Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Песня Песней | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе:

(I) Христос говорит как о Себе, так и о Своей Церкви (ст. 1−2).

(II) Церковь говорит, (1) вспоминая о радости и удовольствиях, которые она находит в общении со Христом (ст. 3−4); (2) наслаждаясь мыслями о знаках Его расположения к ней в настоящем и заботясь о том, чтобы ничто случайно не помешало им (ст. 5−7); (3) ликуя Его приближению (ст. 8−9); (4) повторяя благодатный призыв Жениха идти вместе с Ним — вновь наступает весна и влечет своими восторгами (ст. 10−13) — призыв выйти из тьмы (ст. 14), а также поручение, данное Женихом слугам, — уничтожить тех, кто наносит вред Его винограднику (ст. 15); (5) радуясь своему интересу в Нем (ст. 16); (6) страстно желая Его прибытия (ст. 17). Те, чьи сердца исполнены любовью ко Христу и упованием на небо, лучше знают, что все это значит.

Стихи 1−2. Здесь обратите внимание:

I. С чем Христу угодно сравнивать Себя; Он весьма скромен в таком сравнении. Он, Сын Всевышнего, яркая утренняя звезда, называет и признает себя нарциссом Саронским, лилией долин, дабы подчеркнуть присутствие со Своим народом, запросто к Нему приходящим, в этом мире, а также красоту и благоухание, которые находят в Нем верующие, и чтобы научить Своих украшать себя Им, подобно тому как пастухи и пастушки, наряжаясь, плели из нарциссов и лилий венки и гирлянды и надевали их на себя. Нарцисс за свою красоту и аромат считается главным из цветов4, и наш Спаситель предпочитает одеяние из лилий тому, что носил Соломон во всей славе своей. Христос — нарцисс Саронский, где, вероятно, росли в изобилии самые красивые нарциссы, полевая роза (существует и такое мнение), что подразумевает: евангельское спасение — общее спасение, оно открыто перед всеми; кто угодно может прийти и собрать цветы привилегий и утешений, которые произрастают из завета благодати. Он не нарцисс за садовой оградой, но все могут приходить принимать Его блага и утешаться в Нем. Лилией Христос назвал Себя за белизну, а лилией долин — за благоухание, ибо именно эти цветы5 издают сильный аромат. Христос — лилия долин, то есть низких мест, подверженный оскорблениям в Своем уничижении. Смиренные души видят в Нем все великолепие. Кем бы Он ни был для других, для тех, кто в долинах, Он — лилия. Он — особый нарцисс и особая лилия; другого такого нет. Какое бы превосходство ни заключалось во Христе, таковое — исключительно в Нем, и в наивысшей степени.

II. С чем Христу угодно сравнивать Свою Церковь (ст. 2).

1. Она — что лилия; Он — лилия, единственная в своем роде, она — подобие этой лилии. Красота верующих состоит в их сообразовании с Иисусом Христом и похожести на Него. Они — Его любовь, поэтому — как лилии, ибо тот обретает подобие со Христом, в чье сердце любовь Божия излилась.

2. Что лилия между тернами — как лилия по сравнению с тернами. Церковь Христова настолько отличается от всех других сообществ, насколько цветочная клумба отличается от тернового куста. Что лилия, окруженная тернами. Нечестивцы, девицы — дочери мира сего, те, что не имеют любви ко Христу, подобны тернам, никчемные и бесполезные, годящиеся лишь на то, чтобы заполнить пустое место; более того, они вредны и пагубны; они приходят с грехом и являются плодом проклятия; они пожирают доброе семя и мешают созреванию доброго плода, а их конец — сожжение. Божий народ подобен лилиям среди таковых, терн царапает и терзает его, закрывает от света. Божий народ дорог Христу, но все же подвержен тяготам и тревогам в этом мире, и к таковым нужно быть готовыми, ибо верующие посажены между тернами (Иез 2:6), тем не менее верующие дороги Христу; то, что Его лилии находятся между тернами, не значит, что Христос не замечает или не слишком их ценит. Пребывая между тернами, они должны оставаться лилиями, сохраняя чистоту и невинность, и, несмотря на окружение терна, не должны сами превращаться в терн, не должны воздавать ругательством за ругательство; и если они таким образом сберегут свой добрый нрав, то будет признано их сообразование со Христом. Благодать в душе подобна лилии между тернами; тление же подобно жалу во плоти (2Кор 12:7), таковыми были хананеи для Израиля Божьего (Нав 23:13); однако лилии, которые сейчас находятся между тернами, вскоре будут переселены из этой пустыни в рай, где уже нет ни колючего терна, ни причиняющего боль волчца (Иез 28:24).

