В этой главе:
(I) Те, к кому Бог посылает Своего посланника, справедливо обвиняются в том, что они сами навлекают на себя беды своим своевольством и упрямством. Показано, что Бог может освободить и помочь им, если они будут готовы для избавления (ст. 1−3).
(II) Тот, через кого Бог посылает, провозглашает Его поручение (ст. 4), ссылаясь на свою готовность подчиниться всем служениям и страданиям, к которым он призван для его исполнения (ст. 5−6); он заверяет себя в том, что пославший его Бог будет поддерживать его и выступит на его стороне против всякой оппозиции (ст. 7−9).
(III) Представленное им послание это жизнь и смерть, добро и зло, благословение и проклятие, оно несет утешение удрученным святым и вызывает ужас у дерзких грешников (ст. 10−11). Похоже, все это также касается (1) неверующих евреев, живущих в Вавилоне, которые недовольны Богом за то, что Он так обращается с ними, и пророка Исайю, который, хотя и действовал задолго до плена, тем не менее пророчествовал о нем четко и основательно и считал уместным предъявить свои рекомендации, чтобы подтвердить сказанное.
(2) Верующих евреев, живущих во время нашего Спасителя, чья ошибка привела к тому, что они были отвергнуты; Христос много им проповедовал, пострадал за них и в этом был поддержан божественной силой. Смысл содержания данной главы в наших Библиях очень кратко можно изложить в следующих словах: «Христос показывает, что отвержение евреев нельзя вменять Ему в вину, так как Он мог спасти, был послушен в исполнении этого дела и уверен в божественной помощи». Пророк заканчивает главу увещеванием уповагь на Бога, а не на себя.
Стихи 1−3. Кто исповедует себя народом Божьим, но страдает от жестокого обращения, тому свойственно жаловаться на Бога и возлагать вину на Него, словно Он жестоко обращается с ними. Но в ответ на ропот израильтян в этих стихах звучит:
I. Призыв доказать или предъявить какие-либо доказательства того, что ссора началась по инициативе Бога (ст. 1). Они не могли сказать, что Бог причинил им зло или поступал так по собственному желанию.
1. Он был для них мужем, а мужья в то время имели право выгонять своих жен при малейшем поводе: если жены не находили благоволения в их глазах, ничего не стоило выдать им разводную (Втор 24:1; Мф 19:7). Но они не могли сказать, что Бог поступал с ними так же. Правда, что теперь они были отделены от Него и долгое время лишены ефода, жертвенника или жертв, но чья это была вина? Они не могли сказать, что Бог дал разводную их матери; пусть предъявят ее, если смогут, ибо в руку разведенной давали разводную.
2. Он был их отцом, а отцы в то время имели право продавать своих детей в рабство кредиторам за долги, уплатить которые они не могли. Правда, что евреи были проданы вавилонянам, а потом римлянам, но разве Бог продал их для того, чтобы уплатить Свой долг? Он ничего не был должен тем, кому продал их, и не продавал их, чтобы умножить Свое богатство их ценою (англ. пер. Пс 43:13). Когда Бог наказывает Своих детей, то делает это не для удовольствия (Евр 12:10) и не для прибыли. Все спасенные спасены исключительным правом благодати, а гибнущие истребляются действием божественной святости и справедливости, а не абсолютной всемогущей силой.
II. Им предъявлено обвинение и показано, что они сами являются творцами собственной гибели: «Вот, вы проданы за грехи ваши, за то, что наслаждались ими и потакали своим низменным похотям, за преступления ваши не так, как дети, проданные родителями в уплату за их долги, а как преступники, проданные судьями, чтобы наказать за преступления. Вы продали себя, чтобы творить беззаконие, и поэтому Бог справедливо продал вас в руки ваших врагов (2Пар 12:5,8). За ваши преступления ваша мать изгнана, за ее блуд и прелюбодеяния», которые всегда признавались благоприятным поводом для развода. Евреи были посланы в Вавилон за идолопоклонство грех, разрушающий брачный союз, а в конце были отвержены за то, что распяли Господа славы. Это были те грехи, за которые они были проданы и изгнаны.
