Данная глава продолжает историю наследования престолов Иудеи и Израиля.
I. Относительно царства Иудеи здесь приводится:
(1) Полная история правления Амасии (в том объеме, в котором она представлена в данной книге). [1] Он был благочестивым человеком (ст. 1−4). [2] Он совершил справедливый суд над убийцами своего отца (ст. 5−6). [3] Он одержал победу над идумеянами (ст. 7). [4] Он развязал войну с Иоасом и потерпел поражение в этой войне (ст. 8−14). [5] Его убили в результате заговора, составленного против него (ст. 17−20).
(2) Начало истории Азарии (ст. 21−22).
II. Описываются последние годы царствования Иоаса, царя Израиля (ст. 15−16), и приводится полная история его сына Иеровоама второго правителя, носившего то же имя (ст. 23−29). Как много великих людей занимают очень мало места в книге Божьей!
Стихи 1−7. Данные стихи рассказывают о царе Амасии сыне и наследнике Иоаса. Давайте понаблюдаем за ним:
I. В храме; там он поступал довольно хорошо, как Иоас, но не так, как Давид (ст. 3). Он начал хорошо, но не долго держался этого пути: делал он угодное в очах Господних, постоянно посещал Божий жертвенник и был внимателен к слову Божьему, но не так, как Давид. Недостаточно делать то, что делали наши благочестивые предшественники, и просто исполнять традицию мы должны делать это так, как они это делали: побуждаемые верой и религиозным рвением с такой же искренностью и решимостью. Как и ранее, обращается внимание на то, что высоты не были отменены (ст. 4). Очень трудно избавиться от пороков, которые из-за своей долговечности укоренились и обрели благоприятную репутацию.
II. На скамье суда; там он свершил правосудие над предателями и убийцами своего отца. Он сделал это не сразу, как только на него был возложен венец, чтобы не спровоцировать беспорядки, а благоразумно отложил это событие до тех пор, когда утвердилось царство в руках его (ст. 5). Когда опасно провоцировать раскольническую партию, тогда ее можно эффективно уничтожить благодаря ослаблению. Правосудие поражает надежно, когда действует неторопливо, и часто ее действия являются наиболее благоразумными, когда не совершаются незамедлительно. В такой ситуации для наставления очень полезна мудрость. Амасия поступил так (1) согласно закону древнему закону, гласившему: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека. Пусть предатели и убийцы не надеются сойти в свои могилы как обычные люди. Они будут бегать до могилы, чтобы кто не схватил их.
(2) Согласно ограничениям закона и детей убийц не умертвил, ибо закон Моисея четко заботился о том, чтобы дети не были наказываемы смертию за отцов (ст. 6). Возможно, на этот факт обращается внимание, так как в окружении царя были люди, советовавшие ему применить эти суровые меры и в плане мести (ибо преступление было чрезвычайное убийство царя), и в плане политики, дабы дети не составили заговор против него и не отомстили за смерть отцов. Но всем этим инсинуациям он противопоставил четкий закон Бога (Втор 24:16), согласно которому он судил, приняв твердое решение уповать на Бога и держаться Его в данной ситуации. Бог посещает детей за беззаконие отцов, так как каждый человек виновен перед Ним и заслуживает смерти, и поэтому, если Он требует жизнь за грех отца, то не ошибается грешник уже лишился ее по собственной вине. Но он не позволяет так поступать земным царям: перед ними дети невиновны и поэтому не должны страдать как виновные.
III. На поле боя; там он одержал победу над идумеянами (ст. 7). Еще во времена Иорама выступил Едом из-под руки Иуды (4Цар 8:22), и теперь Амасия развязал с ними войну, чтобы покорить и сделать их зависимыми. Он убивает 10 000 воинов, завладевает главным городом Арабии Селой (Села означает скала) и дает ему новое имя. Более подробно этот поход описан во 2Паралипоменон 25:5 и далее.
Стихи 8−14. После разделения на царства на протяжении нескольких поколений Иудея значительно страдала от враждебности Израиля. После Асы несколько поколений царей страдали от дружелюбия Израиля: из-за сближения и союзов, заключенных с ним. Но теперь мы вновь сталкиваемся с враждебностью между ними, которой не было вот уже в течение нескольких веков.