Стихи 3−7. В этих стихах:

I. Невеста хвалит своего Возлюбленного, отдавая ему предпочтение перед другими: «Что яблоня между лесными деревьями…» Яблоня, может быть, и не так высока, и не так широка в обхвате, как другие деревья, но тем не менее служит человеку, принося вкусные и полезные плоды, в то время как от других польза невелика, даже от самого кедра, пока тот не срублен; «…то возлюбленный мой между юношами» — настолько он превосходит их всех — всех сынов Божиих, ангелов (Он наделен честью, которая для ангелов никак не предназначалась, Евр 1:4) и всех сынов человеческих — Он прекраснее их всех, прекраснее самого очаровательного (Пс 44:3). Назовите какую угодно тварь, и вы увидите превосходство Христа над всеми. Сей мир для души, что неплодное дерево, Христос же — плодовое.

II. Невеста вспоминает, как много утешений ей приносило общение с Женихом: она любила сидеть рядом с ним; подчас пастухи именно так и отдыхают, беседуя друг с другом под деревом. Невесте же столь близкое пребывание подле Иисуса Христа принесло двойную пользу:

(1) Тень, дарящую живительную прохладу: «В тени ее люблю я сидеть, дабы укрыться от палящего зноя солнца, остудиться и отдохнуть. Христос для верующих — как тень от большого дерева, более того, как тень от высокой скалы в земле жаждущей (Ис 32:2; Ис 25:4). Когда бедную душу иссушают обличения во грехе и ужасы закона, как это было с Давидом (Пс 31:4), когда она устала от тягот этого мира, как Илия, когда он сидел под можжевеловым кустом (3Цар 19:4), тогда верующие находят тень и прохладу во Христе и Его имени, в благодатях, в подвиге за бедных грешников и в утешениях, оживляющих и не дающих изнемогать; труждающиеся и обремененные могут найти в Христе покой. Недостаточно просто пройти мимо Его тени, нужно сидеть под нею (здесь я буду обитать, ибо желаю того); и мы обнаружим, что это — не растение Ионы, которое быстро увяло и оставило пророка один на один со зноем, как с внутренним, так и с внешним, но — древо жизни, листья которого не только дают прохладу, но и исцеляют народы. Мы должны любить сидеть в Его тени, мы должны полностью полагаться на Его защиту (как в Суд 9:15) и быть вполне довольными Его прохладою. Но это еще не все:

(2) Вкусную питательную еду. Это дерево сбрасывает свои плоды тому, кто сидит в его тени, они желанны, и вкусивший находит их сладкими для гортани своей, какими бы они ни показались другим. Верующие вкусили, что Господь Иисус благ (1Пет 2:3), Его плоды — все драгоценные привилегии Нового завета, купленные Его Кровью и переданные Его Духом. Обетования сладки верующему, равно как и заповеди. «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием». Прощение сладко, и спокойная совесть сладка, уверенность в Божьей любви, утешения Святого Духа, упование на вечную жизнь, равно как и залоги, и предвкушение таковой в настоящем сладки, все сладко тому, кто упражняет свои духовные чувства. Если наши уста потеряют вкус ко греховным усладам, то духовное утешение будет сладким для гортани, слаще меда и капель сота.

III. Невеста признает, что обязана Иисусу Христу всеми благами и утешениями, обретенными ею в общении с Ним (ст. 4): «В тени яблони люблю я сидеть, но Жених допустил меня, более того — настоял на близком общении с Ним: войди, благословенная Господом, зачем ты стоишь вне? Он ввел меня в дом пира, туда, где Он принимает лучших друзей, даруя им утешение, разное по степени и силе — от самого малого до самого великого, от плода яблони до более благородного плода виноградной лозы». Тому, кто ценит святые радости, будет дано еще больше. По мнению одного из раввинов, под домом пира подразумевается шатер собрания, где дано толкование закона; несомненно, это можно применить к христианским собраниям, на которых проповедуется Евангелие и совершаются евангельские таинства, в частности, Вечеря Господня — дом пира, особенно если учесть саму суть таинств и общение с Господом во время таковых. Обратите внимание:

(1) Как невеста попала туда: «Он ввел меня, произвел во мне желание приблизиться к Господу, помог преодолеть мою нерешительность, взял меня за руку и повел, дав доступ с дерзновением приходить к Богу как к Отцу» (Еф 2:18). Мы никогда бы не попали в дом пира и никогда бы не познали духовных наслаждений, если бы Христос не привел нас, открыв нам новый путь жизни и открыв в нас новый источник воды живой.

