Похоже, эта глава представляет собой пророчество о правлении Езекии, которое можно приравнять к краткому изложению его истории, взирая на царство Мессии, прообразом правления которого были престолы дома Давидова; именно по этой причине его часто называют Сыном Давидовым. В данной главе представлено:
(I) Пророчество о добром деле реформации, с которого должно начаться его правление, и о блаженном влиянии на людей, которые были самым печальным образом развращены и испорчены правлением его предшественников (ст. 1−8).
(II) Пророчество о великом беспокойстве, которое испытает царство в середине его правления из-за ассирийского вторжения (ст. 9−14).
(III) Обетование о лучших временах, которые последуют за этим периодом, в конце его правления; оно будет характеризоваться благочестием и миром (ст. 15−20); это обетование можно рассматривать как касающееся более отдаленного времени дней правления Мессии.
Стихи 1−8. В этих стихах описывается процветающее царство. «Благо тебе, земля, когда именно так обстоят дела, когда цари, князья и люди находятся там, где они должны быть». Это можно воспринять как наставление гражданским властям и подчиненным, повелевающее, что они должны делать, или как похвалу Езекии, который хорошо царствовал и увидел некоторые блаженные результаты своего благочестивого правления; это также должно было дать людям прочувствовать, насколько они были счастливы, когда он был у власти, и как осторожно они должны использовать преимущества его правления. К тому же эти слова направляли их взирать на царство Христа и время реформации, которому предшествовало это царство. Здесь для утешения Церкви обещается и предписывается:
I. Чтобы гражданские власти исполняли свой долг на своих местах и чтобы власти соответствовали великим целям, для которых они были рукоположены Богом (ст. 1−2).
1. В государстве будет царь и князья, которые будут царствовать и руководить, ибо дела не смогут идти хорошо, если в Израиле не будет царя. Князья должны иметь царя монарха, обладающего верховной властью, в котором они смогут объединиться; а царь должен иметь князей в качестве своих служителей, через которых он сможет действовать (1Пет 2:13−14). И царь и князья должны знать свое место и выполнять свой долг. Царь будет царствовать, не лишаясь каких-либо своих справедливых прав, князья будут руководить в своей области и все будет содействовать на благо государства.
2. Они будут использовать свою власть соответственно закону, но не вопреки ему. Они будут царствовать по правде и по закону, мудро и справедливо, защищая добро и наказывая зло; а Христос признает, что Им царствуют те цари и князья, которые поступают по справедливости (Притч 8:15). Таким Царем и таким Князем является сам Христос. Он царствует по закону и по правде будет судить мир (Ис 9:7; Ис 11:4).
3. Таким образом они станут великим благословением для народа (ст. 2): каждый из них тот человек и тот царь, который царствует по правде, будет как защита. Когда князья являются такими, как должны быть, то и народ ведет себя должным образом.
(1) Он защищен от многого зла. Хорошие власти являются убежищем для подданного от многочисленных оскорблений и насилия; он защищает бедного и сироту, чтобы они не стали добычей сильных мира сего. Куда бежать угнетаемой невинности, когда ее поносят и подвергают ударам, как не к властям, как к своему убежищу? К ним он обращается и ими оправдывается.
(2) Они получают подкрепление и утешение благодаря многим благословениям. Благочестивые судьи оказывают поддержку бедным и оказавшимся в беде и тем самым ободряют ко всему, что заслуживает похвалы; тем самым они подобны источникам вод в степи, которые охлаждают и питают землю, делая ее плодородной, подобны тени от высокой скалы, под которой бедный путник может найти себе убежище от иссушающего солнца в земле жаждущей. Великим ободрением для благочестивого, сознательно исполняющего свой долг человека, который со стороны других испытывает к себе презрение и несоответствие, по крайней мере почувствовать поддержку, благоволение и одобрение своих поступков со стороны благочестивых властей. Все это и намного больше дарует человек Иисус Христос всем верным и добровольным подданным Своего царства. Когда величайшее зло обрушивается на нас не только ветер, а ураганы обвинений и гнева окружают и наваливаются на нас, тогда они влекут нас ко Христу, и в Нем мы обретаем не только безопасность, но и удовлетворение, что мы такие, как есть. В Нем мы находим реки воды для тех, кто жаждет праведности, подкрепление и утешение, которых жаждет нуждающаяся душа, и тень, но не от дерева, сквозь которое прорывается солнце и дождь, а тень от скалы, которая простирается далеко, чтобы быть убежищем для путника. Некоторые в данном месте отмечают, что как убежище и скала принимают на себя удар ветра и бури, чтобы спасти тех, кто укрылся от них, так и Христос принял на себя бурю, чтобы избавить нас от нее.
