В данной главе пророк опять обращается с обличениями к грешникам Сиона, а именно к лицемерам, чтобы показать им их преступления (ст. 1). Его слова несомненно предназначены для увещевания и предостережения всех лицемеров, и они не должны ограничиваться одним поколением. Одни считают, что они в основном предназначены для поколения, живущего во времена, когда пророчествовал Исайя (см. Ис 33:14; Ис 29:13). Другие для пленников в Вавилоне, для нечестивцев, проживающих среди них, которым пророк возвестил, что им не будет мира (Ис 57:21). Чтобы избавиться от ужаса, вызываемого этими словами, они решили укрыться за своими внешними обрядами, а именно поститься, чего они придерживались, оставаясь в Вавилоне и некоторое время спустя после возвращения на родную землю (3ах 7:3 и далее). Поэтому в данной главе пророк показывает, что их обряды не дадут им право обрести мир, пока их образ жизни не соответствует им. Третьи полагают, что данные слова в основном направлены против лицемерия евреев, особенно фарисеев, живших перед и во время прихода Спасителя: они хвалились своими постами, но Христос (как говорит пророк) показывает им их преступления (Мф 23 гл.), которые совпадают с теми, в которых они обвиняются здесь. Обратите внимание:
(I) На их благовидное исповедание религии (ст. 2).
(II) На то, что они хвалятся своим исповеданием и обвиняют Бога в том, что Он не обращает внимания на него (ст. 3).
(III) На предъявленные им грехи, которые оскверняют и делают их посты неприемлемыми (ст. 4−5).
(IV) На данные им наставления, как правильно поститься (ст. 6−7).
(V) На драгоценные обетования тем, кто правильно соблюдает посты (ст. 8−12).
(VI) На подобные драгоценные обетования тем, кто правильно освящает субботу (ст. 13−14).
Стихи 1−2. Когда наш Господь Иисус пообещал послать Утешителя, то добавил: «Он, придя, обличит» (Ин 16:7−8), ибо обличение должно подготавливать для утешения, а также отделять драгоценное от низменного и отмечать тех, для кого предназначено утешение. Бог повелел данному пророку утешать Его народ (Ис 40:1), а здесь Он велит ему обличить его и показать его грехи.
I. Он должен сказать им, насколько в действительности они являются плохими (ст. 1).
1. Во взаимоотношениях с ними он должен быть честен и прост. «Хотя они названы народом Божьим и домом Иаковлевым, хотя они носят почетное звание и обладают характеристиками, делающими их сопричастниками многих прославленных привилегий, но ты не должен льстить им, а показать их преступления и грехи, быть точным, указывая их ошибки: какие именно грехи совершаются ими, о которых они не знают, и какие грехи, совершаемые ими, они не признают грехами. Хотя в некоторых вопросах они изменились, но пусть знают, что в других остаются такими же плохими, как и раньше. Укажи им их беззакония и грехи, то есть все беззакония, совершаемые при согрешении, их грехи и все, что усугубляет их» (Лев 16:21). Отметьте:
(1) Бог видит грехи Своего народа в доме Иаковлевом и недоволен им.
(2) Они часто не могут и не желают увидеть собственные грехи, поэтому их необходимо показать и сказать: «Так и так поступил ты».
2. Он должен быть страстным и ревностным в этом служении, должен взывать громко, не удерживаться, не щадить их (т.е. не касаться своими обличениями так, словно боится обидеть их, а добраться до основания раны и обнажить ее до самой кости), не щадить себя или собственных сил, а взывать так громко, насколько это возможно. Хотя он тратит свои силы и опустошает дух, хотя тем самым он наживает себе недоброжелателей и приобретает дурную репутацию, но он не должен щадить себя. Он должен возвышать свой голос, как трубу, чтобы услышали о своих ошибках те, которые были глухи к адресованным им увещеваниям. Он должен приводить свои обличения с максимально возможной убедительностью и силой как человек, желающий обратить внимание. Труба издает определенный звук, хотя он громкий и пронзительный, но вразумительный; такими же должны быть его сигналы тревоги, предостерегающие от фатальных последствий греха (Иез 33:3).
II. Он должен признать, что, несмотря на все это, они казались очень хорошими (ст. 2): «Они каждый день ищут Меня». Когда пророк показывал их беззакония, они ссылались на то, что не видят беззаконий, в которых были виновны, ибо усердно и постоянно участвуют в богослужении так чего еще он хочет от них? Далее:
1. Он признает, что данный факт имеет место. Пока лицемеры поступают хорошо, нельзя этого отрицать; пусть поступают наилучшим образом. Признано, что они имеют вид благочестия.
(1) Они ходят в Церковь и совершают молитвы: «Они каждый день ищут Меня; они очень постоянны в своих обрядах поклонения, никогда не пропускают их и не позволяют, чтобы что-то прерывало их».