III. Подтверждение этого призыва и этого обвинения.
1. Понятно, что они сами были виновны в том, что их оставили, ибо Бог пришел и предложил им Свое благоволение, Свою помощь, чтобы предотвратить беду или избавить от нее, но они пренебрегли Им и предложенной благодатью. «Вы обвиняете Меня? спрашивает Бог, тогда скажите, почему, когда Я приходил, никого не было, чтобы встретить Меня, и когда Я звал, никто не отвечал Мне!» (ст. 2). Бог приходил к ним через Своих слуг пророков, требуя плоды Своего виноградника (Мф 21:34); Он посылал к ним посланников с раннего утра (Иер 35:15); Он призывал их оставить свои грехи и тем самым предотвратить собственную гибель, но не было никого, или почти никого, кто бы обратил внимание на предостережения пророков; никто не ответил на призыв Бога и не последовал требованиям. Именно за это они были проданы и изгнаны. Так как они издевались над посланными от Бога, за то Бог навел на них царя Халдейского (2Пар 36:16−17). В конце концов Он послал к ним Своего Сына. Тот пришел к Своим, но Свои не приняли Его; Он звал их к себе, но никто не отозвался; он хотел созвать детей Иерусалима вместе, но они не послушались; они не знали, потому что не хотели знать, что содействует их миру, как и день своего посещения; и за это преступление они были изгнаны, а их дом опустел (Мф 21:41; Мф 23:37−38; Лук 19:41−42). Когда Бог зовет людей, чтобы они были счастливы, а они не отвечают, тогда они справедливо подвергаются несчастьям.
2. Понятно, что причина была не в недостаточной силе Бога, ибо Он всемогущий и мог бы восстановить их даже после смерти, как и не в недостаточной силе Христа, ибо Он может всегда спасать приходящих. Неверующие евреи в Вавилоне думали, что они не были избавлены из плена, потому что их Бог не мог спасти их; как и живущие во времена Христа с презрением спрашивали: «Может ли сей муж спасти нас? Ибо Себя не может спасти». «Но, говорит Бог, разве рука Моя коротка стала или ослабела?» Может ли что-либо ограничить Всемогущего? Неужели не может искупить Тот, Кто является великим Искупителем? Неужели нет силы избавить у Того, Кому принадлежит вся сила? Чтобы заглушить и навсегда предать позору их сомнения относительно Его силы, в этих стихах Он приводит неоспоримые доказательства Своей силы.
(1) Он может, если Ему захочется, иссушить моря и превратить реки в пустыню. Он сделал так, когда искупил Израиль из Египта, и Он может сделать это вновь, чтобы искупить их из Вавилона. Он сделает это Своим прещением (повелением) с той же легкостью, с которой произносит слово. Он может настолько иссушить реки, что рыба в них будет умирать и разлагаться из-за недостатка воды. Бог преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их (Пс 104:29). Выражение, иногда используемое нашим Спасителем о силе веры, которая может горы переставлять и пересаживать смоковницы в море, не похоже на это; если бы их вера могла делать это, то она безусловно спасла бы их, и поэтому они остались бы непрощенными, если бы погибли в неверии.
(2) Он может, если Ему угодно, затмить свет небесный: облечь небеса мраком и вретище сделать покровом их (ст. 3) с помощью толстых и мрачных облаков, равновесие которых Он поддерживает (Иов 36:32; Иов 37:16).
