Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


4-я Царств | 23 глава

Толкование Мэтью Генри


Данная глава:

(I) Продолжает описывать благополучное и благочестивое царствование Иосии и прогресс реформации, которую он начал, прочитав закон (ст. 1−2). Он обновил завет (ст. 3), очистил храм (ст. 4), искоренил идолов и идолопоклонство со всеми его остатками и во всех местах, куда распространялась его власть (ст. 5−20); в стране торжественно соблюдалась Пасха (ст. 21−23), были истреблены колдуны (ст. 24), и все совершалось очень энергично (ст. 25).

(II) Описывает неудачное ее завершение и безвременную смерть царя как знак того, что Бог продолжал гневаться на Иерусалим (ст. 26−30).

(III) Рассказывает о бедственных последствиях его смерти и нечестивом царствовании его двух сыновей, Иоахаза и Иоакима, пришедших после него (ст. 31−37).

Стихи 1−3. В послании Бога, полученном Иосией, говорилось о том, что гибель Иерусалима невозможно предотвратить и что он должен спасать только собственную душу. Но, узнав об этом, он не опустил руки от отчаяния, решив ничего не делать для своей страны, раз не мог сделать того, что хотел. Нет, он решил исполнить свой долг, а затем предоставить Богу свободу действовать. Было решено провести государственную реформацию; если что-то может предотвратить грозящую им гибель, то только это; и данные стихи описывают приготовление к реформации.

1. Он созвал общее собрание представителей всех областей и старейшин, гражданские власти Иуды и Иерусалима, чтобы встретиться с ними в доме Господнем вместе со священниками, пророками и различными служителями, и, собравшись вместе, они могли действовать как одно целое, ибо только так можно было предотвратить государственные суды. Все были приглашены для участия в этом собрании (ст. 1−2), дабы оно проходило с максимальной торжественностью и все могли дать совет и помочь в этом деле; а его противники, глядя на него, пали бы духом и отказались противостать ему. Парламенты не унижают славу и власть благочестивых правителей а являются для них большой поддержкой.

2. Вместо того чтобы обратиться к собранию с речью, царь велел прочитать собравшимся из книги закона; более того, похоже, он сам читал ее (ст. 2) как человек, на которого она оказала сильное воздействие и желающий, чтобы с ними было так же. Иосия не считал для себя унижением быть чтецом, равно как и Соломон быть проповедником; более того, сам Давид считал для себя честью быть привратником в доме Божьем. Помимо людей, занимавших важное положение, здесь собрались все иудеи и все жители Иерусалима, чтобы послушать чтение закона. Правителям полезно распространять знания Писания в своих владениях. Если бы народ твердо решил повиноваться закону так же, как Иосия решил руководить по закону, то царство было бы благополучно. Все люди должны стремиться знать Писание, а власти должны прилагать усилия для распространения знаний о нем.

3. Вместо того чтобы предложить закон для их утверждения в исполнении своего долга, он предложил заключить завет, согласно которому они все сообща обязывались служить Богу (ст. 3). Книга закона была книгой завета, обещавшей, что если они будут народом Божьим, то Он будет их Богом; они обязывались исполнять свою часть завета, не сомневаясь, что Бог исполнит Свою.

(1) Завет гласил, что они последуют Господу и примут Его волю, постановления и провидения, будут отвечать на все Его призывы и внимательны ко всем Его действиям; они будут сознательно исполнять все его постановления нравственные, церемониальные и судебные и усердно соблюдать их от всего сердца и от всей души с максимальной осторожностью, искренностью, энергичностью, смелостью и решительностью и таким образом исполнят условия завета, уповая на его обетования.

(2) Сам царь, стоявший на возвышении (4Цар 11:14), публично заявил о своем согласии с заветом, чтобы дать пример другим и заверить их в том, что он не только защитит их, но и будет руководить этим делом, а его власть окажет им содействие, если они будут послушны. Даже правители не ограничивают свою свободу, покоряясь узам Бога. Так же и весь народ вступил в завет, то есть они выразили свое согласие с ним и пообещали исполнять его. Очень хорошо обязать себя с максимальной торжественностью исполнять свой долг, и это оказалось особенно своевременно после их известных отпадений, согрешений и угасания всего благочестивого. Кем владеют честные мысли, тот не уклоняется от хороших мероприятий: крепче запрешь вернее найдешь.