II. Чтобы подданные исполняли свой долг на своих местах.
1. Они должны иметь желание учиться и понимать правильно истину. Они должны отложить свои предубеждения против своих правителей и учителей и подчиниться свету и силе истины (ст. 3). Когда блаженная работа реформации придет в действие и люди сделают свою часть, тогда Бог не замедлит совершить свою: тогда очи видящих, пророков и провидцев, не будут закрываемы; а Бог благословит их видениями и с их помощью будет общаться со Своим народом; те, которые читают написанное, не будут больше иметь покрывало на своих сердцах, а четко увидят истину. Тогда уши слышащих проповеданное слово будут внимать усердно и с готовностью принимать услышанное; они не будут скучать, слушая, как раньше. Это будет совершено благодатью Божьей, особенно евангельской благодатью, ибо ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь, Он сделал их новыми и то и другое.
2. В них произойдет чудесная перемена благодаря преподанному им учению (ст. 4).
(1) Они будут трезво мыслить, смогут различить отличающиеся вещи и рассмотреть в них отличительные признаки. И сердце легкомысленных, которые торопились в решениях и не уделяли времени, чтобы переварить информацию и задуматься о ней, теперь исцелится от своей опрометчивости и они будут уметь рассуждать, ибо Дух Божий откроет их разумение. Такую же благословенную работу проделал Христос со Своими учениками после Своего воскресения (Лк 24:45) в качестве примера того, что Он сделает для Своего народа, дав им разумение (1Ин 5:20). Хорошие намерения благочестивых князей скорее всего приведут к таким результатам, когда их подданные будут иметь свободу задуматься и думать свободно, чтобы воспринимать вещи правильно.
(2) Они будут иметь готовые выражения в словах: косноязычные, которые раньше претыкались, говоря о Божьих истинах, будут говорить ясно, подобно тем, которые понимают, о чем говорят, и верят, и поэтому говорят. Значительно возрастет четкое, отличительное и методическое знание о Божьих истинах; и люди, от которых не ожидали, будут говорить разумно об этих вещах во славу Бога и для назидания других. Их сердца будут наполнены благочестивыми мыслями, а языки подобны трости скорописца (Пс 44:2).
3. Будет сохраняться отличие между добром и злом, добродетелью и пороком, и людей больше не будут смущать те, кто называет тьму светом, а свет тьмою (ст. 5): «Невежду уже не будут называть почтенным».
(1) Князья больше не будут отдавать предпочтение плохим людям. Когда царь царствует по правде, он не будет раздавать почетные и обладающие властью должности злобным людям, которыми владеет низменный и подлый дух, которых не беспокоит, что они могут причинить обиду или зло ради достижения собственных целей. Когда такие презренные люди (каким назван Антиох, Дан 11:21) достигают высокого положения, то их называют почтенным и честным; их называют благодетелями (Лк 22:25), но так не всегда будет; когда мир станет мудрее, тогда люди начнут отдавать предпочтение другим соответственно их заслугам, а честь (которая никогда не считалась приличествующей для глупца, Притч 26:1) никогда не будет отдаваться таковым.
