Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 62 глава

Толкование Мэтью Генри


Задача пророка проповедовать и молиться.

I. Пророк принимает решение постоянно и усердно заниматься этим служением (ст. 1).

II. Бог велит ему и другим Своим пророкам продолжать проповедовать и молиться для ободрения Своего народа на протяжении всего времени, пока освобождение откладывается (ст. 6−7).

III. Приведенные здесь обетования о великих делах, которые совершит Бог для Своей Церкви, повторяются и утверждаются; они предназначены для евреев после их возвращения из плена и для христианской Церкви, когда она будет учреждена в мире.

1. Церковь будет почитаема в глазах мира (ст. 2).

2. Она будет очень дорога для Бога, драгоценна и почитаема в Его глазах (ст. 3−5).

3. Она будет наслаждаться великим изобилием (ст. 8−9).

4. Она будет освобождена из плена, возрастет и вновь станет значительной; небеса признают ее и особым образом будут оказывать ей благоволение (ст. 10−12).

Стихи 1−5. В этих стихах пророк говорит нам:

I. Что он сделает для Церкви. Пророк является не только провидцем, но и глашатаем. Он принимает решение верно исполнять свое служение (ст. 1). Он не умолкнет и не успокоится, он будет совершать свое служение, прилагать усилия и не согласится успокоиться. В этом он был прообразом Христа, Который был неутомимым, совершая служение пророка, и сделал его Своей пищей и питьем, пока не исполнил Свою работу. Здесь обратите внимание:

(1) Какое решение принимает пророк: он не умолкнет. Он будет постоянно проповедовать, и не только правильно передавать слова, но и часто повторять послания, принятые от Господа. Если народ с самого начала не принимает заповеди и обетования, то он будет навязывать их и приводить правило на правило. Он будет постоянным в молитве; он не умолкнет у престола благодати, пока не добьется у Бога обещанных милостей; он постоянно пребудет в молитве и служении слова, как должны поступать служители Христа (Деян 6:4), которые часто совершали то и другое и никогда не уставали от этих добрых дел. Задача служителей говорить от имени Бога Его народу и Богу от имени Его народа, и они должны делать и то, и другое.

(2) Что побудило его принять это решение. Он делал это ради Сиона и ради Иерусалима, а не ради каких-то личных интересов ради Церкви, ибо он любил и переживал за Сион, который был близок его сердцу. Что бы ни случилось с его домом и семьей, он хочет увидеть благоденствие Иерусалима и принимает решение искать этого во все дни жизни своей (Пс 121:8−9; Пс 119:5). Это Сион Божий и Его Иерусалим, он дорог ему, так как дорог Богу и слава Божья зависит от его процветания.

(3) Как долго он собирается быть настойчивым пока не исполнится обетование о праведности и спасении Церкви, изложенное в предыдущей главе. Сам Исайя не доживет, чтобы увидеть избавление пленников из вавилонского плена, тем более, чтобы увидеть начало проповеди Евангелия, в котором благодать воцарилась через праведность к жизни вечной и спасению; тем не менее он не умолкнет, пока это полностью не совершится, так как его пророчества будут продолжать говорить о них, а во всякое время будет остаток, который будет молиться о них, как его преемники, пока обетования не исполнятся; и таким образом будет получен ответ на молитвы, базирующиеся на них. Тогда правда и спасение Церкви проявятся, как горящий светильник: настолько четко, что она повсюду сама будет нести в себе это свидетельство. Это принесет славу и утешение Церкви, которая благодаря этим качествам будет выглядеть привлекательной и прославленной; она будет нести наставление и указания миру, будет светом не только для наших глаз, но и нашим ногам указывать путь сидящим во тьме и тени смертной.

II. Что Бог сделает для Своей Церкви. Пророк может лишь проповедовать и молиться, но Бог подтвердит слово и ответит на молитву.

1. Церковью будут сильно восхищаться. Когда взойдет ее праведность, которая является ее спасением, ее славой и хвалой, тогда народы увидят ее. Вести о ней дойдут до язычников, и им будет сделано предложение; они увидят эту праведность и возможность разделить ее, если только не совершат ошибки. «Даже цари увидят и полюбят славу правды твоей» (ст. 2); они будут смотреть сквозь пальцы на славу своих дворцов и царств, а взирать и искать духовной славы Церкви, которая значительно превосходит их.

