно было пропустить и забыть) будет отмерено в недра их за прежние деяния их. Бог воздаст в недра не только Своим явным врагам (Пс 78:12), но и Своим лживым и вероломным друзьям, ибо их поношение поносит Его.
Стихи 8−10. Эти стихи истолковывает св. Павел (Рим 11:1−5), где по поводу отвержения евреев на вопрос: «Не отверг Бог народа Своего?» отвечает: «Нет, ибо по избранию благодати, сохранился остаток». Пророчество ссылается на этот отличный остаток. Когда этот лицемерный народ будет уничтожаться, то Бог отделит и сохранит для себя некоторых из них; эти евреи будут приведены, чтобы принять христианскую веру, присоединятся к Церкви и спасутся. И наш Спаситель говорит, что ради этих избранных сократятся те дни, когда их народ будет истребляем; будет положен конец их уничтожению, которое в противном случае продолжилось бы и было таким сильным, что не спаслась бы никакая плоть (Мф 24:22).
I. Здесь это иллюстрируется сравнением (ст. 8). Когда виноградная лоза настолько истощена и высохла, что в ней, похоже, нет ни сока, ни жизни, то виноградарь склонен обломать или отрезать ее; в то же время, если хоть в одной грозди находится немного виноградного сока, достаточного, чтобы сделать из него новое вино, то рядом стоящий вмешивается и говорит: «Не повреди ее, ибо в ней благословение; в ее корне жизнь, и есть надежда, что она сгодится для чего-нибудь». Благочестивые люди благословение для тех мест, где они живут, и иногда ради нескольких таких людей Бог щадит целые города и народы. Как же мы должны стремиться иметь такую честь: не только отличаться от других, но и служить другим!
II. В этих стихах описываются те, кто будет составлять спасающий остаток, которому удастся спастись.
1. Это те, которые служат Богу. «Я сделаю это ради рабов Моих (ст. 8), говорит Бог, и рабы Мои будут жить там (ст. 9)». Рабы Божьи (какими бы их ни считали) являются наилучшими друзьями своей страны, и поэтому те, кто служит Ему, тем самым служат своему поколению.
2. Это те, которые ищут Бога, цель жизни которых прославить Бога, а их основное дело призывать Его. Это будет сделано для народа Моего, который взыскал Меня. Кто ищет Бога, тот найдет Его и убедится, что Он щедрый Даятель.
III. Здесь описывается милость, которую Он хранит для них. Остаток, вернувшийся из плена, благополучно поселится на своей земле благодаря праву наследования, как семя Иакова, в котором сохраняется земля и передается право наследования; и от него, как от посеянных семян, произрастет значительное умножение. Они будут прообразом остатка Иакова, который привьется верой к евангельской Церкви.
1. Они получат хорошую часть для себя. Они наследуют горы Мои святые горы, на которых построен Иерусалим, и храм; или они наследуют горы Ханаанские (землю обетованную), символизирующие завет благодати, которые населят и будут наследовать все Божьи слуги, Его избранные. Они сделают их своим прибежищем, покоем и местом жительства, поэтому будут там жить и это будет их дом; они сделают их своим наследием навеки, и оно станет для них наследством нетленным. Божьи избранники, семя молящегося Иакова, станут наследниками Его гор блаженства и радости и будут благополучно перенесены к ним через долину слез.
2. Они будут иметь зеленые пажити для своих стад (ст. 10). Сарон и долина Ахор вновь наполнятся стадами скота, как и раньше. Сарон располагался на западе, ближе к Иоппии, а Ахор на востоке, возле Иордана. Поэтому эти слова подразумевают, что они завладеют всей землей, что на ней будут пастись стада, а они сами будут с радостью наблюдать за этим, и никто не сможет потревожить их или испугать. Евангельские постановления это поля и долины, куда овцы Христа пойдут, выйдут и найдут пажить (Ин 10:9), и где они будут покоиться (Пс 22:2), как стада Израиля в долинах Ахора (Ос 2:15).
Стихи 11−16. В этих стихах представлены различные состояния благочестивых и нечестивых людей уверовавших евреев и тех, которые продолжали упорствовать в своем неверии. Эти типы людей противопоставлены, как жизнь и смерть, добро и зло, благословение и проклятие.
