Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 63 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе:

(I) Бог приближается к Своему народу путями милости и избавления, и ее нужно было бы присоединить к концовке предыдущей главы, где Сиону было сказано: «Вот, грядет спасение твое», а здесь показывается, каким образом оно приходит (ст. 1−6).

(II) Народ Божий встречает Бога своими молитвами, направляя к Нему соответствующие чувства, и данная часть главы продолжается до конца следующей. Здесь (1) приводится благодарное признание великого благоволения Бога, проявленного к ним (ст. 7).

(2) Возвеличивается это благоволение на основании размышлений о родстве Бога с ними (ст. 8), о Его сострадании и заботе о них (ст. 9), об их недостойности (ст. 10), о том, какой повод это дало Ему и им вспоминать прежние милости (ст. 11−14).

(3) Звучит очень смиренная и искренняя молитва, чтобы Бог вступился за них сейчас, когда они в беде, со ссылкой на милость Бога (ст. 15), на их родство с Ним (ст. 16), на их стремление к Нему (ст. 17) и на ярость их врагов (ст. 18−19). На основании всего этого мы учимся принимать Божьи обетования активной верой и затем использовать их в молитвах и хвале.

Стихи 1−6. В самом начале задается вопрос об одержанной великой победе, а затем приводятся пояснения.

1. Эта победа над врагами Израиля одержана благодаря провидению Бога; имеется в виду победа (как утверждают некоторые) над вавилонянами, которых победил Кир и через него Бог; и они хотят, чтобы пророк вначале рассказал о нем и его победоносном возвращении, когда он идет от Едома. Но этого ни в коем случае нельзя допускать, ибо о Вавилоне всегда говорили как о стране, расположенной на севере, в то время как Едом лежал к югу от Иерусалима, и поэтому победитель не возвращался бы через эту страну. Поэтому здесь речь идет о победе, одержанной над самими жителями Едома, которые радовались тому, что халдеи уничтожили Иерусалим (Пс 136:7), и истребляли тех, кто, спасаясь от врага, бежал даже к едомлянам (Авдий 1:12−13). За это они были наказаны, когда еще был Вавилон, ибо несомненно это пророчество исполнилось, хотя в истории мы не читаем об этом (Иер 49:13): «Восор сделается вечной пустыней». Тем не менее победа над Едомом приводится в качестве примера подобных побед, одержанных над другими народами, враждовавшими с Израилем. Едомляне здесь упоминаются из-за старой вражды между Исавом и Иаковом (Быт 27:41) и, возможно, со ссылкой на славную победу над едомлянами, одержанную Давидом, благодаря которой (более всех других побед) он сделал себе имя (Пс 59:2; 2Цар 8:13−14). Но это еще не все.

2. Это победа, одержанная благодатью Бога во Христе над нашими духовными врагами. Мы читаем об одежде, обагренной Кровью Того, Чье имя «Слово Божие» (Откр 19:13). И мы очень хорошо знаем, о Ком идет речь, ибо через Него мы являемся более чем победителями над начальствами и властями, которые на кресте Он властно подверг позору, восторжествовав над ними. В этом описании победы:

I. Победителю задан восхитительный вопрос (ст. 1−2). Он задан Церковью или пророком от имени Церкви. Видя могущественного героя, возвращающегося с триумфом после кровавого мероприятия, он осмеливается задать ему два вопроса:

(1) Кто он такой. Пророк обратил внимание, что он идет от Едома, одет в прославленную одежду солдата не вышитую и отделанную кружевом, а запачканную кровью и грязью. Он обращает внимание, что человек не похож на изнуренного или ослабленного, а выступает в полноте силы своей, которая не покорена.

Он явился ликующим и победоносным, Его вид и движения благородны. Как твердо Он ступает, как величественно Он шествует! Его поступь торжественна и великолепна, Его лицо полно величия; Кто же этот могущественный герои?
Г-н Норрис

Возможно, тот же вопрос «Кто это?» задал Иисус Навин человеку, явившемуся перед ним с обнаженным мечом (Нав 5:13): «Наш ли ты, или из неприятелей наших?» Или, возможно, тот же вопрос с восхищением задал Израиль: «Кто, как Ты, Господи?» (Исх 15:11).

(2) Второй вопрос: «Отчего же одеяние твое красно? В каком трудном мероприятии ты участвовал, раз несешь на себе отметины труда и опасности?» Возможно, что человек, имеющий такой величественный и пугающий вид, был занят презренным и рабским трудом топтал точило? Конечно, нет. То, что в действительности является славой Искупителя, prima facie вначале кажется Его унижением, словно могущественный владыка совершил работу раба, топтавшего точило, или землепашца, ибо Он принял образ раба и нес на себе отметины рабства.

II. Восхитительный ответ, данный Им.

1. Он говорит, Кем является: «Я изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Он — Спаситель. Бог был Спасителем Израиля, спасшим его из рук угнетателей; Господь Иисус наш Спаситель; Его имя, Иисус, означает Спаситель, ибо Он спасает людей Своих от грехов их. Совершая спасение, Он хочет, чтобы мы обратили внимание (1) на истину Его обетования, которое Он исполняет: Он изрекает правду и поэтому исполнит всякое изреченное Им слово, а мы должны сравнить ил с тем, что Он делает, противопоставляя слово и дело, чтобы Он мог подтвердить сказанное, а Его дела были справедливо оправданы Его словами.