Стихи 4−24. Данные стихи описывают масштабную реформацию, равных которой не было во всей истории царей Иудеи. Страна была основательно очищена от всяких мерзостей, и было заложено основание для славного и доброго дела; при всем этом я не могу не удивляться двум вещам:

(1) Что так много нечестивых предметов укоренилось и пребывало в течение длительного времени, прежде чем от них избавились.

(2) Что, несмотря на удаление нечестивых предметов и обнадеживающие перспективы благополучного проживания, спустя два года Иерусалим был полностью уничтожен и даже все эти изменения не спасли их, ибо большая часть народа не желала изменяться. Плавильщик плавил напрасно, и поэтому отверженным серебром назовут их (Иер 6:29−30). Давайте обратим внимание:

I. На множество нечестия, которое в то время преобладало в Иудее и Иерусалиме. Трудно поверить, что в Иудее, где ведом был Бог, в Израиле, где велико имя Его, в Салиме и Сионе, где находилось место Его пребывания, были обнаружены мерзости, описываемые в данных стихах. К тому времени Иосия царствовал уже восемнадцать лет; в течение всего этого времени он был хорошим примером для своего народа и поддерживал религию согласно закону; тем не менее, когда он исследовал, в каком состоянии пребывает идолопоклонство, то был поражен глубиной и степенью распространения этой мерзости.

1. Даже в доме Господнем святом храме, который Соломон построил для поклонения Богу Израилеву и посвятил Его славе, были найдены сосуды и всевозможная утварь, применявшаяся для поклонения Ваалу, вещи, сделанные для Астарты и для всего воинства небесного (ст. 4). Хотя Иосия запретил поклонение идолам, но предметы для поклонения тщательно хранились и находились в самом храме, чтобы вновь их использовать, когда нынешнее ограничение будет отменено. Более того, сам истукан все еще находился в храме (ст. 6). Некоторые полагают, что это была статуя Венеры (то же самое, что Астарта).

2. Прямо пред входом в дом Господень находилась конюшня, где содержались кони для религиозного использования (кто бы мог подумать?); это были святые кони, посвященные солнцу (ст. 11), словно оно, которое радуется, как исполин, пробежать поприще (Пс 18:6), нуждалось в них; или, скорее, таким образом они представляли себе стремительность его движений, вызывавшую их восхищение, тем самым приспосабливая свою религию к поэтической фантазии, рассказывающей о солнечной колеснице, безрассудство которой раскрывает и стыдит любая философия без применения теологии. Одни рассказывают, что этих лошадей торжественно выводили каждое утро встречать восходящее солнце, другие что поклоняющиеся солнцу ездили верхом на них, поклоняясь восходящему солнцу; похоже, они были запряжены в колесницу солнца, которой поклонялись люди. Странно, что народ, имевший в своем распоряжении написанное слово Бога, подобным образом осуетился в умствованиях своих!

3. При храме были домы блудилищные (дома содомлян в англ. пер.), где под видом религии и во славу нечистых идолов процветало распутство и нечистота самая противоестественная по своей природе. Телесный и духовный блуд идут рука об руку, и нечистые похоти, которым были преданы люди, стали наказанием за то, что они осуетились в своих умствованиях. Кто бесчестил своего Бога, тот был подобным образом оставлен Богом бесчестить себя самого (Рим 1:24). Были женщины, которые ткали одежды для Астарты (ст. 7) и шатры, окружавшие истукан Венеры, где поклоняющиеся ей предавались всякой нечистоте. И все это совершалось в доме Господнем. Эти люди совершали зло, делавшее дом нашего Отца домом торговли; плохо поступали те, кто делал его убежищем для воров, но еще хуже поступали те, которые превращали его (Horren-dum dictum! — Об этом ужасно рассказывать!) в публичный дом, тем самым бросая дерзкий вызов святости Бога и Его храму. Вполне справедливо апостол назвал их нелепыми идолослужителями.