(2) Нечестивцы больше не будут иметь хорошую репутацию среди людей, а порочные не будут прикрываться добродетелью. Тогда Навалу не скажут: «Ты человек знатный» (дословно); таким алчным навозным жуком, каким был Навал, глупцом, жаждущим только денег, больше не будут восхищаться и награждать титулом почтенного человека или князя. Больше не будут называть человека коварного, который думает только о себе и не творит добра с помощью того, что имеет, на самом деле являясь бесполезным бременем для земли, «мой господин»; или, скорее, они не скажут о нем: «Он богат», ибо именно таково значение этого слова. Богатыми будут считаться лишь те, кто богат добрыми делами: не те, кто имеет изобилие, а кто правильно его использует. Вкратце, блажен тот народ, где людей, в основном, оценивают по их добродетели, полезности, благотворительности, а не по богатству или почетным титулам. Мы не можем сказать, было ли это исполнено во дни правления Езекии и насколько детально это касается Царства Христа (в котором, мы уверены, о людях судят по тому, какие они, а не по тому, что они имеют, равно как и не ошибаются в человеческих характерах), но здесь предписывается превосходное правило для князей и народа уважать людей соответственно их личным заслугам. Для усиления этого правила здесь приводится описание нечестивого и почтенного человека; благодаря ему мы видим, какая огромная разница существует между ними, и мы ведем себя недостойно, если оказываем уважение подлому и коварному человеку, которое должно оказываться лишь почтенному.
[1] Низкий и коварный человек совершит еще больше зла, если ему будут оказывать поддержку и он будет иметь власть в своей руке; оказываемые ему почести сделают его хуже, а не лучше (ст. 6−7). Посмотрите на характер этих подлых нечестивых людей.
Во-первых, они постоянно замышляют тот или иной нечестивый поступок, стремясь причинить зло то ли определенному человеку, то ли государству, планируя, как бы осуществить задуманное. Им приходится потакать многим глупым обидам и много мстить, и поэтому в них нет ни малейшего проблеска благородства. Их сердца будут продолжать делать то или иное беззаконие. Обратите внимание: сердце совершает работу, как и руки. Как мысли являются словами, обращенными к Богу, так и планы являются делами в Его глазах. Посмотрите, какие усилия грешники прилагают, чтобы согрешить. Они трудятся для греха; их сердца расположены к нему; их сердца поглощены им, и они с огромным искусством и усердием делают беззаконие. Они замышляют ковы с коварством старого змея и с великой рассудительностью, что делает грех чрезмерно греховным; чем больше в грехе присутствует заговора и хитрости, тем больше в нем сатанинской природы.
Во-вторых, они приводят в исполнение свои заговоры с помощью обмана и лицемерия. Замышляя беззаконие, они действуют лицемерно, притворяясь благочестивыми (Лк 20:20). Самое мерзкое зло должно быть замаскировано наиболее благовидным притворством поклонения Богу, уважением к человеку и заботой о всеобщем благоденствии. Самыми подлыми являются те люди, которые стремятся причинить наихудшее зло, говоря красиво.
В-третьих, они говорят глупое. Когда они в ярости, вы увидите, что они в действительности из себя представляют, по их грязным словам, которые они адресуют окружающим; подобное поведение не приличествует людям, занимающим высокое положение. Или же, вынося решение или приговор, они подло придают неверный смысл фактам, чтобы извратить справедливость.
В-четвертых, они публично оскорбляют Бога, который является праведным Богом и любит праведность: они произносят хулу на Господа, поступая как неверующие люди, ибо именно это означает слово, которое мы переводим как лицемерие. Они выносят несправедливый приговор, а затем призывают имя Господа для его утверждения, словно раз суд дело Божие (Втор 1:17), то их лживый и несправедливый суд был Его судом. Это и называется произносить хулу на Господа под притворством провозглашения истины и справедливости от Его имени; и ничего более безрассудного против Бога нельзя совершить, чем использовать Его имя для покровительства нечестия. В-пятых, они причиняют зло людям, а именно тем, кому должны помогать и защищать.
