В главе 53 много говорилось о Христе, в главе 54 о Церкви Христа, а эта посвящена завету благодати, заключенному с нами во Христе. «Неизменные милости, обещанные Давиду» в данной главе (ст. 3), апостол считает привилегиями, вытекающими для нас из воскресения Христа (Деян 13:34), которые могут послужить ключом к данной главе. Это означает, что она предназначена не только для утешения народа Божьего, живущего в то время, особенно для пленников Вавилона и израильтян, рассеянных в других странах, но и для нас. Это Евангелие проповедано нам, равно как и им, только более четко и полно в Новом Завете. В данной главе представлено:
(I) Приглашение для всех прийти и принять привилегии евангельской благодати (ст. 1).
(II) Убедительные аргументы, усиливающие это приглашение (ст. 2−4).
(Ill) Обетование об успешности этого приглашения среди язычников (ст. 5).
(IV) Увещевание к покаянию и реформации, а также великое ободрение надеяться в дальнейшем получить прощение (ст. 6−9).
(V) Утверждение вышесказанного с уверенностью в действенности слова Божьего (ст. 10−11). Приводится отдельный пример исполнения данного обетования, когда евреи вернулись из плена, который предназначался в качестве знамения исполнения всех других обетований.
Стихи 1−5. Данные стихи:
I. Приглашают нас прийти и принять привилегии, приготовленные благодатью Божьей для бедных душ в новом завете, который является наследием рабов Господа (Ис 54:17), и не только их наследием в будущем, но и их чашей уже сейчас (ст. 1). Обратите внимание:
1. Кто приглашается: «...все». Не только евреи (им первым было послано слово спасения), но и бедные и искалеченные язычники, хромы и слепые, приглашаются на брачный пир все, кого можно собрать на дорогах и у изгородей. Это означает, что во Христе достаточно всего для всех и каждого, что служители должны в общем предложить жизнь и спасение всем людям, что во времена Евангелия это приглашение будет более обширным и направлено язычникам и что евангельский завет не исключает никого, кто сам себя не исключит. Приглашение начинается восклицанием Oyez эй, обратите внимание. Имеющий уши да слышит.
2. Каким качеством должны обладать приглашенные они должны жаждать. Все приглашены принять евангельскую благодать лишь при том условии, если она желанна для них. Кто доволен этим миром и его радостями, как своей частью, и не ищет счастья в благоволении Бога, кто уповает на свои заслуги и добрые дела, как на свою праведность, кто не видит для себя необходимости во Христе и Его праведности, такие люди не жаждут; они не ощущают свою нужду, не прилагают усилий и не беспокоятся о своих душах и поэтому не снизойдут до того, чтобы созерцать Христа. А вот жаждущие приглашаются к водам, равно как и те, кто трудится и обременен, приглашены ко Христу для отдыха. Отметьте: где Бог дает благодать, там Он вначале дает жажду к ней, а где Он дал жажду к ней, там Он даст благодать (Пс 80:11).
3. Куда они приглашены: «Идите все к водам». Придите туда, где есть вода: в порты, к причалам, к пристаням на судоходных реках, куда привозят товар; придите туда и купите, ибо это место, где торгуют товаром, привезенным издалека; и для нас эти товары навсегда остались бы чужеземными, если бы Христос не принес вечную праведность. Придите ко Христу, ибо Он открытый источник и скала пораженная. Приступите к святым постановлениям, к тем потокам, которые веселят град нашего Бога; приступите к ним, и хотя эти вещи могут вам показаться простыми и обычными, как вода, тем не менее для верующих во Христа они будут символизировать вино и молоко, которые обильно освежают. Придите к исцеляющим водам; придите к живым водам. Всякий желающий пусть приходит и берет воду жизни (Откр 22:17). Наш Спаситель ссылался на эти слова (Ин 7:37): «Кто жаждет, иди ко Мне и пей».
4. Что они приглашаются делать.
