Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 27 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе пророк продолжает показывать, (I) какие великие дела Бог совершит для Своей Церкви и Своего народа, которые вскоре завершатся избавлением Иерусалима от Сеннахирима и истреблением ассирийской армии. Но в общем смысле это говорится для ободрения Церкви в последующие века со ссылкой на силу и преобладание их врагов.

1. Гордые угнетатели будут наказаны (ст. 1).

2. Особая забота будет проявлена о Церкви как о Божьем винограднике (ст. 2−3).

3. Бог разрешит все противоречия с народом, когда тот вернется к Нему (ст. 4−5).

4. Он значительно умножит его (ст. 6).

5. Что касается его страданий, то их качество изменится (ст. 7): они уменьшатся, смягчатся (ст. 8) и будут оказывать освящающее влияние (ст. 9).

6. Хотя на какое-то время Церковь окажется опустошенной и заброшенной (ст. 10−11), тем не менее она будет восстановлена, а ее разбросанные члены вновь соберутся вместе (ст. 12−13). Все это применимо к евангельской благодати, Божьим обетованиям и провидениям, касающимся христианской Церкви и ее членов.

Стихи 1−6. В этих стихах пророк воспевает суд и милость.

1. Суд над врагами Божьей Церкви (ст. 1), ибо праведно оскорбляющим вас воздать скорбью (2Фес 1:6). Когда Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли (Ис 26:21), Он обязательно накажет левиафана и чудовище морское, каждого гордого угнетающего тирана, который навевает ужас своей силой и, подобно левиафану, так страшен, что никто не осмеливается потревожить его; сердце его твердо, как камень... когда он поднимается, силачи в страхе (Иов 41:2,16−17). Церковь имеет много врагов, обычно одни из них представляют большую угрозу, чем другие. Такими были в свое время Сеннахирим, Навуходоносор и Антиох, таким в свое время был фараон, который назван крокодилом, змеем и левиафаном (Ис 51:9; Пс 73:13−14; Иез 29:3). Новозаветная Церковь имеет своих левиафанов; мы читаем о большом красном драконе, готовом поглотить ее (Откр 12:3). Эти могущественные преследующие силы здесь сравниваются с левиафаном из-за своей величины, силы и могущественных сражений, которые они ведут в этом мире; с драконом из-за их ярости и стремительности; со змеем прямо бегущим, быстрым в своих движениях и проникающим во все их намерения, который, если однажды позволить ему проникнуть в голову, вскоре завладеет всем телом, препятствующим, как барьер (написано на полях), стоящим на пути всех их соседей и заграждающим его, со змеем изгибающимся, коварным и хитрым, но в то же время порочным и злобным. Если народу Божьему противостоят великие и могущественные владыки, то они для Бога подобны драконам и змеям наказаниям для человечества; и Господь накажет их в должное время. Они слишком сильны для людей, чтобы с ними иметь дело и призвать их к ответу, и поэтому великий Бог возьмет решение этого вопроса в Свои руки. Он имеет меч тяжелый, большой и крепкий, которым накажет их, когда чаша их беззаконий наполнится и настанет день им пасть. Это выразительно подчеркнуто в оригинале: «Господь Своим жестоким, великим и сильным мечом накажет этого большого неуправляемого преступника»; и это будет смертная казнь: «Он убьет чудовище морское, ибо плата за его грех смерть». Это не только лишит его возможности в дальнейшем причинить зло (что можно сравнить с убийством дикого зверя), но и будет справедливым наказанием за причиненное им зло, как, например, предание смерти предателя или мятежника. Бог имеет крепкий меч для совершения таких действий и достаточно различных судов, чтобы смирить гордых и разбить самых могущественных Своих врагов; и Он совершит это, когда придет день казни. В тот день Он накажет; приходит день Его (Пс 36:13). Это также применимо к духовным победам, одержанным нашим Господом Иисусом над силами тьмы. Он не только разоружит, повергнет и истребит князя этого мира, но и Своим крепким мечом, благодаря Своей смерти и проповеди Евангелия, окончательно лишит силы имеющего державу смерти, то есть диавола великого левиафана, этого старого змея и дракона. Он будет скован, чтобы больше не обманывал народы, и это будет наказанием для него (Откр 20:2−3); и в конце, за то, что обманывал народы, он будет ввержен в озеро огненное (Откр 20:10).