1. Вместо того чтобы восполнять нужды бедных, они делают их еще беднее и душу голодного лишают хлеба, то ли отнимая пищу, которую они имеют, то ли (что равносильно) отказываясь восполнить их нужды, хотя должны делать это. Они также отнимают питье у жаждущего, они лишают их помощи, которую те имели раньше, хотя они в ней нуждаются, как и прежде. Несомненно, подлыми являются те люди, которые грабят нищего.
2. Вместо того чтобы защищать права бедных, которые обращаются к ним за судом, они замышляют погубить бедного, разорить его в судах лживыми словами в пользу богатого, к которому они явно лицеприятны; хотя нуждающийся говорит правду и свидетельские показания подтверждают справедливость его слов, но ими управляет взятка, а не справедливость. В-шестых, эти коварные и низкие люди всегда вокруг себя имеют инструменты, готовые служить их подлым планам: все служащие у него нечестивы. Для каждого нечестивого замысла найдутся люди, готовые стать инструментами для его осуществления. У коварного и инструменты гибельные (англ. пер.), и другого не стоит ожидать; но мы можем утешиться тем, что он не сможет причинить нам больше зла, чем Бог ему позволит.
[2] Человек действительно почтенный, который заслуживает чести называться таковым, делает основной своей целью творить добро всем соответственно своей сфере деятельности (ст. 8). Обратите внимание, во-первых, на его старания и замыслы сделать добро. Он мыслит о благотворительности (анг. пер.). Тогда как коварный или скупой замышляет, как бы сэкономить или сохранить имеющееся только для себя, благочестивый и щедрый человек планирует, как использовать и распределить наилучшим образом имеющееся у него для блага других. Благотворительность должна направляться мудростью, а щедрый поступок должен совершаться благоразумно, определенным способом, чтобы соответствовать добрым намерениям и благотворительность не оказывалась неуместной. Щедрый человек, совершив благотворительные поступки, которые в его власти, планирует, как другие, соответственно своим возможностям, могут совершить благотворительные поступки, и побуждает их к этому. Во-вторых, утешение и преимущества, которые он получает, совершая добро: он тверд в своей благотворительности (англ. пер.) или утвердится в ней. Божье провидение наградит его за его честность устойчивым процветанием и прочной репутацией. Благодать Божья даст ему в изобилии удовлетворенность и утвердит мир в его душе. Что беспокоит других, то не будет беспокоить его; сердце его твердо. Таково вознаграждение за благотворительность (Пс 111:5−6). Некоторые читают это место так: «А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно» (рус. пер.). Блаженна земля, когда честные люди занимают почетное положение и с презрением относятся к низким поступкам, когда ее царь из благородного рода.
Стихи 9−20. В этих стихах Бог встает, чтобы судить ничтожных людей и наказать их за злодейство; но в конце Он окажет милость щедрому и наградит за щедрость.
I. Когда наблюдается великая развращенность манер и много провокаций в адрес святого Бога, тогда появляется основание ожидать плохих времен. И в данных стихах звучит предостережение о наступлении таковых. Предупреждение звучит в адрес беспечных женщин (ст. 9) и дочерей беззаботных, чьи мужья и отцы испытывают искушение уморить голодом бедных ради того, чтобы напитать гордость, тщеславие и любовь к роскоши своих близких. Пусть послушают, что пророк должен сказать им во имя Бога: «Встаньте и послушайте с благоговением и вниманием».