(2) Им нравилось слушать хорошую проповедь: «Они хотят знать пути Мои, как Ирод, который с удовольствием слушал Иоанна, и каменистая почва, с радостью принявшая семена слова; она для них как приятная песня (Иез 33:32, англ. пер.).
(3) Похоже, им нравились религиозные обряды и они оказывались в своей среде, поклоняясь Богу: «Они желают приближения к Богу, но не для того чтобы познать Того, к Кому приближаются, а ради хорошего материального положения, общества или участия в празднике».
(4) Они спрашивают о своем долге и, похоже, желают знать его, не сомневаясь в том, что тогда смогут выполнять его: «Они вопрошают Меня о судах правды, о правилах благочестия в поклонении Богу и принципах справедливости во взаимоотношениях с людьми и те и другие являются постановлениями справедливости».
(5) Они предстают пред глазами мира как люди, добросовестно исполняющие свой долг: «Они как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий закона Бога своего»; именно за таковых принимали их другие, равно как и они сами считали себя. Взору посторонних не было открыто ничего, что противоречило бы их исповеданию; казалось, они являются такими, каким должны быть. Отметьте: люди могут проделать большой путь по направлению к небесам, но так и не достичь их; более того, они могут попасть в ад, имея хорошую репутацию. Но:
2. Он подразумевает, что этот факт ни в коем случае не мог покрыть или оправдать их грех и в действительности лишь усугублял его: «Покажи им их грехи, в которых они пребывают, несмотря на их знания о добре и зле, о грехе и долге, покажи, как их обличает совесть».
Стихи 3−7. В данных стихах говорится:
I. О недовольстве Богом, которое испытывали лицемеры за то, что Он не принимал их служения, о которых они сами имели высокое мнение (ст. 3): «Почему мы постимся, а Ты не видишь?» Так они пошли путем Каина, который гневался на Бога и возмущался тем, что Бог не принял его жертву, воспринимая это как грубое оскорбление. Начав обманывать Бога своими внешними обрядами, они начали ссориться с Ним, так как Ему не нравились их служения, словно Он не был открытым и справедливым к ним. Обратите внимание:
(1) Как они хвалились собой и возвеличивали собственные действия: «Мы постимся и смиряем души свои; мы не только каждый день ищем Бога (ст. 2), но и соблюдаем определенное время для более торжественных поклонений». Одни считают, что это ссылка на ежегодный пост, который назывался днем очищения, другие на их произвольные посты. Отметьте: несмирившиеся сердца обычно гордятся своими действиями, демонстрирующими смирение, как фарисеи (Лк 18:12): «Я пощусь два раза в неделю».
(2) Чего они ожидали от своих обрядов. Они думали, что Бог обратит особое внимание на них и посчитает Себя их должником за их служения. Отметьте: чаще всего лицемеры, совершая внешние религиозные обряды, надеются, что Бог примет их, хотя Бог обещал принимать лишь искреннее поклонение; они ведут себя так, словно Бог обязан их принять и похвалить за это.
(3) Как отвратительно они воспринимают то, что Бог не отмечает их своими особыми признаками благоволения, что Он не избавил их немедленно из беды и не даровал им славу и процветание. Они обвиняют Бога в несправедливости и лицеприятии и, похоже, приняли решение оставить свою религию, оправдываясь тем, что не нашли пользы от служения Богу (Иов 21:14−15; Мал 3:14). Отметьте: царствующее лицемерие часто прорывается наружу в виде дерзкого нечестия, открытого презрения и порицания Бога и религии, и вина за это лежит на лицемерии. Грешники считают религию утомительным и скучным служением, с помощью которого ничего нельзя добыть, но в действительности так происходит по их вине, так как таковым оно кажется им и они неискренни в нем.
II. Приводится истинное основание, почему Бог не принимает их посты и не отвечает на молитвы, возносимые в дни поста: так как они постятся неправильно «для Меня ли вы постились? для Меня ли?» (Зах 7:5). Конечно, они постились, но упорствовали в своих грехах и не отвратились, как жители Ниневии, все до одного, от своих злых путей. «Но вот, в день поста вашего, несмотря на показное смирение и заветы, данные в тот день, вы отправляетесь искать удовольствий (англ. пер.), исполняете волю свою (рус. пер.), то есть делаете то, что кажется справедливым в ваших глазах, законно это или нет, quicquid libet, licet — по-своему толкуя закон». Хотя казалось, что они смиряют свои души, но на самом деле они продолжали потакать своим похотям, как и раньше.