(2) На эффективность Его силы, которая при этом проявилась: «Он сильный, чтобы спасать», чтобы совершить обещанное искупление, какие бы трудности и препятствия ни лежали на Его пути.

Это Я, Который верен Своим обещаниям, Кто Своей всепобеждающей рукой Разрушил силы тьмы, ада и могилы, Я, Который готов и силен спасать.
Г-н Норрис

2. Он говорит, как получилось, что Он явился в таком виде (ст. 3): «Я топтал точило один». Посреди торжества Его уничижение сравнивается с положением человека, топтавшего точило, и Он не отвергает это сравнение, а допускает его и продолжает шествие. Безусловно, Он топтал точило, но это было великое точило гнева Божия (Откр 14:19), в котором заслуженно должны были оказаться мы, грешники. Но Христу было угодно бросить туда наших врагов и лишить силы имеющего державу смерти, чтобы освободить нас. И прообразом этих событий, которые здесь предсказаны, была та кровавая работа, которую Бог иногда совершал среди врагов евреев. Обратите внимание, как победитель описывает Свою победу.

(1) Он одержал победу только благодаря Своей силе: «Ятоптал точило один» (ст. 3). Если для избавления Своего народа и уничтожения Его врагов Бог использовал инструменты, то не потому, что нуждался в них. Но Его народ, для которого совершалось спасение, не предлагал никакой помощи: он был слаб и беспомощен и не мог ничем помочь себе; они пребывали в унынии и были бездеятельны, не имея желания в сердце сделать что-нибудь. Ни сами пленники, ни их друзья не были расположены нанести малейший удар или сражаться за свою свободу (ст. 5): «Я смотрел и не было помощника (как можно было бы надеяться), никого, кто имел бы смелый и активный дух; более того, среди них не было не только вождя, чтобы вести, но и (что особенно странно) не было поддерживающего: никого, кто пришел бы как помощник, кто имел бы смелость объединиться с Киром в борьбе против угнетателей. Поэтому помогла Мне мышца Моя совершить спасение; оно совершено не сотворенным войском или силою, а Духом Господа Саваофа, мышцей Моей». Отметьте: Бог может помочь, когда все другие помощники оказываются несостоятельными; более того, именно тогда настает Его время помочь, и именно по этой причине Он особым славным образом являет Свою силу. Но в более полном объеме это касается побед Христа над нашими духовными врагами, которые Он одерживал в одиночных битвах. Он топтал точило гнева Своего Отца в одиночестве, отняв силы у начальств и властей... Собою (Кол 2:15). Из народов никого не было с Ним; ибо, когда Он бросил вызов силам тьмы, тогда все ученики, оставив Его, бежали. Не было помощника, который мог и осмелился бы помочь; и Он мог вполне обоснованно удивляться, что среди сынов человеческих, которых все это касалось, не было поддерживающего, хотя нашлось много таких, кто противостал и препятствовал, если бы мог.

(2) Он решил развязать войну исключительно из собственного рвения. Во гневе Своем, в ярости Своей Он попирал Своих врагов (ст. 3), и эта ярость поддержала Его и помогла исполнить задуманное (ст. 5). Бог спас угнетенных евреев только потому, что разгневался на угнетавших их вавилонян; Он был разгневан их идолопоклонством и колдовством, их гордостью и жестокостью, ущербом, который они причинили Его народу. И по мере того, как умножались их мерзости и они становились более дерзкими и возмутительными, гнев Бога перерос в Его ярость. Наш Господь Иисус искупил нас, побуждаемый святой ревностью ради славы Своего Отца и счастья всего человечества, испытывая святое негодование дерзкими попытками сатаны, покушавшегося на них. Эта ревность и негодование поддерживали Его на протяжении всего этого служения. Две ветви ревности воодушевляли Его:

[1] Рвение, направленное против врагов Его и Его народа: «День мщения в сердце Моем» (ст. 4). Этот день был определен вечными советами для отмщения им; оно было написано в Его сердце, и поэтому Он не мог забыть его, не мог позволить ему ускользнуть; Его сердце было переполнено мщением; оно лежало на нем как обязанность, как бремя, побуждавшее Его к святой войне с большой энергией. Отметьте: есть день, определенный для божественного мщения, который может долго откладываться, но в конце концов настанет. А мы должны терпеливо ожидать его, ибо так же поступает сам Искупитель, хотя Его сердце стремится к нему.

