Данная глава представляет собой песнь святой радости и хвалы, в которой чествуются великие дела Господа, совершенные Им ради Своего народа против его врагов и описанные в предшествующей главе; эту песнь надлежит петь, когда пророчество исполнится, ибо мы должны быть готовы встретить Бога с благодарением, когда Он приближается к нам с милостями. Итак, здесь народ Божий призывают:
(I) Радоваться безопасности и святой уверенности Церкви в целом и каждого отдельного ее члена, ибо пребывают под Божьей защитой (ст. 1−4).
(II) Восторжествовать над всеми силами противления (ст. 5−6).
(III) Ходить пред Богом и уповать на Него в наихудшие и самые мрачные времена (ст. 7−9).
(IV) Оплакивать неразумность людей, которые не принимают во внимание Божьего провидения, причем ни милостивого, ни скорбного (ст. 10−11 ).
(V) Побуждать самих себя и друг друга к надежде на то, что Бог продолжит благотворить Своему народу (ст. 12,14), и обязать себя оставаться в служении Господу (ст. 13).
(VI) Вспомнить милости Божьего провидения, когда они находились в подавленном и бедственном состоянии, и свое поведение в этой ситуации (ст. 15−18).
(VII) Радоваться в надежде на славное избавление, которое будет подобно воскресению (ст. 19), и укрыться в ожидании такового (ст. 20−21).
Все это написано, чтобы поддержать и содействовать вере и надежде Божьего народа во все века, даже тех его представителей, которые застанут конец света.
Стихи 1−4. Весьма уместно, чтобы пророчества о евангельской благодати сопровождались песнью, в которой мы могли бы воздать Богу славу и принять утешения благодати: в тот день, евангельский день, прообразом которого послужил день победы и освобождения Ветхозаветной Церкви (к чему, наверное, главным образом и относится пророчество), в тот день будет воспета песнь сия; найдутся люди, которые ее споют, а также повод и расположение сердца, чтобы спеть; ее споют в земле Иудиной, которая служила прообразом Евангельской Церкви; ибо о евангельском завете сказано как о заключенном с домом Иуды (Евр 8:8). Здесь прозвучали славные истины в отношении Божьей Церкви:
I. Она надежно укреплена от злых: город крепкий у нас (ст. 1). Этот город является одной из составляющих хартии вечного завета и подготовлен для принятия всех, кого данная хартия делает свободными, чтобы они в нем работали и обращались; это крепкий город, каким был Иерусалим, хотя и занимал мало места, с огненной стеною вокруг него в лице Самого Господа; причем он был таким крепким, что никто бы не поверил, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима (Плач 4:12). Церковь крепкий город, ибо у нее есть стена и вал, или контрэскарпы, причем задуманные Господом, ибо Он в Своем обетовании определил, что само спасение будет обороной города. Предназначенные к спасению убедятся, что именно оно является их защитой (1Пет 1:4).
II. Она наполнена благочестивыми людьми, которые служат ей вместо укреплений; ибо жители Иерусалима, если они таковы, какими им надлежит быть, являются его силой (Зах 12:15). Здесь прозвучало повеление отворить ворота, чтобы вошел народ праведный, хранящий истину (ст. 2). Праведные были изгнаны и удалились по причине беззакония прежних времен, но теперь изданные против них законы отменены, и они обрели свободу войти в город снова. Или же здесь звучит постановление об общей натурализации всех праведных, к какому бы народу те ни принадлежали, о поощрении таковых, чтобы они приходили и селились в Иерусалиме. Когда Бог совершает великие дела для какого-либо места или народа, Он ожидает, что те, в свою очередь, поведут себя соответственно содеянному им благу: им надлежит быть добрыми по отношению к Божьему народу, взять его под свою защиту и оказать сердечный прием. Следует заметить:
(1) Характеру праведных людей свойственно хранить Божьи истины, твердая вера в которые оказывает сильное влияние на процесс общения в целом. Добрые принципы, утвердившись в голове, производят добрые решения в сердце и добрые поступки в жизни.
(2) Благосклонное отношение к праведным людям и оказание им всяческого почтения в интересах любого государства, ибо праведные приносят с собой благословение.
III. Все принадлежащие Божьей Церкви находятся в безопасности, им присуще святое спокойствие и душевное равновесие, поскольку они имеют заверение в Божьей благосклонности.
