После угроз о гневе, прозвучавших в предшествующей главе, здесь мы находим:
(I) Благодарную хвалу за деяния Господа, которую пророк возносит Богу от имени Церкви, уча нас такому же благодарению (ст. 1−5).
(II) Драгоценные обетования о том, что Господь еще сделает для Своей Церкви, в особенности по евангельской благодати (ст. 6−8).
(III) Связанное с этим ликование Церкви в Господе над врагами (ст. 9−12).
Данная глава показывает, сколь приятна Церковь, тогда как предшествующая с не меньшей убедительностью представила, как отвратителен мир.
Стихи 1−5. В завершение предшествующей главы говорится, что Господь Саваоф воцарится со славой; теперь же, в соответствии с этим, пророк повествует о славном величии царства Его (Пс 144:12) и воздает за это Господу славу; и, хотя данное пророчество исполнилось в разрушении Вавилона и в освобождении иудеев из вавилонского пленения, по-видимому, оно указывает и на более отдаленные события, чтобы евангельская Церковь воздала Богу хвалу за победу Христа над духовными врагами и за блага, которыми Он обеспечил всех верующих. В данных стихах:
I. Пророк намерен воздать хвалу Господу, ибо кто желает побуждать других хвалить Бога, тот в первую очередь должен делать это сам: «Господи! Ты Бог мой, Бог в завете со мной» (ст. 1). В то время как Господь наказывает царей земных на земле и заставляет их трепетать перед Собою, бедный пророк может прийти к Нему со смиренным дерзновением и сказать: «Господи! Ты Бог мой, и поэтому превознесу Тебя, восхвалю имя Твое». Люди, Богом которых является Господь, обязаны хвалить Его, ибо для того Господь сделал нас Своим народом, чтобы мы были Его славою, хвалою (Иер 13:11). Хваля Господа, мы превозносим Его. Не то чтобы мы могли возвысить Его больше, чем Он есть на самом деле, но нам самим и другим должно стать очевидным, что Он еще выше, нежели Сам об этом говорит (Исх 15:2).
II. Пророку доставляет радость мысль о том, что другие тоже начнут хвалить Бога: «Посему из-за того, какие произвел Ты опустошения на земле (Пс 45:9) в Своем провидении, и благодаря справедливому возмездию Своим врагам и врагам Твоей Церкви будут прославлять Тебя народы сильные единодушно, города (столицы) страшных племен будут бояться Тебя» (ст. 3). Это можно понимать как слова (1) в адрес людей, которые сильно и ужасно были настроены против Бога. Бывшие некогда врагами Божьего царства и противостоявшие интересам последнего с огромной силой и ожесточением либо обратятся и будут славить Бога, служа Ему вместе с Его народом, либо, по крайней мере, осознав это, признают себя побежденными. Сильные, слывшие некогда ужасом на земле живых, будут вынуждены трепетать перед Божьими судами и напрасно станут взывать к горам и камням, чтобы те скрыли их. Или же (2) в адрес людей, которых теперь Господь сделает ради Себя сильными и ужасными, хотя раньше они были немощными и попранными. Бог настолько явно выступит за и вместе с людьми, боящимися и прославляющими Его, что все признают их сильными и будут трепетать перед ними. Было время, когда многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями (Есф 8:17), когда люди, чтившие своего Бога, усилились и действовали (Дан 11:32), воздавая за это славу Господу.
III. Пророк соблюдает правила, определяющие, в чем должна заключаться хвала. Нам и другим верующим надлежит превозносить и хвалить Бога (1) за чудеса, совершенные Им по определению воли Его (ст. 1). Мы превозносим Господа, восхищаясь тем, что Он сделал: что воистину чудесно и служит дивным доказательством Его силы, превосходящей возможности твари, что служит дивным доказательством Его благости, превосходящей ту, которой вправе ожидать такие грешные твари, как мы. Это дивное, являясь для нас чем-то совершенно новым и неожиданным, чего мы даже не могли представить, совершено в соответствии с предопределениями древними, замыслом Божьей мудрости, имевшим целью собственную славу Господа и благо Его народа. Все действия Божьего провидения соответствуют вечным определениям, которые сами по себе истинны и надежны, согласуются с Божьими атрибутами, не противоречат друг другу и непременно исполнятся в свое время.
