Довольно распространенным и позитивным явлением в пророчестве (даже если это риторический прием) является переход от предсказания о временном избавлении церкви к предсказанию о великом спасении, которое надлежало совершить в полноту времен Иисусу Христу. Прообразами этого великого спасения служили случаи временного избавления, о которых свидетельствовали все пророки; именно так их понимали иудеи древнего мира. Ибо что еще могло так усилить упование на Мессию ко времени Его пришествия? Пророчество об избавлении Иерусалима от Сеннахирима послужило поводом, чтобы здесь прозвучало пророчество о Христе Владыке.
I. О Его происхождении от дома Давидова (ст. 1).
II. О Его качествах, необходимых для совершения великого предприятия (ст. 2−3).
III. О справедливости и беспристрастности Его правления (ст. 3−5).
IV. О миролюбии Его Царства (ст. 6−9).
V. О приеме в Царство язычников (ст. 10), а с ними и остатка иудеев; и тем и другим предстояло объединиться в Царстве Мессии (ст. 11−16).
Всему этому Господь вскоре явит прообраз некое отдаленное представление во время славного царствования Езекии: продолжительный мир, которым насладится народ в его правление после краха замыслов Сеннахирима, и возвращение из рассеяния многих представителей десяти колен к своим братьям в земле Иудиной, когда там повсюду царило спокойствие.
Стихи 1−9. Ранее в этой проповеди пророк говорил о Младенце, Которому предстоит родиться, о Сыне, Который будет дан и на Чьих раменах владычество, говорил ради утешения народа Божия во время бедствий; так же за много веков до этого и Иаков перед своей смертью сказал о Примирителе, сказал ради утешения своих потомков в их скорбях в Египте. Пророк уже говорил, что распадется ярмо благодаря помазанию (англ. пер., Ис 10:27), а здесь он сообщает, кому предстоит быть помазанным этим помазанием. Исайя предсказывает, что:
I. Мессия в должное время произойдет от дома Давидова, как и та отрасль Господа, о которой пророк ранее сказал, что она явится в красоте и чести (Ис 4:2). Здесь употреблено слово Netzer, на которое (существует такое мнение) ссылается евангелист, говоря, что пророки в предсказаниях о Мессии изрекали: «Он Назореем наречется» (Мф 2:23). Здесь примите во внимание:
(1) Откуда произойдет отрасль от Иессея. Мессии надлежит быть сыном Давида, с которым заключен завет о царской власти и которому таковая обещана с клятвою, что от плода чресл его будет воздвигнут Христос (Деян 2:30). О Давиде часто говорится как о сыне Иессея, так же назван и Христос, потому что Он не только Сын Давидов, но и сам Давид (Ос 3:5).
(2) Скромность Его появления.
[1] Он назван отраслью и ветвью, оба эти слова здесь обозначают слабый, маленький и нежный росток, по некоторым толкованиям веточка, побег то, что можно легко сломать. Враги Божьей Церкви непосредственно перед этим сравнивались с сильными и величавыми деревьями (Ис 10:33), которые не срубишь, не приложив значительных усилий, Христос же уподобляется хрупкому ростку (Ис 53:2), но Он, тем не менее, одержит над ними победу.
[2] Здесь не случайно сказано, что Он произойдет не от Давида, а от Иессея, потому что Иессей жил и умер незнатным человеком, с его родом никто особо не считался (1Цар 18:18), и когда подчас Давида называли сыном Иессея, то в этом был оттенок презрения и поношения (1Цар 22:7).
[3] Он происходит от ствола (англ. пер., ст. 1), или пня, Иессеева. Несмотря на то что царский род (некогда подобный кедру) вымер и остался лишь пень, который почти сравнялся с землей и был неприметным среди полевой травы (Дан 4:12), тем не менее он снова оживет (Иов 14:7); более того, ветвь произрастет от корня его, почти погребенного в земле, как от корня цветущих растений зимой, когда стебли из них не появляются. Ко времени рождения Христа дом Давидов весьма сократился и лишился высокого положения в обществе, свидетельством чему служит неприметность и бедность Иосифа и Марии. Так началось уничижение Мессии, за подчинение Себя которому Он будет превознесен; и уже тогда Он тем самым показал, что Его Царство не от мира сего. В Халдейском парафразе данное место звучит так: «Из сынов Иессея произойдет Царь, и Мессия (или Христос) будет помазан из сынов его сыновей».
