Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 51 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава предназначена для утешения и ободрения тех, кто боится Бога и соблюдает Его заповеди даже тогда, когда ходит во мраке и не имеет света. Неясно, предназначались ли эти слова в основном для пленников в Вавилоне, возможно; но утешение, выраженное ими, не должно быть ограничено. Когда Церковь Божья в беде, то ее друзья и доброжелатели могут утешать себя и друг друга этими словами.

I. Бог, восставивший Свою Церковь вначале из ничего, позаботится, чтобы она не погибла (ст. 1−3).

II. Праведность и спасение, задуманные Им для Своей Церкви, несомненно осуществятся; они близко, очень близко и весьма надежны (ст. 4−6).

III. Преследователи Церкви слабые и умирающие творения (ст. 7−8).

IV. Та же сила, которая раньше совершала чудеса для Церкви, теперь участвует в ее защите и избавлении (ст. 9−11).

V. Сам Бог, Творец мира, взял на Себя обязанность избавить Свой народ из беды и утешить его, Он послал к ним пророка, чтобы заверить их в этом (ст. 12−19).

VI. Каким бы ни было отчаянное положение Церкви в настоящее время (ст. 17−20), в таком же бедственном положении вскоре окажутся ее преследователи и угнетатели, даже в худшем (ст. 21−23). Первые три отрывка данной главы начинаются словами: «Послушайте Меня»; призывается народ Божий послушать, ибо, даже когда им говорятся слова утешения, иногда они «не слушают по малодушию» (Исх 6:9), поэтому вновь и вновь их призывают послушать (ст. 1,4,7). Два других отрывка главы начинаются словами «Восстань, восстань»; в первом (ст. 9) народ Божий призывает Бога пробудиться и помочь им; во втором (ст. 17) Бог призывает их пробудиться и помочь себе.

Стихи 1−3. Обратите внимание, (1) как здесь описан народ Божий, которому в этих стихах посылается слово утешения и который призван послушать его (ст. 1). Это те, которые стремятся к правде, которые очень хотят и добиваются оправдания и освящения; они прилагают особые усилия, чтобы восстановить к себе благоволение Бога и обновить в себе образ Божий. Таковы ищущие Господа, ибо мы можем искать Его только на пути праведности; мы можем искать Его, имея надежду найти.

(2) Что в этих стихах им велено оглянуться, вспомнить свое происхождение и незначительность своего начала: «Взгляните на скалу, из которой вы извлечены (на семью в Уре Халдейском, поклонявшуюся идолам, из которой был призван Авраам; на поколение рабов, которыми были в Египте их отцы и главы колен), посмотрите на глубину рва, из которого вы извлечены, как глина, когда Бог формировал из вас народ». Отметьте: очень хорошо имеющим привилегию быть рожденными свыше задумываться о том, кем они были после своего первого рождения, о том, что они были зачаты в беззаконии и рождены во грехе. Рожденное от плоти есть плоть. Какой твердой, не поддающейся никаким воздействиям была скала, из которой мы были иссечены, и каким презренным был ров, из которого мы извлечены! Размышления об этом должны наполнить нас смиренными мыслями о себе и возвышенными о божественной благодати. Тем, кто сейчас достиг положения, хорошо было бы помнить, какими незначительными они были вначале (ст. 2): «Посмотрите на Авраама, отца вашего, отца всех верующих, всех, кто, как и он, стремится к правде (Рим 4:11), и на Сарру, родившую вас, чьими дочерьми вы являетесь, пока поступаете хорошо. Подумайте о том, как Авраам был призван один, но Бог благословил и размножил его; и пусть это ободрит вас уповать на обетование Божье даже тогда, когда смертный приговор, похоже, преобладает над всеми средствами, ведущими к его исполнению. Более детально, пусть это ободрит пленников Вавилона, хотя их осталось совсем немного, надеяться, что они умножаться и вновь наполнят свою землю». Даже когда Иаков был весьма малочисленным, то и тогда он не был таким малочисленным, как Авраам, который стал отцом многих народов. «Посмотрите на Авраама и отметьте, что он получил благодаря упованию на обетование Бога; последуйте его примеру и следуйте за Богом, имея твердую веру».

3. Как в этих стихах они заверяются в том, что их нынешнее положение, когда они сеют со слезами, в конце приведет к радости (ст. 3). Церковь Божья на земле и даже евангельский Сион (многие его части) местами напоминают пустыни и опустошенные места; из-за своей порочности или преследований они становятся похожи на пустыню, бесплодную для Бога и непригодную для проживания, но Бог найдет время и способ утешить Сион, не только нежно разговаривая с ним, но и милостиво поступая по отношению к нему. Бог хранит утешения даже для развалин Своей Церкви, для тех ее частей, на которые, похоже, никто не обращает внимания и не ценит.

