Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 29 глава

Толкование Мэтью Генри


Горе, напророченное Ариилу, о котором говорится в этой главе, то же самое «пророчество о долине видения» (Ис 22:1) и (вполне возможно) указывает на одно и то же событие осаду Иерусалима ассирийской армией, которая была истреблена ангелом. Тем не менее его также можно применить к разрушению Иерусалима халдеями и окончательному опустошению римлянами. В этой главе:

(I) Предсказывается, что Иерусалим окажется в бедственном положении (ст. 1−4), но враги, причинившие ему страдания, будут свержены и разбиты (ст. 5,7−8).

(II) Обличаются три разновидности грешников:

(1) Те, которые были глупы и не обратили внимания на предостережения пророка, обращенные к ним (ст. 9−12).

(2) Те, которые были формальными и лицемерными в своих религиозных действиях (ст. 13−14).

(3) Те мирские мудрецы, которые безбожно презирали провидение Божье и соперничали с ним своими замыслами (ст. 15−16).

(III) Приводятся драгоценные обетования о благодати и милости для остатка, который отличается от других. Бог освятит его и в нем будет освящен, когда его враги и преследователи будут истреблены (ст. 17−20).

Стихи 1−8. Установлено, что именно Иерусалим здесь назван Ариилом, ибо он был городом, в котором жил Давид; его часть, которая называлась Сион, была определенным образом городом Давида, где находились храм и дворец. Но почему он так назван, неясно; возможно, в то время название и причина были хорошо известны. Города, как и люди, имеют прозвища и клички. Ариил означает лев Божий или сильный лев: как лев является царем зверей, так и Иерусалим главный среди городов, издающий законы для всех окружающих. Это был город великого Царя (Ис 47:2−3), главный город Иудеи, который называли молодым львом (Быт 49:9) и чьим символом был лев; и Тот, Кто был львом из колена Иуды, был его славой. Иногда Иерусалим вызывал ужас у соседних народов, и пока он был праведным городом, был смел, как лев. Некоторые считают, что Ариил означает жертвенник для всесожжении, который пожирал принесенных в жертву животных, как лев свою добычу. Горе ожидало жертвенник, расположенный в городе, где жил Давид; он был уничтожен вместе с храмом халдеями. Я скорее воспринимаю это, как горе Иерусалиму, Иерусалиму (здесь дважды повторяется название городу, как и в Мф 23:37), чтобы оказать более сильное воздействие. В этой главе:

I. Предсказывается бедствие для Иерусалима. Хотя Иерусалим был укрепленным городом, сильным, как лев, хотя он был святым городом, как лев Божий, но если в нем будет найдено беззаконие, то его ожидает беда. Это был город, в котором жил Давид, именно благодаря ему этот город стал славным, прообразом евангельской Церкви, и его проживание в нем стало прообразом пребывания Христа со Своей Церковью. То, что в нем присутствовало свидетельство Израиля и престол дома Давидова, приводится как факт, усугубляющий грех Иерусалима.

1. Пусть Иерусалим знает, что внешние религиозные обряды не послужат ему оправданием, избавляющим от судов Божьих (ст. 1): «Приложите год к году, продолжайте исполнять ваши ежегодные праздники, пусть ваши мужчины являются пред Господом три раза в году не с пустыми руками, согласно закону и обычаю, и пусть они никогда не пропускают эти торжества; пусть закалают жертвы, как они раньше это делали; но пока их образ жизни не меняется, а сердца остаются несмиренными, пусть не думают, что это успокоит обиженного Бога и отвратит Его гнев». Отметьте: лицемеров можно увидеть постоянно исполняющими религиозные обряды, тем самым они часто льстят себе, но никогда не смогут ими угодить Богу или заключить с Ним мир.