I. Амасия, не имея каких-либо причин для ссоры или провокаций со стороны Израиля, вызвал Иоаса встретиться на поле боя (ст. 8): «Выйди, повидаемся лично; давай испытаем наши силы в сражении». Если бы он вызвал его на личную дуэль, то ошибка отразилась бы только на нем; но они должны были привести на поле боя свои армии, и тысячи жизней с обеих сторон стали бы жертвами его капризного характера. Тем самым он проявил свою гордость, самонадеянность и любовь к кровопролитию. Некоторые полагают, что он хотел отомстить за ущерб, недавно нанесенный его стране распущенной армией израильтян (2Пар 25:13), и самонадеянно собирался подчинить царство Израиля и присоединить его к Иудее. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Кто бросает вызов, тот несет ответственность за начало борьбы, и оно подобно прорыву воды. Кто жаждет сражаться или желает обратиться к закону, тот быстро этим насытится и первый раскается в своем желании.
II. Иоас отправил ему серьезное обвинение в том, что он бросил этот вызов (ст. 9−10).
1. Он пытался усмирить его гордость, сравнивая себя с кедром величественным деревом, а его, Амасию, с терном, жалким сорняком. Тем самым он сказал, что не только не боится, а презирает его настолько, что не желает иметь с ним ничего общего или заключать с ним какие-либо союзы, как кедр не желает отдавать свою дочь терну. Он думал, что дом Давидов не достоин упоминаться рядом с домом Ииуя, хотя тот был выскочкой. Смиренный человек улыбнулся бы, услышав, как два гордых и насмешливых человека напрягают свои мозги, чтобы очернить и унизить друг друга!
2. Он предсказал его падение: «Прошли дикие звери и истоптали этот терн, на этом и закончились его переговоры с кедром». Это говорит не только о том, что Иоас был уверен в собственных силах и в победе над Амасией: он не мог даже предположить, что тот окажет ему сопротивление.
3. Он показывает, насколько безрассудным был этот вызов: «Правда, что ты поразил Идумеян слабую, безоружную и неорганизованную группу людей; поэтому ты решил, что с такой же легкостью сможешь победить всякого, кто окажется перед тобой, даже если это будет регулярная армия Израиля. Возгордилось сердце твое». Посмотрите, где хранится корень всех грехов: он находится в сердце, именно оттуда он произрастает, и поэтому его нужно в этом винить. Не Божье провидение, события или ситуации (какими бы они ни были) делают человека гордым, самонадеянным и недовольным; таким его делает собственное сердце. «Ты возгордился тем, что нанес удар Едому, словно это сделало тебя грозным для всего человечества». Бессовестно обманывает себя тот, кто возвеличивает собственные дела и на основании того, что был благословлен незначительным успехом и обрел хорошую репутацию, делает вывод и уверен в том, что готов для великих свершений.
4. Он советует ему удовлетвориться добытой славой и больше не рисковать, ставя перед собой задачи, которые не может исполнить: «К чему тебе затевать ссору на свою беду? Так часто бывает с глупцами» (Притч 20:3). Многие обладали бы достаточным богатством и славой, если бы осознавали, что уже имеют достаточно. Иоас предостерегает его о последствиях: они будут фатальными не только для него одного, но и для всего царства, которое он должен защищать.
III. Амасия упорствовал в своем решении, и это имело плохие последствия; лучше бы он остался дома, ибо ответ Иоаса должен был смутить его. Бросающие вызов чаще всего оказываются проигравшей стороной.
1. Его армия была разбита и рассеяна (ст. 12). Иосиф Флавий говорит: «Когда они решили начать военные действия, то были поражены таким ужасом, что не смогли нанести ни одного удара; все разбежались».
2. Он сам был взят в плен царем Израиля, и тогда у него появилась возможность повидаться с ним лично. В данном месте несколько внезапно приводится родословная Амасии (сын Иоаса, сын Охозии), потому что, возможно, он хвалился высоким положением своих предков или в то время был поражаем за их беззакония.
3. Победитель въехал в Иерусалим, ворота которого перед ним покорно отворились; тем не менее он разрушил его стены и, как рассказывает Иосиф Флавий, торжественно въехал на своей колеснице через пролом. Это было сделано для того, чтобы опозорить иудеев и показать, что он может завладеть царским городом в любой момент.