4. Было обнаружено много жертвенников идолопоклонников (ст. 12) во дворце, на кровле горницы Ахазовой. Крыши домов у иудеев были плоскими, и их они сделали своими высотами, поставив на них домашние жертвенники (Иер 19:13; Соф 1:5). Так делали цари Иудеи, и хотя Иосия никогда не использовал их, но до того времени они оставались там. Манассия построил жертвенники для своих идолов в доме Господнем. Когда он покаялся, то удалил их оттуда и выбросил за город (2Пар 33:15), но не уничтожил. И, похоже, его сын Аммон вновь принес их во дворы храма, где Иосия обнаружил их и низверг оттуда (ст. 12).

5. Вблизи Иерусалима находился Тофет, что в долине сыновей Еннома, и там хранился истукан Молоха; это был бог противоестественной жестокости так же, как другие были противоестественно аморальны. Этому божеству приносили в жертвы детей, сжигая их на огне, а некоторые посвящали их ему, заставляя проходить через огонь (ст. 10), трудясь для огня (Авв 2:13). Предполагают, что название этого места Тофет происходило от слова тоф (toph) барабан, потому что, сжигая детей, они били в барабаны, чтобы не слышать их воплей.

6. Перед Иерусалимом находились высоты, которые устроил Соломон (ст. 13). Мы можем предположить, что жертвенники и истуканы, находившиеся на этих высотах, были убраны некими предшествующими благочестивыми царями, или, возможно, сам Соломон удалил их, когда покаялся. Но строения или некоторые их части оставались вместе с другими высотами до времени царствования Иосии. Кто привносит порочность в религию, тот не знает, как далеко эти пороки распространятся и надолго ли задержатся. Древность не является твердым доказательством истинности. Безусловно, высоты находились по всему царству, от Гевы до Вирсавии (ст. 8) и у входа в ворота градоначальника. На этих высотах (как полагает епископ Патрик) сжигались курения богам, которым цари-идолопоклонники вверяли защиту своих городов; возможно, правитель города имел личный жертвенник для своих penates — домашних богов.

7. Существовали священники-идолопоклоннки, служившие у этих жертвенников (ст. 5): жрецы, черные люди (люди, носившие черное, см. Соф 1:4). Священники, приносившие жертвы Осирису, или плачущие по Фаммузе (Иез 8:14), или служившие адским божествам, надевали черные одежды, как скорбящие. Таковых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курение на высотах; похоже, среди тех, кто сжигал курение Ваалу, были священники дома Ааронова, осквернившие свое достоинство, а также другие люди, вообще не имевшие права на священство.

8. Среди них были волшебники и чародеи, которые вызывали мертвых (ст. 24). И раз они поклонялись дьяволу как своему богу, то неудивительно, что они советовались с ним, как со своим пророком.

II. Благочестивый Иосия полностью уничтожил все остатки идолопоклонства. Его одолевала ревность по Господу Саваофу, и он был исполнен святым негодованием против всего, что вызывало Его недовольство, поэтому ничто не могло остановить его. Закон требовал, чтобы все монументы идолопоклонства хананеев были уничтожены (Втор 7:5), а тем более идолопоклонство израильтян, которое было более нечестивым, предательским и порочным.

1. Он велел Хелкии и другим священникам очистить храм (это была их сфера деятельности, ст. 4) и избавиться от сосудов, сделанных для Ваала. Они никогда не должны были использоваться для служения Богу или храниться для обычного использования; их нужно было сжечь, а прах отнести в Вефиль. Это место было общеизвестным источником идолопоклонства, ибо там поставили одного из тельцов, и так как этот город располагался рядом с Иудеей, оттуда инфекция распространилась на все царства; поэтому Иосия решил сделать из него свалку идолопоклонства, кучу мусора, куда сваливали бы отбросы и (если это возможно) это место стало бы отвратительным для всех любивших его.

