После предсказаний о Божьих судах для этого мира (гл. 24) следует обещание о великой милости, которая хранится для Его Церкви (гл. 25); так и в данном случае после мрачной и пугающей сцены, описывающей в предыдущей главе опустошение, в данной главе представлена яркая и привлекательная картина, которая не только предсказывает процветание царства Езекии в конце его правления, но и смотрит намного далее, как и пророчество об опустошении в предыдущей главе подразумевает не только уничтожение едомитян. И то и другое является пророчеством и побуждает нас взирать на события, прообразом которых они были: на царство Христа и Царство Небесное. Когда мир, погрязший в нечестии, будет лежать в руинах, а иудейская Церковь, упорствующая в неверии, опустеет, тогда утвердится евангельская Церковь и будет процветать.
I. В нее войдут язычники (ст. 1−2,7).
II. Ее доброжелатели, слабые и робкие, получат ободрение (ст. 3−4).
III. Чудеса будут совершены и над душами, и над телами людей (ст. 5−6).
IV. Евангельская Церковь будет идти путем святым (ст. 8−9).
V. В конце она придет к бесконечной радости (ст. 10). Таким образом в этой главе мы найдем больше информации о Христе и небесах, чем можно было бы ожидать от Ветхого Завета.
Стихи 1−4. В этих стихах представлена:
I. Пустынная земля процветающей. Предыдущая глава описывала, как населенная и плодородная страна превратилась в ужасную пустыню, а в этой, наоборот, описывается превращение пустыни в плодородную землю. Когда земля Иудеи была освобождена от ассирийской армии, тогда начали сами восстанавливаться те части страны, которые превратились в пустыню из-за разрушительных действий и насилия; они вновь стали выглядеть привлекательно и благоухать как роза. Когда языческие народы, долгое время напоминавшие пустыню и не приносившие плода Богу, приняли Евангелие, тогда вместе с ним к ним пришла радость (Пс 66:4−5; Пс 95:11−12). Когда в Самарии проповедовали о Христе, тогда была радость великая (Деян 8:8); сидящие во тьме увидели великий и радостный свет, и тогда они расцвели, то есть дали надежду на обильный урожай, ибо цель проповедующих Евангелие идти и приносить плод (Ин 15:16; Рим 1:13; Кол 1:6). Хотя цветы это еще не плоды, они часто опадают и не приносят плода, тем не менее они должны быть, чтобы появились плоды. Обращающая благодать побуждает душу, которая была пустыней, торжествовать и ликовать и цвести великолепно. Цветущая пустыня получит славу Ливана, заключавшуюся в силе и величавости ее кедров, вместе с великолепием Кармила и Сарона, прославившихся хлебом и скотом. Все, что есть ценного в любом постановлении, включено в Евангелие. Вся красота иудейской Церкви присутствует в христианской Церкви, и она явлена во всем своем совершенстве, о чем детально говорит апостол в своем Послании к Евреям. Все прекрасное и желанное в организации Моисея было перенесено в евангельские постановления.
II. Сияющая слава Бога: «...они увидят славу Господа». Бог более чем когда-либо явит Себя в Своей благодати и любви к человечеству (ибо это Его слава и превосходство); Он даст им глаза, чтобы они увидели это, и сердца, которые должным образом воспримут это. Именно это сделает пустыню цветущей. Чем больше мы видим верой славу Господа и превосходство нашего Бога, тем более радостными будем и принесем больше плода.
III. Слабовольные и малодушные получат ободрение (ст. 3−4). Особая обязанность Божьих пророков и служителей укреплять ослабевшие руки, утешать тех, кто не может оправиться от страха перед ассирийской армией, с уверенностью, что теперь Бог возвращается к ним с милостью. Цель Евангелия (1) укреплять слабых и поддерживать их: слабые руки, которые не могут работать или сражаться или с трудом поднимаются в молитве, и немощные колени, которые не могут стоять или ходить и не в состоянии идти предлежащее поприще. Евангелие обеспечивает нас укрепляющими размышлениями, где хранится предназначенная для нас сила. Среди христиан есть много таких, у кого слабые руки и немощные колени, которые являются лишь младенцами во Христе, но наш долг укрепить наших братьев (Лк 22:32): не только носить слабого, но и делать все возможное, чтобы подкрепить его (Рим 15:1; 1Фес 5:14). Наш долг также укреплять себя, поднимать опустившиеся руки (Евр 12:12), применяя силу, данную нам Богом, и проявляя ее.
