В данной главе грех предстает особенно греховным, а благодать чрезмерно милостивой; то, что здесь говорится о грехе грешника (ст. 7−8), применимо, в общем, к порочности человечества (Рим 3:15), а то, что здесь сказано об Искупителе, применимо ко Христу (Рим 1:26).
I. Этот народ обвиняется в том, что он остановил поток Божьего благоволения, направленный к нему; подробно перечислены грехи, удерживающие от них блага (ст. 1−8).
II. Они обвиняются в том, что сами вызвали на себя суды Божьи; им возвещено, какие именно суды обрушатся на их головы (ст. 9−11) и какие именно грехи спровоцировали Бога послать эти суды (ст. 12−15).
III. Обещано, что, несмотря на все это, Бог освободит их исключительно ради Своего имени (ст. 16−19); Он сохранит для них милость и изольет ее на них (ст. 20−21).
Стихи 1−8. В этих стихах пророк исправляет ошибки тех, кто ссорился с Богом из-за того, что Он не освобождал их, хотя они долго постились и молились об этом (Ис 58:3); и здесь он показывает:
I. Что причина этой задержки не в Боге. У этих людей нет оснований возлагать на Него вину за то, что они до сих пор не избавлены от рук своих врагов, ибо (1) Он так же способен спасать сейчас, как и раньше: «Рука Господа не сократилась, Его сила не уменьшилась, не ограничена и не сокращена». Когда мы задумываемся о возможностях Его силы, то должны понимать, что Бог может воздействовать на таком же далеком расстоянии и такой же сильной рукой, как и раньше. Отметьте: спасение Церкви приходит от руки Божьей, которая не ослабела и не укоротилась. И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка? (Чис 11:23). Нет; Он не позволит, чтобы так думали. Ни промежуток времени, ни сила врагов, ни слабость используемых Им инструментов не укоротит и не ограничит силу Бога, для которой все равно спасать многих или нескольких.
(2) Он был готов и хотел помочь, как и раньше, в ответ на молитву: «Ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать». Хотя Ему приходится выслушивать и отвечать на многие молитвы, но Он и сейчас так же готов слышать молитвы, как и раньше. Молитва праведных для Него так же приятна, как и раньше, а обетования, на которые они ссылаются в своих молитвах, так и остаются «да» и «аминь» нерушимыми. Здесь больше подразумевается, чем говорится: Его ухо не только не отяжелело, но Он скор на слышание: «...прежде нежели они воззовут, Я отвечу» (Ис 65:24). Если мы не получаем ответ на молитвы и спасение, которого мы ожидаем, не совершается, то это не оттого, что Бог устал слышать молитвы, а потому что мы устали молиться, не потому, что Его ухо отяжелело, когда мы обращаемся к Нему, а потому что наши уши отяжелели, когда Он говорит нам.
II. Они сами были виновны в том, что заслонили себе свет и приставили препятствие к своей двери. Бог приближался к ним путем милости, а они препятствовали Ему. Грехи ваши удалили от вас это доброе (Иер 5:25).
1. Посмотрите, какое зло совершает грех.
(1) Он препятствует Божьей милости снисходить на нас; он является стеной, разделяющей нас с Богом. Несмотря на безграничное расстояние между Богом и человеком по своей природе, между ними было установлено общение, пока грех не вызвал конфликт и справедливо не настроил Бога против человека; тем самым он несправедливо удалил человека от Бога. Так грех произвел разделение между ними и Богом. «Он — ваш Бог, ваш по исповеданию, и поэтому в грехе, разделяющем вас с Богом, особенно много зла и пагубы». Грех скрывает Его лицо от нас (что означает Его великое недовольство, Втор 31:17), он провоцирует Бога ко гневу, побуждает Его удалить Свое милостивое присутствие и временно лишить нас знаков Своего благоволения и помощи; Он скрывает Свое лицо, отказываясь видеть и разговаривать. Посмотрите на истинную окраску греха: он чудовищно порочен, так как отвращает творение от верности своему Творцу; и посмотрите на грех в его последствиях: он несет огромный вред, ибо отделяет нас от Бога и тем самым не только от всех благ, но и на погибель (Втор 29:21), которая является по своей сути проклятием.
(2) Он препятствует нашим молитвам восходить к Богу; он побуждает Его скрыть Свое лицо, чтобы не слышать, как было сказано в Ис 1:15. Если мы видим беззаконие в сердце своем, если мы потакаем ему и позволяем себе пребывать в нем, то Господь не услышит наши молитвы (Пс 65:18). Мы не должны рассчитывать, что Он будет благоволить к нам, пока мы публично оскорбляем Его.