(2) Как она была принята: «…и знамя его надо мною — любовь; Он ввел меня, водрузив над моей головой знамя, но не как восторжествовавший надо мною, а как восторжествовавший во мне — в той, которую Он всегда призывал торжествовать вместе с Ним и в Нем» (2Кор 2:14). Евангелие сравнивают со знаменем, или флагом (Ис 11:12), и эмблема, представленная на знамени, — написанные золотом, написанные кровью буквы любовь, любовь; именно так принимают в доме пира. Христос — вождь нашего спасения, Он призывает всех Своих воинов под знамя любви; под ним они собираются; на него им надлежит постоянно равняться, им воодушевляться. Любовь Христова должна удерживать их от битвы по-мирски. Когда брали город, завоеватель устанавливал над ним свое знамя. «Он завоевал меня Своей любовью, победил меня Своею милостью — вот какое надо мной знамя». Невеста говорит об этом так, как будто бы пережила это раньше и теперь с восторгом вспоминает. Мы не должны забывать о хлебе, который съели, но помнить о нем с благодарением Богу, насыщавшему нас манной в этой пустыне.

IV. Невеста признается в сильной привязанности и самой пылкой любви к Иисусу Христу: я изнемогаю от любви, покоренная и побежденная ею (ст. 5). Давид объясняет это, когда говорит: «Истомилась душа моя желанием судов Твоих…» (Пс 118:20) и «Истаевает душа моя о спасении Твоем…» (Пс 118:81), изо всех сил стараясь удостовериться в нем и боясь лишиться такового. Сейчас невеста, наверное, вдали от Возлюбленного, ждет Его возвращения, и ей трудно смириться с разлукой и промедлением. Как хорошо душе, когда она изнемогает от любви ко Христу, — намного лучше пресыщения любовью мира сего! Она умоляет о бальзаме: «Подкрепите меня вином, елеем или цветами, чем угодно, что может взбодрить; освежите меня яблоками, плодами этой яблони, Христа (ст. 3), силою Христа и размышлениями о Нем, ощущением Его любви к моей душе». Следует заметить: тот, кто изнемогает от любви ко Христу, не испытает недостатка в духовной поддержке, даже когда ждет — не дождется духовного утешения.

V. Невеста ощущает силу и нежность божественной благодати, облегчающей ее страдания в данный момент (ст. 6). И хотя, похоже, Жених где-то далеко, Он даже и в таком случае оказывает помощь своевременно, (1) чтобы поддержать изнемогающую от любви душу и не дать ей упасть в обморок: «Левая рука его у меня под головою, которая лежит на ней, словно на удобной подушке». Давид ощутил, что Божья рука поддерживала его, когда душа псалмопевца прилепилась к Господу (Пс 62:9), и брошенный всеми Иов обнаружил, что Бог обратил на него внимание (Иов 23:6). Все святые Его в руке Его, бережно поддерживающей их страждущие головы.

(2) Дабы побудить изнемогающую от любви душу продолжать ждать Его возвращения: «Тем временем правая рука обнимает меня, даруя мне непоколебимую уверенность в Его любви». Верующие обязаны всей своей силой и утешением поддерживающей их левой руке и обнимающей правой руке Господа Иисуса.

VI. Осознавая такую близость с Возлюбленным, невеста заботится, чтобы их общение не прерывалось: «Заклинаю вас, дочери Иерусалимские» (ст. 7). Иерусалим, давший нам всем рождение, заклинает своих дочерей, Церковь заклинает всех своих членов, верующая душа заклинает все свои силы и способности, невеста заклинает себя и всех окружающих не будить Возлюбленного, доколе Ему угодно6, теперь, когда Он уснул у нее на руках, как ранее она сама на Его руках (ст. 6). Она заклинает их сернами или полевыми ланями, то есть всем, что для нее и для них дорого — любезною ланью и прекрасною серною. «Моя любовь для меня даже дороже, чем эти милые творенья для вас, и ее так же легко вспугнуть малейшим шумом». Следует заметить:

(1) Тот, кто наслаждается общением со Христом и ощутимым проявлением Его любви, не может не желать непрерывного продолжения этих блаженных мгновений. Петр даже хотел сделать кущи на святой горе (Мф 17:4).