II. Мессия должен обладать всеми качествами, необходимыми для уготованного Ему великого дела; небесная роса должна поливать этот нежный побег так, чтобы он превратился в мощную ветвь, годную для царского жезла (ст. 2).
1. В общем, почиет на нем Дух Господень. Святой Дух со всеми Своими дарами и благодатями не только придет, но и останется и пребудет на Нем. Не по мере, но безмерно дан Ему Дух; в Нем обитает вся полнота Божества (Кол 1:19; Кол 2:9). И проповедовать Христос начал со слов: Дух Господень на Мне (Лк 4:18).
2. В частности, духу владычества каждый день надлежит готовить Мессию к суду, который Отец вверил и дал Ему власть производить (Ин 5:22,27). И это не все, Он еще должен стать источником и хранилищем всей благодати для верующих, чтобы от Его полноты все они могли получить Духа благодати, подобно тому как все члены тела получают бодрость духа от головы. У Него будет (1) дух премудрости и разума, дух совета и крепости; Он прекрасно разберется в деле, в котором Ему предстоит участвовать. Отца не знает никто, кроме Сына (Мф 11:27). Он Сам ознакомится и будет знать истины о Боге, которые Ему предстоит сообщить сынам человеческим (Ин 1:18). Он будет умело вести дела в своем духовном царстве во всех его подразделениях, чтобы оно соответствовало двум своим великим целям, которые суть слава Божия и благоденствие сынов человеческих. С мудростью Он определит условия завета и введет установления, ибо в Нем сокрыты все сокровища премудрости; Он будет нам советником и станет Божьей мудростью для нас.
(2) Дух крепости, или силы, или храбрости. Предприятие было весьма великим, надлежало преодолеть бездну трудностей, поэтому Его необходимо наделить способностью не ослабевать и не изнемогать (Ис 42:4). Христос славился тем, что храбро учил пути Божию истинно и не заботился об угождении кому-либо (Мф 22:16).
(3) Дух религии, или страха Божия (в русск. пер. благочестия, ст. 2). Являясь слугой Бога (англ. пер., Ис 42:1), Он не только Сам испытывает благоговейную любовь к Отцу и услышан Им за Свое благоговение (Евр 5:7), но и проявляет усердие в религии, и самим Своим предприятием будет способствовать ее развитию. Наша вера в Христа призвана поддержать в нас страх Господень, а отнюдь не преодолеть или вытеснить его.
III. Мессия должен быть точным, требовательным и очень тщательным в организации управления и в осуществлении переданных Ему полномочий: Дух, Которым Он облечется, поможет Ему страхом Господним исполниться (ст. 3) как бы обрести хорошее чутье, или тонкое обоняние (дословно), ибо способность души к восприятию часто описывается на примере деятельности органов чувств. Следует заметить:
(1) истинная и по-настоящему полезная прозорливость присуща людям, которые проявляют это качество в деле религии, имея страх Господень, который является как началом, так и вершиной мудрости.
(2) Если наши чувства духовного восприятия активны и мы страхом Господним исполнились, то на этом основании станет очевидно, что имеем Дух Божий. Кто знает, в чем состоит его долг и как его исполнять, тот имеет озарение свыше.
(3) Для того Иисусу Христу дан дух без меры, чтобы Он мог превосходно понимать Свое предприятие. Он понимал, и это проявилось не только в Его достойных восхищения ответах всем вопрошавшим (и еще раз доказало, что Он страхом Господним исполнился), но и в успешном осуществлении предприятия в целом. Он настолько великолепно утвердил великое дело религии (результативно позаботившись о чести Бога и о благополучии человека), что, надо признать, тщательно разобрался в деле.