(1) Идите, покупайте. Никогда ни один из торговцев не привлекал покупателей к тому, с помощью чего он сам надеялся обогатиться, как в данном случае Христос привлекает нас к тому, с помощью чего мы сможем обогатиться. «Придите и купите, и мы заверяем вас, что вы заключите хорошую сделку, в которой никогда не раскаетесь и не окажетесь в проигрыше. Придите и купите; сделайте ее своей, применяя к себе благодать Евангелия, сделайте ее своей на условиях Христа, более того, на любых условиях, не раздумывая, согласны ли вы с ними».
(2) «Покупайте и ешьте; пусть она еще больше принадлежит вам, ибо то, что мы едим, больше принадлежит нам, чем то, что мы лишь купили». Мы должны купить истину, но не для того, чтобы отложить и только смотреть на нее, а чтобы питаться и насыщаться ею, чтобы благодаря ей наша духовная жизнь питалась и укреплялась. Мы должны покупать необходимую пищу для наших душ, должны быть готовы расстаться со всем, даже самым дорогим для нас, чтобы иметь Христа, Его благодати и утешения. Мы должны расстаться с грехом, так как он противостоит Христу, расстаться с высоким мнением о собственной праведности, так как она соперничает со Христом, быть более готовыми расстаться с самой жизнью и самым необходимым, что поддерживает ее, чем со своей частью во Христе. А когда мы купили необходимое, то не нужно отказывать себе и с радостью использовать купленное: есть от трудов рук своих: покупайте и ешьте.
5. Что же их приглашают вкусить: «Идите, покупайте вино и молоко, которые не только утолят вашу жажду (что может сделать чистая вода), но напитают тело и оживят дух». Мир не оправдывает наших ожиданий. Мы надеемся получить от него по крайней мере воду, но огорчаемся, как дороги Фемайекие (Иов 6:19). Но Христос превосходит наши ожидания. Мы приходим к водам и радуемся им, но находим там вино и молоко, которые были основными продуктами питания колена Иудина и которыми Силом, принадлежащий этому колену, был обеспечен, чтобы к нему собирался народ (Быт 49:10,12, англ. пер.): «...блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока». Мы должны прийти ко Христу, чтобы иметь молоко для младенцев, чтобы питать и лелеять тех, кто недавно родился свыше; в нем и сильные мужи найдут то, что укрепит их: они будут иметь вино, которое возвеселит их сердце. Мы должны расстаться со своей мутной водой, чтобы добыть это вино и молоко.
6. Эти продукты даются им даром: «Покупайте без серебра и без платы». Необычный способ покупки: не только без приготовленных денег (довольно обычный способ), но и вообще без денег или обещания заплатить; тем не менее это не кажется странным тем, кто обратил внимание на совет Христа Лаодикийской Церкви, которая была очень бедна, чтобы прийти и купить (Откр 3:17−18). То, что мы покупаем без денег, подразумевает, (1) что предлагаемые нам дары бесценны и никакая цена не может соответствовать им. Мудрость это то, что нельзя купить за золото.
(2) Что предлагающий их нам не нуждается в нас и в доходе, который мы могли бы принести Ему. Он делает нам эти предложения не потому, что у Него появилась возможность продать, а так как Он расположен давать.
(3) Что предлагаемое уже куплено и за него заплачено. Христос приобрел их за полную цену, но не за деньги, а Своей драгоценною Кровию (1Пет 1:19).
(4) Что нам предлагаются привилегии этого обетования, хотя мы абсолютно недостойны их и не можем предложить взамен ничего, что выглядело бы как ценная компенсация. Мы сами по себе не представляем никакой ценности, как и то, что имеем или можем сделать, и мы должны признать, что если Христос и небеса наши, то мы должны считать себя вечными должниками благодати, дающейся даром.
II. Нас настойчиво приглашают и убеждают (О, если бы мы согласились!) принять это предложение и ради себя заключить эту выгодную сделку.