Стихи 4−9. Наш Господь Иисус, доказав, что может спасать, здесь показывает, что хочет спасти, равно как и может сделать это. Мы предполагаем, что в этих стихах пророк Исайя говорит немного о себе, вовлекая и ободряя себя продолжать свое служение пророка, несмотря на многие трудности, встретившиеся на пути, и не сомневаясь в том, что Бог поддержит и укрепит его; но, подобно Давиду, он говорит о себе как о прообразе Христа, о Котором данные стихи пророчествуют, обещая Его в качестве Спасителя:
I. Как хорошего проповедника. Пророк Исайя был наделен необходимыми качествами для служения, к которому был призван, равно как и остальные Божьи пророки и другие люди, задействованные в качестве Его посланников; но Христос был помазан Святым Духом более Своих соработников. Чтобы сделать человека Божьего совершенным, ему был дан (1) язык мудрых, чтобы он знал, как давать наставления, чтобы он мог словом подкреплять изнемогающего (ст. 4). Бог, давший человеку уста, дал Моисею язык мудрых, чтобы он мог говорить с фараоном, обличая его и вызывая у него страх (Исх 4:11−12). Он дал Христу язык мудрых, чтобы Тот вовремя говорил слово утешения уставшим и обремененным грехом (Мф 11:28). Благодать излилась из уст Его; сказано, что они источают текучую мирру. Посмотрите, чему прежде всего должен научиться служитель: как утешать обеспокоенную совесть, говорить правильно, уместно и просто, соответственно различным ситуациям, в которых оказались бедные души. Способность делать так дар Божий, это один из наилучших даров, которого мы должны жаждать ревностно. Давайте успокаивать себя многими утешительными словами, которые Христос сказал обремененным.
(2) Ухо учащегося, чтобы принимать наставление. В нем пророки нуждались так же, как и в языке мудром, ибо они должны были передавать лишь то, чему научились, а не другое; должны были усердно и внимательно слушать слово, исходящее из уст Божьих, чтобы потом точно воспроизводить его (Иез 3:17). Сам Христос принял, чтобы потом передать. Никто не должен становиться учителем, не обучившись сперва. Апостолы Христа вначале были учениками, книжники были научены Царству Небесному (Мф 13:52). Недостаточно слушать; мы должны слушать, подобно учащимся, слушать и понимать, слушать и запоминать, слушать, как те, кто хочет научиться услышанному. Кто хочет слушать подобно учащимся, тот должен пробудиться и бодрствовать, ибо по своей природе мы ленивы и сонны, вообще неспособные слушать, либо слушаем лишь наполовину и при этом невнимательны. Наши уши должны пробудиться; нам нужно что-то сказать, чтобы взбодрить нас, пробудить от духовной спячки, чтобы мы слушали, словно речь идет о нашей жизни. Нас нужно пробуждать каждое утро, с началом каждого дня пробуждать, чтобы мы совершали работу, необходимую для этого дня. Наша ситуация требует постоянного пополнения свежей божественной благодати, чтобы каждый день освобождать нас от приобретенной тусклости. Утро, когда наш дух особо энергичен, является самым подходящим временем для общения с Богом; тогда мы находимся в наилучшем состоянии, чтобы разговаривать с Ним (рано услышь голос мой) и слушать Его. Люди приходили рано утром, чтобы послушать Христа в храме (Лк 21:38), ибо, похоже, утром Он учил. И именно Бог пробуждает нас каждое утро. Если мы делаем что-либо целенаправленно для служения Ему, то именно Он, как наш Господин, призывает нас; мы бы желали постоянно дремать, если бы Он не пробуждал нас каждое утро.