IV. Управляя, Мессия справедлив во всех Своих действиях; Его правление будет столь же беспристрастным, сколь и мудрым. Он судит именно так, как Сам призывает судить и как хотел бы, чтобы судили Его Самого (Ин 7:24).
1. Не по наружности: будет судить не по взгляду очей Своих (ст. 3), но без предпочтений (Иов 34:19), не взирая ни на лица, ни на показную помпезность, и не по слуху ушей Своих решать дела, как обычно поступают люди, а вопреки народной молве, слухам и изложенному чужими устами; Он будет судить людей не по прекрасным словам, которые те произносят, говоря Ему Господи, Господи, и не по внешней благовидности явленных миру поступков, совершенных так, чтобы увидели другие, но по сокровенному сердца человеку и по внутренним принципам, которыми руководствуются люди и которым Он является непогрешимым свидетелем. Христос будет судить тайные дела человеков (Рим 2:16) и на их основании принимать решение, а не по собственным претензиям людей, не по их внешности (что было бы суждением по взгляду очей), не по мнению о них других людей (что было бы суждением по слуху ушей), но мы уверены, что Его суд по истине.
2. Он будет судить судом праведным: и будет препоясанием чресл Его правда (ст. 5). Он справедлив в организации Своего правления и препояшется правдою, которая будет постоянно Его окружать и не отойдет от Него, будет Его украшением и честью; Он препояшется для каждого Своего деяния и закрепит боевой меч праведностью; праведность будет Его силой, благодаря ей Он обретет ловкость в Своем предприятии, подобно человеку с препоясанными чреслами. Сообразуясь со Христом, Его последователи должны препоясать чресла истиною (Еф 6:14), и тогда будут безопасные времена. В частности, (1) Он по правде выступит за бедных и угнетенных, станет их защитником: Он будет судить бедных по правде (ст. 4); Он будет судить в пользу и в защиту тех, на чьей стороне правда, невзирая на то что они бедные мира, а потому, что они нищие духом. Таков долг правителей избавлять бедного и нищего (Пс 81:3−4), и, к Своей чести, Христос Царь нищих (Пс 71:2,4). Он будет дела страдальцев земли решать по истине; люди, переносящие причиненные им страдания с кротостью и терпением, подлежат особой заботе и защите свыше. Я, как глухой, не слышу, ибо Ты услышишь (Пс 37:13−14). Существует мнение, что читать следует так: Он будет обличать или исправлять кротких земли по справедливости. Если Его собственный народ, кроткие земли, допустят оплошность, то Он посетит жезлом беззаконие их.
(2) Он по правде выступит против Своих врагов гордых и притеснителей и жезлом уст Своих поразит землю (ст. 4): людей земли, которые притесняют других (Пс 9:38), людей мира, которые мыслят только о земном (Пс 16:14); таковых Мессия жезлом уст Своих поразит, словом уст Своих, предрекающим им ужас и погибель. Эти слова их настигнут и будут приведены в исполнение. И духом уст Своих, действием Своего Духа, по Своему слову и посредством слова Он убьет нечестивого. Он сделает это легко, одним только словом, как заставил пасть на землю пришедших схватить Его, когда сказал: это Я (Ин 18:6). Гнетущие страхи завладеют сознанием нечестивцев, гнетущие суды погубят их, их власть и все их преимущества; а в другом мире мучителям Его бедного народа воздастся вечными муками. Апостол применяет это к уничтожению человека греха, называя его беззаконником, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2Фес 2:8). В Халдейском парафразе данное место звучит так: Он убьет этого нечестивого Ромула, или Рим (как толкует г-н Хью Брутон).