1. Нас убеждают в том, чтобы мы послушали Бога и Его предложения: «Послушайте Меня внимательно (ст. 2). Не только послушайте, но и одобрите Мои слова и примените их к себе (ст. 3). Приклоните ухо ваше, как вы делаете, слушая то, что волнует вас и нравится вам; склоните ухо и пусть гордое сердце снизойдет до смиряющих методов Евангелия; склоните свое ухо, чтобы вы могли выслушать со вниманием и замечаниями; послушайте и придите ко Мне; не только придите и общайтесь со Мной, а согласитесь со Мной и на Моих условиях». Примите предложения Бога, как чрезвычайно выгодные; соответствуйте Его требованиям, как весьма благоразумным и подходящим.
2. Аргументы, используемые для убеждения, заверяют нас в том:
(1) Что мы причиним себе невыразимое зло, если пренебрежем и откажемся от этого предложения: «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, за то, что не насытит вас, за пищу нищего, за сухой хлеб, если у Меня вы можете иметь вино и молоко без платы? Для чего отвешивать трудовое свое, на что потрачено много труда, за то, что не насыщает, как сухой хлеб?»
Посмотрите [1] на суетность благ этого мира. Они не являются хлебом и подходящей пищей для души; они не обеспечивают необходимым питанием и подкреплением. Хлеб основа жизни, но он не обеспечивает никакой поддержкой духовную жизнь. Все богатства и удовольствия мира не дают подходящего питания для души. Вечные истины и вечные блага являются единственной пищей для разумной и вечной души, жизнь которой заключается в примирении и подобии Богу, в союзе и общении с Ним, которым ни в коей мере не содействуют блага этого мира. Они не насыщают; они не приносят душе какого-либо твердого утешения и удовлетворения и не дают ей возможности сказать: «Теперь я имею, что хочу». Более того, они не удовлетворяют даже аппетиты тела. Чем больше человек имеет, тем больше ему хочется (Еккл 1:8); так, Аман не был удовлетворен, живя в изобилии. Они тешат, но не наполняют; угождают лишь на какое-то время, как мечта голодного человека, который просыпается и душа его голодна. Они очень скоро пресыщают, но никогда не насыщают; они пресыщают человека, но не удовлетворяют и не делают его абсолютно спокойным. Блага этого мира суета и недовольство.
[2] На безрассудство сынов этого мира. Они тратят свои деньги и труд на эти зыбкие и неудовлетворяющие блага. Богатые живут за счет своих денег, а бедные за счет своего труда, но и те и другие обманываются в своей выгоде, которую один считает торговлей, а другой трудом, ибо мир, обещающий им удовлетворенность и блаженство, бессовестно разочарует обоих. Бог сострадательно снисходит, чтобы увещевать их: «До каких пор вы будет поступать против собственной выгоды? Почему вы позволяете так себя обманывать?» Давайте поразмыслим сами с собой и пусть результатом этих размышлений будет решение стараться не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин 6:27). Пусть все огорчения, с которыми мы сталкиваемся в этом мире, помогут привлечь нас ко Христу и ведут искать удовлетворения только в Нем. Это единственный путь обеспечить себя тем, что будет незыблемым благом.
(2) Что мы окажем себе невыразимое добро, если примем это приглашение и согласимся с ним.
[1] Тем самым мы сохраним для себя нынешние наслаждения и удовлетворенность: «Если вы послушаете Христа, то вкусите благо, которое и полезно, и приятно, которое является благом само по себе и благом для вас». Благое слово Бога и обетование, добрая совесть и утешение благого Духа Божьего все это представляет собой постоянное пиршество для тех, кто слушает внимательно и послушен Христу. Их души насладятся туком, то есть самыми богатыми и приятными наслаждениями. Приведенное здесь приглашение не говорит: «Придите и купите», чтобы не огорчить нас, а: «Придите и ешьте; придите и наслаждайтесь тем, что чрезмерно приятно; ешьте, друзья!» Печально, что людей нужно так долго уговаривать, чтобы они посодействовали своему счастью.
