Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 17 глава

Толкование Мэтью Генри


Сирия и Ефрем объединились против Иуды (Ис 7:1−2); и раз они так тесно были связаны своим заговором, то в данной главе, хотя она и названа «Пророчество о Дамаске» (главном городе Сирии), звучит также и приговор Израилю.

I. Здесь предсказывается уничтожение укрепленных городов Сирии и Израиля (ст. 15 и 9−11).

II. В разгар суда Господь не забывает о милости к Израилю и помнит о данном ему благодатном обетовании, что остаток Израиля будет убережен от бедствий, которые обратятся ему же во благо (ст. 68).

III. Предсказывается поражение ассирийской армии, прежде чем Иерусалим станет ее мишенью (ст. 12−14). В хронологическом порядке данной главе следовало бы находиться после главы 9, потому что предсказанное в ней уничтожение Дамаска произошло в царствование Ахаза (4Цар 16:9).

Стихи 1−5. Здесь звучит пророческое слово о бремени Дамаска. Халдейский парафраз излагает это так: «Бремя чаши с проклятием, которую предстоит испить Дамаску». Десять колен, заключив союз с сирийцами, так же должны были пригубить из этой чаши исступления, пущенной по кругу.

1. Сам Дамаск, главный город Сирии, будет разрушен: дома, вероятно, сожжены, по крайней мере, стены, ворота и укрепления будут снесены до основания, население же уведут в плен, так что на этот раз Дамаск исключается из числа городов, причем он даже не превратится в деревню, а будет грудою развалин (ст. 1). Такую работу опустошения совершает над городами грех.

2. Жители оставят свои селения из страха или по принуждению со стороны захватчиков: города Ароерские (название провинциальной местности в Сирии) будут покинуты (ст. 2); завоеванный народ не осмелится в них жить, а завоевателям они без надобности: ведь селения захватили развлечения ради, а не по необходимости, так что места, приспособленные для проживания людей, останутся для стад, которые будут отдыхать там без опаски, потому что никто их не побеспокоит и не прогонит. Величавые дома превратятся в овчарни. Нас удивляет, что великие завоеватели гордятся тем, что становятся врагами всего человеческого рода. Но, какими бы неправедными ни были они, праведен Бог, определивший, чтобы эти города извергли вон своих жителей, которые своим нечестием сделали самих себя отвратительными; чем служить приютом дерзким бунтарям против Бога и добродетели, лучше пусть там отдыхают стада.

3. Крепости Израиля, царства десяти колен, превратятся в руины: не станет твердыни Ефремовой (ст. 3), которая в Самарии, то же касается и всех остальных. Объединение десяти колен с сирийцами с целью вторжения в Иудею было противоестественным, а посему соучастники в грехе станут соучастниками в погибели, причем справедливо. Когда не станет твердыни Ефремовой, в результате чего Израиль лишится своей силы, тогда же не станет и царства Дамасского, что означает крах Сирии. Сирийцы были зачинщиками в заговоре против Иудеи, поэтому будут наказаны первыми и кара будет самой болезненной; и поскольку они хвалились своим союзом с Израилем, то теперь, когда Израиль ослаблен, пожалеют о своем хвастовстве: «С ними будет то же, что со славою сынов Израиля. То малое число, которое останется от сирийцев, окажется в таком же жалком и презренном положении, как и сыны Израилевы; слава Израиля не принесет им ни облегчения, ни доброго имени». Греховные союзы перестанут служить заговорщикам силой и опорой, когда их постигнут Божьи суды. Видите, что становится со славой Иакова, когда Бог спорит с ним, и как мало оснований было у Сирии гордиться подобием славы Иаковлевой.

(1) Слава зачахнет, как больной туберкулезом (ст. 4). Слава Иакова заключалась в числе его потомков, недаром это великое множество сравнивалось с песком морским; теперь же слава Иакова умалится, когда многие погибнут и останется совсем мало. Тогда тучное тело его, предмет его гордости, дававший ему ощущение безопасности, сделается тощим, от тела нации останется лишь скелет, ничего только кожа и кости. Израиль умер от затяжной болезни; царство десяти колен угасало постепенно; Бог стал для него как моль (Ос 5:12). Такова вся слава мира сего: она быстро увядает и становится тощей, тогда как духовному потомству Иакова уготована в безмерном преизбытке вечная слава, которая не подвержена разрушению и никоим образом не убывает тук Божьего дома, который не сделается тощим.