[2] Ревность по Своему народу и тем, кто предопределен стать сопричастником предназначенного спасения: «Год Моих искупленных настал — год, определенный для их искупления». Был установлен определенный год для избавления Израиля из Египта, и Бог держался его до последнего дня (Исх 12:41); так же был определен год для их освобождения из Вавилона (Дан 9:2), равно как и время для прихода Христа, чтобы Он разрушил дела дьявола. Определено время для всех избавлений Церкви, и Избавитель строго придерживается его. Обратите внимание: во-первых, с каким удовольствием Он говорит о Своем народе; они Его искупленные; они принадлежат Ему и дороги для Него. Хотя они еще не искуплены, но Он называет их Своими искупленными, ибо их искупление с такой же уверенностью совершится, словно оно уже совершено. Во-вторых, с каким удовольствием Он говорит об искуплении Своего народа, как Он рад, что год настал, хотя, скорее всего, Ему придется столкнуться с большими трудностями. «Теперь, когда год Моих искупленных настал, се, Я гряду, Я не буду больше откладывать». «Ныне Я восстану, говорит Господь, теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном». Отметьте: мы должны терпеливо ожидать обещанного спасения, пока не настанет назначенное для него время; тем не менее мы должны молиться об этих обетованиях. Сказал ли Христос: «Я непременно приду»! Пусть наши сердца ответят: «Ей, гряди пусть грядет год искупленных».

(3) Он одержит над ними полную победу.

[1] Многое уже сделано, ибо сейчас он явился в своих червленых ризах: было пролито так много крови, что одежда победителя полностью пропитана ею. Это было предсказано намного раньше умирающим Иаковом, когда он говорил о Примирителе (т.е. Христе), Который моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (Быт 49:11).

Я стоял, украшенный падающими каплями, И писал Свою победу кровью Моих врагов.
Г-н Норрис

При уничтожении антихристианских сил проливается много крови (Откр 14:20; Откр19:13), но это пролитие, согласно языку пророчества, можно понимать духовно, а следовательно, так же можно поступить и здесь.

[2] Еще больше будет сделано (ст. 6): «И попрал Я народы, которые продолжали противостоять Мне, во гневе Моем, ибо победоносный Искупитель, когда настанет год искупленных, вышел, чтобы победить» (Откр 6:2). Раз Он начинает, то обязательно окончит. Посмотрите, как Он одержит победы над врагами Своей Церкви. Во-первых, Он лишит их благоразумия; Он сделает их пьяными, и в их решениях не будет ни здравого смысла, ни стабильности. Они выпьют чашу Его ярости, и она отравит их, или Он сделает так, что они упьются своей кровью (Откр 17:6). Пусть те, кто упивается чашей буйства (и тогда они приходят в ярость), покаются и изменятся, чтобы Богу не пришлось напоить их из чаши трепета чаши Его ярости. Во-вторых, Он сделает их слабыми; Он сокрушит их силу и тем самым повергнет на землю (англ. пер.), ибо какая сила может устоять против Всемогущего?

Стихи 7−14. В данных стихах пророк во имя Церкви делает обзор и с благодарностью признает, что Бог постоянно заботился о Своем народе с того момента, как образовал его, и до того, как пришел. Этому вопросу посвящена последняя часть данной и вся следующая глава, Он ведет себя как стражник на стене, ревностно молясь Богу о сострадании к Церкви, оказавшейся в таком затруднительном положении. Чаще всего народ Божий в Своих молитвах подобным образом оглядывался на прошлое.

I. Здесь, в общем, признается, что на протяжении всей истории Бог был милостив к ним (ст. 7). В общем, о Божьих пророках и Его народе было сказано (Ис 62:6), что они напоминающие о Господе; а здесь говорится, о какой именно черте Бога им нравилось упоминать. Это Его милость, о которой пророк в данных стихах упоминает в таких выражениях, словно о ней никогда не может быть сказано достаточно. Он говорит о милостях Господних (которые никогда не представали такими очевидными и выдающимися, как в проявлении Его любви к человечеству, когда Он послал Своего Сына спасти нас, Тит 3:4), о Его благости и милосердии, которые проявляются во всем, что подкупало людей; более того, источники божественной милости были такими щедрыми, и она текла такими разнообразными потоками, что о ней говорится во множественном числе: милости Господни; ибо если мы захотим исчислить плоды Его милости, то они многочисленнее песка. Наряду с милостями он упоминает славу Господню, то есть благодарное признание святыми Его милости, равно как и ангелами. Для славы Божьей необходимо упомянуть, что дань хвалы возносят Ему все творения, поразмыслив о Его милосердии. Посмотрите, какие богатые выражения он использует, говоря (1) о милости, исходящей от Бога, о дарах Его милости обо всем, что Бог даровал нам. В частности, это касается жизни и благочестия в нашей личной и семейной жизни. Пусть каждый говорит сам за себя, как Он считает, и тогда ему придется признать, что ему много даровано божественной щедростью. Мы также должны упомянуть о милостях, оказанных Церкви Его великой благости к дому Израилеву, какую оказал Он ему. Отметьте: мы должны благословить Бога за милости, которыми наслаждаемся мы и другие, и считать, что дарованное дому Израилеву даровано нам.

(2) О милости, присутствующей в Боге. Бог творит добро, ибо Он благ; можно проследить происхождение того, что Он дарует нам по милосердию Своему (а не за наши заслуги) и по множеству щедрот Своих, которые никогда не иссякнут. Подобным образом и мы должны возвеличивать милость Бога и говорить почтительно о ней: не только тогда, когда мы умоляем о ней (как Давид в Пс 50:3), но и когда хвалим ее.

