В этой главе предсказывается фатальная участь всех народов, которые являются врагами Божьей Церкви и Его народа, хотя упоминается только Едом из-за старой вражды между Исавом и Иаковом, которая была прообразом (как и более давняя вражда между Каином и Авелем), противостояния, вытекающего из первичной враждебности змея к семени жены. Возможно, это пророчество совершилось, когда вначале было нанесено великое опустошение ассирийской армией или, скорее, армией Навуходоносора некоторое время спустя среди народов, соседствующих с Израилем, и оно тем или иным образом причинило им вред. Этот могущественный завоеватель гордился тем, что проливал кровь и опустошал страны; тем самым, помимо собственных планов, он исполнял то, чем угрожал Бог Своим врагам и врагам Своего народа. Но у нас есть основание полагать, что это предназначалось как угроза того, что гнев Божий прольется на всех, кто сражается против распространения интересов Его Царства среди людей; и она частично исполнилась, когда опустошением завершились войны между народами и на них обрушились другие опустошительные суды; она полностью совершится окончательным исчезновением всего в день суда и гибелью нечестивцев. В данной главе:
(I) Звучит требование о всеобщем внимании (ст. 1).
(II) Описывается ужасающая сцена кровопролития и крушения (ст. 2−7).
(III) Приводится основание для этих судов (ст. 8).
(IV) Опустошение продолжается, и страна становится похожей на озеро Содомское (ст. 9−10), а города предоставлены в распоряжение диких зверей и печальных птиц (ст. 11−15).
(V) Торжественно подтверждается все вышеизложенное (ст. 16−17). Давайте же послушаем и убоимся.
Стихи 1−8. В этой главе представлено пророчество, равно как в других описана история браней Господних, которые, как мы уверены, праведны и успешны. Этот мир, который является Его творением, Он сотворил для блага, но так как в нем заинтересован сатана, который назван князем этого мира, то Бог борется против него.
I. Звучит труба и объявляется война (ст. 1). Все народы должны слушать и внимать не только потому, что информация о том, что Бог собирается сделать, заслуживает их внимания (как в Ис 33:13), но и потому что все это коснется их. Именно с ними Бог в ссоре и именно против них Он выступает во гневе. Пусть все обратят внимание, что великий Бог гневается на них; все народы вызывают в Нем негодование, и поэтому пусть все народы придут и послушают. Труба трубит в городе (Ам 3:6) и стражи на стенах кричат: «слушайте звука трубы» (Иер 6:17). Слушай, земля, и все, что наполняет ее, ибо она Господня (Пс 23:1) и должна слушать своего Творца и Господина. Должна услышать вселенная и все рождающееся в ней, сыны человеческие, которые вышли из земли и должны возвратиться в нее; или же это означает, что призываются неодушевленные плоды земли, ибо они услышат скорее, чем грешники, чьи сердца ожесточились против призывов Бога. Слушайте, горы, суд Господень (Мих 6:2). Он противостал, и это справедливое противостояние, поэтому Он может безбоязненно взывать ко всему миру, относительно его справедливости.
II. В этих стихах оглашается манифест, возвещающий:
1. Кому Он объявляет войну (ст. 2): «Гнев Господа на все народы, они все объединились, выступая против Бога и религии; они все во власти дьявола, и поэтому Он на них гневается на все народы, забывшие Его». Он попустил всем народам ходить своими путями (Деян 14:16), но больше Он не будет хранить молчание. Так как все они насладились Его терпением, то теперь могут готовиться прочувствовать на себе Его гнев. Ярость Его особым образом на все воинство их, (1) так как они причинили зло народу Божьему; они были кровожадны к нему, и поэтому несомненно им придется напиться крови.
(2) Так как с его помощью они надеялись расправиться со справедливостью и силой Бога и на него уповали, как на свою защиту, поэтому на него в первую очередь Бог изольет Свою ярость. Армии перед Божьей яростью подобны сухой соломе перед огнем пожирающим, какими бы многочисленными и отважными они ни были.