2. Чтобы оправдать Бога, скрывшего от них Свое лицо и продолжающего противиться им, далее, в следующих стихах, пророк весьма детально показывает нам, как велики и многочисленны их беззакония, соответственно предъявленному Им обвинению (Ис 58:1), желая указать народу Божьему на его беззакония. Им предъявляется обвинительный акт, состоящий из многих отдельных пунктов, каждого из которых достаточно, чтобы отделить их от справедливого и святого Бога. Давайте попробуем свести эти статьи к определенным фактам.
(1) Мы должны начать с их помыслов, ибо именно в них зарождается грех и оттуда он прорастает: «Мысли их мысли нечестивые» (ст. 7). Таковы их помыслы, которые постоянно направлены на зло. Таковы их планы и стремления, которые постоянно замышляют то или иное зло: каким образом утолить некую низменную похоть (ст. 4): «Они зачинают зло в своем воображении, оно присутствует в их целях, советах и решениях (так эмбрион получает свою форму и жизнь), а затем зарождают злодейство, то есть совершают его, когда оно созрело для этого». Хотя, возможно, они испытывают боль, рождая его, хотя их злодейству противостоит провидение и собственная совесть обуздывает их, тем не менее, осуществив свои нечестивые планы, они взирают на них с гордостью и удовольствием, словно родился человек в мир; так похоть же, зачав, рождает грех (Иак 1:15). Это называется высиживать змеиные яйца и ткать паутину (ст. 5). Посмотрите, чем заняты мысли и изобретательность нечестивцев, на что направлен их разум.
[1] В наилучшем случае на то, что по своей сути безрассудно и поверхностно. Их мысли суета, плетение паутины, на что бедное и глупое насекомое тратит так много сил; когда работа совершена, то ее результат оказывается слабой и незначительной вещью, позором для места, где оно находится; метла сметает ее в мгновение. Такими мыслями мирские люди ублажают себя, строя воздушные замки и угождая своему воображению подобно пауку, который лапками цепляется очень хорошо (Притч 30:28), но не может удержаться.
[2] Очень часто он направлен на осуществление злобных и недоброжелательных планов. Они высиживают яйца василиска или гадюки, которые ядовиты и рождают отвратительные творения; такими же являются мысли нечестивцев, которые наслаждаются, совершая зло. Кто поест яиц их (то есть окажется в опасности, что ему будет причинено то или иное зло) и кто раздавит его, чтобы съесть, или начнет высиживать его, надеясь, что это яйцо какой-нибудь полезной птицы, то у того выползет ехидна, с которой опасно общаться. Блаженны те, которые мало общаются с такими людьми. Даже паутина, сплетаемая пауком, делается со злым умыслом: поймать муху и сделать своей добычей, ибо вместо того, чтобы воздерживаться от зла, они играют в небольшие игры.
(2) Их уста говорят от изобилия злобы в сердце, тем не менее они не всегда проявляют злобность, находящуюся внутри их, а для большей эффективности в осуществлении своих коварных планов прикрывают их множеством ласковых слов: «Уста ваши говорят ложь» (ст. 3); и вновь: «Они говорят ложь» (ст. 4). Замышляя величайшее зло, они притворяются добрыми или с помощью клеветы и ложных обвинений наносят вред доброму имени и репутации тех, кого ненавидят, причиняя им невидимое, но реальное зло; возможно, подкупая лжесвидетелей, они лишают их имущества и жизни, ибо лживый язык это острая стрела, угли можжевельника и всякое иное зло. Язык ваш произносит неправду. Когда они стыдятся вслух произносить свои злобные речи против ближних или не осмеливаются из страха быть опровергнутыми и опозоренными, тогда они по секрету передают их. Клеветников называют шептунами.