1. Здесь нам открывается суть обетования: Ты хранишь в совершенном мире (ст. 3); речь идет о внутреннем умиротворении, внешней безмятежности, мире с Богом, безукоризненной совести, мире во все времена и при любых обстоятельствах; такой мир будет предоставлен и дан во владение людям, которые тверды духом, потому что уповают на Господа. В характере каждого благочестивого человека уповать на Бога, подчиняться Его руководству и управлению, положиться на Него в том, что, поступая так, человек обретает великое преимущество. Уповающие на Бога должны быть тверды духом, и, опираясь на Господа во все времена и при любых обстоятельствах, должны крепко и неизменно держаться Бога, находя в Нем полное удовлетворение; поступающих так Господь будет постоянно хранить в мире, и этот мир сохранит их. Чье сердце твердо, уповая на Господа, тот будет спокойно ожидать события и не поддаваться мрачным предчувствиям, нагнетаемым худой молвой, которая раздается отовсюду (Пс 111:7).
2. Вот в чем суть заповеди: «Давайте успокоимся, уповая на Господа вовеки (ст. 4), поскольку Бог обещал мир людям, которые находят в Нем опору; так не будем же лишаться преимуществ данного обетования, но полностью положимся на Господа. Уповайте на Него всегда, во все времена, когда вам больше не на что уповать; уповайте, что Бог дарует вам покой удел, который пребудет вечно». В чем бы мы ни уповали на мир, долго это не продлится: все, чего мы ожидаем от мира, ограничено пределами времени. Полагаясь же в чем-либо на Бога, знаем, что это пребудет, пока пребудем мы. Ибо в Господе Иегове Ях, Иегова (англ. пер., ст. 4), в Том, Кто был, есть и грядет, находим скалу веков крепкое и непреходящее основание, на котором зиждется вера и надежда; дом, построенный на камне, выстоит в бурю. Уповающие на Бога не только найдут в Нем, но и получат от Него твердыню вечную силу, которая будет нести их в жизнь вечную, к вечному блаженству; поэтому да уповают на Господа вовеки, никогда не отрекаясь и не изменяя своей уверенности.
Стихи 5−11. Здесь и далее пророк побуждает нас уповать на Господа вовеки и непрестанно полагаться на Него, ибо:
I. Господь сделает так, что смиренные души, уповавшие на Него, восторжествуют над своими гордыми врагами (ст. 5−6). Превозносившие себя будут унижены: ибо Господь ниспроверг живших на высоте; когда бы те ни поступали гордо, Он есть и будет над ними. Он низвергает даже высоко стоявшие города сам Вавилон или Ниневию (Ис 25:12). Господу это под силу, какими бы укрепленными те ни были. Он часто делал это, и будет делать, потому что противится гордым. Поступая так, Он прославляет Себя, ибо, взирая на все гордое и смиряя его, доказывает, что является Богом (Иов 40:6). И наоборот: смирившие себя будут возвышены, ибо ноги бедного попирают высоко стоявшие города (ст. 6). Не сказано: «Великие армии попирают», но: «Когда Бог совершит сие, то даже ноги бедного будут попирать». И будете попирать нечестивых (Мал 4:3). Подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих (Нав 10:24; см. Пс 46:6; Рим 6:20).
II. Господь наблюдает путь Своего народа и радуется ему: путь праведника прям (ст. 7), то есть речь идет о прилежании и постоянной заботе ходить пред Богом прямым и твердым курсом послушания и святого образа жизни. Моя нога стоит на прямом пути (Пс 25:12), идет прямой дорогой. Блаженство праведников состоит в том, что Господь делает предлежащий им путь простым и ровным: Ты уравниваешь стезю праведника, убирая или не допуская на его пути преграду, чтобы не было ему преткновения (см. Пс 118:165). Бог взвешивает (англ. пер., ст. 7) стезю праведника; Он оценивает ее и дает ему достаточно благодати, чтобы он преодолел все трудности, с которыми встретится на пути. Таким образом Бог с мужем искренним поступает искренно.
III. Наш долг состоит в том (и это станет нашим утешением), чтобы полагаться на Господа, поддерживать в себе святое стремление к Нему в самые мрачные и унылые времена (ст. 8−9). Поведение Божьего народа, даже когда Господь выражал ему Свое неодобрение, всегда было таким:
(1) Они постоянно полагались на Него: «И на пути судов Твоих, Господи, мы все равно уповали на Тебя; когда Ты исправлял нас, мы ждали облегчения лишь от Твоей руки, не взирая ни на какую иную», подобным образом раб смотрит только на руку господина своего, доколе тот помилует его (Пс 122:2). Мы не вправе взывать к Божьей справедливости, но только к Его милости. Даже если Божьи суды длятся долго, если становятся дорогой судов (дословно), нам все равно надлежит, не унывая, продолжать полагаться на Господа.