(2) Хотя Христос, если Ему это угодно, может лишить нас такого необычного общения с Собою, ибо Он волен, как и Дух, и дышит, где хочет, и, с Его точки зрения, нам приличествует с этим согласиться. Но (3) мы должны позаботиться о том, чтобы ни один наш поступок не побудил Его удалиться и спрятать Свой лик, мы должны внимательно наблюдать за собственным сердцем и подавлять всякую мысль, способную опечалить Его благой Дух. Пусть же имеющий утешение остерегается лишиться такового из-за греха.

Стихи 8−13. Здесь Церковь радуется чрезмерно, предвкушая общение со Христом, ждущее ее, после того как она придет в себя после обморока.

I. Она радуется Его приближению (ст. 8).

1. Невеста слышит речь Жениха: «Голос возлюбленного моего! Зовущий меня, чтобы известить, что Он приближается». Будучи одной из Его овец, невеста знает голос Христа до того, как увидит Его, и легко отличит его от голоса чужого (Ин 10:4−5), и, будучи верным другом Жениха, она радостью радуется, слыша голос Жениха (Ин 3:29). Как возвышенно и торжественно восклицает Невеста: «Голос возлюбленного моего! Он не может принадлежать никому иному, ибо никто, кроме Него, не способен говорить к сердцу и воспламенять его»!

2. Невеста видит приближение Жениха, видит движения нашего Бога и великого Царя (Пс 47:2−4): вот, Он идет. Вполне возможно, здесь говорится о том, как ветхозаветные святые видели пришествие Христа во плоти. Авраам увидел Его день издали и возрадовался. Чем ближе Жених подходит, тем четче это видно; и те, кто ждал утешения для Израиля, узрели Его приход очами веры и ликовали: вот, идет! Ибо слышали, как Он Сам говорил: вот, иду (Пс 39:8); к словам сим вера святых приложила печать: вот, идет, как и обещал.

(1) Он идет радостно и весьма бодро; он идет вприпрыжку и скачет, как серна или молодой олень (ст. 9), как человек, довольный своим предприятием, совершающий его от всего сердца и радующийся вместе с сынами человеческими. Когда Христос пришел креститься крещением крови, как Он томился, пока сие свершилось (Лк 12:50)!

(2) Он идет, презирая и преодолевая все трудности на Своем пути; Он (существует такое мнение) скачет через горы, перепрыгивает холмы, сметая на своем пути невзгоды, через которые довелось пройти; проклятие закона, смерть на кресте, которую пришлось пережить, все силы тьмы, с коими надлежало бороться, но в свете Его любви все эти высокие горы становятся равнинами. С какими бы преградами ни столкнулась Его Церковь, Христос, независимо от времени, прорвется сквозь них и преодолеет.

(3) Жених движется быстро, как серна или молодой олень; ожидание казалось долгим (один день — как год), но на самом деле Он спешил. Теперь, как и тогда, Он скоро грядет; и Грядущий придет и не умедлит. Когда Христос придет освободить Свой народ, Он будет лететь на облаках небесных и не опоздает, но придет в Свое время — а оно наилучшее. Сие вполне применимо к тем верующим, которые знают, что, даже если Христос не посылает ощутимого утешения и кажется, что Он покинул нас, — это ненадолго, и Он скоро вернется с любовью и милостью навеки.

II. Невеста радуется мимолетным взглядам на Жениха и знакам Его расположения: «Вот, он стоит у нас за стеною; я знаю, что Он там, потому что изредка заглядывает в окно и мелькает сквозь решетку». Именно таким было состояние ветхозаветной церкви, когда она ожидала пришествия Мессии. Закон, постановивший обряды, назван преградой (Еф 2:14), покрывалом (2Кор 3:13); однако Христос стоял за той стеной. Он был рядом; Он был с ветхозаветными верующими, хотя они и не могли его четко разглядеть. Тот, кто был телом, находился не слишком далеко от Своей тени (Кол 2:17). Израильтяне видели, как Он смотрит через окно обрядовых постановлений и улыбается сквозь решетку. В жертвоприношениях и очищении Христос открывался им, сообщая о Своей благодати и оставляя залоги таковой, дабы побудить их страстно ждать Его прихода и ободрить. Таково и наше состояние по сравнению с тем, что будет во Второе пришествие Христа. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло (тело — это стена между нами и Ним, и в этой стене есть окно, в котором время от времени Его мельком можно увидеть), но не лицом к лицу, как мы надеемся встретиться со Христом вскоре. В таинствах Христос рядом с нами, но все же — за стеной внешних знамений, Он является нам сквозь решетку таковых; но скоро мы увидим Его как есть. Такое состояние верующих подобно пребыванию под облаком (существует такое мнение); Христа не видно, но тем не менее Он рядом (см. Иов 34:14 и сравните с Иов 23:8−10). Невеста говорит о стене, стоящей между нею и ее Возлюбленным: «у нас за стеной», потому что именно грех, и только грех, отделяет нас от Бога, и эту стену мы возвели сами (Ис 59:2); Он стоит за этой стеной, готовый явить благодать и примириться после нашего покаяния. Тогда Жених заглядывает в окно, наблюдает за состоянием наших сердец и работой наших душ; Он смотрит в окно и являет Себя, даруя верующим утешение, дабы они могли и далее уповать на Его возвращение.