I. Здесь описана пугающая участь тех, кто продолжал упорствовать в своем идолопоклонстве после выхода из Вавилона и в своем безбожии после того, как было проповедано Евангелие Христа. Обратите внимание:
1. Каким смертным приговором Бог угрожает им в этих стихах: «Вас обрекаю Я мечу, как овец на заклание; вам не удастся ни сбежать, ни устоять; и все вы преклонитесь на заклание» (ст. 12). Божьи суды придут (1) своевременно и будут совершаться согласно данному поручению. От меча падут те, которые отмечены или предназначены для этого, но никто другой. Хотя кажется, что меч пожирает людей неразборчиво (как одного, так и другого), тем не менее он знает количество своих жертв и не превысит его.
(2) Неодолимо. Самые упрямые и ожесточенные сердцем грешники будут вынуждены преклониться перед ними, ибо еще никто, ожесточивший свое сердце против Бога, не процветал.
2. Что же за грехи подвергают людей мечу.
(1) Идолопоклонство было древним грехом (ст. 11): «Вы те, которые вместо того чтобы искать Меня и служить Мне, как подобает Моему народу, оставили Господа, отказались и отреклись от Него, чтобы поклоняться иным богам, которые забыли святую гору Мою (дарованные ею привилегии и выдвигаемые ею обязательства), чтобы воскурять фимиам на горах своим идолам (ст. 7), и оставили единственного истинного Бога». Они приготовляли трапезу для воинства божеств (англ. пер.), которым поклонялись язычники, и возливали возлияния их бесчисленному количеству, ибо тот, кто считает, что одного Бога недостаточно, тому не хватит десятков и сотен, и он будет продолжать увеличивать их количество, пока богов не станет так же много, как городов, а их жертвенники станут такими же объемными, как груды камней на межах поля (Ос 12:11). В некоторых переводах вместо слов «воинство» и «количество» приводят соответствующие имена двух их идолов, соответствующих Юпитеру и Меркурию. Кем бы они ни были, поклоняющиеся им не жалели средств, чтобы почтить их; они готовили для них трапезу, наполняли чашу смешанным вином для возлияния; они скорее были согласны ограничить в средствах свою семью, чем урезать поклонения. Это должно пристыдить тех, кто поклоняется истинному Богу, за их жадность.
(2) Безбожие было грехом евреев в более позднее время (ст. 12): «Я звал и вы не отвечали». Эти слова ссылаются на тот же факт, что и стих 2: «Я простирал руки Мои к народу непокорному»; они касаются тех, кто отверг Евангелие. Наш Господь Иисус звал (Он стоял и возгласил, Ин 7:37), но они не слышали и не ответили; они не были обличены Его увещеванием, равно как не были тронуты Его уговорами; Его четкие предостережения о смерти и гибели и Его честные предложения жизни и блаженства остались в пренебрежении и не впечатлили их. Но это еще не все: «Вы делали злое в очах Моих, но не из-за внезапности искушения или по неосторожности, а после обдумывания. Вы избрали то, что было неугодно Мне», то есть то, что Он ненавидел и терпеть не мог. Неудивительно, что не поддавшиеся убеждениям выбрать то, что хорошо, упорствуют в своем выборе и совершают зло. Посмотрите на порочность греха: он является злом в глазах Бога, в высшей степени оскорбляет Его, но тем не менее совершается у Него на глазах и в Его присутствии, выражая презрение к Нему. Он также противоречит воле Бога; согрешая, человек, согласно собственному выбору, делает то, что неугодно Ему.
II. Данную кончину усугубляет размышление о блаженном положении тех, кто пришел к покаянию и вере.
1. В этих стихах противопоставлено блаженное положение тех, кто служит Богу, и бедственное положение тех, кто восстал против Него, чтобы они могли служить контрастом друг другу (ст. 13−16).
(1) Рабы Божьи могут вполне считать себя счастливыми и вечными должниками свободной благодати, сделавшей их такими, видя бедственное положение своих соседей, нуждающихся в этой благодати, которые ожесточились и скорее всего погибнут в неверии, видя, как близки они были к подобной ситуации. Обратите внимание (Ис 66:24), что (2) это добавит скорби тем, кто погибает, видя блаженство рабов Божьих (которых они ненавидели, поносили и на которых смотрели с высочайшим презрением), особенно если они задумаются о том, что могли бы разделить с ними блаженство, если бы не совершили ошибку. Мучения богача в аду усилились, когда он увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его (Лк 16:23). См. Лк 13:28. Иногда провидение Божье проводит такое же различие между благочестивым и нечестивым в этом мире, и процветание праведника становится соринкой в глазу и занозой в сердце нечестивца (Пс 111:10), и так же, несомненно, будет в великий день. Мы, глупцы, считаем его жизнь безумием и его конец бесславным, но теперь он причислен ко святым и его жребий с избранными.
