В данной главе пророк продолжает предсказание о разорении, которое постигнет Иудею и Иерусалим за их грехи и которое совершат вавилоняне, а потом доведут до полного краха римляне. Пророк также доказывает обоснованность Божьего спора с иудеями. Господь угрожает:
(I) Лишить их всякой помощи в поддержании жизни и в правлении народом (ст. 1−3).
(II) Дать им довести себя до путаницы и беспорядка (ст. 4−5,12).
(III) Отказать им в таком благословении, как начальники и судьи (ст. 6−8).
(IV) Снять с дочерей Сиона украшения (ст. 17−23).
(V) Оставить все опустошенным от меча брани (ст. 24−25).
Грехами, побудившими Бога поступить с иудеями таким образом, были: (1) сопротивление Богу (ст. 8), (2) бесстыдство (ст. 9), (3) злоупотребление властью вплоть до угнетения и тирании (ст. 12−15), (4) гордыня дочерей Сиона (ст. 16). В середине главы звучит указание, как обращаться к конкретным людям: (а) заверить благочестивых, что у них все будет в порядке, невзирая на общие потрясения (ст. 10) и (б) заверить нечестивцев, что, сколько бы Бог ни помнил в суде о милости, им все равно не поздоровится (ст. 11). О, если бы народы земли прислушались сегодня к обличениям и предостережениям, прозвучавшим в этой главе!
Стихи 1−8. В конце предшествующей главы пророк дал всем актуальное предостережение не полагаться ни на человека, ни на любую другую тварь; он также привел общий аргумент этому предостережению, основанный на тленности человеческой жизни, тщетности и немощи человеческих сил. Здесь же он приводит конкретный аргумент: Бог теперь собирается разрушить все упования людей на тварь, чтобы их постигло не что иное, как разочарование в ожиданиях отнимет... посох и трость (ст. 1), всякую поддержку какого бы то ни было рода, все, на что они полагались, у чего искали помощи и утешения. Их Церковь и царство уже состарились и готовы обветшать и поэтому (подобно старцам и старицам, Зах 8:4) опирались на посох; а теперь Господь грозится отнять посох, и тогда они сойдут с курса, грозится отнять трость как у города, так и у деревни (у Иерусалима и у Иуды), которые действительно служили друг другу опорой, и неудача одного отражалась на другом. А совершит это не кто иной, как Господь, Господь Саваоф Адонай, Господь, Который Сам является опорой, или основанием; если эта опора удаляется, то все остальные ломаются под нами, ибо вся их сила в Нем. Он Господь, правитель, имеющий полномочия, и Господь Саваоф, Который в силах сделать это, Он отнимет трость и посох. Св. Иероним считает, что здесь речь идет о заметном обветшании нации иудеев, после того как они распяли нашего Спасителя (Рим 11:9−10). Я скорее воспринял бы это как предупреждение всем народам не раздражать Господа, ибо если они сделают Его своим врагом, то Он сможет и сделает их такими несчастными. Давайте рассмотрим подробнее:
I. Был ли достаток иудеев поддержкой для них? Достаток является таковым для любого народа; без хлеба не будет жизни, однако Бог может отнять всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою; и Он вправе поступить так, если изобилие хлеба ведет к беззакониям (Иез 16:49) и данное нам для попечения о жизни превращается в похоти. Господь может отнять хлеб и воду, удерживая дожди (Втор 28:23−24). Или Он пошлет дожди, но отнимет подкрепление в виде хлеба и воды, удерживая Свои благословения, которыми, а не только хлебом единым, человек живет и без которых не будет хлеба (Мф 4:4), и тогда и хлеб не в сытость, и водой не напьешься (Агг 1:6). Христос хлеб жизни и живая вода, и если Он будет нашим подкреплением, то мы убедимся, что это лучшая часть, которая не отнимется у нас (Ин 4:14; Ин 6:27).