(2) За то, что Господь, в частности, смирил гордых и сокрушил власть сильных земли: «Ты превратил город, причем не один город, в груду хлама. Не один укрепленный город, полагавший, что надежно защищен природой и хитростью людей, многочисленностью и храбростью своего народного ополчения, Ты превратил в руины» (ст. 2). Какая сотворенная сила может противостоять Всемогущему? «Не один с размахом построенный город (который мог именоваться чертогом), часто посещаемый людьми наивысшего сословия отовсюду (и поэтому мог именоваться чертогом иноплеменников), Ты превратил в ничто, сровнял с землей, не оставив и камня на камне, так что уже не будет отстроен вновь». Таков удел многих городов в разных уголках мира и, в частности, в нашей собственной стране; города, которые некогда процветали, разрушились и перестали существовать, и об их месторасположении едва ли знают (разве что по сосудам и монетам, которые откапывают из земли). Как много городов израильских с тех пор лежит в руинах! На этом примере Бог учит нас, что мы не имеем здесь постоянного града и поэтому должны искать будущего, который не превратится в руины и не придет в упадок.
(3) За то, что Господь своевременно облегчил участь и помог Своему народу в нужде и в беде: Ты был убежищем бедного, убежищем нищего (ст. 4). Бог не только ослабляет сильных, которые горды и беспечны, но и дает силу немощным, которые смиренны, серьезны и полагаются на Него. Более того, Бог не только дает им силу, но и Сам является их силой, ибо в Нем они укрепляются, и именно Его благодать становится твердыней их сердца. Господь убежище нищего в тесное для него время, когда у него нет сил и беда приводит его к Богу. Господь не только укрепляет нуждающихся в случае внутреннего бессилия, но и укрывает их от ударов извне. Господь защита от бури с дождем и градом и тень от палящего зноя солнца летом. Господь обеспечивает Своему народу достаточную защиту при любой погоде: жарко ли холодно ли, сыро ли сухо ли. Оружие правды служит как в левой, так и в правой руке (2Кор 6:7). Какие бы опасности и тревоги ни встали на пути Божьего народа, Господь хорошо позаботился о том, чтобы уберечь Своих от серьезной беды или вреда. Когда угроза весьма велика, тогда Бог встает на защиту Своего народа: гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены, оно создавало ужасный шум, но не смогло сокрушить стену. Враги Божьих бедных ужасны, они сделают все, что в их силах, лишь бы навести страх. Их ярость подобна сильному порыву ветра, шумному и неистовому; но ее, подобно ветру, укрощает Бог, ибо Он собирает ветер в пригоршни свои и станет убежищем для Своего народа, так что тот сможет выдержать удар, не потерять почвы под ногами и сохранить свой мир и непорочность. Ветер, налетев на корабль, бросает его из стороны в сторону, но, налетев на стену, никогда не расшатает ее (Пс 5:11; Пс 137:7).
(4) За то, что Господь есть и будет для полагающихся на Него убежищем от дерзких и гордых притеснителей: Ты укротил, или укрощаешь, буйство врагов (ст. 5); Ты ослабишь его, и оно спадет, как зной в месте безводном слабеет и спадает под тенью набежавшего на небо облака. Отрасль (в русск. пер. ликование) или, скорее, сын, или ликование притеснителей будет подавлено, и им придется уменьшить крик, понизить голос. Здесь примите во внимание, что [1] притеснители Божьего народа названы иноплеменниками, ибо они забыли, что угнетаемые ими созданы по тому же образу и одной крови с ними. Еще они названы страшными племенами, ибо хотят быть именно такими, а не дружелюбными: они предпочитают, чтобы их боялись, а не любили. [2] Их нападки на Божий народ шумные и горячие, но только и всего. Это лишь шум иноплеменников, которые вознамерились добиться цели, хвастаясь, дразня и придираясь к стоящим у них на пути. Фараон, царь Египта, не более чем шум (англ. пер., Иер 46:17). Это подобно изнуряющему зною солнца в разгар дня; но куда девается зной, когда солнце заходит? [3] Шум, зной и ликование притеснителей подвергнется смирению и подавлению, когда их надежды разобьются и честь будет попрана в пыли. Отрасли сильных, даже самые верхние, будут сломаны и выброшены, как мусор. [4] Когда бы Бог ни призвал работников в Свой виноградник, чтобы перенести тягость дня и зной, Он найдет тот или иной способ дать им облегчение, как бы тенью от облака, чтобы они не были отягощены чрезмерно.