1. Они оставались такими же корыстолюбивыми и немилосердными, как раньше: «Вы требуете тяжких трудов от своих слуг, вы не собираетесь освободить их согласно закону и смягчить суровые условия рабства». Такова была их ошибка до того, как они попали в рабство (Иер 34:8−9). Эта ошибка сохранилась у них и после того освобождения от рабства, несмотря на торжественные посты (Неем 5:5). «Вы требуете всего, что вам причитается, ваши долги», читают некоторые. «Вы так же неумолимы и суровы, как и раньше, вымогая у бедных то, что вам причитается, хотя это происходит в конце ежегодного поста, когда возвещено освобождение». Они были презрительными и злобными (ст. 4): «Вот, вы поститесь для ссор и распрей». Когда они возвещали пост, чтобы отвратить суды Божьи, то делали вид, что ищут грехи, которые спровоцировали Бога угрожать им этими судами; и, возможно, под этим предлогом определенные люди в эти дни были ложно обвинены, как Навуфей в дни поста Иезавели (3Цар 21:12). Или же соперничающие среди них партии в таких ситуациях были особенно суровыми в своих осуждениях друг друга, когда одна сторона восклицала: «Это из-за вас», а другая отвечала: «Это из-за вас Бог не освобождает нас». Так, вместо того, чтобы судить себя (что является самым правильным делом в день поста), они осуждали друг друга. Они постились для ссор, соперничая, кто будет выглядеть самым благовидным и наилучшим образом соответствовать ситуации. Во время поста они не только провоцировали словесные ссоры, но и развязывали драки: «Вы дерзкою рукою бьете других». Жестокие надсмотрщики били рабов, кредиторы своих несостоятельных должников, которых они отдавали мучителям; они оскорбляли бедных и невинных дерзкою рукою. Пока они подобным образом оставались во грехе в тех грехах, которые абсолютно противоречили цели, ради которой учреждался день поста, (1) Бог не позволял им участвовать в подобных торжественных мероприятиях: «Вы не поститесь вообще, если поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте, в пылу ваших ссор друг против друга, или в своих молитвах, которые совершаете для того, чтобы их заметили, или для демонстрации. Не носите больше даров тщетных пустых, шумных даров» (Ис 1:13). Отметьте: Бог вполне справедливо запрещает исповедовать религию тем, кто не подчиняется ее силе.
(2) Он не принимал их и их обряды: «Вы не поститесь, то есть это нельзя рассматривать как пост, равно как и глас ваших молитв, возносимых в те дни, не будет услышан на высоте в небесах». Отметьте: кто постится и молится, продолжая идти своими нечестивыми путями, тот лишь смеется над Богом и обманывает себя.
III. Даются простые наставления об истинной природе религиозного поста.
1. В общем, пост предназначался (1) для прославления и угождения Богу. Пост должен совершаться так, как Он избрал (ст. 5); это должен быть день, угодный Господу, и, исполняя обязанности этого дня, мы должны учиться приближаться к Нему и обретать Его благоволение, в противном случае это не пост, а все, совершаемое в этот день, не имеет смысла.
(2) Для смирения и самоуничижения. Пост это день, в который томит человек душу свою; если он искренно не выражает свою скорбь из-за греха и действительно не совершает шаг для подавления греха, то это не пост. Закон о дне очищения гласил, что в этот день люди должны смирять души свои (Лев 16:29). В этот день нужно совершать то, что действительно смиряет душу, поскольку она все еще остается невозрожденной и неосвященной, хотя для нее самой это преимущество и удовольствие.
2. Поэтому в день поста мы должны стараться и спрашивать, что будет угодно Богу и смирит нашу порочную природу, что послужит средством для ее умирщвления.
(1) В этих стихах говорится, что не является постом, избранным Богом, и не служит средством, смиряющим душу.
[1] Недостаточно выглядеть скромным, облечься в серьезный и печальный вид, склонить голову, подобно высохшему и поломанному тростнику. Так поступают лицемеры, которые были унылы, принимали на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф 6:16). Склоненная голова скорее приличествовала мытарю, чье сердце искренно смирялось и сокрушалось из-за греха, и который, в доказательство этого, не смел даже поднять глаз на небо (Лк 18:13); но когда это было притворством, как в данном случае, то над этим справедливо смеялись: человек гнул голову свою, как тростник, и никто не обращал на это внимание. Как смирение лицемеров лишь согнутый тростник, так и их превознесенные надежды расцветающий тростник, который в свежести своей прежде всякой травы засыхает (Иов 8:11−12).
[2] Недостаточно одного покаяния, чтобы немного смирить тело, пока тело греха остается нетронутым. Недостаточно, чтобы человек подстилал под себя рубище и пепел, что, несомненно, доставило бы ему некоторые неудобства в настоящее время, но эти ощущения очень скоро забудутся, когда он будет нежиться на ложах из слоновой кости (Ам 6:4). Это ли назовешь постом? Нет, это лишь тень и оболочка поста. Это ли назовешь днем, угодным Господу? Нет, более того, подобное лицемерие омерзительно для Него. Отметьте: религиозные действия, какими бы красивыми они ни были в глазах мира, не будут приняты Богом, если не будут сопровождаться искренними чувствами.
