Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 33 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава затрагивает те же события, что и предыдущая: бедствия в Иудее и Иерусалиме из-за вторжения Сеннахирима и их избавление от этой беды путем истребления ассирийской армии. В пророчестве то и другое чередуются в стиле Пиндара. Обратите внимание:

(I) На величайшие бедствия, которые постигнут Иудею и Иерусалим (ст. 7−9).

(II) На определенные страхи, которые овладеют грешниками на Сионе (ст. 13−14).

(III) На молитвы благочестивых людей, оказавшихся в беде, обращенные к Богу (ст. 2).

(IV) На святую безопасность, которой они насладятся, пребывая в стесненных обстоятельствах (ст. 15−16).

(V) На истребление ассирийской армии (ст. 1−3), которым Бог будет прославлен в высшей степени (ст. 5,10−12).

(VI) На обогащение евреев добычей, оставшейся после стана ассирийцев (ст. 4,23−24).

(VII) На блаженное состояние Иерусалима и еврейского государства. Религия станет главенствующей (ст. 6), и их гражданское государство будет процветать (ст. 17−22). Это вскоре исполнилось, но написано для нашего назидания.

Стихи 1−12. В этих стихах изложено следующее:

I. Гордому и лживому царю Ассирийскому вскоре пришлось расплатиться за свой обман и насилие; горе обрушилось на него (ст. 1) Обратите внимание:

(1) На грех, в котором были виновны эти враги. Они грабили народ Божий и сделали его своей добычей; тем самым они нарушили заключенный с ним мирный договор и разоряли его. Истина и милость две особые святыни, и в них так много от Бога, что Его гнев обязательно проливается на тех, кто не старается поступать по совести, а абсолютно утерял и то, и другое, кто не беспокоится о том, какое зло он причиняет, какой вред наносит и в каком обмане он виновен, кого не беспокоит то, какие священные обеты он нарушает ради осуществления своих злых намерений. Кровожадные и лжецы являются наихудшими людьми.

(2) На то, что усугубляет этот грех. Он грабил тех, кто никогда не причинял ему вреда, к кому не было никаких претензий для споров, и поступал предательски с теми, кто был верен ему. Отметьте: чем меньше люди провоцируют нас совершать плохие поступки по отношению к ним, тем больше мы провоцируем Бога, совершая их.

(3) На наказание, которому он подвергся из-за этого греха. Армия того, кто грабил города Иудеи, будет истреблена ангелом, а его стан будет разграблен теми, кого он сделал своей добычей. Халдеи предали ассирийцев и восстали против них. Двое сыновей Сеннахирима предали его и подло убили во время молитвы. Отметьте: праведный Бог часто платит грешникам их же монетой. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен (Откр 13:10; Откр 18:6).

(4) На время, когда все это произойдет с ним. Когда он кончит опустошение и прекратит грабительства; не благодаря покаянию и реформации, которые могли бы предотвратить его гибель (Дан 4:27), а когда сделает свои наихудшие дела, когда зайдет настолько далеко, насколько Бог позволит ему, и дойдет до своего предела, тогда в его руку будет вложена чаша трепета. Когда он достигнет максимальной степени нечестия и наполнит чашу своего беззакония, тогда будет призван к ответу за все. Когда он все сделает, тогда начнет действовать Бог, ибо близится Его день.

II. Народ Божий ревностно молится у престола благодати о милости для земли, которая в данный момент бедствует (ст. 2): «Господи, помилуй нас. Люди жестоки, поэтому Ты будь милостив к нам. Мы заслужили Твой гнев, но мы умоляем Тебя о благосклонности; и если Ты будешь благожелателен к нам, то мы будем счастливы. Беда, в которой мы оказались, не может навредить нам, и она не погубит нас. Бесполезно ожидать помощи от творений; мы не уповаем на египтян, а только на Тебя уповаем мы, приняв решение подчиняться Тебе, каков бы ни был исход этого бедствия, и надеясь, что этот исход будет благоприятным». Кто верой смиренно уповает на Бога, к тому Бог обязательно будет милостив. Они молились (1) о воинах, которые сражались за них: «Будь нашею .мышцею с раннего утра. Езекия, его князья и все его воины нуждаются в постоянном подкреплении сил и смелости от Тебя, поэтому восполни эту их нужду и будь им вседостаточным Богом. Каждое утро они приступают к дневным трудам, возможно, имеют новые заботы и сталкиваются с новыми трудностями; поэтому Ты вновь оживляй и укрепляй их, и пусть с новым днем обновляется сила». В нашей духовной брани нам недостаточно использовать только свои руки; мы не можем ничего совершить, пока Бог не только укрепит наши руки (Быт 49:24), но и Сам будет нашей мышцей. Мы всецело зависим от Него каждое утро, как от своей мышцы, постоянно зависим от Его силы и от Его милосердия, которое обновляется каждое утро (Плач 3:23). Если однажды утром Бог предоставит нас самим себе, то мы погибнем; поэтому каждое утро мы должны вверять себя Ему и приступать в Его силе выполнять работу, предназначенную для этого дня.