2. На чьей стороне Он воюет и каковы основания для этой войны (ст. 8): «Это день мщения у Господа и именно Ему отмщение, Он не может быть несправедлив, когда изъявляет гнев (Рим 3:5). Как есть день Божьего терпения, так и есть день мщения у Господа, ибо хотя Он долготерпит, но не будет терпеть вечно. Это год возмездия за Сион. Сион священный город, город торжественных собраний, прообраз Церкви Божьей в мире. Сион справедливо ссорится со своими соседями за причиненное ему зло, за предательство и варварское обращение, за осквернение святынь и разорение дворцов, за убийство своих сыновей. Он предоставил Богу вступиться за него, и Господь сделает это, когда настанет время оказать благоволение Сиону. Тогда Он воздаст по заслугам его преследователям и угнетателям за причиненное зло. Противостояние будет разрешено: раз Сиону нанесли ущерб, то тем самым оскорбили Бога Сиона. И соответственно этому решению будет вынесен приговор и приведен в исполнение. Отметьте: есть время, предшествующее божественным намерениям, для избавления Церкви и истребления ее врагов год искупления, который настанет, год возмездия за Сион; и мы должны терпеливо ожидать, когда это время наступит, и не судить до времени.
III. Учреждаются действия и методы ведения этой войны с несокрушимой уверенностью в победе.
1. Меч Господа упился на небесах; это и есть приготовления, сделанные для ведения войны (ст. 5). Возможно, эти слова ссылаются на некий обычай того времени, когда воины окунали свои мечи в какой-то ликер, чтобы сделать их крепче или ярче; это то же самое, что полировать их, чтобы они сверкали (Иез 21:9−11). Меч Божий окунался на небесах в Его советы и указы, в Его справедливость и силу, и тогда никто не мог устоять перед ним.
2. Он нисходит. Когда принято решение, то он обязательно исполнит его. Он снизойдет с небес, и чем выше место, откуда он снизошел, тем тяжелее он обрушится. Он снизойдет на Едом, народ, преданный Богом заклятию, который был проклят и приговорен к истреблению. Несчастны, безусловно, несчастны те, кто своими грехами сделал себя народом, которого проклял Бог, ибо меч Господа безошибочно следует за проклятием Господа и приводит в исполнение Его приговоры; те, кого Он проклял, несомненно прокляты. Он снисходит для суда, чтобы исполнить суд, вынесенный грешникам. Отметьте: Божий меч войны всегда является мечом справедливым. Отмечено о Том, из Чьих уст выходит острый меч, что Он праведно судит и воинствует (Откр 19:11,15).
3. Народы и их армии будут преданы мечу (ст. 2): «Бог отдал их на заклание, и поэтому они не могут освободить себя, равно как и все их друзья не могут избавить их. Истреблены лишь те, кого Бог отдал на заклание, ибо в Его руках ключи смерти; и, предав на заклание, Он полностью истребил их (англ. пер.); их гибель была так же несомненна, когда Бог лишь приговорил к ней, словно они уже были полностью уничтожены. Бог фактически Своим словом предал закланию всех жестоких врагов Своей Церкви (Откр 13:10): «...кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом», ибо Господь праведен.
4. Согласно приговору, среди них будет произведено ужасное заклание (ст. 6): «Меч Господа, спустившись по поручению, произведет огромное опустошение; он наполнится, насытится и пресытится кровью, кровью убитых, и утучнеет от тука их. Когда закончится день оскорбленной Божьей милости и терпения, тогда меч Его справедливости не даст никому пощады. Из-за своего греха люди потеряли славу человеческой природы и сделали себя подобными тварям, которые умирают, поэтому им справедливо отказано в милосердии и уважении и они убиты, как животные; для истребления человеческой армии было сделано не больше, чем для убиения стада агнцев или козлов, откормленных для тука почек овнов. Более того, меч Господень убьет не только агнцев и козлов пехоту их армий, бедных обычных солдат, но и (ст. 7) буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, хотя они горды, сильны и яростны (и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, Откр 6:15). Они станут такой же легкой добычей для меча Господнего, как агнцы и козлы. Величайшие люди ничто перед гневом великого Бога. Посмотрите, какая кровавая работа будет совершена: «...упьется земля кровью, словно сошедшим в великом количестве на нее дождем; и прах их, их сухая и бесплодная земля, утучнеет от тука мужчин, убитых в расцвете сил, как от навоза. Более того, даже горы, которые по своей структуре тверды и каменисты, размокнут от крови их (ст. 3). Эти выражения являются гиперболой (как в видении св. Иоанна кровь, достающая даже до узд конских, Откр 14:20); они используются, так как их смысл звучит очень угрожающе (мурашки пробирают, когда думаешь о таком количестве пролитой человеческой крови), и поэтому они вполне подходят, чтобы вызвать ужас перед гневом Божьим, который ужаснее любых выражений и понимания. Посмотрите, что совершают грех и гнев даже в этом мире, и подумайте, насколько более ужасным будет грядущий гнев, который свергнет единорогов в преисподнюю.