2. Пусть знает, что Бог недоволен им и выступает против него, что Господь Саваоф посетит его (ст. 6); ему придется ответить за свои грехи и подвергнуться наказанию: Бог взыщет за них ужасными судами, которые будут сопровождаться пугающими гласами и горестными военными опустошениями, подобными грому и землетрясению, буре и вихрю и пламени всепожирающему, особенно если учесть сильный глас. Когда вражеская армия будет не у их границ, а хозяйничать внутри страны, с ревом уничтожая все и опустошая ее (особенно такая армия, как ассирийская, чьи военачальники были особо жестоки, что следует из поведения Рабсака, а обычные солдаты, несомненно, были более жестоки), тогда они смогут увидеть Господа Саваофа, посетившего их с громом и бурею. Тем не менее, раз здесь говорится о сильном гласе, то, возможно, подразумевается, что им не столько будет причинен вред, сколько они будут напуганы. Более детально:

(1) Иерусалим будет осажден и окажется в сильной нужде. Он не говорит: «Я уничтожу Ариил», а: «Я стесню Ариил», он окажется в беде, чтобы, пробудившись для покаяния и реформации, не подвергнуться истреблению. «Я расположусь (ст. 3) вокруг тебя». Имеется в виду вражеская армия, которая расположится вокруг него, но Бог говорит, что это сделает Он, ибо вражеские армии Его руки, и с их помощью Он это сделает. Бог часто и в течение длительного времени с помощью воинства ангелов располагался станом вокруг Своего народа, чтобы защищать и избавлять его, но сейчас Он стал их врагом и сражается против него. Эта осада была Его делом, и крепости восстали под Его воздействием. Отметьте: когда люди сражаются против нас, то в них мы должны видеть Бога, соперничающего с нами.

(2) Он со скорбью увидит страну опустошенной, а все укрепленные города Иуды в руках врагов: «...и будет плач и сетование (ст. 2)», скорбь и плач, как часто иногда воспринимают эти два слова. Люди, которые больше других веселятся и общаются, чаще всего, когда приходит беда, переполняются депрессией и горем; тогда их смех превращается в скорбь. «Тогда весь Иерусалим останется у Меня, как Ариил, как жертвенник, с огнем горящим на нем и убитыми жертвами вокруг него». Так выглядел Иерусалим, когда был захвачен халдеями, и, несомненно, многие были убиты, когда он был осажден ассирийцами. «Весь город превратится в жертвенник, на котором грешники, подвергнувшиеся повсеместным судам, станут жертвами божественной справедливости». Или можно понимать так: «И будет плач и сетование; они покаются, изменятся и обратятся к Богу, и тогда он останется у меня, как Ариил. Иерусалим станет для Меня таким, как был раньше, святым городом» (Ис 1:26).

(3) Он будет смирен, умерщвлен и подчинится (ст. 4): «И будешь унижен и свергнут с высоты самоуверенности и презрения, на которую вознесся: гордые взгляды и гордые языки будут унижены один за другим следующими смиряющими провидениями». Кто презирает Божьи суды, того они смирят, ибо самые гордые грешники либо склонятся, либо сокрушатся перед Ним. Они говорили высокомерно, поднимали высоко рог свой и говорили жестоковыйно (Пс 74:6), но теперь «ты с земли будешь говорить, и речь твоя из-под праха, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя». Эти слова подразумевают, [1] что они будут слабы и немощны, неспособные говорить и сказать то, что хотят сказать; они будут подобны больному или человеку, чей дух угасает, их речь будет нечленораздельной и прерывистой. [2] Что они будут пребывать в страхе и оцепенении, вынужденные говорить нечленораздельно из страха, что враги услышат их и воспользуются этим. [3] Что они будут покорны и вынуждены подчиниться своим завоевателям. Когда Езекия подчинился Царю Ассирийскому, говоря: «виновеня... что наложишь на меня, я внесу» (4Цар 18:14), тогда его речь была нечленораздельной и изпод праха. Бог может склонить самых дерзких и сломить их дух.

II. Предсказано истребление врагов Иерусалима для утешения всех его друзей и тех, кто желал ему благополучия в этом бедствии (ст. 5,7): «И будешь унижен (ст. 4), с земли будешь говорить; так низко ты падешь. Но (можно и так понять) множество врагов твоих и полчище лютых, многочисленные армии врагов будут как мелкая пыль, неспособная говорить вообще или способная лишь шептать, как разлетающаяся плева. Ты будешь унижен, а они будут рассеяны, повержены и уничтожены другим способом (Ис 27:7); они будут истреблены, и это совершится внезапно, в одно мгновение: враги изумятся этому истреблению, а ты спасению». Ассирийская армия была уничтожена ангелом в одном месте, внезапно. Таким же будет истребление врагов евангельского Иерусалима. В один час придет суд твой (Откр 18:10). И вновь (ст. 6) «Господь посетит тебя, или (как это обычно понимали) он будет посещен громом и сильным гласом. Ты испытаешь испуг, от которого быстро оправишься. Но (ст. 7) множество всех народов, воюющих против Ариила, будет, как сон, как ночное сновидение: они, их процветание и успех вскоре растают без следа». Множество всех народов, воюющих против горы Сиона, подобно голодному, которому снится, будто он ест, но остается голоден. То есть (1) хотя они надеются завладеть Иерусалимом, чтобы обогатиться, ограбив этот богатый город, их надежды окажутся напрасными мечтами, которыми они могут угождать и развлекать свое воображение какое-то время, но потом разочаруются. Они воображают себя хозяевами Иерусалима, но никогда ими не станут.