(3) Их действия соответствуют их мыслям и словам. Они виновны в пролитии невинной крови преступлении самой отвратительной природы: «Руки ваши осквернены кровию» (ст. 3), ибо кровь оскверняет; она оставляет несмываемое пятно на совести, очистить от которого может лишь Кровь Иисуса. Поразительно, но создавалось впечатление, что к ним была приложена сила; ноги их бегут ко злу естественно и энергично, они торопятся, побуждаемые злобой и мстительностью, спешат на пролитие невинной крови, словно боятся потерять возможность совершить варварский поступок (Притч 1:16; Иер 22:17). Опустошение и гибель на стезях их. Куда бы они ни шли, их сопровождает зло; тенденция их пути опустошать и разрушать; их не волнует, какое разорение они причиняют. Они не только жаждут крови, но их персты осквернены другими беззакониями (ст. 3); они причиняют вред имуществу людей и делают своим все, к чему могут приложить свои руки. Они надеются на пустое (ст. 4): стремясь обогатиться, уповают на свое искусство надувательства, которое для них оказывается суетой; обманывая других, они обманывают самих себя. Дела их, для совершения которых они прилагают так много усилий и к которым так сильно привязываются их сердца, дела неправедные. Весь их бизнес одна непрерывная цепь угнетений и неприятностей; насилие в руках их, оно соответствует искусству насилия, укоренившемуся в их головах, и помыслам о насилии в их сердцах.
(4) Никакие средства не предпринимаются, чтобы устранить эти скорби и исправить нанесенные оскорбления (ст. 4): «Никто не возвышает голоса за правду, никто не жалуется на нарушение священных законов справедливости, никто не старается оправдать страдающих несправедливо или исполнить закон, направленный против нечестивцев и богохульников, порочные поступки которых являются позором и угрожают проклятием для всего народа. Отметьте: когда справедливость не осуществляется, то вина возлагается не только на гражданские власти, которые должны поступать справедливо, но и на людей, которые должны требовать ее. Отдельные люди должны делать свой вклад ради гражданского благополучия, разоблачая тайны нечестивцев и давая возможность наказать их тем, кто обладает властью сделать это; но плохи дела государства, когда правители плохо руководят, а людям это нравится. Истина угнетаема, и никто не вступается за нее, нет никого, чья совесть и смелость побудили бы выступить на защиту ее справедливого дела, противостав процветанию мошенничества и зла. На путь мира обращают так же мало внимания, как на путь истины; они не знают его, то есть никогда не учили, что способствует их миру, равно как никогда не заботятся, чтобы предотвратить или наказать за нарушение мира или уладить дела, разделяющие соседей; они абсолютно не интересуются тем, что выглядит мирно и несет покой, а предпочитают то, что несет беспокойство. Нет суда на стезях их, в своих делах они не руководствуются справедливостью; они вообще не придают ей значение и с легкостью разрушают все ее ограды, если те стоят на пути их злобных алчных планов.
(5) Во всем этом они поступают глупо, очень глупо, действуя не только против собственных интересов, но также разума и справедливости. Поступающие беззаконно надеются на пустое, которое обязательно обманет их (ст. 4). Паутины их, которые они ткут с максимальным искусством и трудолюбием, для одежды их негодны, и они не покроются (не прикроются и не украсят себя) своим произведением (ст. 6). Своими планами они могут причинить зло другим, но никогда не смогут с их помощью сделать себе добро. С помощью греха ничего нельзя приобрести; это станет очевидным, когда придется сравнить прибыль и потерю. Пути беззакония искривлены (ст. 8); они приведут нечестивцев в недоумение, но не смогут довести их до конца путешествия; тот обманывает себя, кто, продолжая идти этими путями, надеется обрести мир, ибо таковые не познают мира, что следует из стихов далее приведенных.
Стихи 9−15. Цель данного отрывка та же, что и предыдущего, показать, что грех причиняет величайшее зло; он не только удерживает блага от нас, но и навлекает на нас зло. В предыдущем отрывке пророк во имя Божье обращался к народу для его обличения и смирения, чтобы Бог был оправдан в Своих словах и чист в Своих судах, а в этих стихах народ обращается к Богу, признавая то, что было сказано раньше, выражая свое смиренное подчинение, соглашаясь, что Бог поступал справедливо, обращаясь с ними. Похоже, их необрезанные сердца смирились в какой-то степени, а они сами осознали и исповедовали (по крайней мере, из них было выбито исповедание), что Бог справедливо противился им, так как они шли против Него.
I. Они признали, что Бог боролся с ними и шел против них. Их ситуация была весьма отчаянной (ст. 9−11).
1. Они оказались в беде, их враги топтались и притесняли их, несправедливо и жестоко обращаясь с ними; и Бог не вступился за них, чтобы отстоять их справедливое, но оскорбленное дело: «Далек от нас суд, и правосудие не достигает нас (ст. 9). Хотя, что касается наших преследователей, мы уверены, что правота на нашей стороне, а они нарушители; тем не менее никто не помогает нам и не оправдывает нас. Мы несправедливо поступаем друг с другом, поэтому Бог допустил, чтобы враги были несправедливы к нам; никто не собирается восстанавливать наши права и возвращать нам нашу собственность. Притеснение близко к нам, а суд далек от нас. Наши враги не собираются должным образом поразмыслить о нашем деле, они торопят нас, совершая насилие и угнетая, а правосудие не достигает нас, чтобы спасти из их рук».