II. Было ли войско иудеев военачальники, полководцы и воины поддержкой для них? Они отнимутся: либо падут от меча, либо настолько лишатся мужества от поражений, с которыми столкнутся, что оставят службу и решат больше не воевать; или же станут инвалидами по болезни или падут духом, так что окажутся непригодными к делу. Храбрый вождь и воин, пятидесятник и даже младший по званию будет устранен. Когда исчезают доблестные мужи, народу это не сулит ничего хорошего. А посему да не хвалится сильный силою своею и да не полагается никакой народ на своих сильных мужей, но пусть сильные народы прославляют Бога, и тогда города страшных племен будут бояться Того, Кто может сделать их слабыми и презренными (Ис 25:3).
III. Были ли государственные мужи иудеев ученые, политики, духовенство, мудрецы и знатоки поддержкой для них? Таковые тоже отнимутся судьи, искушенные в законе и опытные в отправлении правосудия, пророки, к которым обычно ходили за советом в трудных случаях, благоразумные (англ. пер., ст. 2), более других славившиеся своей дальновидностью и проницательностью и помогавшие судьям, прорицатели (истинное значение слова), которые, хотя и прибегали к незаконному искусству, к гнилому подкреплению, все же держались (хотя, возможно, исходя из контекста, понимать следует в хорошем смысле), старцы по возрасту и по должности, вельможи, важность вида которых внушала благоговение и чей возраст и опыт позволяли им быть советниками. Серьезной поддержкой для народа были ремесла, включавшие производство товаров и рукоделие; но когда ломается все подкрепление, то и мудрые художники отнимутся; и наконец искусные в слове, красноречивые ораторы, которые в некоторых случаях могут нести хорошую службу, потому что, даже не относясь к числу благоразумных и старцев, они способны излагать мысли других красивым языком. Например, Моисей не умел красиво говорить, тогда как Аарон умел. Господь грозится отнять этих людей, то есть (1) лишить их способности служить своей стране, делая судей глупыми, отнимая языку велеречивых и лишая старцев смысла (Иов 12:17 и далее). Каждая тварь для нас это то, чем Господь создал ее, и мы не можем быть уверенными, что приносящие нам пользу всегда будут таковыми.
(2) Положить конец их дням; ибо причина, по которой мы не должны полагаться на князей, заключается в том, что выходит дух их (Пс 145:3−4). Следует заметить: грозным признаком для любого народа должен стать тот факт, что полезные люди устраняются в разгар своего служения.
IV. Было ли правительство иудеев поддержкой для них? Ему следовало быть таковым. Дело монарха утвердить столпы земли (Пс 74:4). Однако здесь звучит угроза, что и это подкрепление выйдет из строя. Когда будут устранены сильные и благоразумные, тогда отроки будут их начальниками, отроки по возрасту, которые сами нуждаются в воспитателях и в наставниках; они будут драться между собой, охотясь на юного царя и его царство; отроки по уму и по складу характера, инфантильные мужчины, которые знают не больше детей, доверить правление таковым все равно что дать власть младенцу в колыбели. Они будут править иудеями со всей глупостью, непостоянством и упрямством ребенка. Горе тебе, земля, когда царь твой отрок (Еккл 10:16).
V. Служила ли подкреплением иудеям слаженность между подданными, порядок, взаимопонимание и взаимосвязь, которые они поддерживали? Это как раз тот случай, когда народ сам неплохо может справиться, даже если правители не столь хороши, как следовало бы; однако здесь звучит угроза, что Бог пошлет и между ними злого духа (как в Суд 9:23), который сделает их (1) недружелюбными и причиняющими вред друг другу: «И в народе один будет угнетаем другим, и каждый ближним своим» (ст. 5), а их князья, будучи детьми, не удосужатся ни обуздывать притеснителей, ни помогать угнетенным; и совершенно бесполезно к ним взывать (что любому человеку послужит искушением мстить за себя самому), поэтому люди начнут кусать и пожирать друг друга и вскоре будут друг другом истреблены. Тогда homo homini lupus человек человеку становится волком; jusque datum scelery — на нечестие ставится печать закона; пес hospes ab hospite tutus — гость и хозяин опасны друг для друга.