II. Милость к Церкви. В тот день, когда Бог будет наказывать левиафана, пусть Церковь и все ее друзья веселятся и радуются; пусть все посещающие ее воспоют ей для ее утешения, воспоют ей, спящей, с этими заверениями; пусть поют на ее собраниях:

1. Что она Божий виноградник и пребывает под Его особой защитой (ст. 2). Она возлюбленный Богом виноградник. Мир можно сравнить с бесплодной, бесполезной пустыней, а Церковь это запертый виноградник, особое место, имеющее определенную цену, о котором много заботились, для ухода за которым прилагали много усилий, с которого собирают драгоценные плоды, чтобы почтить Бога и человека. Это виноградник красного вина (англ. пер.), приносящий наилучшие и самые избранные плоды, подразумевающие реформацию Церкви, которая сейчас приносит Богу добрый плод, хотя раньше приносила плоды себе или дикие ягоды (Ис 5:4). Теперь Бог заботится (1) о безопасности виноградника: «Д Господь, хранитель его». Он говорит об этом так, словно хвалится этим и принятым решением быть хранителем Израиля. Кто приносит плоды Богу, тот находится и всегда будет находиться под Его защитой. Он говорит, желая заверить нас, что все именно так будет: «Я, Господь, Который может все, но не может лгать и обманывать, Я хранитель его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него». В этом мире Божий виноградник подвергается опасности получить повреждения; многие хотят причинить ему вред, потоптаться и опустошить его (Пс 79:14), но Бог не допустит, чтобы ему был причинен реальный ущерб, а лишь то, что будет ему на пользу. Он будет хранить его постоянно, день и ночь, и это не напрасно, ибо враги не дремлют в своих замыслах и попытках причинить ему зло, день и ночь изыскивая возможность для этого. Бог будет хранить его в ночь скорби и преследований и в день мира и процветания, искушения которого не менее опасны. Народ Божий будет защищен не только от язвы, ходящей во мраке, но и от заразы, опустошающей в полдень (Пс 90:6). Вокруг этого виноградника будет поставлена хорошая ограда.

(2) О плодоносности этого виноградника: «Я... в каждое мгновение напояю его, и в то же время он не будет чрезмерно увлажнен». Постоянная и бесшумная роса Божьей благодати и благословений будет постоянно сходить на него, чтобы он принес хорошие плоды. Мы нуждаемся в постоянном и продолжительном пополнении божественной благодатью, ибо, если в какое-либо время она отнимется у нас, мы высохнем и от нас ничего не останется. Бог поливает Свой виноградник служением Своего слова через Своих служителей пророков, чья доктрина подобна росе. Павел насаждает, Аполлос поливает, но Бог дает умножение, ибо без Него напрасно бодрствует страж и поливает земледелец.

2. Хотя иногда Он соперничает со Своим народом, в то же время, если тот подчиняется, то Бог примиряется с ним (ст. 4−5). Нет в Нем гнева, направленного против Его виноградника (ст. 4−5). Хотя Ему часто приходится сталкиваться с тем, что оскорбляет Его, тем не менее Он не ищет повод наказать Свой народ и не стремится отметить в нем плохое. Правда, что если вместо виноградной лозы Он найдет там тернии и волчцы, которые будут сопротивляться Ему (ибо то, что в винограднике не за Него, то против Него), то Он растопчет и сожжет их; но в то же время Он говорит: «Если Я гневаюсь на Свой народ, то они знают, что делать; и если они смирятся, будут молиться и искать Моего лица и таким образом прибегнут к защите Моей, имея искреннее желание заключить мир со Мной, то Я вскоре примирюсь с ними и все будет хорошо». Бог видит грехи Своего народа и недоволен ими, но если они покаются, то Он отвратит Свой гнев. Это вполне может быть истолковано как евангельская доктрина, которой Церковь должна поливаться каждую минуту.

(1) В этих стихах предполагается вражда между Богом и человеком, ибо происходит сражение, и нужно заключить мир. Это старая вражда, начавшаяся с того момента, как грех вошел в мир. В этой вражде Бог выступает праведной стороной, а человек самой неправедной.