2. Все священники-идолопоклонники были свергнуты. Те из них, которые не принадлежали дому Ааронову или приносили жертвы Ваалу и другим ложным богам, были преданы смерти соответственно закону (ст. 20). Он заколол всех жрецов высот на жертвенниках, и это была самая приемлемая жертва, когда-либо приносимая на них жертва справедливости Бога. Священникам, происходившим из дома Ааронова, но, тем не менее, сжигавшим курение на высотах единственному истинному Богу, он запретил когда-либо приближаться к жертвеннику Господнему. Они лишились этой чести (ст. 9): «Он вывел всех жрецов из городов Иудейских» (ст. 8), чтобы они не причиняли зло стране, тайно соблюдая обряды идолопоклонников; но он позволил им есть опресноки (хлебное приношение, Лев 2:4−5) вместе с братиями своими, с которыми они проживали вместе, дабы, находясь под их бдительным оком, они не могли причинить вреда и учились поступать правильно; хотя хлеб был пресным (черствым и невкусным), но они не заслуживали и его, а он хранил их жизнь. Но вряд ли им, как запятнавшим себя священникам (Лев 21:22), было позволено вкушать все жертвы, которые в общем названы хлебом Бога их.

3. Он изломал статуи и сжег их. Истукан Астарты или некого божества он сжег и превратил в пепел, а затем бросил прах его на кладбище общенародное (ст. 6) городское общественное место для погребения. По закону церемониальная нечистота передавалась через прикосновение к могиле, и поэтому, выбросив прах этих статуй на кладбище, он объявил их самыми нечистыми, прикосновение к которым делало самого человека нечистым. «Он бросил их в могилы», написано в халдейском переводе; эти слова подразумевают, что он хотел похоронить идолопоклонство, чтобы не видеть его, как некий омерзительный и всеми забытый предмет, какими становятся умершие, о которых забыли (ст. 14). Он наполнил место их костями человеческими; он не только велел отнести пепел истуканов на кладбище, чтобы смешать его с костями мертвых людей, но и перенести кости мертвых людей на то место, где стояли истуканы, чтобы они находились там вместо них. Это было сделано для того, чтобы, во-первых, идолопоклонство считалось отвратительным, и, во-вторых, чтобы люди держались подальше от праха истуканов и от разрушенных мест, где им раньше поклонялись. Мертвые тела и мертвые боги были одной природы и подходящей компанией друг для друга.

4. Все строения, где процветало нечестие, гнезда нечистоты, где нашли прибежище идолопоклонники, и дома содомлян, были разрушены (ст. 7). «Кончайте с ними, кончайте с ними, разрушьте их до основания». Подобным образом были разрушены высоты; их сровняли с землей (ст. 8), даже высоту градоначальника, ибо ни величие человека, ни власть не защитят его, если он идолопоклонник или нечестивец. Начальники прежде всего обязаны сами реформироваться, и это очень быстро повлияет на подчиненного. Он осквернил высоты (ст. 8 и 13) сделал все возможное, чтобы представить их омерзительными и заставить людей испытывать к ним отвращение, как поступил Ииуй, когда сделал из дома Ваала место нечистот (4Цар 10:27). Подобным образом был осквернен Тофет (ст. 10), который, вопреки другим местам идолопоклонства, находился в долине, а не на холмах или возвышенностях; он стал городским кладбищем. По этому вопросу нам представлена целая проповедь (Иер 19:1−2 и далее), где сказано, что будут хоронить их в Тофете, и всему городу угрожают, что он станет похож на Тофет.

5. Кони, посвященные солнцу, были уведены и определены для обычного использования; так их избавили от суеты, которой они должны были служить; а колесницы солнца (как жаль, что эти лошади и колесницы считались колесницами и всадниками Израиля!) он сжег огнем; и если солнце является пламенем, то они особенным образом походили на него, став колесницами огненными.