4. Он ограбил Иерусалим, вывез из него все ценное и вернулся в Самарию, нагруженный добычей (ст. 14). Об Иоасе сказано, что он делал неугодное в очах Господних, а об Амасии что делал он угодное; тем не менее Иоас одержал победу над Амасией; почему? Потому что на примере судьбы Амасии Бог хотел показать, что Он противится гордым; потому что, какими бы они ни были, но Иоас недавно почтил одного из Божьих пророков (4Цар 13:14), а Амасия оскорбил другого (2Пар 25:16); а Бог почитает тех, кто почитает Его пророков, а презирающих их и Его в них Он невысоко ценит.
Стихи 15−22. В данных стихах говорится о смерти трех царей:
(1) Иоаса, царя Израиля (ст. 15−16). В предыдущей главе (ст. 12−13) описывались его похороны. Но так как у историка появилась возможность продолжить рассказ о его жизни и мужественных подвигах, то он вновь упоминает его смерть и похороны.
(2) Амасии, Царя Иудеи. Он прожил на пятнадцать лет дольше своего завоевателя, царя Израиля (ст. 17). Человек может жить долго после того, как был опозорен; он может быть основательно умерщвлен (как, несомненно, было с Амасией), но оставаться живым. Писание говорит, что его дела записаны в летописи (ст. 18), но не мужественные подвиги, ибо его жестокость при завоевании Едома и оскорбительное высокомерие, когда он бросил вызов царю Израиля, показали, что в нем нет истинной смелости. Он был убит собственными подданными, которые ненавидели его за плохое управление государством (ст. 19) и сделали Иерусалим слишком опасным для него местом; а позорная брешь в стене была результатом его безрассудства и самонадеянности. Он бежал в Лахис. Нам не сообщается, как долго он жил или скрывался там, но в конце концов именно там был убит (ст. 19). Но далее этого ярость мятежников не пошла, ибо они привезли его в колеснице в Иерусалим и похоронили вместе с предками.
3. Амасию на престоле сменил Азария, но лишь спустя двенадцать лет после смерти отца, ибо Амасия умер в пятнадцатый год царствования Иеровоама (если сравнить ст. 23 и ст. 2), а Азария начал царствовать лишь в двадцать седьмой год правления Иеровоама (4Цар 15:1). Ему было всего четыре года, когда умер отец, и поэтому пришлось ждать двенадцать лет, пока исполнится шестнадцать; все это время власть находилась в руках попечителей. Он царствовал очень долго (4Цар 15:2), но описание его правления слишком кратко и внезапно прерывается (ст. 22): «Он обстроил Елаф, который ранее принадлежал идумеянам, но, скорее всего, был отвоеван его отцом (ст. 7)»; после этого царь почил с отцами своими, словно это было его единственное дело, достойное упоминания. Или, возможно, здесь говорится о царе Амасии: он построил его и вскоре умер.
Стихи 23−29. Данные стихи описывают царствование Иеровоама второго. Не думаю, что данное ему имя указывает на привязанность и приверженность дома Ииуя к грехам Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, и что родители назвали наследника венца этим именем, полагая, что это славное имя, ибо в Книге Бога оно позорно и запятнано так же, как другие.
I. Он царствовал долго дольше всех царей Израиля: сорок один год; но его современник Азария, царь Иудеи, царствовал дольше пятьдесят два года. Иеровоам второй царствовал столько же, сколько Аса (3Цар 15:10), но один делал угодное, а другой неугодное в очах Господних. Мы не можем оценивать характер людей по длительности их жизни или по их благополучию. Одна участь праведнику и нечестивому.
II. Его характер был таким же, как у остальных царей: и делал он неугодное в очах Господних (ст. 24), ибо не отступал от грехов Иеровоама. Он поощрял поклонение тельцам и никогда не оставлял его, думая, что в этом нет ничего плохого, ибо так поступали все его предшественники. Но грех не становится менее значительным в глазах Бога (каким бы он ни был в наших глазах) из-за того, что издавна практиковался нашими предками; слишком несерьезно прозвучит отговорка, что мы не делали добро, потому что привыкли делать зло.