II. Как терпеливого страдальца (ст. 5−6). Кто-то мог бы подумать, что человек, отправленный с поручением и обеспеченный необходимыми качествами, чтобы утешать изнемогающих, не должен сталкиваться с трудностями в своем служении, а быть принимаемым повсюду. Тем не менее дело обстояло совсем по-другому: ему предстояло совершить трудную работу и подвергнуться жестокому обращению; и здесь он говорит, с каким бесстрашным постоянством он прошел через это. У нас нет оснований сомневаться в том, что пророк Исайя решительно совершил свое дело, к которому Бог призвал его, хотя мы не читаем в Писании о том, что ему пришлось перенести такие трудности, но мы уверены, что предсказание точно исполнилось в Иисусе Христе; и эти стихи говорят:
(1) О Его терпеливом послушании при совершении этого поручения. «Господь Бог не только пробудил Мое ухо, чтобы слышать, что Он говорит, но и открыл его, чтобы Я принял Его слова и согласился с ними» (Пс 39:7−8): «Ты открыл мне уши; тогда я сказал: вот, иду», затем Он добавляет: «Я не воспротивился, не отступил назад». Здесь больше подразумевается, чем выражается: Он был готов исполнить порученное, хотя предвидел значительные трудности и огорчения Ему придется прилагать усилия и постоянно трудиться, как рабу, Ему придется опустошить Себя и лишиться чего-то очень важного и смириться перед тем, что было весьма ничтожным, но Он не убежал, не отказался и не огорчился. Он продолжал совершать Свое дело открыто и смело даже тогда, когда приступил к самой трудной его части. Отметьте: как хорошее разумение истин Божьих, так и добрая воля совершать труд и служение для Бога результаты благодати Божьей.
(2) О Его послушном терпении, когда пришло время страдать. Я называю это послушным терпением, так как Он был терпелив, взирая на волю Своего Отца, и уговаривал Себя: «Сию заповедь получил Я от Отца Моего, и поэтому подчиняюсь ей; да будет не как Я хочу, но как Ты». Подчинившись воле Отца, Он согласился, [1] чтобы Его бичевали: «Я предал хребет Мой биющим». Он не только согласился подвергнуться унижению, когда Его били, но и разрешил (или, скорее, допустил) его помимо других примеров боли и позора, которым Он добровольно подвергся ради нас. [2] Чтобы Его били: «Я предал ланиты Мои поражающим, которые не только били их, но и вырывали волосы из Моей бороды», что вызывало сильную боль и бесчестило. [3] Чтобы на Него плевали: «Я лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания». Он мог закрыть Свое лицо и избежать позора, но не захотел, ибо стал поношением от людей и тем самым соответствовал прообразу Иова, мужа скорбей, о котором сказано, что, ругаясь, его били по щекам (Иов 16:10), выражая не только презрение, но отвращение и негодование. Через все это Христос прошел ради нас добровольно, чтобы мы убедились в Его желании спасти нас.
III. Как смелый победитель (ст. 7−9). Искупитель так же известен Своей смелостью, как и Своим смирением и терпением; и хотя Он покорился, тем не менее был более чем победитель. Обратите внимание:
(1) На Его упование на Бога. То, что поддерживало пророка Исайю, поддерживало Самого Христа (ст. 7,9): «Господь Бог помогает Мне». Бог помогает тем, кого занял Своим служением, и Он позаботится, чтобы они не нуждались в помощи для себя и совершения своей работы. Бог, поручив Своему Сыну помочь нам, помогает Ему, и Его рука была вместе с мужем десницы Его. Он не только поможет Ему совершить это дело, но и примет Его (ст. 8): «Близок оправдывающий». Несомненно, Исайя был ложно обвинен, подвергнут порицаниям и клевете, как и другие пророки, но он презрел поругание, зная, что Бог рассеет его и выведет правду, как свет, возможно, в этом мире (Пс 36:6) и позже, в великий день, когда воскреснут имена и тела и праведники воссияют, как утреннее солнце. Это исполнилось в Иисусе Христе. Своим воскресением Он доказал, что был не тем мужем, каким Его представляли: не был хулителем, обманщиком и врагом Цезаря. Судья, осудивший Его, признал, что не нашел в Нем вины; центурион, приводивший приговор в исполнение, заявил, что он праведник, так близко был оправдывающий Его. Но это также было истиной в Его адрес в более исключительном смысле: Отец оправдал Его, когда принял удовлетворение за грех человека и поставил Его Господом нашей праведности Того, Кто стал грехом за нас. Он был оправдан в Духе (1Тим 3:16). Совершивший его был близко, ибо Его воскресение, которым Он был оправдан, последовало вскоре после Его осуждения и распятия. Он был сразу прославлен (Ин 13:32).
