Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


4-я Царств | 9 глава

Толкование Мэтью Генри


Азаилу и Иную надлежало стать инструментами Божьей справедливости при наказании и уничтожении дома Ахава. Илии было велено назначить их на это служение, но так как Ахав смирился, то ему была дана отсрочка, и поэтому назначить их на это служение должен был Елисей. В предыдущей главе мы прочли о том, как Азаил возвысился и завладел престолом Сирии, а в данной главе о том, как Ииуй взошел на престол Израиля, ибо тех, кто смог избежать меча Азаила (как Иорам и Охозия), должен был убить Ииуй, о чем рассказывает данная глава.

I. Один из пророков послан к Иную с поручением передать ему руководство и уничтожить дом Ахава (ст. 1−10). Это поручение незамедлительно исполняется.

1. Ииуй рассказывает о нем своим военачальникам (ст. 11−15).

2. Он отправляется прямо в Изреель (ст. 16−20) и там казнит (1) Иорама, царя Израиля (ст. 21−26); (2) Охозию, царя Иудеи (ст. 27−29); (3) Иезавель (ст. 30−37).

Стихи 1−10. Данные стихи рассказывают, как был помазан на царство Ииуй, который в то время командовал (похоже, он был главнокомандующим) армией, расположившейся в Рамофе Галаадском (ст. 14). Там он сражался на стороне своего господина царя, но принял повеление от высшего царя сразиться против него. Не показано, что Ииуй стремился к руководству или когда-либо думал о нем, и поэтому данное поручение удивило его. Некоторые полагают, что он был помазан раньше Илией (которому Бог повелел это сделать), но тайно, с указанием не совершать никаких действий до получения дальнейших приказов, как Самуил помазал Давида задолго до того, как тот взошел на престол; но это маловероятно, ибо тогда следует предположить, что он помазал и Азаила. Когда Бог велел Илии сделать это, то сказал помазать Елисея в пророка вместо него самого, чтобы тот исполнил то, что Бог ему скажет, когда он уйдет.

I. Это поручение отправлено.

1. Елисей не пошел лично помазать Ииуя, ибо был стар и непригоден для такого путешествия, а известность не дала бы ему возможность сделать это тайно, ибо он не смог бы прийти и уйти незамеченным. Поэтому он послал одного из сынов пророческих (ст. 1), которые не только благоговели перед ним как перед своим отцом (4Цар 2:15), но были послушны и повиновались ему как своему отцу.

(1) Служение, заключавшееся в помазании Ииуя, было рискованным (1Цар 16:2), и поэтому Елисею не следовало подвергать себя опасности; его поручили одному из сыновей пророков, который рисковал бы меньше, ибо его жизнь была менее ценной.

(2) Для его совершения нужно было потрудиться, и поэтому оно больше подходило для юноши в расцвете сил. Пусть молодость трудится, а возраст наставляет.

(3) Тем не менее помазание царя было почетным служением и совершивший его мог надеяться, что со временем продвинется; поэтому, для ободрения молодых пророков, Елисей задействовал одного из них, ибо не хотел забирать всю славу себе и не возражал, чтобы ее разделили молодые пророки.

2. Посылая его, Елисей (1) дал сосуд с елеем, которым он должен был помазать Ииуя: «Возьми сей сосуд с елеем из скинии (3Цар 1:39), которым был помазан Соломон». Все, что можно было достать в то время, это елей из рук пророка, и он приравнивался к елею из дома Божьего. Скорее всего, в то время не практиковали помазание царей; оно совершалось лишь в том случае, когда нарушалась преемственность, как в ситуации Соломона, или она прерывалась, как в ситуации Иоаса (4Цар 11:12), или руководство переходило к другой семье, как было с Давидом, и в данной ситуации; тем не менее его могли совершать чаще, хотя Писание не упоминает об этом.

(2) Вложил в его уста слова, которые он должен был сказать (ст. 3): «Помазую тебя в царя над Израилем», и передал все, что ему было велено (ст. 7−10). Те, кого Бог отправляет со Своим поручением, должны идти, только получив полную инструкцию.