(2) О всем народе: «Будь спасением нашим во время тесное для тех, кто остался на своем месте и не отправился на возвышенности полей». Они уповали на Бога не только как на своего Спасителя, который избавит их, но и как на свое спасение, ибо что касается их земной выгоды, то они будут считать себя в безопасности и спасенными, если будут иметь Его своим Богом. Если Он взял на Себя задачу быть их Спасителем, то Он будет их спасением, ибо совершенны дела Его. Некоторые читают это место так: «Ты, Который был их мышцей каждое утро, Который был постоянной силой и помощью нашим отцам до нас, будь спасением нашим во время тесное. Помоги нам, как помогал им, ибо кто обращал взор к Нему, те просвещались (Пс 33:6); не дай нам блуждать во тьме».

III. Ассирийская армия была уничтожена, а ее лагерь стал богатой, но легкой добычей для Иудеи и Иерусалима. Как только была произнесена молитва (ст. 2), так сразу на нее был дан ответ (ст. 3), более того, он превзошел ожидания. Они молились, чтобы Бог спас их от врагов, но Он сделал больше: Он дал им возможность победить врагов и иметь значительный повод для ликования; ибо (1) сила ассирийского стана была сокрушена (ст. 3), когда ангел-губитель поразил многие тысячи ассирийцев: «От грозного гласа и пронзительного крика умирающих (которые, мы можем предположить, умирали не в безмолвии) остатки народа побегут»; каждый изворачивался ради собственной сохранности. Когда Бог подобным образом встает, тогда народы, или кланы, из которых состояла армия, разбегаются. Когда такая беспрецедентная казнь обрушивается на людей, тогда настает время для их активности. Когда восстает Бог, тогда расточаются Его враги (Пс 67:2).

(2) Добыча ассирийского лагеря была захвачена по закону репрессалии за разорение укрепленных городов Иудеи (ст. 4): «И будут собирать добычу вашу жители Иерусалима, как собирает гусеница, как бросается саранча»; то есть добытчики с такой же легкостью и быстротой станут хозяевами богатств ассирийцев, с какой армия гусениц или саранчи оголяет поле или дерево. Подобным образом богатство грешника сберегается для праведного, а Израиль обогатился богатством египтян. Некоторые представляют ассирийцев в виде гусеницы и саранчи, которые, когда истребляют, собираются вместе в кучи подобно лягушкам в Египте; по ним ходят и втаптывают в грязь.

IV. Тем самым Бог и Его Израиль прославился и превознесся. Когда добыча врага была собрана, тогда (1) Бог прославился этим (ст. 5): «Высок Господь». Для Него честь подобным образом попирать гордых людей и растаптывать их всех вместе во прахе. Так Он возвеличивает Свое имя и Его народ воздает Ему славу за это, как сделал Израиль, когда были потоплены египтяне (Исх 15:1−2 и далее). Он превознесен как Живущий на небесах, недоступный для их хулы, как Тот, Кто обладает господствующей властью над ними; когда они ведут себя гордо, Ему нравится показывать, что Он выше их, что Он делает то, что хочет, а они не могут противостоять Ему.