2. Тем самым их ожидания не оправдались, и от этого их ситуация стала еще более печальной: «Мы ждем света,, подобно тем, кто ожидает утро, и вот тьма; мы не можем отличить даже начало дня нашего избавления. Мы ожидаем суда, и нет его (ст. 11); ни Бог, ни человек не являются, чтобы помочь нам; мы ожидаем спасения, так как Бог (мы думаем) пообещал его, и мы молимся и постимся об этом; мы ожидаем его как озарения, но оно далеко от нас, как и прежде (насколько мы можем судить об этом) и мы ходим во мраке. Чем больше наши ожидания, тем суровее огорчения».
3. Они пребывали в растерянности и не знали, как помочь себе; они оказались в тупике (ст. 10): «Мы осязаем, как слепые, стену; мы не видим никакой возможности помочь себе, не знаем, откуда ожидать помощи и что делать, чтобы получить ее». Если мы закрываем глаза от света божественной истины, то Бог вполне справедливо прячет от наших глаз то, что содействует нашему миру; а если мы используем свои глаза не так, как должны, то Он поступает справедливо, позволяя нам быть похожими на слепых. Кто не видит свой долг, тот не увидит своей выгоды. Те, кого Бог справедливо предал слепоте, поразительным образом стали безрассудны; они претыкаются в полдень, словно это ночь; они не видят тех опасностей или преимуществ, которые видят окружающие. Quos Deus vult perdere, eos dementat — Бог предает превратному уму тех, кого собирается погубить. Участь того, кто любит тьму больше, чем свет, будет соответствующей.
4. Они впадают в отчаяние и переполнены скорбью, и внешность каждого человека отражает это; из-за этого они становятся унылыми, избегают разговоров и предпочитают одиночество: «Мы между живыми как мертвые». Положение евреев в Вавилоне сравнивается с мертвыми и сухими костями (Иез 37:12), и данный текст поясняет это сравнение (Иез 37:11): «...погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Некоторые были очень шумными и громкими, демонстрируя отчаяние и скорбь: «Все мы ревем, как медведи»; скорбь других была молчаливой и оказала пагубное влияние больше на их дух: «Мы стонем, как голуби, как голуби долин; мы скорбим за наши беззакония (Иез 7:16) и из-за своих бедствий». Так они признавали, что рука Господня постигла их.
II. Они признавали, что тем самым спровоцировали Бога бороться с ними, ибо поступали нечестиво (ст. 12−15), а Он был прав.
1. Они признавали, что согрешили, что до сегодняшнего дня пребывали в великих грехах, как говорит Ездра (Езд 10:10): «Вы сделали преступление; вина за него лежит на вас; сила ваших преступлений преобладает среди вас, вы еще не изменились и не расстались со своими грехами, хотя причинили очень много зла». Более того, преступления наши многочисленны; их больше, и они более отвратительные, чем раньше. Куда бы мы ни посмотрели, мы наталкиваемся на них; повсеместно все социальные группы людей поражены грехом. Мы чувствуем, что наши преступления с нами, как говорил Давид: «...грех мой всегда предо мною»; он слишком четко виден, чтобы его отрицать или скрывать, он слишком мерзок, чтобы его простить или оправдать. Бог им свидетель: «Преступления наши многочисленны пред Тобою, в Твоих глазах. Мы свидетельствуем против себя: беззакония наши мы знаем, хотя, возможно, предпринимаем глупые попытки скрыть их». Более того, они сами свидетельствуют: «Грехи наши смотрят нам в лицо и свидетельствуют против нас так их много и такие они чудовищные».
2. Они признают, что грех, их грех это великое зло и пагуба, что они изменили и солгали пред Господом (ст. 13). Грехи тех, кто исповедует себя народом Божьим и носит Его имя, хуже грехов остальных людей, так как, согрешая, они лгут пред Господом; они ложно обвиняют Его, неверно представляют и клевещут на Него, словно Он жестоко и несправедливо поступает с ними; или же они вероломно нарушают свой завет с Ним и искажают самые священные и торжественные свои обязательства перед Ним, что и является ложью пред Господом. Они признают, что отступили от Бога своего, с Которым мы все связаны как со своим Богом и к Которому должны прилепиться всем сердцем; от Него мы отступили как непокорные подданные, отказавшиеся быть верными своему законному владыке, как прелюбодейная жена от водителя юности своей и завета со своим Богом.