5. Это великое истребление будет великой жертвой для справедливости Бога (ст. 6): «...жертва у Господа в Восоре» именно там великий Искупитель выступает в червленых ризах (Ис 63:1). Жертвы предназначались, чтобы почтить Бога и показать, что Он ненавидит грех и требует за него удовлетворения, что только кровь может принести искупление; и ради этих целей было произведено истребление: чтобы открылся гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, особенно за их нечестивую и неправедную враждебность к Его народу, что и было самым общеизвестным грехом, в котором были виновны едомитяне. При большом жертвоприношении убивалось много животных, огромное количество, и их кровь выливалась перед жертвенником; точно так же будет в день мщения у Господа. Вся земля пропиталась бы кровью грешников, если бы Иисус Христос, великая Жертва умилостивления, не пролил за нас Свою Кровь; но кто отказывается от Него и этой Жертвой не заключает завет с Богом, те падут жертвой божественного гнева. Осужденные грешники являются вечными жертвами (Мк 9:48−49). Кто не приносит жертвы (что характеризует нечестивого, Еккл 9:2), тот должен быть принесен в жертву.
6. Это убийство будет отвратительным для человечества, и пораженные будут вызывать в людях такое же отвращение, как раньше ужас (ст. 3): они будут разбросаны, и никто не окажет им уважения, чтобы пристойно похоронить; от трупов их поднимется смрад, и все люди по отвратительной вони и по жуткому виду проникнутся негодованием ко греху и ужасом перед гневом Бога. Они останутся лежать непогребенными, чтобы сохраниться монументами божественной справедливости.
7. Результатом и следствием этого истребления будет всеобщее смущение и опустошение, словно все строения природы растворились и растаяли (ст. 4): «Истлеет все небесное воинство; солнце скроется, и луна станет темной или превратится в кровь; сами же небеса свернутся, как свиток книжный или как пергамент, которым уже попользовались и отложили в сторону, или подобно тому, как он сморщивается от жара огня. Звезды упадут, как листья осенью; вся красота, радость и утешение побежденной нации потеряются и иссякнут, власти и администрация будут упразднены, всякое владычество и правительства падут, кроме меча войны». В те времена завоеватели обычно опустошали завоеванные ими страны; и такое же полное опустошение описано здесь этими фигуральными выражениями, но они буквально и полно исполнятся, когда в конце времен все исчезнет; и те суды, которые Бог сейчас иногда поразительным образом совершает над грешными народами и отдельными людьми, являются залогом и предтечей последнего дня суда. Они должны побуждать нас думать о том, для чего эти выражения применялись здесь (Откр 6:12−13). Но они не используются в качестве метафоры (2Пет 3:10), где говорится о том, что небеса с шумом прейдут... земля и все дела на ней сгорят.
Стихи 9−17. Это пророчество выглядит очень мрачным, но оно касается более отдаленного времени, а не только Восора и Едома.
1. Оно описывает печальные перемены, которые часто производит божественное провидение в странах, городах, дворцах и семьях. Ранее процветавшие места непонятным образом начинают угасать. Мы не можем сейчас найти места, где когда-то стояли многие великие города, отмеченные в истории. Плодородные страны со временем превращаются в бесплодные, а великолепные города в груды руин. Старые разрушенные замки выглядят пугающе; и их руин часто боятся не меньше, чем ранее расположенных в них гарнизонов.
2. Оно описывает разрушительные суды, которые являются результатом гнева Божьего и справедливым наказанием врагов Его народа, которых Бог поразит ими, когда настанет день отмщения у Господа и год возмездия за Сион. Кто стремится разрушить Церковь, тот никогда не сможет сделать этого, но неизбежно погубит себя.
3. Оно описывает последнее уничтожение этого нечестивого мира, который сберегается огню на день суда (2Пет 3:7). Сама земля, когда она и все дела на ней сгорят, превратится (насколько я знаю) в ад для тех, чье сердце расположено к мирским благам. Однако это пророчество показывает нам, какой будет участь поколения, проклятого Богом.