(2) Его народ будет благословлен ею. Когда Бог восстает, чтобы рассеять народы, объединившиеся против Иерусалима (ст. 3), тогда, в качестве приготовления к этому или как плод и результат этого, Он наполнил Сион судом и правдою не только ощущением справедливости, но и ревностью по ней и всеобщей заботой, чтобы ее должным образом придерживались власти. Его вновь будут называть городом правды (Ис 1:26). Тем самым будет превознесена благодать Бога в той же степени, что и Его провидение при истреблении ассирийской армии. Мы можем сделать вывод, что Бог имеет в запасе милость для Своего народа, когда наполняет его судом и правдой, когда люди всех сословий в своих поступках и делах руководствуются ими, когда люди настолько наполнены Его судом и правдой, что никакие другие размышления не могут завладеть и склонить против них. Езекия и его народ получили ободрение (ст. 6) и заверение в том, что Бог вступится за них во времена тесные. В этих стихах звучит [1] милостивое обещание Бога, что все будет оставаться по-прежнему: «И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения». Бог обещает желанную развязку, то есть безопасные времена, когда ничто не будет волновать и не сможет выбить их из колеи дома, а также изобилие спасения, избавление от врагов и успешность в противостоянии им. Спасение, которое Бог приготовил для Своего народа, имеет в себе силу; это рог спасения. Предлагаются два пути и средства для достижения этого результата мудрость и ведение, не только благочестие, но и рассудительность: то есть то, что по благословению Бога будет безопасностью и изобилием спасения. Это та мудрость, которая, во-первых, чиста, а затем мирна, которая принесет в жертву личную выгоду ради общественного блага, и то благоразумие, которое утвердит истину и мир и вооружит тех, кто защищает ее. [2] Благочестивый принцип государства для Езекии и его народа, которым они должны руководствоваться: «Страх Господень будет сокровищем твоим». Это богатство Бога в этом мире, от которого Он получает Свою дань, или, скорее, это богатство правителя. Хороший правитель полагает, что мудрость лучше золота, и он убедится в этом. Отметьте: истинная религия это истинное богатство любого правителя или народа; она возводит их в ранг богатых. Те места действительно богаты, где много Библий и служителей, а также благоразумных и благочестивых людей; все это способствует обогащению народа в этом мире. Поэтому народу выгодно поддерживать религию и остерегаться всего, что может быть препятствием для нее.

V. Описывается великое бедствие, которое постигнет Иерусалим, чтобы те, кто верит пророку, могли заранее знать, какие беды грядут, и соответственно принять определенные меры, чтобы после того, как предсказанное обещание об их избавлении исполнится, память о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, помогла им прославить Бога и сделала их более благодарными за избавление (ст. 7−9). В этих стихах предсказано, (1) что враг будет очень дерзок и жесток и с ним невозможно будет справиться ни договорившись о мире (ибо он нарушил договор без малейшего колебания, словно держать свое слово было ниже его достоинства), ни подготовившись к войне, ибо он разрушил города; он с презрением не будет обращать внимание ни на их призывы быть справедливым ни на просьбы о милости. Враг станет их хозяином с такой легкостью (хотя они названы укрепленными городами) и встретит так мало сопротивления, что будет презирать их и не смягчится, когда будет предавать всех их мечу; ибо он ни во что не ставит людей, не имеет сострадания или жалости даже к тем, перед кем у него определенные обязательства. Он не боится Бога и не уважает людей, а ведет себя высокомерно и властно с каждым. Есть люди, которые гордятся, когда топчутся по всему человечеству, и у них нет ни уважения к почтенным, ни жалости к обычным людям.

(2) Что именно поэтому его никакими средствами нельзя будет склонить к примирению: «Сильные их, не имея возможности хорошо исполнить свой долг, столкнувшись с ним, будут вынуждены бежать от шума и дерзости; они будут кричать на улицах, так как не могут должным образом послужить своей стране, сражаясь с противником. Послы, отправленные Езекией для договора о мире, убедившись в его высокомерии и упрямстве, будут горько плакать от досады и огорчения, с которыми они столкнулись, ведя переговоры; они будут плакать, как дети, как люди, отчаявшиеся найти какое-либо средство, чтобы усмирить его».

(3) Что страна в короткое время будет опустошена его армией.

[1] Ни один человек не осмелится путешествовать по дороге, и поэтому замрет торговля и коммерция; что еще хуже, ни один человек не сможет благополучно добраться до Иерусалима, чтобы принять участие в торжественных собраниях: «Опустели дороги». Пока поля остаются опустошенными и вытоптанными, как дороги, дороги пустеют и зарастают, как поля, ибо не стало путешествующих.