Стихи 6−8. Предполагая, что речь идет (по мнению многих) о великой радости, которая будет на Сионе и в Иерусалиме, когда ангел истребит ассирийское войско или когда иудеи освободятся из вавилонского пленения или же по случаю какого-то другого не менее чудесного избавления; тем не менее, мы не можем не связать пророчество с более отдаленным будущим с евангельской благодатью и славой, которая увенчает эту благодать, являясь ее конечной целью; ибо именно при нашем воскресении во Христе сбудется слово, написанное здесь; тогда, а никак не раньше (если верим Св. Павлу), полностью исполнятся слова: поглощена смерть победою (1Кор 15:54). Они являются ключом ко всем остальным прозвучавшим здесь вместе обетованиям. Так что мы имеем дело с пророчеством о спасении и о дарованной нам Иисусом Христом благодати, к которым относились изыскания и исследования пророков (1Пет 1:10).
I. Евангельская благодать будет царским пиром для всех людей, в отличие от пира Артаксеркса, устроенного с единственной целью показать величие хозяина пира (Есф 1:4), ибо замысел благодати доставить радость гостям; и поэтому, в то время как там все было показным, здесь все настоящее. Евангельские приготовления к радушной встрече кающихся и просящих часто сравниваются в Новом Завете с приготовлениями к пиру (как в Мф 22:1 и далее); такое сравнение, по-видимому, заимствовано из данного пророчества.
1. Хозяином пира является Сам Бог, и можно быть уверенными в том, что Его приготовления будут достойны Дающего пир, а не нас, приглашенных. Данную трапезу готовит Господь Саваоф.
2. Приглашенные гости это все народы, язычники, равно как и иудеи. Идите... проповедуйте Евангелие всей твари. Хватит всем, и всякий желающий пусть приходит и участвует в трапезе даром, даже те, кого соберут по дорогам и изгородям.
3. Место пира гора Сион. Отсюда начнется проповедь Евангелия: благовестники должны начать с Иерусалима. Евангельская Церковь это вышний Иерусалим, именно там приготовлена трапеза, и туда должны идти все приглашенные гости.
4. Трапеза весьма богата, вся еда самая лучшая. Это пир, что предполагает изобилие и разнообразие. Это непрекращающийся пир для верующих, а если не так то по их же собственной вине. Это трапеза из тучных яств... из тука костей так приятны и питательны утешения Евангелия для всех вкушающих и усваивающих их. При возвращении блудного сына отец приготовил угощение из откормленного теленка; и радость, которую Давид находил в общении с Богом, названа насыщением души туком и елеем. Это трапеза из чистых вин, вин с наибольшей выдержкой вин, долго стоявших над осадком и поэтому хорошо очищенных от примесей и ставших прозрачными и высококачественными. Евангелие имеет свойство делать сердце веселым, а дух приподнятым, как бывает от принятого в меру вина; поэтому Благая Весть помогает людям, на сердце у которых тяжело от обличений во грехе и от огорчения из-за него, как если бы они выпили немного вина, забыли о своем горе (ибо таково правильное употребление вина, которое становится лекарством для нуждающихся, Притч 31:6−7), ободрились, зная, что грехи их прощены, могли энергично взяться за духовную работу и участвовать в духовной брани, как сильный муж, укрепившийся вином.