1. Пусть знают, что Бог собирается навести опустошительные и разрушительные суды на землю, где они роскошествовали и наслаждались. Похоже, здесь пророк четко ссылается на разорение, нанесенное армией Сеннахирима, когда он захватил все укрепленные города Иудеи, но тогда слова «много дней и лет» (ст. 10, англ. пер.) нужно понимать как «несколько дней сверх года» (как написано на полях и в рус. пер.), то есть вскоре по прошествии немногим более года это опустошение будет иметь место: столько времени пройдет с момента вторжения этой армии в землю Иудеи до ее завоевания. Но это также применимо к бедственным разочарованиям, с которыми рано или поздно безусловно столкнутся те, кто утверждает свои сердца на этом мире и ожидает от него блаженства: «Вы ужаснетесь, беспечные!» Мы не избежим бедствия, отбрасывая беспокойство и оставаясь беспечными; более того, для тех, кто предпочитает жить беспечно, даже незначительные трудности будут представлять большие проблемы и давить на них. Они жили беспечно и беззаботно, так как имели достаточно денег и веселья, но в этих стихах пророк говорит им, (1) что земля, где находятся их палатки и лакомства, вскоре станет опустошенной: «...не будет обирания винограда, и тогда из чего вы будете делать вино, чтобы веселиться? Время жатвы не настанет, ибо нечего будет собирать и вы станете нуждаться (ст. 10). Вы будете нуждаться в сосцах (англ. пер.), дающих коровье молоко, в прекрасных полях и плодах, производимых ими», ибо поля, приносящие пользу для человека, прекрасны. «Вы будете нуждаться в плодоносной лозе и гроздьях, которые раньше она приносила вам». Злоупотребление изобилием часто справедливо наказывается нехваткой; и те заслуживают лишения жизненной поддержки, кто делает себя пищей и топливом для похоти и готовит себя для Ваала.
(2) Что и города Иудеи, где они жили беззаботно, тратили свои деньги и веселили себя лакомствами, будут опустошены (ст. 13−14): «Терны и волчцы, плоды греха и проклятия, будут расти там, но не только на земле народа моего, которая будет лежать невозделанной, но и на всех домах веселья игорных домах, театрах и тавернах в ликующем городе. Когда вражеская армия опустошает страну, тогда дома веселья, несомненно, станут домами скорби; тогда дворцы и дома благородных людей оставляются их владельцами, которые, возможно, бегут в Египет в поисках убежища, а жители города, оставленные своими правителями, вынуждены защищаться сами. Тогда величественные дома, которые раньше были крепостями и башнями благодаря своей мощности и величию, будут служить вместо пещер. Они будут оставлены; их владельцы никогда не возвратятся в них; всякий будет смотреть на них, как на Иерихон, преданный анафеме; и поэтому даже после того, как восстановится мир, они не будут вновь отстроены, а останутся лежать в руинах: убежищем диких ослов и пасущихся стад. Подобным образом многие дома разрушает грех. Jam seges est ubi Troja fuit — хлеб растет на том месте, где была Троя.
2. В предвидении этих событий пусть содрогнутся и ужаснутся, пусть сбросят свои одежды и препояшут чресла (ст. 11 ). Эти слова подразумевают, что, когда придет бедствие, они не только содрогнутся и будут вынуждены сбросить свои одежды, ибо тогда суды Божьи сорвут одежды и обнажат их, но и то, что (1) наилучшим предотвращением бедствия будет их покаяние и смирение из-за своего греха, когда они в прахе распрострутся пред Богом в истинном раскаянии и благочестивой скорби, что сможет продлить их безмятежность. Это означает встретиться с Богом в Его судах и избавиться от наказания, исправив собственные ошибки. Лишь те будут сломаны, кто не склонится.
(2) Наилучшим приготовлением к бедствию будет отречение от самих себя, когда люди будут жить жизнью умерщвления и освободятся от всех чувственных наслаждений. Кто благодаря святому презрению к этому миру уже обнажил себя, тот с легкостью сможет вынести подобное состояние, когда придут беда и смерть.