2. Ею будут искренно восхищаться. Великие имена делают людей значительными в этом мире, поэтому им оказывается большое уважение; теперь всеми признано, что honor est in honorante слава черпает свою цену из достоинств того, кто носит ее. Бог источник славы, и от Него Церковь получает свою славу: «И назовут тебя новым именем, красивым именем, каким раньше никогда не называли даже в день твоего самого большого процветания, в противоположность тому, как тебя называли в день страдания; у тебя будет новый характер, ты обретешь новые достоинства, и у окружающих появятся новые мысли о тебе». Похоже, это ссылка на обетование (Откр 2:17) о белом камне и написанном на нем новом имени, и также о имени града Бога Моего и Моем новом имени (Откр 3:12). Это будет имя, которое нарекут уста Господа, Который, мы уверены, никогда не дает имя неправильно; и Он обяжет других называть ее именем, которое Он дал ей, ибо Его суд по истине, и все будет содействовать ему рано или поздно. Бог даст ей два имени:

(1) Он назовет ее Своим венцом (ст. 3). «И будешь венцом славы в руке Господа» не на Его голове (ибо она не может прибавить Ему какой-либо реальной славы или силы как венцы тех, кто увенчан ими), а в Его руке. Ему нравится рассматривать и показывать ее, как Свою красоту и славу. Когда Он принял их, чтобы они были Его народом, то это было сделано, чтобы они стали Его славою, хвалою и украшением (Иер 13:11): «Ты будешь венцом славы и царскою диадемою в хорошей руке Бога твоего. Он сделает тебя такой, ибо Он будет для тебя великолепным венцом (Ис 28:5). Ты будешь таковой в Его руке, то есть под Его защитой; облекший тебя славой поставит покров над всем чтимым, и поэтому цветы на твоем венце никогда не увянут, равно как и его драгоценные камни не потеряются».

(2) Он назовет ее Своей супругой (ст. 4−5). Это для нее огромная честь, особенно если поразмыслить о том, в каком жалком положении она была раньше.

[1] Ее ситуация была очень печальной. Пока она находилась в плену, ее называли оставленной, и ее землю пустынею; она напоминала жену, разведенную с позором и оставленную безутешной вдовой. Таким было положение религии в мире до того, как начали проповедовать Евангелие: она была похожа на оставленную и опустошенную, о которой никто не заботился.

[2] Теперь она будет выглядеть весьма привлекательной, так как Бог вернулся к ней с милостью. Вместо прежних двух имен, позоривших ее, теперь она будет называться двумя почетными именами. Во-первых, ее будут называть Hephzi-bah, что означает «Мое благоволение к ней»; так называли жену Езекии, мать Манассии (4Цар 21:1) вполне подходящее имя для жены, которая должна стать усладой своего мужа (Притч 5:19). А в данном случае Творец Церкви является ее мужем: «Господь благоволит к тебе». Своей благодатью Бог сделал Свою Церковь такой, что теперь она побуждает Его благоволить к ней; она была очищена, изменена и приведена к Нему в дом; а затем Своим провидением Он продемонстрирует, что благоволит к ней и что Ему нравится делать для нее добро. Во-вторых, ее будут называть Beulah, что означает «замужняя», хотя раньше она была оставленной положение, противоположное замужней жене (Ис 54:1). «Земля твоя сочетается, то есть она вновь станет плодородной и будет наполняться». Хотя долгое время она была бесплодной, но станет вновь населенной, она опять будет хранительницей дома и радостной матерью детей (Пс 112:9). Она будет замужнею, ибо:

(1) Ее сыновья с радостью сочетаются с родной землей и будут отстаивать ее интересы, которыми они так долго пренебрегали, отчаявшись, что они когда-нибудь смогут утешиться и насладиться ею: «Сыновья твои сочетаются с тобою, то есть будут жить с тобой и наслаждаться тобою». Находясь в Вавилоне, они, похоже, сочетались с чужой землей, ибо им было велено там поселиться и искать благополучия (Иер 29:5−7). Но теперь они вновь будут сочетаться со своей землей, как юноша сочетается с девою, которая ему очень нравится, которой он восхищен и от которой у него будет много детей. Хорошо земле, чьи уроженцы и жители любят и предпочитают ее другим землям, когда ее цари сочетаются со своей страной и принимают решение разделить ее участь.

