Прошло тринадцать лет с тех пор, как Ездра вышел из Вавилона и Неемия пришел в Иерусалим; и здесь описывается совершенное им доброе дело, которое он мог сделать раньше, но не сделал, пока не пришел Неемия, который хотя и не был ученым богословом и книжником в законе своего Бога, как Ездра, тем не менее оказался мужем более активного и энергичного духа. Его ревность побудила к служению образованность Ездры, и тогда совершились великие дела, о которых мы читаем в данной главе.
I. Публично и торжественно зачитали и истолковали книгу закона (ст. 1−8).
II. В связи с этим народу было велено выражать радость (ст. 9−12).
III. Согласно закону торжественно отпраздновали праздник кущей (ст. 13−18).
Стихи 1−8. Данные стихи описывают торжественное религиозное собрание и доброе дело, сделанное на этом собрании во славу Бога и для назидания Церкви.
I. Оно состоялось в первый день седьмого месяца (ст. 2). Это был праздник труб, называемый субботой, когда иудеи собирались на священное собрание (Лев 23:24; Чис 29:1). Но это не все: именно в этот день был поставлен жертвенник, и они начали совершать всесожжения после возвращения из плена. Эта милость сохранилась в памяти многих, живших в то время; и, похоже, в память о ней с того времени они начали с благодарностью соблюдать этот праздник с особой торжественностью. Божественные милости, сохранившиеся свежими в нашей памяти, свидетелями которых мы были, должны особым образом соблюдаться и воздействовать на нас.
II. Собрание происходило на площади, которая перед Водяными воротами (ст. 1); она могла вместить огромное количество людей, которые не поместились бы во дворе храма, так как нынешний храм не был таким же большим, как храм, построенный во времена Соломона. Жертвы следовало возносить только у ворот храма, но молиться, возносить славу и проповедовать, равно как и другие религиозные служения, можно было совершать и в другом месте. Когда такое огромное количество людей собралось на городской площади, Бог несомненно был с ними.
III. Собравшихся людей никто не заставлял прийти, все они пришли добровольно по общему согласию как один человек. Собрались не только мужчины, но женщины и дети, которые уже могли понять услышанное. Главы семей должны приводить с собой свои семьи для участия во всеобщем поклонении Богу. Женщины и дети должны спасать свои души, а для этого стараться услышать слово Бога и применить средства познания и благодати. Когда дети подрастают и начинают проявлять разумение, их нужно учить соблюдать обряды религии.
IV. Главой собрания был священник Ездра; он руководил этим служением. Он, книжник, сведущий в законе Божьем, больше других подходил для толкования и проповеди.
1. Его призыв к служению был четким, и поэтому люди сказали, чтоб он принес книгу закона и зачитал его (ст. 1), ибо он совершал служение священника и был книжником. Бог дал ему способности и власть, и тогда люди дали ему возможность и пригласили послужить. Знание это духовная милостыня, которую обладающие им должны давать каждому нуждающемуся, когда тот попросит.
2. Он занимал удобное положение и стоял на деревянном возвышении, сделанном для проповеди слова (написано в оригинале), чтобы сказанные им слова было легче услышать и понять; глаза слушающих были устремлены на него, что дополнительно привлекало их внимание (как в Лк 4:20).
3. У него было несколько помощников. Некоторые из них стояли рядом с ним (ст. 4): шесть человек справа и семь человек слева от него; возможно, кафедра была сделана таким образом, что все они могли стоять в ряд, или они стояли на ступень ниже его. Некоторые полагают, что он велел им читать, когда сам уставал; возможно, он взял их с собой, чтобы возвысить перед людьми и они могли совершать это же служение в другой раз. Остальные люди, перечисленные в ст. 7, похоже, читали и толковали закон в то же время в других близлежащих местах тем, кто не мог прийти послушать Ездру. Среди них также было тринадцать священников, чьи уста хранили ведение (Мал 2:7). Великая милость для народа иметь служителей, которые могут учить. Блажен Ездра, имевший таких помощников, блаженны его помощники, имевшие такого руководителя, как Ездра.
V. Религиозное служение, совершавшееся на этом собрании, было не церемониальным, а нравственным; здесь молились и проповедовали. Ездра как председатель собрания был:
(1) Устами народа к Богу; и народ с радостью присоединился к нему (ст. 6). Он благословил Господа, как великого Бога, воздал Ему честь, прославляя Его совершенства и молясь о Его милости, и люди в знак своего согласия с его молитвой и хвалой сказали: «Аминь, аминь», поднимая вверх руки свои; так они проявляли желание быть с Богом и свое упование на Него; они поклонялись в знак благоговения и смирения перед Ним. Подобным образом и мы должны выражать свое восхищение Богом и обращаться к Нему, когда собираемся читать или слушать Его слово, как делают это те, которые видят Бога в Его слове великим и благим.