II. Пока среди них был остаток, сохранивший свою непорочность, у них были основания надеяться, что со временем настанут добрые времена; и в этих стихах пророк подробно показывает им приятную перспективу на будущее. Такое время они увидели в конце правления Езекии; но мы также можем предположить, что это пророчество касалось более дальнего времени дней Мессии, Который является Царем Правды и Царем мира, о Котором свидетельствовали все пророки. Обратите внимание:
1. Каким явлением будет характеризоваться это благословенное время: тогда излиется Дух свыше (ст. 15), что говорит не только о благоволении к нам Бога, но и о доброй работе, совершенной Богом в нас, ибо лишь тогда, а не ранее, настают добрые времена, когда Бог Своей благодатью дает людям добрые сердца. Поэтому, когда Бог дает Свой Святой Дух всем просящим Его, Он фактически дает им все блага, что следует из сравнения Лк 11:13 и Мф 7:11. Народ Божий может утешать себя великой истиной, надеясь и призывая то время, когда на них изольется Дух свыше, и тогда будет более сильное излияние Духа благодати, чем раньше, соответственно потребностям Церкви. Этот Дух приходит свыше, и поэтому в ожидании Его они взирают на Отца небесного. Когда Бог хочет оказать любезность Своей Церкви, Он изливает Свой Дух, чтобы приготовить Свой народ принять Его благоволение, чтобы сделать их достойными и даровать успешность тем, кого Он собирается использовать в качестве инструмента Своего благоволения; ибо все их усилия восстановить разрушенную Церковь бесплодны, пока на них не изольется Дух, и тогда работа будет совершена внезапно. Царство Мессии было основано и учреждено, когда излился Дух (Деян 2 гл.), благодаря этому оно поддерживается и будет стоять до конца.
2. Какая прекрасная перемена тогда произойдет. То, что было сухой и бесплодной пустыней, сделается садом, а то, что мы сейчас считаем садом, будет считаться лесом. Тогда земля даст плод свой. Обещано, что во дни Мессии плоды земли будут волноваться, как лес на Ливане (Пс 71:16). Некоторые считают, что здесь подразумевается позволение язычникам войти в евангельскую Церковь (что сделает пустыню садом), а также отказ и отвержение евреев, что сделает лесом то, что ранее было садом. На язычников излился дух жизни, а на евреев дух сна. Посмотрите, что является доказательством и результатом излияния Духа на какую-либо душу: благодаря этому она становится плодородной и приносит плод святость. Три вещи делают это время блаженным:
(1) Суд и правосудие (ст. 16). Когда Дух изольется на землю, тогда суд водворится в этой пустыне и превратит ее в сад, тогда правосудие будет пребывать на плодоносном поле и сделает его более плодородным. Служители будут толковать закон, а власти будут исполнять его; и те и другие будут настолько благоразумны и справедливы, что плохие станут хорошими, а хорошие еще лучше. Среди всех разновидностей людей бедных, незначительных и невежд, которыми пренебрегают, как пустыней, и богатых, значительных и образованных, которые высоко ценятся, как плодоносное поле, будет пребывать правильное суждение о вещах; они будут руководствоваться правильными принципами и иметь правильное представление о добре и зле, грехе и долге. Или же эти слова означают, что на всей земле в открытом поле и огражденных садах, в деревнях и городах, в тех частях, где преобладает невозделанная земля и где она обрабатывается и улучшается, везде будет совершаться праведный суд. Закон Христа представляет суд или правило, которым мы должны руководствоваться, а Евангелие Христа представляет праведность, которой нам надлежит спастись. Повсюду, где изливается Святой Дух, и то и другое будет пребывать и водворится, как вечная правда.
(2) Мир и спокойствие (ст. 17−18). Обещанный в этих стихах мир имеет две разновидности:
[1] Это внутренний мир (ст. 17). Он следует после учреждения правосудия (ст. 16). Те, в ком совершена эта благословенная работа, познают ее благословенные плоды. Это мир и результат его спокойствие и безопасность вовеки, то есть святая безмятежность и спокойствие разума, благодаря которым душа наслаждается собой и своим Богом; этот мир не в силах побеспокоить ее в подобных наслаждениях. Отметьте: мир, спокойствие и вечную безопасность можно ожидать и обрести благодаря работе правосудия. Истинную удовлетворенность можно обрести только в истинной религии, и только в ней мы сможем твердо обладать ею. Тот проводит жизнь тихую и безмятежную, кто живет во всяком благочестии и чистоте (1Тим 2:2). Во-первых, именно делом правды будет мир. Исполняя свой долг, мы обретем в изобилии истинное наслаждение и в послушании великую награду послушания. Хотя дело правды может быть утомительным и дорогостоящим, может подвергать нас презрению, тем не менее его плодом будет мир, достаточный для того, чтобы возместить наши затраты. Во-вторых, плодом правосудия будет спокойствие и безопасность не только до конца времени, пока мы живем, и в конце нашей жизни, но и на протяжении бесконечных веков вечности. Действительная святость является реальным блаженством сейчас и станет совершенным блаженством, то есть совершенной святостью вовеки.