(2) Они стремились к Нему душою. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы наши беды, какими бы гнетущими они ни были, разочаровали нас в религии или отвернули от Бога, но нужно, чтобы к имени Его и к воспоминанию о Нем стремилась душа наша, и ночью самой темной, и долгой ночью скорби душою своею нам надлежит стремиться к Нему.
[1] Более всего нам следует заботиться о Божьем имени: нашим искренним желанием должно стать прославление Его имени, что бы ни случилось с нами самими и нашим собственным именем. Вот о чем должны быть наши чаяния и молитвы: «Отче! Прославь имя Твое, и мы будем довольны».
[2] Более всего нам следует утешаться воспоминаниями о Божьем имени и обо всех делах Бога, посредством которых Он говорил о Себе. Воспоминание о Господе должно стать для нас великой поддержкой и радостью; и, несмотря на то что порой мы не думаем о Нем, все равно душа наша должна стремиться помнить о Нем и сердце должно потрудиться сделать так, чтобы Господь постоянно был в наших мыслях.
[3] Стремление к Богу должно быть усердным и искренним, исходящим изнутри. Нам надлежит стремиться к Нему всем духом внутри нас, всей душой наша душа должна желать к Нему (Пс 41:2); в самых сокровенных мыслях и в самых глубоких душевных переживаниях мы должны искать Его. Религия не приносит никакой пользы, что бы мы ни исповедовали, если нет работы сердца.
[4] Даже самой темной ночью мы должны стремиться к Богу, как к своему солнцу и щиту; ибо, как бы Господу ни было угодно поступить с нами, нам не следует думать о Нем хуже или охладевать в любви к Нему.
[5] Если мы действительно стремимся к Господу, то должны подтвердить это тем, что ищем Его, ищем с самого утра, как подобает тем, кто стремится Его найти и пугается самой мысли, что не найдет. Желающие искать и найти Господа должны искать Его своевременно и искать усердно. Как бы рано ни пришли, мы убедимся, что Он готов принять нас.
IV. Таков был благодатный замысел Бога, чтобы навести повсюду Свои суды и побудить тем самым людей искать Его и служить Ему: когда суды Твои совершаются на земле, опустошая все вокруг, тогда у нас есть основание надеяться, что не только исповедующий Бога народ, но и даже живущие в мире научаются правде; они исправят свои ошибки и преобразуют жизнь, будут вынуждены признать праведность Бога в том, что Он наказал их, и таким образом начнут ходить по стезям прямым. Они сделают это, ибо суды для того и замышлялись, чтобы привести их к этому решению и выработать в них естественное желание произвести такое действие; и, хотя многие будут продолжать упорствовать, но некоторые из живущих в мире извлекут пользу из этого наказания и захотят научиться праведности; непременно захотят; а если нет то они крайне неразумны. Следует заметить: предназначение скорбей научить нас праведности; блажен человек, которого вразумляет Бог и таким образом наставляет (Пс 93:12). Discite justitiam, montiti, et non temnere divos — познайте справедливость, предупрежденные этим упреком, и не презирайте богов (Вергилий).
V. Поистине нечестивы люди, которые не желают покориться воздействию милостивых средств, к которым прибегает Бог, чтобы подчинить и исправить их; поэтому необходимо, чтобы Господь поступил с таковыми сурово, наведя на них Свои суды, которые достигнут цели, смирив тех, кто иначе смириться не желает. Примите во внимание:
1. Как грешники поступают наперекор Богу, отказываясь повиноваться средствам, направленным на их преобразование, и отвечать замыслу таковых (ст. 10).
(1) Они были помилованы и приняли от Бога много милостей; Господь велел, чтобы над ними восходило солнце и проливался дождь; более того, Он содействовал их успеху, давал им в руки щедрый достаток; им удалось избежать многих ударов Божьих судов, истребивших других, не столь нечестивых, как они; в некоторых конкретных случаях казалось, что им, по сравнению с их соседями, была явлена необычайная благосклонность, и замыслом всего этого было побудить их любить так благотворившего им Господа и служить Ему; однако все напрасно: не научатся они правде, не пожелают, чтобы Божья благость привела их к покаянию, и поэтому необходимо, чтобы Бог навел на землю Свои суды и посчитался с людьми за злоупотребление Его милостями.