(2) Оживлять тех, кто боязлив и удручен: скажите робким душею, которые из-за своей слабости и силы своих врагов, стремительных в своих действиях (дословно), бегут по первой тревоге, бросая все, и говорят в смятении: «Отвержен я и погиб» (Пс 30:23), скажите им, что в Евангелии достаточно истин, чтобы заглушить эти страхи. Им сказано, и пусть они скажут это себе и друг другу: «Будьте тверды, не бойтесь». Страх слабеет; чем больше мы боремся с ним, тем сильнее становимся в своих делах и страданиях; и для того, чтобы ободрить нас сражаться, Сказавший: «Будьте тверды» хранит для нас помощь в Том, Кто могуществен.
IV. Заверения в том, что приближается наш Спаситель: «Вот Бог ваш, придет отмщение. Бог выступит на вашей стороне против ваших врагов, Он воздаст за нанесенные вам обиды и потери». Когда наступит полнота времени, придет Мессия, чтобы отомстить силам тьмы, разрушить их и сделать это открыто, чтобы возместить скорбящим на Сионе обильными утешениями. Он придет и спасет вас. Именно надеждой на это ветхозаветные святые укрепляют свои слабые руки. В конце времен Он вновь придет в пламенеющем огне, чтобы воздать бедствиями тем, кто доставлял страдания Его народу, и дать покой тем, кто страдал, такой покой, который будет не только окончательным периодом, но и полной наградой за все их страдания (2Фес 1:6−7). Чьи сердца трепещут за ковчег Божий и кого заботит Его Церковь в этом мире, таковые могут заглушить свои страхи тем, что Бог возьмет это дело в Свои руки. Придет ваш Бог, Который заступится за вас и за ваши интересы, Сам Бог, Который является единственным Богом.
Стихи 5−10. «Когда ваш Бог, Христос, придет, чтобы учредить Свое царство в этом мире, о котором свидетельствовали все пророки, особенно в конце своих пророчеств, касающихся временных избавлений Церкви, особенно этот евангельский пророк, тогда ожидайте великих событий».
I. Чудеса будут совершены и в царстве природы, и в царстве благодати: чудеса милости, достаточные, чтобы убедить в том, что именно Бог пришел к нам, коснутся сынов человеческих.
1. Чудеса будут совершены с человеческими телами (ст. 5−6): откроются глаза слепых; это часто делал наш Господь Иисус, когда был здесь, на земле, произнеся лишь слово, а однажды Он дал зрение человеку, рожденному слепым (Мф 9:27; Мф 12:22; Мф 20:30; Ин 9:6). Его силой отверзались уши глухих с помощью одного слова: «ЕркркаЛа — отверзись» (Мк 7:34). Многие хромые получили такое полное восстановление своих суставов, что могли не только ходить, но и прыгать; они испытывали такую радость, что не могли сдержаться и прыгали от радости, как хромой в Книге Деяния 3:8. Немые также смогли говорить, и поэтому неудивительно, что они запели от радости (Мф 9:32−33). Эти чудеса Христос совершил, чтобы доказать, что Он был послан Богом (Ин 3:2), более того, совершая их Своей силой и Своим именем, Он доказал, что сам был Богом — Тем, Кто вначале сотворил человеческие уста, слышащее ухо и видящий глаз. Чтобы доказать ученикам Иоанна Свою божественную миссию, Он сделал это с помощью чудес подобного рода, которыми наполнено Евангелие.
2. Чудеса, великие чудеса будут совершены над человеческими душами. Словом и Духом Христа те, которые были духовно слепы, прозрели (Деян 26:18); кто был глух к призывам Бога, тот с готовностью услышал их; так было с Лидией, чье сердце Господь отверз внимать (Деян 16:14). Кто был безучастен ко всему хорошему, того божественная благодать сделала не только способным делать добрые дела, но и активным в них, чтобы они могли идти путем Божьих заповедей. Кто был нем и не знал, как говорить о Боге или обращаться к Богу, тот, обретя открытое разумение к познанию Его, начал открывать свои уста, чтобы воздать Ему славу. Язык немого будет петь от радости о Божьем спасении. Хвала будет возноситься от уст младенцев и грудных детей.
