В данной главе начинается проповедь, продолжающаяся в двух последующих главах. Предмет обсуждения Иуда и Иерусалим (ст. 1). В этой главе пророк говорит:
(I) О славе христиан Иерусалиме, о евангельской Церкви последних дней, о пополнении ее многими людьми (ст. 2−3), о великом перемирии, которое она установит в этом мире (ст. 4), откуда пророк делает вывод о долге дома Иакова (ст. 5).
(II) О позоре иудеев Иерусалиме, каким он был тогда и каким станет, отвергнув Евангелие и будучи отвергнутым Богом.
1. Позором иудеев был их грех (ст. 6−9).
2. Бог своими судами унизит их и пристыдит (ст. 10−17).
3. Им самим следует стыдиться упования на идолов и на плоть (ст. 18−22). Итак, жителями какого из этих двух Иерусалимов будем мы того, который полон знания о Господе и станет нашей вечной славой, или того, который полон колесниц с лошадьми, серебра и золота и таких идолов, которые в конечном счете станут нашим позором?
Стихи 1−5. Заглавие этой проповеди (ст. 1) совпадает с общим заглавием книги (Ис 1:1); только то, что там названо видением, здесь называется слово, которое было в видении к Исайи (или же суть и содержание увиденного им), истина, в которой его разум обрел полную уверенность, как если бы пророк увидел это телесными глазами. Либо же это слово было дано ему в видении: он Что-то видел, когда принимал это послание от Господа. Например, Иоанн обернулся, чтобы увидеть, чей голос говорил с ним (Откр 1:12). Данная проповедь начинается с пророчества, относящегося к последним дням, дням Мессии, когда в мире установится Его царство в самом конце Моисеева устройства. В последние дни земного Иерусалима, как раз перед его разрушением, будет возведен небесный Иерусалим (Евр 12:22; Гал 4:26). Следует заметить, что евангельское время это последние дни, ибо (1) они долго не приходили, так что ветхозаветным святым пришлось немало их ждать, и наконец они наступили.
(2) Нам не нужно ждать какого-либо другого усмотрения относительно Божьей благодати, кроме данного нам Евангелием (Гал 1:8−9).
(3) Мы ожидаем второго пришествия Христа в конце времен, как и ветхозаветные святые ждали Его первого пришествия; это последнее время (1Ин 2:18). Итак, пророк здесь предсказывает:
1. Учреждение христианской Церкви и зарождение христианской религии в мире. Христианство станет тогда горой дома Господня; место, где оно будет исповедоваться, Бог почтит Своим присутствием и примет поклонение Своего народа, там Он пожалует наставление и благословение, как Он делал в былые времена в храме на горе Сион. Евангельская Церковь, входящая в хартию Христа, станет тогда местом встречи всего духовного потомства Авраама. Итак, здесь обещается, (1) что христианство будет свободно проповедоваться и исповедоваться; оно будет подготовлено (написано на полях) на вершине всех гор, на виду у всех и во всеуслышание. Поэтому учеников Христа сравнивают с городом, стоящим на верху горы, который не может укрыться (Мф 5:14). Много глаз наблюдало за ними. Христос Сам говорил явно миру (Ин 18:20). То, что делали апостолы, не в углу происходило (Деян 26:26), но было светом маяка, установлением стандарта. Тот факт, что об этом повсеместно злословили, предполагает, что об этом везде говорили.
(2) Что христианство укоренится и твердо закрепится. Будет поставлено во главу вечных гор, построено на камне, так что врата ада не одолеют его, разве что им было бы под силу вырвать с корнем горы. Так и о живущем безопасно сказано, что он обитает на высотах (Ис 33:16). Евангельский Сион основал Господь.
(3) Что христианство не только преодолеет всех противников, но и превзойдет соперников; оно возвысится над холмами. Эта премудрость Божия тайная затмит всю мудрость мира, всю его философию и всю политику. Введенное христианством духовное поклонение сведет на нет идолопоклонство язычников; и все другие религиозные установления покажутся ничтожными и презренными по сравнению с этим. Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать (см. Пс 67:17).
II. Приход в христианскую Церковь язычников.
1. В нее будут допущены народы, даже необрезанные, которым запрещалось приходить во дворы храма в Иерусалиме. Преграда, державшая их снаружи и не пускавшая, будет разрушена.