6. Все вызыватели мертвых и волшебники были истреблены (ст. 24). Тех, которых обличили в колдовстве, скорее всего предали смерти; это отпугнуло других от участия в подобных дьявольских действиях. Осуществляя реформацию, царь искренно старался исполнить слова закона, написанные в недавно найденной книге (ст. 24). Он сделал эти слова своим правилом и взирал на них на протяжении всей реформации.

III. Как его ревность достигла городов Израиля, на которые не распространялась его власть. В то время десять колен были уведены в плен, а колонии ассирийцев еще не полностью заселили страну, и поэтому, похоже, многие города вверили себя защите царя Иудеи (2Пар 30:1; 34:6). Он посещал их с целью проведения реформации. Мы должны стараться делать добро и положить конец злодеяниям нечестивцев повсюду, куда простирается наше влияние.

1. Он осквернил и разрушил жертвенник Иеровоама, построенный в Вефили, вместе с высотой и рощей, принадлежавшей ему (ст. 15−16). Похоже, к тому времени золотой телец был увезен оттуда (оставил тебя телец твой, Самария!), а жертвенники остались; и те, кто пристрастился к идолопоклонству, все еще использовали их. Они были (1) осквернены (ст. 16). Движимый благочестивой ревностью, Иосия разыскивал старые места идолопоклонства и могилы в горах (где, возможно, были похоронены священники идолов), располагавшиеся недалеко от места совершения служения; они сильно любили своих идолов и хотели, чтобы их кости покоились рядом с ними. Царь вскрывал эти могилы, вынимал кости и сжигал на жертвеннике, чтобы показать, что с самими священниками поступил бы так же, если бы они были живы, как поступил с теми, кто был найден живым (ст. 20). Так он осквернил жертвенник и сделал его мерзостью. Идолопоклонникам грозили (Иер 8:1−2), что их кости раскидают пред солнцем; то, чем им грозили, и то, что здесь произошло (все это свидетельствовало о том, что беззаконие их на костях их, Иез 32:27), намекало на наказание после смерти, которое хранилось для тех, кто жил и умер, не раскаявшись в этом или каком-то другом грехе. Сожженные кости не так важно, но если они символизируют мучения души в более страшном огне (Лк 16:24), то предстают ужасными. Похоже, решение действовать подобным образом пришло к Иосии внезапно; он не делал бы этого, если бы случайно не посмотрел в сторону и не обнаружил могилы; тем не менее все это было предсказано более 350 лет назад, когда этот жертвенник впервые был поставлен Иеровоамом (ЗЦар 13:2). Бог всегда предвидит и иногда предсказывает как точное событие, которое нам кажется случайным. Сердце царя в руке Бога; так было с Иосией, и поэтому он решил (сам не зная как, Песн 6:12) так поступить. Ни одно дело Бога не останется неисполненным.

(2) Разрушены. Царь разрушил жертвенник и все предметы идолослужения (ст. 15): он сжег все, что горело, и так как идол ничто в мире, то он избавлялся от них, как мог; он стер их в прах и рассеял пред лицем ветра.

2. Он разрушил все строения на высотах все синагоги сатанинские, находившиеся в городах Самарийских (ст. 19). Их построили цари Израиля, и Бог поставил Иосию, царя Иудеи, чтобы разрушить их во славу древнего дома Давидова, от которого отошли десять колен; а жрецов он вполне справедливо принес в жертву на их жертвенниках (ст. 20).

3. Он заботливо сохранил памятник человека Божьего, который пришел из Иудеи, чтобы предсказать то, что теперь совершить пришел царь из Иудеи. Это была могила благочестивого пророка, который провозгласил, что было сделано над жертвенником в Вефиле, но сам был убит львом за неповиновение слову Божьему; но чтобы показать, что недовольство Бога в его адрес не пошло дальше его смерти, а на этом остановилось, Бог устроил так, что в то время как все могилы вокруг были разрушены, его могила осталась нетронутой (ст. 17−18) и никто не потревожил его кости. Он отошел в мире, и поэтому должен был покоиться на своем ложе (Ис 57:2). Старый лживый пророк, пожелавший, чтобы его похоронили рядом с ним, похоже, знал, что делал; ибо, благодаря тому, что его прах перемешался с прахом благочестивого пророка, он был сохранен (Чис 23:10).