III. Тем не менее он процветал больше других царей; ибо хотя в этом вопросе он делал неугодное в очах Господа, но, похоже, в других ситуациях поступал хорошо, и поэтому Бог признал его (1) Своим пророчеством. Он воздвиг Иону, сына Амафиина, галилеянина (поэтому сильно ошибались утверждавшие, что из Галилеи не приходит пророк, Ин 7:52), и через него возвестил о Своем благоволении к Израилю, несмотря на его непокорство, ободрил царя и его подданных взять в руки оружие, чтобы вернуть свои древние владения (что в значительной мере способствовало успеху), и заверил их в победе. Если Бог продолжает ставить верных служителей для Своего народа, то это является верным знаком того, что Он не отверг его. Когда Бог забрал Елисея, укреплявшего руки Иоаса, то для ободрения его сына послал Иону. Счастлива земля, в которой параллельно смене царей наблюдается преемственность пророков, дабы слово Господа пребывало вовек. Об этом же пророке Ионе мы много узнаем из небольшой книги, которая носит его имя. Возможно, описанная там история, когда Бог послал его в Ниневию, приключилась, когда он был юношей, пригодным для таких мероприятий, но мало знакомым с видениями Всевышнего, раз пытался скрыться от Него и раздражался. Если так, то данное упоминание о нем служит несомненным доказательством прощения его ошибок и безрассудных поступков, раз позднее он был задействован в качестве посланника милости Израилю. Поручение приравнивается к прощению; а тот, кто обрел прощение, несмотря на свое непокорство, сможет лучше ободрить других надеяться на милость, невзирая на их недовольство. Некоторые люди, поступавшие безрассудно под воздействием чувств и весьма неумело совершавшие свое дело вначале, позднее оказываются весьма полезными и выдающимися служителями. Нельзя отвергать людей из-за каждой ошибки.
(2) Своим провидением. Это произошло по слову Господа. Его действиям сопутствовал успех; он восстановил пределы Израиля, вернул пограничные города и земли, расположенные севернее Емафа до моря пустыни (т.е. моря содомского) и южнее его все города, которыми владели сирийцы (ст. 25). Здесь приводятся две причины, почему Бог благословил их этими победами:
[1] Потому что они горько бедствовали, и это сделало их объектами Его сострадания (ст. 26). Хотя Бог не видел никаких признаков их покаяния и изменения, но увидел бедствие Израиля, весьма огромное. Люди, проживавшие в землях, где хозяйничали враги, жестоко притеснялись; они практически стали рабами и ничего не могли назвать своим; мы можем предположить, что остальной народ также сильно обеднел из-за частых набегов врагов, которые грабили их и постоянно пугали своими угрозами; поэтому не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, все города и земли были опустошены и лишены богатства, и не было помощника у них. До такой крайности народ был доведен во многих областях страны еще в начале правления Иеровоама, но Бог из сострадания к ним услышал вопль их страданий (ибо нигде не говорится, что это был вопль их молитв) и совершил для них избавление рукою Иеровоама. Так пусть же те, чья ситуация заслуживает сострадания, утешатся божественным состраданием; мы читаем о Божьих сосудах милости (Ис 63:15; Иер 31:20), о том, что Он многомилостивый (Пс 85:15).
[2] Потому что к тому времени еще не был издан приказ об их полном уничтожении; Бог еще не сказал, что искоренит имя Израильтян (ст. 27), а раз Он не сказал, то и не собирался этого делать. Если следует понимать, что эти слова касаются рассеяния десяти колен, то Он сказал и сделал это, ибо имя израильтян все еще существует под небесами в Евангелии Израиля и будет существовать до конца времен; но так как в то время они носили имя, которое должно было иметь вечную славу, то Он оказал им благоволение, как и раньше делал это ради древней славы этого имени (4Цар 13:23).
IV. Данные стихи описывают конец царствования Иеровоама. Мы читаем о его мужественных подвигах, о том, как он воевал (ст. 28), о том, что почил с отцами своими (ст. 29), ибо даже самым мужественным людям придется покориться смерти, так как в этой войне не бывает демобилизации. В Израиле было много пророков, они постоянно сменяли друг друга во все века, но никто из них не оставил свои пророчества в написанном виде, пока в этом веке их не начали записывать, и эти пророчества стали частью канона Писания. Именно во время царствования этого Иеровоама начал пророчествовать Осия (который долгое время оставался пророком). Он был первым пророком, который начал записывать свои пророчества, поэтому слово Господа, сказанное через него, названо началом слова Господнего (Ос 1:2). Тогда начали записывать ту часть слова Господнего. В то же время пророчествовал Амос, он записал свое пророчество; вскоре после этого пророчествовал Михей, затем Исайя, служивший во время Ахаза и Езекии. Бог никогда не оставлял Себя без свидетелей, а в самые темные и опасные времена для Церкви ставил пророков, которые были горящими и сияющими светильниками для того поколения благодаря своей проповеди и жизни, и некоторые из них благодаря своим трудам, которые несли этот свет нам, достигшим последних веков.
толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 14 глава