(2) В этих стихах также говорится о том, какой пост избрал Бог: что сделает день поста благоприятным для Бога и несомненно смирит душу, то есть сокрушит и подчинит порочную природу. Само томление души в этот день (как некоторые читают ст. 5) не подойдет; это должно быть делом всей нашей жизни. Требуется, [1] чтобы мы были справедливы к тем, с кем обращались сурово. Чтобы совершить пост, избранный Богом, мы должны изменить свою жизнь и не делать того, что делали неправильно (ст. 6): «Разреши узы неправды», то есть те греховные узы, которыми мы себя связали и из-за которых другие лишены своих законных прав или подвергаются суровому обращению. Возможно, те, которые вначале были узами правды и требовали, чтобы люди уплатили свой долг, позднее, когда настало время взыскивать долг у тех, кого провидение сделало бедными, стали суровыми вымогателями и оковами нечестия. Такие узы необходимо развязать, ибо позднее они приведут нас к более ужасным узам виновности. Это означает развязать узы ярма, возложенного на спину бедного раба, под тяжестью которого он готов упасть. Это означает отпустить угнетенных на свободу и избавить от рабства, которое сделало их жизнь невыносимой. «Пусть заключенный за долг узник, которому нечем платить, будет освобожден; пусть обременительные действия будут отменены; пусть узник, который насильно удерживался сверх положенного времени своего рабства, будет освобожден. Тем самым человек расторгнет всякое ярмо: не только отпустит тех, кто несправедливо удерживался в ярме, но и разобьет само ярмо рабства, чтобы оно больше не пригодилось и никто не использовал его».
[2] Чтобы мы были благотворительными к тем, кто нуждается в благотворительности (ст. 7). Действия, перечисленные в предыдущем стихе, можно воспринимать, как действия благотворительности: мы должны не только освободить тех, кого несправедливо угнетали, (это есть акт справедливости), но также должны способствовать тому, чтобы спасти и выкупить тех, кого притесняют другие, чтобы освободить из плена и уплатить долги бедных. Эти действия в данном стихе четко названы благотворительностью.
Поэтому пост, избранный Богом, означает, во-первых, что мы должны обеспечивать пищей тех, кто в ней нуждается. Этот пункт поставлен первым, как самый необходимый, так как бедный человек недолго протянет без пищи. «Раздели с голодным хлеб твой». Обратите внимание: это должен быть хлеб твой, честно заработанный (а не украденный у других), хлеб, который ты можешь себе позволить, которым ты обычно питаешься». Мы должны отказывать себе, чтобы иметь возможность дать нуждающемуся. «Твой хлеб, который ты удержал от себя и своей семьи в день поста, он сам или его стоимость должны быть отданы бедным, или, в противном случае, это будет пост скряги, который он решил выгодно использовать; такой пост для мира, а не для Бога. Истинный пост, когда человек делит свой хлеб с голодными: не только отдает им объедки, а ломает хлеб, чтобы дать кусок буханки, а не отправить с крошками».
Во-вторых, обеспечить жилищем тех, кто нуждается в нем. Это означает позаботиться о бедных скитальцах, изгнанных из своих жилищ, лишенных дома и прибежища, изгнанных как бунтовщиков (как понимают некоторые критики), лишенных всяких прав, защита которых строго наказывается. «Если они страдают несправедливо, то не считайте трудностью приютить их; не только найдите им место для проживания, но и оплатите его; но вы окажете ему величайшую милость, если приведете в собственный дом и сделаете своим гостем. Не забывайте принимать пришельцев, ибо хотя вы не можете, как некоторые, принимать ангелов, но можете принять самого Христа, Который вознаградит вас при воскресении праведных. «Я был странником, и вы приняли Меня».
В-третьих, обеспечить одеждой тех, кто нуждается в ней: «Когдаувидишь нагого одень его; укрой его от непогоды и дай возможность прилично выглядеть среди своих соседей. Дай ему одежду, чтобы он мог ходить в Церковь, и в различных ситуациях от единородного твоего не укрывайся». Некоторые полагают, что эти стихи касаются семьи человека и его родственников: «Если проживающие в доме твоем и твоя семья начинают нуждаться, то ты хуже неверного, если не печешься о них» (1Тим 5:8). Другие понимают их в более общем смысле: всех, кто является сопричастником человеческой природы, нужно рассматривать как свою плоть, ибо разве не одного Отца мы все имеем? По этой причине мы не должны укрываться от них и придумывать способы избежать встречи с бедным просителем, разыскивающим нас, как и не должны искать другого пути, когда трогательный объект для благотворительности и сострадания появляется перед нами. Давайте помнить, что они плоть от плоти нашей, и поэтому мы должны сочувствовать им, помнить, что, делая добро им, в итоге мы в действительности делаем добро собственной плоти и духу, ибо тем самым закладываем для себя доброе основание и добрый залог для будущего.