II. Особое внимание обращается на шаги Божьей милости к Израилю с того момента, как он образовался в народ.

1. Бог ожидал, что они будут вести себя хорошо (ст. 8). Когда Он вывел их из Египта и заключил с ними завет, то сказал: «Подлинно они народ Мой, Я принимаю их такими, как они есть, и надеюсь, что такими они и окажутся: детьми, которые не солгут и не погрешат против Бога, заключая с Ним завет, которые предательски не отступят от Него, нарушив свои обещания, данные Ему, и не будут стоять в стороне, как луки сокрушенные». Они сказали не один раз: «есе, что скажет Господь Бог наш, мы сделаем»; и поэтому Он выбрал их, чтобы они были Его особым народом, говоря: «Подлинно они не солгут». По отношению к ним Бог был честным и верным, и поэтому Он ожидал, что такими же будут и они. Они сыны завета (Деян 3:25), дети тех, кто прилепился к Господу, и поэтому разумно было бы надеяться, что в своем постоянстве они будут идти по стопам своих отцов. Отметьте: народ Божий это дети, которые не солгут, ибо те, кто лжет, не Его дети, а дьявола.

2. Он был милостив к ним, ожидая всего этого от них: «Он был для них Спасителем, спасающим от уз египетских и всех бедствий, обрушившихся на них в пустыне, много раз был их Спасителем». Посмотрите, что именно Он сделал для них (ст. 9) как их Спаситель.

(1) Что двигало Им, побуждая спасти их: по любви Своей и благосердию Своему, из сострадания и нежной привязанности к ним, а не потому, что нуждался или Ему это было выгодно. Это выражено в данном месте непонятно: «Во всякой скорби их Он страдал» (анг. пер.); это не значит, что Вечный Разум может скорбеть или безграничное Божье блаженство страдать от малейшего ущерба или умаления (никто не может причинить Богу страдания), но тем самым Он хотел продемонстрировать Свою любовь и заботу о Своем страдающем народе. Он так глубоко сочувствует им, что воспринимает нанесенные им оскорбления, как нанесенные Ему Самому, и соответственно будет за них взыскивать. Их вопли побудили Его к действию (Исх 3:7), и Он выступил на их защиту так же решительно, словно испытал их боль. Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Божий народ в страданиях испытывает великое утешение от того, что Он не по изволению сердца Своего наказывает (Плач 3:33); и если они смирятся под Его рукой, то Он будет страдать в их скорби, как страдают любящие родители в суровых испытаниях, когда болеют их дети. Эти слова в оригинале можно прочитать по-другому: «В их страданиях не было страданий». Хотя они оказались в великой беде, тем не менее благодать Божья, освящающая ее для них ради их блага, так изменила ее особенности, ее суровость была так смягчена и сбалансирована милостями, они таким поразительным образом получили поддержку и утешение в ней и бедствие оказалось таким коротким и так хорошо закончилось, что фактически это не было страданием. Беды святых оказываются для них совсем не такими, как для других; по своей сути они являются не страданиями, а целебным лекарством; они вполне могут назвать их легкими и данными лишь на короткое время, а взирая на небеса, как на самое главное, не обращать на них внимание.

(2) На личность, принимавшую участие в их спасении Ангел лица Его или Его присутствия. Некоторые считают, что имеется в виду сотворенный ангел. Наивысший ангел на небесах, даже ангел Его присутствия, стоящий рядом с престолом Его славы, оказался недостаточно великим и хорошим, чтобы послать его с этим поручением. Подобным образом менее значительные ангелы, по словам Писания, это те, которые на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф 18:10). Но, скорее всего, это нужно понимать, как слова, сказанные об Иисусе Христе вечном Слове, о том Ангеле, о Котором Бог говорил Моисею (Исх 23:20−21), Чьего гласа должен был слушаться Израиль. Он назван Иегова (Исх 13:21; Исх 14:21,24). Это ангел завета, посланник Бога этому миру (Мал 3:1). Он и является Ангелом лица Божьего, ибо Он образ ипостаси Его и слава Божья сияет в лице Христа. Тот же, Кто должен был совершить вечное спасение, в качестве его залога совершал временные избавления, которые были его прообразом.

(3) На возрастание и постоянство этой благодати. Он не только искупил их из рабства, но взял и носил их во все дни древние. Они были слабыми, но Он поддержал их Своей силой и подкрепил Своей щедростью; они были обремененными и приготовились погибнуть, но Он взял их и ободрил; в войнах с другими народами Он помогал и подкреплял их; хотя они были упрямыми, Он терпеливо относился к ним и мирился с их поведением (Деян 13:18). Он носил их, как кормилица носит младенца, хотя они были утомительной ношей для всяких рук, кроме Него; Он носил их, как орел носит своих птенцов на крыльях (Втор 32:11). Долгое время они причиняли Ему беспокойство (если так можно сказать), это было во дни древние; Его забота о них не закончилась, когда они выросли и поселились в Ханаане. Он делал это по любви Своей и благосердию Своему ex mero motu; Он любил их, потому что хотел любить, как Он сказал (Втор 7:7−8).

3. Их лицемерное поведение по отношению к Нему, и беда, которую они тем самым навлекли на себя (ст. 10): «Но они возмутились». Обстоятельства выглядели обнадеживающе и многообещающе; можно было бы подумать, что они так и останутся послушными детьми Бога, и не вызывало сомнений то, что Он останется для них милостивым Отцом; но в обеих сторонах произошла печальная перемена и разделение.