(2) Они живут в земле правых, где религию исповедуют и уважают, где проповедуется Божье Слово и где перед их глазами много хороших примеров: в земле выровненной, где, по сравнению с другими местами, не так много камней преткновения, в земле исправления, где порок и нечестие порицаются и наказываются; тем не менее они будут злодействовать и упрямо ходить своими злыми путями. Поступающие нечестиво вредят и Богу, и людям, равно как и собственным душам; и кто не желает перевоспитываться под воздействием правосудия страны, тот вправе ожидать, что на него нагрянут Божьи суды. И пусть не подчиняющиеся сейчас законам и нормам и не извлекающие пользу из привилегий и преимуществ земли правых не рассчитывают потом на место в земле блаженства. Почему? Да потому что они не желают взирать на величие Господа, не желают поверить и рассудить, сколь ужасен в Своем величии Бог, законами и правосудием Которого они упрямо пренебрегают. Божье величие проявляется во всех диспенсациях Его провидения; они же на это не взирают и поэтому не стараются удовлетворить целям данных диспенсаций. Даже принимая милости Господни, мы должны взирать на величие Господа и Его благость.
(3) Бог поднимает руку с целью предостережения, чтобы они покаянием и молитвой смогли примириться с Ним; они же не обращают на это внимания и не осознают, что Бог гневается или уже борется с ними: они не видали; никто не слеп так, как тот, кто не желает видеть, кто закрывает глаза на самые очевидные обличения вины и на гнев, кто приписывает случайности или обычному жребию явные проявления Божьего недовольства и не взирает на угрожающие симптомы собственной гибели, но говорит себе: «Мир», когда праведный Бог ведет с ними войну.
2. Как в конечном счете сурово обойдется с грешниками Бог, ибо, когда Он судит, Он побеждает: они не желают видеть, но увидят (англ. пер., ст. 11), будут вынуждены увидеть, хотят они того или нет, что Бог гневается на них. Атеисты, насмешники и самонадеянные грешники скоро на собственном опыте убедятся в том, во что не желают верить, а именно, что страшно впасть в руки Бога живого. Они не хотели видеть зло греха, в особенности зло греха ненависти к Божьему народу и гонений на него; но по знакам Божьего недовольства ими и их действиями и по избавлению, совершая которое, Господь защищает дело Своего народа, они увидят, что содеянное Его народу Он воспринимает как содеянное Ему Самому и соответствующим образом за это посчитается. Грешники увидят, что причинили большой вред Божьему народу, и поэтому устыдятся своей враждебности, зависти по отношению к нему и плохого обращения с людьми, которые заслужили лучшего обхождения. Следует заметить: кто таит злобу на Божий народ, у того есть основания стыдиться такого отношения настолько оно нелепо и неразумно; рано или поздно он устыдится его, и само воспоминание о нем будет приводить его в замешательство. Существует такое чтение: увидят и будут смущены ревностью о народе ревностью Господа о Своем народе; когда грешникам придется узнать, как ревнует Бог о чести и благополучии Своего народа, тогда они смутятся от мысли, что сами могли принадлежать этому народу, но не пожелали. Поэтому их участь известна: поскольку они пренебрегли блаженством Божьих друзей, их пожрет огонь врагов, то есть их поглотит огонь, уготованный Божьим врагам, дьяволу и его ангелам. Следует заметить: кто является врагом Божьего народа и завидует ему, на того Господь смотрит как на Своего врага и соответствующим образом с ним поступит.
Стихи 12−19. В данных стихах пророк, оглядываясь назад, вспоминает, как Господь поступал с народом, причем вспоминает и милости Его, и суды и воспевает Богу за те и другие, а затем смотрит вперед с надеждой на новые деяния Господа для народа. Примите во внимание:
I. Воспоминания пророка чередуются с размышлениями. Оглядываясь назад на состояние Церкви, пророк убеждается, что:
1. Бог во многих случаях был с народом весьма милостив и совершал для него великие дела.
(1) В общем: все дела наши Ты устрояешь для нас (ст. 12). Какое бы доброе дело мы ни сотворили все благодаря доброму делу, совершенному в нас Божьей благодатью; именно Господь влагает в наши сердца добрые мысли и чувства, когда бы таковые там ни появлялись, и производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению. АсИ, agimus претерпев воздействие, мы действуем. И если нам явлена милость или какое-либо из наших предприятий процветает и имеет успех, то именно Бог делает это для нас. Каждая из тварей, каждое из дел, которые тем или иным образом содействуют нашему благу, поставлены на службу нам Господом; и подчас Он обращает нам на пользу то, что ранее, казалось, было против нас.