II. Свыше изольется Дух. Пробьются воды и потоки, реки живой воды; когда наш Спаситель говорил об этих явлениях как об исполнении Писания и, скорее всего, этого отрывка Писания, евангелист говорит нам: «Сие сказал Он о Духе» (Ин 7:38−39), как и пророк (Ис 32:15). Так и здесь (ст. 6): «...в пустыне, где вряд ли кто-то ожидал этого, пробьются воды». Это пророчество исполнилось, когда Дух Святой сошел на язычников, слушавших слово (Деян 10:44); тогда открылись источники жизни, из которых потекли эти потоки, щедро напояющие землю. Сказано, что эти воды пробьются, что подразумевает приятное изумление языческого мира событием, которое привело их в новый мир. Благословенным результатом этого будет то, что опаленная земля превратится в озеро (ст. 7, англ. пер.). Кто тяжело трудился и был обременен, кто находился под тяжестью вины и был сожжен ощущением божественного гнева, тот обрел в Евангелии покой, облегчение и многие утешения. В жаждущей земле, где не было ни воды, ни постановлений (Пс 62:2), будут источники вод, евангельское служение; и благодаря ему будут исполняться все евангельские постановления во всей их чистоте и многообразии; это будут речные потоки, веселящие град Божий (Пс 45:5). В жилище шакалов, которые предпочитают для обитания выжженную и опаленную землю (Ис 34:9,13), будут течь эти реки и распределяться таким образом, что везде, где они покоятся, будет место для тростника и камыша великое изобилие полезных растений. Именно так все происходило, когда насаждались христианские церкви, щедро процветавшие в языческих городах, которые на протяжении многих веков были местами для обитания шакалов или, скорее, бесов, как в Вавилоне (Откр 18:2); когда собственность храмов, где поклонялись идолам, поменяла владельцев и перешла для служения христианству, тогда обиталища шакалов стали плодородными полями.
III. Путь религии и благочестия будет открытым; здесь он назван путем святым (ст. 8): путем святого поклонения и святого образа жизни. Святость это добродетель человеческой природы и воли, согласующаяся с божественной природой и волей. Святой путь это путь исполнения религиозных обязанностей, по которому люди должны идти, стремясь вперед, взирая на славу Бога и на собственное блаженство в наслаждении Им. «Когда наш Бог придет спасти нас, Он наметит для нас этот путь Своим Евангелием так, как его до этого никто не описывал».
1. Этот путь будет указан; это не будет путь страданий, а прямой путь, по которому нас направляет божественная власть и на котором нас защищает божественное предписание. Это Царский путь, дорога Царя царей, на котором хотя нам и может быть устроена засада, но нас не смогут остановить. Путь святый это путь Божьих заповедей, это (какими обычно бывают магистрали) древний добрый путь (Иер 6:16).
2. Это будет предопределенный путь, с помощью которого Бог приведет Свой избранный народ к Себе, но нечистый не будет ходить по нему, чтобы осквернить его или сбить с толку идущих по нему. Сам по себе этот путь отличается от пути этого мира, ибо это путь отделения, не согласующийся с этим миром. Он будет для них одних, которых Бог отделил для Себя (Пс 4:4), он будет храниться для них: искупленные будут ходить там, и соблазны злого мира не смогут достичь и омрачить удовлетворенность, которую они будут получать, ходя путями приятными. Нечистый не будет ходить по нему, ибо это чистый путь; ходящие по нему непорочные в пути, избежавшие скверн этого мира.