2. И потекут к ней все народы; имея свободный доступ, они им воспользуются и многие примут христианскую веру. Они потекут в нее, подобно потокам вод, что подразумевает огромное множество обращенных посредством Евангелия, а также скорость и рвение прийти в Церковь. Их не будут гнать насильно, но они непринужденно туда потекут. Народ Твой готов, все придут добровольно (Пс 109:3). Ко Христу собрание народов (англ. пер., Быт 49:10; см. Ис 60:4−5).
III. Взаимное ободрение и поддержку внутри этого собрания обращенных. Их благочестивые чувства и решимость соединятся настолько, что потекут одним общим потоком. Подобно тому как иудеи, когда они трижды в году шли из разных уголков страны в Иерусалим на поклонение, звали по дороге своих друзей и побуждали их пойти с собой, так же и многие обратившиеся из язычников будут приглашать своих родственников, друзей и соседей, чтобы те присоединились к ним и приняли христианство: «Придите, и взойдем на гору Господню, каким бы крутым и трудным ни был подъем, все же это гора Господа, Который поможет нашим душам найти с Ним согласие» (ст. 3). Следует заметить, что вступающим в завет и в общение с Богом надлежит привести с собой как можно больше людей; христианам подобает побуждать друг друга к добрым делам и содействовать общению святых, приглашая к таковому друг друга. Они не говорят: «Взойдите-ка вы на гору Господню и помолитесь за нас, а мы останемся дома». И не говорят: «Мы пойдем, а вы как хотите», но: «Придите, и взойдем, пойдемте дружно вместе, чтобы мы укрепили руки и поддержали доброе имя друг друга». Не говорят: «Мы подумаем и посоветуемся об этом и потом пойдем», но: «Придите и пойдемте тотчас же» (см. Пс 121:1). Многие скажут так. Многие, услышав это, скажут и другим людям. Евангельскую Церковь здесь призывают не только на гору Господню, но и в дом Бога Иаковлева; ибо в ней хранится завет Бога с Иаковом и его молящимся потомством, и в ней он исполняется. Ибо ни нам сейчас, ни им Господь никогда не говорил: «Напрасно ищете Меня» (Ис 45:19). Итак, здесь обратите внимание:
(1) На что надеялись восходящие на гору Господню. На то, что научит Он нас Своим путям. Следует заметить, что Божьим путям надлежит учиться в Его Церкви в общении с Его народом и в участии в установленных таинствах на пути долга, по которому Господь велит нам ходить, и на пути благодати, по которому Он идет нам навстречу. Именно Бог учит Свой народ Своим Словом и Своим Духом. Стоит постараться и взойти на святую гору Господа, чтобы научиться Его путям, и кто охотно прилагает усилия, тот никогда не скажет, что труд его тщетен. Итак познаем, будем стремиться познать Господа.
(2) Что они обещали себе и друг другу: «Если Бог научит нас Своим путям, то мы будем ходить по стезям Его; если Он даст нам знать, в чем состоит наш долг, мы Его благодатью будем этот долг добросовестно выполнять». Кто внимает Божьему Слову с такой смиренной твердостью, того не отправят с уроков ни с чем.
IV. Средства, которыми это будет достигнуто: подобно тому как прежде Моисеев закон вышел от горы Синай, от Сиона выйдет закон, новозаветный закон, закон Христов, и слово Господне из Иерусалима. Евангелие это закон, закон веры, это слово Господне, вышедшее из Сиона, где был построен храм, и из Иерусалима. Сам Христос начал в Галилее (Мф 4:23; Лк 23:5). Но когда Он давал апостолам поручение проповедовать Евангелие всем народам, то велел им начать в Иерусалиме (Лк 24:47; см. Рим 15:19). Несмотря на то что дома многих из апостолов находились в Галилее, им надлежало оставаться в Иерусалиме, чтобы там принять обещанного Духа (Деян 1:4). И в храме на горе Сион они проповедовали Евангелие (Деян 5:20). Такая честь была пожалована Иерусалиму (даже после того как там распяли Христа) ради былой славы и значения этого города. И именно благодаря Евангелию, начавшему свое распространение с Иерусалима, евангельская Церковь была поставлена во главу гор. И именно этот жезл Божьей силы Господь послал с Сиона (Пс 109:2).