3. Они признают, что наблюдается всеобщее угасание нравственности и честности; и неудивительно, что лгавшие своему Богу оказались неверными друг другу. Они говорили клевету, заявляя открыто, хотя это была измена и отступничество от Бога и от истины, отказ от священных уз, к которым мы должны быть привязаны и крепко держаться. Они зачинали и раждали из сердца лживые слова. Много нехороших мыслей зарождается в уме, и благоразумно подавить их там, не допустив, чтобы они шли дальше; но эти грешники были настолько дерзкими и наглыми, что как только нечестивая мысль зарождалась в них, так они сразу давали ей imprimatur санкцию и заявляли о ней во всеуслышание, не считаясь с трудностями. Замышлять зло плохо, но еще хуже говорить о нем. Много лживых слов сказано в спешке из-за недостаточного размышления, но эти слова были зачаты и изречены вслух обдуманно, со злым умыслом. Это была ложь, но она исходила из сердца, и хотя эти слова отличались от действительного расположения сердца и поэтому являлись ложью, но тем не менее согласовывались со злобностью и порочностью сердца и являлись его природным языком; это было сердце притворное (Пс 11:3). Даже те, кто благодатью Божьей был удержан от этих чудовищных преступлений, тем не менее исповедовали этот грех, являясь членом народа, который в своем большинстве был весьма порочен.
4. Они признают, что не было сделано то, что должно быть сделано, чтобы изменить страну и исправить то, что было неверно (ст. 14). «Суд, который должен был начаться и сломить противоставшую оппозицию, который должен был уничтожить ее продвижение подобно реке и могучему потоку, отступил назад и пошел в противоположную сторону. Правосудие стало прикрытием для величайшей несправедливости. Правосудие, которое должно было сдерживать распространение мошенничества и насилия, повернуло обратно, и поэтому они продолжали победоносно шествовать. Правда стала вдали даже от судов, вершащих правосудие, которые теперь были наполнены людьми, покровительствующими притеснениям, чтобы честность не смогла войти в суд, чтобы она осталась неуслышанной или, по крайней мере, на нее не обратили внимание. Истины не было в несправедливых указах, изданных ими (Ис 10:1), истина преткнулась на площадях, там она и осталась лежать, попранная гордыми ногами: не нашлось друга, который бы протянул ей руку помощи, чтобы она поднялась. Не стало истины в обычном разговоре, во взаимоотношениях между людьми, и поэтому люди не знали, кому верить и на кого уповать».
5. Они признают, что в человеческом разуме преобладала враждебность к благочестивым людям: «Совершающий зло остается ненаказанным, а. удаляющийся от зла становится добычей (англ. пер.) тех, которые были описаны раньше». Для них человек уже был виновен, если не поступал так, как они; они обращались как с врагом с тем, кто не участвовал с ними в их преступлениях. «Удаляющийся от зла считается безумцем», написано на полях. Благоразумный образ жизни считался глупостью, а плывущий против такого сильного течения безумцем.
6. Они не могли не признать, что всем этим Бог небес был очень недоволен. Зло совершалось у Него на глазах. Они очень хорошо знали (хотя не желали этого признавать), что Бог все видит; хотя они грешили тайно и с помощью притворства придавали своим грехам благовидный вид, но это не могло быть сокрыто от Его всевидящего ока. Все преступления в мире обнажены и открыты перед глазами Бога; Его глаза быстры, и поэтому преступление не останется незамеченным; они чисты, и поэтому Он не будет созерцать его с малейшим одобрением или позволением. Господь увидел это, и это не понравилось Ему (англ. пер.), хотя все Им увиденное совершалось народом, который исповедовал Его. В Его очах это было зло; Он увидел чудовищную порочность этого греха; но что особенно оскорбляло Его, так это то, что нет суда и нет перемен. Если бы Он увидел хоть какие-нибудь признаки покаяния, то быстро примирился бы с грешниками (хотя их грех вызвал Его недовольство), если бы они отвернулись от своих злых путей. Грех народа становится государственным и влечет за собой государственные суды, когда правосудие не ограничивает его.