(2) Бесчинствующими и дерзкими по отношению к начальникам. Это такое же зловещее предзнаменование для народа, как и случаи, когда подрастающее поколение грубое, непокорное, неуправляемое и юноша нагло превозносится над старцем, тогда как ему надлежит пред лицем седого вставать и почитать лицо старца (Лев 19:32). Когда молодые люди самоуверенны и развязны и ведут себя пренебрежительно по отношению к старшим, то в их поведении кроется не только бесчестье для них самих, но и плохие последствия для общества: из-за этого утрачивается авторитет правительства и слабеют руки, поддерживающие их. Точно так же плохо для народа, когда благородные люди не могут поддержать свой авторитет, но подвергаются нападкам со стороны представителей низкого сословия и попрошаек; когда толпа оскорбляет судей и пренебрегает их полномочиями. Кто поступает так, тому придется за многое ответить.
VI. Небольшим подкреплением, поддержкой могла бы стать надежда на то, что, как бы плохо ни шли дела сейчас, возможно, будет поставлен другой правитель, который станет справляться лучше. Однако и в этом уповании придется разочароваться, ибо случай столь безнадежен, что ни один благоразумный и серьезный человек не станет вмешиваться.
1. Место правительства будет вакантным (ст. 6). Здесь (1) принимается как должное, что устранить все эти трудности и привести все в порядок можно не иначе, как посредством благих начальников, которых облекут властью при общем согласии, а они станут осуществлять эту власть на благо народа. И вероятно, во многих местах именно так и зародилось управление: люди убеждались в необходимости объединиться, подчиняясь одному, которого считали достойным такого доверия, ради благополучия и безопасности всех, осознавая тот факт, что без управления им грозит уничтожение. Поэтому здесь предлагают заключить соглашение: «Будь нашим вождем, и мы будем твоими подчиненными, и да будут эти развалины под рукою твоею, чтобы ты их исправил и восстановил, сохранил и утвердил и способствовал процветанию (Ис 58:12). Позаботься защитить нас мечом брани от нападения внешних врагов и мечом правосудия от нападок друг на друга, а мы будем хранить тебе верность и преданность».
(2) Случай представляется весьма печальным и с не менее грустным исходом, ибо [1] когда правят отроки, каждый считает, что он вправе диктовать, кто будет начальником, и отдаст предпочтение собственным родственникам. А если бы правители были нормальными, то назначение начальников оставалось бы исключительно в их власти, как и должно быть. [2] Люди столкнутся с необходимостью даже навязывать властные полномочия тем, кого будут считать подходящими: ухватится человек за брата своего, чтобы силой заставить его стать правителем, догадываясь, что тот готов отклонить предложение. Более того, уговаривать он будет своего брата, тогда как люди, как правило, не желают, чтобы равные им становились их начальниками; свидетельство тому зависть братьев Иосифа. [3] Сложится мнение, что достаточным основанием для выдвижения человека на пост правителя будет тот факт, что он одевается лучше своих ближних, весьма худой критерий при выборе кандидата на ответственную должность в правительстве. Все это было знаком того, что страна дошла до обнищания, когда такой редкостью было найти человека в приличной одежде или того, кто мог бы позволить себе купить облачение старейшины или судейскую мантию; к тому же это служит достаточным подтверждением, что люди были очень легкомысленны, если так сильно почитали человека с золотым перстнем, в богатой одежде (Иак 2:2−3), ибо этого было достаточно, чтобы сделать его своим правителем. Если бы сказали: «У тебя есть мудрость, порядочность, опыт, будь нашим вождем», то в этом был бы какой-то смысл. Сказать же: «У тебя есть одежда, будь нашим вождем», было насмешкой. Мудрый бедняк, хотя и в скудной одежде, но спас город (Еккл 9:15). Мы можем сослаться на это место, показывая, в каком безысходном состоянии находился грешный человек, когда нашему Господу Иисусу было угодно стать нашим братом, и, несмотря на то что Его не соблазняли к тому, Он Сам предложил стать нашим вождем и Спасителем и взять эти развалины под руку Свою.