V. Установление царства Искупителя в мире: и будет Он судить народы. Тот, Чье слово вышло из Сиона, не только покорит Себе этим словом народы, но и будет править ими (ст. 4). С мудростью и справедливостью Он установит такой порядок вещей в мире, чтобы тот содействовал благу Его Церкви, а противящихся Его интересам будет обличать и обуздывать. Он станет судить Духом Своим, работающим над совестью людей, а обличения будут испытывать и сдерживать людей; Его Царство духовное и не от мира сего.
VI. Стабильный мир, который установится вследствие успеха Евангелия в мире: и перекуют мечи свои на орала (ст. 4); орудия войны переделают в орудия труда, подобно тому как в противоположном случае, когда объявляют войну, орала перековывают на мечи (Иоиль 3:10). Не поднимет народ на народ меча, в отличие от происходящего сейчас, и не будут более учиться воевать, ибо необходимость в этом исчезнет. Здесь не говорится, что для христиан любая война абсолютно противозаконна, равно как и не является пророчеством то, что в дни Мессии войн не будет. Иудеи используют данные слова против христиан и настаивают, что Иисус не является Мессией, потому что это пророчество не исполнилось. Однако (1) частично оно исполнилось в том, что Христос родился в мирное время, когда войны в значительной мере прекратились, признаком чего служила перепись (Лк 2:1).
(2) Замыслом и стремлением Евангелия является достижение мира и уничтожение всякой вражды. В этом отношении оно содержит самые серьезные обязательства и побуждения к миру, а посему вполне разумно ожидать, что именно к такому следствию оно и приведет; и так бы оно и было, если бы не похоти людей, которые приводят к войнам и ссорам.
(3) Иудеи и язычники примирились, когда их объединило Евангелие, и между ними уже не было таких войн, как раньше; ибо стали одним стадом под одним Пастырем (см. Еф 2:15).
(4) Евангелие Христово по мере своего успешного продвижения располагает людей к миролюбию, смягчает дух людей, делая их лучше; и любовь Христова, излившаяся в сердца, побуждает людей любить друг друга.
(5) Первые христиане славились своей братской любовью, которую замечали даже их злейшие противники.
(6) У нас есть основание надеяться, что этому обетованию еще предстоит исполниться в полной мере в более поздние времена христианской Церкви, когда Дух обильнее изольется свыше. Тогда-то и будет мир на земле. Кто уцелеет, когда наведет сие Бог! Но совершить это Ему угодно в должное время, ибо Бог не человек, чтоб Ему лгать. И наконец, приходим к выводу о практическом значении всего сказанного: О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем (ст. 5). Под домом Иакова подразумевается либо (1) Израиль по плоти. Пусть это побудит народ к святой ревности (Рим 11:14). «Видя такую решимость и готовность язычников прийти к Богу, такое устремление к дому Господню, давайте пробудимся и тоже пойдем. Да не скажет никто никогда, что грешники из язычников были к святой горе привязаны более, нежели дом Иакова». Так ревность некоторых поощряет многих.
(2) Духовный Израиль, все пришедшие к Богу Иаковлеву. Будет ли такое же великое познание в евангельское время (ст. 3)? Будет ли такой же стабильный мир (ст. 4)? Будем ли располагать теми же привилегиями? Тогда давайте вести соответствующий образ жизни. Что бы ни делали другие, придите, о, придите! И будем ходить во свете Господнем. [1] Давайте осмотрительно ходить в свете этого знания. Научит ли нас Бог Своим путям? Покажет ли Он нам Свою славу в лике Христа? Тогда давайте поступать, как чада света, будучи сынами дня (Еф 5:8; 1Фес 5:8; Рим 13:12). [2] Давайте ходить, как подобает в мирное время. Больше не будет войны? Тогда продолжим путь радуясь, и пусть эта радость будет о Господе и станет подкреплением для нас (Неем 8:10). Таким образом мы будем ходить в лучах Солнца правды.