I. Страна станет похожа на озеро Содомское (ст. 9−10). Реки ее, которые увлажняли землю, радовали и подкрепляли жителей, теперь превратятся в смолу; они станут гуще, потемнеют и будут медленно двигаться или не будут двигаться вообще. «Ее реки превратятся в ленивые потоки смолы», как толкует сэр Р. Блэкмор. Тогда прах ее превратится в серу, грех сделал землю такой воспламеняемой, что она загорится от малейшей искры гнева Божьего, поражающего ее; и когда огонь поразит ее, она превратится в горящую смолу. Огонь будет повсеместным: не только в доме или в городе, а по всей стране, и никто не сможет подавить или затушить его. Он будет гореть постоянно, вечно: не будет гаснуть ни днем, ни ночью. Мучения грешников в аду или тех, кто имеет ад в своей совести, непрерывны; вечно будет восходить дым его. До тех пор, пока на земле живут дерзкие грешники от рода в род и умножается количество грешных людей, чтоб усилить еще ярость гнева Господня (Чис 32:14), на небесах будет находиться праведный Бог, чтобы наказывать их за это. Пока одно за другим поколения грешников будут наследовать друг друга, до тех пор наказания Божьи за их грехи будут сменять друг друга; никто из испытавших на себе гнев Божий не сможет сам по себе оправиться от него. Как бы легкомысленно люди ни относились к нему, они увидят, что страшно впасть в руки Бога живого. Если земля приговорена к опустошению, то никто не сможет проехать через нее, и путники предпочитают далеко объезжать ее, чтобы не вкушать ее зловония.
II. Города станут похожи на старые разрушающиеся дома, которые, после того как их оставят грешники, будут выглядеть пугающе; ими полностью завладеют хищные звери или зловещие птицы. Посмотрите, как мрачно выглядят вражеские дворцы; их описание весьма изысканно и богато.
1. Бог отметит их для гибели и истребления. Он протянет против Восора вервь разорения и отвес уничтожения (ст. 11). Это подразумевает справедливость вынесенного им приговора; он вынесен согласно принципам справедливости, и его исполнение в точности соответствует приговору; уничтожение происходит не наугад, а соответственно правилу и принципу. Опустошение и разорение, которые распространятся по всей стране, сделают землю похожей на то состояние? когда она была Токи и Воки (именно эти слова здесь используются) безвидна и пуста (Быт 1:2). Грех быстро превратит рай в хаос и замарает красоту всего творения. Где беспорядок, там скоро будет опустошение; и то и другое предназначено для управления миром и присутствует в определенной пропорции. Все знатные люди будут истреблены, и ни один из них не осмелится объявиться (ст. 12): «Они будут призывать знатных на царство, чтобы те позаботились о плачевных делах госудраства и исполнили свои обязанности, но не окажется никого, кто взял бы эти руины в свои руки, а все их князья, узнав об этих печальных событиях, будут ничто; они окажутся в тупике и не смогут быть полезны, чтобы укрыть их от уничтожения».
III. Даже государственные строения, твердыни, превратятся в пустыню (ст. 13); зарастут дворцы ее и твердыни не только травою, но и колючими растениями, крапивою и репейником; и не будет никого, чтобы срезать их или растоптать. Мы иногда видим, как разрушенные строения подобным образом зарастают мусором. Эти слова означают, что место, где раньше был дворец, будет не только необитаемым и редко посещаемым, но и на него обрушится проклятие Бога, ибо тернии и колючки результат проклятия (Быт 3:18).