(3) Повелел ему [1] сделать это тайно: отозвать Ииуя из компании военачальников и помазать его во внутренней комнате (ст. 2), чтобы можно было испытать, поверит ли Ииуй словам пророка без свидетелей, которые могли бы подтвердить их. Его внезапное воодушевление для совершения данного служения будет достаточным доказательством того, что он был помазан для него. Не нужно никаких других доказательств. Исполнение предсказанного будет наилучшим доказательством знамения. [2] Сделать это незамедлительно. Отправившись его исполнить, он должен будет опоясать чресла свои, а исполнив бежать и не ждать, как Ииуй отреагирует или что сделает. Сыновья пророков должны быть быстрыми и энергичными в своем деле, приступать и совершать его как люди, которые не любят прогуливаться и заниматься пустяками. Они должны быть подобны ангелам, которые стремительно летают.

II. Поручение отдано. Молодой пророк отправился с посланием и прибыл в Рамоф Галаадский (ст. 4). Там он нашел начальников, собравшихся вместе отобедать или на военный совет (ст. 5). С уверенностью, присущей посланнику Бога, не обращая внимания на свой внешний вид, он отозвал Ииуя в сторону, не ожидая, пока тот освободится, не прося прощения за беспокойство, а как человек, имеющий власть: «У меня слово к тебе, военачальник». Возможно, Ииуй имел некоторое представление о его служении и поэтому, чтобы не казалось, что он стремится к почестям, спросил: «До кого из всех нас?»; он сделал это для того, чтобы потом не говорили, что он обрел преимущество, заговорив первым, и чтобы все были удовлетворены тем, что он является именно тем человеком, кому предназначались эти слова. Когда пророк остался с ним наедине, то помазал его (ст. 6). Помазание духом сокровенный обряд, когда дают новое имя, о котором знают лишь те, кто получает его. Тем самым:

1. Он облачил его царскими почестями: «Так говорит Господь, Бог Израилев, Чьим посланником я являюсь. Во имя этого Бога помазую тебя в царя над народом Господним». Он дает Ииую неоспоримый титул и напоминает, что его поставил царем (1) Бог Израилев; он должен понимать, что от Него получил власть (ибо Им цари царствуют) и для Него должен ее использовать, ибо ему придется дать отчет Богу. Гражданские власти служители Бога, и поэтому они должны действовать, уповая на Него, быть полностью посвященными Ему и Его славе.

(2) Над Израилем Божьим. Хотя народ Израиля отчаянно развратился и лишился всей славы взаимоотношений с Богом, тем не менее здесь он назван народом Господним, ибо Господь имел право на него и еще не дал ему разводную. Ииуй должен смотреть на народ, царем которого он стал, как на народ Господень, а не как на своих рабов как на свободных граждан, принадлежащих Богу, Его сыновей, Его первенцев, которых нельзя обижать и притеснять, как на народ Божий; и поэтому он должен царствовать ради Него и согласно Его законам.

2. Он наставил Ииуя, в чем заключалось его нынешнее служение он должен уничтожить дом Ахава (ст. 7). Но это не значит, что ему придется расчистить себе путь к престолу и добиться владычества: он должен исполнить суды Божьи, определенные для этой: виновной и порочной семьи. Он называет Ахава его господином, чтобы их взаимоот ношения не стали препятствием. «Он был твоим господином, и тот факт, что ты поднял руку на его сына и наследника, будет считаться не только черной неблагодарностью, но предательством и мятежом; и это было бы так, если бы ты не получил непосредственного повеления Бога сделать это. Но ты должен исполнить обязательства перед своим небесным Господином, которые намного выше твоих обязательств перед Ахавом. Господь решил истребить дом Ахава твоей рукой; не бойся, разве не Он повелевает тебе? Не бойся, что тем самым ты согрешаешь, Его повеление оправдает и спасет тебя; не бойся опасности Его повеление: защитит и дарует тебе успех». Чтобы Ииуй разумно и правильно совершил великое истребление дома Ахава, пророк говорит ему:

(1) В чем они виновны и что служит основанием для противостояния. Он говорит, что Бог противится им, дабы Ииуй обратил внимание и знал, на что Он взирает: теперь за пролитую кровь рабов Его пророков и других верных служителей, павших от руки Иезавели, будет взыскано. То, что они были идолопоклонниками, уже само по себе плохо, и поэтому они заслужили все, что обрушилось на них; но об этом здесь не упоминается; Бог сражался с ними за то, что они были преследователями не столько за то, что они разрушили Божьи жертвенники, сколько за то, что они убивали Его пророков мечем. Ничто так не наполняет меру беззакония правителя или народа, как данное преступление, и не навлекает на него неизбежную и суровую гибель. Именно этот грех стал причиной первого разрушения Иерусалима (2Пар 36:16) и последнего (Мф 23:37−38). Блуд и колдовство Иезавели не раздражали Бога так, как преследование пророков: истребление одних и изгнание других в пещеры и удаленные места (3Цар 18:4).