(2) В этих стихах нам милостиво предлагается уладить эту ссору и разрешить возникшие противоречия: «Пусть тот, кто хочет быть в мире с Богом, прибегнет к Его защите, к Его крепкой мышце, которая поднялась против грешника, чтобы поразить его намертво, и пусть он своим прошением удержит этот удар. Пусть сражается со Мной, как Иаков, решивший не отпускать Меня без благословения, и тогда он станет Израилем, царствующим с Богом» (англ. пер.). Прощающая милость названа силой нашего Господа; пусть держится за нее. Христос мышца Господня (Ис 53:1). Христос распятый сила Божия (1Кор 1:24); поэтому пусть они живой верой держатся за Него, как утопающий хватается за куст, веревку или доску, находящуюся в пределах досягаемых, как преступник хватается за роги жертвенника, веруя, что нет другого имени, благодаря которому он может спастись и примириться с Богом.

(3) В этих стихах звучат три аргумента, убеждающие нас так поступать. [1] Нам предоставляется время и место, чтобы это сделать, ибо гнева нет в Боге; Он не гневается на нас так, как обладающие властью люди гневаются на своих подчиненных: когда один совершил ошибку, а другой пребывает в ярости. Люди в ярости не уделяют времени, чтобы поразмыслить; она пребывает в них, в слове и ударе. Яростные люди быстро гневаются, во гневе они безжалостны; незначительные детали провоцируют их и после этого их очень сложно усмирить. Но не так с Богом: Он принимает во внимание наш характер, медлен на гнев, не возбуждает всей ярости Своей и не всегда наказывает. [2] Напрасно человек планирует бороться с Ним. Если мы упорствуем в своей вражде с Ним и считаем, что поступаем правильно, то похожи на человека, раскладывающего волчцы и терны перед огнем пожирающим, который не будет рассматривать, которые из них лучше, а благодаря им будет гореть еще сильнее. Мы являемся неравным соперником для Всемогущего Бога. Поэтому горе тому, кто препирается с Создателем своим! Он не знает силу Его гнева. [3] Это единственный и надежный путь примирения: «Пусть воспользуется этим методом, чтобы примириться со Мной, и Я заключу мир с ним; благодаря этому он будет иметь все блага». Бог хочет примириться с нами, если только мы желаем примириться с Ним.

3. Что Церковь Божья в этом мире будет возрастать и в конце станет огромной (ст. 6): «В грядущие дни (рус. пер.), в последующие времена (читают некоторые), когда эти бедствия останутся в прошлом, или же во дни Евангелия, в последние дни, укоренится Иаков и пустит корни намного глубже, чем ранее, ибо евангельская Церковь будет намного крепче, чем когда-либо была еврейская Церковь, и она будет расти дальше». Или нужно понимать так: «Он сделает так, что остаток Иакова, который вернется из плена, или (как написано в англ. пер.) который придет от Иакова, пустит опять корень внизу и принесет плод вверху» (Ис 37:31). Он утвердится в процветающем состоянии и тогда даст отпрыск и расцветет и даст надежду на великое умножение; так и будет, ибо благодаря им наполнится плодами вселенная. Многие придут в Церковь; будет очень много последователей, из всех наций будут представители, желающие стать народом Бога Израилева, Его славой и хвалою, а обратившиеся будут приносить обильные плоды праведности. Проповедники Евангелия принесут плод во всем мире (Кол 1:6), плоды, которые пребудут (Ин 15:16).

Стихи 7−13. В этих стихах пророк вновь воспевает милость и суд, но не как раньше суды для врагов и милости для Церкви, а воспевает суды, касающиеся Церкви, и милость, добавленную к этим судам.

1. Он угрожает судом, который коснется даже Иакова и Израиля. Они дадут отпрыск и расцветут (ст. 6), но будут поражаемы и убиты (ст. 7) некоторые из них. Если Бог найдет среди них что-либо нехорошее, то за это они испытают на себе знаки Его недовольства. Суд начнется с дома Божьего, и Бог в первую очередь накажет тех, кого знает из всех семей земли.