Стихи 8−12. В этих стихах приводятся драгоценные обетования тем, кто постится добровольно и с радостью своей верой, кто соблюдает пост, избранный Богом. Пусть знают, что Бог исполнит их. В данных стихах:
I. Далее перечисляются обязанности, которые мы должны совершать, чтобы иметь долю в этих обетованиях (ст. 9−10). Здесь, как и ранее, требуется, чтобы мы были справедливы и милосердны, чтобы перестали делать зло и научились делать добро.
1. Мы должны удерживать себя от участия в насилии и мошенничестве. «Это должно быть удалено от среды твоей, от тебя, из сердца твоего (в различных переводах); ты должен не только воздерживаться от нечестивых поступков, но и искоренить в себе все склонности и расположенность к ним». Или подразумевается: «от среды твоего народа». Обладающие властью не только не должны притеснять народ, но и делать все возможное, чтобы ограничить и предотвратить притеснения во всех сферах их юрисдикции. Они должны не только расторгнуть ярмо (ст. 6), но и уничтожить его, чтобы ранее угнетенные вновь на попали в рабство (как это было Иер 34:10−11); они должны поступать с ними, умеряя строгость (Еф 6:9), и перестать поднимать перст, что в то время, как и сейчас, выражало недовольство и намерение наказать. Пусть не поднимается перст, чтобы указать на бедных и находящихся в бедствии и тем самым подвергнуть их презрению; подобное унижение и проявление недоброжелательности должно быть удалено из всех обществ. Пусть не говорят суетно (анг. пер.), не притворяются и не лгут друг другу, а все их слова да будут искренними. Возможно, под словами «перестаньте поднимать перст» подразумевалось подобное лицемерие, являющееся препятствием для дружбы (как в Притч 6:13: «дает знаки пальцами своими»), или же подразумевалось выставление пальца, на котором надето кольцо как знак власти, и оно предъявлялось, когда они говорили преступные речи, то есть выносили несправедливый приговор.
2. Мы должны участвовать в делах благотворительности и милосердия. Мы должны не только давать подаяние соответственно нуждам бедных, но и (1) делать это охотно и с радостью из желания благотворить. Мы должны отдать голодному душу свою (ст. 10): не только достать деньги и протянуть руку, но делать это от всего сердца, искренно, не жадничая, из сострадания, испытывая нежность к тем, кто оказался в беде. Пусть сердце сопровождает дар, ибо Бог любит доброхотно дающего, как и бедный человек. Когда Господь исцелил и накормил толпу людей, то сделал это из сострадания к ним.
(2) Мы должны давать щедро и много, чтобы не раздразнить, а напитать душу страдальца: «Не только накормите голодного, но и исполните желание страждущего и, если это в вашей власти, облегчите его участь». Для чего мы рождены, обладаем определенными способностями тела и разума, для чего имеем имущество, как не для того, чтобы с помощью всего этого творить добро в этом мире? Бедных мы всегда имеем при себе.
II. В этих стихах подробно описываются благословения и выгоды, сопутствующие исполнению этого долга. Если человек, семья, народ подобным образом расположены делать добро, то пусть знают для собственного утешения, что Бог щедро наградит их за дела благотворительности.
1. Бог удивит их тем, что повернется к ним с милостью после великих страданий, и это будет так же желанно, как утренний свет после длинной и темной ночи: «Тогда откроется, как заря, свет (ст. 8), и свет твой взойдет в темноте (ст. 10). Хотя долгое время ты был похоронен живым, но скоро восстановишь свое высокое положение; хотя ты долго скорбел, но скоро опять будешь иметь приятный вид, как зарождающийся день». Кто с радостью творит добро, тому Бог даст с радостью насладиться добром; это также является добрым даром от руки Божьей (Еккл 2:24). Кто оказывал милость, тот обретет милость. Для Иова, который в период процветания делал много добра, Бог восставил друзей, когда тот бедствовал, которые помогали ему своим имуществом, и поэтому его свет взошел во тьме. «Не только воссияет твой приятный свет, но твое здоровье или твои исцеленные раны, на которые ты так долго жаловался, будут явлены очень скоро; все твои скорби будут заглажены, ты вновь станешь молодым, и твоя энергия возобновится». Кто помогал другим в беде, тот получит помощь от Бога, когда она понадобится.