(2) Каков их приговор. Они приговорены к полному уничтожению; их не будут наказывать, а истребят и искоренят. Ииуй должен знать это, чтобы не щадить их из сострадания, благоволения или привязанности. Все, что принадлежит Ахаву, должно быть уничтожено (ст. 8). В качестве примера приводится уничтожение семьи Иеровоама и Ваасы (ст. 9); в частности велено бросить Иезавель псам (ст. 10). Всей царской крови было недостаточно для искупления крови пророков, святых и мучеников, которая в глазах Бога обладает огромной ценой. Пророк, исполнив данное поручение, поспешил вернуться домой, оставив Ииуя одного поразмыслить о том, что он должен сделать, и попросить наставления у Бога.

Стихи 11−15. Спустя какое-то время Ииуй вернулся и занял свое место в совете; похоже, в то время он хотел оставить происшедшее в тайне, но присутствовавшие настаивали, чтобы он рассказал о своей встрече. Поэтому давайте посмотрим, что происходило между ним и другими военачальниками.

I. С каким презрением начальники говорили о молодом пророке (ст. 11): «Зачем приходил этот неистовый к тебе? Что за дело у него к тебе? Почему ты так старался угодить ему, что удалился для разговора с ним? Разве компании пророков подходят для военачальников?» Они назвали его неистовым, ибо он был одним из тех, которые не участвовали с ними в том же распутстве (1Пет 4:4), а жил, предаваясь самоотречению и умерщвлению, презирая этот мир и проводя все время в молитвах. Из-за этого они считали пророков глупцами и вдохновенных безумцами (Ос 9:7). Отметьте: люди нерелигиозные чаще всего с презрением говорят о людях религиозных и считают их безумцами. Такие говорили о Спасителе: «Он вышел из себя »; об Иоанне Крестителе: «В Нем бес» (то есть он несчастный безумец); о святом Павле: «Большая ученость доводит тебя до сумасшествия». Так высочайшую мудрость представляют безумством, а тех, которые лучше всех понимают себя, вышедшими из себя. Возможно, Ииуй хотел упрекнуть своих друзей, когда сказал: «Вы знаете этого человека, знаете, что он пророк, так почему называете его неистовым? Вы знаете, что он общается в такой необычной манере не потому, что безумен, а потому что вдохновлен Богом». Или его слова означали: «Так как он пророк, то вы могли бы догадаться, что он должен был рассказать мне о моих ошибках и научить своему долгу; я не должен информировать вас в этом вопросе». Так Ииуй хотел отделаться от них, но они настаивали, чтобы он рассказал об их разговоре. «Это ложь, сказали они, мы не можем догадаться, с каким поручением он пришел, и поэтому расскажи нам о нем». После таких настойчивых требований он сказал, что пророк помазал его царем, и, возможно, показал елей на своей голове (ст. 12). Он не мог не знать, что некоторые из них то ли из верности Иораму, то ли из зависти к нему самому могут противостать и уничтожить его план еще в зародыше; но Ииуй доверился божественному предназначению и не побоялся признать его, зная, на Кого он уповает: Кто поставил, Тот и защитит его.

II. С каким уважением они поздравили нового царя, как только узнали о его возвышении (ст. 13). Как бы презренно начальники ни думали о молодом пророке, помазавшем его, и о его служении, но выразили великое почтение к царским достоинствам того, кого он помазал; они были готовы провозгласить его царем и протрубить в трубу. В знак подчинения и верности, своей любви к нему, как к личности, и к его руководству, в знак своего желания видеть его превознесенным и утвержденным в этой должности они расстелили перед ним свою одежду, чтобы он мог стоять или сидеть на ней на самых ступенях на виду у всех солдат, которые, узнав о происшедшем, собрались вместе поздравить его с торжественным событием. Бог вложил в их сердца желание подобным образом с готовностью признать его, ибо Он поворачивает сердца не только простых людей, но и царей, как реки воды, в то русло, в какое хочет. Возможно, солдаты были недовольны руководством Иорама или больше любили Ииуя; но как бы ни было, назревал переворот, все они были на стороне Ииуя и восстали против Иорама (ст. 14).