2. Иерусалим, их укрепленный город, опустеет (ст. 10−11). «Бог, испытав различные методы для реформации Своего народа, которые для многих оказались неэффективными, на время опустошит их страну», что исполнилось, когда Иерусалим был разрушен халдеями. Тогда жилища будут покинуты на долгое время. Если незначительные суды ни к чему не приведут, то Бог пошлет значительные, ибо когда Он судит, то побеждает. Иерусалим был укрепленным городом, но не столько благодаря искусству и природе, сколько за счет благодати и божественной защиты. Но когда народ спровоцировал Бога удалиться, то и защита отошла от него, и тогда он стал подобен пустыне. «В прекрасных садах Иерусалима будет пастись скот, он будет лежать там и некому будет его побеспокоить или прогнать; он будет там прятаться и объедать нежные побеги фруктовых деревьев», что, возможно, в дальнейшем символизирует, что народ станет легкой добычей для врагов. «Когда ветви его, только что выросшие на деревьях, засохнут, ибо никто не будет обрезать их, а лишь мороз и ветер будут причинять им вред, тогда их обломают для костра, а женщины и дети придут и сожгут их. Это будет полное разрушение, ибо все деревья будут уничтожены». Это прообраз бедственного состояния виноградника (ст. 2), когда он принесет дикие ягоды (Ис 5:2); и, похоже, наш Спаситель ссылался на это событие, когда говорил о ветвях виноградной лозы, которая не пребывает в Нем и будет извергнута вон и засохнет; такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин 15:6). Это пророчество особым образом исполнилось для неверующих евреев. Схожесть поясняется следующими словами: «...это народ безрассудный, грубый и отупевший, лишенный знаний о Боге, не имеющий привлекательности или благоухания божественных благ подобно высохшей ветви, в которой нет сока. Корнем всех грехов, за которые Бог разорил их, является, во-первых, идолопоклонство, а затем неверие. Хотя нечестивые люди в других вопросах могут быть умными и расчетливыми, но в этих важнейших вопросах они остаются безрассудными; а их невежество, являясь намеренным, не только не оправдает их, но и будет основанием для осуждения; и поэтому Творец их, давший им жизнь, не помилует их и не спасет от гибели, которую они навлекли на себя. Бог, сделавший из них народ, сотворил его для Себя, чтобы возвестить Свою славу, но увидев, что они не соответствуют цели своего сотворения, не желают изменяться и становиться другими, Он отказался от них и не оказывал им благоволения. И тогда они погибли, ибо если сотворивший нас Своей силой не делает нас счастливыми Своим благоволением, то лучше бы мы не были сотворены. Грешники льстят себе надеждой на безнаказанность, по крайней мере надеются, что с ними не будут обращаться так сурово, как предрекают служители, так как Бог милостив и является их Творцом. Но здесь мы видим, как слабы и неубедительны их доводы, ибо если бы у них не было разумения, то сотворивший их (несмотря на то, что Он сотворил их) не мог ненавидеть Свои творения, и хотя у Него хранится много милости для тех, кто понимает свою выгоду и обращается к Нему, чтобы получить ее, тем не менее к таковым Он не будет милостивым и не окажет им благоволения.

II. Значительная милость примешивается к судам, так как среди порочных и деградирующих людей находятся хорошие по избранию благодати сохранился остаток, которых Бог помилует и проявит Свое благоволение: и, похоже, все бедствия Церкви указывают на эти обетования, в которых Бог милостиво побеспокоился о послаблениях для таковых.

1. Хотя они будут поражаемы и убиваемы, но не до такой степени и не таким способом, как будут поражаемы и убиваемы их враги (ст. 7). Бог поражал Иакова, и он убит. Многие разумные из народа будут несколько времени страдать от меча и огня (Дан 11:33), но их ситуация будет не такова, как тех, кого будут поражать и убивать:

(1) Придет черед расплачиваться тем, кто ранее поражал его и был жезлом гнева Божьего в Его руке, созданным Им для наказания Своего народа: дитя пощажено, но жезл сожжен.

