Смерть Христа это жизнь Церкви и всех, кто искренне принадлежит к ней, поэтому весьма уместно после предсказаний о страданиях Христа пророк предсказывает процветание Церкви (что является частью Его славы) и Его превознесение, которое является наградой за Его смирение. Ему обещано, что Он увидит Своих потомков, и данная глава поясняет это обетование. С легкостью можно предположить, что она содержит непосредственную ссылку на благополучие и процветание еврейской Церкви после ее возвращения из Вавилона, что (как и другие события, приключившиеся с ней) было прообразом славной свободы детей Божьих, к которой мы пришли через Христа; в то же время нельзя отрицать, что она является основной ссылкой на евангельскую Церковь в более отдаленные времена, куда будут допущены язычники. И первые слова данной главы, которые апостол Павел считает относящимися к новозаветному Иерусалиму (Гал 4:26−27), могут послужить ключом ко всей главе и дальнейшим главам. Относительно христианской Церкви в ней обещано:
(1) Что хотя ее начало было незначительным, но впоследствии она значительно умножится благодаря доступу в нее многих язычников, которые были полностью лишены церковных привилегий (ст. 1−5).
(II) Хотя иногда может казаться, что Бог отступил от нее и временно удалил знаки Своего благоволения, но Он вернется к ней с милостью и больше не будет соперничать с нею (ст. 6−10).
(III) Хотя какое-то время она пребывала в скорби и подверглась притеснениям, но впоследствии получит значительные почести и будет возвеличена, как никогда (ст. 11−12).
(IV) Знание, праведность и мир будут процветать и преобладать (ст. 13−14).
(V) Что все попытки противостать Церкви будут расстроены, и она будет защищена от злобы своих врагов (ст. 14−17).
Стихи 1−5. Если считать, что эта глава касается состояния еврейской Церкви после ее возвращения из плена, то она является пророчеством об умножении ее народа после того, как он поселится на собственной земле. Иерусалим находился в положении жены, считавшейся бездетной, или одинокой, всеми оставленной вдовы. Но здесь обещано, что город и страна вновь наполнятся людьми, что восстановятся не только руины Иерусалима, но и его окрестности со всех сторон и много величественных зданий будет построено на новых основаниях, а то имущество, с которым в течение многих лет неверно обращались вавилонские язычники, теперь будет возвращено законным владельцам. Бог опять станет для них мужем, а позор их рабства и малочисленность, до которой они были доведены, будет забыта. Следует обратить внимание, что в силу древнего обетования, данного Аврааму об умножении его потомства, они значительно умножатся, когда восстановят Божье благоволение к себе. Первая группа евреев, вернувшихся из Вавилона, состояла из 42000 человек (Езд 2:64), около одной пятнадцатой части от количества вышедших из Египта; многие присоединились к ним впоследствии, но мы можем предположить, что именно это была самая многочисленная группа, пришедшая одновременно. Тем не менее, спустя пятьсот лет, незадолго до их уничтожения римлянами, проводился подсчет с помощью количества пасхальных агнцев, и, согласно самому приблизительному исчислению, следовавшему правилу, что на одного агнца приходится десять человек (а их может быть и двадцать), получалось, что их было около трех миллионов. Джозеф (Еврейские войны 6:425) говорит, что их было более 2 700 000, но мы должны применять этот отрывок ко всей Церкви Божьей в целом: я подразумеваю Царство Божье среди людей, Божий город в этом мире и привившихся детей Божьих. Обратите внимание:
1. На презренное и увядающее состояние религии, которое долго преобладало в мире До учреждения христианства. Она напоминала бездетную, не рождавшую, или мучившуюся при родах, была подобна одинокой женщине, потерявшей мужа и детей; она обладала незначительными возможностями и приносила мало плода. Иудеи по исповеданию состояли в браке с Богом, к ним присоединилось мало прозелитов, подрастающее поколение было малообещающим, и истинное благочестие среди них потеряло свою значимость. Религия среди язычников была менее распространена, чем у евреев; их прозелиты были рассеяны; а дети Божьи, подобно детям в разоренной семье, были рассеяны повсюду (Ин 11:52); они не заявляли о себе и ничего не представляли из себя.