III. С какой осторожностью действовал Ииуй. У него были преимущества против Иорама, и он знал, как их использовать. На его стороне была армия. Иорам оставил ее и тяжело раненный отправился домой. Благоразумное поведение Ииуя проявилось в двух вещах:

(1) Он уважил начальников и ничего не делал без их совета и согласия («Если вы так считаете, то мы это сделаем, но не в противном случае»); тем самым он демонстрировал уважение к их суду и уверенность в их верности, что должно было понравиться им и утвердить их в принятом решении. Кто хочет быстро подняться и твердо стоять, тот поступит мудро, если будет приобретать себе друзей.

(2) Он задумал неожиданно поразить Иорама и для этого без отлагательств приехал к нему, дабы известия о происшедшем не достигли его раньше: «Пусть никто не уходит из города, чтобы идти поведать весть в Изрееле, что гибель, как сеть, обрушилась на него и его дом». Внезапность нападения иногда приводит к таким же хорошим результатам, как и его мощность.

Стихи 16−29. Путешествие от Рамофа Галаадского до Изрееля занимало более одного дня пути; приблизительно посреди этого пути нужно было пересечь Иордан. Мы можем предположить, что Ииуй путешествовал с максимальной поспешностью и принял все возможные меры, что-бы новости не достигли Изрееля раньше его; вскоре он добрался до города, где находился приговоренный царь.

I. Вначале стражник Иорама увидел на расстоянии его со свитой и известил царя о приближении группы людей, но он не мог сказать, друзья это или враги. Царю же не терпелось узнать, в чем дело; возможно, он волновался, что сирийцы, ранившие его, проследили по следу крови за ним до самого дворца и прибыли схватить его; поэтому вначале он послал одного всадника, а за ним другого, чтобы узнать, кто это (ст. 17−19). Царь с трудом оправился от страха, одолевавшего его во время сражения, и виновная совесть постоянно мучила его ужасами. Оба всадника задали один и тот же вопрос: «С миром ли? Вы на нашей стороне или враги? Вы везете хорошие или плохие новости?» И каждый получил один и тот же ответ: «Что тебе до мира? Поезжай за мной » (ст. 18−19). Словно тем самым Ииуй хотел сказать: «Это не твое дело; оно касается того, кто послал тебя, и ему я отвечу; что касается тебя, то если хочешь остаться в живых, поезжай за мной и стань одним из моих приверженцев». Стражник обратил внимание, что всадники были взяты в плен, и вскоре увидел, что войско возглавлял человек, походкой напоминавший Ииуя, который, похоже, был известен стремительными движениями, благодаря чему раскрыл, что в нем обитает активный и энергичный дух, склонявший к деятельности и толкавший вперед. Человек такого неистового характера подходил для служения, предопределенного Ииую. Мудрость Бога проявляется в выборе правильных инструментов для совершения Своей работы. Но для хорошей репутации человека недостаточно, чтобы он был известен своей стремительностью. Кто может управлять своим духом, тот лучше человека могущественного. Халдейское толкование дает данным словам противоположный смысл: «Возглавлял полчище человек, похожий на Ииуя, ибо он вел себя тихо». Похоже, он передвигался не очень быстро, ибо в противном случае не было бы времени для всех имевших место событий. Некоторые полагают, что он решил идти медленно, чтобы дать Иораму время выехать ему навстречу и казнить его до вступления в город.