IV. Что рассказывают данные стихи о том, как торжественно Иосия и его народ после всего этого праздновали Пасху. Когда они очистили страну от старой закваски, то решили совершить праздник. Когда Ииуй искоренил поклонение Ваалу, то после этого не прилагал усилий, чтобы жить по заповедям и постановлениям Бога, а Иосия считал, что народ должен не только прекратить делать зло, но и научиться делать добро, а для того, чтобы избавиться от мерзких обычаев, нужно было восстановить все учрежденные постановления (см. Лев 18:30); поэтому он велел народу совершить Пасху не только в память о выходе из Египта, но в знак своей верности Тому, Кто вывел их оттуда, и в знак общения с Ним. Он прочитал это в книге закона, которая здесь названа книгой завета, ибо хотя божественная власть может общаться с нами, неограниченно повелевая, но божественная благодать снисходит до отдельных соглашений, и поэтому он решил совершить ее. Нам не приводится детальное ее описание, как была описана Пасха во времена Езекии (2Пар 30 гл.), но в общем сказано, что не была совершена такая пасха во время предыдущих царствований от дней судей (ст. 22), что, тем не менее, подразумевает, что хотя описание состояния Израиля, приведенное в Книге Судей, выглядит весьма плачевно, но в то время все-таки были золотые дни. Похоже, эта Пасха была чрезвычайным событием благодаря численности и набожности принимавших в ней участие, благодаря их жертвам и приношениям, их точному соблюдению законов, касавшихся этого праздника. В то время было не так, как при совершении Пасхи во времена Езекии, когда к участию были допущены многие, которые не были очищены согласно правилам очищении святилища, и левитам было разрешено совершать служение священников. Есть основания полагать, что на протяжении всего остального периода царствования Иосии религия процветала и тщательно соблюдались праздники Господни; но во время этой Пасхи освящение, которое они недавно приняли благодаря обновлению завета, реформация, осуществить которую они стремились, и возрождение божественных постановлений (описание которых они недавно нашли в книге закона и которыми давно пренебрегали или небрежно соблюдали) привело их в состояние святой радости; и Бог был рад вознаградить их ревность, проявленную при уничтожении идолопоклонства, необычными знаками Своего присутствия и благоволения. Все это сделало данную Пасху необычной.

Стихи 25−30. Читая эти стихи, нам следует сказать: «Господи, хотя правда Твоя велика, как горы: очевидна, заметна и бесспорна, но судьбы Твои бездна великая: непостижимы и необъяснимы» (Пс 35:7). Что нам сказать на это?

I. Следует признать, что Иосия был одним из наилучших царей, когда-либо восседавших на престоле Давидовом (ст. 25). Как не было похожего на Езекию с его верой и упованием на Бога в трудных ситуациях (4Цар 18:5), так не было похожего на Иосию в его искренности и ревности при совершении дела реформации. Не было подобного ему, ибо (1) он обратился к Господу, от которого отпали его отцы. Только истинная религия обращает к Богу как к Личности, Которую мы избрали и любим. Он сделал все возможное, чтобы обратить себя и все свое царство к Богу.

(2) Он обратился к Господу всем сердцем своим и всею душею своею. Во всем, что он делал, его чувства и цели были правильными. Для тех религия ничего не стоит, кто не прилагает к ней свое сердце.

(3) Он делал это всем сердцем своим, всею душею своею и всеми силами своими: энергично, смело и решительно; в противном случае ему не удалось бы преодолеть трудности, с которыми пришлось столкнуться. Какие великие дела в служении Богу мы могли бы осуществить, если бы действовали энергично и искренне!

(4) Он делал это соответственно всему закону Моисееву: точно соблюдая и демонстрируя свое уважение к нему. Его ревность не стала причиной каких-либо незаконных действий, и во всем, что делал, он руководствовался правилом.