(2) В частности: «Ты умножил народ, Господи! Так что малое превратилось в тысячу (Божий народ чрезвычайно умножился в Египте, а потом в Ханаане и таким образом наполнил землю), и в этом прославил Себя» (ст. 15), ибо во множестве народа величие государя, и в этом Господь прославился как сохранивший верность Своему завету с Авраамом, согласно которому сделал последнего отцом многих народов. Следует заметить, что Божий народ растущий народ, и слава за это принадлежит Господу. Умножение Церкви святого народа именно потому становится предметом радости, что является умножением людей, дело жизни которых прославлять Бога в этом мире.
2. Тем не менее Бог подвергает народ порицанию.
(1) Соседние народы подчас угнетали иудеев и господствовали над ними: «Господи Боже наш! Ты единственный имеешь право властвовать над нами, и мы Твои подданные и рабы; Тебе мы жалуемся (куда же нам еще идти со своими жалобами), что другие владыки, кроме Тебя, господствовали над нами» (ст. 13). Не только в дни судей, но и впоследствии Бог зачастую предавал их в руки врагов, вернее, они сами продавали себя своими беззакониями (Ис 52:3−5). Когда иудеи несерьезно относились к служению Богу, Он допускал, чтобы над ними властвовали враги, дабы те прочувствовали разницу между служением Господу и служением царствам земным. Возможно, здесь мы имеем дело с признанием в грехе служения иным богам и подчинении суеверным законам и обычаям соседей, вследствие чего другие, кроме Бога, владыки (потому что идолов называли ваалами, или владыками) господствовали над ними. Теперь же иудеи обещают, что больше не будут так поступать: «Впредь чрез Тебя только мы славим имя Твое, мы хотим поклоняться только Тебе и только таким образом, который Ты определил и учредил». Такими могут быть и наши рассуждения, когда мы каемся: «Другие владыки, кроме Тебя, господствовали над нами; каждая похоть была нам владыкой, и мы находились у нее в плену; длилось это довольно долго, слишком долго, так что мы согрешили против Господа и самих себя». А посему таким же может быть и наше решение при покаянии впредь славить только имя Господа, и только через Него, держаться ближе к Богу и к своему долгу, который никогда не оставим.
(2) Подчас иудеев уводили в плен перед врагами: «Народ, который Ты сначала умножил и которому дал укорениться, теперь Ты уменьшил, искоренил и удалил во все концы земли (англ. пер., ст. 15) и до края неба» (согласно угрозе, прозвучавшей во Втор 30:4; Втор 28:64). Тем не менее заметьте, что между упоминанием об умножении и упоминанием об удалении сказано: «прославил Себя», потому что суды, которые Бог наводит на Свой народ за грехи, предназначены во славу Господу, равно как и милости, дарованные народу во исполнение обетования.
(3) Пророк вспоминает, что, когда иудеи подвергались такому угнетению и уводились в плен, они взывали к Господу, и это достаточно хорошо доказывает, что ни народ не оставлял совсем Бога, ни Бог не оставлял совсем народа, и в судах, их постигших, у Господа были милостивые замыслы: Господи! В бедствии он искал Тебя (ст. 16). Так обычно и происходило с народом Израиля, о чем мы часто читаем в Книге Судей. Когда другие владыки... господствовали над ними, они смирились... и сказали: праведен Господь! (2Пар 12:6). Здесь обратите внимание, что [1] нам нужны скорби. Они необходимы для оживления молитвы; когда говорится «е бедствии он искал Тебя», то подразумевается, что в условиях мира и процветания народ был чужим Богу, держался от Него на расстоянии и очень редко приближался к Нему, как будто в отсутствие враждебности со стороны мира у них не было основания для Божьей благосклонности. [2] Из скорбей мы зачастую извлекаем пользу. Они приводят нас к Богу, побуждают к служению и показывают нашу зависимость от Господа. Кто прежде редко обращал на Бога внимание, тот теперь ищет Его. Народ теперь чаще приходит, он стал дружелюбным и относится к Господу с почтением. Раньше молитвы раздавались словно по каплям, теперь же моления изливаются потоком, как вода из фонтана, а не из дистиллятора. Народ изливал тайную речь (читаем на полях). Молитва это разговор с Богом, но разговор тайный, потому что говорится языком сердца, иначе это уже не молитва. Скорби побуждают нас к тайной молитве, в которой мы можем обратиться к Господу более свободно и конкретно, чем мы это делаем на публике. Кто прежде медлил искать Бога, тот в скорбях ищет Его с раннего утра (англ. пер., Ос 5:15). Скорби побуждают человека молиться ревностно и много. «Они изливали молитвы, как приношение возлияния, когда наказание Твое постигало их». Однако следует опасаться, чтобы, когда наказание оставит их, они постепенно не вернулись к прежней беспечности, как зачастую бывало.