[2] Тем самым мы сохраним для себя вечное блаженство: «Послушайте, и жива будет душа ваша; вы не только спасетесь от вечной гибели, но и получите вечное благословение», ибо именно в этом заключается жизнь бессмертной души. Слова Христа это дух и жизнь: жизнь для духа (Ин 6:33,63) и слова этой жизни (Деян 5:20). На каких простых условиях нам предлагается блаженство! Только «послушайте, и вы будете жить».
[3] Великий Бог милостиво хранит все это для нас: «Придите ко Мне, и дам вам завет вечный; согласно этому завету Я буду поособому относиться к вам и выполнять Свои обязанности перед вами и тем самым дам неизменные милости, обещанные Давиду». Отметьте: во-первых, если мы приходим к Богу, чтобы служить Ему, то Он, согласно завету, будет делать для нас добро и сделает счастливыми настолько Он снисходителен к нам и заботится о нас. Во-вторых, завет Бога с нами вечный завет; Он был задуман от вечности и будет длиться до вечности. В-третьих, выгода от этого завета это милости, соответствующие нашей ситуации; кто несчастен, тот становится достойным объектом для милости. Они приходят от милости Бога и направлены из милости к нам. В-четвертых, это милости, обещанные Давиду Богом (Пс 88:29−30 и далее), названные милостями к Давиду, рабу Божьему, и на них ссылался Соломин (2Пар 6:42). Этот завет будет таким же незыблемым, как завет с Давидом (Иер 33:25−26). Завет на царство был прообразом завета благодати (2Цар 23:5). Или же, скорее, под Давидом здесь следует рассматривать Мессию. Все милости, получаемые по завету, это Его милости; они приобретены Им; они обещаны в Нем; они хранятся в Его руке и из Его руки распределяются нам. Он Посредник и Попечитель завета; и о Нем говорится в Книге Деяния 13:34. Они являются — ta hosia (слово используется в данном месте и Септуагинтой) святынями Давида, ибо подтверждаются святостью Бога (Пс 88:36) и предназначены для распространения святости среди людей. В-пятых, это надежные милости. Так как завет заключен правильно и касается всех благ, то он надежен. Он надежен в своих основных предложениях; Бог реален и искренен, решителен и ревностен, предлагая эти милости. Он также надежен в отдельном его применении к верующим; дары и призвание Божие непреложны. Это милости Давида, и поэтому они надежны, ибо во Христе все обетования «да» и «аминь».
III. Обещано, что Иисус Христос исполнит все остальные обетования, которые здесь предлагаются нам (ст. 4). Он есть тот Давид, чьи непреложные милости являются благословениями и привилегиями завета. «И Бог дал Его с определенной целью и согласно обетованию, поставил и назначил Его и при полноте времени обязательно пошлет Его (словно Он уже пришел), чтобы Он был для нас всем, что необходимо для получения выгоды от всех этих приготовлений». Он дал Его даром, ибо разве не даром дается подарок? В нас не было ничего, заслуживающего подобного благоволения, но Христос это дар от Бога. Мы нуждаемся в Нем, (1) чтобы подтвердить истину обетований, привилегии которых нам предложено принять; Христос дан свидетелем того, что Бог желает оказать нам Свое благоволение на условиях Евангелия, чтобы подтвердить обетования, данные отцам, и мы могли с полным удовлетворением вверить свои души данным обетованиям. Христос верный свидетель, и мы можем верить Его слову; Он компетентный свидетель, ибо Он от вечности покоился в недрах Своего Отца и был полностью ознакомлен с данным вопросом. Христос, как пророк, торжественно объявил всему миру волю Бога; а уверовать значит принять Его свидетельство.