II. Иорам лично выехал, чтобы встретить его, и взял с собой Охозию, царя Иудеи; никто из них не был экипирован для сражения и не был готов встретить врагов; они торопились, чтобы удовлетворить свое любопытство. Как странно иногда распоряжается провидение, и люди торопятся встретить свою гибель, когда их дни подходят к концу. Место встречи Иорама и Ииуя было зловещим они встретились на поле Навуфея Изреелитянина (ст. 21). Сам вид этого места заставил Иорама трепетать, а Ииуя ликовать, ибо чувство вины за кровь Навуфея выступило против Иорама, в то время как на стороне Ииуя была сила проклятия Илии. Божественное провидение иногда таким образом распоряжается обстоятельствами событий, что наказание соответствует греху так же, как отражение в зеркале оригиналу. Иорам задал тот же вопрос: «С миром ли, Ииуй? Все ли хорошо? Возвращаешься ли ты домой, спасаясь бегством от сирийцев, или победил их?» Похоже, он ожидал мира и не мог представить другого развития событий. Отметьте: очень часто великие грешники, находясь на краю гибели, убеждают себя в том, что у них все хорошо, и надеются иметь мир. Ответ Ииуя был весьма неожиданным. Он ответил ему вопросом: «Какой мир ты надеешься иметь при любодействе Иезавели, матери твоей (которая хотя была и вдовствующей царицей, но фактически руководила страной), и при многих волхвованиях ее!» Посмотрите, как откровенен Ииуй. Раньше он не осмелился бы сказать такие слова, но теперь в нем был другой дух. Отметьте: грешникам не всегда будут льстить; рано или поздно им все выскажут (Пс 35:3). Обратите внимание:

(1) Он обвиняет царя в нечестии его матери, потому что он вначале узнал об этом, а потом своей царской властью защитил его. Ей предъявлено обвинение в блуде телесном и духовном (в служении идолам и совершении при этом распутных действий), ибо колдовство, чародейство и ворожба использовались для почитания ее идолов; она умножала их и все время посвящала блуду и колдовству, ибо тот, кто предал себя нечестивым путям, не знает, когда сможет остановиться. Один грех порождает другой.

(2) В связи с чем он лишает его малейшей надежды иметь мир: «Какой мир может быть в доме, где процветает так много нечестия, в котором не раскаялись?» Отметьте: путь греха никогда не может быть путем мира (Ис 57:21). Какой мир могут иметь грешники с Богом и со своей совестью, какие блага и утешения они надеются иметь в этой жизни, в смерти или после смерти, если продолжают совершать злодеяния? Никакого мира они не смогут иметь, пока будут упорствовать во грехе, но как только покаются и оставят его, тогда смогут обрести мир. Казнь была совершена сразу. Когда Иорам услышал обвинение в адрес матери, то его сердце дрогнуло; он понял, что пришел день возмездия, которым ему давно угрожали, и воскликнул: «Измена, Охозия! Ииуй наш враг, пришло время нам спасаться бегством». Оба царя побежали, и (1) Иорам, царь Израиля, был сразу убит (ст. 24). Ииуй казнил его собственными руками. Поразившая его стрела не была послана наугад, как та, которая нанесла смертельный удар и прошла сквозь швы лат его отца. Ииуй направил свою стрелу между плеч, когда он бежал (это была одна из Божьих стрел, приготовленная против преследователя, Пс 7:14, англ. пер.), и она пронзила его сердце, так что он сразу умер. В то время он был главой дома Ахава и поэтому истреблен первым. Он умер как преступник, которому был вынесен приговор согласно закону, и Ииуй, приведший приговор в исполнение, распорядился мертвым телом. Рядом находился виноградник Навуфея, напомнивший ему об обстоятельствах, когда Илия объявил Ахаву его участь: «Я отомщу тебе на сем поле (ст. 25−26) за кровь самого Навуфея и за кровь сыновей его», которых убили как виновных вместе с ним, или тайно убили позже, чтобы они не могли подать жалобу или другим способом отомстить за смерть своего отца; возможно, их убили, дабы они не сокрушали свои сердца из-за потери отца или (так как все их имущество было конфисковано вместе с виноградником) потери средств для существования, что фактически приравнивалось к утере жизни. За все это было взыскано с дома Ахавова, и тот участок земли, которым он сильно гордился и которому радовался, сделав себя его хозяином за счет пролития невинной крови, теперь стал сценой театра, на которой лежали мертвые тела его сыновей на обозрение всего мира. Так познан был Господь по суду, который Он совершил.

(2) Охозию, царя иудейского, тоже преследовали и вскоре убили недалеко от того места (ст. 27−28).

[1] Хотя в то время он был в компании с Иорамом, но его не убили бы, если бы он не объединился с домом Ахава и не стал похож на него в своем беззаконии. Он был одним из них (таким он сделал себя своими грехами), и поэтому его должна была постичь та же участь. Ииуй честно выполнил данное ему поручение, касавшееся их.