II. На ее исцеление от этого презренного состояния благодаря проповеди Евангелия и насаждения христианской Церкви.
1. Многие обратились от идолов к живому Богу. Детьми Церкви были все, кто родился свыше, кто стал сопричастником новой божественной природы благодаря слову. У оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа; в языческой Церкви (когда она была учреждена) оказалось больше благочестивых людей, которые раньше были далеки от Бога и не знали Его, чем в еврейской Церкви. Запечатленные Божьи дети из колен Израилевых были пересчитаны (Откр 7:4), и они представляли лишь остаток по сравнению с тысячами Израиля; а пришедших из других народов было так много и они так значительно наполнили Церковь, помимо многих рассеянных в других частях, что никто не мог пересчитать их (ст. 9). Иногда большей силой обладает религия в тех местах и семьях, где люди меньше выставляют ее напоказ и мало используют средства благодати, чем там, где другие отличают себя пышным исповеданием. И поэтому у оставленной гораздо более детей и плодов их праведности, чем у замужней жены; так последний станет первым. Об этом здесь говорится как об основании для великой радости Церкви, которая призвана воспеть по этому поводу. Возрастание Церкви дает повод радоваться всем ее друзьям и укрепляет их руки. Чем дольше Церковь оставалась опустошенной, тем больше будет радость, когда она начнет восстанавливать утерянное основание и приобретать больше. Даже на небесах ангелы Божьи необычайно радуются кающемуся грешнику, тем более кающемуся народу. Если бесплодная смоковница наконец приносит плоды, то хорошо; она радуется, и другие вместе с ней.
2. Границы Церкви протянутся намного дальше, чем ранее (ст. 2−3).
(1) Здесь предполагается, что нынешнее состояние Церкви состояние скинии; она пребывает в палатках, как наследники обетования в древние времена (Евр 11:9); ее жилище ничтожное и передвижное, оно не сможет устоять против бури. Город, постоянный город, хранится для более позднего времени. Палатка скоро будет снята и собрана, и подсвечник церковных привилегий скоро будет сдвинут с места его (Откр 2:5) и поставлен там, где угодно Богу.
(2) Хотя она пребывает в положении скинии, это время знаменуется ее ростом, а если семья возрастает, то неважно, даже если она живет в палатке. Так было и в первые времена проповеди Евангелия; основной задачей апостолов было научить все народы, расширить покровы церковного помещения и проповедовать Евангелие там, где имя Христа неизвестно (Рим 15:20), повлиять Евангелием на те города и страны, которые не знали его, и таким образом распустить верви этой скинии, чтобы больше людей могло войти; при этом также необходимо было пропорционально утвердить колья, чтобы они могли удержать вес увеличенных занавесей. Чем многочисленнее становится Церковь, тем более осторожна она должна быть, вооружившись против ошибок и пороков, чтобы поддержать свои семь столбов (Притч 9:1).
(3) Доказательством божественной силы, сопровождающей Евангелие, послужил тот факт, что повсюду оно возрастало и возмогало (Деян 19:20). Оно распространялось, как прорвавшаяся вода направо и налево, то есть во все стороны. Евангелие достигло всех частей мира; церкви появились на востоке и на западе. Потомки Церкви наследовали опустошенные города язычников (которые были лишены знаний и поклонения истинному Богу), то есть в них учредилась религия и начало исповедоваться имя Христа.
3. Это было утешением и славой Церкви (ст. 4): «Не бойся, ибо не будешь постыжена, как раньше, ограниченностью своих границ и малочисленностью своих детей, в чем твои враги упрекали тебя; ты забудешь посрамление юности твоей, ибо для подобных обвинений больше не будет оснований». Во времена юности христианской религии ее порицали за то, что ни один из царей или правителей этого мира не принял ее, а приняла и исповедовала ничтожная кучка людей; но некоторое время спустя народы были научены, император стал христианином и тогда посрамление ее юности было забыто.