2. Бог прославит их. Хорошие дела будут вознаграждены хорошим именем; это подразумевается в словах «и свет твой взойдет во тьме». Хотя человек имеет низкое происхождение, хотя его семья ничем не прославилась и у него нет внешних преимуществ, чтобы обрести славу, тем не менее если он на своем месте совершает добрые дела, то у других это вызовет уважение и благоговение и для него мрак, благодаря этим средствам, будет как полдень; то есть он станет весьма знаменитым и будет ярко сиять для своего поколения. Обратите внимание на этот способ для человека стать известным: пусть учится делать добро. Кто хочет быть самым величественным из всех и всеми любимым, тот пусть своим смирением и трудолюбием сделает себя слугой для всех. «Будет говорить за меня пред тобою справедливость моя», как сказал Иаков (Быт 30:33), то есть она заставит молчать обвинения, более того, она воздаст тебе больше хвалы, чем твое смирение». Он расточил, раздал нищим; правда его (т.е. ее слава) пребывает во веки (Пс 111:9).
3. Они всегда будут в безопасности, под защитой божественного провидения: «Правда твоя пойдет пред тобою, как твой авангард, чтобы защитить тебя от врагов, которые нападают на тебя спереди, и слава Господня будет сопровождать тебя замыкать шествие; это будет войско, собирающее тех, кто изнемог и отстал, чтобы защитить тебя от врагов, которые, подобно Амалику, нападают с тыла». Обратите внимание, как защищены благочестивые люди со всех сторон. Пусть посмотрят в любую сторону вперед и назад, и они увидят, что находятся в безопасности, они увидят, что спокойны и не боятся зла. И обратите внимание, что является их защитой: это их праведность, слава Господа, то есть (как предполагают) Христа, ибо именно Им мы оправдываемся и Им прославился Бог. Именно Он идет впереди нас, именно Он Вождь нашего спасения, так как является Господом нашей праведности; именно Он наш тыл, на который мы можем положиться ради безопасности, когда грехи преследуют нас и готовы напасть. Или эти слова подразумевают, что Сам Бог Своим провидением и благодатью идет перед тобой, как твой вождь, ведущий тебя, и Он сопровождает тебя, прикрывая твой тыл; и это будет наградой за твою праведность, и так слава Господа будет наградой за нее».
4. Бог всегда будет близок к ним, будет слушать их молитвы (ст. 9). Как, с одной стороны, закрывающий свое ухо к воплю бедного сам не будет услышан Богом, так и, с другой стороны, кто щедр к бедным, того молитвы вместе с его подаянием будут вспомянуты перед Богом, как дела Корнилия (Деян 10:4): «Тогда ты воззовешь в день своего поста, который должен быть днем молитв, и Господь услышит; Он даст тебе то, о чем ты взываешь к Нему. Ты возопишь, оказавшись внезапно в беде или испугавшись, и Он скажет: «Вот Я» Это очень снисходительное выражение Божьей готовности услышать молитву. Когда Бог призывает нас Своим словом, то мы должны ответить: «Вот мы; что повелишь делать рабам Своим?» Но чтобы Бог говорил нам «Вот Я» довольно странно. Когда мы вопием к Нему, словно Он далеко, то Он дает нам знать, что Он близко, одесную, ближе, чем мы думали. «Это Я; не бойся». Когда опасность близко, то наш защитник еще ближе; Он скорый помощник в бедах. «Я здесь, готовый дать вам необходимое и сделать для вас то, что вы хотите; что вы хотите сказать Мне?» Бог внимателен к молитвам праведных (Пс 129:2). Как только они воззовут к Нему, так Он отвечает: «Готов, готов». Когда бы они ни молились, Бог говорит: «Я слышу тебя; Ясреди вас». Близок к ним Господь (Втор 4:7).
5. Бог направит их во всех сложных и сомнительных ситуациях (ст. 11): «И будет Господь вождем твоим всегда». Пока мы здесь, в пустыне этого мира, мы нуждаемся в постоянном водительстве с небес, ибо если в какое-то время окажемся предоставленными самим себе, то несомненно собьемся со своего пути; и поэтому тем, кто благочестив в глазах Господа, Он дает мудрость, которая во всех ситуациях полезна и направляет, а Он будет для них глазом (Чис 10:31). Его провидение сделает их путь ровным и в том, что является их долгом, и в том, что послужит им утешением.