(2) Враг впоследствии будет убит Иаковом, когда он обретет владычество и отплатит ему той же монетой или убьет, отстаивая свое дело. Божий народ и враги Бога здесь представлены [1] сторонами, сражающимися друг с другом; так всегда происходило между семенем жены и семенем змея, так есть и будет. В этом сражении есть убитые с обеих сторон. Бог использует нечестивых людей не только для того, чтобы поражать их, но и чтобы убивать Свой народ, ибо они Его меч (Пс 16:13). Но когда чаша трепета переходит к ним в руки, то их положение оказывается намного хуже, чем самое отчаянное положение народа Божьего. Семя жены будет лишь ужалено в пяту, а семя змея будет поражаемо в голову и сокрушено. Отметьте: хотя преследуемый народ Божий в какое-то время может оказаться проигравшим и испытывать великие страдания, тем не менее в конце окажется, что угнетавшие его потеряли намного больше и страдали сильнее то ли здесь, то ли в ином мире, ибо Бог вдвойне воздаст им (Откр 18:6). [2] Как стороны, разделяющие бедствия нынешнего времени. Они оба поражаемы, оба убиваемы рукою Божьей, ибо одна участь праведнику и нечестивому. Но так ли поражаем Иаков, как его враги? Нет, ни в коем случае; для него наказание качественно изменено и имеет другую природу. Отметьте: как бы нам ни казалось, но действительно существует великая разница между страданиями и смертью благочестивых людей и страданиями и смертью нечестивых людей.

2. Хотя Бог будет соперничать с ними, но в определенной степени, и их страдания будут смягчены, умеренны и пропорциональны их силам, а не заслугам (ст. 8). Он выделит им страданий столько, сколько мудрый врач предписывает своим пациентам (определенное количество каждого ингредиента) или велит, сколько крови должно быть выпущено, когда вена открыта. Так и Бог руководит бедствиями Своего народа; Он не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1Кор 10:13). Он отмеривает Своему народу страдания понемногу в определенное время, чтобы они не были подавлены свыше меры, ибо Он знает их природу и исправляет ее во время наказания и не возбуждает весь Свой гнев. Когда бедствие вступило в силу, когда Он послал его и дал особое поручение, тогда Он действует им постепенно, не доводя до крайности. Начиная наказывать, Он задумывается, сможем ли мы вынести его; и продолжая противодействовать, когда наступает день восточного ветра, который не только завывает и создает шум, но и причиняет вред и разрушает, Он в то же время останавливает Свой резкий ветер, контролирует и обуздывает его, не позволяя, чтобы он был таким разрушительным, как опасались; когда Он отвеивает Свое зерно, то совершает это при помощи нежного ветра, чтобы тот сдул лишь шелуху, а не хорошее зерно. Бог имеет в Своем распоряжении ветры и контролирует каждое бедствие. До сих пор оно дойдет, но не далее. Давайте не будем отчаиваться, когда дела обстоят плохо; как бы свиреп и разрушителен ни был ветер, Бог может сказать ему: «Умолкни, перестань».

3. Хотя Бог будет поражать их, тем не менее страдания будут на благо их душам; Он наказывает, как отец наказывает ребенка, чтобы изгнать безрассудство, привязавшееся к его сердцу (ст. 9): «Чрез это загладится беззаконие Иакова». Такова цель, ради которой послано это бедствие в качестве подходящего средства; и благодаря благодати Божьей, сопутствующей ему, оно возымеет благодатное воздействие. Оно умертвит греховные привычки; благодаря ему душа очистится от осквернений. Оно искоренит в них желание грешить; и плодом сего будет то, к чему стремился Бог, снятие греха с него; это единственный причиненный им вред, который на самом деле является величайшей милостью, хотя и приобретается ценой страданий. А раз страдание смягчено и уменьшено, а свирепый ветер остановлен, из этого мы можем сделать вывод, что Бог стремился изменить их, но не истребить; а раз Он так бережно обращается с нами, то мы должны научиться соответствовать той цели, которую Он преследует, наказывая нас. Определенным грехом, от которого их должно было исцелить это страдание, был грех идолопоклонства грех, который с особой легкостью поражал этот народ и к которому они были непонятным образом склонны. Привязался к идолам Ефрем. Но благодаря вавилонскому плену они не только избавились от этого греха, но и восстали против него. «Что мне еще за дело до идолов?» — скажет Ефрем. Грех Иакова, его любимый грех, будет снят с него, когда все камни жертвенников, составлявшие его жертвенник для идолов и являвшиеся драгоценными и священными для него, он обратит в куски извести; он не только будет презирать их и ценить не более кусков извести, но и исполнится негодованием к ним и под воздействием святого желания отомстить разобьет их с такой легкостью, словно это куски мела. Не будут уже стоять дубравы и истуканы перед этим раскаявшимся грешником, но будут свергнуты и никогда не будут восстановлены. Это будет сделано согласно закону, повелевающему разрушать и уничтожать памятники идолопоклонников (Втор 7:5); и, соответственно обетованию, после вавилонского плена ни у одного народа в мире с такой силой не укоренилось отвращение к идолам и идолопоклонству, как у еврейского народа. Отметьте: цель страдания отделить нас и грех, особенно от того, что было нашим беззаконием; и, если мы будем держаться подальше от всякой возможности согрешить и использовать все необходимые предосторожности, чтобы не только не впасть в него вновь, но и не быть искушаемым к нему (Пс 118:67), тогда окажется, что страдание было нам во благо.