(2) Они сами, их богатство, сила и процветание растают, как сновидение, когда человек пробуждается; все это ничего не стоит и недолговечно (Ис 72:20). Оно, как сон, улетит (Иов 20:8). Армия Сеннахирима быстро исчезла и пропала, хотя в свое время заполнила страну, как сновидение заполняет голову человека, особенно как мечта о пище занимает голову человека, отправившегося спать голодным. Многие понимают эти стихи как часть угроз о грядущем гневе, когда Бог придет, чтобы причинить горе Иерусалиму и обложить его осадой. [1] Множество друзей, на которых он возлагает надежды о помощи, не поможет ему, ибо хотя они представляют собой полчища лютых, но будут подобны мелкой пыли и скоро исчезнут. [2] Множеству его врагов не стоит думать, что им удастся причинить ему значительное зло; даже когда они в значительной степени поглотят его, то и тогда будут похожи на человека, которому снится, что он ест, и он жаждет поглотить еще больше.

Стихи 9−16. В этих стихах пророк продолжает удивляться тупости большей части еврейского народа. Они имели левитов, учивших их доброму разумению в служении Господу, и ободрение от Езекии, если так поступали (2Пар 30:22). Они имели пророков, которые непосредственно им передавали послания от Бога и подчеркивали, что было причиной и каковы будут последствия недовольства ими Бога. Кто-то мог бы подумать: «Действительно, это великий народ, обладающий великими преимуществами божественного откровения, народ мудрый и разумный» (Втор 4:6). Но увы! В действительности все было наоборот (ст. 9). Пророк обращается к трезво мыслящей части израильтян, призывая задуматься о всеобщей беспечности их соседей. Эти стихи можно прочитать так: «Они медлят и откладывают свое покаяние, но вы изумляйтесь тому, что они настолько отупели. Они развлекают себя собственными заблуждениями; они необузданны в своих разгулах; но вопиете ли вы, оплакиваете ли их безрассудство; возопите к Богу молитвой о них. Чем более бесчувственными они становятся к руке Божьей, протянувшейся против них, тем больше вы откладывайте в своем сердце эти истины». Отметьте: спокойствие грешников, идущих греховным путем, справедливое основание для оплакивания и изумления всех благоразумных людей, которые должны молиться о тех, кто не молится о себе. Что же это за основание? И чему мы должны изумляться?

1. Мы вполне можем изумляться тому, что большая часть людей отупела и огрубела, она настолько лишена рассудка, что похожа на одурманенных людей: «Они пьяны, но не от вина (не только от вина, хотя очень часто напивались), они шатаются от вина» (Ис 28:7). Они были опьянены любовью к удовольствиям и предубеждениями против религии, пропитаны порочными принципами. Подобно пьяным людям, они не знали, что делают или говорят, или куда идут. Они остаются бесчувственными к божественным порицаниям, направленным против них. «Били меня, мне не было больно», говорит пьяница (Притч 23:35). Бог обращается к ним один раз, второй, но они, подобно пьяным людям, не разумеют, не понимают и забывают закон. Они колеблются в своих решениях, ибо непостоянны и изменчивы, и спотыкаются о любое препятствие, находящееся на их пути. Есть такое понятие, как духовное пьянство.