III. Невеста повторяет произнесенное Женихом благодатное приглашение идти вместе с Ним (ст. 10−13). Она помнит о том, что сказал ей Возлюбленный, ибо Его слова произвели на нее весьма сильное и приятное впечатление; ибо мы не должны забывать слов, животворящих нас. Невеста пересказывает эти слова другим, дабы ободрить их, возвещая, что жених сказал ее душе и сотворил для души ее (Пс 65:16).

1. Жених назвал ее Своей возлюбленной и прекрасной. Какой бы она ни казалась другим, Ему она приятна и в Его глазах привлекательна. Кто почитает Христа своим Возлюбленным, того Христос признает Своим; никто и никогда еще не разочаровывался в любви ко Христу. Христос же, проявляя Свою любовь к верующим, приглашает их следовать за Ним и ободряет.

2. Жених призвал невесту встать и выйти (ст. 10) и еще раз (ст. 13). Повторение свидетельствует о медлительности невесты (нас нужно неоднократно призывать выйти за Иисусом Христом, ибо все заповедь на заповедь…правило на правило), а также о серьезности Жениха; Его сердце так сильно желает благополучия драгоценным душим, что Он настойчиво направляет их к тому, что будет им на благо.

3. Жених зовет, потому что вновь пришла весна и стоит прекрасная погода.

(1) Это время года воспето изысканно и весьма разнообразно.

[1] Вот, зима уже прошла, темная, холодная, унылая зима. Длинные и суровые зимы в конце концов проходят — не век же им длиться. Весна сама по себе не была бы так чудесна, если бы не следовала за зимой, так контрастирующей с ее красотой (Еккл 7:14). Ни лик неба, ни лик земли не остаются прежними, но подвержены постоянным переменам, изо дня в день, из года в год. Зима уже прошла, но не исчезла навеки, она снова придет, и летом мы должны подготовиться к ней (Притч 6:6,8). Плача зимой, будем как не плачущие, и радуясь летом, будем как не радующиеся, ибо и то и другое проходит.

[2] Дождь миновал, перестал, зимний дождь — холодный, с порывами ветра. Он прошел, и появилась роса — роса растений. Даже тот дождь, что потопил мир, однажды миновал и перестал (Быт 8:1−3), и Господь пообещал не поражать более мир потопом, что стало прообразом и символом завета благодати (Ис 54:9).

[3] Цветы показались на земле. Всю зиму они были мертвы, погребенные в своих же корнях, не подавали признаков жизни, но весною ожили и расцвели во всем великолепии и разнообразии и, подобно возродившей их росе, не зависят от человека (Мих 5:7). Они появляются, но вскоре снова исчезнут, и человек в этом похож на цветок (Иов 14:2).

[4] Время пения настало. Крохотные птички всю зиму прячутся в укромных местах и с трудом выживают, но с приходом весны забывают обо всех невзгодах зимы и изо всех сил стараются воспеть хвалу Творцу. Вне всякого сомнения, тот, кто разумеет птиц, взывающих от нужды (Пс 146:9), обратит внимание на издающих голос от радости (Пс 103:12). Так пусть же пение птиц послужит укором нашему молчанию и нежеланию восхвалять Всевышнего, питающего нас гораздо лучше (Мф 6:26) и научающего нас больше (Иов 35:11), ведь мы намного ценнее птиц небесных, которые обходятся без чрезмерной заботы (Мф 6:26), а посему способны петь, пока мы ропщем.

[5] И голос горлицы слышен в стране нашей; эту птицу пророк упоминает среди знающих свое время (Иер 8:7), когда прилетать и когда петь, и стыдит тех, кто не знает определения Господня, не разумеет времени и не делает того, что надлежит, в это прекраснейшее из времен года — не поет, когда нужно петь.