(2) Чтобы Он помог нам принять приглашение и прийти в соответствие с его условиями. Мы не знаем, как найти путь к водам, где сможем подкрепиться, но Христос дан нам как вождь. Мы не знаем, что нам делать, чтобы стать подходящими для завета и его сопричастниками, но Он дан нам наставником, чтобы показать, что делать, и сделать нас способными для этого дела. Много трудностей и препятствий лежат на нашем пути ко Христу; у нас есть духовные враги, с которыми нам предстоит сражаться; и чтобы оживить нас для этой борьбы, у нас есть хороший вождь, как Иисус Навин, наставник и военачальник, чтобы мы растоптали своих врагов и завладели землей обетованной. Соответственно Своим заповедям Христос наставник, а согласно Своему примеру вождь; наша задача повиноваться Ему и следовать за Ним.
IV. Раз Хозяин праздника назначен, то дальше нужно побеспокоиться, чтобы пришли гости и еда не пропала (ст. 5).
1. На этот праздник будут позваны язычники, они будут приглашены со всех дорог и изгородей: «Ты призовешь народ, которого Ты не знал, то есть народ, который раньше не призывали и не считали Твоим, которому Ты не посылал пророков, как Израилю, которого Бог знал лучше всех семей земли». Теперь язычники будут облагодетельствованы больше, чем ранее; их познание Бога скорее можно назвать познанием от Бога (Гал 4:9).
2. Они придут по призыву: «Народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе»; те, которые долгое время были далеко от Христа, теперь приблизятся к Нему; те, которые раньше бежали от Него, теперь будут бежать к Нему с максимальной скоростью и ревностью. Будет наблюдаться великое стечение верующих язычников ко Христу, Который, вознесшись от земли, привлечет к Себе всех людей. Теперь посмотрите на основание, (1) почему язычники подобным образом соберутся ко Христу: ради Господа, Бога твоего, так как Он Сын Божий. Он объявлен Сыном Божьим, имеющим силу, и теперь они увидят, что Его Бог одно целое с Тем, с Кем они имели дело, и что прийти к Нему, как к своему Богу, может только тот, кто имеет часть в Его Сыне. Кто придет, чтобы познакомиться с Богом и понять, какие отношения установились между ними и Им, не сможет не прийти к Иисусу Христу, Который является единственным Посредником между Богом и человеком; нет иного пути к Богу, а только через Него.
(2) Почему Бог приведет их к Нему: так как Он Святой Израилев, верный Своим обетованиям, и Он пообещал прославить Его, дав Ему язычников в наследие. Когда греки начали спрашивать о Христе, то Он сказал: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин 12:22−23). А Его слава при воскресении и вознесении была великим аргументом, побудившим толпы людей бежать к Нему.
Стихи 6−13. Эти стихи продолжают описывать завет благодати, заключенный с нами в Иисусе Христе: что требуется от нас и что нам обещано в завете; приводятся размышления, достаточные, чтобы подкрепить нашу веру, согласие и упование на этот завет. Милостивое открытие доброжелательности Бога к сынам человеческим не ограничивается евреями или язычниками, Ветхим Заветом или Новым, тем более пленниками в Вавилоне. Приведенные здесь заповеди и обетования предназначены для всех: для всех жаждущих блаженства (ст. 1). Кто же не жаждет его? Послушайте эти слова и живите.
I. В этих стихах бедным грешникам предлагается прощение, мир и блаженство на условиях Евангелия (ст. 6−7).
1. Пусть молятся, и их молитвы будут услышаны и им дан ответ (ст. 6): «Ищите Господа, когда можно найти Его. Ищите Того, Кого вы оставили, отступив от своей верности Ему, Кого вы потеряли, спровоцировав отнять у вас Свое благоволение. Призывайте Его, когда Он близко, когда Он настолько близко, что Его можно позвать». Здесь обратите внимание:
(1) На долг, который требуется исполнить. [1] «Ищите Господа. Ищите Его и спрашивайте о Нем, как о своем пророке. Спрашивайте закон уст Его: «Что повелишь мне делать?» Ищите Его и спрашивайте о Нем, как о своей части и блаженстве; ищите, чтобы примириться и познакомиться с Ним, чтобы обрести счастье в Его благоволении. Сожалейте о том, что потеряли Его; усердно ищите Его; используйте определенный метод, чтобы найти Его, используйте Христа, как свой путь, Его Дух как своего вождя, а Его слово как свое правило». [2] «Призывайте Его. Молитесь Ему, чтобы примириться с Ним, а примирившись, молитесь обо всем, в чем вы нуждаетесь».