V. При правлении Мессии будет великий мир и спокойствие, и это является объяснением сказанному в Ис 9:6, где Мессия назван Князем мира. Под словом «мир» подразумеваются два явления:
1. Единство, или согласие, которое символизируют образные обетования о том, что волк будет жить миролюбиво вместе с ягненком: люди самого свирепого и неистового нрава, которые раньше, бывало, «кусали и съедали» всех вокруг, изменятся под действием Христова Евангелия и благодати столь удивительным образом, что станут жить в любви даже к самым слабым, которые в прошлом сделались бы для них легкой добычей. Овцы теперь и не подумают обижать друг друга, как подчас делали прежде (Иез 34:20−21), даже волки будут жить в согласии с ними. Христос, будучи нашим миром, пришел, чтобы уничтожить всякую вражду и установить крепкую дружбу между своими последователями, особенно между иудеями и язычниками: когда множество и тех и других обратится в веру Христову, объединившись в один овечий двор, тогда волк и ягненок будут жить вместе; и волк не угрожал бы ягненку, и ягненок не боялся бы волка. Барс не только не разорвет козленка, но и будет лежать вместе с ним, даже детеныши их будут лежать вместе и воспитываться в благодатном дружелюбии, чтобы это сохранилось навсегда. Лев лишится своей ненасытности, как вол, будет есть солому, что (существует мнение) делали все хищные звери до грехопадения. Аспиды и змеи перестанут быть ядовитыми, так что родители будут разрешать своим младенцам играть с ними и протягивать руку к их гнездам. Порождения ехиднины станут потомством святых, а извечному сетованию на то, что homo homini lupus — человек человеку волк, будет положен конец. Населяющие святую гору будут жить так же дружно, как и твари, взятые Ноем на ковчег, что станет способом их сохранения, ибо они не будут делать зла и вреда друг другу, как было раньше.
(1) Это исполнилось в чудесном воздействии Евангелия на души принявших его непритворно; Евангелие изменяет естество и превращает того, кто некогда попирал кротких земли, не только в такого же кроткого, но и в любящего их. Когда Павел, который раньше преследовал святых, сам присоединился к ним, тогда волк стал жить вместе с ягненком.
(2) Некоторые охотно уповают на дальнейшее исполнение этого в последние дни, когда мечи перекуют на орала.
2. Безопасность, или надежность. Христос, наш Великий Пастырь, возьмет на Себя заботу о стаде, чтобы желающие обидеть овец не сделали этого. Не только овцы перестанут вредить друг другу, но и никакому врагу извне не удастся причинить им зло. Сама сущность бед и смерти изменится настолько, что они не смогут принести настоящего вреда, более того, не станут причиной гибели кого-либо из обитающих на святой горе. И кто или что сделает нам зло, если мы будем последователями Самого Добра? (см. 1Пет 3:13). Божий народ избавится не только от зла, но и от страха перед таковым. Даже младенец, нисколько не ужасаясь, будет играть над норою аспида. Благословенный Павел поступает так же, когда говорит: «Кто отлучит нас от любви Божией?» и: «Смерть! где твое жало?» И наконец, примите во внимание, каким будет следствие и что станет причиной такого удивительного смягчения и улучшения характера людей посредством Божьей благодати.
1. Следствием будет податливость и желание получать наставления: малое дитя будет водить тех, кто раньше отвергал власть над собою сильнейших людей. Кальвин считает, что речь идет о добровольном подчинении людей служителям Христовым, которым надлежит наставлять с кротостью и не прибегать к грубому насилию, но уподобиться детям (Мф 18:3; см. 2Кор 8:5).
2. Причиной будет познание Бога. Чем лучше человек знает Господа, тем больше он расположен к миролюбию. Люди станут жить в любви, ибо земля будет наполнена ведением Господа, которое вытеснит из людских сердец враждебность. Чем ближе мы знакомы с Богом любви, тем больше преобразуемся в тот же образ и тем сильнее привязываемся ко всем, кто носит Его образ. Земля будет полна ведением Господа, подобно тому как бассейны морей наполнены водой, таким глубоким и основательным, обширным и всеобъемлющим будет это знание, так далеко оно будет простираться и надежно храниться. На основании Евангелия Христова можно достичь намного большего ведения о Господе, нежели на основании Моисеева закона; и тогда как в то время Бога знали только в Иудее, теперь все будут знать Его (Евр 8:11). Знание, которое сеет раздор между людьми, напрасно называется знанием; истинное же ведение Господа водворяет мир.