(4) Пророк сетует на то, что борьба народа за собственное освобождение была весьма тяжкой и мучительной, но не привела к успеху (ст. 17−18). [1] Они переживали агонию и острую боль, которая наводила ужас: «Мы были подобны женщине в родах, кричащей от боли; прилагая все усилия, мы старались помочь себе, но своими попытками лишь умножили беды», подобно тому как вследствие прихода Моисея для избавления Израиля вдвое увеличилась норма кирпичей. Из-за остроты болей оживились молитвы иудеев и стали таким же сильными и неистовыми, как крики женщины в болезненных родах. Так были мы пред Тобою, Господи! Радостью и утешением в беде им служило то, что Бог видел их и все несчастья представали Его взору; Господу не были чужды боли и молитвы народа. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя (Пс 37:10). Когда бы они ни приходили предстать пред Господа со своими жалобами и прошениями, терпели муки, подобные родовым. [2] Они не добились желаемого результата и успеха, на который надеялись: «Мы были беременны; имели большие упования на скорое и счастливое избавление, носили в себе большие надежды и в родовых муках утешали себя тем, что радость рождения заставит забыть скорбь (Ин 16:21). Но увы! Мы рождали как бы ветер; зачатие оказалось ложным, ожидания не оправдались, и муки больше походили на смертные, нежели на родовые; у нас утроба нерождающая и сухие сосцы. Все наши усилия не принесли плода: мы спасения не доставили земле, ни себе, ни своим друзьям, ни союзникам, но, скорее, усугубили дело; и прочие жители вселенной, с которыми мы сражались, не пали перед нами, не лишились ни силы, ни надежд, но до сих пор превозносятся и надмеваются, как всегда». Следует заметить: вполне возможно и такое, что человек усердно молится и защищает правое дело перед Богом и людьми, но долгое время ситуация остается неясной и цель не достигается.
II. Видение будущего и надежды пророка весьма приятны. В общем: «Ты даруешь нам мир (ст. 12), то есть все, что нам необходимо в данном случае». Мир, который Церковь имеет и на который надеется, она обретает по Божьему предопределению; и мы можем утешать себя тем, что, какие бы беды ни постигали на время Божий народ, в конечном счете им уготован мир, ибо будущность таких людей есть мир. И если Бог Своим Духом устраивает все дела наши, то Он даст нам мир (потому что делом правды будет мир), причем мир истинный и долгий, которого этот мир не может ни дать, ни отнять; ибо для людей, которые получают мир от Бога, он будет постоянным, как уставы о дне и ночи. Более того, на основании того, что Бог уже сделал для нас, мы можем ободрять себя надеждой, что Он и в дальнейшем будет благотворить нам. «Ты слышал желание смиренного и поэтому укрепишь (Пс 9:38); и когда нам дарован мир, тогда чрез Тебя только мы славим имя Твое (ст. 13); за это воздадим славу только Тебе, и никому иному, и полагаться будем только на Твою благодать, что она даст нам для этого силы». Мы не можем хвалить Божье имя иначе, как Его силой. Здесь пророк приводит два конкретных обстоятельства, которые послужат утешению Церкви.
1. Потрясающий разгром ее врагов: они те другие владыки, которые господствовали над нами, мертвы, их сила безвозвратно сломлена; они полностью истреблены и уничтожены и не оживут, никогда уже не смогут поднять головы. Покойные не встанут (англ. пер., ст. 14), но, подобно Аману, начав падать пред людьми из племени иудеев, утонут, как камень. Поскольку враги безапелляционно приговорены к падению, то, во исполнение данного приговора, Сам Господь посетил их с гневом, как праведный Судия, и уничтожил не только самих людей (Он истребил их), но и память о них: вместе со своими именами они погребены во прахе. Господь уничтожил всякую память о них: о них либо забыли, либо вспоминают с отвращением. Следует заметить: дело, предпринятое против Бога и Его Царства, даже если какое-то время и процветает, все равно непременно в конечном счете пойдет ко дну, и все его приверженцы погибнут вместе с ним. Еврейские богословы, сравнивая данный стих со стихом 19, делают предположение, что воскресение из мертвых относится к одним лишь евреям, представители же других народов не воскреснут. Но мы знаем лучше мы знаем, что все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и что здесь речь идет об окончательном уничтожении врагов Христа о второй смерти.