Стихи 6−9. Приглашение язычников сопровождалось отвержением иудеев; это было их падением, и оскудение их богатство язычникам; и отвержение их было примирением мира (Рим 11:12−15); по-видимому, рассматриваемые нами стихи имеют отношение к приведенным словам, и их назначение показать правоту Бога, тем не менее, вероятно, они были призваны, главным образом, убедить и пробудить современников пророка, ибо пророки обычно говорили о происходивших вокруг событиях (упоминая и о милости, и о суде), представляя таковые прообразом грядущего. Здесь выносится:
I. Приговор Израилю. Он изложен двумя фразами в начале и в конце этого отрывка; но какой ужас вызывают эти две фразы, которые свидетельствуют, что (1) их случай печальный, весьма печальный: но Ты отринул народ Твой (ст. 6). В каком жалком состоянии находится народ, отвергнутый Богом! И как сильно нужно было досадить Богу, чтобы Он отверг народ, бывший некогда Его собственным! Таким плачевным было состояние иудейской Церкви, когда иудеи отвергли Христа. Migremus Ыпс Пойдем отсюда. Оставляется вам дом ваш пуст (Мф 23:38). Когда бы иудеев ни постигала страшная беда, до сих пор говорилось, что Бог оставил их, лишив помощи и поддержки, иначе они и не попадали бы в руки своих врагов. Но Бог никогда никого не оставляет, если сначала не оставят Его.
(2) Их случай безнадежен, совершенно безнадежен: поэтому не прощай их (англ. пер., ст. 9). Эта пророческая молитва равнозначна угрозе, то есть иудеев не следует прощать; и существует мнение, что возможно и такое чтение: и Ты не простишь их. Это относится не к отдельным людям (многие из них покаялись и получили прощение), но к народу в целом, которому вынесен не подлежащий отмене приговор: они должны быть полностью истреблены, а их Церковь ликвидирована, чтобы уже никогда не собраться воедино и не восстановить былых привилегий.
II. Приводятся причины, почему Израиль заслужил такой приговор. В общем: иудеи навлекли на себя погибель грехом; только грех побуждает Бога оставить Свой народ, и ничто иное, кроме греха. Конкретные грехи, названные пророком, превалировали у иудеев в то время; именно они упомянуты для обличения адресатов проповеди, а не грех, совершенный впоследствии и исполнивший меру беззакония, то есть распятие Христа и гонения на его последователей; ибо грехи, совершавшиеся в каждом веке, вносили свой вклад в столь ужасный итог в конце. Частичным и временным отвержением иудеев было приближавшееся тогда вавилонское пленение, которое стало прообразом окончательного уничтожения иудеев римлянами и которое они навлекли на себя упомянутыми здесь грехами. Грехи иудеев были из числа тех, которые прямо противоречили всем милостивым и благосклонным замыслам Господа в отношении этого народа.
1. Бог отделил этот народ для себя, как особый народ, провел различие между ним и другими народами и удостоил его более их всех (Чис 23:9); но иудеи многое переняли от востока; они приняли в свое сообщество иноземцев, не обратив тех в свою религию, поощряли, чтобы они селились у них и смешивались с ними (Ос 7:8). Их землю заселили сирийцы и халдеи, моавитяне и аммонитяне, а также другие восточные народы, и вместе с тем иудеи переняли обычаи и нравы этих народов и с сынами чужих они были в общении, любили их, предпочитая их страны своей собственной и думая, что чем больше они сообразуются с чужими, тем любезнее и утонченнее станут; таким образом они осквернили свой венец и свой завет. Следует заметить: пребывающий в общении с людьми, чуждыми Богу, рискует сам стать отчужденным от Бога, ибо мы быстро перенимаем привычки тех, чье общество любим.
2. Бог дал им Свое слово, к которому они могли обратиться, дал не только Писания и пророков, но и наперсник судный; они же всем этим пренебрегли и сделались чародеями, как филистимляне, ввели у себя искусство ворожбы и прислушивались к предсказателям, которые притязали, что могут обнаружить тайное или определить грядущее по звездам или облакам, по птичьему полету или по внутренностям животных, а также при помощи прочих магических суеверий. Филистимляне славились своими прорицателями (1Цар 6:2). Следует заметить: кто пренебрегает Божьими истинами, тот справедливо предается во власть лживых предсказаний; и таковых Бог точно оставит, поскольку они уже оставили Его, Милосердого своего, ради суетных и ложных.