II. Мир освободится от мрака невежества и заблуждения во мгле, в которой он так надолго потерялся и был погребен: и уничтожит на горе сей покрывало (ст. 7), которым было покрыто лицо всех людей (покрывающий лицо капюшон или повязка на глазах), так что они не видели дороги, не могли приступить к делам и по этой причине бесконечно скитались. Их лица покрыты подобно лицам приговоренных или мертвецов. Это покрывало, лежащее на всех племенах, ибо все они сидят во тьме; и чему удивляться, если на сердце самих иудеев, среди которых Бог был ведом, лежит покрывало (2Кор 3:15)? Но Господь уничтожит эту мглу светом Своего Евангелия в мире и силой Своего Духа, Который откроет глаза людей к принятию Евангелия. Господь воскресит к духовной жизни так долго бывших мертвыми по преступлениям своим и грехам.
III. Смерть будет побеждена, ее сила сломлена и свойства изменены: поглощена будет смерть победою (англ. пер., ст. 8).
1. Сам Христос Своим воскресением восторжествует над смертью, сломает ее оковы и решетки, разорвет и выбросит вон ее путы. Казалось, что Его поглотила могила, на самом же деле это Христос поглотил ее.
2. Счастье святых будет вне досягаемости смерти, которая ставит точку на всех наслаждениях этого мира, придает им горечь и портит их прелесть.
3. Верующие могут торжествовать над смертью и смотреть на нее, как на побежденного врага: смерть! Где твое жало?
4. Когда святые воскреснут телом в день великий и на смену смертности придет жизнь, тогда смерть будет поглощена победою навеки; и это последний враг.
IV. Скорбь будет изгнана, и наступит совершенная и бесконечная радость: и отрет Господь Бог слезы со всех лиц. Сокрушавшиеся по поводу греха получат утешение и умиротворение совести. Завет благодати предусматривает достаточно благ, служащих противовесом всем печалям настоящего времени, так что наши слезы высохнут и мы укрепимся. Кто по-особому страдает за Христа, тот обретет изобилие утешений, поскольку изобилует скорбями. И только на небесах, исключительно на небесах, полностью сбудется слово, написанное относительно радости, как мы отмечали выше, ибо именно там отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр 7:17; Откр 21:4). И плача уже не будет, потому что смерти не будет уже. Надежда на это уже сейчас должна осушить чрезмерные слезы и прекратить всякое стенание, мешающее сеянию.
V. Все упреки в адрес религии и людей, искренне исповедующих ее, навеки рассеются: и снимет поношение с народа Своего; поношение, которое долго довлело над верующими, клевета и неправильные представления, которыми их клеймили, презрение и жестокость, с которыми притеснители попирали Божий народ, будут сняты. Праведность верующих, подобно свету, воссияет на глазах у всего мира, который убедится, что они не таковы, как их с предубеждением характеризовали; и таким образом будет совершено избавление от причиненных им обид. Подчас в этом мире Бог делает для Своего народа нечто снимающее с него поношение. Однако полностью это осуществится в день великий, ибо так говорит Господь, Который может, желает и сделает благо. Давайте же будем терпеливо переносить скорби и поношения сейчас и извлекать из них пользу; ибо и тем и другим скоро придет конец.
Стихи 9−12. Здесь описывается:
I. Радость, с которой Церковь примет благословения, обещанные в предшествующих стихах: и скажут в тот день со смиренным и святым торжеством и ликованием: «Вот Он, Бог наш! На Него мы уповали» (ст. 9). Так станут праздновать избавление Церкви от длительных и тяжких бед; и это будет подобно переходу из смерти в жизнь. Таким порывом радости и хвалы встретят Благую Весть об Искупителе все уповавшие на Него и ждавшие Его искупления в Иерусалиме; и с такой торжественной песнью прославленные святые войдут в радость Господина своего.