4. Это произошло благодаря взаимоотношениям, в которых Бог состоял с Церковью, как ее муж (ст. 5): «Твой Творец есть супруг твой». Писание говорит, что верующие состоят в браке со Христом, чтобы иметь возможность принести плод Богу (Рим 7:4); так и Церковь состоит в браке с Ним, чтобы она могла принести и родить святое потомство Богу и считаться родом Его. Иисус Христос — Творец Церкви, благодаря Которому она сформирована в народ; Он ее Искупитель, с помощью Которого она выведена из плена, из рабства греха наихудшего рабства. Именно Он женился на ней.
(1) Он — Господь Саваоф (Господь воинств в англ. пер.), обладающий неодолимой силой, абсолютной властью и всеобщим владычеством! Иногда цари, руководящие войсками, сталкиваются с другими царями, руководящими своими войсками, которые являются такими же многочисленными и сильными, как их войска, но Бог — Господь всех воинств.
(2) Он Святой Израилев: Тот, Кто руководил делами ветхозаветной Церкви и был Посредником завета, заключенного с ней. Обетования, данные новозаветному Израилю, так же обильны и надежны, как обетования для ветхозаветного Израиля, ибо Тот, Кто является нашим Искупителем, является Святым Израилевым.
(3) Он назовется Богом всей земли как Господь и как Посредник, ибо Он наследник всего сущего. Но Он назовется таковым лишь тогда, когда концы земли увидят Его спасение, когда вся земля назовет Его своим Богом и будет иметь в Нем свою часть. Долгое время Его называли особым образом Богом Израилевым, но теперь, когда разделение между евреями и язычниками упразднено, Он будет называем Богом всей земли даже там, где, как в Афинах, Его называли неведомый Бог.
Стихи 6−10. В этой главе рассказывается о своевременной помощи и облегчении, которые Бог послал Своим пленникам в Вавилоне, когда они освободились от рабства, как о прообразе всех утешений Божьих, хранимых для Церкви в общем и для всех верующих в отдельности согласно завету благодати.
I. Вспомните прежние бедствия, и в сравнении с ними благоволение Бога к Своему народу предстает весьма утешительным (ст. 68). Обратите внимание:
(1) Каким скорбным было положение Церкви. Она была оставленной женой, муж которой умер или поссорился с ней, хотя она была женой юности его; в связи с этим она огорчена духовно, очень болезненно воспринимает нынешнее положение, раздражается и грустит; или ее можно сравнить с женой, которую оставили и от которой отказались, и поэтому она раздосадована. Отметьте: даже те, кто заключил брак с Богом, иногда кажутся оставленными и забытыми, они могут скорбеть духом, осознавая это. Кто никогда не был оставлен и не испытывал отчаяния, иногда может быть в недоумении и затруднительном положении. Эта схожесть поясняется (ст. 7−8): «На малое время Я оставил тебя, в жару гнева Я сокрыл от тебя лицо Мое». Когда Бог долго держит Свой народ в беде, то кажется, что Он оставил его; так истолковывают это его враги (Пс 70:11); так они сами неверно истолковывают его (Ис 49:14). Когда, находясь в беде, они безутешны, так как их молитвы и ожидания остаются без ответа, тогда Бог прячет от них Свое лицо, словно не обращает на них внимания и не намерен оказывать милость. Бог признает, что поступал так, ибо Он записывает страдания Своего народа; и хотя Он никогда не поворачивается лицом против них (как против делающих зло, Пс 33:17), но помнит, как часто поворачивался к ним спиной. Безусловно, это результат его недовольства. Во гневе Бог оставил их и сокрыл от них Свое лицо (Ис 57:17), но это было от малого гнева (англ. пер.); это не значит, что гнев Бога может быть незначительным или к нему можно относиться легкомысленно (ибо кто знает силу гнева Его?), но он был малым по сравнению с тем, что они заслужили, и со страданиями других, на кого излились полные чаши Его гнева. Он не возбуждал весь Свой гнев. Но народ Божий, ощутив даже незначительную меру Его недовольства, не мог не скорбеть духом из-за этого. Что касается продолжительности, то он был на время, на малое время, ибо Бог не вечно гневается на Свой народ; он скоро закончился. Бог не только медлен на гнев, но и стремителен в проявлении милости. Страдания народа Божьего не только легкие, но и посылаются на малое время: это облако, которое в настоящее время уплыло.