3. Бог поощрял иудеев уповать на Него и заверил их, что Сам будет их богатством и силою; но, не доверяя Его власти и обетованию, они стали надеяться на золото, обзавелись конями и колесницами, полагая, что те обеспечат им безопасность. Господь четко запретил даже их царям увеличивать число коней и чтобы серебра и золота не умножали себе чрезмерно, потому что желал, чтобы они полагались только на Него; но они посчитали, что привилегии быть Божьим народом недостаточно, чтобы выглядеть в глазах соседей достойным противником, если только их сокровищницы не будут полны серебра и золота и если войско не будет состоять из такого огромного множества коней и колесниц, как было у них. Бога раздражало не золото и серебро, не кони и колесницы, но (1) тот факт, что желание этих материальных благ было ненасытным, так что при том, что сокровищам и колесницам не счесть числа, обуздать или поставить предел этому желанию было невозможно. Кто не знает, когда ему будет достаточно в этом мире (который и в лучшем случае недостаточен), тот никогда не получит достаточно от Бога (единственного, кто вседостаточен).
(2) Тот факт, что полагались на материальные блага, как будто бы без них нам не светит безопасность, уют и счастье, а с ними все это непременно будет.
4. Бог Сам был их Богом, единственным объектом их поклонения, и Сам установил для них порядок поклонения; однако они пренебрегали как Господом, так и Его установлениями (ст. 8). Их земля заполнилась идолами; в каждом городе был свой бог (Иер 11:13); и чем лучше у них была земля, тем более украшали они кумиры (Ос 10:1). Кто думает, что одного Бога очень мало, тот убедится, что два слишком много, однако иудеям и сотен было не достаточно; ибо любящий идолов будет их умножать; иудеи были такими ужасно отупевшими и ослепленными, что поклонялись делу рук своих, как будто бы богом им могло стать то, что являлось даже не Божьим творением, а их собственным, плодом их фантазии и тем, что сделали персты их. Отягчающим обстоятельством идолопоклонства иудеев служило то, что Бог обогатил их серебром и золотом, а они из этого серебра и золота сделали идолов; таким образом утучнел Израиль и стал упрям (см. Ос 2:8).
5. Бог содействовал успеху иудеев и удостоил их чести, а они позорно унизились и деградировали: ничтожный человек преклонился перед идолом (англ. пер., ст. 9), который ниже самого ничтожного, сохранившего хоть проблеск разума. Грех является унижением для самых бедных и для представителей самого низкого сословия. Ничтожному человеку приличествует кланяться вышестоящим, но совершенно не годится поклоняться куску дерева (Ис 44:19). Этим грешат не только неучи и малодушные, но даже великие мужи забывают о своем величии и унижаются до поклонения идолам, до обожествления людей, ничем не лучших, нежели они сами, и до освящения валяющихся под ногами камней. Об идолопоклонниках сказано, что они унижаются до преисподней (Ис 57:9). Какой позор, когда великие мужи считают служение истинному Богу ниже своего достоинства и не желают до него снисходить, и в то же время унижаются, кланяясь идолу! Существует мнение, что здесь звучит угроза о том, что ничтожные люди будут повержены ниц, а великие унижены судами Божьими, когда те придут в действие.