2. Человек, которому таким вот образом будут навязывать вступление в должность, откажется, потому что, хотя в нем и видят довольно-таки серьезного мужа, он-то знает, что не справится с должностными обязанностями и не удовлетворит ожиданиям избравших его: он с клятвою скажет (подняв вверх руку, согласно принятому в древности обряду принесения клятвы): не могу исцелить ран общества... не делайте меня вождем народа (ст. 7). Следует заметить: руководители должны быть целителями, и хорошие руководители будут таковыми; они должны научиться объединять своих подчиненных, а не углублять существующие между ними различия. Только тот годен для управления, кто имеет дух кроткий, спокойный и благотворный. Правителям также надлежит подходящими методами исцелять раны, нанесенные интересам народа. Почему же этот человек не хочет быть вождем? Потому что: в моем доме нет ни хлеба, ни одежды.
(1) Если он сказал правду, то это знак того, что люди сильно разорились и даже выглядевшие наилучшим образом нуждались в самом необходимом распространенный случай и весьма печальный. Некоторые, жившие на широкую ногу, стараются выставить наружу лучшую сторону, хотя, по правде говоря, находятся в большом затруднении и живут с тяжелым сердцем из-за недостатка хлеба и одежды.
(2) Если же он говорил неправду, то это знак того, что совесть людей ужасно развратилась, когда, чтобы избежать издержек, связанных с данной должностью, человек готов обременить себя виной в клятвопреступлении и (самое большое сумасшествие в мире) готов проклясть собственную душу, лишь бы сберечь деньги (Мф 16:26).
(3) Как бы там ни было, это верный знак того, что народ пребывал в ужасном состоянии, если никто не желал занять место его вождя, ибо не надеялся получить от него ни почета, ни выгоды, к чему обычно стремятся честолюбивые люди, добиваясь повышения.
3. Причина, по которой Бог привел дела к такому печальному исходу, к тому же дела Своего собственного народа (данную причину называет либо пророк, либо отказавшийся стать вождем), не в том, что Он не желал добра собственной стране, но потому что видел всю безнадежность данного случая, невозможность облегчения ситуации и бесполезность попыток ее исправить: рушился Иерусалим, и пал Иуда (ст. 8), в чем винить они могли только себя. Они сами навлекли погибель на собственную голову, ибо язык их и дела их против Господа; они нарушали Божий закон и словом, и делом и тем самым умышленно противостали Богу; они сознательно вознамерились оскорбить Его, выразив пренебрежение к Его власти и неповиновение Его правосудию. Язык иудеев был против Бога, потому что они противоречили Его пророкам; не лучше были и их дела, ибо поступали по своим словам. Их грех усугублялся тем, что Бог призрел их и явил у них Свою славу; они же бросили вызов Господу прямо в лицо, как будто бы чем больше познавали Его славу, тем сильнее гордились своим презрением к ней, обращая ее в бесчестие. За это, именно за это был разрушен Иерусалим. Следует заметить: и отдельные люди, и целые народы своей гибелью обязаны грехам. Если бы они не прогневили Господа, Он не сделал бы им зла (Иер 25:6).