2. Еще более изумляет тот факт, что сам Бог навел на них дух усыпления и сомкнул глаза их (ст. 10): Тот, Кто велел им пробудиться и открыть свои глаза, навел на них сон и закрыл их глаза. Но тем самым совершился праведный суд, наказавший их за то, что они больше возлюбили тьму, чем свет, и полюбили спать. Когда Бог через Своих пророков воззвал к ним, то они ответили: «Немного поспим, немного подремлем»; поэтому Он предал их сильным заблуждениям и сказал: «Теперь спите». Это применимо к неверующим евреям, которые отказались от Евангелия Христа, и поэтому их сердца справедливо ожесточились в неверии, пока их не коснулся гнев Божий. «Бог дал им дух усыпления» (Рим 11:8). И у нас есть основания опасаться, что таково состояние большинства людей, живущих среди евангельского света.

3. Печально, что таким же было состояние их пророков, правителей и провидцев, которые должны были быть их водителями, но сами оказались слепы; легко сказать, каковы будут фатальные последствия, когда слепой ведет слепого. Это исполнилось в последние дни иудейской Церкви, когда первосвященники, книжники и старейшины стали великими противниками Христа и Его Евангелия, поддавшись сильным заблуждениям, посланным Богом.

4. Печальным последствием этого было то, что все средства обличения, познания и благодати, которыми они наслаждались, стали неэффективными и не соответствовали своему предназначению (ст. 11−12): «И всякое пророчество, истинное и ложное, стало для вас то же, что слова в запечатанной книге или письме; вы не можете отличить истину реального пророчества от обмана лжепророков». Или это означает, что каждое отдельное видение пророка, касавшееся их, становилось для них неразборчивым; они имели в своей среде пророчества, но благодаря им не становились мудрее; они напоминали хорошо образованного человека, которому передали запечатанную книгу, открыть печати которой ему запрещалось. Он видит, что это книга, но это все, что он знает о ней; он не знает ее содержания. Подобным образом и они знали, что Исайя сообщал им видения и пророчества, но их значения были сокрыты от них; для них это был лишь звук слов, которые не вызывали в них тревоги и не оказывали на них влияния; эти слова не достигали своей цели, ибо вообще не воздействовали на них. Ни образованные люди, ни необразованные не становились лучше благодаря посланиям Бога, переданным через Его служителей пророков, и они не стремились к этому. Простые люди оправдывали свое невнимание к словам пророка недостатком знаний и гуманитарного образования, словно они не старались узнать и исполнить волю Бога, так как не относились к богословам: «Это меня не касается, я — человек необразованный». Более образованные люди притворялись, что пророк говорит особыми изречениями, смысл которых невразумителен для них, и хотя они были людьми образованными, не привыкли к такой речи. Si non vis intelligi, debes negligi — если ты не хочешь, чтобы тебя поняли, то заслуживаешь пренебрежения. Оба эти довода беспочвенны, ибо Божьи пророки не были неверными должниками ни мудрых, ни немудрых (Рим 1:14). Или эти слова можно понять так. Книга пророчества была дана им запечатанной, и они не могли прочитать ее, ибо таков был вынесенный им справедливый суд; она часто передавалась им незапечатанной, и они не прилагали усилий, чтобы выучить ее язык, и затем оправдывались, что не могут прочесть ее, так как необразованны. Но обратите внимание: «Пророчества стали такими для вас, так как бог этого мира ослепил ваш разум; но они не таковы по своей сути и не все так их понимают; пророчество, которое для вас — запах смертоносный на смерть, для других запах живительный на жизнь». Знание легко для разумеющего.

II. Пророк во имя Бога угрожает тем, кто был формален и лицемерен в своем поклонении (ст. 13−14). Здесь обратите внимание:

1. На грех, в котором их обвиняют, притворство перед Богом в религиозных обрядах (ст. 13). Тот, Кто знает сердце и кого нельзя обмануть представлениями и показными действиями, обвиняет их в этом независимо от того, обвиняет ли их за это их сердце или нет. Тот, Кто величественнее сердца и всеведущ, знает, что хотя приближаются к Нему люди сии устами своими, и чтут Его языком, но в то же время они не являются Его искренними поклонниками. Поклониться Богу значит приблизиться к Нему и представить Ему свое восхищение, это значит приблизиться к Нему в качестве тех, кто имеет с Ним общее дело, с намерением тем самым почтить Его. Мы должны совершать это своими устами и своим языком, говоря о Нем и говоря с Ним; мы должны приносить жертву уст наших (Ос 14:2). И если сердце наполнено любовью к Нему и страхом, то от их избытка должны говорить уста. Но есть много таких, чья религия лишь на устах. Они говорят слова, выражающие приближение к Богу и восхищение Им, но это лишь внешнее действие уст, ибо (1) они не прилагают разум к своему служению. Когда они притворяются, что говорят с Богом, то думают о тысяче неуместных вещей. «Их сердце далеко отстоит от Меня, говорит Бог, и поэтому они не могут посвятить себя молитве, как и слово остается далеким от них». Когда нужно совершить для Бога работу, в которой должно участвовать сердце, оно отсылается прочь подальше от пути, ведущего к этой цели, чтобы с глазами глупца блуждать до концов земли.