(1) Они отказались быть верными Богу и направили оружие против Него: «Они возмутились и огорчили Святого Духа Его своим неверием и ропотом, помимо преступления, когда сделали золотого тельца; с того времени их поведение оставалось таким же». Хотя Он был готов сказать о них: «Они... не солгут», хотя Он так много сделал для них: брал и носил их, но они так нехорошо отплатили Ему, как народ глупый и несмысленный (Втор 32:6). Это огорчило Его (Пс 94:10). Это неблагодарное непокорство детей Божьих огорчило Его Святой Дух.

(2) Поэтому Он справедливо лишил их Своей защиты и начал воевать против них, как поступают владыки по отношению к бунтовщикам. Кто часто оказывался им другом, обратился в неприятеля их и Сам воевал против них, посылая один суд за другим: и в пустыне, и когда они поселились в Ханаане. Посмотрите, сколько пагубы и зла несет грех: он делает Бога врагом даже для тех, кому раньше Он был добрым другом, Он заставляет Его гневаться на тех, кого раньше любил и жалел. Посмотрите на безрассудство грешников: они сознательно лишают себя дружбы Того, Кто является самым желанным другом, и делают своим врагом Того, Кто является самым страшным врагом. Это является ссылкой особенно на те бедствия, которые недавно обрушились на них, когда они оказались в плену в Вавилоне за свое идолопоклонство и другие грехи. Причиной их бедствий было то, что Бог обратился в неприятеля их, и это же усугубляло их бедственное положение.

4. В данной ситуации приводятся размышления о том, что Бог сделал для них, когда в начале сформировал их в народ: «Тогда он вспомнил древние дни» (ст. 11).

(1) Эти слова могут относиться как к народу, так и к Богу. [1] Мы можем полагать, что здесь подразумевается народ. Тогда Израиль (о котором говорится, как об отдельной личности) вспомнил дни древние, заглянул в свои Библии, прочитал о том, как Бог вывел их отцов из Египта, более внимательно поразмыслил об этом и задумался, как Гедеон (Суд 6:13): «Где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Неужели Он не может вывести нас из Вавилона? Где Господь, Бог Илии? Где Господь Бог отцов наших!» Это размышление побудило и ободрило их покаяться и обратиться к Нему; их отцы были народом, раздражающим Бога, но убедились в том, что Он Бог прощающий; так почему они не смогут убедиться в том же, если обратятся к Нему? Они также использовали это размышление, обращаясь в молитве к Богу с просьбой освободить их из плена (как в Ис 51:9−10). Отметьте: когда наступают дни мрачные и облачные, то хорошо вспомнить древние дни, свой собственный опыт и опыт других, когда вмешивалась божественная сила и милость, и использовать их, взирая на лета веков минувших у десницы Всевышнего (Пс 76:6,11), помня, что Он Бог, Который не меняется.

[2] Мы можем полагать, что здесь говорится о Боге; Он вспомнил дни древние, Свой завет с Авраамом (Лев 26:24) и сказал: «Где Тот, Который вывел Израиля из моря?», побуждая Себя этим размышлением прийти и спасти его. «Почему Я не могу вступиться за них, как за их отцов, которые за свои злые дела так же не заслуживали спасения, как и эти?» Посмотрите, как далеко заходит божественная милость, как далеко она оглядывается, чтобы найти основание совершить добро для народа Божьего, когда все размышления о нынешнем его поведении говорят лишь против него. Более того, поводом их освобождения становится то, что могло бы послужить основанием для отказа от них. Он мог бы сказать: «Я избавлял их раньше, но они вновь навлекли на себя беду (Притч 19:19); за то Я не буду уже спасать вас» (Суд 10:13). Но, нет; милость торжествует над судом и направляет аргумент по другому пути: «Я раньше спасал их, поэтому спасу и сейчас».

(2) Каким бы образом мы ни толковали эти слова: то ли народ говорит их Богу, то ли Сам Бог ими увещевает Себя, давайте рассмотрим детали, которые очень согласуются с исповеданием и молитвой, возносимыми детьми плена в торжественный день поста (Неем 9:5 и далее). Они могут послужить комментарием к этим стихам, призывающим Моисея и его народ вспомнить, что Бог сделал через Моисея для Своего народа, особенно когда провел его через Красное море, ибо именно на этом здесь ставится ударение; Он значительно прославился этим делом и оно особым образом ободрило их, когда они вспоминали о нем.

[1] Бог вел их правой рукою Моисея (ст. 12, англ. пер.) и чудодейственным жезлом в его руке (Пс 76:21): «Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея». Не Моисей вел их, и не Моисей кормил их (Ин 6:32), а делал это Бог через Моисея, ибо Он сделал его годным для служения, призвал его и помогал ему совершать эти великие дела. Здесь Моисей назван пастырем Его овец; Бог был владельцем и руководителем этого стада (Пс 79:2), а Моисей подчинявшимся Ему пастырем. Он был научен этому делу и имел терпение и поэтому вполне подходил для пасторского служения, так как был обучен пасти овец у Иофора, тестя своего. В этом он был прообразом Христа, доброго Пастыря, который положил жизнь Свою за овец и совершил для Израиля больше, чем Моисей, хотя и тот сделал много.