(1) Он сделает их плодородными и тем самым даст повод для радости; ее пустыни обновят свой внешний вид и будут выглядеть привлекательными, как Едем, они будут изобиловать добрыми плодами, как сад Господа. Отметьте: великое утешение для Церкви служить славе Бога и быть похожей на Его сад, которому Он радуется.

(2) Он сделает их веселыми и даст им радостные сердца. Плоды праведности, радость и веселие будут в нем, ибо, чем больше святости имеют люди и чем больше добра делают, тем больше они радуются. А там, где есть радость и удовлетворенность, то уместно, чтобы было благодарение, воздающее почести Богу, ибо то, что является сутью нашей радости, должно быть темой нашего благодарения. Возвращение Божьего благоволения должно праздноваться радостной песней, которая будет особенно мелодичной, когда Бог дает песни в ночи, песни в пустыне.

Стихи 4−8. Оба эти возвещения (как можно назвать их) заканчиваются одинаково заверением в вечности Божьей праведности и Его спасения; и поэтому мы ставим их вместе, ибо они оба предназначены для утешения народа Божьего. Обратите внимание:

I. Для кого предназначено это утешение: «Для народа Моего и племени Моего, которое Я отделил для Себя, которому Я принадлежу и которым Я владею». Те являются народом Божьим и племенем Его, кто подчиняется Ему как своему Царю и Богу, кто верен Ему и соответственно вверяет себя Его защите. Это народ, который знает правду, не только имеет средства познания и знает о праведности, а использует эти средства и способен правильно судить об истине и лжи, о добре и зле. Они имеют не только хорошие головы, но и хорошие сердца, ибо в них вложен закон Божий, в них он записан и царствует там. Бог признает Своим народом тех, у кого в сердцах закон Его. Даже те, которые знают правду и имеют в сердцах закон Божий, могут оказаться в великой беде и печали, подвергнуться порицанию и презрению, но Бог утешит их правдой, которую они знают, и законом, который они имеют в своих сердцах.

II. Каково же утешение, которое принадлежит народу Божьему.

1. Евангелие Христа будет проповедано, и весь мир будет возвещен о нем: «От Меня произойдет закон, евангельский закон, закон Христа, закон веры» (Ис 2:3). Этот закон Его суд, ибо именно этим законом свободы будет руководствоваться и судиться мир. Он будет не только провозглашен, но осуществлен и пребудет; он будет иметь твердое основание и глубокие корни в этом мире. Его суд будет утвержден не только для выгоды евреев, которые первыми узнали о нем, но и будет светом для других народов. Писание требует, чтобы именно к этому закону и к этому суду мы прислушались и приклонили ухо, чтобы не подвергнуться опасности, ибо как нам удастся спастись, если мы пренебрежем им и повернемся к нему глухим ухом? Когда закон исходит от Бога, то имеющий уши да слышит.

2. Этот закон и суд принесет с собой правду и спасение, откроет приготовленный путь для сынов человеческих, чтобы они могли оправдаться и спастись (ст. 5). Здесь они названы Божьей правдой и Его спасением, ибо Он задумал и совершит их. Первое это праведность, которую Он выработает в нас и благодаря которой милостиво примет нас. Второе спасение от Господа, ибо оно восходит от Него и завершается в Нем. Обратите внимание, что нет спасения без праведности; а там, где есть правда Божья, там будет и Его спасение. Лишь те, кто оправдан и освящен, будут прославлены.

3. Что эта правда и спасение очень скоро явятся: «Правда Моя близка». Она близка в нужное время; посмотрите, все уже готово. Она близко, а не далеко, и ее не нужно искать; и слово близко к нам, а Христос в слове, праведность в слове (Рим 10:8). «Спасение Мое восходит». Уже восходит повеление, касающееся его; о нем несомненно будет возвещено, словно оно уже взошло и настало время для него.

4. Эта евангельская правда и спасение не будут ограничены лишь еврейским народом, но также распространятся для язычников: «Мышца Моя будет судить народы». Кто не покорится суду от уст Божьих, те будут уничтожены судами от Его руки. Некоторые подобным образом будут судимы Евангелием, ибо суд Христа пришел в этот мир; но другие, живущие на островах, будут уповать на Него, просить и с радостью принимать Его Евангелие: его заповеди и утешения. Великим утешение для народа Божьего и племени Его было то, что к нему добавятся народы, и их многочисленность умножит его силу и красоту. Писание добавляет: «Они будут надеяться на мышцу Мою, мышцу Господню, явленную во Христе» (Ис 53:1). Обратите внимание: мышца Божья будет судить нераскаявшихся грешников, и в то же время другие будут уповать на эту мышцу и ею спасутся, ибо от нас зависит, чем мы сделаем ее: благоуханием жизни или запахом смертоносным.