Стихи 16−21. В предыдущей части главы мы прочитали, к собственному удивлению, о том, насколько преобладал грех; а о том, насколько больше преобладала благодать, мы читаем в этих стихах. И как грех использовал заповедь, чтобы стать чрезмерно греховным, так и благодать воспользовалась нарушением этой заповеди, чтобы стать особенно милостивой. Обратите внимание:
I. Почему Бог совершил спасение для этого раздражающего Его народа, несмотря на его провокации. Только ради Своего имени. В них не было ничего, что могло бы совершить спасение или побудило бы Бога спасти их: ни заслуг, благодаря которым они заслужили бы его, ни силы, чтобы спастись самим; Он Сам совершил их спасение, чтобы превознести Свою силу и славу.
1. Он обратил внимание на их слабость и порочность: видел, что нет человека, который сделал бы что-нибудь для поддержания угасающего среди них дела религии и благочестия, нет человека, который совершил бы правосудие (Иер 5:1) и энергично взялся за дело реформации. Кто жалуется на плохие времена, тот не имеет достаточно ревности и смелости, чтобы выступить и действовать против порока; в то время наблюдалось растление нравов и ничего не делалось, чтобы остановить поток; большинство людей были нечестивыми, а не являющиеся таковыми были слабыми и не осмеливались противостать нечестию нечестивых. Тогда не было заступника: никого, кто ходатайствовал бы перед Богом, кто стал бы в пролом молитвой, чтобы отвратить Его гнев (Ему было бы приятно встретиться с таким человеком, и Бог удивлялся, что такового не нашлось). Или, скорее, подразумевается, что не было никого, кто выступил бы в поддержку справедливости и истины, по которым топтались и угнетали (ст. 14); не было защитника, который сказал бы доброе слово о тех, кто стал добычей, так как хранил свою непорочность (ст. 15). Они жаловались, что Бог не вступался за них (Ис 58:3); но у Бога было больше оснований жаловаться, что они сами ничего не делали для себя, подразумевая, что Он готов сделать им добро, если бы увидел в них малейшее движение к реформации.
2. Для них Он применил Свою силу и праведность. Они спасутся, несмотря на все это, (1) так как у них не было собственных сил или активных мужей, которые применили бы ее в качестве доброго залога, чтобы возместить скорби, причиненные их беззакониями или их бедствиями. Поэтому Его мышца принесет спасение Ему (англ. пер.), Его народу или тому, кого Он восставил быть избавителем, Христу силе Бога и мышце Господа, мужу десницы Своей, Которого Он сделал сильным для Себя. Реформация (т.е. первая и главная статья спасения) будет совершена с помощью непосредственного воздействия божественной благодати на человеческую совесть. Раз власти и общество не смогли сделать свою часть работы для реформации одни не вершили правосудие, а другие не призывали к нему, то Бог даст им понять, что Он может сделать это без них, когда настанет определенное Им время приготовить Свой народ для милости; и тогда избавление будет совершено с помощью непосредственного вмешательства божественного провидения в дела и привязанности людей. Когда Бог возбудил дух Кира и вывел Свой народ из Вавилона не воинством и не силою, но Духом Господа Саваофа, тогда Его мышца, которая никогда не укоротится, принесла спасение.
(2) Так как у них не было собственной праведности, чтобы заслужить это благоволение, на которую Бог мог бы взирать, заступаясь за них, то Его правда поддержала и укрепила Его в этом деле. Божественная справедливость, которая из-за их грехов вооружилась против них, благодаря благодати заступилась за них. Хотя благодаря себе они не могли ожидать благоволения, но Бог будет верен Себе, Своим целям, обетованиям и завету со Своим народом; благодаря Своей праведности Он накажет врагов Своего народа (см. Втор 9:5). Не за праведность твою, а за нечестие народов сих они изгнаны. Когда Христос выступил в роли Искупителя, то (так как у нас не было собственной праведности, на основании которой Бог мог бы проявить к нам благоволение), Он предъявил праведность заслуг и ходатайства Своего Сына, названную праведностью от Бога по вере (Флп 3:9); и эта праведность поддержала и помогла Ему явить нам Свое благоволение, несмотря на наши провокации. Он возложил на Себя правду, как броню, защищая свою честь, как броня защищает органы жизни, руководствуясь во всех Своих делах правосудием и справедливостью; затем Он возложил шлем спасения на Свою главу; Он был настолько уверен в совершении Своего спасения, что принимает его в качестве шлема, который по своим свойствам должен быть непроницаемым; в этом шлеме Он предстает очень прославленным грозным в глазах Своих врагов и привлекательным в глазах Своих друзей. Если праведность Его щит, то спасение Его шлем. Со ссылкой на этот стих среди облачения христианина упоминается броня праведности и шлем надежды спасения (Еф 6:14−17; 1Фес 5:8); эти предметы названы всеоружием Божьим, так как Он носил их первым, и поэтому они вполне подходят для нас.