(2) Они не делают слово Бога правилом для своего поклонения, как и Его волю основанием для него: «...благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих». Поклоняясь Богу Израиля, они не следовали Его постановлениям, а поступали согласно своим изобретениям и наставлениям своих лжепророков: по примеру своих царей-идолопоклонников или же по обычаям народов, проживавших вокруг них. Традиции старейшин для них были более ценны и обоснованны, чем законы Бога, переданные Моисею. Или же если они и поклонялись Богу соответственно Его постановлениям во дни Езекии великого реформатора, то при этом больше уважали повеление царя, чем постановление Бога. В этом же наш Спаситель обвинял в Свое время иудеев, которые были формальны в действиях своего поклонения и добавляли к нему свои собственные изобретения, возвещая тем самым, что они напрасно поклонялись Богу (Мф 15:8−9).

2. Бог угрожает наказать их за духовное нечестие духовными судами (ст. 14): «Я необычайно поступлю с этим народом». Они совершили один непонятный поступок: удалили искренность из своих сердец. А теперь Бог продолжит и сделает следующее: Он удалит благоразумие из их голов. Мудрость мудрецов его погибнет. Они лицемерили и намеревались обмануть Бога, а теперь были предоставлены сами себе, чтобы валять дурака и не только обманывать самих себя, но и быть легкой мишенью для обмана других. Кто притворяется в религии только ради собственных интересов, тот проигрывает в своей стратегии, и Бог справедливо лишает разума тех, кто расстается со своей честностью. Это исполнилось, когда еврейский народ впал в чудовищные заблуждения после того, как отказался от Евангелия Христа; они удалили свои сердца от Бога, и поэтому Бог справедливо удалил от них мудрость и сокрыл от их глаз то, что содействовало их временному миру. Это чудесная работа; она удивляет и поражает, когда мудрые люди внезапно теряют свою мудрость и предаются сильным заблуждениям. Суд, совершаемый над разумом, хотя и менее заметен, но ему нужно больше изумляться.

III. Пророк показывает безрассудство тех, кто собирался действовать отдельно и тайно от Бога, кто вынашивал планы быть независимым от Бога и надеялся скрыться от Его всевидящего ока. В этих стихах (1) описана их тактика (ст. 15): «Они думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа и Он не знал, что они делают или собираются сделать». Они говорят: «Кто видит нас? Человек не видит нас, а значит и Бог». Они сами дают себе советы по поводу собственной безопасности и никогда не спрашивают совета у Бога. Более того, они знают, что Бог недоволен ими, но надеются, что им удастся скрыться от Него; и если Он не будет знать о них, то не сможет ни смутить, ни поразить их. Посмотрите, какие безрассудные и бесплодные усилия совершают грешники на своем грешном пути; они ищут глубину и глубоко погружаются, чтобы спрятать свой замысел от Господа, Который сидит на небесах и смеется над ними. Отметьте: в корне практического неверия во всемогущество Бога лежит плотское поклонение и плотская уверенность лицемеров (Пс 93:7; Иез 8:12; Иез 9:9).

(2) Приводится абсурдность продемонстрированной ими тактики (ст. 16): «Безусловно, вы переворачиваете все с ног на голову (англ. пер.) своими различными замыслами; вы извращаете вещи таким образом, чтобы они приняли такую форму, как вам хочется; или, скорее, вы извращаете порядок вещей, надеясь, что Божье провидение будет обслуживать ваши замыслы и Бог не будет знать больше, чем вы Ему позволите; тем самым вы фактически ставите все с ног на голову и начинаете с противоположного конца. Разве можно считать горшечника, как глину? Но Бог все перевернет и будет управлять вами и вашими замыслами с такой же легкостью и абсолютной властью, как горшечник формирует и изменяет форму глины». Посмотрите, как Бог их презирает, и поэтому у нас нет оснований бояться замыслов человеческих, которые осуществляются без Бога, а особенно против Него.