(2) На определенные стимулы, которые используются, чтобы побудить нас к исполнению этих обязанностей: «...когда можно найти Его... когда Он близко». [1] Эти слова подразумевают, что сейчас Бог близко и Его можно найти, и поэтому мы не напрасно будем искать и призывать Его. Сейчас Его терпение ожидает нас, Его слово призывает нас и Его Дух борется с нами. Поэтому давайте используем свои преимущества и возможности, ибо сейчас время благоприятное. Но [2] грядет день, когда Он будет далеко, и Его нельзя будет найти, когда день Его терпения подойдет к концу и Его Дух уже не будет бороться. Это время может настать уже в этой жизни, если сердце человека неисцелимо ожесточено; верно, что после смерти и суда дверь закроется (Лк 16:26; Лк 13:25−26). Сейчас предлагается милость, а потом придет суд без милости.
2. Пусть покаются и изменятся, и их грехи будут прощены (ст. 7). Это призыв к необращенным к нечестивцам и беззаконникам: к нечестивцам, которые живут, зная о своих страшных грехах, и беззаконникам, которые живут, пренебрегая простыми обязанностями; именно им послано это слово спасения и приводятся всевозможные заверения в том, что раскаявшиеся грешники будут искать прощающего Бога. Здесь обратите внимание:
(1) Что означает покаяться. Покаяться значит [1] отвернуться от греха и оставить его; оставить его с отвращением и ненавистью и никогда не возвращаться к нему. Нечестивый должен оставить свой путь, свой злой путь, как и мы должны оставить свой ложный путь, ибо он никогда не приведет нас к счастью, к которому мы стремимся, оставить свой опасный путь, ведущий к гибели. Пусть больше не делает ни одного шага по этому пути. Более того, он должен поменять не только путь, но и образ мышления; беззаконник должен оставить помыслы свои. Покаяние, если оно истинное, поражает корень и омывает сердце от нечестия. Мы должны изменить свое мнение о людях и вещах, изгнать порочные мысли и суетные стремления, нашедшие прибежище в неудовлетворенном сердце. Отметьте: недостаточно оставить порочную практику мы должны противодействовать злым помыслам. Но это еще не все. [2] Покаяться значит обратиться к Господу, возвратиться Нему, как к своему Богу, всемогущему Богу, против Которого мы восстали и с Которым должны постараться примириться. Это значит обратиться к Богу как к источнику жизни и живой воды, который мы оставили ради водоемов разбитых.
(2) Что ободряет нас покаяться. Если мы сделаем это, то [1] Бог помилует нас. Он не будет обращаться с нами так, как того заслуживают наши грехи, а будет сострадать нам. Страдальцы объект для милости. И последствия греха, которые делают нас действительно страдальцами (Иез 16:5−6), и природа покаяния, благодаря которой мы осознаем собственное бедственное положение и начинаем оплакивать себя (Иер 31:18), делают нас объектами для сострадания, а Бог владеет заботливыми милостями. [2] Он простит нас (ст. 8 англ. пер.). Он умножит прощение (дословно), как мы умножаем обиды. Хотя наши грехи велики и их много, хотя мы часто отступали и сейчас склонны ко греху, тем не менее Бог повторно простит и примет даже отступивших от Него детей, которые искренно вернутся к Нему.