[2] Ни один человек не получает прибыли от земли (ст. 9). Когда-то земля радовалась тому, что производила плоды и служила Божьему Израилю, но теперь враги Израиля съели их или растоптали: она сетует и сохнет. Земля выглядит печальной, и лица у людей, живущих на этой земле, несчастные; им не хватает пищи для себя и своих семей. Привычная радость во время сбора урожая превратилась в плач: так зыбки и непостоянны все мирские радости. Опустошение будет повсеместным. Часть страны, принадлежавшая десяти коленам, уже лежала опустошенной: «Все очень плодородные области (Ливан, известный своими кедрами, Сарон розами, Васан скотоводством Кармил хлебом) все стало похожим на пустыню; теперь они стыдились называться своими старыми именами, ибо сильно изменились по сравнению с прежним видом. Они стряхивают свои плоды (англ. пер.) раньше положенного времени в руку захватчика, хотя раньше их собирала в положенное время рука владельца».

VI. Наконец Бог выступает в Своей славе против гордого захватчика (ст. 10−12). Когда все подобным образом дойдет до крайности, тогда (1) Бог прославит Себя. Похоже, до сего момента Он был беззаботным наблюдателем, но «Ныне Я восстану», говорит Гэсподь, теперь Я восстану и буду действовать, тем самым Я не только засвидетельствую о Себе, но и превознесусь». Он продемонстрирует не только то, что есть Бог, Который судит на земле, но и то, что Он Бог над всеми и выше Его нет никого. «Ныне Я вознесусь, приготовлюсь действовать, буду поступать решительно и прославлюсь этим». Когда дела народа Божьего пребывают в максимальном упадке, когда рука его ослабела, и не стало ни заключенных, ни оставшихся вне, тогда наступает время вступаться Богу за Свой народ (Втор 32:36). Когда помощь других оказывается безрезультатной, тогда наступает время Бога помогать.

(2) Он свергнет ассирийцев: «Вы, ассирийцы, раздуваетесь от надежд завладеть всем богатством Иерусалима и стараетесь, чтобы ваши надежды осуществились, но все ваши планы не сбудутся. Вы беременны сеном, разродитесь соломою, которая не только бесполезна и ни на что не годна, но легко воспламеняется и является подходящим топливом для огня, которого нельзя избежать, когда дыхание ваше огонь, который пожрет вас. То есть дыхание гнева Божьего, спровоцированного против вас дыханием ваших грехов вашим злобным дыханием, угрозами и массовым убийством, которым вы дышали против народа Божьего, пожрет вас и ваше дыхание, пышущее хулой против Бога и Его имени». Бог сделает так, что их языки падут на них, и их дыхание будет пылать огнем, который поглотит их. Поэтому неудивительно, что народы станут подобны горящей извести в печи для ее обжига и будут вместе объяты пламенем, как срубленный терновник, который высох и поэтому легко воспламеняется и сгорает. Таким было поражение ассирийской армии; оно было подобно горению терновника, который можно было сберечь, или подобно горению извести, которое улучшает ее качества. Горение этой армии осветило мир знанием о силе Бога и заставило Его имя сиять еще ярче.

Стихи 13−24. Здесь имеется вступление, которое требует внимания, поэтому необходимо, чтобы все, и ближние, и находящиеся вдалеке, были внимательны к тому, что Бог говорит и делает (ст. 13): «Слушайте, дальние по времени или по месту». Пусть отдаленные районы и грядущие века услышат, что совершил Бог. Они так и делают; они будут так делать по Писанию с такой же уверенностью, что и ближние: соседствующие народы и те, кто жил в то время. И пусть каждый, услышавший, что Бог совершил, признает Его могущество; Он непреодолим и может сделать все. Глупы те, кто слышит о Божьих делах и тем не менее не признает Его могущества. Что же такое сделал Бог, на что мы должны обратить внимание и в чем должны признать Его могущество?

I. Он поразил ужасом грешников на Сионе (ст. 14): «Трепет овладел нечестивыми». На Сионе находились лицемеры (англ. пер.), которые наслаждались привилегиями Сиона и участвовали в служениях Сиона, но в глазах Бога их сердца не были правы: они скрывали тайное логово греха под покрывалом видимого исповедания, которое обличало их в лицемерии. Грешникам на Сионе придется за многое ответить больше, чем другим грешникам, а занимаемое ими место на Сионе не только не обеспечит им безопасность, но и усугубит их грех и наказание. И эти грешники на Сионе, хотя они всегда были подвержены тайным страхам и трепету, были поражены необычным оцепенением от обличений собственной совести.