(2) Устами Бога к народу, который внимательно слушал его. Это было главным событием торжества; и обратите внимание:
[1] Принес священник Ездра закон пред собрание (ст. 2). Он позаботился и обеспечил себя наилучшими и самыми правильными копиями закона; и то, что хранилось для собственного использования и удовлетворения, теперь он вынес людям для пользы Церкви, как добрый домоправитель, из своего хранилища. Обратите внимание: (а) не только книжники должны изучать книгу закона; ее нужно выносить перед собранием и зачитывать людям на доступном для них языке, (б) Выходя на кафедру, служители должны брать с собой Библию. Так сделал Ездра; именно из Библии они должны черпать знания, соответственно этому принципу говорить и показывать, что они так делают (см. 2Пар 17:9).
[2] Он открыл книгу с великим благоговением и торжественностью пред глазами всего народа (ст. 5). Он вынес ее, осознавая великую милость Бога, давшего им эту книгу; он открыл ее, осознавая Его милость, ибо Он позволил им читать ее, а не сделал запертым и запечатанным источником. Мы читаем (Откр 5:9), что когда книгу взяли и с нее сняли печати, то это событие праздновали с радостью и хвалой. Давайте научимся в своем отношении к религиозным служениям делать паузы и остановки, а не приступать к ним торопливо; давайте задумываться, что мы делаем, когда берем в руки книгу Бога и открываем ее, когда мы склоняем колени в молитве; давайте действовать обдуманно (Еккл 5:1).
[3] Он вместе с остальными читал книгу закона от рассвета до полудня (ст. 3); читали ее внятно (ст. 8). Бог постановил читать Писание на религиозных собраниях, ибо это прославляет Его и назидает Церковь. А в особых случаях мы должны быть готовы уделять чтению и истолкованию слова Божьего много времени, ибо упомянутые здесь люди посвятили этому занятию шесть часов. Пусть читающие и проповедующие слово тоже научатся говорить о нем внятно, как это делают люди, которые понимают, что говорят, и сами находятся под его воздействием, которые хотят, чтобы слушающие поняли и сохранили и тоже подверглись его воздействию. Сеть для человека быстро поглощать святое.
[4] Они истолковывали прочитанное, показывали его цель и смысл и как можно это применить; они объясняли значение других слов, чтобы народ понимал прочитанное (ст. 7−8). Отметьте: (а) необходимо, чтобы слушающие слово понимали его, в противном случае для них это будет лишь пустой звук (Мф 24:15). (б) Поэтому необходимо, чтобы учителя, согласно своему служению, объясняли слова и их смысл. Разумеешь ли, что читаешь? Поняли ли вы всё это? Это хорошие вопросы, которые нужно задавать слушателям, но в то же время как можно разуметь, если кто не наставит нас? Это правильный вопрос, который можно задать своим учителям (Деян 8:30−31). Чтение и проповедь слова хороши сами по себе, но толкование объединяет чтение и проповедь и делает чтение более понятным, а проповедь более убедительной.
[5] Люди вели себя достойно, когда им читали и толковали слово, демонстрируя (а) большое благоговение. Когда Ездра открыл книгу, то весь народ встал (ст. 5), что говорило об их уважении к Ездре и слову, которое он собирался читать. Слуги должны вставать, когда хозяин разговаривает с ними, желая показать уважение к нему и готовность исполнить его приказ, (б) Большую стойкость и решительность. Народ стоял на месте своем (ст. 7); служители читали и истолковывали текст, находясь на некотором расстоянии друг от друга, а люди стояли каждый на своем месте; они не ходили вначале послушать одного, а затем другого, желая высказаться; они стояли на своем месте, чтобы не беспокоить других и не отвлекаться, (в) Большое внимание и сосредоточенность разума: уши всего народа были приклонены к книге закона (ст. 3), даже прикованы к ней (если можно так сказать); они жадно слушали и воспринимали каждое слово. Слово Божье требует внимания и заслуживает его. Если из-за невнимательности мы позволяем большей части истины ускользать по время проповеди, то возникает опасность, что из-за забывчивости после проповеди все ускользнет от нас.
Стихи 9−12. В данных стихах следует обратить внимание:
I. Что слова закона, зачитанные народу, поразили его. Закон требует смерти, вызывает ужас, показывает людям их грех, бедственное и опасное положение, в котором они оказались из-за него. Закон провозглашает проклятие каждому, кто не исполняет свой долг во всей полноте. Поэтому, услышав его, весь народ плакал (ст. 9). Это было добрым знаком того, что их сердца стали мягкими, как сердце Иосии, когда он услышал слова закона. Они плакали, думая о том, что оскорбили Бога и подвергли себя опасности из-за многих нарушений закона; когда заплакали немногие, то вскоре заплакали все, ибо увидели, что виновны перед Богом.