(2) Как скоро милость вернется к ним, когда Бог придет и утешит их, соответственно времени, на протяжении которого они страдали. Бог позвал их в завет с Собой, когда они были оставлены и скорбели; Он вывел их из страданий, когда их особенно притесняли (ст. 6). Гн ев Божий пребывает мгновение, но Он соберет Свой народ, когда тот будет думать, что им пренебрегли, соберет со всех мест, где они рассеяны, чтобы они могли вернуться одним народом на свою землю; Он соберет их в Свои руки, чтобы защитить, обнять и нести их; Он соберет их в конце для Себя, соберет пшеницу в житницу Свою. Он помилует их. Это означает, что Бог отвратит от них Свой гнев и вновь допустит к Своему благоволению. Бог соберет Свой народ благодаря Своей милости, а не каким-нибудь заслугам других; Он помилует их великой милостью (ст. 7) и вечной милостью (ст. 8). Его гнев мал, но Его милость велика; Его гнев лишь на малое время, а Его милость вечная. Посмотрите, как одно противопоставляется другому, чтобы мы не падали духом, находясь в страданиях, и не отчаивались в получении помощи.
II. Посмотрите вперед, на опасности, поджидающие в будущем; вопреки им, благоволение Бога к Своему народу кажется очень постоянным, а Его милость вечной; она сформирована в завет, названный здесь заветом мира, так как он основывается на примирении и включает в себя все блага.
1. Он так же незыблем, как завет провидения, как воды Ноя, то есть как тот завет, который касался потопа и гласил, что подобного никогда не будет, он больше не будет тревожить ход лета и зимы, время для посева и сбора урожая (ст. 9). Тогда Бог в великом гневе боролся против мира в течение целого года, но в конце концов вернулся с вечной милостью, ибо Он дал слово, которое является нерушимой клятвой, что Ноев потоп никогда не повторится и Он больше не будет топить мир (Быт 8:21−22; Быт 9:11). С тех пор Бог держал Свое слово, хотя мир сильно провоцировал Его, и Он будет хранить его до конца, ибо ныне существующий мир сохраняется для огня. Таким же нерушимым является завет благодати: «Я поклялся не гневаться на тебя, как раньше, и не укорять тебя, как делал прежде». Он не будет настолько гневаться, чтобы истребить их и нарушить заключенный с ними завет (Пс 88:35), не будет укорять их, как укорял язычников, как истреблял их и имя их изгладил на веки и веки (Пс 9:6).