Стихи 9−15. Здесь Бог продолжает спор со Своим народом. Примите во внимание:
I. Основание для спора. Именно из-за греха Господь боролся с ними; если они удосужатся, то пусть посмотрят немного дальше и увидят, что виноваты сами: горе душе их! Ибо сами на себя навлекают зло. Увы их душам (можно прочитать, стеная), ибо сами причинили себе зло (ст. 9). Следует заметить, что состояние грешников весьма печально и плачевно. Грех вредит именно душе и именно ее подвергает риску. Грешники могут процветать материально, но в то же время состояние их душ прискорбно. И далее следует заметить: какое бы горе ни постигло грешников они сами причинили его себе (Иер 2:19). Здесь им вменяется в вину, что (1) стыд, которому надлежало удержать их от греха, был совершенно отброшен, и люди набрались дерзости (ст. 9). Это, как ничто другое, ожесточает их против покаяния и готовит к погибели: выражение лиц их свидетельствует против них, что их ум стал суетным, похотливым и злобным; их глаза ясно выражали, что они не могут перестать грешить (2Пет 2:14). Посмотрев им в лицо, можно было догадаться о крайнем нечестии, присутствовавшем в их сердце: и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, такими импульсивными, властными и нетерпимыми к малейшему ограничению, были их похоти, а все оставшиеся искры добродетели в них полностью погасли. Содомляне открыто заявляли о своем грехе не только его чрезмерной злостностью (Быт 13:13), так что он вопил к небу (Быт 18:20), но и своими бесстыдными признаниями, что является верхом бесстыдства (Быт 19:5). Так же поступали Иуда и Иерусалим: они были настолько далеки от того, чтобы прятать свой грех, что даже выставляли его напоказ, хвалились дерзкими покушениями на добродетель и победой, одержанной над собственными обличениями. У них был лоб блудницы (Иер 3:3), и они не краснели (Иер 6:15). Следует заметить: кто набрался дерзости в грехе, тот созрел для погибели. Кто потерял стыд (как говорится), тот потерял благодать, а затем потерял и надежду.
(2) Их руководители, которым надлежало указывать народу правильный путь, сбили их с пути: «Вожди твои (князья, священники и пророки) ведут тебя по неправильному пути, вводят тебя в заблуждение» (ст. 12). Либо они проповедовали ложь и порочность, либо если и проповедовали истину и благо, то противоречили проповедуемому своим образом жизни, а люди скорее последуют дурному примеру, нежели благим увещаниям. Таким образом вожди путь стезей их испортили, ломая одной рукой то, что построили другой. Que te beatificant — называющие тебя блаженным вводят тебя в заблуждение (существует такое чтение). Священники одобряли людей, как будто бы у них все было в порядке, кричали им: «Мир, мир», как будто бы им не грозила никакая опасность, и таким образом предоставляли им и далее заблуждаться.
(3) Их судьи, которым надлежало опекать и защищать угнетенных, сами были злейшими притеснителями (ст. 14−15). Старейшины народа и князья были образованными и все прекрасно понимали, были весьма состоятельными и не искушались необходимостью вторгаться в имения окружающих, были людьми благородными и им надлежало бы гнушаться низких поступков, тем не менее они опустошили виноградник. Они сожгли (истинное значение слова) Божий виноградник, над которым были поставлены виноградарями и сторожами, поступили с ним так, как поступили бы его злейшие враги (Пс 79:17). Они либо отобрали виноградник у бедного, как поступила с Навуфеем Иезавель, либо жадно проглотили плоды, удовлетворяя свои похоти тем, чему надлежало стать хлебом насущным для нуждающихся семей. Награбленное у бедного накапливалось в их домах; когда Господь пришел искать пропавшее, то нашел его там, что стало свидетельством против старейшин и князей. Разумеется, украденное нужно было вернуть или возместить убытки, но они не пожелали этого сделать. Господь урезонивает этих великих мужей: «Что вы тесните народ Мой? Какая у вас на это причина? Какая вам от этого польза?» (ст. 15) Или же: «Какой вред они вам причинили? Не думаете ли вы, что власть вам дана именно для этого?» Следует заметить, что нет ничего более необъяснимого и в то же время неизбежно требующего ответа, чем обиды и оскорбления, причиненные Божьему народу его гонителями и притеснителями. «Что вы... молотите лица бедных? (англ. пер., ст. 15). Вы причинили им столько боли и беспокойства, как будто размололи их на мельнице, и они неизбежно превратятся в прах, когда одно притеснение следует за другим». Или: «Их лица в кровоподтеках и разбиты от нанесенных вами ударов; вы не только разорили их имения, но и жестоко обращались с ними самими». И нашего Господа Иисуса били по лицу (Мф 26:67).