3. Это будет прямой путь: идущие этим путем, выбравшие его для продвижения, даже и неопытные, которым не хватает сообразительности для других дел, будут получать на этом пути такие четкие указания от слова и Духа Божьего, что не заблудятся. Это не значит, что они будут непогрешимы в своем поведении и не будут совершать ошибок, но они не будут виновны в каком-либо фатальном неверном поступке и не собьются с пути, а вновь восстановятся на нем и благополучно доберутся до конечной цели своего путешествия. Хотя идущие узким путем иногда могут сворачивать на ту или иную дорожку, не совсем верную, но все они встретятся в конце пути и никогда вновь не вернутся на широкий путь. Дух истины будет вести их к той истине, которая необходима для них. Отметьте: путь к небесам прямой путь, и его легко достичь. Бог избрал немудрое мира и сделал их мудрыми ко спасению. Для разумного знание легко.
4. Это будет безопасный путь: льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него (ст. 9), никто не будет делать зла и вреда. Кто держится близко к этому пути, того не сможет достать сатана рыкающий лев, и нечестивые не прикоснутся к нему. Идущие путем святым могут продвигаться в святой уверенности и спокойствии разума, зная, что ничто не причинит им реальное зло; они могут быть спокойны и не бояться зла. Во дни правления Езекии, немного времени спустя после пленения десяти колен, Бог, испытывая недовольство колониями, поселившимися там, посылал на них львов (4Цар 17:25). Но Иудея сохранила свою непорочность, и поэтому льва не будет там. Идущие путем святым должны отделять себя от нечистых и алчных, должны спасаться от рода сего развращенного; надеясь, что они сами являются искупленными, пусть идут вместе с искупленными, которые будут ходить там.
IV. Концом этого пути будет радость вечная (ст. 10). Это драгоценное обещание о мире вскоре осуществится в вечной радости и покое для души. Здесь присутствует благая весть для жителей Сиона, обещающая покой уставшим: искупленные Господом, которые поэтому и должны идти за Ним везде, куда бы Он ни пошел (Откр 14:4), возвратятся и придут на Сион, чтобы (1) служить и поклоняться Богу в воинствующей Церкви. Они освободят себя от Вавилона (Зах 2:7), будут спрашивать о пути к Сиону (Иер 50:5) и найдут путь (Ис 52:12). Бог откроет для них дверь, чтобы они избавились от плена, и это будет действенная дверь, хотя там будет много противников. Они присоединятся к евангельской Церкви к горе Сион и ко граду Бога живого (Евр 12:22). Они придут с песнями и радостными восклицаниями, благодаря за избавление от Вавилона, где они плакали, вспоминая о Сионе (Пс 136:1). Кто верой стал гражданином евангельского Сиона, тот может продолжать путь, радуясь (Деян 8:39); они будут петь, идя путями Господними, и славить Его. Они возрадуются в Иисусе Христе, и скорби и вздохи их обличений будут вынуждены бежать под воздействием силы божественных утешений. Блаженны скорбящие, ибо они утешатся.
(2) Увидеть и насладиться Богом в ликующей Церкви; кто идет путем святым, водимый своим Искупителем, тот в конце придет на Сион, в небесный Сион, придет в теле; все соберутся вместе, непорочные, в радости, при пришествии славы Христа (Иуд 1:24; Откр 7:17); они придут с песнями. Когда народ Божий возвратится из Вавилона в Сион, он будет ходить и плакать (Иер 50:4), но на небо они придут, воспевая новую песнь, научиться которой не может ни один человек (Откр 14:3). Когда они войдут в радость своего Господина, то она будет отличаться от радостей этого мира, которые никогда не смогли бы быть вечной радостью без какой-либо примеси, перерывов или периодов. Она не только наполнит их сердца, для их собственного совершенства и вечной удовлетворенности, но и будет над головою их как украшение благодати и венец славы, как гирлянда, которую носят в знак победы. Их радость будет видимой, и не будет больше тайной, как бывает здесь, в этом мире; она будет возвещена для славы Бога и их взаимного ободрения. И тогда у них будет радость и веселье, которых они никогда не ожидали иметь по эту сторону небес; печаль и воздыхания удалятся, как ночные тени перед восходом солнца. Так заканчиваются пророчества, касающиеся ассирийского нашествия, предназначенные для того, чтобы поддержать народ Божий, оказавшийся в этой беде, чтобы направить их радость во время избавления от захватчиков на более высокий объект. Наши радостные надежды и перспектива вечной жизни поглотят все печали и все радости нынешнего времени.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 35 глава