(2) На Его уверенность в успехе Его предприятия: «Если Бог поможет Мне, если оправдает Меня, будет поддерживать и подкреплять Меня, то Я не постыжусь, как те, кто не достигает цели, к которой стремился, и не получает ожидаемого удовлетворения: «Я знаю, что не останусь в стыде». Хотя Его враги делали все возможное, чтобы предать Его позору, тем не менее Он устоял, сохранил Свой внешний вид и не постыдился выполняемого поручения. Отметьте: труд Божий это труд, которого мы не должны стыдиться, а упование в Боге это упование, что нам не придется стыдиться. Уповающие на помощь от Бога не будут разочарованы; они знают, кому верят, и поэтому знают, что не останутся в стыде.
(3) На презрение, с которым, имея эту уверенность, Он обращается ко всем угнетателям и оппозиции: «Бог поможет Мне, и поэтому Я держу лицо Мое, как кремень». Так же поступал пророк; он был дерзок, обличая грех, предостерегая грешников (Иез 3:8−9) и провозглашая истинность своих предсказаний. Так поступал Христос: Он совершал Свой труд, как Посредник, с непоколебимым постоянством и неустрашимой решимостью; Он не ослабел и не изнемог; и здесь Он призывает всех Своих противников: (а) составить вместе с Ним список: «Кто хочет состязаться со Мною в законе или словом? Станем вместе как соперники или как истец и защитник. Кто хочет судиться со Мною? Кто знаток Моего дела (дословно)?» «Кто рискнет выступить против Меня? Пусть встанет и подойдет ко Мне, ибо Я не скрываюсь». Многие вступали в спор со Христом, но Он заставил их молчать. Пророк обращается ко всем верным служителям, которые придерживаются чистого слова Божьего в своей проповеди: они не должны бояться конфликтов; Писание подкрепит их, кто бы ни соперничал с ними. Велика истина, и она победит. Христос адресует эти слова всем верующим, говоря их как победитель. Кто осмеливается быть врагом тех, для кого Он является другом, или соперничать с теми, чьим адвокатом Он является? Именно так применяет эти слова св. Павел (Рим 8:33): «Кто будет обвинять избранных Божиих?» (б) Он призывает их доказать какую-либо вину, возложенную на Него (ст. 9): «Кто осудит Меня!» Возможно, пророк был приговорен к смерти; Христос, мы уверены, был приговорен; тем не менее оба могли сказать: «Кто осудит Меня!», ибо нет осуждения тем, кого Бог оправдывает. Действительно, были такие, которые осуждали их, но что с ними стало? Они, как одежда, обветшали. Праведное дело Христа и пророков переживет оппозицию. Моль съест их тихо и незаметно; незначительного повода будет достаточно, чтобы погубить их. Но даже рыкающий лев не одолеет свидетелей Божьих. Все верующие имеют право бросить вызов: «Кто осуждает? Христос Иисус умер».
Стихи 10−11. Пророк, получив язык мудрых, чтобы каждому уделять его часть, в этих стихах использует его, правильно распределяя слово истины. Это краткое содержание всего Евангелия. Кто верует, тот спасется (уповающий на имя Господа утешится, хотя какое-то время будет идти во мраке, без света); а кто не будет веровать, осужден будет; хотя какое-то время он будет идти во свете собственного огня, тем не менее в мучении умрет.
I. Эти стихи утешают безутешных святых и ободряют их уповать на благодать Божью (ст. 10). Здесь обратите внимание:
(1) Что характеризует дитя Божье. Оно боится Господа сыновним страхом, благоговеет перед Его величием и боится вызвать Его недовольство. Эта благодать обычно больше всего проявляется в благочестивых людях, когда они идут во мраке и другие благодати не проявляются. Тогда они трепещут пред словом Его (Ис 66:2) и боятся судов Его (Пс 118:120). Это те, кто повинуется голосу слуги Божьего и желает, чтобы Господь Иисус, как Божий слуга, совершающий великое дело искупления человека, руководил ими; это те, кто приносит плод искреннего послушания закону Христа и с радостью подчиняется условиям Его завета. Кто истинно боится Бога, тот повинуется голосу Христа.