2. Дивное воскресение ее друзей (ст. 19). Хотя Церкви так и не довелось порадоваться рождению младенца, когда она мучалась родовыми болями, но рождала как бы ветер (ст. 18), тем не менее это разочарование будет уравновешено равноценным явлением: оживут мертвецы Твои; люди, которых считали умершим и которые получили внутри себя смертный приговор и были извергнуты, словно натуральным образом умерли, с прежними силами явятся вновь. Дух жизни от Бога войдет в убиенных свидетелей, и они начнут пророчествовать вновь (Откр 11:11). Кости сухие оживут и превратятся в весьма великое полчище (Иез 37:10). Восстанут мертвые тела вместе с моим (англ. пер., ст. 19). Если мы верим в воскресение мертвых в то, что наши мертвые тела воскреснут в последний день, как верил Иов и верит здесь пророк, то нам легче будет уверовать в обетованное восстановление великолепия и силы Церкви в этом мире. Когда наступит Божье время, то, в каком бы униженном состоянии ни находилась Церковь, они восстанут: восстанет Иерусалим, Божий город, хотя и лежит сейчас, словно мертвое тело, словно труп, возле которого собрались орлы. Господь все равно признает город Своим, признает его своим и пророк; Иерусалим восстанет, будет отстроен и станет вновь процветать. Поэтому пусть бедные, безутешные, скорбящие остатки его населения, поверженные в прах, воспрянут и торжествуют, ибо увидят Иерусалим, город праздничных собраний своих, жилище мирное (Ис 33:20). Роса Божьей благосклонности вернет ему силы, как вечерняя роса оживляет растения, иссушаемые на протяжении целого дня зноем солнца. Подобно тому как весенняя влага орошает землю и заставляет погребенные в ней растения расти и давать почки, чтобы зацвели вновь, так земля извергнет мертвецов, словно побеги растений из корня. Земля, в которой, казалось, они пропали, поможет их оживлению. Когда придет время восстановить Церковь и ее привилегии, тогда в ее возрождении не понадобится участие ни росы небес, ни тука земли. Итак, данные слова (как и видение Иезекииля, которое является комментарием к ним) вполне уместно применить к (1) духовному возрождению бывших некогда мертвыми в грехе силой Христова Евангелия и благодати. Такое толкование предлагает доктор Лайтфут: «Оживут язычники, воскреснут вместе с Моим телом» то есть после воскресения Христа будут призваны восстать вместе с Ним и сесть с Ним на небесах; более того, «они пробудят и мое тело» станут таинственным Телом Христа и воскреснут, будучи Его частью (Hor. Hebr. in Joh. 12.24).
(2) Последнему воскресению, когда оживут умершие святые и восстанут вместе с мертвым телом Христа; ибо Он воскрес, как первенец, а верующие воскреснут в силу своего союза с Ним и приобщения к Его воскресению.
Стихи 20−21. Предположительно, данные два стиха не относятся к песни, занимающей остальную часть главы, а начинают новую тему и, скорее, являются вступлением к следующей главе, нежели завершением этой. Тогда как в предшествующей песни народ Божий обращался к Господу, сетуя на свои печали, здесь, в свою очередь, звучит ответ Бога на сетования, в котором:
I. Господь приглашает людей войти в их покои: «Пойди, народ мой, приди ко Мне, пойди со Мной (Он зовет их лишь туда, где Сам пребудет с ними), пусть буря, разгоняющая других, сплотит вас. Пойди и войди в покои твои (ст. 20); не оставайся снаружи, чтобы тебя не настигла буря, как египтян град (Исх 9:21).
1. Войди в покои, отличающие тебя от других, войди в свое собственное жилище и не вращайся более среди сынов Вавилона. Выйдите из среды их и отделитесь» (2Кор 6:17; Откр 18:4). Если Бог отделил благочестивых для Себя, то и они должны отделиться.
2. «Войди в покои, защищающие тебя, в которых, благодаря их секретности или крепости, ты будешь в безопасности даже в наихудшие времена». Божьи атрибуты потаенное место селения Его (Пс 26:5). Имя Господа крепкая башня, в которую можно бежать, чтобы укрыться (Притч 18:10). Мы должны верно найти дорогу в эти палаты и там спрятаться; то есть в святой уверенности и с душевным равновесием нам надлежит положиться на Божью защиту. Войдите, как Ной вошел в ковчег, ибо он запер за собой двери. Когда грозит опасность, самое разумное удалиться и притаиться, как Илия у потока Хорафа.