(2) Всю славу соберет и унесет ассирийское войско, подобно тому как земледелец собирает и уносит с поля хлеб (ст. 5). Хлеб слава полей (Пс 64:14), но после жатвы и сбора урожая где слава? Из-за своих грехов люди созрели для погибели, а их слава выкошена и унесена прочь так же быстро, просто, законно и бесповоротно, как зерно, которое земледелец уносит после жатвы с поля. Божьи суды сравниваются со спущенным сверху серпом, когда жатва созрела (Откр 14:15). И победившее войско, подобно старательному жнецу в долине Рефаимской (где созревало превосходное зерно), не оставит ни единого колоска и не утратит ничего из попавшего к нему в руки.

Стихи 6−8. Здесь делается отступление и сообщается о милости, приберегаемой в разгар суда для остатка, который избежит общего краха царства десяти колен. Хотя ассирийцы со всей тщательностью позаботились, чтобы никто не ускользнул из их сети, тем не менее смиренные земли укрылись в день Божьего гнева и, получив жизнь в добычу, благополучно удалились в землю Иуды, где обладали привилегиями обитателей Божьих дворов.

1. Речь идет об остатке, очень малом остатке, отмеченном к сохранению: и останутся у него несколько виноградин (англ. пер., ст. 6). Основная масса народа отправилась в плен, однако то здесь то там кое-кто остался; возможно так из двоих на одной постели: один возьмется, а другой будет оставлен (Лк 17:34). Тем не менее самые опустошительные суды в этом мире не идут ни в какое сравнение с последним судом, который будет всеобщим, и никому не удастся убежать. Во времена величайших бедствий некоторые сохраняются, равно как и во времена величайшего упадка некоторые остаются чистыми. И если так мало спасшихся, то следует предположить, что намного большая часть уведена в плен; оставшиеся напоминают лишь жалкие остатки маслин на дереве, после того как его тщательно оббил хозяин; если и останутся две-три ягоды на самой вершине (там, куда оббивающие не могут дотянуться), то это все. Таков же и остаток, сохранившийся по избранию благодати, он слишком мал по сравнению со множеством идущих по пространному пути.

2. Это будет освященный остаток (ст. 7−8). Сохранились те немногие, кто пред лицом надвигающегося суда покаялся и исправил свой образ жизни, поэтому-то они и выхвачены, как головни из огня; или же, став беженцами, скрывающимися в чужой стране, они пробудились (частично благодаря осознанию милости, которая выделила их из числа других и освободила, и частично от затруднений, в которых они до сих пор пребывали), чтобы вернуться к Богу.

(1) Они обратят свой взор к Творцу и спросят: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи, в ночи такой скорби, как эта? (Иов 35:10−11). Во всех касающихся их событиях они увидят Его руку руку милующую и руку карающую и покорятся этой руке. Они воздадут Господу славу, подобающую Его имени, и Его провидение возымеет на них должное действие. Они будут ждать облегчения и поддержки от Бога и полагаться на Его помощь. И глаза их будут устремлены к Нему, как очи рабов обращены на руку господ их (Пс 122:2). Примите во внимание, что чтить Бога во все времена это наш долг; нам надлежит обращать свой взор к Нему как к своему Создателю (автору нашего бытия и Богу природы) и как к Святому Израилеву Богу, заключившему завет с нами, и Богу благодати; в частности, когда мы переживаем скорби, нам нужно устремить глаза к Господу, чтобы Он извлек из сети ноги наши (Пс 24:15). Замысел Его провидения в том и состоит, чтобы привести нас к этому, поскольку Он наш Создатель, таково же предназначение и Его благодати, поскольку Он Святый Израилев.