5. Эта правда и спасение пребудут вечными и никогда не упразднятся (ст. 8). Мессия принесет правду вечную (Дан 9:24); Он творец вечного искупления (Евр 5:9). Оно не только распространится на все народы земли, но и будет длиться на протяжении всех веков этого мира. Мы не должны ожидать иного спасения, другого завета мира и принципов праведности, помимо тех, которые имеем в Евангелии; и то, что мы имеем, пребудет до конца (Мф 28:20). Оно вечно, ибо его последствия определят вечность и соответственно этому закону свободы будет определено положение человека в вечности. Вечность Евангелия и блаженство, которое оно несет с собою, проиллюстрировано увяданием и исчезновением этого мира и его благ. Посмотрите на видимые небеса в вышине, которые существуют до сего дня и, похоже, будут существовать вечно; но они исчезнут, как дым, который быстро рассеивается и исчезает; они свернутся, как свиток, и его светила осыпятся, как листья осенью. Посмотрите вниз, на землю, которая также пребывает во веки (Еккл 1:4), но она обветшает, как одежда, которая становится хуже от носки; и жители ее все жители земли даже те, которые жили лучше всех, также вымрут: душа в этом мире исчезнет, как дым, а тело будет сброшено, как старая одежда. Они с легкостью истребятся (Иов 4:19) и не будут считаться потерей. Но когда небеса и земля прейдут, когда всякая плоть и слава ее высохнут, как трава, тогда слово Господне пребудет вовек и ни одна йота или буква его не останется неисполненной. Кто связывает свое блаженство с праведностью Христа и Его спасением, тот получит от них утешение, когда уже не будет ни времени, ни дней.

III. Как они могут воспользоваться этим утешением. Если Божья правда и спасение близко к ним, тогда пусть не боятся поношения от людей, смертных ничтожных людей, и не страшатся злословия или злобных насмешек тех, кто велит им петь песни Сионские или спрашивает с презрением: «Где теперь Бог ваш!» Пусть принявшие Евангелие праведности не боятся тех, кто будет называть их веельзевулом или лживо злословить. Пусть не боятся их, пусть не переживают из-за оскорбительных слов и не тревожатся, словно они губят их репутацию и честь и теперь они навсегда будут страдать от их бремени. Пусть не боятся, что те исполнят свои угрозы, и пусть это не отпугивает их от своего долга; пусть из страха не соглашаются с какими-либо греховными требованиями и не склоняются к каким-либо нечестным путям ради собственной безопасности. Те не готовы даже немного пострадать ради Христа, кто ради Него не может вынести грубое слово. Давайте не будем бояться поношения от людей, ибо (1) очень быстро их заставят молчать (ст. 8): «Как одежду съест их моль» (см. Ис 50:9). Как волну, съест их червь или как шерстяную одежду. Если мы имеем похвалу от живого Бога, то можем с презрением относиться к поношению умирающих людей; неважно, что говорят о нас те, кто скоро станет пищей для червей. Или здесь подразумеваются суды Божьи, которые посетят и поглотят их за злобу по отношению к народу Божьему. Они будут медленно и тихо, но эффективно уничтожены, когда Бог придет взыскать с них за все жестокие слова (Иуд 1:14−15). Дело, за которое мы страдаем, не может погибнуть. Ложь поношения будет раскрыта, а истина восторжествует, и правда оскорбленной религии будет навсегда восстановлена. Облака закрывают солнце, но не являются препятствием для его движения.

Стихи 9−16. В этих стихах представлено:

I. Молитва, чтобы Бог Своим провидением заступился и избавил Свой народ, истребив Своих и его врагов: «Восстань, восстань, облекись крепостию, мышца Господня!» (ст. 9). Мышца Господня это Христос, или здесь подразумевается Сам Бог (как в Пс 43:24: «Восстань, что спишь. Господи!»). Хранящий Израиля не дремлет и не спит; но когда мы молимся Ему, чтобы Он пробудился, то подразумевается просьба, чтобы Он показал, что наблюдает за Своим народом и всегда бодрствует, чтобы делать ему добро. Писание говорит, что мышца Господня пробуждается, когда сила Бога действует с необычной энергией от имени Своего народа. Когда рука или мышца лишена чувствительности, то говорят, что она дремлет, а когда она простирается для воздействия, то она пробуждается. Бог не нуждается в нашем напоминании и побуждении, но тем самым Он позволяет нам смиренно и ревностно просить, чтобы Он явил Свою силу ради собственной славы: «Облекись крепостию, то есть явись в Своей силе, как мы являемся облаченными в одежду» (Пс 20:14). Церковь видит, что оказалась в плохой ситуации, что врагов много и они сильные, а друзей мало и они слабые, и поэтому уповает только на силу Божьей мышцы, которая поможет ей. «Восстань, как в дни древние, то есть соверши для нас сейчас то, что Ты сделал раньше для наших отцов, повтори чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши (Суд 6:13).