II. Что они исцелились и утешились, услышав слова мира, обращенные к ним. Хорошо, что слово Бога сильно воздействовало на них и оставило впечатление; но они не должны были покориться скорби в этот день, ибо он был свят для Господа. Это был один из торжественных праздников, во время которого следовало радоваться, ибо даже скорбь о грехе не должна препятствовать радости в Боге, а, скорее, вести к ней и готовить для нее.
1. Руководившие собранием пытались успокоить и ободрить народ. Только теперь в этой главе на сцене появляется Неемия; он обратил внимание на плач народа. Ездра был доволен, увидев, что слово сильно воздействовало на людей, но Неемия заметил (и священник согласился), что их скорбь несвоевременна. Этот день был свят (его называли субботой, Лев 23:24), и поэтому его нужно было праздновать с радостью и хвалой, а не так, словно это день для смирения своей души.
(1) Они запретили людям печалиться и плакать (ст. 9): «Не печальтесь (ст. 10); перестаньте (ст. 11)». Все хорошо в свое время; мы не должны веселиться, когда Бог призывает скорбеть, и не должны пугаться и смирять себя, когда Бог дает повод радоваться. Даже скорбь о грехе не должна становиться настолько чрезмерной, чтобы препятствовать нам радоваться в Боге и служить Ему с весельем».
(2) Они велели им проявить радость и облачиться в славную одежду вместо унылого духа. Во свидетельство о своей радости им позволили пиршествовать пить и есть лучшую пищу, чем в обычные дни: есть тучное и пить сладкое. Но при этом народ также должен был:
[1] Благотворить бедным: «Посылайте тем, у кого ничего не приготовлено, дабы ваше изобилие восполнило их нужду и они могли радоваться с вами, чтобы их чресла благословили вас». Христос велел устраивающим праздник приглашать бедных соседей (Лк 14:13). Особая обязанность во время религиозного праздника, а также религиозного поста отдать голодному душу свою (Ис 58:7,10). Щедрость Бога должна делать нас щедрыми. Многие чрезмерно едят и пьют сами и никогда не делятся даже скудными крошками с бедными; таковые могут прочитать свой приговор в притче о богаче (Лк 16:19 и далее). Они не знают и не задумываются о том, для чего Бог дал им богатство. Обратите внимание: мы должны давать не только тем, кто просит, но и посылать людям, которых не видим. Щедрый помышляет о щедрости и ищет объект для благотворительности.
[2] Радоваться благочестиво и благоговейно: «Радость пред Господом подкрепление для вас». Это не должна быть плотская чувственная радость, а святая и духовная радость в Господе: когда мы радуемся благости Бога под руководством и водительством благодати Божьей и радость возникает от осознания того, что Бог любит и милостив к нам и являет знаки Своего благоволения. «Эта радость будет вашей силой, поэтому ободрите ее; она будет вашей силой, во-первых, для исполнения других обязанностей во время этого пира». Чем более радостно мы совершаем религиозный долг, тем более успешными будем в нем. Во-вторых, «для исполнения всех обязанностей, которые вы должны совершить согласно зачитанному вам закону Божьему». Святая радость будет елеем для колес нашего послушания. В-третьих, «для противостояния врагам, которые замышляют заговоры против вас». Радость в Господе вооружит нас против атак духовных врагов и отвратит наши уста от вкушения тех удовольствий, которые искуситель насадил на свой крючок.
2. Собрание согласилось с данными ему наставлениями. Люди перестали плакать (ст. 11) и начали праздновать с великим веселием (ст. 12). Отметьте: подобным образом и мы должны управлять всякой страстью, которая выходит из-под контроля, уметь быстро обуздать и заглушить ее, когда мы убеждены, что она либо безрассудна, либо неуместна. Владеющий собою лучше завоевателя города. Обратите внимание:
(1) После плача они возрадовались. Святая скорбь прокладывает путь для святого веселья; сеющий со слезами пожнет в радости; кто трепещет от обличений слова, тот может ликовать от его утешений.
(2) Они имели хорошее основание для радости. Они веселились не потому что могли есть тук и пить сладкое и имели хорошую компанию для этого, а потому что поняли слова, которые сказали им. Отметьте:
[1] Великая милость иметь святое Писание и помощь для его разумения, и это дает нам повод радоваться. Библии и служители радость Божьего Израиля.
[2] Чем лучше мы понимаем слово Бога, тем больше утешения обретем в нем, ибо тьма беды возникает из тьмы неведения и ошибок. Когда им впервые возвестили слова, они плакали, но когда поняли их, то возрадовались, ибо обрели драгоценные обетования, данные тем, кто покаялся и изменился; и это было надеждой в Израиле.