[2] Он вложил в сердце его Святого Духа Своего; Дух Божий был среди них; и не только Своим провидением, но и Своею благодатью Он трудился для них. «Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» (Неем 9:20). Дух мудрости и смелости, равно как и Дух пророчества, был дан Моисею, чтобы сделать его пригодным совершать среди них служение, к которому был призван; и часть его духа была возложена на семьдесят старейшин (Неем 11:17). То, что Израиль имел не только богодухновенные писания, но и наделенных духом людей, было для него большим благословением.

[3] Он провел их в сохранности через Красное море и тем самым спас от рук фараона. Во-первых, Он разделил пред ними воды (ст. 12), и не только сделал для них проход, но и поставил защиту: не только открыл им дорогу, но и поставил стену по обе стороны. Во-вторых, Он вел их через бездны, как коня по степи или по пустыне (ст. 13); они, их жены и дети со всем своим имуществом прошли с такой же легкостью по дну моря (хотя мы могли бы предположить, что оно покрыто илом или камнями или тем и другим), с какой конь проходит по ровной земле; они не спотыкались, хотя это был непротоптанный путь, по которому ранее никто не ходил. Если Бог прокладывает нам путь, то Он сделает его ровным и прямым; Он Сам будет вести Свой народ по пути, который проложил для него. В-третьих, чтобы дополнить милость, Он вывел их из моря (ст. 11). Хотя, похоже, подъем был очень крутым, утомительным, скользким и неосуществимым (по крайней мере, для женщин и детей, а также для мужчин, учитывая, что они были нагружены (Исх 12:34) и уставшие), тем не менее Бог Своей силой вывел их из глубин земли; это было для них воскресением, как жизнь из мертвых.

[4] Он привел их в сохранности к месту покоя: «Как стадо сходит в долину, медленно и осторожно, так Дух Господень вел их к покою». Много раз благодаря наставлениям Духа Господнего Моисею во время их перехода через пустыню им было приготовлено место покоя (ст. 11). В конце концов они обрели покой в Ханаане, и Дух Господень дал им этот покой соответственно обетованию. Именно благодаря Духу Господнему Божий Израиль испытал побуждение вернуться к Богу и покоиться в Нем, как в своем покое.

[5] Все это Он сделал для них Своей силой для Своей славы. Во-первых, Он совершил это Своей силой, как Бог природы, Которому подчиняются все силы природы; Он свершил это Своей прославленной величественной мышцей, мужественной и храброй (дословный перевод). Это совершил не жезл Моисея, а прославленная мышца Бога. Во-вторых, Он сделал это для Своей славы, чтобы сделать Себе вечное имя (ст. 12), славное имя (ст. 14), чтобы за счет этого Он был прославлен и вечно славился. Вот что Бог делает в мире Своей прославленной мышцей: Он делает Себе славное имя, и оно будет существовать вечно, когда самые прославленные имена великих людей земли напишутся на прахе.

Стихи 15−19. Предыдущее восхваление должно послужить предисловием для данной молитвы, которая продолжается до конца следующей главы страстной, настойчивой и ходатайствующей. Она рассчитана на время, когда народ был в плену. Они имели не только обетования, но и молитвы, приготовленные для времени, когда окажутся в нужде, чтобы воспользоваться словами для обращения к Господу и сказать Ему то, что Он сам учил их говорить. В таком случае у них было больше оснований надеяться, что им удастся добиться просимого, так как эти слова были сочинены самим Богом. Некоторые компетентные толкователи думают, что эта молитва касается более отдаленного времени и выражает жалобы евреев, когда они в последний раз окончательно отказались от Бога и были уничтожены римлянами, ибо один из ее отрывков (Ис 64:4) апостол применяет к евангельской благодати (1Кор 2:9), за отказ от которой они были отвержены. В данных стихах мы можем обратить внимание:

I. На прошения, с которыми они обращаются к Богу.

1. Они просят, чтобы Он ознакомился с ситуацией, в которой они оказались, и с желаниями их душ, стремящихся к Нему: «Призри с небес и посмотри» (ст. 15). Они знали очень хорошо, что Бог все видит, но просят, чтобы Он обратил на них внимание и снизошел благоволить к ним, чтобы Он посмотрел на них глазом сострадания и заботы, как смотрел на страдания Своего народа в Египте, когда решился вступиться и освободить их. Умоляя, чтобы Он лишь взглянул и посмотрел на них, они фактически взывают к Его справедливости и молятся, чтобы Он выступил против их врагов и судил их (как Иосафат: «Посмотри, чем они платят нам. Неужели Ты не будешь судить их?», 2Пар 20:11−12, англ. пер.), безоговорочно полагаясь на Его милость и мудрость, как на путь, которым Он поможет им (Пс 24:18: «призри на страдание мое и на изнеможение мое»): «Посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей». Святость Бога это Его слава. Небеса Его жилище, престол Его славы, где Он больше всего являет Свою славу, откуда (по словам Писания) Он смотрит на землю (Пс 32:14). Его святость особым образом прославляют там блаженные ангелы (Ис 6:3; Откр 4:8); там Его святые посещают Его и постоянно пребывают с Ним, поэтому это место названо жилищем святыни Его. То, что Бог живет во святилище, ободряет всех молящихся людей, которые желают быть такими же святыми, как Он.