II. Заявления, усиливающие эту молитву.

1. Они ссылаются на предшествующие события, на опыт своих предков и великие чудеса, которые Бог совершил для них. «Пусть мышца Господня обнажится от нашего имени, ибо она и раньше совершала великие чудеса в защиту того же дела, и мы уверены, что она не укоротилась и не ослабела. Она совершала чудеса, направленные против египтян, поработивших и угнетавших сыновей Божьих, Его первенцев; она сразила Раав до основания, посылая одну ужасную казнь за другою, и поразила фараона, крокодила, или левиафана (как он назван в Пс 73:13−14); она нанесла ему смертельную рану. Она совершала чудеса для Израиля. Она иссушила море и воды великой бездны, так как нужно было открыть дорогу через море, чтобы прошли искупленные» (ст. 10). Бог никогда не испытывает затруднений, добиваясь Своей цели, касающейся Его народа; Он либо найдет, либо сотворит его. Прошлый опыт является не только большой поддержкой для веры и надежды, но на него хорошо ссылаться в молитве: «Господи, Ты соделал это, так неужели впредь не соделаешь?» (см. Пс 84:27).

2. Они ссылаются на обетования (ст. 11): «И возвратятся избавленные Господом, то есть (можно дополнить) Ты сказал: «Они возвратятся», ссылаясь на Ис 35:10», где мы находим обетование о том, что искупленные Господом, возвратившись из вавилонского плена, придут на Сион с радостным восклицанием. Грешники, освободившись от рабства греха и получив славную свободу детей Божьих, могут прийти, воспевая, как птица, освободившаяся из клетки. Души верующих, освободившись от заключения в теле, придут в небесный Сион с восклицанием. Тогда это обетование полностью исполнится, но мы можем ссылаться на него в настоящее время. Неужели Тот, Кто предназначил для нас в конце такую радость, не избавит нас в должное время, как того требует ситуация? Когда святые попадают на небеса, то они входят в радость своего Господина; она венчает их головы вечной славой и наполняет их сердца полным удовлетворением. Они найдут радость и веселие, которого никогда не получали в долине плача. В этом мире перемен от радости к печали лишь один короткий шаг, но в ином мире печаль и вздохи удалятся; больше они никогда не вернутся и не появятся.

III. Скорый ответ на эту молитву (ст. 1): «Я, Я Сам Утешитель ваш». Они молились, чтобы Он явил Свою силу, а Он ответил, утешая их Своей благодатью, которая вполне может быть принята как эквивалент. Если Бог не поразит крокодила и не иссушит море, как раньше, но в то же время утешит в душе нас, находящихся в страданиях, то у нас не будет повода жаловаться. Если Бог не отвечает немедленно спасающей силой десницы Своей, то мы должны быть благодарны, если Он вообще отвечает нам, как получивший ответ ангел (3ах 1:13): «Изрек Господь слова благие». Посмотрите, как Бог решает утешить Свой народ: «Я, Я Сам сделают это». Он повелел Своим служителям делать это (Ис 40:1), но так как они не могли проникнуть в сердце, Он берет это дело в Свои руки: «Я, Я Сам сделаю это». Посмотрите, как Он прославился в этом: помимо других славных титулов, Он называет Себя Богом, который утешает смиренных; Ему нравится быть таковым. Те, кого Бог утешает, несомненно утешены; более того, Его решение утешить их само по себе является достаточным утешением для них.

1. Он утешает тех, кто пребывает в страхе (а в страхе есть мучения), которые требуют утешения. Страх человеческий это сеть, и мы нуждаемся в утешении, чтобы сохранить себя от нее. Он утешает робких, ругая их, и это вполне подходящий способ утешения других или самих себя: «Почему ты огорчен и обеспокоен?» (ст. 12−13). Бог, утешающий Свой народ, не хочет, чтобы они тревожили себя воображаемыми ужасами и страхами быть порицаемыми людьми (ст. 7), или беспокоились из-за угроз и возрастающей силы и мощи врагов, или боялись какого-либо зла, которое могут замыслить против нас и нашего народа. Обратите внимание:

(1) На нелепость этих страхов. Мы унижаем себя, покоряясь этим страхам: «Кто ты, что боишься?» В оригинале местоимение имеет женский род: «Кто ты, о женщина», словно такие недостойны называться мужчинами. Лишь слабые и женоподобные люди допускают подобные страхи и недоумение.

[1] Нелепо так сильно бояться умирающего человека. Как! Бояться человека, который умирает, который скоро умрет, и сына человеческого, который то же, что трава, которая высыхает, по которой топчутся и отдают скоту на съедение? Самые величественные и грозные мужи, которые являются ужасом на земле живых, лишь человеки (Пс 9:21), и умрут, как человеки (Пс 81:7), а трава вновь взойдет на земле, пробираясь через нее и вновь возвращаясь в нее. Отметьте: мы должны смотреть на каждого человека как на творение, которое умрет. Те, кем мы восхищаемся, кого любим и кому верим, люди, которые умрут; поэтому давайте не будем чрезмерно восхищаться ими и полагаться на них. На тех, кого боимся, мы должны смотреть как на хрупкое и смертное творение и размышлять о том, насколько слугам живого Бога глупо бояться умирающего человека, который сегодня есть, а завтра нет.