Тем не менее, [2] возможно, его не убили бы в то время, если бы он не оказался в их компании. Опасно иметь дело со злодеями; из-за этого нас могут преследовать бедствия и чувство вины.

Стихи 30−37. Самым большим преступником в доме Ахава была Иезавель: именно она учредила поклонение Ваалу, убивала Господних пророков, задумала убийство Навуфея, побуждала вначале своего мужа, а затем его сыновей поступать нечестиво. Здесь она названа проклятой женщиной (ст. 34), которая была проклятием для страны и всех, желавших ей добра. Она владычествовала на протяжении царствования трех царей, но теперь, наконец, ее дни подошли к концу. Мы читаем о лжепророчице в Фиатире, которую сравнивают с Иезавелью и называют ее именем (Откр 2:20); она поступала так же нечестиво, совращая Божьих слуг к идолопоклонству, и ей было дано время покаяться (Откр 2:21), как и Иезавели; но в конце ее постигла ужасная кончина (Откр 2:22−23), как и Иезавель. Поэтому ее гибель можно рассматривать как прообраз гибели идолопоклонников и преследователей гибель великой блудницы и матери блудниц, которая упоена была кровью святых и вином блуда своего напоила все народы, когда Бог вложил в сердца земных царей ненависть к ней (Откр 17:5−6,16). В данных стихах:

I. Иезавель бросает вызов суду. Она узнала, что Ииуй убил ее сына и что убил его за ее блуд и колдовство; узнала, что он, по слову Господа, выбросил его мертвое тело на участок земли Навуфея и теперь идет в Изреель, где она должна быть готова пасть следующей жертвой его меча, совершающего отмщение. Посмотрите, как она готовится встретить свою судьбу: она стояла у окна, выходившего на входные ворота, собираясь встретиться с Ииуем и бросить ему вызов.

1. Вместо того чтобы прятаться, как человек, боящийся божественного мщения, она открыто подвергает себя опасности, с презрением отвергает мысль о побеге, смеется над страхом и не испытывает его. Посмотрите, как сердце, ожесточившееся против Бога, ведет себя вызывающе до самого последнего момента и устремляется против Него с гордою выею (Иов 15:26). Но никогда еще не процветали люди, подобным образом ожесточившие свое сердце против Него.

2. Вместо того чтобы смириться и искренно скорбеть о сыне, она нарумянила лицо свое и украсила голову свою, чтобы выглядеть как всегда, то есть (как она думала) важной и величественной, надеясь тем самым смутить Ииуя, подчинить и остановить его. Господь Саваоф призывает в этот день плакать и сетовать, а она нарумянилась и разоделась вопреки повелению Бога (Ис 22:12−13). Нет более верного предзнаменования гибели, чем несмирившееся сердце во время смиряющих провидений. Пусть разрисованные лица посмотрят в зеркало Иезавели: как они себе понравятся.

3. Вместо того чтобы трепетать перед Ииуем орудием Божьей мести, она надеялась заставить его трепетать, задав угрожающий вопрос: «Мир ли Замврию, убийце государя своего?» Обратите внимание:

(1) Она не обратила внимания на руку Бога, простершуюся против ее семьи, а бросила вызов тому, кто был всего лишь мечом в Его руке. Оказавшись в беде, мы склонны гневаться на инструменты нашей беды, в то время как должны покориться Богу и гневаться только на себя.

(2) Она тешила себя мыслью, что дело, которое в то время совершал Ииуй, несомненно закончится его собственной гибелью и он не будет иметь мира. Он лишил ее надежды иметь мир (ст. 22), и теперь она решила так же поступить с ним. Отметьте: довольно часто на тех, кто совершает дело Бога, смотрят как на людей, оставивших путь мира. Активным реформаторам и верным обличителям грозят бедами, но пусть это не путает их (Флп 1:28).

(3) Она процитировала эту фразу, чтобы удержать его от исполнения данного поручения: «Мир ли Замврию? Нет у него мира; он взошел на престол с помощью предательства и кровопролития, и уже через семь дней его вынудили сжечь дворец, в котором он обитал, и себя вместе с ним; так неужели ты надеешься, что твоя участь будет лучше?» Если бы ситуация была схожей, то вполне уместно было бы напомнить ему об этом, ибо суды Божьи, обрушившиеся на тех, кто шел до нас греховными путями, должны предостеречь нас остерегаться ходить теми же путями. Но пример Замврия не подходил для ситуации Ииуя. У Замврия не было позволения делать то, что он сделал, его толкнули на этот поступок собственные амбиции и жестокость, в то время как Ииуй был помазан одним из сыновей пророков и делал это по велению небес, и это, несомненно, оправдывало его. Сравнивая людей и события, мы должны проводить четкое различие между драгоценным и ничтожным и остерегаться, чтобы не причислить полезных людей к греховным.