2. Различие в их положениях заключается в двух вещах:
(1) В их утешении и удовлетворенности.
[1] Рабы Божьи будут есть и пить; их пищей будет хлеб жизни; они будут постоянно питаться им; Его дом будет щедро пополняться милостью, и они никогда не будут нуждаться в том, что является для них благом. Небесное блаженство будет их вечным пиршеством; они насытятся тем, чего сейчас так сильно жаждут. Но те, чьи сердца привязаны к этому миру и чье блаженство пребывает в нем, будут постоянно жаждать его, оставаясь неудовлетворенными, ибо он не является хлебом; он пресыщает, но не насыщает. А в общении с Богом, в уповании на Него можно получить полное удовлетворение, в то время как греховным стремлениям сопутствует лишь неудовлетворенность.
[2] Рабы Божьи будут веселиться и петь от радости в своем сердце. Они постоянно имеют повод для радости, и нет того, что было бы поводом для их грусти; они имеют достаточно оснований, чтобы смягчить ее, ибо, пока вера действует и проявляется, их сердце радуется, а радость это их сила. Они возрадуются в своей надежде, ибо она не постыдит их. Небеса будут миром постоянной радости для тех, кто сейчас сеет со слезами. Но, с другой стороны, оставившие Господа навсегда лишают себя истинной радости, ибо они будут в стыде из-за тщетного упования на самих себя, на собственную праведность и надежды, которые они строили на этом. Когда ожидания блаженства, которым они ублажали себя, оказываются тщетными, каким стыдом покроются их лица! Они будут кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа, возможно, уже в этом мире; и тогда их смех превратится в скорбь, а их радость в горе; и в том мире несомненно их ожидают бесконечные мучения, беспокойство, безнадежность только вечный плач, скорбь и скрежет зубовный. И если сравнить эти оба состояния как он мучим и ты утешен, то какое бы из двух выбрали мы, чтобы оно было нашим жребием?
(2) В их чести и добром имени (ст. 15−16). Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
[1] Имя идолопоклонников и неверующих будет оставлено для проклятия, оно будет покрыто позором и станет бесславным. Оно будет использоваться, чтобы с плохой стороны охарактеризовать человека: «Ты жесток, как еврей», и для проклятия: «Бог сделает тебя несчастным, как еврея». Оно будет оставлено для проклятия избранным Божьим, то есть для их предостережения; они будут бояться быть проклятыми, как еврейский народ, и погибнуть по тому же примеру из-за непокорства. Проклятие тем, кого Бог отвергает, должно заставить благоговеть Его избранных. Убьет тебя Господь; Он в значительной мере истребит евреев и уничтожит как народ; они не будут больше жить как народ, и к ним больше не будут присоединяться другие народы.
[2] Имя избранных Божьих будет благословением: «Он рабов Своих назовет иным именем». Детей завета теперь будут называть не евреями, а христианами, и для них (тех, кто носит это имя) будут сохранены все обетования и привилегии нового завета. Другое имя будет почетным; оно не будет ограничено одним народом, а этим именем люди повсюду будут благословлять себя на земле. Среди всех народов Бог будет иметь Своих рабов, которые удостоятся чести носить это новое имя. Они благословят себя Богом истины. во-первых, они прославят Бога своими молитвами и торжественными обетами, взывая к Его благоволению, как к своему блаженству, и к Его справедливости, как к своему Судье. Это часть почестей, которые мы должны воздать Богу; мы должны благословлять себя в Нем, считать, что имеем достаточно, чтобы быть счастливыми, что нам не нужно большего и мы не можем желать большего, если имеем Его как своего Бога. То, чем мы себя благословляем, чему мы больше всего радуемся и что больше всего ценим, имеет для нас огромные последствия. Мирские люди благословляют себя изобилием мирских благ (Пс 48:19; Лк 12:19), а рабы Божьи благословляют себя Господом, как своим вседостаточным Богом. Он венец их славы и диадема красоты, их сила и их часть. Им они будут клясться на земле, а не каким-нибудь творением или ложным богом. Его суду они вверят свое дело, ибо от Него исходит всякий человеческий суд. Во-вторых, они воздадут Ему честь как Богу истины, Богу Аминя (дословно). Некоторые