[2] Глупо всякий день страшиться (ст. 13), постоянно мучить себя, никогда не чувствовать спокойно и не радоваться. И тогда, и сейчас можег нависнуть опасность, и, может быть, благоразумно бояться ее; но постоянно метаться, бояться совершить шаг, трепетать при шорохе каждого листочка это все равно что подвергнуть всю свою жизнь рабству (Евр 2:15) и навлечь на себя суровое наказание, которым грозит Писание (Втор 28:66−67): «...будешь трепетать ночью и днем».

[3] Глупо бояться более того, чем требует ситуация. «Ты боишься ярости притеснителя. Правильно, есть притеснитель и он яростен, и, возможно, замышляет, если появится возможность, причинить тебе зло; и поэтому ты поступишь мудро, если поставишь охрану. Но ты страшишься его, словно он готов истребить, словно прямо сейчас собирается перерезать твою глотку и нет никакой возможности предотвратить это». Боязливый дух подобным образом склонен ожидать наихудшего, считать опасность больше и ближе, чем она есть на самом деле. Иногда Богу угодно показать нам безрассудство подобного поведения: «Но где ярость притеснителя? В настоящий момент ее нет; опасность миновала до того, как ты узнал о ней». Его сердце изменилось или его руки связаны. Фараон, царь Египта, лишь шум (анг. пер. Иер 46:17), и царь Вавилона не больше. Что случилось со всеми яростными притеснителями Божьего Израиля, которые обижали его, угрожали и были ужасом для него? Они исчезли, словно их не было; так будет и с этими.

(2) На нечестивость этих страхов: «Ты боишься человека, который умирает, и забываешь Господа, Творца своего, Который также является Творцом всего мира; Он распростер небеса и основал землю и поэтому имеет в Своем распоряжении воинство и силу того и другого». Наш чрезмерный страх перед человеком подразумевает, что мы забыли Бога. Когда мы обеспокоены страхом перед людьми, то забываем, что над ними есть Бог и что самые могущественные мужи имеют лишь ту власть, которая дана им свыше; мы забываем о провидении Божьем, с помощью которого Он повелевает и руководит всеми событиями, соответственно Своей воле; мы забываем Его обещание заботиться о нас и о Его многократном и своевременном вмешательстве, чтобы помочь нам, когда нам казалось, что притеснитель готов истребить нас; мы забываем нашу Иегова-ире и монументы милости на горе Господней. Если бы мы помнили, что должны бояться Бога, то не так сильно боялись бы недовольства людей (Ис 8:12−13). Блажен человек, всегда боящийся Бога (Притч 28:14; Лк 12:4−5).

2. Он утешает тех, кто в узах (ст. 14−15). Посмотрите, (1) чем они заняты: «Плененный изгнанник спешит освободиться (англ. пер.), чтобы вернуться в свою страну, из которой был увезен. Он старается не умереть в яме (чтобы не умереть узником, несмотря на неудобства заключения), и он не будет нуждаться в хлебе то ли в хлебе, поддерживающем его живым, пока он в тюрьме, то ли в хлебе, необходимом для возвращения домой; его запасы подходят к концу, и поэтому он торопится освободиться. Некоторые понимают это, как его вину. Он недоверчив и не терпит отсрочки, он не может дождаться Божьего времени, а считает себя погибшим; если он не будет освобожден немедленно, то умрет в яме. Другие же воспринимают эти слова как похвалу в его адрес: когда двери темницы отворятся, то он не будет задерживаться, а приложит все усердие, чтобы добиться своего освобождения. И далее следует: «Но Я Господь, Бог твой»; эти слова заявляют:

(2) Что Бог сделает для них то, что они сами не могут сделать для себя. Бог имеет в Своих руках всю силу, чтобы помочь пленным изгнанникам, ибо Он разделяет море (англ. пер.), когда волны его ревут и пугают больше, чем бессильные угрозы гордых притеснителей. Некоторые полагают, что нужно читать: «Он укрощает, то есть успокаивает море» (Пс 64:8; Пс 88:10). Это не только доказывает, что Бог может сделать, но и показывает, что Он сделал и сделает для Своего народа; Он найдет способ усмирить страшную бурю и благополучно приведет их в гавань. Господь Саваоф имя Его, Его вечное имя, по которому Его народ давно узнает Его. А раз Он в состоянии помочь им, то Он готов и у Него есть желание делать это, ибо Он твой Бог, о пленный изгнанник! Твой Бог согласно завету. Это ограничение для унывающих пленников. Пусть не считают, что они должны быть либо немедленно освобождены, либо же умрут в яме, ибо Господь Бог может освободить их, когда они будут в самом отчаянном положении. Это также ободрение для усердных пленников, которые после возвещения свободы не желают терять времени; пусть знают, что Господь их Бог, и пока они прилагают усилия, чтобы помочь себе, могут быть уверены, что Он поможет им.