1. Вся слава должна принадлежать Самому Богу: «Вот Он, Бог наш! Сей есть Господь. Свершившееся деяние Его рук, и это дивно в наших глазах. Он поступил достойно Бога и возвеличил собственную мудрость, силу и благость. Он совершил это для нас, будучи нашим Богом, Который заключил с нами завет и Которому мы служим». Следует заметить: в своем ликовании мы не должны сосредотачиваться лишь на том, что Бог делает для нас и дает нам, но нам надлежит переходить от ликования о деяниях и дарах Божьих к ликованию о Самом Совершающем и Дающем: Он Бог наш! Разве есть у какого-то народа земли Такой Бог, на Которого можно уповать? Нет, ибо заступник их не таков, как наш Заступник. Нет подобного Богу Иерусалимскому.
2. Чем дольше ожидали избавления, тем желаннее оно. «Вот Он, на Которого мы уповали, полагаясь на слово Его обетования и полное заверение в том, что оно исполнится в установленное время, в должное время; поэтому мы были готовы ждать Его времени и теперь убедились, что уповали на Него не напрасно, ибо милость наконец приходит с щедрым вознаграждением за ожидание».
3. Это повод для невыразимой словами радости: «Возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! Мы, разделившие блага такового, объединимся в радостном благодарении за него».
4. Это воодушевление для надежды на постоянство и совершенство данного спасения: на Него мы уповали, и Он спас нас! Господь будет продолжать начатое дело, ибо совершенны дела Его Бога, нашего Бога.
II. Перспектива дальнейших благословений ради уверенности и сохранения навеки уже данных.
1. На стороне Божьего народа сила Всевышнего: рука Господа почиет на горе сей (ст. 10). Церковь и Божий народ и далее будут получать подтверждения Божьего присутствия с ними и обитания среди них: над ними постоянно пребудет рука Господа, чтобы защищать и охранять их; Его рука простерта к ним, чтобы обеспечивать их. Гора Сион покой Господа на веки, здесь Он поселится.
2. Сила врагов народа, направленная против него, будут сокрушена. Моав символизирует здесь всех противников Божьего народа, досаждавших ему; они будут попраны, или измолочены (ибо тогда зерно молотили, топчась по нему), и выброшены вон, как солома в навозе, которая ни на что не пригодна. Поскольку на горе сей почиет рука Господа, то это будет не безвольно повисшая рука, не сложенные, немощные или бездейственные руки, но руки, распростертые посреди Божьего народа (англ. пер., ст. 11), как плавающий распростирает их, а это подразумевает, что Бог энергично задействует силу на благо Своего народа; Он будет всесторонне ему помогать, легко и результативно сломит сопротивление Своим благодатным замыслам в отношении верующих и таким образом будет и дальше развивать и продвигать Свое благое дело у них. Действия Господа на стороне Его народа будут постоянными так, не останавливаясь, плывет пловец. Здесь предсказывается, что сделает Бог для народа, в частности:
(1) Бог унизит гордость его врагов (а Моав слыл отъявленным гордецом, Ис 16:6) посредством того или иного смиряющего суда, лишив их всего, чем они гордились.
(2) Господь сведет на нет лукавство рук врагов, отнимет у них все добытое грабежом и разбоем. Он ослабит мышцу их рук, поднятых против Израиля Божия; Он полностью сокрушит их силу, лишив способности творить злодеяния.
(3) Господь разрушит укрепления врагов (ст. 12). У Моава есть стены и высокие крепости, внутри которых он надеется обезопасить себя и из которых замышляет досаждать Божьему народу; однако Бог их обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах и таким образом сделает уязвимыми тех, кто уповал на них. Нет твердыни, неприступной для Всемогущего, нет крепости, которая была бы слишком высока, чтобы мышца Господня не дотянулась до нее и не сокрушила. Уничтожение Моава является прообразом победы Христа над смертью (о которой говорилось в ст. 8), когда на кресте Он отнял силы у начальств и властей (Кол 2:15), ниспроверг замыслы сатаны проповедью Евангелия Христова (2Кор 10:4) и Своим царствованием, доколе Его враги не были положены в подножие ног Его (Пс 109:1).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 25 глава