4. Хотя Иерусалим будет опустошен и оставлен на время, тем не менее придет день, когда его друзья, рассеянные по всему свету, вновь соберутся вместе со всех концов земли, где они были разбросаны (ст. 12−13); хотя в целом народ будет оставлен, как не имеющий разумения, тем не менее истинные дети Израиля будут вновь собраны вместе, как собирают овец, когда наказываются пастухи, рассеявшие их (Иез 34:10−19). Обратите внимание, что сказано в адрес этих рассеянных израильтян:

(1) откуда они будут извлечены: Господь потрясет все, как плоды стряхивают с деревьев, и выбьет их, как зерна выбирают из колоса. Он найдет их и отделит от тех, среди которых они живут и с кем, похоже, смешались: от великой реки Евфрат на северо-востоке до Нила, потока Египетского, который располагался на югозападе; это те, которые были изгнаны в Ассирию и оставались пленниками в земле своих врагов, где они были близки к гибели из-за отсутствия необходимых средств и готовы отчаяться в надежде на избавление, а также изгнанные в землю Египетскую, куда многие отправились после вавилонского плена, вопреки четкому Божьему повелению (Иер 43:6−7), и жили как изгнанники. Бог хранил для них милость и покажет, что, хотя они являются изгнанниками, но не отвержены.

(2) Каким образом они будут возвращены: «Вы будете собраны один к другому не толпами и не войском, прокладывающим себе путь, а тихо, с помощью уловок, один за другим». Это подразумевает, что спасенный остаток будет состоять из немногих и они будут спасаться с трудностями, как с большим трудом спасаются из огня; они не будут идти за компанию, а по мере того, как Бог будет возбуждать дух каждого человека.

(3) Какими средствами они будут собраны вместе: вострубит великая труба и придут затерявшиеся. Провозглашение Киром свободы пленникам было великой трубой, которая пробудила евреев, спящих в своем рабстве, и побудила к действию. Это было подобно звуку юбилейной трубы, возвещавшей о годе прощения. Это применимо к проповеди Евангелия, благодаря которой к благодати Божьей собраны грешники те, которые были изгнанниками, готовыми погибнуть (те, которые были далеко, стали близкими; Евангелие возвещает благоприятный год Господа); это также применимо к трубе архангела, которая прозвучит в последний день и благодаря которой святые соберутся к славе Божьей те, которые лежали изгнанниками в своих могилах.

(4) Для какой цели они будут собраны вместе: «...чтобы поклониться Господу на горе святой в Иерусалиме». Когда пленники вновь объединятся и возвратятся в свою землю, то первое, на что будет направлен их глаз, и первое, что они сделают, это поклонение Богу. Святой храм лежал в руинах, но у них была святая гора, место жертвенника (Быт 13:4). Свобода поклоняться Богу самая ценная и самая желанная свобода; и после долгих лет стеснений и рассеяния свободный доступ в этот дом будет более желанным для нас, чем свободный доступ в наши собственные дома. Собранные гласом евангельской трубы приведены поклониться Богу и добавлены к Церкви; а самая великая труба соберет святых вместе служить Богу день и ночь в Его храме.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 27 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.