Стихи 10−16. Здесь приводится еще одно пророчество о расширении и успехе царства Мессии, представленное прообразом в виде процветающего иудейского царства в самом конце правления Езекии после поражения Сеннахирима.
I. Данное предсказание частично исполнилось, когда великие дела, совершенные Господом для Езекии и его народа, стали знаменем, привлекавшим к Иудее соседние народы и побуждавшим их вопрошать о чудесах, сотворенных в этой земле, именно с таким поручением пришли послы от вавилонского царя. К иудеям обратились язычники; в те дни Иерусалим и остальные поселения иудеев были знамениты (ст. 10). Тогда многие израильтяне из царства десяти колен, вынужденные после разорения своей земли ассирийским царем бежать в поисках пристанища во все окружающие страны (некоторые из которых были весьма далеки, включая острова на море), воодушевились вернуться в собственную страну и встать под защиту и правление царя Иудеи, тем паче потому, что именно ассирийское войско погубило их страну и не было разбито. Об этом сказано как о возвращении во второй раз (в русск. пер., снова, ст. 11), то есть Господь явит такую же силу и такую же благость и народ переживет такое же возрождение, как и во время первого освобождения из Египта. И тогда будут собраны и отведены домой изгнанники Израиля, а также рассеянные Иудеи, которые при приближении ассирийского войска перебрались в другие места ради собственной безопасности. Длительная взаимная вражда между Ефремом и Иудой будет забыта, и они объединятся в борьбе против филистимлян и других своих общих врагов (ст. 13−14). Следует заметить: люди, разделившие общую участь в скорбях и милостях, в опасностях и избавлении, должны, памятуя о таковых, объединиться ради общей безопасности и защиты; и вероятно, Церкви будет хорошо, когда Ефрем и Иуда сообща противостанут филистимлянам. И тогда, какие бы трудности ни встретились на пути возвращения из рассеяния, Господь найдет тот или иной способ устранить таковые, подобно тому как Он высушил Чермное море и Иордан, выводя Израиль из Египта (ст. 15), и вел народ в Ханаан через все непреодолимые препятствия огромной и унылой пустыни (ст. 16). Подобное или равное тому Бог совершит снова, в этот второй раз. Когда наступит Божье время для избавления Своего народа, тогда горы сопротивления станут пред Богом равнинами. А посему не будем отчаиваться, если нам кажется, что с интересами Его Церкви не считаются; Господь способен быстро превратить мрачные дни в славные.
II. Кроме того, предсказание имело отношение к дням Мессии и к принятию язычников в Его Царство, ибо такое приложение сказанному в стихе 10 (продолжением чему являются следующие стихи) находит апостол: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут (Рим 15:12). Это ключ к пророчеству, говорящему о Христе как о корне Иессеевом или как об отрасли от корня Иессеева (ст. 1), ростке из сухой земли (Ис 53:2). Он корень Давидов (Откр 5:5), корень и потомок Давида (Откр 22:16).
1. Он станет, или будет воздвигнут, как знамя для народов. Во время распятия Христа Он был вознесен от земли, чтобы, подобно знамени или маяку, привлечь к Себе взоры и сердца всех людей (Ин 12:32). Он воздвигнут, как знамя проповеди бессмертного Евангелия, во время которой духовные служители, подобно знаменосцам, поднимают знамя Его любви, чтобы увлечь нас к Нему (Песн 1:3), и знамя Его истины, под которым мы можем вступить в Его войско, чтобы участвовать в святой брани против сатаны. Христос знамя для тех рассеянных чад Божиих, которых надлежит собрать воедино (Ин 11:52), и Он центр, вокруг которого они объединятся.
2. К Нему обратятся язычники. Мы читаем, что Его искали эллины (нам хочется видеть Иисуса, Ин 12:21), и по этому случаю Христос сказал о Своем прославлении, которое привлечет к Нему всех. Апостол читает из Септуагинты (или, возможно, Септуагинта приводит слова апостола в изданиях, вышедших по рождеству Христову): на Него язычники надеяться будут; они обратятся к Нему, полагаясь на Него.