II. Здесь приводятся предназначенные для нас ободрения, чтобы мы приняли это предложение и вверили ему свои души. Ибо, куда бы мы ни посмотрели, мы найдем достаточно, чтобы утвердиться в своей вере, в ее обоснованности и ценности.
1. Если мы посмотрим на небеса, то увидим, что Божьи советы высоки и превосходны, а Его помыслы и пути безгранично выше наших (ст. 8−9). Эти стихи побуждают нечестивцев оставить их злые пути и помыслы (ст. 7) и возвратиться к Богу, то есть привести свои пути и помыслы в соответствие с Его путями и помыслами: «Ибо, говорит Он, Мои мысли и пути не ваши. Вы заботитесь только о земных благах: они от земли, земные; а Я забочусь о вышнем, ибо небо выше земли; и если вы истинно раскаялись, то ваши привязанности также должны быть направлены на вышние блага». Или же эти слова нужно понимать как ободрение для нас уповать на обещание Бога простить грех, если мы раскаемся. Грешники должны бояться, что Бог не примирится с ними, ибо не могут найти в своем сердце желание примириться с Тем, кто так часто оскорблял их. «Но, говорит Бог, Мои мысли по этому вопросу не ваши мысли, а намного выше их, как небеса выше земли». Они такие же и в других вопросах. Мысли человека о грехе, Христе, святости, об этом и ином мире значительно отличаются от мыслей Бога, но особенно в вопросе примирения. Нам кажется, что Богу нравится наказывать и что Он неохотно прощает, что Он прощает однажды и не простит во второй раз. Петр считал, что довольно сложно простить семь раз (Мф 18:21), и многие разделяют это мнение. Но Бог встречает вернувшихся грешников с прощающей милостью; Он прощает с готовностью, как и дает, и при этом не укоряет. Мы прощаем и не можем забыть, но когда Бог прощает грех, то больше не помнит. Так Бог приглашает грешников вернуться к Нему, внушая им хорошие мысли о Себе (как в Иер 31:20).
2. Если мы посмотрим на эту землю, то увидим, что слово Бога сильно и действенно, и оно соответствует всем своим великим намерениям (ст. 10−11). Здесь обратите внимание (1) на эффективность слова Божьего в царстве природы. Он говорит снегу: «Будь на земле»; Он повелевает, когда тот должен пойти, в каком количестве и как долго ему лежать на ней; Он говорит мелкому и большому дождю, ибо они в Его власти (Иов 37:6). И соответственно Его повелению они приходят с небес, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лицо обитаемой земли... для наказания или для помилования (Иов 37:12−13). Оно не возвращается re infecta не достигнув своей цели, а напояет землю с высот Своих (Пс 103:13). Он напояет землю, чтобы сделать ее плодородной. Так Он заставляет ее рождать и воспроизводить, ибо плодородие земли зависит от росы небесной; таким образом она не только дает хлеб тому, кто ест, т.е. нынешнее содержание владельцу и его семье, но и семя тому, кто сеет, чтобы у него была пища на следующий год. Земледелец должен быть сеятелем, равно как и едоком, или же, в противном случае, скоро настанет конец тому, что он имеет.
(2) На действенность Его слова в царстве провидения и благодати, которое так же незыблемо, как в предыдущем случае: «Так и слово Мое, обладающее силой в устах пророков и в руке провидения, не возвращается ко Мне тщетно, как неспособное произвести действие, для которого оно было послано, и как встретившее непреодолимое препятствие; нет, оно исполняет то, что Мне угодно (ибо являет Его волю, соответственно совету которой Бог совершает все дела), и совершит то, для чего Я послал его». Это заверяет нас в том, [1] что обетования Бога полностью исполнятся в должное время, и ни одна их йота не останется неисполненной (3Цар 8:56). Эти обетования о милости и благодати окажут реальное воздействие на души верующих для их освящения и утешения, подобно дождю, проливающемуся на землю, чтобы сделать ее плодородной. [2] Что соответственно различным поручениям, согласно которым посылается слово, оно будет оказывать различное воздействие. Если оно не будет благоуханием жизни, ведущим к жизни, или благоуханием смертоносным к смерти, если оно не обличит совесть и не смягчит сердце, то тогда оно сожжет совесть и ожесточит сердце; если оно не сделает душу созревшей для небес, то она созреет для ада (см. Ис 6:9). Так или иначе, но оно окажет воздействие. [3] Что приход Христа в этот мир подобен росе с небес (Ос 14:5), и он не будет напрасен, ибо если Израиль не соберется, то Он будет прославлен обращением язычников; поэтому им будет передана благодать, когда евреи откажутся от нее, чтобы на бракосочетании присутствовали гости и Евангелие не возвратилось тщетным.