Стихи 10−22. Здесь пророк продолжает показывать, какому опустошению подверглась бы земля иудеев, когда Бог оставил бы их. Это может относиться, в частности, к разорению сначала со стороны халдеев и впоследствии со стороны римлян. Либо же речь идет, в общем, о приеме, к которому прибегает Бог, чтобы пробудить и смирить гордых грешников и избавить их от заносчивости, с которой они полагаются на себя более, нежели на Господа. Здесь повествуется о том, что рано или поздно Бог найдет выход:
I. Как испугать и пробудить беспечных грешников, которые проповедуют себе мир и бросают вызов Богу и Его судам: «Иди в скалу (ст. 10); Бог настигнет тебя такими ужасными судами и поразит такими мрачными предчувствиями о них, что ты будешь вынужден идти в скалу и скрыться в землю от страха Господа. Ты лишишься храбрости и станешь дрожать от шелеста листвы; и будешь издыхать от страха (Лк 21:26), и побежишь, когда никто не гонится за тобой» (Притч 28:1). С той же целью: и войдут люди в расселины скал и в пропасти земли, в самые темные и глубокие места (ст. 19); и скажут они горам: «покройте нас», и холмам: «падите на нас», хоть раздавите, лишь бы укрыли (Ос 10:8). Это, в частности, имело место при разрушении Иерусалима римлянами (Лк 23:30) и верно в отношении гонения языческих сил (Откр 6:16). И все от страха Господа и от славы величия Его увидят Бога в огне поядающем, а себя как солому перед Ним, когда Он встанет, чтобы охватить края земли и стряхнуть с нее нечестивых (Иов 38:13), чтобы поколебать и выбить из-под них все земные опоры и оплоты, к которым они себя прикрепили. Следует заметить:
(1) Окрест Бога страшное великолепие, его слава рано или поздно заставит нас всех бежать перед Ним.
(2) Кто не желает бояться Господа и бежать к Нему, тот будет вынужден испугаться Его и бежать от Него в убежище лжи.
(3) Кого преследует Божий гнев, тому глупо надеяться избежать его, спрятаться или укрыться от него.
(4) Все земное будет сокрушено; оно подвержено сотрясениям и скорому распаду.
(5) Сокрушение земли ужасно и станет кошмаром для тех, чье сердце всецело привязано к земному.
(6) Тщетно надеяться найти убежище в пропастях земли, когда сама земля сотрясается; убежища тогда не будет нигде, кроме как в Боге и в горнем.
II. Как смирить и унизить гордых грешников, которые принимают важный вид и думают о себе высоко, а обо всех вокруг презрительно: поникнут гордые взгляды человека (ст. 11). Глаза, смотрящие свысока, и лица, на которых написана вся гордость сердца, падут ниц от позора и отчаяния. И высокое людское унизится, дух людей будет сломлен, они предадутся унынию и станут стыдиться того, чем раньше гордились. Это повторяется еще раз: и высокое людское унизится (ст. 17). Следует заметить, что гордыне тем или иным образом предстоит падение. Человеческое высокомерие будет принижено либо Божьей благодатью, которая убедит людей, что их гордость большое зло, и облачит их в смирение, либо Божьим провидением, которое лишит их всего, чем они гордились, и унизит их. Наш Спаситель неоднократно провозглашал принцип: кто возвышает себя, тот унижен будет; таковой либо уничижит себя истинным покаянием, либо Бог унизит его и заклеймит позором. Итак, здесь говорится:
1. Почему это произойдет: потому что один Господь будет высок. Следует заметить: гордых непременно будут поносить, потому что только Бог возвеличится. Бог смиряет гордых к чести Своей силы; тем самым Он доказывает, что является Богом и опровергает притязания Иова на соперничество с Собой: «Посмотри на все гордое и смири его... тогда и Я признаю...» (Иов 40:6−9). А также к чести Своей справедливости. Гордые соревнуются с Богом, Который ревнует о Своей собственной славе и не потерпит, чтобы люди присваивали себе или давали друг другу надлежащее только Ему. Кроме того, гордые противостоят Богу, противятся Ему, поэтому Он противится им; ибо Господь будет превознесен в народах (Пс 45:11), и грядет день, когда Он один будет превознесен и низложит всякое начальство и всякую власть и силу (1Кор 15:24).