[6] Смоковницы распустили свои почки, благодаря чему мы знаем, что близко лето (Мф 24:32) — когда зеленые смоквы созреют и станут пригодными для еды; и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Земля дает не только цветы (ст. 12), но и плоды; и запах полезных плодов мы предпочитаем аромату цветов, которыми можем лишь любоваться. Говорят, что запах виноградной лозы отпугивает змей, а мы хорошо знаем, что такое истинный змий и что такое истинная виноградная лоза.

(2) Итак, данное описание прихода весны как подходящего повода для того, чтобы выйти с Иисусом, касается [1] ознакомления с Благой вестью тех, кому суждено было жить во времена Ветхого завета — зимнего периода Церкви. Евангелие Христово согревает замерзшее, делает плодоносным мертвое и неплодное. Куда бы ни пришла Благая весть, она осеняет это место красотой и славой (2Кор 3:7−8) и дарит повод для радости. Евангельское время такое же приятное, как и весна. «Aspice venturo laetentur ut omnia seclo — Какую радость нам несет рассвет!», — сказал Вергилий устами Сивиллы, возможно, указывая на установление Царства Мессии даже в большей степени, чем он в то время подозревал (Пс 95:11). Встань, воспользуйся этим весенним временем. Выйди из мира и плоти, войди в общение со Христом (1Кор 1:9).

[2] Избавления Церкви от власти преследующих ее врагов и возвращение ей мира и свободы после суровой зимы, полной мук и лишений. Когда бури невзгод утихнут и голос горлицы, радостные звуки Евангелия Христова раздадутся вновь, а люди смогут свободно исполнять постановления Господни, тогда встань и выйди — воспользуйся благоприятным стечением обстоятельств. Ходи во свете Господа, воспевай пути Господни. Когда церкви были в покое, именно тогда они и назидались (Деян 9:31).

[3] Обращения грешников от состояния естества к состоянию благодати. Эта благословенная перемена сродни наступлению весны — изменение глобальное и весьма приятное. Это — новое творение, рождение свыше. Душа, ранее — жесткая, холодная и обмороженная, бесполезная — как земля зимой, становится плодоносной — подобно земле весной, и постепенно, как и земля, доводит плоды свои до совершенства. Такая благословенная перемена возможна исключительно благодаря приближению и влиянию Солнца праведности, зовущего нас с небес встать и выйти; прийти и собраться летом.

[4] Утешения святых после глубокого уныния и отчаяния. Дитя Божье пребывает в страхе и сомнениях, подобно земле зимой — когда все ночи долгие, а дни мрачные, добрые чувства охлаждены, и ничего не делается, ничего не достигается, руки скованы. Но утешение вернется; вновь запоют птицы и появятся цветы. А посему — встань бедная, поникшая душа и выйди со своим Возлюбленным. «Отряси с себя прах; встань…» (Ис 52:2); «Восстань, светись, ибо пришел свет твой» (Ис 60:1); «Придите, и будем ходить во свете Господнем» (Ис 2:5).

[5] Воскрешения тела в последний день и славы, которая откроется. Кости, лежащие в могиле, подобно корням растений в земле зимой, расцветут, как молодая зелень (Ис 66:14; 26:19). И это будет прощанием с зимой навеки и радостным вхождением в вечную весну.

Стихи 14−17. В этих стихах:

I. Христос радушно приглашает Церковь и каждую верующую душу войти в общение с Ним (ст. 14).

1. Теперь Возлюбленная — Его голубица. Давид называл Церковь Божьей горлицей (Пс 73:19), здесь же она названа голубицей за красоту — ее крылья покрыты серебром (Пс 67:14) — за невинность и безобидность. Благодатный дух, подобно голубке, безобиден, любезен, спокоен, чист и верен Христу, как и горлица верна своему спутнику. На Христа Дух сошел в виде голубя, так же Он сходит на всех христиан, делая их людьми кроткого и молчаливого духа. Церковь — голубка Христа, ибо Он ею владеет и ей радуется. Она найдет покой не иначе, как в Нем и в Его ковчеге, а посему возвращается ко Христу, как к своему Ною.

2. Голубица эта находится в ущелье скалы под кровом утеса, что свидетельствует (1) либо о хвале Христу. Христос — скала, голубица летит под Его кров, ибо только в Нем может найти покой и безопасность, подобно голубям, которые делают гнезда во входе в пещеру, спасаясь от хищных птиц (Иер 48:28). Дабы увидеть Божью славу, Моисей тоже прятался в ущелье скалы, иначе не вынес бы ее сияния. Голубица прячется под кровом утеса, где может пребывать в уединении, чтобы никто не помешал ей беседовать с собственным сердцем. Благочестивый христианин всегда найдет время для уединения. Христос часто удалялся на гору один — помолиться.