2. Он более тверд, чем самые крепкие части видимого творения (ст. 10): «Горы сдвинутся, названные вечными горами, и холмы поколеблются, хотя они названы холмами вечными» (Авв 3:6, англ. пер.). Скорее они поколеблются, чем Бог нарушит завет, заключенный со Своим народом. Иногда горы шатаются и колеблются из-за землетрясения, но никакое событие или потрясение не нарушит Божье обетование. Настанет день, когда горы сдвинутся и холмы поколеблются: не только их вершины покроются, как это было во времена Ноя, но и корни будут выдернуты, ибо земля и все дела на ней сгорят. Но и после этого завет мира между Богом и верующими продолжится в вечном блаженстве всех, кто является чадом этого завета. Горы и холмы символизируют великих людей, занимающих важное положение. Кажется, что эти горы поддерживают небеса (как Атлант) и держат их? Они сдвинутся и поколеблются. Упование на творение подведет нас. Напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор. А небесный свод тверд и соответствует своему имени, когда те, кто, казалось, подпирали его, ушли. Когда наши друзья подводят нас, то Бог никогда; так неужели Его милость отступит? Эти горы угрожают и, похоже, касаются небес, бросая им вызов, как Пелий и Осса? Земные цари и правители противопоставляют себя Господу? Они сдвинутся и поколеблются. Великие горы, стоящие на пути спасения Церкви, станут равниною (Зах 4:7), но Божья милость никогда не отступит от народа Божьего, ибо, кого Он любит, того любит до конца; и завет Его мира не поколеблется, ибо Он Господь, милующий Свой народ. Завет непоколебим и нерушим на том основании, что построен не на наших заслугах, которые сомнительны и изменчивы, а на Божьей милости, которая от века и до века.
Стихи 11−17. В этих стихах для Церкви, находящейся в презренных условиях, приводятся очень ценные обетования о том, что Бог не только будет продолжать любить Свой народ в бедствиях, но и вернет ей прежнее процветание; более того, Он благословит их более обильным процветанием, чем то, которым они наслаждались раньше. Предыдущая глава описывала уничижение и превознесение Христа, а здесь говорится о смирении и превознесении Церкви, ибо если с Ним страдаем, то с Ним и царствовать будем. Обратите внимание:
I. На бедственное положение Церкви, в котором она оказалась по провидению Божьему (ст. 11): «О бедная, страдающая и нуждающаяся, бросаемая бурею, как корабль, сорванный штормом с якорей и несущийся в океан, где он будет поглощен волнами; ты безутешна, ибо нет у тебя сострадательного друга, который посочувствовал или ободрил бы тебя (Еккл 4:1); некому утешить и успокоить тебя в беде или предложить избавить из нее». Таким было положение евреев в Вавилоне и позже, во время правления Антиоха. В такой ситуации часто оказываются христианские церкви или отдельные верующие: извне сражение, внутри страхи; они похожи на учеников во время бури, близких к гибели, так где же их вера?
II. На прославленное положение Церкви, в котором она окажется согласно обетованию Бога. Бог обращает внимание на страдающее бедственное положение Своей Церкви и утешает ее, когда она особо безутешна и нет другого утешителя. Пусть народ Божий, подвергшись страданиям и бросаемый бурями, услышит, как Бог утешает их этими словами, обращая внимание на их скорби и страхи, на страдания, обрушившиеся на них, на беду, в которую они попали, и на утешение, которое им нужно в данном случае. Когда они оплакивают себя, то Бог оплакивает их и разговаривает с ними сострадательно: «О бедная, бросаемая бурею, безутешная!», ибо всякий раз, когда они страдают, Он огорчается. Но это еще не все; Он принял решение возвысить ее и избавить от страданий, Он ободряет ее заверением в том, что совершит для нее великие дела, чтобы она процветала, и это процветание гарантировано им.
1. Хотя в то время Церковь была в бесчестии, но Бог обещает, что восстановит ее красоту и честь, и она станет уверенной в себе и привлекательной в глазах других.