полагают, что здесь подразумевается Христос, Который есть Аминь свидетель верный (Откр 3:14), и в котором все обетования да и аминь (2Кор 1:20). Им мы должны благословлять себя, Им и заветом с Ним мы должны клясться Господу. Некоторые читают так: «Кто благословлен на земле, тот будет благословлен в истинном Боге», ибо Христос есть истинный Бог и жизнь вечная (1Ин 5:20). И от ветхих времен было обещано, что в Нем благословятся все племена земные (Быт 12:3). Другие читают так: «Он благословит себя в Боге народа верного» в Боге, Который является Богом всех верующих, желая лишь того, чтобы разделить благословения, которыми они благословлены, и чтобы с ними обращались так, как с ними. В-третьих, они воздадут Ему славу как Творцу этой испытанной ими счастливой перемены; они будут считать себя счастливыми, имея Его своим Богом, Который заставил их забыть прежние беды, и теперь воспоминания о них поглощены нынешними утешениями: «Прежние скорби будут сокрыты от очей Моих», то есть они итак уже поглощены, ибо если бы что-то еще напоминало им об их бедах, то Бог несомненно увидел бы это с состраданием и беспокойством. Больше они не будут ощущать их, ибо Бог больше не увидит их. Ему нравится говорить, что Он становится довольным, делая их довольными, и поэтому они с величайшим удовлетворением благословят себя в Нем.
Стихи 17−25. Эти обетования частично исполнились, когда евреи после возвращения из плена мирно поселились на своей земле, словно были перенесены в новый мир, тем не менее они исполнились полностью во время евангельской Церкви вначале воинствующей, а потом торжествующей. Вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. В благодатях и утешениях, которые верующие имеют во Христе и получают от Христа, мы должны видеть это новое небо и новую землю. Во времена Евангелия старое прошло и все стало новым; благодаря ему все, кто во Христе, стали новыми творениями (2Кор 5:17). Стих 16 описывает великую счастливую перемену, когда прежние скорби были забыты, но здесь эта перемена продолжается и даже прежний мир уже не будет вспоминаем и не придет на сердце. Обратившиеся в христианскую веру испытают такой восторг, что все его утешения, с которыми им пришлось столкнуться, станут для них ничто. Не только их предшествующие скорби, но и предшествующие радости утеряются и будут поглощены. Прославленные верующие позабудут этот мир, ибо будут полностью поглощены иным миром: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю». Посмотрите, какой неистощимой является божественная сила: тот же Бог, Который сотворил небо и землю, может сотворить их вторично. Посмотрите, каким полным является блаженство святых, — оно будет всеобъемлющим; вместе с новыми небесами Бог сотворит для них (если это сделает их счастливыми) и новую землю. Мир — ваш, если вы Христовы (1Кор 3:22). Когда Бог примиряется с нами, то это дает нам новое небо, тогда твари также примиряются с нами, и это дает нам новую землю. Будущая слава святых будет так сильно отличаться от того, что они знали раньше, что ее вполне можно будет назвать новым небом и новой землей (2Пет 3:13). Се, творю все новое (Откр 21:5).
1. Это будет новая радость, ибо (1) все друзья Церкви и принадлежащие ей возрадуются (ст. 18): «Вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю». То новое, что Бог сотворит Своим Евангелием, является и будет являться поводом для вечной радости всех верующих. Рабы Мои возрадуются (ст. 13, англ. пер.) наконец-то, хотя сейчас они скорбят. Войди в радость Господина твоего.
(2) Они будут радоваться Церкви ее благополучному и процветающему положению: «Я творю Иерусалим веселием и народ его радостию». Церковь не только сама будет радоваться, но и вызывать радость у других. Те, кого Церковь огорчала, теперь будут радоваться ею.
(3) Процветание Церкви будет радовать Самого Бога, Который радуется процветанию Своих рабов (ст. 19): «Я буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Своем», ибо во всякой скорби их Он страдал (анг. пер.). Бог будет не только радоваться благополучию Церкви, но и возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей (Соф 3:17). То, что радует Бога, должно радовать и нас.