(2) Ее Бог обручит ее Себе в правде (Ос 2:19−20). Он будет наслаждаться Своей Церковью: и как жених радуется невесте, наслаждаясь своей близостью к ней и ее любовью к себе, так будет радоваться о тебе Бог твой. Он будет милостив по любви Своей (Соф 3:17); благоволит Господь к тебе (Пс 146:11) и будет радоваться о них, благотворя им от всего сердца Своего и от всей души Своей (Иер 32:41). Эти слова вполне соответствуют любви Христа к Своей Церкви, удовлетворенности, которую Он испытывал от нее, что особо ярко обрисовано в Песне Песней Соломона и полностью совершится на небесах.

Стихи 6−9. В этих стихах Иерусалиму обещаны две вещи:

I. Изобилие средств благодати хороших проповедей и хороших молитв (ст. 6−7); это показывает применяемые Богом методы, когда Он желает милости для Своего народа; Он вначале приводит их к своему долгу и изливает на них дух молитвы, а затем дарует им спасение. Приняты определенные меры:

1. Чтобы служители исполняли свой долг как стражники. Об этом здесь говорится как о знамении во благо, как о шаге по направлению к дальнейшим милостям и как о ее залоге. Чтобы осуществить предопределенное Им для них, Он поставил сторожей на их стенах, которые не должны были умолкать. Отметьте:

(1) Служители это стражники на стенах Церкви, ибо она похожа на осажденный город, который должен иметь стражников на своих стенах, чтобы замечать и уведомлять о передвижениях врага. Необходимо, чтобы они, как стражники, бодрствовали, были верными и готовыми переносить трудности.

(2) Они должны стоять на страже день и ночь и не оставлять свое дело, пока души тех, кого они охраняют, не окажутся в безопасности.

(3) Они не должны умолкать; они должны использовать любую возможность, чтобы предостеречь грешников во время и не во время, не должны предавать дело Христа предательским или трусливым молчанием. Они не должны молчать у престола благодати, молиться и не ослабевать, подобно Моисею возносить свои руки и держать их поднятыми, пока Израиль не одержит победу над Амаликом (Исх 17:10,12)

2. Чтобы люди могли исполнить свой долг. Не только упоминающие Господа не должны хранить молчание, но и думающие, что достаточно молитв стражников за них, должны молиться о себе; и этого будет недостаточно, чтобы встретить приближающуюся милость с приличествующей торжественностью. Отметьте:

(1) Народ, исповедующий Бога, характеризуется тем, что он напоминает о Господе и продолжает делать это даже в плохие времена, когда земля оставлена и опустошена. Они напоминающие о Господе; они сами помнят о Боге и напоминают друг другу о Нем.

(2) Исповедующий Бога народ должен быть молящимся народом, должен иметь общественный дух молитвы; он должен бороться с Богом в молитве и оставаться таким же: «Не умолкайте; не становитесь безразличными и не изнемогайте от своего долга». «Неумолкайте пред Ним»; это ссылка на назойливого нищего, на вдову, которая своими постоянными приходами утомила судью и вынудила выполнить ее просьбу. Бог сказал Моисею: «Итак оставь Меня» (Исх 32:10), а Иаков Христу: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт 32:26).

(3) Богу нравится наша настойчивость; он не похож на людей, которых это раздражает, и поэтому Он ободряет нас быть таковыми; Он велит нам взывать к Нему; Он не похож на учеников, которые отговаривали просительницу (Мф 15:23). Он велит нам быть настойчивыми просителями у престола благодати и не умолкать (Лк 11:5,8). Он допускал, чтобы Его не только упрашивали, но и боролись с Ним.

(4) Особенно настойчивыми у престола благодати мы должны быть, молясь о благополучии или процветании Божьего Израиля; мы должны молиться о благополучии Церкви, [1] чтобы она находилась в безопасности, чтобы Бог восстановил ее, чтобы положение Церкви было крепким, чтобы она была утверждена в настоящее время и сохранилась для потомства. [2] Чтобы она была величественной и послужила Ему славою на земле, чтобы она славилась и благодаря ей славился Бог. Когда евангельские истины возвещаются и отстаиваются, когда евангельские постановления должным образом соблюдаются во всей их чистоте и силе, когда Церковь становится известной благодаря своей святости и любви, тогда Иерусалим является славою на земле и у него хорошая репутация.