1. Когда они увидели, что ассирийская армия осадила Иерусалим, то были готовы поджечь его и превратить в пепел, чтобы сжечь ос в гнезде. Обнаружив, что они не могут сбежать в Египет, как сделали некоторые, и не поверив обещаниям Бога, данным через Его пророков, в том, что Он избавит их, они оказались в тупике и начали бегать, как безумные, вопия: «Кто из нас может жить при огне пожирающем? Поэтому давайте оставим город и будем спасаться в другом месте; жить здесь все равно что жить при вечном пламени». Кто вступится за нас против этого огня пожирающего (читают некоторые)? Посмотрите, как взволнованы грешники на Сионе, когда повсюду начинают свирепствовать суды Божьи! Когда им только угрожали, они пренебрегали угрозами и ни во что их не ставили, но когда суды пришли, чтобы свершиться, то они впали в противоположную крайность они начали преувеличивать их и делать в своем воображении еще страшнее. Они называли их огнем пожирающим и вечным пламенем, отчаявшись получить облегчение и помощь. Кто восстает против повелений слова, тот не сможет во время нужды иметь предлагаемые им утешения.

2. Или, скорее, когда они увидели истребление ассирийской армии, ибо непосредственно перед этим говорится о ее истреблении, чем и является огонь (ст. 11,2). Когда грешники на Сионе увидели, какие ужасные разрушения совершает гнев Божий, то они сильно испугались, осознав, что сами спровоцировали Бога к подобным действиям своим тайным поклонением иным богам; и поэтому они воскликнули: «Кто из нас может жить при огне пожирающем, перед которым огромная армия подобна тростнику? Кто из нас сможет жить при вечном пламени, которое сделало ассирийцев подобными горящей извести?» (ст. 12). Так они говорили или должны были говорить. Отметьте: суды Божьи, свершившиеся над врагами Сиона, должны поражать ужасом грешников на Сионе; более того, сам Давид трепетал от них (Пс 118:120). Сам Господь является огнем поядающим (Евр 12:29). Кто может стоять перед Ним? (1Цар 6:20). Его гнев навсегда сожжет тех, кто сделал себя топливом для него. Этот огонь никогда нельзя угасить и он никогда не иссякнет, ибо это гнев вечного Бога, охотящегося за совестью бессмертной души. Даже самый отчаянный грешник не сможет устоять против него, и поэтому ему придется либо вынести, когда он будет изливаться на него, либо испытать ужасающие ожидания его приближения. Пусть это пробудит нас бежать от грядущего гнева, укрывшись во Христе нашем прибежище.

II. Он милостиво позаботился о безопасности Своего народа, который уповал на Него: «Слушайте... и познайте могущество Мое, сделавшее так, что тот, кто ходит в правде и говорит истину, будет обитать на высотах» (ст. 15−16). Эти стихи описывают:

1. Благочестивый характер человека, которого Бог сохранит даже во времена всеобщего беззакония и в различных ситуациях.

(1) Он ходит в правде. Во всех своих поступках он руководствуется принципами справедливости и прилагает усилия, чтобы каждому воздавать должное: Богу Его часть, а людям их часть. Его образ жизни сам по себе праведен; ни за что в мире он добровольно не совершит бесчестный поступок.

(2) Он говорит правду; он говорит то, что истинно и правильно, с честными намерениями. Он не может думать одно, а говорить другое, как и смотреть в одну сторону, а повернуть в другую. Его слово для него священно, как клятва, а не и да, и нет.

(3) Он настолько далек, чтобы жаждать нечестно добытой прибыли, что презирает ее. Он считает, что подло, отвратительно и не приличествует человеку чести обогащаться за счет трудностей, в которых оказался ближний. Он с презрением относится к нечестивым и жестоким методам, даже если с помощью их можно обогатиться. Он не переоценивает саму прибыль и поэтому с легкостью отказывается от нее, если она приходит нечестно.

(4) Если в какое-либо время в его руке оказывается взятка, чтобы склонить его извратить справедливость, то он отряхивает руки свои от нее (англ. пер.) с большим отвращением, воспринимая ее как оскорбление в свой адрес.

(5) Он затыкает уши свои, чтобы не слышать о жестокости и кровопролитии или каких-либо предложениях, побуждающих к мести (Иов 31:31). Он поворачивается глухим ухом к тем, кому нравится война и кто соблазняет его бросать свой жребий вместе с ними (Притч 1:14,16).