II. Разрешение спора.
1. Обвинителем является Сам Бог: восстал Господь на суд (ст. 13), или взялся за обсуждение вопроса и стоит, чтобы судить народы: судить на стороне униженных и угнетенных; и Он вступает в суд... с князьями (ст. 14). Следует заметить: даже величайшие из людей не могут освободиться или застраховаться от расследования и приговора Божьего суда и не могут обжаловать полномочий небесного суда.
2. Обвинение доказано общеизвестными подтверждениями факта: «Посмотрите на угнетателей и вы увидите, что выражение лиц их свидетельствует против них (ст. 9); посмотрите на угнетенных и вы увидите, как изранены и побиты их лица» (англ. пер., ст. 15).
3. Спор уже начался в изменении служения. Чтобы наказать злоупотреблявших своей властью с худыми намерениями, Бог ставит над ними не имеющих понятия о том, как пользоваться властью вообще: притеснители народа Моего дети, и женщины господствуют над ним (ст. 12), то есть мужчины с неразумными суждениями и сильными эмоциями, как у детей и женщин; в том, что такими были их правители, состоял их грех и стал для них же карой.
III. Различие, которое надлежит провести между отдельными лицами в процессе спора: «Скажите праведнику, что благо ему... а беззаконнику горе, ибо будет ему худо...» (англ. пер., ст. 10−11) Пророк уже говорил, что они сами на себя навлекают зло (ст. 9), и в подтверждение показывает, что Бог готовит возмездие за дела рук их. Будь они праведными, было бы им благо, но если им худо, то лишь потому, что они нечестивы и останутся таковыми. Подобным образом Господь изложил дело Каину, чтобы убедить того, что у него не было причин сердиться (Быт 4:7). Или же это можно понимать таким образом: Бог угрожает всему народу судом, который нанесет ущерб государственным интересам.
1. Некоторые благочестивые, возможно, испугались, что их коснется эта пагуба, и поэтому Господь велит пророку утешить благочестивых в их страхах: «Что бы ни случилось с неправедным народом, пусть праведник знает, что он не пропадет в толпе грешников; Судия всей земли погубит ли праведника с нечестивым? (Быт 18:25). Нет, заверь праведника именем Господа, что благо ему. Для него качество бедствия изменится, и он укроется в день гнева Господня. С ним будет поддержка и утешение свыше, которые будут умножаться по мере умножения скорби, и поэтому будет благо ему». Когда отнимется всякое подкрепление хлебом, непорочные тем не менее во дни голода будут сыты, они станут вкушать плоды дел своих, их совесть будет свидетельствовать им, что они сохранили себя чистыми от общего беззакония, и поэтому общее бедствие для них не таково, как для других; они не подливали масла в огонь, поэтому и сами не стали топливом для огня.
2. Некоторые нечестивые, возможно, понадеялись, что избегут пагубы, и поэтому Господь велит пророку развеять их тщетные упования: «А беззаконнику горе, ибо будет ему худо (англ. пер., ст. 11). На него направлено жало судов, ему полынь и желчь, страдание и бедствие». Горе нечестивым, и, хотя, возможно, они думают укрыться от судов над народом, тем не менее им будет худо; им будет все хуже и хуже, если не покаются, но хуже всего в конце, ибо будет им возмездие за дела рук их в тот день, когда каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле.