(5) Мы должны быть постоянны в своих молитвах о милости для Церкви, пока она не придет; мы должны поступать как слуга пророка, который ходил семь раз, пока не появилось обещанное облако (ЗЦар 18:44).

(6) Когда Бог изливает на Свой народ дух молитвы и побуждает его быть ревностным и постоянным в своем ходатайстве, то это является добрым знамением того, что Бог приближается к нему путями милости.

II. Изобилие других благ (ст. 8). Это вытекает из вышесказанного: когда народ славит Бога, когда хвалят Его народы все, тогда земля дает плод свой (Пс 66:6−7); внешнее процветание, венчающее его благочестие, поможет сделать Иерусалим славою на земле. Обратите внимание:

1. Какое бедствие на них обрушилось и какие потери они понесли. Их хлеб стал пищей для врагов, хотя они надеялись, что им будут питаться они сами и их семьи. Они были вдвойне огорчены: ибо нуждались в самом необходимом для поддержания жизни и подвергались опасности погибнуть из-за недостатка пищи; благодаря этому их враги укреплялись и снабжали их провизией свой лагерь, следовательно, это давало им больше возможности причинять зло. Писание говорит, что Бог отдал их хлеб врагам их: не только допустил, но и повелел этому совершиться, чтобы это было справедливым наказанием за их злоупотребление изобилием и дружбу с иноземцами (Ис 1:7). Изготавливаемое ими вино, в котором, находясь в бедствии, они нуждались, чтобы облегчить страдания обремененных, пили чужие для удовлетворения своих низменных похотей; им грозили этим суровым наказанием за их грехи (Лев 26:16; Втор 28:33). Посмотрите, какими зыбкими являются утешения, доставляемые творениями, и как мудро мы поступим, если будем трудиться ради той пищи, которую у нас никто не сможет отнять.

2. На полноту и изобилие, которые будут возвращены им (ст. 9): «Собирающие его будут есть его и славить Господа». Обратите внимание:

(1) На милость Бога, дающего изобилие и мир для наслаждения ими: земля даст свой плод; руки, собирающие урожай, не будут ослаблены казнью или болезнью или заняты войной; чужеземцы и враги не придут, чтобы собрать урожай для себя или отнять у нас, когда он будет собран; мы будем есть от трудов рук своих, а не хлеб из уст наших; у нас будет возможность и сердце расположено, чтобы прославить этим Бога; Его дворы будут открыты для нас, и мы будем иметь возможность приходить к Нему.

(2) На наш долг, когда мы будем наслаждаться этой милостью. Мы должны собирать данное нам Богом с заботой и трудолюбием; мы должны вкушать собранное свободно и с радостью: не хоронить дары Божьей щедрости, а использовать их. Когда мы поели и насытились, то должны благословить Господа и поблагодарить за Его щедрость к нам. Мы должны служить Ему всем своим имуществом, используя его для дел благочестия и благотворительности, вкушать и пить вино во дворах Его святилища, где жертвенник, священник и бедняк должны иметь свою часть. Наибольшее утешение, которое благочестивый человек получает от своей пищи и питья, заключается в том, что они дают ему возможность принести хлебное приношение и возлияние Господу Богу вашему (Иоиль 2:14); наибольшее утешение, которое приносит ему его богатство, это то, что оно дает ему возможность почтить Бога и сделать добро. Это вино нужно пить во дворах святилища Бога, а следовательно, умеренно и воздержанно, как раньше перед Господом.

3. На торжественное подтверждение этого обетования: «Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею, что Он сделает это для Своего народа». Бог подтвердил Своей клятвой, что Его народ, уповающий на Него и Его слово, получит твердое утешение (Евр 6:17−18). Иногда Он клянется Собой, так как нет никого более величественного («Живу Я», Иез 33:11), иногда Своей святостью (Пс 88:36), а здесь Он клянется Своей силой, Своей десницей (которая поднималась при даче клятвы, Втор 32:40), крепкой мышцей Своею, ибо величайшее удовлетворение для тех, кто строит свое упование на Божьей обетовании, быть уверенным, что Он силен исполнить обещанное (Рим 4:21). Чтобы заверить в этом, Он поклялся Своей силой, ручаясь репутацией Своего всемогущества. Если Он не сможет сделать этого, то можно, будет сказать: «Господь не может...» (Чис 14:16), чего ни египтяне, ни другие народы не могли сказать. Народ Божий утешается тем, что за них выступает Его сила, Его десница, где восседает Посредник.