(1) Здесь это обещано с помощью сравнения с городом, и это вполне уместное подобие, ибо Церковь это град Бога живого, небесный Иерусалим. Хотя сейчас Иерусалим лежит в руинах и кучах мусора, но он будет не только восстановлен, но и украшен; он станет более роскошным, чем раньше. Драгоценные камни, украшающие его, будут не только крепкими, но и красивыми; они будут иметь яркие цвета, это будут камни красивые и разноцветные (1Пар 29:2). Основание будет выложено или украшено сапфирами самыми драгоценными из упоминаемых здесь камней, ибо Христос основание Церкви и основание апостолов и пророков драгоценнее всего. Окна этого дома, города или храма будут сделаны из рубинов, ворота из жемчужин, а вся ограда (стены, окружающие дворы, или границы, которыми отмечены ее пределы) из драгоценных камней (ст. 12). Это не нужно воспринимать буквально, но данные слова подразумевают, [1] что раз Бог милостиво решил построить Свою Церковь, то мы можем ожидать, что Он совершит для нее необычные и великие дела. [2] Что слава новозаветной Церкви намного превзойдет славу еврейской Церкви, но не внешней помпезностью и великолепием, а дарами и благодатями Духа, безгранично более ценными, чем мудрость, которая дороже драгоценных камней (Притч 3:15), дороже оникса и сапфира, с которой не равняется топаз Эфиопский (Иов 28:16,19). [3] Что богатство этого мира и его блага, которые считаются самыми драгоценными, будут презираемы всеми истинными живыми членами Церкви, как не имеющие ни цены, ни славы по сравнению с тем, что намного превосходит их. Тем, что сыны этого мира считают своим богатством и часто хранят в своих сердцах, сыны Божьи устилают дороги и бросают под ноги самое подходящее для них место.
(2) Здесь обещано, что те качества, которые составляют красоту и славу Церкви знание, святость и любовь, сам образ Божий, по которому был сотворен человек, обновятся и будут восстановлены. Все это сапфиры и жемчужины, драгоценные и красивые камни, которыми будет украшен и обогащен евангельский храм; эти качества будут выработаны силой и действенностью доктрин, которые апостолы сравнивают с серебром, золотом и с драгоценными камнями, которые будут построены на этом основании (1Кор 3:12).
Церковь будет прославлена, [1] когда она наполнится знанием о Боге, и это здесь обещано (ст. 13): «И все сыновья твои будут научены Господом». Дети Церкви, рожденные от Бога, будут научены Богом; гак как они стали Его детьми благодаря усыновлению, то Он позаботится об их образовании. Обещано (ст. 1), что у Церкви будет много детей, но, чтобы мы не думали, что раз их много, то, как это часто бывает в многодетных семьях, им не будет оказано достаточного внимания и они не будут так же тщательно наставлены, как дети малочисленной семьи, Бог берет это дело в Свои руки: они будут научены Господом, а мы знаем, что никто не учит так, как Он. Во-первых, это обетование о том, что средства наставления санкционированы божественным постановлением: «Все сыновья твои будут научены Господом», то есть они будут научены теми, кого Бог назначит, и их труд будет совершаться под Его руководством и благословением. Он учредит методы наставления, и с помощью Его слова и постановлений они распространят намного больше света, чем ветхозаветная Церковь. Будет проявлена забота о наставлении детей Церкви, чтобы знание передавалось от поколения поколению и чтобы все, от мала до велика, могли обогатиться им. Во-вторых, это обетование о Духе просвещения. Наш Спаситель цитирует эти слова, применяя их к евангельской благодати; оно исполнится для всех, кто будет верить в Него (Ин 6:45): «У пророков написано: и будут все научены Богом», откуда Он Делает вывод, что лишь только те придут к Нему верой, которые слышали и научены от Отца, которые в Нем научились, так как истина в Иисусе (Еф 4:21). Будет обильное излияние Духа благодати на христиан, чтобы научить их всему (Ин 14:26).
[2] Когда ее члены будут жить в любви и единстве между собой: «...великий мир будет у сыновей твоих». Мир в данном месте можно воспринять как все блага. Там, где нет знания о Боге, нельзя ожидать благ, а кто научен от Бога и знает Его, тот стоит на верном пути, ведущем к процветанию и в этом мире, и в том. Велик мир у любящих и знающих закон Твой (Пс 118:165). Но очень часто здесь подразумевают любовь и единство; мы можем сделать так же. Все наученные от Бога научены любить друг друга (1Тим 4:9), а это сохранит мир между детьми Церкви и предотвратит их отпадение от пути.