2. Они просят, чтобы Он изменил Свое отношение и помог им (ст. 17): «Обратись, измени Свое отношение к нам и перестань воевать против нас; обратись к нам с милостью, чтобы мы радовались не только Твоему милостивому взгляду, но и Твоему милостивому присутствию с нами». Народ Божий больше всего опасался, чтобы Бог не оставил его, и больше всего желал, чтобы Бог вернулся к Нему.

II. На жалобы, с которыми они обращались к Богу. Они жаловались на две вещи:

(1) На то, что были предоставлены сами себе и Божья благодать не исцеляла их (ст. 17). Здесь звучит странное увещевание: «Для чего Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, то есть многим из нас большинству? У каждого из нас есть некоторые основания жаловаться, что Ты ожесточил сердца наши, чтобы не бояться Тебя». Некоторые считают, что эти слова принадлежат нечестивым и мирским людям. Когда пророки обличали их в том, что они совратились со своих путей, ожесточили свои сердца, презирали Божье слово и заповеди, то они нагло обвиняли в своих грехах Бога, делая Его творцом греха, и спрашивали: «За что же еще обвиняет Он!» Отметьте: кто в своей порочности обвиняет Бога, тот несомненно нечестив. Но я полагаю, что, скорее всего, эти слова были сказаны израильтянами, оплакивавшими неверие своего народа и его нежелание раскаяться, которые не винили Бога в том, что Он был творцом их порочности, а жаловались Ему на нее. Они признавали, что совратились с путей Божьих, что их сердца ожесточились и не боятся Его, что они не получают тех впечатлений, которые страх Божий должен оставлять на них, и что это было причиной их совращения с Его путей. Или то, что они не боятся Его, подразумевало, что они отошли от истинного поклонения Богу и что сердце, отдалившееся от служения Богу (бесспорно, великого и благого), является ожесточенным. На то, что Бог за грехи оставил их и позволил совратиться с Его путей, что Он справедливо лишил их Своей благодати, и поэтому их сердца ожесточились, чтобы не бояться Бога, они жалуются как на свое великое несчастье и бремя. Спрашивая: «Для чего, Господи, Ты попустил это?», они не обвиняют Его в нынешнем своем положении, а оплакивают его, как суровое наказание. Бог попустил им совратиться и ожесточил их сердца, не только удалив от них Свой Дух, ибо они огорчали, раздражали и угашали Его (ст. 10), Он также вынес им беспристрастный приговор: «Иди... и сделай сердце народа сего огрубевшим» (Ис 6:9−10), а Его провидения, коснувшиеся их, послужили печальным поводом для их ухода от Него. Давид жаловался на свое изгнание, ибо тем самым ему фактически было велено: «ступай, служи богам чужим» (1Цар 26:19). Многих из них беды отвернули от Бога и во многих зародили предубеждение к служению Богу; и так как жезл нечестивых долго был оставлен над жребием праведных, то они были готовы простереть руки свои к беззаконию (Пс 124:3), и на это они больше всего жаловались. Страдания были для них искушением, для многих неодолимым. Отметьте: обличенные совестью больше всего жалуются на духовные суды и больше всего опасаются, чтобы страдания не отвернули их от Бога и своего долга.

(2) На то, что они были отданы своим врагам и Божье провидение не спасло и не помогло им (ст. 18): «Враги наши попрали святилище Твое». Они скорбели не только о том, что, оказавшись в плену, их большая часть потеряла любовь к богослужению, что из-за страданий их сердца ожесточились и перестали бояться Бога, но и о том, что лишились возможности поклоняться Богу на торжественных собраниях. Они жаловались не столько на врагов, топтавших их равнины и дома, сколько на то, что они попирали святилище Бога, ибо тем самым Богу наносилось оскорбление, а они лишались самых ценных утешений, которые приносили больше всего радости.

III. На предлоги, которыми они побуждают Бога быть милостивым и освободить их.

1. Они ссылаются на милостивое сострадание, которое Бог раньше проявлял к Своему народу, на Его способность и готовность вступиться за них (ст. 15). Самыми убедительными аргументами в молитве являются те, которые ссылаются на качества Самого Бога, такие, как в данном случае: «Где ревность Твоя и могущество Твое?» Бог ревнует о Своей славе и об утешении Своего народа; имя Его Ревнитель; Он Бог ревнивый и обладает достаточной силой, чтобы защитить Свою славу и интересы Своего народа, несмотря на оппозицию. Где же эти Его качества? Разве раньше они не проявлялись? Почему же они не демонстрируются сейчас? Не может быть, чтобы божественная ревность, бесконечно мудрая и справедливая, охладела, а безграничная божественная сила ослабела. Более того, Его народ испытал не только Его ревность и Его могущество, но и благоутробие Его или, скорее, томление по ним, то есть сострадание к ним в такой степени, которое в людях вызывает тревогу и беспокойство, как в Книге Осии: «Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Ос 11:8), как в Книге Иеремии: «...внутренность Моя возмущается за него» (Иер 31:20). «Так Бог раньше переживал за Свой народ и проявлял милости к Нему, но где они сейчас? Неужели они удержаны? (Пс 76:10). Неужели Бог, Который раньше часто являл милости, забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои? Не может быть». Отметьте: мы можем основывать ожидания дальнейших милостей на собственном познании прежних милостей.