3. И покой его будет слава. Одни считают, что речь идет о смерти Христа (победа на кресте сделала славной даже смерть), другие думают, что о Его вознесении, когда Он сел, чтобы обрести покой, одесную Бога. Но, скорее, речь идет о евангельской Церкви о той горе Сион, в отношении которой Христос сказал: «Это покой Мой...» и в которой Он обитает. Хотя и презираема миром, но облачившись в благолепие святыни, она обрела истинную славу и стала престолом славы (Иер 17:12).
4. К Мессии соберутся как иудеи, так и язычники (ст. 11): остаток и тех и других, сравнительно малый остаток вернувшихся как бы с большим трудом и риском. Подобно тому как прежде Господь избавлял Свой народ и собирал его из всех стран, куда люди разбегались (Пс 105:47; Иер 16:15−16), так же поступит и снова, еще одним способом сильным действием Духа благодати и Словом. Он прострет руку Свою для совершения сего; Он явит силу Свою, и в этом откроется мышца Господня.
(1) Будет собран остаток иудеев: изгнанники Израиля и рассеянные Иудеи (ст. 12); многие из тех, которые ко времени прихода ко Христу были двенадцатью коленами, находящимися в рассеянии (Иак 1:1; 1Пет 1:1), соберутся у Христа; и, вероятно, относительное число пришедших в Церковь иудеев рассеяния будет больше относительного числа пришедших в Церковь из оставшихся на своей земле.
(2) Многие из народов, из язычников, придут под воздвигнутое знамя. Иаков предсказал о Примирителе: Ему покорность народов. Пришельцы и иноземцы станут ближе. Иудеи весьма ревностно относились к тому, что Христос ходил к рассеянным среди язычников и учил эллинов (Ин 7:35).
5. Между Иудой и Ефремом воцарится мир и согласие, враги не будут представлять для них опасности, но они сами обретут власть над противниками (ст. 13−14). Тесный союз между Иудой и Израилем в то время стал прообразом объединения в евангельской Церкви иудеев и язычников, которые прежде так долго не ладили. Придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе (Иер 3:18) и станут одним народом (Иез 37:22); так же иудеи и язычники из двух стали одним новым человеком (Еф 2:15) и, сохраняя мир между собою, избавились от врагов каждого из них; ибо полетят на плеча Филистимлян, подобно тому как орел налетает на свою добычу; они разорят врагов к западу от себя, а потом расширят свои завоевания на востоке, покорив идумеев, моавитян и аммонитян. Евангелие Христово с успехом достигнет всех частей земли, и некоторые из всех народов покорятся вере.
6. Всякое препятствие, способное помешать продвижению и успеху Евангелия, будет устранено с пути. Подобно тому как Бог, выводя Израиля из Египта, осушил перед народом Чермное море и Иордан (Ис 63:11−12) и как потом Он, выводя иудеев из Вавилона, приготовил им путь (Ис 62:10), так же будут устранены все помехи на пути иудеев и язычников в евангельскую Церковь (ст. 15−16); трудности, казавшиеся неодолимыми, будут дивным образом преодолены и Господь поведет слепых дорогою, которой они не знают (см. Ис 42:15−16; Ис 43:19−20). Обращенные будут доставлены на колесницах и на носилках (Ис 66:20). Существует мнение, что именно на это будущее пополнение Церкви множеством людей указывает не вполне ясное пророчество об иссушении реки Евфрат, чтобы готов был путь царям с востока (Откр 16:12), ибо, по-видимому, оно имеет отношение к рассматриваемому нами пророчеству. Следует заметить: когда настанет Божье время привести народы или отдельных людей к Себе домой, тогда Божья благодать победит всякое сопротивление. В присутствии Господа море уйдет и расступится Иордан; и люди, устремившие свой взор к небу, обнаружат, что трудности на их пути не такие страшные, как они думали, ибо туда ведет большая дорога (Ис 35:8).
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 11 глава