(6) Он закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла. Он испытывает такое отвращение ко греху, что не может видеть, как другие грешат, и сам остается бдительным ко всем его проявлениям. Кто хочет сохранить чистоту своей души, тот должен строго следить за чувствами своего тела, должен закрывать свои уши от искушений и отворачивать свои глаза от созерцания суетности.

2. Утешение благочестивого человека, которое Он может сохранить для себя даже во время всеобщих бедствий (ст. 16).

(1) Он будет в безопасности; он избежит огня пожирающего и вечного пламени; он будет иметь доступ и общение с Богом, Который является огнем пожирающим, но для этого человека Он будет радующим светом. Что же касается нынешних бедствий, то он будет обитать на высотах, вне достижимости для них, более того, вне достижимости шума, производимого ими; они не причинят ему реального вреда, более того, они не сильно испугают его: «Разлитие многих вод не достигнет его». Или если он подвергнется нападению, то убежище его неприступные скалы, крепкие и недоступные, укрепленные природой и мастерством. Божественная сила будет хранить его в безопасности, а его вера в эту силу будет хранить его спокойствие. Бог скала веков будет его высокой башней.

(2) Он получит подкрепление; он не будет нуждаться в необходимом: хлеб будет дан ему, даже если осада будет очень суровой и люди будут нуждаться в пище; вода у него не иссякнет, то есть он будет уверен, что она постоянно будет у него, и поэтому он не будет пить свою воду, ограничивая себя и со страхом. Боящиеся Бога никогда не будут нуждаться в том, что является благом для них.

III. Он защитит Иерусалим и избавит его от рук захватчиков. Буря, напугавшая их, минует, и они вновь насладятся процветанием. Здесь приводятся многие примеры их процветания.

1. Езекия сбросит свое вретище и изменит свой печальный облик, он явится перед народом во всей своей красе: в своей царской одежде и красоте (ст. 17) к великой радости своих любящих подданных. Кто ходит в правде, тому не только будет дан хлеб и вода, но таковые глазом веры увидят Царя царей во всей красе, красе святости, и эта красота будет на них.

2. Из-за осады они были вынуждены держаться внутри стен Иерусалима, но теперь обретут свободу и смогут ехать за пределы страны по вопросам бизнеса или для развлечения, не опасаясь попасть в руки врагов: они узрят землю отдаленную. Они посетят самые дальние уголки страны и увидят соседние страны; и это будет самым приятным событием, особенно после такого длительного заключения. Подобным образом верующие видят небесный Ханаан землю, которая очень далеко отсюда, и утешают себя видениями о ней в злые времена.

3. Память о страхе, который они испытали, прибавит радости их избавлению (ст. 18): «Сердце твое будет только вспоминать об ужасах, вспоминать с удовольствием, когда все уже будет позади. Тебе будет казаться, что ты все еще слышишь сигнал тревоги в ушах, когда восклицали: «К оружию, к оружию, к оружию! Каждый на свой пост! Где делавший перепись или секретарь, ведущий описание войны? Пусть явится, чтобы составить список личного состава. Где весивший дань и казначей армии? Пусть посмотрит, что у него в казне, чтобы оплатить расходы на защиту. Где осматривающий башни? Пусть пересчитает их, чтобы выделить для каждой из них соответствующее число воинов». Или же эти слова можно воспринять как ликование Иерусалима в честь победы над армией ассирийцев на том основании, что на них в своем ликовании ссылается апостол, одержав победу над образованными людьми этого мира, которые были сбиты с толку Евангелием Христа (1Кор 1:20). Дева, дочь Сиона, презрела все свои военные приготовления. Где переписчик или составляющий списки ассирийской армии? Где весивший (или казначей) и где инженеры, пересчитывавшие башни? Они либо мертвы, либо бежали. Настал их конец.

4. Они не будут больше ужасаться при виде ассирийцев, которые по своей природе были свирепым народом, особо жестоким к еврейскому народу, которые говорили на непонятном языке и не понимали ни их просьб, ни их жалоб и притворялись глухими, чтобы нельзя было их понять: «Это народ с глухою невнятною речью, которая делает их еще страшнее (ст. 19). Твои глаза больше не увидят их такими же свирепыми, а вид их изменится, когда они станут мертвыми телами».