3. Он утешает всех людей, которые уповают на слова пророка, обращенные к ним во имя Господа, и строят на них свое упование. Когда избавление, о котором говорил пророк, то ли не пришло так скоро, как они ожидали, то ли не вполне соответствовало их ожиданиям, то они начали унывать в своих собственных глазах, и поэтому Бог ободряет их словами, сказанными пророку (ст. 16), и не только этому пророку, но всем пророкам, не только ему или им, а словами, сказанными Христу великому Пророку. Великое утешение для тех, кому послано послание, слышать Бога истины и силы, говорящего Своему посланнику, как в данном случае: «Я вложу слова Мои в уста твои, чтобы с их помощью устроить небеса». Бог взял на Себя задачу утешить Свой народ (ст. 12); Он и теперь продолжает делать это через Своих пророков и через Свое Евангелие; и, чтобы подтвердить, что Он может сделать с их помощью, здесь Он говорит нам:

(1) Что Его слово в них истина. Он признает: то, что они говорят, Он сам повелел им сказать: «Я вложил слова Мои в уста твои, и поэтому принимающий тебя или их принимает Меня». То, что доктрина Христа была не от Него Самого, а от пославшего Его, а слова пророков и апостолов были словами Бога, вложенными в их уста, является великой поддержкой нашей веры. Дух Божий не только явил им, о чем говорить, но и продиктовал слова, которые они должны говорить (1Пет 1:21; 1Кор 2:13), и поэтому они истинные изречения Бога, Который не может лгать.

(2) Что Его слово очень надежно: «...тению руки Моей покрою тебя» (как и раньше в Ис 49:2), что говорит об особой защите, под которой пребывают не только пророки, но и их пророчества, не только Христос, но и христианство и Евангелие Христа. Слово Бога, которое передают пророки нам, не только верно, но оно тщательно хранится, пока не исполнится, для пользы Церкви, несмотря на неугомонные усилия сил тьмы погасить свет. Они будут опять пророчествовать (Откр 10:11), если и не в своем облике, то в своих писаниях, которые Бог всегда покрывает тенью руки Своей, сохраняет особым провидением, в противном случае они были бы уже утеряны.

(3) Что это слово, когда оно свершится, будет весьма величественным и не уступит помпезности и величию пророчества: «Я вложу слова Мои в уста твои, но не для того, чтобы, осуществляя их, создать новый народ или основать город, а чтоб устроить небеса и утвердить землю, чтобы сделать для Своего народа новое творение». Это, должно быть, касается более отдаленного времени великого дела, совершенного Евангелием Христа, и учреждения Его святой религии в этом мире. Как Бог через Христа вначале сотворил мир (Евр 1:2) и через Него сформировал старозаветную Церковь (Зах 6:12), так же через Него, вложив слова в Его уста, Он учредит [1] новый мир, вновь устроит небеса и утвердит землю. Грех втянул все творение в беспорядок, а Христос, убрав грех этого мира, восстановил порядок. Древнее прошло, теперь все новое. Земное и небесное примирилось, и теперь находится в новом положении (Кол 1:20). Через Него, согласно обетованию, мы ожидаем нового неба и новой земли (2Пет 3:13), и именно об этом здесь свидетельствует пророк. [2] Он учредит новую Церковь, новозаветную Церковь, скажет Сиону: «Ты Мой народ». Евангельская Церковь названа Сионом (Евр 12:22) и Иерусалимом (Гал 4:26), и, когда язычники войдут в нее, им будет сказано: «Вы народ Мой». Когда Бог совершает великие избавления для Своей Церкви, особенно когда Он завершит ее избавление в великий день, то тем самым Он признает бедную презренную горсть людей Своим народом, который избрал и любит.

Стихи 17−23. Бог, пробудившись, чтобы утешить Свой народ, в этих стихах призывает их пробудиться, как и впоследствии (Ис 52:1). Это призыв проснуться не столько от греховного сна (хотя это также необходимо, чтобы приготовиться для избавления), сколько от оцепенения, сопутствующего отчаянию. Когда жители Иерусалима оказались в плену, то они, равно как и оставшиеся в городе, были настолько подавлены ощущением беды, что не находили ни сил, ни желания думать о чем-либо, содействующем их утешению и помощи; они были подобны ученикам в саду, спящим от печали (Лк 22:45), и поэтому, когда пришло избавление, по словам Писания, они были как бы видящие во сне (Пс 125:1). Более того, это призыв пробудиться не только от сна, но и от смерти, похожий на призыв, обращенный к сухим костям (Иез 37:9). «Пробудись и посмотри вокруг себя, чтобы увидеть рассвет дня твоего избавления и быть готовым с радостью встретить его. Восстанови свои чувства; не тони под тяжестью своей ноши, а встань и действуй, чтобы помочь себе». Эти слова можно применить к Иерусалиму во времена апостолов, ибо, по словам Писания, он был с детьми своими в рабстве (Гал 4:25) и находился под властью духа усыпления (Рим 11:8); их призывают пробудиться и размышлять о том, что содействует их вечному миру, и тогда чаша трепета будет взята из их рук, им будет дарован мир, и они одержат победу над сатаной, который ослепил их глаза и убаюкал, чтобы они спали.