Стихи 13−18. Данные стихи рассказывают:
I. Что народ вновь собрался послушать слово. Большую часть первого дня они посвятили молитве и проповеди слова, но не устали от новомесячия и субботы, и на следующий день (хотя не было никакого праздника) главы поколений вновь собрались и пришли к Ездре послушать его толкование слова (ст. 13), ибо убедились, что это приносит больше наслаждения и пользы, чем любое мирское удовольствие или прибыль. Отметьте: чем больше мы погружаемся в слово Бога (при этом правильно понимаем его и оно воздействует на нас), тем больше жаждем изучать и пребывать в нем, говоря: «Как сладки слова Твои устам моим!» Кто правильно понимает Писание, тот будет стремиться понимать его лучше. Теперь священники и левиты пришли с главами поколений к Ездре, главному толкователю, чтоб он изъяснял им слова закона, или (как написано на полях) чтобы получить наставление в слове закона. Они пришли учиться, желая стать достаточно компетентными, чтобы учить других. Обратите внимание:
(1) Хотя в первый день Ездра из скромности поставил их по правую и по левую руку как учителей (ст. 4,7), но теперь, благодаря переживанию, они осознали собственные недостатки и его превосходство, и на второй день скромность поставила их у ног Ездры как слушателей.
(2) Кто хочет учить других, тот сам должен принимать наставления. Священники и левиты вначале должны научиться и только потом учить.
II. Что, осознав свой долг, люди были готовы повиноваться слову. Возможно, когда они обратились к нему во второй день седьмого месяца, желая получить наставления из закона, он по премудрости Бога своего, которая в руке его (Езд 7:25), зачитал им законы, касавшиеся праздников, которые должны соблюдаться в тот месяц, а среди них и о празднике кущей (Лев 23:24; Втор 16:13). Служители должны проповедовать не только фундаментальные истины, но и давать своевременную информацию, направляя людей совершать дело дня в свой день.
1. Было обновлено божественное постановление о праздновании праздника кущей (ст. 14−15), которое они нашли написанное в законе. Кто усердно исследует Писание, тот найдет постановления, которые были забыты или не соблюдались должным образом. Праздник кущей напоминал о том времени, когда они жили в палатках в пустыне, был символом нашего положения в этом мире и прообразом святой радости евангельской Церкви. Этот праздник упоминает пророк, когда предсказывает обращение народов в веру во Христа (Зах 14:16) и говорит, что они будут приходить для празднования праздника кущей как не имеющие постоянного города. Этот праздник следовало объявить во всех городах. Люди должны были набрать ветви деревьев (жители Иерусалима должны были набрать их на Масличной горе) и сделать из них хижины или беседки, в которых им надлежало жить (если будет подходящая погода) во время праздника они должны веселиться.
2. Это повеление религиозно соблюдалось (ст. 16−17). Мы читаем и слушаем слово с пользой для себя лишь в том случае, если поступаем так, как написано, и вновь начинаем исполнять свой долг после того, как им долго пренебрегали.
(1) Люди совершили обряд: они жили в кущах, которые священники и левиты поставили во дворах храма; имевшие собственные дома ставили кущи на крышах или во дворах, а не имевшие таких преимуществ ставили кущи на улицах. Обычно народ соблюдал этот праздник (2Пар 5:3; Езд 3:4), но со времен Иисуса Навина, когда они впервые поселились в Ханаане, никогда не праздновали его с такой торжественностью, как теперь, когда вновь поселились на этой земле. Человек чрезмерно любит свой дом, если не может решиться оставить его даже на какое-то время во исполнение постановления или из-за Божьего провидения.
(2) Они обратили внимание на сущность праздника, в противном случае обряд, каким бы важным он ни выглядел, остался бы незначительным.
[1] Они веселились, и радость была весьма великая; они радовались в Боге и тому, что Бог был благ к ним. Все святые праздники, особенно этот, иудеям следовало отмечать с радостью, чтобы прославить Бога и ободрить их в служении.
[2] На протяжении всех дней праздника они читали и слушали толкование слова Божьего (ст. 18), тем самым посвятив свое свободное время доброму делу. Сэкономленное время лучше всего потратить на изучение Писания и размышление о нем. Бог повелел, чтобы во время праздника кущей раз в семь лет читался закон. Неясно, был ли это год отпущения, когда следовало совершать такое служение (Втор 31:10); как бы ни было, но они посвятили все дни праздника этому доброму делу, а на восьмой день, в двадцать второй день месяца, у них состоялось торжественное собрание (как велел Бог), после чего они не разошлись, ибо им надлежало двадцать четвертый день посвятить посту и молитве. Святая радость не должна лишать нас благочестивой скорби, равно как и святая скорбь святой радости.
толкование Мэтью Генри на книгу Неемии, 8 глава