(1) Кто надеется утаить свои замыслы от Бога, тот фактически отказывается признавать Бога своим Творцом. Это все равно что творению сказать о своем создателе: «Он не делал меня; я сам сделал себя». Если Бог сотворил нас, то Он несомненно знает нас, как показал псалмопевец (Пс 138:1,13−16); и поэтому те, кто говорит, что Он не видит их, могут с таким же успехом говорить, что Он не делал их. Из этого вытекает много нечестия, и люди забывают о том, что Бог сотворил их (Втор 32:18). Или (2) из этого следует, что они отказываются Его считать мудрым Творцом: «Скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»?» Ибо если у него было разумение, чтобы так искусно сделать нас мыслящими существами и вложить мудрость в сердце (Иов 38:36), то несомненно у Него есть разумение знать нас хорошо и все, что мы говорим и делаем. И те, кто спорит с Богом, и те, кто надеется скрыть что-либо от Него, фактически обвиняют Его в безрассудстве; но образовавший глаз не увидит ли! (Пс 93:9).

Стихи 17−24. Безрассудными названы те (ст. 16), кто надеется скрыть свои замыслы от Господа и хочет, чтобы Бог не узнал о них, но в этих стихах Бог говорит, что Он поставит все на свои места Своим способом; и давайте посмотрим, какие слова исполнятся: Его или их. Они не верят в провидение. «Подождите еще немного, говорит Бог, и вы убедитесь на собственном опыте и увидите, что существует Бог, Который управляет миром и производит все перемены в нем для блага Своей Церкви». Предсказанное в этих стихах чудесное изменение может относиться непосредственно к счастливому положению дел в Иудее и Иерусалиме после поражения попыток Сеннахирима и к отдыху, которым насладятся в то время благочестивые люди, когда избавятся от страха перед мечом войны и преследований. Или же оно предсказывает более поздние события и говорит об отказе иудеев от насаждения Евангелия (ибо здесь предсказывается их лицемерие и неверие, ст. 13) и допуске язычников в Церковь.

1. В общем, в этих стихах предсказана великая и поразительная перемена (ст. 17). Ливан, который был лесом, превратится в сад, а Кармил, который был прекрасным садом, станет лесом. Это встречная перемена. Отметьте: великие перемены и к лучшему, и к худшему, часто совершаются в течение небольшого промежутка времени. Это был данный им знак о поражении Сеннахирима, утверждающий, что земля будет необычным образом плодородной (Ис 37:30): «ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна»; почва будет самопроизвольно производить пищу для человека (как и для скота). Тогда Ливан станет плодородным полем: таким плодородным, что поля, которые обычно считали плодородными, по сравнению с ним будут выглядеть лесом. Когда среди язычников был собран огромный урожай душ для Христа, тогда пустыня превратилась в прекрасный сад, а иудейская Церковь, которая долгое время считалась прекрасным садом, превратилась в одинокий заброшенный лес (Ис 54:1).

II. В частности:

1. Кто был невежествен, тот станет образованным (ст. 18). Кто не понимал этого пророчества (а оно было для них как запечатанная книга, ст. 11), тот поймет его, когда оно исполнится, и признает в этом событии не только руку Бога, но и в его предсказании глас Божий: «В тот день глухие услышат слова книги». Исполнение пророчества его наилучшее описание. Тогда божественное откровение будет принесено бедным язычникам, а сидевшие во тьме увидят великий свет; кто был слеп, тот увидит из мрака, ибо Евангелие было послано, чтобы открыть глаза им (Деян 26:18). Обратите внимание: чтобы люди обильно приносили плоды хороших привязанностей и действий, Божья благодать действует особым образом, открывая им разумение, чтобы они слышали слова Божьей книги.