[3] Когда святость будет царствовать (ст. 14): «Ты утвердишься правдою». Изменение образа жизни, восстановление благочестия, правильное осуществление гражданской справедливости, преобладание честности и честных взаимоотношений между людьми являются силой и стабильностью любой церкви или государства. Царство Божье, учрежденное Евангелием Христа, это не пища и питье, а праведность и мир, святость и любовь.
2. Хотя в то время она подвергалась опасности, но Бог обещает, что позаботится о ее защите и безопасности.
(1) Бог решает, что хотя сейчас она в беде (извне сражения, а внутри страхи), но теперь она будет ограждена от того и другого.
[1] Она избавится от внутреннего страха (ст. 14): «Ты будешь далека от угнетения. Твои угнетатели будут удалены, а желающие притеснить тебя будут обузданы; поэтому не бойся, ты можешь смотреть на все это, как на события, далекие от тебя, которые сейчас не представляют для тебя опасности. Ты будешь далека от ужасов, не только от зла, а от страха, что тебе причинят зло, ибо оно не приблизится к тебе настолько, чтобы причинить вред или напугать». Отметьте: те далеки от ужасов, кто далек от угнетения, ибо самое страшное, что может обрушиться на народ, это когда жезл правления превращается в змея угнетения, ибо против него нет ограды и от него невозможно убежать.
[2] Она избавится от нападений извне. Хотя будут совершаться попытки напасть на них захватить их страну, осадить города, но все они будут безрезультатны, и ни одна не будет успешной (ст. 15). Обещано: «Они будут вооружаться против тебя; ты должна быть готова к этому». Объединенные силы ада и земли возобновят свои попытки. До тех пор, пока существует дьявол в аду и преследователи, народ Божий должен быть готов часто слышать сигнал тревоги; Но, во-первых, Бог не признает агрессоров, Он не будет давать им ни поручения, ни поддержки; они соберутся вместе и объединят свои руки, но не от Меня. Бог не давал им такого же поручения, как Сеннахириму: ограбить грабежом и добыть добычу (Ис 10:6), и поэтому, во-вторых, их попытки завершатся гибелью: «Кто бы ни вооружился против тебя, даже очень сильные и могущественные, они не только будут сбиты с толку, но падут перед тобой. И это будет справедливым наказанием за их враждебность к тебе». Бог заставит их пасть ради любви, которую испытывает к Своей Церкви, и ради заботы о ней, в ответ на молитвы Своего народа и исполняя данные ему обетования. «Они падут, чтобы ты мог стоять» (см. Пс 26:2).
(2) Чтобы мы с великой уверенностью могли довериться Богу в том, что Он защитит Свою Церковь, в данных стихах [1] утверждается, что Бог обладает силой победить врагов Церкви (ст. 16). Истина заключена в том, что они имеют лишь ту силу, которая дана им свыше, и давший им эту силу может ограничить и обуздать их. До сих пор дойдут, но не дальше. Во-первых, они не смогут осуществить свои планы без оружия войны, а кузнец, делающий это оружие, творение Бога, и Он дал ему умение работать с железом и медью (Исх 31:3−4), в частности делать необходимые инструменты для военных целей. Печально думать о том, что люди прилагают свою изобретательность и трудолюбие для изобретения инструментов смерти, новых способов и средств для истребления друг друга, словно они недостаточно быстро умирают своей смертью. Кузнец раздувает угли в огне, чтобы вначале железо стало более податливым и мягким и потом его можно было сделать твердым и превратить в сталь; и тогда в огне производит орудие для своего дела, для тех, кто ищет истребления. Именно железный век век войны. Но кузнеца сотворил Бог, и поэтому Он может связать ему руки, и тогда вражеские планы останутся неосуществленными из-за нехватки оружия и боеприпасов. Или, возможно, кузнец, кующий оружие, здесь упоминается в качестве присутствующего на военном совете, где разрабатывается тактика ведения войны; он раздувает уголья раздора и составляет план ведения войны; но они не могут сделать больше, чем Бог позволит им. Во-вторых, они не могут осуществить его без людей; они должны иметь солдат, и именно Бог творит губителя для истребления. Военные оценивают себя по величественным должностям и пышным титулам, и даже обычные солдаты называют себя господами; но Бог называет их губителями для истребления, ибо их работа опустошение и разрушение. Они думают, что их собственная изобретательность, трудолюбие и опыт делают их солдатами; но Бог их сотворил, дал им силу и дух для участия в рискованных предприятиях, и поэтому Он может не только обуздать их, но с их помощью послужит Своим собственным целям и замыслам.