I. Признано, что Иерусалим долгое время был в весьма отчаянном положении и дошел до глубины страданий.

1. Он испытал на себе знаки Божьего недовольства. Господь дал ему в руку чашу ярости Своей, то есть его порцию Божьего недовольства. Проявления Божьего провидения, коснувшегося Иерусалима, давали основания думать, что Бог гневался на него. Он спровоцировал Его ко гневу особо яростному и был вынужден вкусить его горькие плоды. Чаша Божьей ярости есть и будет чашей трепета для всех, кому она вложена в руки: такой она будет для осужденных грешников на протяжении всей вечности. Писание говорит (Пс 74:8), что дрожжи ее отвратительный осадок на дне будут выжимать и пить все нечестивые земли; и здесь Иерусалим, сделав себя таким же, как нечестивые земли, вынужден выжимать и пить их, ибо, где бы ни находилась чаша прелюбодеяния (как в данном случае она была в руке Иерусалима, предавшегося идолопоклонству), рано или поздно там же окажется чаша ярости или чаша трепета. Поэтому благоговейте и не грешите.

2. Те, которые должны были помочь ему, подвели его: то ли были не способны, то ли не желали помочь ему, как ожидалось (ст. 18). Он был опьянен чашей Божьей ярости и шатался: колебался в своих желаниях и попытках. Он не знал, что говорит или делает, тем более не знал, что говорить и что делать; и, находясь в таком бедственном положении, из всех сыновей его, рожденных и воспитанных им, которых он родил и воспитал (а среди них было много известных людей, ибо о Сионе было сказано: «такой-то и такой-то муж родился в нем», Пс 86:5), некому было вести его, некому было взять его за руку, чтобы поддержать от падения или позора, чтобы протянуть руку помощи, когда он оказался в беде, или утешить. Не удивляйтесь, если мудрые и благочестивые люди разочарованы в своих детях и не получают от них ожидаемой поддержки, ибо те, которые были стрелами в их руке, оказались стрелами в их сердце, раз сам Иерусалим не нашел ни одного среди своих сыновей, князей, священников или пророков, кто имел бы чувство долга или благодарности и помог, когда он больше всего нуждался в этом. Они жалуются (Пс 73:9): «...нет никого, кто знал бы, доколе это будет». Вот что усугубляло их разочарование:

(1) Его горе было очень большим, но не нашлось никого, чтобы пожалеть или помочь ему: «Тебя постигли два бедствия (ст. 19), чтобы довести до конца твое опустошение и истребление»; голод и меч два очень суровых наказания, они очень страшны. Или имелись в виду опустошение и истребление, которыми город был опустошен, и голод и меч, из-за которых погибли его жители. Или подразумевались сами эти два бедствия (включающие опустошение, истребление, голод и меч) и его беспомощность, его жалкое положение и безутешность в данной ситуации. «Этому бедственному положению сопутствуют два обстоятельства: нет никого, чтобы пожалеть тебя, посочувствовать в этом горе или помочь справиться с тяготами нынешней ситуации, и не было никого, чтобы утешить тебя, предложить средство, которое могло бы облегчить твое горе, или сделать для тебя то, что возместило бы твою скорбь». Или же эти два бедствия, обрушившиеся на Иерусалим, те же самые, которые впоследствии обрушатся на Вавилон (Ис 47:9): потеря детей и вдовство весьма печальный случай; и, тем не менее, если ты навлечешь все это на себя своим грехом и безрассудством, то кто пожалеет тебя! Ситуация требует утешения, но если ты ведешь себя нечестиво в данной ситуации, раздражен в высшей степени и обеспокоен, то кем я утешу тебя!» Кто не желает получить совет, тому нельзя помочь.