3. Войди в покои для поклонения. «Войди в комнату твою и затвори дверь твою (Мф 6:6). Уединись с Богом: войди в покои твои, чтобы исследовать себя, поговорить с собственным сердцем, помолиться и смирить себя пред Богом». Это необходимо делать, когда постигает горе и грозит опасность; так мы прячемся, то есть обращаемся к Богу, чтобы Он спрятал нас, и Он укроет нас либо под небесами, либо на небесах. Израиль должен укрыться за запертыми дверями, когда истребляющий ангел убивает первенцев Египта, иначе кровь на косяках и перекладине дверей не защитит его. Также надлежит поступить Раав и ее семье во время разрушения Иерихона. В наибольшей безопасности находится тот, кто менее всего виден. Qui bene latuit, benevixit — хорошо прожил тот, кто нашел разумную меру незаметности.
II. Он заверяет людей, что эта беда очень скоро закончится, чтобы тревога или опасность не довлела над ними слишком долго: «Укройся на мгновение самый малый промежуток времени, воспринимаемый нами, подобно тому как атом является наименьшей составляющей материи; допустим, если вы можете представить, что какое-то мгновение короче другого, то это небольшой момент, квазимомент, как бы на малое мгновение меньше, чем вы думаете. По прошествии оно покажется вам ничтожным; вы удивитесь тому, как быстро оно прошло. Вам не придется находиться в заточении долго. Гнев непременно пройдет, то есть гнев ваших врагов на вас, сила и ярость их гонений, от чего вам пришлось скрываться. Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. Скоро этому придет конец. Бог истребит нечестивцев, сокрушит их силу, расстроит их замыслы и найдет путь к вашему освобождению». Когда Афанасий по эдикту Юлиана был изгнан из Александрии и его друзья сильно сокрушались по этому поводу, сам изгнанник умолял их не падать духом. Nubecula est quae cito pertrancibit. Это небольшое облако, оно скоро исчезнет. Будете иметь скорбь дней десять, только и всего. (Откр 2:10). Знание того, что скорби всего лишь на мгновение, дает страждущему народу Божию способность легче их переносить.
III. Он заверяет людей в том, что поквитается с их врагами за все зло, причиненное им мечом брани или мечом гонений (ст. 21). Господь накажет врагов за пролитую кровь.
1. Суд состоялся, дело рассмотрено: Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, за беспокойство, причиненное всем окружающим. На счету обитателей земли много беззаконий, но даже если все они объединятся в совершении таковых и рука об руку будут в них участвовать, все равно не останутся ненаказанными. Помимо вечного наказания, которое постигнет нечестивых потом, они часто подвергаются ощутимым карам в виде жестокого обращения, угнетения и гонений в этом мире. Когда гнев людей пройдет и они сделают все самое ужасное, на что только способны, тогда пусть ожидают Божьего гнева, ибо Господь видит, что приходит день их (Пс 36:13). Бог выходит из жилища Своего наказать. Он необычным образом является с небес тверди силы Его, из святилища обители Его благодати. Он поднимается от святого жилища Своего, где, казалось, прежде скрывался (Зах 2:13). И теперь Господь совершит нечто великое плод Своей мудрости, справедливости и тайных советов; так правитель идет занять место главенствующего или выступает в поход. Существует наблюдение, что Божье жилище это место милосердия (в русск. пер. Библии крышка ковчега); Господу нравится там быть; наказывая же, Он выходит из Своего жилища, потому что не находит удовольствия в смерти грешников.
2. Преступники осуждены на основании известных и очевидных доказательств их вины: земля откроет поглощенную ею кровь, невинную кровь, кровь святых и мучеников, которая проливалась на землю, словно вода, и пропитала ее; кровь скрыли в земле, чтобы она не явилась на свет и не была учтена, ибо Бог за нее спросит и даст пролившим ее пить кровь, ибо они достойны того. Но тайные убийства и другие совершенные втайне нечестия рано или поздно будут обнаружены. И земля уже не будет прятать убиенных, которых она долго скрывала, но выдаст их как доказательство против убийц. Голос крови Авеля вопиет от земли (Быт 4:10−11; Иов 20:27). Грехи, которые, казалось, были преданы забвению, вспомнятся, и за них призовут к ответу, когда наступит день возмездия. А посему пусть Божий народ какое-то время терпеливо подождет, ибо вот, Судия стоит у дверей.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 26 глава