(2) Либо о виновности голубицы. Она залезла в ущелье скалы под кров утеса от страха и стыда, пряча голову в бесчувствии и отчаянии, стараясь избежать даже взгляда своего Возлюбленного. Хорошо осознавая собственную никчемность, равно как и то, что недостойна войти в Его присутствие и говорить с Ним, она удаляется, как глупый голубь, без сердца (Ос 7:11).

3. Христос милостиво зовет голубицу выйти из своего убежища: «Выйди, покажи мне лицо твое, дай мне услышать голос твой». Она тосковала, как голубь (Ис 38:14), оплакивая себя, и, подобно голубям долин вблизи расщелин отвесных скал, стонала… за свое беззаконие (Иез 7:16), отказываясь принять утешение. Однако Христос призывает ее поднять незапятнанное лицо свое, очистившись от всяких злых помышлений (Иов 11:15; 22:26), приступить с дерзновением к престолу благодати, ибо рядом — Великий Первосвященник (Евр 4:16), и обратиться с прошением и просьбой: «…дай мне услышать голос твой, услышать, что ты хочешь сказать; что ты хочешь, чтобы Я для тебя сделал? Говори свободно, говори вслух и не бойся пренебрежения или отказа».

4. Дабы ободрить Возлюбленную, Жених сообщает ей, как хорошо Он о ней думает, независимо от того, какого она сама о себе мнения: «…голос твой сладок, твой молящийся голос, даже несмотря на то, что как журавль, как ласточка издаешь ты звуки (Ис 38:14), они — музыка для Божьего слуха». Господь заверил нас в том, что молитва праведных благоугодна Ему. Господь наслаждался приятным благоуханием Ноева жертвоприношения, и духовные жертвы ему не менее благоприятны (1Пет 2:5). Сие служит похвалою не столько нашему служению, сколько Божьему милостивому снисхождению, с которым Он извлекает из такового все самое лучшее, придавая ему силу множества фимиама, состоящего из молитв святых (Откр 8:3). «Твое лицо, которого ты так стыдишься, миловидно, хотя и скорбно в данный момент, и станет еще более прекрасным в радости». Голос молитвы сладок и благоприятен Господу тогда, когда лицо и речи, с которыми мы являемся перед людьми, святы, благопристойны и соответствуют нашему исповеданию. Наиприятнейшие люди — те, кто освящен.

II. Христос дает своим служителям поручение противостать и подавлять тех, кто угрожает Его Церкви и загоняет ее, как бедную напуганную голубку, в ущелье скалы, что служит препятствием и наносит вред интересам Его царства в этом мире и в сердце: «Ловите нам лисиц (ловите их для нас, ибо сие есть доброе служение как ради Христа, так и ради Церкви), лисенят, которые вползают незаметно»; ибо, невзирая на то что они малы, лисята приносят большой ущерб — портят виноградники, чего ни в коем случае нельзя допускать ни в какое время, а тем более сейчас, когда они в цвете, и цвет этот необходимо сберечь, иначе урожай пропадет (ст. 15). Верующие сравниваются с виноградом — растением слабым, но полезным; их плоды поначалу — как нежные ростки, которым нужно время, чтобы достичь зрелости. Поручение ловить лисиц касается (1) каждого верующего — умерщвлять собственное тление, греховные вожделения и страсти, которые подобны лисицам, лисятам, портящим благодати и утешения верующих, подавляющим добрые побуждения, сокрушающим хорошие начинания, не давая таковым свершиться. Хватайте лисенят, первые происки греха, младенцев Вавилона (Пс 136:9), ведь именно те грехи, что кажутся малыми, зачастую оказываются самыми опасными. Как только мы видим хоть какое-то препятствие тому благому, что есть в нас, необходимо сие препятствие уничтожить.

(2) Каждого на своем месте — противостать и не допустить распространения мнений и деяний, которые способны извратить суждения людей, усыпить их совесть, помутить рассудок, подавить стремление к добродетели и благочестию. Лисицы — это гонители (Лк 13:32), лисицы — это лжепророки (Иез 13:4). Те, кто сеет плевелы ереси и раскола и, подобно Диотрефу, возмущает покой Церкви и препятствует распространению Евангелия — все они — лисицы, лисенята, которых нужно не поражать в голову (Христос пришел не губить души человеческие), а обезвреживать, укрощать, или иначе — удерживать от злодеяний.