(4) В этой радости не будет примеси, и это блаженное состояние Церкви останется неизменным: «И не услышится о нем более голос плача и голос вопля». Если эти слова отнести к положению Церкви в этой жизни, то они означают, что ее прежняя скорбь не вернется и народ Божий будет долго наслаждаться непрерываемым спокойствием. Но что касается совершенства и постоянства обещанной радости, то полностью это исполнится на небесах; именно там отрет Бог всякую слезу с очей.
II. Начнется новая жизнь (ст. 20). Теперь не будет, как раньше, безвременной смерти из-за меча или болезни, и поэтому не услышится более голос плача (ст. 19). Так как не будет уже смерти, то не будет и скорби (Откр 21:4). Как раньше смерть царствовала грехом, так теперь жизнь будет царствовать праведностью (Рим 5:14,21).
1. Через Христа верующие будут удовлетворены жизнью, хотя на земле она будет оставаться такой же короткой. Если дни младенца закончатся быстро, то и тогда не будет считаться, что он умер безвременно, ибо, чем короче его жизнь, тем дольше будет его покой. Хотя смерть царствовала над несогрешившими подобно преступлению Адама, тем не менее их, умерших в объятиях Христа, второго Адама, и принадлежащих Его царству, не будут называть малолетними: и даже умершего ребенка будут считать столетним, ибо он воскреснет в полноте дней своих для вечной жизни. Некоторые считают, что здесь говорится о детях, которые были известны своей мудростью и благодатью в младенчестве, но смерть арестовала их в расцвете сил, и поэтому о них можно говорить, что они умерли столетними. Что касается стариков, то им обещано, что они наполнят свои дни плодами праведности и в старости плодовиты будут, чтобы возвещать, что праведен Господь; и тогда это будет хорошая старость. О старце, который мудр, благочестив и полезен, можно справедливо сказать, что он достиг полноты дней своих. Старики, чьи сердца привязаны к этому миру, никогда не достигнут полноты своих дней, никогда не будут иметь достаточно благ в этом мире, а будут постоянно жаждать их. Но лишь тот муж умирает старым и satur dierum — насыщенным днями, который вместе с Симеоном увидел спасение Божье и теперь желает отойти с миром.
2. Жизнь неверующих будет несчастливой и неудовлетворенной, даже если будет долгой. Даже столетний грешник будет проклинаем. Его долгая жизнь не будет для него знаком божественного благоволения и благословения, как и не послужит прибежищем от божественного гнева и проклятия. Вынесенный ему приговор будет приведен в исполнение, а его долгая жизнь окажется всего лишь отсрочкой. Более того, она сама по себе будет для него проклятием, ибо, чем дольше он живет, тем больше гнева против себя самого он накапливает в день гнева и за большее количество грехов ему придется ответить. Поэтому вопрос не в том, будет ли наша жизнь на земле долгой, а будем ли мы жить жизнью святых или жизнью грешников.
III. Появятся новые удовольствия и утешения в жизни. Если раньше они были очень зыбкими и ненадежными: их враги жили в домах, построенных ими, и ели плоды, посаженные ими, то теперь все будет наоборот: они будут строить дома и жить в них, будут насаждать виноградники и есть плоды их (ст. 21−22). Эти слова подразумевают, что труд их рук будет благословлен и их дело процветать; они добудут то, к чему стремились, и добытое ими будет сохранено для них; они будут радоваться своему успеху, и ничто не будет огорчать их; они будут жить, чтобы долго наслаждаться плодами своего труда. Пришельцы не будут посягать и выгонять их, чтобы поселиться на их земле, как это было раньше: «Избранные будут долго пользоваться изделием рук своих»; все, что они имеют, честно добыто и будет долго в употреблении; это изделие их рук, над которым они сами трудились, а не хлеб праздности или хлеб, приобретенный неправдою, и поэтому им особо приятно наслаждаться. Если у нас есть хлеб, чтобы радоваться, то это дар Божьей благодати (Еккл 3:13), и если мы живем, чтобы долго радоваться этому, то это дар Божьего провидения, ибо именно это здесь обещано: «Дни народа Моего будут как дни дерева, дни дуба (Ис 6:13), чей ствол остается, когда он сбрасывает листья (анг. пер.); хотя каждую зиму он обнажается, но весной вновь покрывается листвой, и так продолжается много веков; как дни дерева жизни, написано в Септуагинте». Христос для них дерево жизни, и в Нем верующие радуются всем духовным утешениям, прообразом которых является обещанное здесь изобилие временных благословений. Их враги не смогут лишить их этих благословений или омрачить наслаждение ими.