(2) Те, которые должны быть его утешителями, оказались его мучителями (ст. 20): «Сыновья твои изнемогли, они пали духом и предались отчаянию; у них не хватило терпения, чтобы сохранить самообладание и твердость, как и уверенность в Божьем обетовании, благодаря которому они могли бы сохранить утешение, сопутствующее им. От досады из-за обрушившейся беды они бросались на землю, лежали по углам всех улиц, жалуясь всем прохожим (Плач 1:12), изнемогая от недостатка необходимой пищи; там они лежали, как серна в тенетах, недовольные и злые, борющиеся и старающиеся помочь себе; но они запутываются еще больше и своими страстями и недовольством делают свое положение еще хуже. Кто имеет кроткий и смиренный дух, тот, находясь в беде, похож на голубицу, попавшую в сеть, которая скорбит, но молчит и терпит. А кем владеет злобный и раздражительный дух, тот похож на серну в тенетах; он доставляет беспокойство себе, раздражение друзьям и провоцирует Бога: «Они исполнены гнева Господа, прещения (негодования) Бога твоего». Бог гневается на них и сражается с ними, и они наполнены только Его гневом; они не реагируют на мудрые и милостивые замыслы, которые Он преследует, посылая им страдания, и не спрашивают, за что Он соперничает с ними. Поэтому в них нет ничего, кроме гнева на Бога и вражды к Нему. Они недовольны Богом за Его провидения, касающиеся их, и этим делают плохое еще хуже. Таким довольно долго было расположение Иерусалима, и Бог знал об этом. Но:

II. Обещано, что беды Иерусалима наконец закончатся и перейдут на его преследователей (ст. 21): «Итак, выслушай это, страдалец». Божьей Церкви часто приходится страдать, и Бог всегда в такое время что-то говорит ей, если она желает слушать Его. «Ты опьяневший, но не от вина, как раньше, и не отравлен чашей вавилонского блуда и идолопоклонства, а опьянен чашей страданий. Поэтому знай для собственного утешения:

(1) Что Господь Иегова твой Господь и твой Бог». Это выражено весьма категорично (ст. 22): «Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой Господь, Который способен помочь тебе и имеет все необходимое для твоего освобождения, твой Господь, Который имеет неоспоримое право на тебя и не отказывается от него; твой Бог, состоящий с тобой в завете, Который решил сделать тебя счастливым». В какую бы беду ни попадал народ Божий, Он не откажется от родства с ним и не потеряет Своей доли в них и в Своем обетовании.

(2) «Он Бог, отмщающий за Свой народ, его покровитель и защитник, Который воспринимает все, совершенное против них, как совершенное против Себя». Дело народа Божьего и святой религии, которую они исповедуют, праведное дело; в противном случае праведный Бог не вступился бы за него; тем не менее временами оно оказывается в критическом положении и, кажется, проигрывает. Но Бог обязательно вступится за него, то ли обличая совесть людей, то ли расстраивая злобные проекты тех, кто воюет против него. Он заступится за него, прояснив миру его справедливость и превосходство, а также дав успешность тем, кто защищает его. Это Его дело; Он поддерживает его и поэтому ревностно вступится за него.

3. Беды вскоре покинут их, и они распрощаются с ними: «Я беру из твоей руки чашу трепета (анг. пер.), горькую чашу; она будет отнята от тебя». Чаша трепета отнимается не потому, что мы говорим: «Мы не хотим, мы не можем пить ее», но если мы терпеливо подчиняемся, то вложивший ее в наши руки Сам возьмет ее из наших рук. Более того, обещано: «Ты не будешь уже пить ее». Бог разрешил разногласия с тобой и не возобновит наказание.

4. Их преследователям и притеснителям придется выпить из той же горькой чаши, из которой им самим так много пришлось пить (ст. 23). Посмотрите:

(1) Как нагло они оскорбляли и топтались по народу Божьему: «Они говорили тебе твоей душе, твоей жизни: «Пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»». Более того, они говорили те же слова твоей совести с гордостью и наслаждением, вынуждая тебя поклоняться идолам. Подобным образом новозаветный Вавилон идет по стопам старого угнетателя, совершая насилие над совестью людей, давая им закон, предавая пыткам и принуждая ко греховной податливости. Кто учреждает непогрешимого судью и главу, требуя слепой веры в его указы и послушания его повелениям, тот фактически говорит душе человеческой: «Пади ниц, чтобы нам пройти по тебе», и говорит это с удовольствием.

(2) Как трусливо и низменно народ Божий (из-за своего греха в значительной степени потерявший смелость и чувство чести) покорялся им: «Ты хребет свой делал как бы землею». Обратите внимание: угнетатели требовали, чтобы души им подчинялись, чтобы каждый человек верил и поклонялся так, как им хотелось бы. Но все, чего они смогли добиться своими угрозами и насилием, это то, что народ хребет свой делал как бы землею; они добились того, что люди внешне и лицемерно подражали им, но над совестью нельзя совершить насилие; об этом упоминается не для того, чтобы похвалить их за то, что они зашли так далеко. Но обратите внимание:

(3) Насколько справедливо Бог взыщет с тех, кто так властно обращался с Его народом: «Я подам чашу трепета в руки мучителям твоим». Положение Вавилона будет таким же плохим, как и было положение Иерусалима. Так преследователи Даниила были брошены в ров, где раньше был он сам; пусть посмотрят, как им там понравится. Господа познают по судам, которые Он совершает.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 51 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.