Стихи 16−25. Делом пророка было показать представителям разных классов общества их вклад в вину народа в целом, а также участь, которая их ждет в грядущем суде над всем народом. Здесь он обличает и предупреждает дочерей Сиона, говорит женщинам, в чем их вина. Также и Моисей предвещал в законе Божий гнев на живших в неге и роскоши (Втор 28:56); пророк ссылается на закон и сообщает им, как они пострадают от грядущих на них бедствий. Примите во внимание:
I. Какой грех вменен в вину дочерям Сиона (ст. 16). Пророк явно подкрепляет свои слова Божьей властью, чтобы не сочли для него непристойным обращать внимание на такие вещи, да и чтобы женщины на него не обиделись: и сказал Господь. «Будут они слушать или нет, дай им знать, что Бог замечает и весьма недоволен глупостью и тщеславием гордых женщин и что Его закон принимает к рассмотрению даже их манеру одеваться». Здесь они обвиняются в двух вещах: в надменности и распутстве, что прямо противоположно скромности, которой со стыдливостью и целомудрием должны украшать себя женщины (1Тим 2:9). Своей походкой и движениями они обнаружили истинное, состояние своего ума и легкомысленность поведения. Они надменны, ибо ходят, подняв шею, чтобы казаться высокими, или, как бы считая, что никто не достоин заговорить с ними или получить от них взгляд и улыбку. Их взоры похотливы, обманчивы (истинное значение слова), своими влюбленными взглядами они затягивают мужчин в сети. Женщины притворяются строгими и чопорными, чтобы люди, глядя на них, восхищались и думали, что они ходили в школу танцев и научились исполнять менуэт. Они идут мелкими шагами (англ. пер., ст. 16), или изящно вышагивают, словно не желают касаться ногами земли по причине роскоши и изнеженности. Они гремят цепочками на ногах, потому что, как думают некоторые, их обувь украшена цепочками или колокольчиками, которые звенят. Они идут, словно у них на ногах путы (существует такое чтение), как у коня, которого учат иноходи. Так же изящно пришел Агаг (англ. пер., 1Цар 15:32). Такая вычурная манера держаться не только противоестественна и нелепа в глазах мужчин, благоразумных мужчин, но и оскорбительна для Бога, поскольку свидетельствует о суетности ума. Здесь также есть два отягчающих обстоятельства:
(1) Эти женщины были дочерьми Сиона, святой горы, а посему им надлежало вести себя серьезно, как подобает женам, исповедующим благочестие.
(2) Как следует из контекста, по-видимому, они были женами и дочерьми князей, которые грабили и притесняли бедных (ст. 14−15), чтобы поддерживать чувство гордости и роскошь своих семейств.
II. Какие наказания грозят за этот грех; расплата за грех будет подобна его зеркальному отражению (ст. 17−18).
1. Женщины ходят, подняв шею, Господь же оголит их темя, от чего их прическа испортится и они будут стыдиться открывать голову, потому что придется состричь волосы. Следует заметить, что позорные болезни, пожирающие плоть и тело, очень часто посылаются в виде справедливого наказания за гордыню и подчас становятся непосредственным следствием похотливости.
2. Они не заботились о том, сколько тратят, украшая себя великим множеством роскошной одежды, Господь же доведет их до такой нужды и бедности, что у них не хватит одежды, чтобы прикрыть свою наготу, и через лохмотья будет виден срам.
3. Они чрезвычайно гордились и обожали свои украшения, Господь же отберет у них таковые, когда их дома подвергнутся разорению, сокровища будут разграблены, и сами они уведены в плен. Пророк перечисляет по отдельности разные виды украшений, которые тогда носили, с такой точностью, как если бы он был костюмером или присутствовал при облачении женщин. Совсем не важно задаваться вопросом, что это были за украшения и правильно ли перевод отражает истинное значение слов в первоисточнике; возможно, 100 лет спустя названия некоторых украшений, которые носят сейчас в нашей собственной стране, будут так же малопонятны, как и некоторые из упомянутых здесь; мода меняется, а вместе с ней меняются и названия; тем не менее украшения здесь перечислены не просто так, а чтобы разоблачить глупость дочерей Сиона, ибо (1) можно предположить, что многие из этих предметов были очень странными и нелепыми, и если бы не были модными, то выставили бы носившую их на посмешище. Они больше годились на то, чтобы быть детскими игрушками, а не украшениями взрослых, идущих на гору Сион.