III. Церковь с верою исповедует свое отношение ко Христу и радость, которую ей приносит интерес в Нем и общение с Ним (ст. 16). Несколько ранее Христос призвал Церковь встать и выйти с Ним, позволить Ему увидеть ее лицо и услышать голос; теперь звучит ответ Церкви на призыв Христа, в котором, хотя она и пребывает вдали и во мраке:

1. Церковь утешает себя мыслями о взаимном интересе и связи между нею и ее Возлюбленным: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» — на языке оригинала данная фраза не оставит читающего равнодушным. Лаконичность языка свидетельствует о силе ее чувства: «Что Возлюбленный для меня и что я для Него, легче постичь, чем выразить». Следует заметить:

(1) невозможно описать словами, какая честь для истинно верующих тот факт, что Христос — их: «Возлюбленный мой принадлежит мне»; речь идет не только о праве на собственность («я имею на Него право»), но и о владении — «я приобретаю от Его полноты». Верующие — причастники Христовы; они не просто имеют в Нем интерес, но и находят в Нем радость, ибо приняты не только в завет, но и в общение с Ним. Они наделены всеми преимуществами Его славного деяния в качестве Посредника. Христос для верующих — то, чем никогда не был и не сможет стать для них мир, но все — в чем они нуждаются, чего желают и что дарует им полноту блаженства. Христос — полностью их, и все, что у Него есть и что Он свершил и совершает; все, что пообещал в Евангелии, все, что приготовил на небе, — все ваше.

(2) Несомненный атрибут всякого верующего — то, что он Христов, и лишь затем, только лишь затем — Христос принадлежит верующим. Они отдали Ему самих себя (2Кор 8:5); они приняли Его учение и подчиняются Его законам; они носят Его образ и поддерживают Его интерес; они принадлежат Христу. Если мы принадлежим Ему, принадлежим полностью, и только Ему, Его навеки, то вправе утешаться тем, что Он — наш.

2. Церковь утешает себя мыслями о передаче благодати Христовой Его народу: Он пасет между лилиями. Когда она нуждается в знаках Его расположения к себе в частности, то радуется присутствию Христа со всеми верующими в общем. Верующие — Его лилии. Он пасет среди них, то есть находит такое же удовольствие в них и в их обществе, какое находит обычный человек за своим столом и в своем саду, ибо Он ходит посреди золотых светильников, с наслаждением беседует с ними и делает им благо.

IV. Церковь надеется и ждет пришествия Христа, на чем и зиждется ее молитва.

1. Она не сомневается, что день дышит и тени убегут. День благовестия настанет, и тени закона улетучатся. Таковым было утешение ветхозаветной Церкви, что после долгой ночи того мрачного времени наконец-то посетит нас Восток свыше, дабы просветить сидящих во тьме. Когда восходит солнце, тень ночи исчезает, то же происходит и с дневной тенью, когда приходит суть. День утешения настанет после ночи забвения. Или, возможно, речь идет о Втором пришествии Христа и вечном блаженстве святых. Тени нашего нынешнего состояния убегут, и вместе с ними — мрак и сомнения, скорби и печали, и настанет славный день, и наутро праведники будут владычествовать, и день уже не сменится ночью.

2. Она молит о присутствии своего Возлюбленного сейчас, дабы Он утешил ее и поддержал: «…возвратись, мой Возлюбленный, вернись ко мне, приди и проведай меня, приди и успокой меня, будь со мной всегда до скончания века. В день бедствия моего поспеши мне на помощь, не замедли. Перейди даже через расселины гор, рассекая время и дни с благодатным предвкушением света и любви.

3. Она молит, чтобы Возлюбленный вернулся к ней не только на какое-то время сейчас, но ускорил Свой приход, чтобы забрать ее к Себе. «Ей, гряди, Господи Иисусе, скоро. И хотя на Твоем пути будут горы, Ты сможешь, подобно серне или молодому оленю, запросто их перескочить. О, яви Себя мне или забери меня к Себе».

* * * * *

Сноски:

4 В английском переводе Библии вместо слова нарцисс, употреблено слово rose — «роза».

5 С английского языка «лилия долин» — lily of the valley — переводится как «ландыш» (примечание редактора).

6 В английском переводе Библии речь идет именно о возлюбленном (…ye stir not up, nor awake my love, till he please), а не о возлюбленной, как в русском синодальном переводе.

толкование Мэтью Генри на песнь песней Соломона, 2 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.