(3) Так как у них нет духа ревности сделать что-нибудь самим, то Бог облечется в ризу мщения и покроет Себя ревностью, как плащом; Он совершит правосудие над врагами Своей Церкви и Своего народа, а Его ревность заступится за Его славу, за честь религии и добродетель среди людей; это будет очевидным и заметным в глазах всего мира; в этих событиях Он покажет Себя великим, как человек демонстрирует Себя богатым облачением или отличным заведенным порядком своего служения. Если люди не будут ревностны ко греху, то Бог будет ревностен, и Он отомстит за оскорбления, нанесенные Его чести и благополучию Его народа. Основное дело Христа в этом мире заключалось в том, чтобы убрать грех и отомстить за него.
II. Что же это за спасение, которое должно совершаться праведностью и силой самого Бога.
1. Это будет временное спасение евреев, живущих в Вавилоне или в другом месте, из беды и плена. Оно обещано (ст. 18−19) как прообраз какого-то более отдаленного события. Когда настанет Божье время, то Он совершит Свой труд, хотя потерпят неудачу те, которые должны способствовать ему. Здесь обещано, (1) что Бог взыщет со Своих врагов и воздаст им соответственно их делам: врагам Своего народа, нападавшим извне, которые его притесняли, врагам правосудия и истины среди Своего народа, которые попирали их, ибо они также являются врагами Бога. И когда настанет день отмщения, Он будет обращаться с ними, как они того заслуживают, по мере возмездия (дословно), по закону возмездия (Откр 13:10) или соответственно предшествующему возмездию: как Он воздавал Своим врагам раньше, так Он воздаст им сейчас яростью противникам Своим и местью врагам Своим. Его ярость не будет превосходить принципы правосудия, как это часто бывает у людей. Это коснется даже островов, расположенных очень далеко, если они выступят против Него: Он островам воздаст должное, ибо рука Его найдет всех врагов Его (Пс 20:9) и Его стрелы достигнут их. Хотя Его народ вел себя очень плохо и не заслуживал избавления, но его враги вели себя еще хуже, и они вполне заслуживали истребления.
(2) Как бы ни пытались враги народа Божьего нарушить его мир, их планы будут расстроены и ни к чему не приведут: «Если враг придет как река, как сильное весеннее наводнение или половодье, которое грозится снести все на своем пути, не зная преград, тогда Дух Господа тайной неразличимой силой поднимет знамя против него (англ. пер.) и тем самым прогонит его (написано на полях и в рус. пер.). Избавлявший до сих пор избавит сейчас. Когда народ Божий слаб и беспомощен, когда у него нет знамени, чтобы поднять его против вторгнувшейся силы, тогда Бог дарует боящимся Его знамя (Пс 59:6); Своим Духом Он вознесет знамя, которое соберет многих людей, чтобы они выступили от имени Церкви. Некоторые читают: «Он придет (имя Господа и Его слава перед приходом обещанного Мессии), как могучая река, и Дух Господа поднимет Его, как знамя». Христос проповедью Своего Евангелия покроет землю знанием о Боге, как воды потопа, Дух Господа водружает Христа, как знамя, язычникам (Ис 11:10).
(3) Что все это будет способствовать славе Бога и распространению религии в мире (ст. 19): «И убоятся имени Господа и славы Его во всех народах, проживающих на востоке и на западе». Освобождение евреев из плена и уничтожение их угнетателей пробудит толпы народов спрашивать о Боге Израиля, побудит людей Ему служить и поклоняться, а также стать под знамя, вознесенное Духом Господним. Выступления Бога в защиту Своей Церкви послужат поводом для многих присоединиться к ней. Это полностью исполнится во времена Евангелия, когда многие придут с востока и запада, чтобы заполнить места, занимавшиеся сынами царства, которые были извержены, и тогда будут водружены восточные и западные церкви (Мф 8:11).