II. Ииую понадобилась помощь, чтобы справиться с ней. Он посмотрел на окно, не смутился при виде ее наглой, но бессильной ярости и воскликнул: «Кто со мною, кто?» (ст. 32). Он был призван совершить Божье дело: реформировать страну и наказать развративших ее, и в данной ситуации призывает других помочь ему завершить ее и всматривается, найдется ли кто-нибудь, чтобы помочь и поддержать его (Ис 63:5). Он поднимает знамя и возвещает, как Моисей (Исх 32:26): «Кто Господень?», как псалмопевец (Пс 93:16): «Кто восстанет за меня против злодеев?» Отметьте: когда начинается дело реформации, приходит время спросить: «Кто поддерживает его?»

III. Слуги Иезавели предают ее справедливой мести Ииуя. Двое или трое управляющих выглянули к нему из окна, и их вид ободрил его поверить, что они на его стороне; он обращается к ним, но велит не схватить или задержать ее до дельнейших указаний, а немедленно выбросить из окна. Это был один из способов казни преступников, когда их бросали головой вниз с обрыва. Так ей отомстили за то, что Навуфея побили камнями: ее выбросили (ст. 3З). Если Божье повеление могло оправдать Ииуя, то его повеление оправдает и их. Возможно, они втайне ненавидели злодейство Иезавели, хотя и служили ей; возможно, она поступала жестоко и оскорбительно по отношению к окружавшим ее людям, и они радовались представившейся им возможности отомстить ей за это; или, наблюдая за успешными действиями Ииуя, они надеялись таким образом снискать его расположение и сохранить место при дворе. Как бы ни было, но так Иезавель была предана позорной смерти, в результате чего ее тело ударилось о стену и упало на мостовую; его растоптали лошади, измаравшись при этом ее кровью и мозгами. Посмотрите на кончину гордости и жестокости и скажите: «Господь праведен».

IV. Согласно пророчеству, псы довели до конца ее позорную гибель. Отдыхая во дворце, Ииуй обдумывал, каким образом оказать некоторое уважение полу и положению в обществе Иезавели и похоронить ее. Какой бы плохой она ни была, но являлась дочерью царя, женой царя и матерью царя, поэтому он сказал: «Отыщите и похороните ее» (ст. 34). И хотя сам Ииуй забыл слова пророка (ст. 10: «Иезавель же съедят псы»), но Бог не забыл их. Пока он сам ел и пил, псы сожрали ее мертвое тело псы, которые ходят вокруг города (Пс 58:7) и питаются падалью, и поэтому от нее ничего не осталось кроме обглоданного черепа (ничего не осталось от ее накрашенного лица), ног и кистей рук. Голодные псы не уважили достоинство ее происхождения; для них царская дочь не отличается от обычного человека. Если мы чрезмерно заботимся о своем теле и нежно с ним обращаемся, то давайте подумаем, каким ничтожным оно является, раз вскоре станет пищей для червей, живущих под землей, или тварей, обитающих на земле. Когда об этом известили Ииуя, то он вспомнил угрозу (3Цар 21:23): Псы съедят Иезавель за стеною Изрееля». О ней ничего не должно остаться, кроме памяти о ее позоре. Когда-то во время царствования она являлась перед людьми с большой помпезностью, и люди восклицали: «Это Иезавель! Какой величественный вид и осанка! Как великолепно она выглядит!» Но теперь о ней не будут говорить таких слов. Мы часто видели, как хоронят нечестивых людей (Еккл 8:10), но иногда, как в данном случае, их не хоронят (Еккл 6:3). Тем не менее имя Иезавели сохранилось, но как бесчестное имя в Священном Писании; нельзя было даже сказать: «Это прах Иезавели, а это могила Иезавели», или: «Это потомство Иезавели». Так имя нечестивых будет гнить гнить на земле.

толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 9 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.