(1) Они отведут свой взор от идолов, созданных их собственным воображением, и больше не станут поклоняться им, обращаться к ним и ждать от них облегчения. Свой взор надлежит обращать к одному только Богу, иначе Он сочтет, что Его вообще не принимают во внимание. Взирающий на своего Создателя не должен смотреть на жертвенники, на дело рук своих, но отречься от таковых и выбросить их вон, не должен никоим образом удерживать взор на том, что сделали персты его, но разбить на куски, даже если речь идет о собственном изделии о рощах или о кумирах (англ. пер., ст. 8). Речь идет о кумирах, созданных в честь солнца, посредством которых люди поклонялись светилу, самый древний и самый обманчивый при своей внешней благовидности вид идолослужения (Втор 4:19; Иов 31:26). У нас есть основания почитать за счастье те скорби, которые встали между нами и нашими грехами, равно как почитать за счастье осязаемые обличения в суетности мира (наибольшего из идолов), которые остудили нашу любовь к миру и заставили разочароваться в ожиданиях от него.

Стихи 9−11. Здесь пророк возвращается к предсказанию об ужасном опустошении, которое нанесет израильской земле ассирийское войско.

1. Жители оставят свои города. Даже укрепленные города, защищавшие ранее страну, не смогут защитить себя сами: они будут, как оставленный сук и ветвь на самой верхушке старого дерева, которое уже развалилось и осталось без листьев (англ. пер., ст. 9) одна эта голая, высохшая, мертвая ветвь заметна вверху; так же будут выглядеть и эти укрепленные города, когда жители оставят, а победившее войско врага разграбит и обезобразит их. Они станут похожи (можно добавить) на города, оставленные хананеями, жившими там издавна, когда Бог высокой рукой привел туда сынов Израилевых, чтобы они завладели этой доброй землей и городами, которых не строили. Подобно тому как хананеи бежали тогда от Израиля, так же и Израиль побежит теперь от ассирийцев. В этом исполнилось слово Господа, а именно: если израильтяне будут творить такую же мерзость, то земля свергнет их с себя, как она свергнула народы, бывшие прежде них (Лев 18:28), а также: пока Бог был на их стороне, один из них прогонял тысячу, когда же они сделали Господа своим врагом, то тысяча израильтян побежит от угрозы одного; так что города превратятся в пустыню согласно предупреждениям, прозвучавшим в законе (Лев 26:31; Втор 28:51).

2. Опустошение страны (ст. 10−11). Здесь примите во внимание:

(1) какой грех побудил Бога навести столь сильное разорение на эту прекрасную землю. Это произошло в результате беззакония народа, живущего там. «Ибо ты забыл Бога спасения твоего и все случаи великого спасения, которое Он совершал ради тебя, забыл о своей зависимости от Господа и о своих обязательствах перед Ним и не воспоминал о скале прибежища твоего, забыл Того, Кто не только Сам скала, но и Кто неоднократно был твоим прибежищем, иначе ты уже давно разорился бы и погиб». Следует заметить: Бог нашего спасения это скала нашего прибежища; и в основе всякого греха лежит наша забывчивость и невнимательность по отношению к Господу. Оттого мы извратили путь свой, что забыли Господа Бога своего, и таким образом губим себя.

(2) Израильтяне усугубили свое разорение тем, что сильно старались улучшить эту землю, сделать ее еще более прекрасной. [1] Посмотрите на землю во время посева вся она была прекрасна, как сад, как виноградник; прекрасная земля была богата прекрасными растениями, самыми отборными их видами; так нет же: ее обитатели оказались столь требовательными и привередливыми, что посылали во все соседние страны за черенками незнакомых видов, будучи недовольны собственными и думая, что те более ценны, потому что не знакомы, не распространены, привезены издалека и дорого стоят, хотя, возможно, произраставшие на их земле были ничем не хуже. Это один из примеров гордости и тщеславия израильтян и (что было фатальной ошибкой) их стремления быть подобными прочим народам. Пшеница и мед, и масло были основными продуктами потребления и товаром израильтян (Иез 27:17); но им этого мало, нужны еще цветы и овощи с незнакомыми названиями, ввезенные из других стран, и следует позаботиться и прилежно потрудиться в парниках, чтобы их вырастить; нужно удобрить почву и укрыть растения под стеклом, а садовникам надлежит вставать ранним утром, чтобы посеянное зерно дало буйные всходы лучше, чем у соседей. Верно и то, что нельзя совсем пренебрегать природными красотами, но неразумно чрезмерно ими восхищаться и тратить на них время, деньги и усилия сверх того, что они заслуживают, как зачастую поступают многие. Но здесь данный пример приводится, по-видимому, чтобы показать, насколько трудолюбивы были израильтяне в возделывании земли и какие надежды на нее, соответственно, возлагали; они ничуть не сомневались, что их растения будут пышно расти и цвести. Однако [2] посмотрите теперь на ту же землю во время сбора урожая: вся она как пустыня, жалкое место, наводящее тоску даже на зрителей, тем паче на собственников; ибо не куча жатвы будет (все вперемешку), но скорбь жестокая. Раньше сбор урожая был временем радости, пения и ликования (Ис 16:10), но эту жатву съест голодный (Иов 5:5), из-за чего день жатвы станет днем скорби, тем более что растения были хорошими и дорогими (ст. 10), соответственно высокими были и ожидания. День жатвы подчас становился днем скорби и раньше, если всходы зерна были скудными, а погода неподходящей, тем не менее в таком случае оставалась надежда, что следующий урожай будет лучше. Теперь же наступила безнадежная скорбь, потому что люди не только станут свидетелями того, как отнимут их урожай за год, но и сама земля поменяет своих владельцев, которыми станут ее завоеватели. Читаем на полях: урожай переместится (в стан или в страну врага, Втор 28:33) в день наследия (когда ты думал унаследовать его), и будет скорбь жестокая. Вот веская причина, почему не следует собирать сокровища из тех вещей, которых мы быстро можем лишиться. Не лучше ли избрать благую часть, которая никогда не отнимется у нас?