II. Но, несмотря на все это, он был убит насильственной смертью в расцвете сил, а его царство уничтожено спустя несколько лет. Следствием такой основательной реформации можно было ожидать лишь процветание и славу царя и царства, но, вопреки этим предположениям, и то и другое оказалось запятнанным.

1. Даже реформированное царство осталось отмеченным для гибели, ибо за все оскорбления (ст. 26) Господь не отложил великой ярости гнева Своего. И безусловно, истиной являются слова, которые Бог изрек через пророка (Иер 18:7−8), о том, что если народ, приговоренный к истреблению, обратится от своих злых дел и греха, то Бог отложит зло и наказание; из этого мы должны сделать вывод, что хотя народ во времена Иосии и подчинился его власти, но не впитал всем сердцем принципы Иосии. Их обратили силой; они не добровольно отвратились от своих злых путей, а продолжали любить идолов. Поэтому Бог, Который знает сердца людей, не отменил приговор, гласивший, что Бог отвергнет Иуду и Иерусалим, как ранее отверг Израиль (ст. 27). Но даже это отвержение должно было стать средством эффективной реформации; и поэтому мы должны согласиться, что преступники наполнили меру беззакония и созрели для гибели и что болезнь достигла критической точки и готова для исцеления; и это будет результатом отказа от греха.

2. В качестве доказательства этого даже царь, совершивший реформацию, убит в расцвете сил, когда был особенно полезен. Это сделано из милости к нему, чтобы он не видел зла, которое обрушится на его царство, но сделано и во гневе на народ, ибо его смерть давала возможность опустошению обрушиться на царство. Похоже, в то время царь Египта развязал войну с царем Ассирии так в то время называли царя вавилонского. Царство Иосии располагалось между этими двумя государствами, поэтому он счел себя обязанным выступить против царя Египта, чтобы остановить его продвижение и обуздать возрастание его силы и величия, ибо хотя в то время он утверждал, что у него нет плохих намерений в адрес Иосии, но, тем не менее, если бы ему удалось победить и завладеть территорией от реки Египетской до реки Евфрат, то земля Иуды очень скоро оказалась бы в его владениях. Поэтому вышел царь Иосия навстречу ему и был убит в первой же схватке (ст. 29−30). В данной ситуации (1) мы не можем оправдать поведение Иосии. Он не получил четкого призыва участвовать в этой войне; мы также не находим, чтобы об этом он спросил совета у Бога с помощью урима или пророков. Какие у него были основания заступаться и выступать в качестве друга и союзника царя ассирийского? Следовало ли ему помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? Если цари Египта и Ассирии ссорились, то у него был повод думать, что из этого Бог извлечет добро для него и его народа, делая их инструментом, ослабляющим друг друга. Некоторые полагают, что данное ему обетование о том, что он положен будет в гробницу в мире, не исполнилось из-за его неправильного поведения в данной ситуации, ибо тем самым он лишил себя этой привилегии. Бог пообещал хранить нас на всех путях наших, но если мы сходим с нашего пути, то лишаем себя Его защиты. В том смысле, в котором я понимаю это обетование, оно было исполнено, ибо он умер в мире с Богом и собственной совестью и не видел (ибо не имел непосредственных предпосылок) уничтожения Иудеи и Иерусалима халдеями; но я понимаю, что данное провидение было порицанием для него за поспешность.

(2) Нам следует восхититься праведностью Бога, раз Он забрал этот драгоценный камень у такого неблагодарного народа, не сумевшего оценить его. Они сильно оплакивали его смерть (2Пар 35:25), побуждаемые к этому Иеремией, который объяснил ее значение каким грозным знамением она была. Но они не воспользовались должным образом милостями, которыми имели возможность наслаждаться при его жизни, чему Бог научил их, когда испытали их отсутствие.