IV. Они станут местом для обитания и встреч пугливых и страшных зверей и птиц, которые часто встречаются в подобных мрачных местах, так как там их никто не беспокоит; и раз люди прогоняют их в подобные места, то они в них пугают людей. Обстоятельства, сопутствующие опустошенным местам, способны вызвать ужас в разуме человека, и в этих стихах они подробно описываются (ст. 11): «Изавладеет ею пеликан, любящий места уединенные (Пс 101:7); выпь (англ. пер.), издающая омерзительные звуки, филин печальная птица и ворон хищная птица, любящая мертвечину, поселятся в ней (со всякими прочими зловещими монстрами, обитающими в воздухе, сэр Р.Б.) со всякими нечистыми птицами, негодными для службы человеку (ст. 13). И будет она жилищем драконов (англ. пер.), которые ядовиты и вредны. В величавых дворцах и палатах, Где их окружали подобострастные льстецы, Будут шипеть драконы и выть голодные волки. Во дворах, которыми раньше владели могущественные князья, Змея будет задирать свою пятнистую голову Или сворачиваться спиралью, чтобы поспать. Сэр Р.Блэкмор Место, где раньше собирались князья, теперь станет местом для обитания сов или страусов (ст. 14). Звери пустыни сухой и песчаной страны будут встречаться там, словно по предписанию, с дикими зверями, живущими на острове во влажной и болотистой земле, и будут пиршествовать в совершенном одиночестве, которое смогут найти там. Леопарды и прочие хищники, Населяющие долины или прячущиеся в лесу, Будут приглашать друг друга прийти И сделать это дикое место своим домом. Яростные твари всякой пугающей формы и размера Поселятся там своими кровожадными колониями. Сэр Р.Блэкмор Лешие будут перекликаться и звать друг друга пойти вместе в это уединенное место или, уже находясь там, будут наслаждаться тем, что нашли такое подходящее для обитания место. Там будет отдыхать ночное привидение ночная и зловещая птица. Там угнездится летучий змей (ст. 15), будет класть яйца и выводить детей; потомство их не будет переводиться, чтобы обеспечить наследниками это уединенное место. Коршуны, питающиеся падалью, будут собираться один к другому. Теперь же обратите внимание:
(1) Места, оставленные людьми, от которых они держатся на расстоянии, становятся достойным местом для проживания животных, о которых заботится провидение Божье, не пренебрегая ими.
(2) На кого похожи люди замкнутые, необщительные, недружелюбные, любящие печальное уединение; они подобны таким же одиноким тварям, любящим заброшенность.
(3) Какую гнетущую перемену совершает грех; он превращает плодоносную землю в бесплодную, а процветающий город в пустыню.
V. Эти стихи заверяют в том, что это предсказание полностью исполнится до малейших деталей (ст. 16−17): «Отыщите в книге Господней и прочитайте. Когда наступит разорение, сравните его с предсказанием, и вы увидите, что оно ему полностью соответствует». Отметьте: книга пророков книга Господня, и мы должны обращаться к ней и рассуждать о ней, ибо она имеет божественное происхождение и власть. Мы должны не только читать ее, но изучать и исследовать, обращаться к одному отрывку, затем к другому и сравнивать их. Так с помощью усердного исследования можно извлечь из Писания в изобилии полезные знания, которые нельзя добыть с помощью поверхностного чтения. Когда вы прочтете предсказание из книги Господней, тогда обратите внимание, (1) что все было именно так, как написано; ни одно из них не преминуло прийти: ни зверь, ни птица; как было предсказано, что они будут владеть ею из рода в род, то для того, чтобы виды размножались, каждого будет своя пара (англ. пер.); эти признаки опустошения будут приносить плоды, умножаться и наполнять землю.
(2) Что после того, как уста Божьи изрекут повеление об этом зловещем собрании, тотчас Дух Его соберет их; так под воздействием инстинкта твари приходили к Адаму, чтобы получить имя, и к Ною, чтобы найти пристанище. Что велит слово Божье, то производит и совершает Его Дух, ибо ни одно слово Божье не останется неисполненным. Слово Божьего обетования подобным образом исполнится благодаря действиям Святого Духа.
(3) Что при исполнении этих угроз соблюдается определенный порядок и пропорция: «Сам Он бросил им жребий, чтобы каждая из тварей знала свое место, словно оно уже было отмечено для нее инструментом. Подобным образом в Книге Иоиля 2:7−8 каждый идет своею дорогою и не сбивается с путей своих; и не давят друг друга. Языческие предсказатели предсказывали будущее по полету птиц, словно судьба людей зависит от них. Но здесь мы читаем, что полет птиц подчиняется указам Бога Израиля: Сам Он бросил им жребий.
(4) Что это опустошение будет вечным: вовеки будут они владеть ею. Иерусалим Божий может лежать в руинах, но старый Иерусалим восстановил себя из руин, чтобы дать место евангельскому Иерусалиму; он может быть смирен, но восстановится, чтобы дать место небесному Иерусалиму. Но враги Церкви навсегда останутся опустошенными и будут наказаны вечным уничтожением.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 34 глава