6. Бог даст им полное удовлетворение в разуме. Раз мир является пустыней, по которой блуждают, то они нуждаются в постоянном водительстве, а раз они имеют нужды, то необходимо, чтобы они постоянно восполнялись. Так Израиль в пустыне имел не только столб облачный, который постоянно вел его, но также манну и воду из скалы, чтобы утолить жажду в земле пустой, иссохшей и безводной (Пс 62:2). Благочестивому человеку Бог дает не только мудрость и знание, но и радость; он удовлетворен собой благодаря свидетельству собственной совести и заверениям в Божьем благоволении. «Это насытит душу твою, вложит радость в твое сердце даже во время засухи и страданий; это утучнит кости твои и наполнит их туком, дарует удовольствия, которые поддержат тебя, как кости поддерживают тело; эта радость от Господа будет твоей силой». «Это даст покой костям твоим, читают другие, покой от боли и болезней, которые одолевали тебя, когда ты трудился, и были твоим наказанием». Это согласуется с обетованием, данным милостивым. Господь изменит все ложе его в болезни его (Пс 40:4). «Ты будешь, как напоенный водою сад такой же цветущий и плодоносный в благодатях и утешениях, как источник, как сад, в котором есть источник, которого воды никогда не иссякают, даже во время засухи и морозов». Принцип святой любви в благочестивых людях будет источником живой воды (Ин 4:14). Как источник воды всегда остается полным, несмотря на то что постоянно извергает ее потоки, так и благотворительный человек изобилует в своей благотворительности и не становится беднее из-за своей щедрости. Кто напояет, тот сам будет напоен.
7. Они и их семьи будут благословением для государства. Хорошая награда для тех, кто приносит плоды и полезен, быть используемыми еще больше, особенно если их потомки обладают теми же качествами. Здесь обещано (ст. 12): «Твои князья, вельможи и знатные люди будут иметь такую власть и влияние, которой никогда не имели», или: «Потомки твои, которые придут после тебя, будут служить своему поколению, как вы служите своему». Удовлетворенность благочестивого человека от этого мира становится полнее, когда он полагает, что его потомки будут делать добрые дела после того, как он уйдет.
(1) Они отстроят города, долго лежавшие в руинах, застроятся потомками твоими пустыни вековые, которые так долго пребывали в запустении, что их застройка была довольно проблематичной. Это исполнилось, когда пленники, вернувшись из Вавилона, восстанавливали города Иудеи и оставались там жить; подобным образом восстанавливались многие другие города Израиля, которые долгое время были опустошенными с того времени, как были уведены десять колен.
(2) Они выполнят ту добрую работу, которая была начата намного раньше, и преодолеют препятствия, замедлявшие ее прогресс: «Они восстановят верхушку того строения, основания которого были заложены намного раньше многими поколениями». Это исполнилось, когда началось строительство храма, после того оно много лет стояло на месте (Езд 5:2). Или нужно понимать так: «Они восстановят основания, которые пребудут для многих грядущих поколений»; они совершат то добро, которое будет иметь длительные последствия.
(3) Они получат благословения и хвалу от всех окружающих: «И будут называть тебя (и это прославит тебя) восстановителем развалин проломов, оставленных врагами в стене осажденного города; и те, у кого есть смелость и умение восстанавливать или делать добро, получат великую похвалу». Блаженны те, кто заделывает проломы, через которые уходит добродетель и вламываются суды. « Ты будешь возобновителем путей, безопасных и тихих путей, по которым можно будет не только передвигаться, но и жить возле них, поэтому при этих дорогах люди будут строить свои дома». Итог таков: если они будут соблюдать посты, которые Бог избрал, то Он вновь поселит их на прежнем месте и дарует процветание, и никто не испугает их (см. 3ах 7:5,9; Зах 8:3−5). Это учит нас: кто поступает справедливо и любит милосердие, тот будет иметь утешение и в этом мире.
Стихи 13−14. Особое ударение всегда ставилось на правильном соблюдении дня субботнего, и это особенно требовалось от евреев, когда они были в плену в Вавилоне, ибо, соблюдая этот день во славу Творца, они проводили отличие между собой и теми, кто поклонялся богам, которые не творили небо и землю. Посмотрите Книгу Исайи 56:1−2, где вместе упоминается соблюдение субботы с сохранением суда и делами правды. Некоторые считают, что здесь говорится о дне очищения и о посте в этот день, упоминаемом в первой части главы, который назван субботой покоя (Лев 23:32). Но как упоминаемые выше посты, похоже, были приурочены к определенному событию, так и данная суббота несомненно является еженедельной субботой великим знамением между Богом и исповедующим Его народом; Он назначил ее как знак Своего благоволения к ним, а они соблюдают ее в знак своего послушания Ему. Здесь обратите внимание:
I. Как нужно было святить субботу (ст. 13); все еще остается субботство для народа Божьего; мы обязаны соблюдать закон о субботе в день Господень.