5. Они не будут больше опасаться за Иерусалим Сион и находящийся там храм (ст. 20): «Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших, город, где мы соблюдали наши священные торжественные праздники, где мы раньше встречались, чтобы поклониться Богу на религиозных собраниях». Находящиеся среди них благочестивые люди во время бедствий больше всего переживали за Сион, так как это был город их праздничных собраний, переживали, что захватчики сожгут их храм и у них не будет больше места для соблюдения торжественных праздников. Во времена, когда государству угрожает опасность, мы должны больше всего заботиться о своей религии, и города, где мы торжественно отмечаем праздники, должны для нас быть дороже, чем укрепленные города или хранилища. Именно взирая на подобное отношение, Бог совершит избавление для Иерусалима, ибо это город религиозных торжественных праздников; и пусть они сознательно соблюдаются, как слава народа, и тогда мы сможем положиться на Бога: Он защитит эту славу. В этих стихах Иерусалиму обещана:

(1) Вполне обоснованная безопасность. Он будет жилищем мирным для народа Божьего; никто не будет беспокоить и досаждать ему, как раньше, звоном меча, возвещающим о войне или преследовании (Ис 29:20). Это будет тихое жилище, ибо оно является городом наших торжеств. Желательно, чтобы в наших домах было тихо, но еще более желанно, чтобы было тихо в доме Божьем и не было никого, кто возбудил бы там в нас страх. Так и будет с Иерусалимом; «глаза твои увидят его, и это будет величайшим удовлетворением для благочестивого человека (Пс 127:5−6). Ты увидишь благоденствие Иерусалима и мир на Израиля; ты доживешь до этого момента и будешь тому свидетелем».

(2) Непоколебимая стабильность. Иерусалим, город праздничных собраний наших, является, безусловно, лишь скинией, по сравнению с Новым Иерусалимом. Нынешние явления божественной славы и благодати ничто, по сравнению с теми, которые хранятся для будущего. Но тем не менее эта скиния непоколебимая. Когда бедствие пройдет, Иерусалим долго будет наслаждаться крепким миром; а ее святые привилегии, которые являются опорами и шнурами скинии, не отнимутся у нее; никакое беспокойство не коснется обычного хода и религиозных служений. Церковь Божья на земле это скиния, которая, хотя и может перемещаться с одного места на другое, тем не менее не будет свергнута, пока мир стоит, ибо во всякое время у Христа будем семя, которое будет служить Ему. Обетования завета это ее опоры, которые никогда не будут поколеблены, а постановления и указы Евангелия ее шнуры, которые никогда не порвутся. Эти вещи не могут быть поколеблены, пока существуют небеса и земля, а пребудут.

6. Сам Бог будет их защитником и Спасителем (ст. 21−22). Это главное основание их упования: «Тот, Кто Сам является прославленным Господом, явит Свою славу для нас и будет славой ради нас; эта слава затмит соперничающую славу врага». Бог, являясь милостивым Господом, является и Господом славы, ибо Его милость это Его слава. Бог будет Спасителем Иерусалима и его прославленным Господом, (1) подобно стражнику, охраняющему от внешних врагов. Он будет вместо рек, вместо широких каналов. Через Иерусалим не протекала какая-либо значительная река, как в большинстве крупных городов, а лишь поток Кедрон, поэтому ему не хватало одного из наилучших естественных укреплений, как и одного из великих преимуществ для торговли и коммерции, и поэтому их враги презрительно относились к ним и не сомневались, что город станет легкой добычей. Но присутствие Бога и Его сила достаточны, чтобы в любое время восполнить недостаток творения, его красоты и силы. В Боге мы имеем все, в чем нуждаемся и чего можем пожелать. Иерусалим не имел многих внешних преимуществ, которые имели другие места, но в Боге он обладал большим, чем они. И если бы в окрестностях Иерусалима были реки и широкие каналы, то разве не сделали бы они легким доступ флоту захватчиков? Нет, эти реки и потоки не позволяли войти ни одному весельному судну, воину или большому кораблю. Если сам Бог будет их рекой, то она будет недоступной для врагов; они не смогут ни пройти, ни силой проложить путь через нее.