2. Каким образом это произойдет посредством смиряющих судов, которые подавляют и унижают людей: день Господа Саваофа (ст. 12), день Его гнева и суда, грядет на все гордое. Сейчас Бог смеется над их оскорбительным высокомерием, ибо видит, что приходит день Его, который обрушится на гордых, не дав им опомниться (Пс 36:13). Здесь говорится, что день Господа грядет на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся. Как отмечает Иероним, о кедрах говорится, что они хвалят Господа (Пс 148:9) и являются древами Господа (Пс 103:16), Его насаждением (Ис 41:19), тем не менее Божий гнев обрушивается на кедры, символизируя (по словам Иеронима), что кто-то из людей каждого ранга, кто-то из великих мужей спасется, а кто-то погибнет. В качестве примера силы Божьего голоса приводится тот факт, что он сокрушает кедры (Пс 28:5), а здесь говорится, что день Господа грядет на кедры, кедры Ливанские, которые были самыми стройными и статными; и дубы, дубы Васанские, которые были самыми крепкими и сильными; на природные высоты и крепости на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы (ст. 14), нависающие над долинами и как будто упирающиеся в небеса; и на все созданные руками людей оплоты, на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену (ст. 15). Это следует понимать (1) как прообразы гордых людей, которые по своему собственному представлению похожи на кедры и дубы, твердо укоренившиеся, неподвластные никакой буре, глядящие на всех окружающих, как на кусты; они высокие горы и возвышающиеся холмы, которые как будто наполняют землю и находятся в центре внимания, считая себя непоколебимыми, хотя они беззащитнее всех перед ударами Божьего грома. Feriuntique summos fulmina montes Самые высокие горы более всего уязвимы для молний. Перед силой Божьего гнева эти горы распадаются и холмы, как воск, тают (Авв 3:6; Пс 67:9). Эти хвастливые люди, подобные высоким башням, на которых висят колокола, создающие много шума, и на которых устанавливаются грохочущие и убивающие пушки, эти оградительные стены, укрепляющие себя своей природной дерзостью и окапывающиеся в траншеях своей твердости, будут повержены ниц.
(2) Как конкретизацию того, чем они гордятся, на что уповают и чем хвалятся. День Господа грянет на все, на что они полагаются, считая своей силой и гарантиями безопасности; Господь возьмет всё оружие их, на которое они надеялись. Хвалились ли жители Ливана своими кедрами, а жители Васана своими дубами, которых не было ни в одной другой земле? День Господа снесет с лица земли эти кедры, дубы и дома, из них построенные. Хвалился ли Иерусалим окружавшими его горами и своими неприступными укреплениями, стенами и бастионами? День Господа сравняет их с землей. Кроме всего того, на что уповали как на силу и безопасность, гордились также [1] своей торговлей за пределами страны; однако день Господа грядет и на все корабли Фарсисские; они разобьются, как было с кораблями Иосафата, пойдут ко дну в море или потерпят крушение в гавани. Завулон был пристанью корабельной, но теперь уже не станет радоваться своему выходу. Когда Бог наводит на людей разорение, Он может потопить все их доходные отрасли. [2] Своими красотами дома; однако день Господа грядет на все приятные картины (англ. пер., ст. 16), на корабельные росписи (существует такое толкование) или на затейливые полотна, привезенные на кораблях из других стран, возможно, из Греции, которая впоследствии славилась своими живописцами. И на все, прекрасное для созерцания (существует такое чтение). Возможно, речь идет о портретах родственников, и по этой причине они названы приятными, или богов, изображения которых были прелестными в глазах идолопоклонников; или же картинами восхищались благодаря высокому качеству красок и мазков. В написании картин и украшении ими наших жилищ нет ничего страшного при условии, что не нарушается ни вторая, ни седьмая заповеди. Однако если мы причисляем картины к приятным сердцу вещам, обожаем их и гордимся ими, тратим на них средства, предназначенные для благотворительности, прикипаем к ним сердцем, то это может привести к тому, что Бог отнимет от нас все эти суетные украшения, поскольку это недостойно людей, обладающих таким множеством важных вещей, приносящих радость.
III. Как заставить идолопоклонников устыдиться своих кумиров, привязанности, которую к ним испытывали, и почтения, которое им оказывали: и идолы совсем исчезнут (ст. 18). Тогда будет высок один Господь (ст. 17), Который покроет стыдом не только гордых людей, превозносившихся перед Ним, подобно фараону, но, главным образом, все их воображаемые божества, соперничающие с Ним за святые почести. Они исчезнут, исчезнут совсем. Друзья оставят их, а враги уничтожат, так что тем или иным образом от них совершенно избавятся. Итак, посмотрите на (1) тщетность ложных богов: они не способны обезопасить себя, тем паче своих поклонников.