2. Кто заблуждался, тот станет на правильный путь (ст. 24): «Тогда блуждающие духом, которые ошибались и неправильно понимали слова этой книги и их значение, познают и придут к правильному пониманию ее истин; Дух истины исправит их ошибки и приведет к истине». Это должно ободрить нас молиться о тех, кто заблуждается и обманывается, чтобы Бог привел их к разумению (что Он часто и делает). Кто роптал на истины Божьи, как на невразумительные изречения, и любил поспорить с ними, тот постигнет истинное значение этих доктрин, и тогда таковым будет легче примириться с ними. Кто заблуждался относительно провидения Божьего, касающегося государственных дел, и роптал на его действия, тот, увидев, сможет понять их и осознает цель, которую Бог преследовал благодаря всем им (Ос 14:9).

3. Кто был склонен к грусти, тот станет радостным и удовлетворенным (ст. 19): «Я страждущие более и более будут радоваться о Господе». Кто беден в этом мире и нищ духом, кто, находясь в бедствии, приспособился к нему, кто смирился и избавился от вспыльчивости, тот, увидев, что Бог вступается за него, более будет радоваться о Господе. Эти слова подразумевают, что, даже находясь в затруднительном положении, они радовались в Господе, но теперь их радость возросла. Отметьте: кто в беде может радоваться в Боге, тот скоро получит повод значительно возрадоваться в Нем. Когда радость об этом мире убывает и угасает, тогда радость в Боге возрастает и распространяется повсюду. Этот сияющий свет будет светить больше и больше, ибо его основная цель чтобы радость наша была полной. Даже бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, и бедность не сможет лишить их этой радости (Авв 3:17−18). А радость кротких, смиренных, терпеливых и воздержанных будет возрастать. Отметьте: благодать кротости будет способствовать возрастанию нашей святой радости.

4. Враги, которые были угрожающими, станут презренными. Внушающего ужас (англ. пер.) Сеннахирима и его великой армии, которая ввергла страну в такое оцепенение, не будет более (ст. 20); он не сможет более причинять зло. Сила сатаны, который, несомненно, внушает ужас, будет сокрушена господством Евангелия Христа; а кто был в узах из-за страха перед имеющим державу смерти, теперь будет освобожден (Евр 2:14−15).

5. Преследователи, беспокоившие их, будут усмирены, и те, кому они доставляли беспокойство, избавятся от страха перед ними. Чтобы сделать полным покой народа Божьего, будут истреблены не только наводящие ужас завоеватели, но и хульники среди него исчезнут и будут истреблены реформацией Езекии. Счастлив народ, который, когда Бог дает победу и успех в сражениях против могущественных внешних врагов, старается подавить зло, мирские побуждения и дух преследования этих более опасных врагов, находящихся среди них. Или они исчезнут и будут истреблены судами Божьими, они будут отобраны, чтобы стать примерами их исполнения. Или они незаметно исчезнут, пребывая в замешательстве от исполнения предсказаний, которые высмеивали. Обратите внимание, каким было нечестие хульников, за которое им предстояло подвергнуться истреблению. Они преследовали народ Божий и пророков, возможно, именно пророка Исайю, и поэтому он с таким чувством жалуется на них, их коварство и злобность. Одни как доносчики и преследователи, другие как судьи делали все возможное, чтобы лишить его жизни или, по крайней мере, свободы. Это вполне может иметь отношение к первосвященникам и фарисеям, преследовавшим Христа и Его апостолов, и за этот грех они и их народ, состоявший из хульников, были истреблены и исчезли.

(1) Они преследовали пророков и благочестивых верующих; они презирали их и делали все возможное, чтобы вызвать к ним презрение; они были хульниками и сидели в собрании развратителей.

(2) Они лежали в засаде, ожидая подходящего повода, чтобы причинить им зло. С помощью своих разведчиков они ожидают возможности совершить зло (англ. пер.), сказать или сделать то, что можно назвать неправдой. Или они сами ожидают возможности совершить зло подобно Иуде, искавшему случая предать нашего Господа Иисуса.

(3) Они используют против них любую обмолвку, и если в их словах была малейшая ошибка, то это служило поводом для обвинения. Они обвиняли пророка, хотя он был мудр, благочестив и муж Божий, в том, что он запутывает человека в словах, неправильно подбирает слова или неверно расставляет их, хотя не могли не знать, что их было легко понять (ст. 21). Они придирались к каждому слову, которое пророк адресовал им в качестве предостережения, хотя оно было безобидно и не имело целью оскорбить их. Они вкладывали наихудший смысл в его слова и делали их преступными с помощью натянутых инсинуаций. Кто задумается о том, насколько мы все склонны говорить необдуманно и ошибаться в услышанном, тот будет считать, что очень несправедливо и нечестно обвинять пророка в том, что он запутывает человека в словах.