(2) Как руководитель в их домашних делах: «Ибо Господь судия наш, которому мы обязаны давать отчет; Его суду мы вверяем себя, Его судом мы пребываем, и Он (мы надеемся) будет судить за нас. Господь законодатель наш-, Его слово закон для нас, и Ему подчиняется любая мысль, возникшая в нас. Господь царь наш, которому мы платим данью и уважением, Он непоколебимый и верный, и поэтому Он спасет нас». Ибо как защита притягивает верность, так и верность может надеяться на защиту, и мы будем иметь ее с Богом. Верой мы принимаем Христа своим господином и Спасителем и поэтому уповаем на Него и посвящаем себя Ему. Обратите внимание: какое ликование и какое ударение ставится на прославленном имени Бога; вот какими словами они утешают себя: «Господь — судия наш, Господь законодатель наш, Господь царь наш, который, являясь самосуществующим, самодостаточен и вседостаточен для нас».

7. Враги будут изумлены, а их сила и планы сокрушены, подобно кораблю на море, оказавшемуся в тяжелых погодных условиях, который не может идти сквозь шторм, а растеряв свое снаряжение и расколов мачты, не имеет возможности ремонтироваться; его ожидает кораблекрушение (ст. 23). Ослабли веревки ассирийцев; они похожи на корабль, лишившийся снастей и оставленный экипажем, когда моряки оставляют его блуждать, увидев, что не могут укрепить мачту и она упадет. Они были уверены, что овладеют Иерусалимом, но в тот момент, когда они входили в порт и все уже считали своим, внезапно настал штиль и они не смогли натянуть паруса, а остались, задержанные ветром, пока Бог не излил на них ярость Своего гнева. Враги Божьей Церкви часто оказываются безоружными, когда им кажется, что они уже почти достигли цели.

8. Богатство их стана будет богатой добычей для евреев: «Тогда будет большой раздел добычи». Когда большая часть армии была убита, оставшиеся убежали в смущении; причем они оставили шатры свои в нетронутом виде с такой поспешностью (как и сирийцы), что все находившееся в них богатство попало в руки осажденных; и даже хромым досталась добыча (англ. пер.). Оставшиеся дома делили добычу. Она была так доступна, что не только сильные мужи становились ее хозяевами, но и хромые, чьи руки не могли сражаться, а ноги преследовать. Как победа не подвергала их опасности, так и добыча не стоила им никаких усилий. Ее было так много, что когда находившиеся в первых рядах пришли первыми и взяли столько, сколько могли унести, то даже хромым, пришедшим после них, осталось достаточно. Так Бог обратил зло в добро и не только освободил Иерусалим, но и обогатил его и щедро возместил понесенные им потери. Так благоприятно и хорошо часто заканчиваются страхи и бедствия народа Божьего.

9. Болезнь и грех прекратятся; болезни из милости прекращаются в том случае, если в результате люди перестают грешить и исцеляются от греха.

(1) И ни один из жителей не скажет: «Я болен». Не только хромые пойдут на грабеж, но и больные, несмотря на свою слабость; они ухитрятся добраться до оставленного лагеря и возьмут что-то для себя. Или эти слова означают, что в связи с этим событием будет наблюдаться такой всплеск радости, что даже больные в то время забудут о своей болезни и связанных с ней печалях и присоединятся ко всеобщей радости; избавление города будет их исцелением. Или же здесь подразумевается, что хотя заразные болезни чаще всего являются результатом долгой осады, но это не коснется Иерусалима, а его жители вместе с победой и миром будут иметь здоровье, и внутри его стен не будет слышно жалоб на болезни. Или это означает, что больные будут болеть не жалуясь, если увидят, что с Иерусалимом все в порядке. Ощущение личных скорбей должно быть поглощено благодарностью за милости, оказанные государству.

(2) Живущему там будут отпущены согрешения: не только вина всего народа будет прощена посредством избавления от наказания всего государства, но и грехи отдельных людей, живущих там, которые покаются и изменятся, будут прощены. И это обещано в качестве основания для всех других милостей; Он будет совершать те и иные блага для них, потому что будет милостив к неправдам их (Евр 8:12). Грех это болезнь души. Когда Бог прощает грех, Он исцеляет болезнь; и когда болезнь греха исцеляется прощающей милостью, тогда жало телесной болезни вынимается и причина ее удаляется; и тогда либо житель не будет больным, либо, по крайней мере, он не будет говорить: «Я болен». Если беззаконие прекращается, то у нас есть мало оснований жаловаться на внешние страдания. Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 33 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.