(2) В отношении же вещей, которые были приличными и уместными, таких, как тонкие епанчи и повязки, и покрывала, можно сказать, что не было нужды в таком большом их количестве и разнообразии. Одежду иметь необходимо, и следует, чтобы каждый носил ее соответственно своему рангу; но какая нужда в таком изобилии верхней и нижней одежды (ст. 21), чтобы два дня подряд в одном и том же одеянии не появляться? «Им нужно (как гласит наставление против избытка одежды) одно платье для ношения днем и одно для ночи, одно длинное, другое короткое, одно для будней, другое для праздников, одно такого цвета, другое иного, одно из шерсти, другое из шелка или парчи, одно для ношения до обеда, другое после, одно испанского кроя, другое турецкого, и никогда не будет достаточно». Все это, как свидетельство гордости и тщеславия, обязательно требовало больших расходов на потакание низменным похотям, хотя эти средства следовало бы направить на дела благочестия и благотворительности. И еще хорошо, если ради этого не сдирали непомерно высокую плату с арендаторов и не водили за нос бедных кредиторов.
(3) Перечисление этих предметов свидетельствует, какое внимание им уделялось, как прикипели к ним сердца женщин и какой точный счет им вели, какими щепетильными и требовательными в отношении украшений были эти женщины, каким ненасытным было желание иметь наряды и как сильно зависело от них настроение женщин. Девица не забудет ни один из своих нарядов, как бы много их ни было (Иер 2:32), но нужно еще с превеликим удовольствием о них рассказывать и с такой готовностью их описывать, как будто бы ничего более важного на данный момент не существует. Пророк говорит об этих вещах не как о самих по себе греховных (их вполне законно можно иметь и носить), но как о предмете гордости, который, посему, надлежит конфисковать.
III. Какими щепетильными и придирчивыми они были в отношении своих нарядов; Господь же превратит тела, которые с такими затратами украшали и ублажали, в позор и бремя: будет вместо благовония (сосудов или коробочек с ароматами, так называемого дома души, или дыхания, ст. 19 на полях) зловоние (ст. 23), одежда запачкается от долгого ношения или от какой-то отвратительной болезни или мазей для ее лечения. Вместо богато вышитого пояса, некогда помогавшего платью хорошо сидеть, будет прореха (англ. пер., ст. 23), разорванные от горя одежды или старое сгнившее одеяние, износившееся до лохмотьев. Вместо завитых волос, напудренных, с причудливо уложенными косами плешь волосы вырваны или сбриты, что было обычным во времена большой скорби (Ис 15:2; Иер 16:6) или в процессе каторжных работ (Иез 29:18). Вместо широкой епанчи шарфа, или накидки, узкое вретище, надевавшееся в знак глубоко смирения; и вместо красоты клеймо. Обладательницы красивого цвета лица, которым они гордились, загорят и станут смуглыми, когда их поведут в плен; к тому же замечено, что самые прекрасные лица быстрее других страдают от атмосферных воздействий. На основании всего этого давайте научимся (1) в своей одежде стремиться к простоте, быть равнодушными к броским и дорогим нарядам и не гордиться ими.
(2) Не полагаться на радости чувственных наслаждений, потому что не знаем, ни как скоро мы их лишимся, ни до какой нужды можем дойти.
IV. Как они намеревались этими нарядами очаровать порядочных мужчин и завоевать их любовь (Притч 7:16−17); однако никто не будет очарован ими: мужи твои падут от меча, и храбрые твои на войне (ст. 24). Юношей его поедал огонь, и именно поэтому девицам его не будут петь брачных песен (Пс 77:63). Когда приходит меч, то обычно первыми погибают храбрые, потому что они раньше всех готовы рисковать. И когда погибнут защитники Сиона, то неудивительно, что будут воздыхать и плакать ворота столицы (ст. 25), ибо ими завладеют враги, а сам город, брошенный, опустошенный и разрушенный, будет сидеть на земле, подобно безутешной вдове. Если внутри стен приютился грех, то у ворот стенания и плач.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 3 глава