2. Они ссылались на родство с Богом, как со своим Отцом (ст. 16): «Твои милости не удержаны, ибо это милости отца, который хотя и может на время быть недоволен своим ребенком, но в силу природных чувств скоро примирится с ним. Только Ты Отец наш, и поэтому Твое сострадание направлено к нам». Подобные этим хорошие мысли о Боге мы должны постоянно хранить в своих сердцах. Как бы ни было, но благ Бог, ибо Он наш Отец. Они признают себя сиротами, если только Он не является их Отцом, и поэтому полностью вверяют себя Ему, ибо у Него милосердие для сирот (Ос 14:4). Они гордились, что их народ имел отца Авраама (Мф 3:9), который был другом Бога, и Израиля, боровшегося с Богом; но от этого не было никакой пользы, если бы Бог не был их Отцом». Авраам и Израиль не могут помочь нам; они не имеют могущества, которым обладает Бог; они давно мертвы: и Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; они не знают нашей ситуации, наших нужд и поэтому не знают, как оказать нам милость. Если бы Авраам и Израиль были живы и находились среди нас, то они бы ходатайствовали и советовали нам, но они ушли в иной мир, и мы не знаем, имеют ли они вообще какое-нибудь общение с этим миром, и поэтому не способны оказать нам большую милость, чем ту, которую мы имеем, честь называться их детьми». Когда отец умирает, в чести ли дети его — он не знает (Иов 14:21). «Только Ты, Господи, Отец наш (наши отцы по плоти могут называть себя вечно любящими, но не вечно живыми; только Бог бессмертный Отец, Который всегда знает нас и близок к нам) и поэтому Искупитель наш; от века имя Твое то имя, по которому мы узнаем и признаем Тебя. Это имя, по которому Тебя узнавали издревле; Твой народ всегда смотрел на Тебя как на Бога, к Которому они могут взывать о возмездии за свои скорби, чтобы Он защитил их. «Более того (согласно смыслу, который некоторые придают этому месту), хотя Авраам и Израиль не только не могли, но и не хотели помочь нам, Ты поможешь нам. Они не имели того сострадания, которое имеешь Ты. Мы так плохи и порочны, что Авраам и Израиль не признали бы нас своими детьми, но к Тебе мы спешим как к своему Отцу. Авраам прогнал своего сына Измаила, Иаков лишил наследства своего сына Рувима и проклял Симеона и Левия, но наш небесный Отец, прощающий грехи, Бог, а не человек» (Ос 11:9).

3. Они ссылаются на заинтересованность Бога в них. Он является их Господином и их владельцем, они Его собственность. «Мы рабы Твои; Ты имеешь право давать нам поручение, и поэтому мы не должны служить иным царям и иным богам: «Обратись ради рабов Твоих». Как отец считает себя обязанным согласно природным чувствам помогать и защищать своего ребенка, так и хозяин считает себя обязанным, по законам чести, спасать и защищать своего раба. «Мы Твои (англ. пер.), соответственно весьма строгим обязательствам, равно как и высоким привязанностям. Ты владычествовал над нами; поэтому, Господи, защити Свои интересы и права, ибо мы именовались Твоим именем, и поэтому нам некуда идти за справедливостью и защитой, кроме как к Тебе. Твой я, спаси меня (Пс 118:94); мы Твои, признай нас. Мы колена наследия Твоего, не только рабы, но и арендаторы; мы не только трудимся для Тебя, но и платим Тебе ренту. Колена Израиля это Божье наследие, от которого исходит незначительная хвала и поклонение, принимаемые Им от нижнего мира. Так неужели Ты допустишь, чтобы Твоих слуг и арендаторов подобным образом оскорбляли?»

4. Они ссылаются на то, что лишь короткое время наслаждались обетованной землей и привилегиями святилища (ст. 18): «Короткое время владел им народ святыни Твоей». Между Авраамом и Давидом было лишь четырнадцать поколений, а между Давидом и пленом еще четырнадцать (Мф 1:17), и это было совсем немного по сравнению с тем, что ожидалось от обетования о земле Ханаананской, полученной в вечное владение (Быт 17:8), и от силы, которая была задействована, чтобы привести их в эту землю и поселить там. «Хотя мы народ святыни твоей, отличающийся от других народов и посвященный Тебе, но очень скоро были изгнаны». Но в этом они сами виноваты; по исповеданию они были народом святыни Божьей, но порочность лишила их права владения этой землей.

5. Они ссылались на то, что нынешние владельцы их земли не знали Бога, не служили Ему и не славили Его: «Над ними Ты никогда не владычествовал, они никогда не покорялись Тебе и не были послушны; они не именовались Твоим именем, а исповедовали связь с другими богами и поклонялись им. Так неужели Бог позволит, чтобы те, которые никогда не имели никакого отношения к Нему, попирали Его народ?» Некоторые подругому читают этот отрывок: «Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое»; мы отвержены и оставлены, мы презираемы и попираемы, словно никогда не служили Тебе и не назывались Твоим именем». Так был повержен щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Но завет, который, казалось, был забыт, будет вспомянут вновь.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 63 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.