Стихи 12−14. В данных стихах вынесен приговор вредителям и грабителям Божьего народа. Если ассирийцы и израильтяне вторгнутся в Иудею и разорят ее, если ассирийское войско уведет Божий народ в плен и опустошит его страну, то пусть знают, что их жребием и уделом станет крах. Здесь враги представлены (1) торжествующими над Божьим народом. Они полагались на свое число. Ассирийское войско состояло из представителей разных народов: народов многих (ст. 12), массой которых ассирийцы надеялись осуществить свое дело. Они наделали много шума, подобного рокоту морских волн; они хвастались, грубили, угрожали и запугивали Божий народ, чтобы не встретить сопротивления с его стороны, запугивали и всех его союзников, чтобы те не пришли ему на помощь. Сеннахирим и Рабсак в своих речах и посланиях делали много шума, чтобы вселить ужас в Езекию и его народ; народы, последовавшие за ними, ревели, как ревут сильные воды и как силачи, которые грозят снести все на своем пути. Возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои: такой шум поднимают люди, причем язычники, когда приходят в ярость (Пс 2:1; Пс 92:3).

(2) Побежденными судами Божьими. Они думали достичь своей цели посредством шума; но горе им (в русск. пер. увы, ст. 12), ибо Он погрозил им, то есть Бог, о Котором они меньше всего думали, Которого не принимали во внимание и перед Которым не благоговели, Он остановит их невидимой рукой, и тогда они далеко побегут. Сеннахирим, Рабсак и остатки их войска побегут в ужасе и будут гонимы собственными страхами, как прах по горам от ветра, перед которым горы открыты, и как пыль от вихря, как пух от волчцов (написано на полях); они уподобятся праху пред лицем ветра (Пс 34:5), и тогда Ангел Господень (как следует далее), тот же ангел, который убил многих из них, прогонит и остальных. Бог превратит их в нечто перекатывающееся, как пыль в вихре, и тогда погонит их бурею Своею и вихрем Своим приведет их в смятение (Пс 82:14,16). Следует заметить: Бог способен лишить врагов Своей Церкви мужества, когда они более всего отважны и самоуверенны, и заставить их пуститься врассыпную, когда они сплоченнее всего. Он сделает это внезапно: вечером они еще причиняли немало беспокойства и угрожали бедой Божьему народу, а прежде утра уже нет их (ст. 14). В ночное время они глубоко уснули, и именно ночью ангел обратил ассирийское войско в бегство (Пс 34:5−6). Бог может в любой момент поразить мощь врагов Своей Церкви, даже когда те выглядят весьма грозными; и это написано для ободрения народа Божия во все века, когда бы он ни посчитал себя слабее своих врагов, ибо участь грабителей наших такова, что их самих постигнет разорение. Бог будет защищать дело Своей Церкви, а всякий, кто мешает ей, делает это себе же во вред.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 17 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.