1. Нужно избегать всего, что может породить презрение к дню субботнему или зарождает в нас нехорошие мысли о нем, раз Бог так возвеличил его. Мы должны удерживать ногу свою ради субботы, чтобы не топтаться по ней, как это делают мирские неверующие люди, от путешествий в этот день (считают некоторые). Мы должны удерживать ногу свою от исполнения прихотей своих во святой день Его то есть жить, как нам хочется, и делать то, что нам нравится, в день субботний, избегая контроля и ограничений совести или жить, потакая собственным чувственным наслаждениям, с чем современные евреи порочно связывают освящение дня субботнего, хотя это в высшей степени оскверняет его, как и все остальное. В день субботний мы не должны заниматься обычными своими делами (т.е. работать согласно своему призванию) и угождать прихотям своим (т.е. веселиться и развлекаться); более того, мы не должны пустословить, то есть произносить слова, касающиеся нашей работы или удовольствий; мы не должны позволять себе в этот день говорить то, что говорим в другие дни, ибо должны размышлять о путях Божьих и сделать религию основным делом этого дня. Мы должны выбирать то, что угодно Ему, говорить Его словами, говорить на божественные темы, находясь в доме и идя дорогою. Во всем, что мы говорим и делаем, мы должны проводить отличие между этим днем и остальными.
2. Мы должны делать то, что облачает славой этот день и выражает наши высокие мысли о нем. Мы должны называть его отрадою, а не трудом и бременем; мы должны наслаждаться им: ограничениями, накладываемыми им на нас, и служениями, к которым он обязывает нас. Мы должны пребывать в своей среде, поклоняясь Богу и общаясь с Ним. Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Мы должны не только считать его отрадою, но и называть его так, должны открыто исповедовать удовлетворенность, испытываемую в этот день от исполнения своего долга. Мы должны называть его таким ради Бога, благодаря Господа за него и ревностно желая Его благодати, которая укрепила бы нас совершать положенное служение в свой День, так как он является для нас отрадой. Мы должны называть его таким для других, приглашая их прийти и разделить с нами его радости. И мы должны называть его таким ради самих себя, не позволяя зародиться в себе малейшей мысли и желания, чтобы этот день закончился и мы могли сеять. Мы должны называть его святым днем Господним, чествуемым: святым, то есть отделенным от обычного провождения и посвященным Богу и Его служению, святым днем Господним, то есть днем, который Он освящает для Себя. Даже в ветхозаветные времена суббота называлась днем Господним, и поэтому она вполне уместно так же называется до сих пор, а также по той причине, что это день Господа Христа (Откр 1:10, англ. пер.). Он святой, так как это день Господа, и во всех смыслах он почитаем. На нем пребывает благолепие святости; он древний, и его древность — его слава; и мы должны демонстрировать, что считаем его почетным, почитая в этот день Бога. Мы чтим этот день, воздавая славу Тому, Кто учредил его и Чьей славе он посвящен.
II. Какова награда за освящение субботы (ст. 14). Если мы подобным образом помним день субботний, чтобы святить его, то:
1. Мы получим от этого утешение; труд будет наградой за него. Если мы называем субботу отрадою, то будем иметь радость в Господе; Он будет все чаще являть Себя нам, как восхитительный объект для наших мыслей и размышлений, как восхитительный объект для наших наилучших привязанностей. Отметьте: чем больше удовольствия мы получаем от служения Богу, тем больше наслаждений мы найдем в нем. Если мы приступаем к своему долгу с радостью, то по окончании его будем иметь удовлетворение и основание сказать: «Хорошо быть здесь, хорошо приближаться к Богу».
2. Мы будем иметь его славу: «Я возведу тебя на высоту земли», что означает не только наивысшую безопасность (как в Ис 33:16: «он будет обитать на высотах»), но также великие почести и продвижение. «Ты будешь царствовать, будешь выглядеть величественно, и глаза твоих соседей будут устремлены на тебя». Это говорилось об Израиле, когда Бог победоносно вывел его из Египта, чтобы вознести его на высоту земли (Втор 32:12−13). Кто чтит Бога и Его субботу, того Бог также почтит. Если Бог Своей благодатью даст нам возможность вознестись выше этого мира, который не только не будет препятствовать, но и поспособствует дальнейшему нашему продвижению к небесам, то тем самым Он возведет нас на высоту земли.
3. Мы будем иметь выгоду от этого: «Я дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего», то есть все благословения завета и все драгоценные плоды Ханаана (которые были прообразом небес), ибо они были наследием Иакова. Обратите внимание: наследие верующих это не только та часть, которая будет им выделена потом, но и которой они будут питаться сейчас: питаться надеждами на ее обретение, а не лестью, питаться залогом и предвкушениями ее; и у тех, которые питаются, есть основание сказать, что они питаются хорошо. Чтобы мы уповали на это, здесь добавлено: «Уста Господни изрекли это». Бог пообещал, а Он не лжет и не обманывает; что Его уста изрекли, то Его рука даст и сделает; и ни одна йота Его благих обетований не останется неисполненной». Блажен муж, трижды блажен, который делает это, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 58 глава