(4) Они делали все возможное, чтобы вовлечь в беду тех, кто был честен с ними и говорил им об их ошибках. Кто обличает у ворот, тот совершает свое служение и исполняет свою обязанность; это пророки, судьи, гражданские власти, которые должны показывать людям их преступления; таковых они ненавидели и расставляли для них сети. Такими были пособники фарисеев, посланные следить за нашим Спасителем, чтобы уловить Его в словах (Мф 22:15), дабы иметь возможность предъявить Ему обвинение, сделать отвратительным для народа или ненавистным для властей. Так гнали пророков; и почти невозможно, даже с максимальной предосторожностью расставляя слова, избежать таких сетей. Посмотрите, как ничтожны нечестивцы, желающие зла тем, кто был к ним доброжелателен и старался спасти их души от смерти; насколько обличающие нуждаются в смелости для исполнения своего долга и в благоразумии, чтобы избежать сети.

(5) Они извращают суд и никогда не позволят честному человеку выиграть честное дело: они отталкивают правого; они осуждают его или выдвигают против него обвинение, не имея доказательств, поводов и претензий. Они пренебрежительно говорят о человеке и неверно представляют его, используя все имеющееся искусство и уловки, чтобы ввести в заблуждение, как поступали и с нашим Спасителем. Мы не должны считать странным, видя, что подобным образом обращаются с наилучшими людьми; ученик не больше своего Учителя. Но подождите немного, и Бог не только выведет на свет их правду, но истребит и уничтожит этих хулителей.

6. Иаков, которому приходилось краснеть из-за обличений и трепетать от угроз своих врагов, теперь освободится и от своего позора, и от страха, рассеяв обличения и поразив угрожавших врагов (ст. 22): «Посему так говорит Господь... который искупил Авраама, то есть вызвал его из Ура Халдейского и таким образом спас от идолопоклонства отцов, выдернув его, как головню из огня. Тот, Кто искупил Авраама от его сетей и бед, искупит всех, кто верой является Его истинным семенем. Тот, Который начал заботиться о Своей Церкви, искупив Авраама, когда она сама и ее Искупитель находились в Его чреслах, не перестанет заботиться о ней. Так как враги Его народа усердно трудятся, чтобы опорочить и напугать его, то Он вступится за дом Иакова, и они не будут стыдиться, как это было раньше, а ответят порицающим их и лицо его более не побледнеет. Они наберутся мужества и посмотрят своим врагам в лицо, и цвет их лица не изменится; и так поступать есть основание у тех, кто имеет Бога Авраама на своей стороне.

7. Иаков, который считал свою семью вымирающей, а свою религию угасшей, удовлетворится, увидев многочисленное потомство, посвященное Богу, по поколениям (ст. 23).

(1) Он увидит своих детей, толпы верующих и молящихся людей духовное семя верного Авраама и борющегося Иакова. Имея колчан, наполненный этими стрелами, он не будет в стыде (ст. 22), а будет говорить со своими врагами в воротах (Пс 126:5). Христос не останется в стыде (Ис 50:7), когда узрит потомство долговечное (Ис 53:10); он видит нескольких, но предвидит многих посреди Себя, стекающихся к Церкви и поселяющихся там.

(2) Его дети дело рук Божьих; так как Он их образовал, то они сотворены для Него, они Его творение, созданы на добрые дела. Родители получают некоторое утешение, полагая, что их дети Божьи творения, дело рук Его благодати.

(3) Он и Его дети будут освящать имя Бога как своего Бога, Святого Иаковлева, будут бояться и поклоняться Богу Израиля. Он не будет, как ранее, стыдиться и бледнеть, но когда его избавят от презрения и опасности, то он не будет прославлять себя, а свято чтить Святого Иаковлева. Если Бог облегчает нашу жизнь, то мы должны прилагать усилия, чтобы прославить Его имя. Безусловно, родители и дети являются украшением и утешением друг для друга, когда объединяются, освящая имя Бога. Когда родители отдают своих детей и дети отдают себя Богу, чтобы быть Его славою и хвалою, тогда лес очень быстро становится прекрасным садом.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 29 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.