(2) Победу над ними истинного Бога, ибо велика истина и она победит. Дракон пал перед ковчегом, Ваал перед Господом Богом Илии. Боги язычников будут истреблены (Соф 2:11) и постепенно исчезнут (Иер 10:11). Законный Владыка восторжествует над всеми притворщиками. И поскольку Бог уничтожит идолов, то и поклонники оставят их, либо, будучи Божьей благодатью убежденными в их суетности и лживости (подобно Ефрему, сказавшему: что мне еще за дело до идолов?), либо на собственном печальном опыте, слишком поздно убедившись в их неспособности помочь и отчаявшись получить от них утешение (ст. 20). Когда люди сами от страха перед Божьими судами побегут в расселины скал и в пропасти земли и увидят, что попытки спастись таким образом тщетны, они выбросят своих идолов (которых сделали себе богами и надеялись, что те будут им друзьями в нужде) кротам и летучим мышам куда-либо с глаз долой, чтобы, освободившись от лишнего бремени, войти в ущелья скал... от страха Господа (ст. 21). Следует заметить: [1] кого невозможно убедить избавиться от грехов, того рано или поздно будет гнать от них страх. [2] Бог способен сделать так, что люди пресытятся до тошноты идолами, которых больше всего обожали, даже идолами из серебра и золота, самыми драгоценными. Алчные делают серебро и золото своими кумирами, деньги своим богом; но придет время, когда идолы им покажутся таким же бременем, как некогда были упованием; вместо защиты они ощутят свою уязвимость, когда идол начнет искушать их врагов, топить их корабли, замедлять их побег. Бывали случаи, когда моряки выбрасывали в море кладь, даже пшеницу (Иона 1:5; Деян 27:38), и сирияне побросали одежду при торопливом побеге своем (4Цар 7:15). Возможно также, что люди выбрасывают это в гневе на самих себя, за то что опирались на такую трость надломленную (см. Иез 7:19). Здесь идолопоклонники выбрасывают своих идолов, потому что стыдятся их и собственной глупости того, что доверились им; или же боятся, что идолов найдут у них, когда повсюду Божьи суды; так же и вор выбрасывает награбленное, когда его ищут или преследуют. [3] Темнейшие норы, где обитают кроты и летучие мыши, самое подходящее место для идолов, у которых есть глаза, но не видят; и Бог может заставить людей выбросить туда собственных идолов (Ис 30:22), когда они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для них (Ис 1:29). И постыжен будет Моав ради Хамоса, как дом Израилев постыжен был ради Вефиля (Иер 48:13). [4] Может быть и так, что грех покажется отвратительным и его оставят, но без истинного покаяния, он опротивеет от пресыщения, а оставлен будет от отсутствия подходящих условий для его совершения, а покаяние совершится не от истинной любви к Богу, а лишь из рабского страха перед Его гневом.
IV. Как заставить полагавшихся на мышцу плотскую стыдиться своего упования: «Перестаньте вы надеяться на человека» (ст. 22). Божье провидение скажет вам об этом громко, поэтому внемлите предостережению заблаговременно, чтобы вам предотвратить беспокойство и позор разочарования, и рассудите, (1) как слаб человек: его дыхание в ноздрях его, выходит с каждым мгновением и вскоре уйдет навсегда и окончательно. Человек создание смертное и может умереть быстро; наши ноздри, в которых дыхание, относятся к наружным частям тела. Что такое стоящий у дверей, готовый уйти? Мало того, двери наших ноздрей всегда открыты, и дыхание может ускользнуть из них мгновенно, а мы не успеем и заметить. И где же человек, на которого рассчитываем? Увы, никак нельзя на него полагаться, ибо он не тот, кем кажется, на что претендует и кем мы его себе вообразили. Человек похож на суету, более того, он и есть суета, сама суета, даже ничтожнее и легче суеты, когда его взвесишь на весах святилища. А посему:
(2) Как мудр переставший надеяться на человека!» Таков наш долг, и в наших интересах сделать это. «Не надейтесь на человека, не надейтесь даже на самых великих и могущественных, перестаньте надеяться. Не обращайте свой взор на силу человека, ибо она вторична, зависима и имеет предел; не от человека исходит суд над вами. Да не будет он вашим страхом и не станет вашим упованием; смотрите же вверх на силу Бога, от которой зависит и которой подчиняется сила всех людей. Бойтесь Его гнева, добивайтесь Его благосклонности, призовите Его в помощь и уповайте на Господа Бога своего».
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 2 глава