IV. Вместо них самих появится новое поколение, чтобы наследовать и радоваться этим благословениям (ст. 23): «Они не будут трудиться напрасно, ибо не только сами насладятся изделием своих рук, но и с удовлетворением оставят его тем, кто придет после них, а не с такой печальной перспективой, которая открылась перед Соломоном (Еккл 2:18−19). Они не будут зачинать и рождать детей на горе, ибо сами по себе они будут семенем, благословенным от Господа, и их благословение будет передаваться по праву наследования от предков потомкам их с ними, которые разделят их и будут, как и те, семенем, благословенным от Господа. Они не будут рождать детей на горе, ибо (1) Бог сделает их подрастающих детей утешением для них; они будут радоваться, видя, что те ходят в истине.
(2) Бог сделает грядущие времена благоприятными для их детей. Раз они будут благочестивыми, то у них все будет благополучно; они не будут рождаться на горе, и о них никто не скажет: «Блаженна утроба не рождавшая». В Евангельской Церкви имя Христа будет поддерживаться преемственностью. Потомство будет служить Ему (Пс 21:31), благословенное от Господа.
V. Установится хорошее общение между ними и их Богом (ст. 24): «Прежде нежели они воззовут, Я отвечу». Бог будет принимать их молитвы с благословениями Своей милости. Давид не мог не сказать: «Я исповедал и Бог простил» (Пс 31:5). Отец блудного сына встретил его, когда тот вернулся. «Они еще будут говорить, не закончив свою молитву, а Я дам им то, что они просят, или же заверения в этом или залог просимого». Эти слова в высшей степени выражают готовность Бога услышать молитву, и это особым образом проявляется в благодати Евангелия, чем во времена закона; мы приписываем утешение от этого посредничеству Христа, как нашего адвоката перед Отцом, и обязаны с благодарностью прислушиваться к Божьим призывам.
VI. Установится хорошее общение между ними и их соседями (ст. 25): «Волк и ягненок будут пастись вместе», как это было в Ноевом ковчеге. Народ Божий, являясь овцами среди волков, будет в безопасности и останется невредим не столько благодаря тому, что Бог, как раньше, сокрушит силу врагов и свяжет их руки, сколько благодаря тому, что Он обратит их сердца и Своей благодатью изменит их отношение. Когда Павел, ранее преследовавший учеников (происходивший из колена Вениаминова, пожирающий, как хищный волк, Быт 49:27), присоединился к ним и стал один их них, тогда волк и ягненок стали пастись вместе. Подобным образом, когда вражда между иудеями и язычниками была уничтожена, тогда враждебность прекратилась и они стали пастись вместе, как овцы одного стада, принадлежащего Христу великому Пастырю (Ин 10:16). Враги Церкви перестанут причинять ей зло, как раньше, и ее члены перестанут ссориться и обижать друг друга, как раньше, и поэтому никто из внешних или из внутренних не будет стремиться разрушить или лишить ее покоя, тем более уничтожить ее на всей святой горе как было обещано (Ис 11:9), ибо (1) люди изменятся. Лев больше не будет хищником (возможно, он никогда не был бы таким, если бы грех не вошел), а как вол будет есть солому; он будет знать владетеля своего и ясли господина своего. Когда те, кто раньше жил грабежом и насилием и прежде всего жаждал богатства (праведного или неправедного), благодатью Божьей приспосабливаются к своим условиям, когда они начинают жить честным трудом и удовлетворяются тем, что имеют, когда воровавшие ранее перестают красть и зарабатывают блага собственными руками, тогда исполняются слова о том, что лев, как вол, будет есть солому.
(2) Сатана будет связан, и дракон скован, а для змея прах будет пищею. Великий враг, который, находясь на свободе, упивался драгоценной кровью святых, преследуемых из-за его подстрекательства, и пиршествовал драгоценными душами грешников, ставшими под его подстрекательством преследователями и тем самым погубившими себя навеки, теперь будет вынужден питаться прахом, согласно вынесенному ему приговору: «....будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах» (Быт 3:14). Все враги Церкви Божьей, которые были коварными и ядовитыми, как змеи, будут побеждены и подчинены, они будут вынуждены лизать прах. Христос будет царствовать как Царь Сиона, пока враги Его Царства не станут подножием Его ног. Но только на святой горе в вышних это обетование полностью исполнится, ибо там не будет никого, чтобы причинять зло и вред.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 65 глава