[2] Внешний мир (ст. 18). Великая милость, когда те, кто благодаря благодати Божьей имеет спокойный и мирный дух, благодаря провидению Божьему имеют возможность жить в обителях мира и покоищах, не испытывая беспокойства в своих домах или на святых собраниях. Когда ужас перед вторжением Сеннахирима был преодолен, тогда, несомненно, люди более чувственно, чем когда-либо, осознали милость обители мира, не потревоженной боевыми тревогами войны. Пусть каждая семья научится хранить домашний покой от раздоров и разногласий, чтобы в доме двое не восставали против трех, а трое против двух, пусть научатся вверять себя Божьей защите, чтобы жить безопасно и спокойно, не страшась зла. Иерусалим будет обителью мира (ср. Ис 33:20). Даже когда придет разрушительная буря, сметающая все на своем пути, и град будет падать на лес, незащищенный от ветра, даже тогда Иерусалим будет жилищем мирным, ибо город спустится в долину, чтобы защититься от ветра и не подвергаться воздействию яростной бури, как бывает с городами, расположенными на высотах. Он будет укрыт горами окрест Иерусалима (Пс 124:2). Чертоги и башни его будут сокрушены (ст. 14), но город, лежащий в долине, будет местом покоя. В наибольшей безопасности и спокойствии будут пребывать смиренные, желающие оставаться в незначительном положении (ст. 19). Кто хочет жить в обители мира, тот должен стремиться жить скромно и занимать незначительное место. Некоторые считают, что данное место является ссылкой на сохранность земли Гесем во время наказания градом, которое нанесло огромные разрушения земле Египетской.
(3) Достаток и изобилие. Повсюду каждый год будут собирать такой хороший урожай, что земледелие станет привлекать людей и счастливыми будут те, кто сеет при всех водах (ст. 20); кто сеет на всякой земле, пригодной для земледелия, тот отпускает хлеб свой или рожь, по водам (Еккл 11:1). Бог даст умножение, но для этого земледельцы должны быть трудолюбивы и старательны в своем деле, должны сеять при всех водах. И если они будут так делать, то колосья будут такими крепкими и густыми, что они позволят своему скоту, даже волу и ослу, есть их и топтаться по ним. Эти слова можно применить [1] к проповеди слова. Некоторые считают, что здесь говорится о служении апостолов, которые, подобно земледельцам, вышли сеять свое семя (Мф 13:3). Они сеяли при всех водах; они проповедовали Евангелие куда бы ни пришли. Вода символизирует народ, и они проповедовали множеству людей. Везде, где они находили человеческие сердца смягченными и увлажненными, расположенными принять слово, там они бросали доброе семя. Поскольку по закону Моисея евреям запрещалось пахать на воле и осле вместе (Втор 22:10), что подразумевало, что евреи и язычники не должны смешиваться, то теперь это различие упразднено и вол и осел евреи и язычники будут заняты этим трудом и насладятся прибылью от евангельского земледелия. [2] К делам благотворительности. Когда Бог посылает такие блаженные времена, тогда блаженны те, кто использует их для добрых дел, употребляя то, что имеет, кто сеет при всех водах и использует все возможности, чтобы помочь нуждающимся, ибо в должное время пожнут.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 32 глава