3. Если мы особым образом посмотрим на Церковь, то увидим, какие великие дела Бог совершил и еще совершит для нее (ст. 12−13): «Вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром». Это ссылка (1) на освобождение и возвращение евреев из Вавилона. Они выйдут из плена, и их поведут обратно в их страну. Бог обязательно будет идти перед ними, хотя и не таким ощутимым образом, как раньше шел перед их отцами в виде облачного и огненного столба. Они выйдут, но не с трепетом, а с ликованием; они не будут сожалеть, что покидают Вавилон, и бояться, что их вернут обратно, а выйдут с веселием и миром. Их переход обратно домой через горы будет приятным; к ним будут доброжелательно относиться во всех странах, через которые они будут проходить. Холмы и их обитатели в приливе радости будут петь песнь, но если люди будут молчать, то даже дерева в поле будут сопровождать их своими аплодисментами и восклицаниями. А когда они придут на свою землю, то она с радостью будет приветствовать их; хотя они ожидают увидеть ее поросшую колючками и терниями, но она будет усажена кипарисами и миртом, ибо хотя и пребывала в запустении, но удовлетворяла себя за субботы (Лев 26:34), которые улучшали ее после того, как заканчивались. Это значительно содействовало славе Бога:
Но, (2) несомненно, эти стихи ссылаются на более отдаленные времена. Это событие будет знамением вечным, то есть [1] искупление евреев из Вавилона будет подтверждением обетований, касающихся евангельских времен. Исполнение предсказаний об этом великом освобождении будет залогом исполнения всех других обетований, ибо тем самым будет явлено, что верен обещавший. [2] Оно представит благословенные обетования и будет их прообразом. Во-первых, евангельская благодать освободит тех, кто был в узах греха и сатаны. Они выйдут и будут провожаемы. Христос сделает их свободными, и тогда они несомненно станут свободными. Во-вторых, это наполнит радостью тех, кто пребывал в грусти (Пс 13:7): «...тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль». Земля и второстепенная часть творения разделят радость их спасения (Пс 93:11−12). В-третьих, это произведет великую перемену в человеческих характерах. Тот, кто был похож на тернии и волчцы и годился лишь для огня, более того, кто наносил вред и возбуждал недовольство, станет привлекательным и полезным, как кипарис и мирт. Волчцы и тернии пришли с грехом и были плодами проклятия (Быт 3:18). А появление красивых деревьев на их месте символизирует снятие проклятия закона и вступление в силу евангельских благословений. Враги Церкви подобны терниям и волчцам, но вместо них Бог восставит друзей, которые будут ее охраной и украшением. Или эти слова могут означать, что мир станет лучше; вместо поколения волчцев и терний придет поколение кипарисов и миртов; дети будут мудрее и лучше родителей. И, в-четвертых, во всем этом Бог прославится; это событие возвеличит Его; благодаря ему о Нем узнают и будут славить; это ободрит народ Божий и послужит для него вечным знамением Божьего благоволения к ним, заверяющего их в том, что хотя иногда оно будет омрачено, но они никогда не лишатся его. Завет благодати вечный завет, ибо его нынешние благословения являются знамениями его вечных благословений.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 55 глава