(2) Какова иногда бывает ситуация чада Божьего. Хотя у него в сердце страх Божий и вера во Христа, но иногда он идет во мраке, без света, обеспокоен и имеет недостаточно или вообще не имеет утешения. С кем так бывает? Здесь подразумевается, что в таком положении иногда оказываются исповедующие религию, хотя и не часто; но что бы ни случилось, Бог знает об этом. Такая ситуация, когда дети Божьи идут во тьме и иногда не имеют даже проблесков света, не является новой. Здесь подразумеваются не столько утешения в этой жизни (имеющие страх Божий, даже имея утешения в изобилии, не воспринимают их как свет), сколько духовные утешения, касающиеся их душ. Они ходят во мраке, когда доказательства их жизни на небесах омрачены, их радость в Боге прервана, свидетельство Духа временно приостановлено, а свет Божьего лица омрачен. Размышляющие христиане склонны к меланхолии, а боящиеся всегда склонны бояться еще больше.
(3) Что может действенно исцелить их в подобной печальной ситуации. Пусть блуждающий во мраке [1] уповает на имя Господа и благость Его природы, на то, что Он явил ему Себя, Свою мудрость, силу и милость. Имя Господа крепкая башня, пусть бежит в нее. Пусть уповает на него и верит, что если он будет ходить пред Богом (это возможно даже в том случае, если человек ходит во тьме), то найдет Бога, вседостаточного для себя. [2] Пусть утверждается в Боге своем и завете, заключенном с Ним. Пусть держится своих взаимоотношений согласно этому завету и называет Бога своим Богом, как Христос на кресте: «Боже Мой, Боже Мой». Пусть утверждается на обетованиях завета и строит на них свое упование. Когда чадо Божье близко к гибели, то оно найдет в Боге достаточно, чтобы удержаться. Пусть верит в Христа, ибо в Нем имя Его (Исх 23:21), пусть уповает на имя Его Господь нашей праведности и утверждается на Боге как на своем Боге в Посреднике и через Него.
II. Эти стихи обличают самонадеянных грешников и предупреждают их не уповать на самих себя (ст. 11). Обратите внимание (1) на их характеристику. Они возжигают огонь и идут в пламень огня своего. Они уповают на свою праведность, приносят свои жертвы и возжигают свои воскурения от этого огня (как Надав и Авиуд), а не от огня небесного. В своей надежде, что Бог примет их, они не принимают во внимание праведность Христа. Они подкрепляют себя и угождают себе осознанием собственных заслуг и достаточности и этими мыслями согревают себя. Для них они свет и тепло. Они вооружают себя возжигательными стрелами, раскаленными ими. Так как они уповают на собственную праведность, а не на праведность Христа, то и считают счастьем свои мирские богатства и наслаждения, а не благоволение Бога. Утешения от творения похожи на искры, которые мало живут и быстро умирают; тем не менее сыны этого мира при жизни греются ими и ходят с гордостью и удовольствием в их свете.
(2) Им вынесен приговор. Им иронически велено ходить в пламени огня своего. «Воспользуйтесь им, пока он горит. Но что будет потом, чем это кончится? Это будет вам от руки Моей (говорит Христос, ибо Ему передан суд), в мучении умрете и отправитесь умирать во тьме» (см. Иов 18:5−6). Светильник его угаснет над ним. Кто делает мир своим утешением, а праведность своим упованием, тот несомненно столкнется с фатальным разочарованием, которое в конце обернется горечью. Путь благочестивого человека может быть печален, но в конце его ожидает мир и вечный свет, а путь нечестивца приятен, но его конец и вечность будут проходить в полном мраке.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 50 глава