2. При полноте времени будет совершено более прославленное спасение Мессией, которое подразумевали все пророки во всех случаях. В адрес этого спасения здесь приводятся два великих обетования:
(1) Что Сын Божий придет к нам, чтобы стать нашим Искупителем (ст. 20): «Придет Искупитель Сиона». Это говорится о Христе (Рим 11:26): «...придет от Сиона Избавитель». Приход Христа как Искупителя является сущностью всех обетований Ветхого и Нового Заветов; это было избавление в Иерусалиме, которого ожидали верующие евреи (Лк 2:38). Христос наш Соё1, наш ближайший родственник, Который выкупает и личность и имущество бедного должника. Обратите внимание: [1] на место, где должен явиться этот Искупитель: Он придет на Сион, на святую гору, где Господь поставит Его как Своего Царя (Пс 2:6). На Сионе был заложен главный краеугольный камень (1Пет 2:6). Там Он придет в Свой храм (Мал 3:1). Там будет спасение (Ис 46:13), ибо оттуда пришел закон (Ис 2:3). Сион был прообразом евангельской Церкви, в защиту которой действовал Искупитель при всех Своих явлениях: «Придет Искупитель ради Сиона», пишет Септуагинта. [2] Тогда люди, получившие утешение от прихода Искупителя, поднимут свои головы, зная, что их искупление близко. Он придет для сынов Иакова, отвратившихся от нечестия, к тем, кто в Иакове, к молящемуся семени Иакова, в ответ на их молитвы; тем не менее не ко всем в Иакове, находящимся в пределах видимой Церкви, а лишь к тем, кто обратился от нечестия, кто покаялся, изменился и оставил свои грехи, искупить от которых и пришел Христос. Участь грешников Сиона не станет лучше благодаря тому, что пришел Искупитель, если они будут оставаться в своих грехах.
(2) Что Дух Божий придет, чтобы освятить нас (ст. 21). В Искупителе с нами был заключен новый завет завет обетований. Великое и всеобъемлющее обетование этого завета гласило, что Бог даст Свое слово и Свой Дух Своей Церкви и будет продолжать давать всем поколениям. Слова о том, что даст Духа Святого просящим у Него, подразумевают, что Он даст им все блага (Мф 7:11). Здесь говорится, что завет будет заключен с ними, то есть с теми, кто обратился от нечестия, ибо кто прекращает творить зло, тот учится делать добро. Но обетование дано отдельной Личности: Дух Мой, Который на тебе, будет направлен, [1] возможно, Христу, как главе Церкви, Который принимает, чтобы давать. Дух, обещанный Церкви, вначале почил на Нем, а с Его главы это драгоценное помазание снизошло на полы Его одежды, подобным образом слово Евангелия вначале было вложено в Его уста, быв сначала проповедано Господом. Все верующие — Его семя, в котором Он продляет Свои дни (Ис 53:10). Или, [2] возможно, Церкви; тогда это является обетованием о продолжительности и вечности Церкви в этом мире до конца времени, параллельно с обетованиями о престоле и семени Христа, которые пребудут во веки (Пс 88:30,37; Пс 21:31). Обратите внимание, во-первых, что Церковь будет сохранена благодаря наследованию, как человеческий мир хранится потомками и потомками потомства. Когда одно поколение уходит, то приходит другое. Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои. Во-вторых, как долго это наследование будет поддерживаться — отныне и до века, всегда, до кончины века, ибо мир стоит ради Церкви, и мы можем быть уверены, что, пока он стоит, Христос будет иметь в нем Церковь, хотя и не всегда видимую. В-третьих, какими средствами она будет поддерживаться: постоянным пребыванием в ней слова и Духа.
1. Дух, Почивший на Христе, всегда пребудет в сердцах верных; в каждом периоде времени будут люди, с которыми Он будет работать и в которых Он будет пребывать; и так Утешитель пребудет с Церковью вовек (Ин 14:16).
2. Слово Христа постоянно пребудет в устах верующих; в любое время будут люди, которые сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Слово никогда не отойдет от уст Церкви, ибо в ней всегда будут находиться потомки, говорящие святым языком Христа и исповедующие Его святую религию. Обратите внимание: Дух и слово идут рядом, и ими хранится Церковь. Ибо слово в устах наших служителей, более того, слово в наших устах не принесет нам пользы, если только Дух не будет работать вместе со словом и давать нам разумение. Дух совершает свою работу через слово, согласуясь с ним. Все, что притязает на указание Духа, должно испытываться Писанием. На этом построено основание Церкви, которое стоит твердо и будет стоять вечно, ибо Христос является ее краеугольным камнем.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 59 глава