Стихи 10−12. Этот отрывок, как и многие предыдущие, посвящен избавлению евреев из Вавилона, которое послужило прообразом великого искупления, совершенного Иисусом Христом, и возвестило о евангельской благодати и свободе, дарованной Им.

1. Для этого спасения нужно было проложить путь; все трудности должны быть устранены и все препятствия убраны с пути (ст. 10). Ворота Вавилона будут распахнуты, чтобы они могли беспрепятственно пройти через них; путь от Вавилона к земле Израильской будет приготовлен; будут проложены насыпные дороги через низкие и болотистые места, и камни для них будут собираться в каменистых и невозделанных местностях; для их ободрения и правильного указания нужного направления на пересечениях дорог местах, определенных для их встречи, будут поставлены знамена, чтобы они могли объединиться для большей безопасности. Подобным образом Иоанн Креститель был послан, чтобы приготовить путь Господу (Мф 3:3). Прежде чем Христос со Своими благодатями и утешениями приступит к душе, чтобы спасти ее, необходимо сделать приготовление покаяться; это называется приготовиться к евангельскому миру (Еф 6:15, англ. пер.). Так выравнивается путь и обуваются ноги, ибо то и другое необходимо, чтобы совершить переход.

2. Об этом спасении должно быть возвещено (ст. 11−12). Пленники должны быть уведомлены о том, что они свободны и могут уходить, если им хочется; их соседям и всем окружающим, до концов земли, будет возвещено, что Бог вступился за справедливое дело Сиона, когда его оскорбляли и презирали. Пусть скажут Сиону для его утешения; «Вот, грядет Спаситель твой, который несет тебе спасение». Своим спасением Он совершит такое дело и даст такую награду, что все восхитятся Им: в награду от Него они получат мир и утешение, но до того Он должен смирить и изменить их, чтобы подготовить Свой народ к воздаянию за его страдания. А затем, со ссылкой на то и другое, следует, что их будут называть народом святым, искупленным Господом. Воздаяние Его пред лиц ем Его: Он совершит Свою работу в них и над ними, назовет их святым народом, исцеленным от склонности к идолопоклонству, посвященным только Богу. И награда Его с Ним: избавление, совершенное для них, наречет их искупленными от Господа; лишь один Господь мог искупить их, и Он искупил, чтобы они принадлежали Ему; они освобождены их своих уз, чтобы могли стать Его служителями. Тогда Иерусалим будет называться взысканным, городом неоставленным. На протяжении многих лет он был оставлен; не было ни купцов, ни паломников, спрашивающих дорогу к Иерусалиму, как раньше, когда и те и другие часто задавали этот вопрос. Но теперь Бог вновь сделает его значительным. Как раньше, его будут искать, посещать, восстанавливать, заискивать перед ним. Когда Иерусалим назывался святым городом, тогда его звали взысканный, ибо святость облачает славой и красотой любое место или человека; такое место вызывает уважение, восхищение, любовь, о нем спрашивают. Но то, что это будет возвещено до концов земли, является ссылкой на Евангелие Христа, которое нужно проповедовать всякой твари; и здесь подразумевается:

(1) Слава Христа. Она была немедленно возвещена Церкви, и оттуда отдалась эхом для каждого народа: «Вот, грядет спасение твое» (англ. пер.). Христос не только Спаситель, но и само спасение, ибо блаженство верующих не только от Него, но и в Нем (Ис 12:2). Его спасение заключается и в воздаянии, и в награде, которую Он приносит с собой, ибо те, кто принадлежит Ему, не будут праздными, равно как и не потеряют свой труд.

(2) Красота Церкви. Христиан назовут святыми (1Кор 1:2), народом святым, ибо они избраны и призваны ко спасению через освящение. Их назовут искупленными от Господа, именно Ему они обязаны своей свободой, и поэтому Ему они обязаны служить; они не постыдятся признать и то, и другое. Лишь те будут называться искупленными от Господа, кто будет частью святого народа; народ, приобретенный Господом, святой народ. Их будут называть взысканными. Бог будет искать их и найдет, где бы они ни были рассеяны, сокрыты и затеряны в толпе; люди будут искать их, чтобы присоединиться к ним, и не будут оставлять их. Хорошо присоединиться к святому народу, чтобы научиться их путям, быть вместе с искупленными от Господа, чтобы разделить с ними благословения искупления.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 62 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.