Стихи 31−37. С тех пор, как Иосия был положен в гробницу, Иерусалим не видел хороших дней: одна беда приходила за другой, пока в течение двадцати двух лет он не был полностью разрушен. Данные стихи вкратце описывают царствование его двух сыновей: первый стал узником, а второй данником царя Египта, и все это было в начале их царствования. Хотя царь Египта не планировал напасть на Иудею, но, спровоцированный противостоянием Иосии, убил его и, похоже, выступил со всей своей армией против его семьи и царства. Если бы сыновья Иосии пошли по стопам своего отца, то их участь была бы лучше, благодаря его благочестию, но так как они отошли от его пути, то их участь стала хуже из-за его поспешности.

I. Иоахаза, младшего сына, народ земли первым поставил царем, возможно, из-за того, что он был более воинственным и активным, чем старший брат, и именно он, скорее всего, смог бы выступить против царя египетского и отомстить за смерть отца. Похоже, именно этого больше жаждал народ для поддержания своей славы, а не поддержки и продолжения реформации его отца; и соответственно этому был результат.

1. Он поступал плохо (ст. 32). Хотя он получил хорошее воспитание и перед ним был хороший пример отца и о нем (как мы можем предположить) было вознесено много молитв, тем не менее делал он неугодное в очах Господних; и есть основания опасаться, что начал так поступать еще при жизни отца, ибо за короткое время своего царствования он не смог бы во всей полноте проявить свой характер. Он поступал во всем так, как делали отцы его. Хотя у него не было времени сделать много зла, но он избрал этот образец и показал, за кем желал следовать и по чьим стопам пойти; а, выбрав этот путь, он, считалось, совершил то же зло, как и те, кому он подражал. Большие последствия для молодых людей имеет выбор, кого они ставят для себя примером и кому подражают. Ошибка в данном выборе фатальна (Флп 3:17−18).

2. Так как он поступал плохо, то неудивительно, что и его участь была плоха. Всего лишь три месяца он царствовал, а затем стал узником, жил и умер таковым. Царь Египта схватил его, связал, опасаясь, чтобы он не доставил ему беспокойства, и увел в Египет, где он вскоре умер (ст. 3З). Иоахаз является тем молодым львом, о котором Иезекииль говорит в своем плаче о князьях Израиля, которые научились ловить добычу и есть людей (это было то неугодное, что он делал в очах Господних), но услышали о нем народы; он пойман был в яму их, и в цепях отвели его в землю Египетскую (Иез 19:1−4; см. Иер 22:10−12).

II. Елиакима, еще одного сына Иосии, поставил царем фараон египетский. Не сказано, что он был поставлен вместо Иоахаза (его царствование было таким коротким, что о нем вряд ли следовало упоминать), а вместо Иосии. До сего момента венец в Иудее переходил от отца к сыну, и только теперь от одного брата к другому; однажды преемственность подобным образом перешла в доме Ахава, но никогда (до нынешнего момента) в доме Давидовом. Царь Египта, использовав свою власть, поставил его царем, а позднее еще раз продемонстрировал ее, изменив его имя. Он назвал его Иоаким, дав имя, имевшее ссылку на Иегову, ибо не требовал, чтобы тот отказался или забыл религию своей страны. «Все люди будут ходить во имя своего Бога; пусть он поступает так же». Совсем не так поступил царь Вавилона с теми, чьи имена он изменил (Дан 1:7). Об Иоакиме здесь рассказывается:

(1) Что царь египетский сделал его бедным, потребовав платить огромную дань 100 талантов серебра и талант золота (ст. 3З), которую он с большим трудом вымогал у своих подданных и отдавал фараону (ст. 35). Когда-то израильтяне ограбили египтян, а теперь египтяне грабили Израиль. Посмотрите, какие горестные перемены производит грех.

(2) Что он сделал его бедным, но не сделал хорошим. Несмотря на обрушившиеся упреки провидения, которые должны были обличить, смирить и изменить его, он делал неугодное в очах Господних (ст. 37) и тем самым готовил для себя великие суды, ибо Бог таковые посылает, если малые суды не совершают то, для чего были посланы.

толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 23 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.