[2] Торжественно изложено обещание Бога, касающееся безопасности Церкви, как наследие рабов Господа (ст. 17); это то, на что они могут уповать и быть уверенными: Бог защитит их от противников на полях битвы и в судах. Во-первых, от противников на полях, которые собираются истребить их силой, жестокостью и мечом: «Ни одно оружие, сделанное против тебя (как бы искусно они ни было сотворено кузнецом, раздувающим угли, ст. 16, и как бы искусно с ним ни обращался губитель, ищущий истребления) не будет успешно; оно окажется недостаточно сильным, чтобы причинить какой-либо вред народу Божьему; оно не попадет в цель, выпадет из руки или, возможно, отскочит в лицо тому, кто использует его против тебя». Блаженство Церкви заключается в том, что ни одно оружие, сделанное против нее, не будет успешно длительное время, и поэтому безрассудство ее врагов наконец-то будет явлено всем, ибо тем самым они готовят орудия гибели для самих себя. Во-вторых, от их противников, выступающих против них в судах, которые собираются погубить их под видом осуществления правосудия и справедливости. Когда оружие войны не приносит успеха, то встают языки, чтобы судить. И то и другое включено во врата ада, который стремится уничтожить Церковь, ибо они имеют свои суды, как и свои хранилища и военные склады в своих вратах. Языки, восстающие на суде против Церкви, либо требуют владычества над ней (словно чада Божьи их законные пленники) и претендуют на право угнетать их совесть, либо представляют их в неверном свете и лживо обвиняют, возводя на них клевету и всякие измышления, стараясь представить их отвратительными для людей и оскорбительными для правительства. Так поступали враги евреев, чтобы восстановить против них царей Персии (Езд 4:12; Есф 3:8). «Но ты осудишь эти оскорбительные угрожающие языки; тебе будет чем ответить на их наглые требования и чем заглушить их злобное порицание. Ты добьешься этого, делая добро (1Пет 2:15), делая такие дела, которые покажут даже совести твоих противников, что ты не такова, какой они тебя представляют. Ты обвинишь их, то есть Бог обвинит их ради тебя. Он выведет, как свет, правду твою (Пс 36:6). Ты обличишь их, как Ной обличил порицавший его старый мир, когда построил ковчег и спас свою семью, презирая его презиравших». Настанет день, когда Бог взыщет с нечестивцев за все их жестокие речи, которые они произносили против Него (Иуд 1:15). Последние слова касаются не только данного обетования, но и всех предыдущих: «Это есть наследие рабов Господа». Рабы Бога Его сыновья, ибо Он обеспечил их наследием богатым, надежным и неоспоримым. Божьи обетования наследие на веки (Пс 118:111); и праведность их от Меня, говорит Господь (англ. пер.). Бог докажет праведность их дела перед людьми, ибо Он знает его и защищает. Или же здесь подразумевается, что награда за их праведность, за то, что они несправедливо страдали, от Бога, Который судит землю и у Которого подлинно есть плод праведнику. Или же подразумевается сама их праведность; все то хорошее и справедливое, что в них есть, от Бога, совершающего в них работу, от Христа, Который стал для них правдою. В тех, для кого Бог предопределил наследие в будущем, Он сейчас производит праведность.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 54 глава