Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


4-я Царств | 13 глава

Толкование Мэтью Генри


Данная глава вновь возвращает нас к истории Царей Израиля, в частности семьи Ииуя. Она описывает царствование:

(I) Его сына Иоахаза, длившееся семнадцать лет, в частности:

(1) Его плохой характер (ст. 1−2), беду, которую он этим навлек (ст. 3), и Упадок в его делах (ст. 7).

(2) Его смирение перед Богом и сострадание Бога к нему (ст. 4−5,23).

(3) Его упорство в идолопоклонстве, несмотря ни на что (ст. 6).

(4) Его смерть (ст. 8−9).

(II) Его внука Иоаса, длившееся шестнадцать лет. В обычной манере описывается в общем его царствование (ст. 10−13), но особое внимание уделяется смерти Елисея, имевшей место в то время.

1. Царь соблаговолил нанести ему визит (ст. 14), и пророк ободрил его и пообещал успех в войне с Сирией (ст. 15−19).

2. Пророк умер и был похоронен (ст. 20), а его кости совершили чудо (ст. 21). И наконец, согласно его предсказаниям, Иоас одержал победу над сирийцами (ст. 24−25).

Стихи 1−9. Хотя данное общее описание царствования Иоахаза и состояния дел в Израиле на протяжении семнадцати лет довольно краткое, но при этом достаточно длинное, чтобы мы обратили внимание на два поразительных и поучительных момента:

I. Слава Израиля была погребена во прахе, утеряна и обратилась в позор. Как в данных стихах непохож Израиль на тот, каким он был раньше и каким мог бы быть! Как осквернен его венец, а слава погребена в прахе!

1. Слава Израиля заключалась в том, что он поклонялся одному живому и истинному Богу, Который является Духом, вечным Разумом и имеет определенные Им правила, согласно которым Ему нужно поклоняться. Но они славу нетленного Бога изменили на изображение вола и заменили истину Божию ложью, потеряли свою славу и стали похожи на народы, поклонявшиеся делам своих рук. Мы читаем о том, что царь ходил в грехах Иеровоама (ст. 2) и что израильтяне не отступали от грехов дома Иеровоамова и ходили в них (ст. 6). Не могло быть большего обвинения, чем эти два тельца, превратившихся в идола, в адрес народа, которого наставили, как нужно служить Богу, и которому были даны живые пророчества. Во всей истории десяти колен мы не найдем упоминания о том, что идолопоклонству был нанесен удар; на протяжении всего времени царствования телец оставался их богом, и они отделили себя этому позору.

2. Слава Израиля заключалась в том, что он был взят под особую защиту небес; Сам Бог был их защитой щитом их помощи и мечом их превосходства. Блажен ты, Израиль! Но в данном месте, как и часто ранее, мы читаем, что они лишились своей славы и подверглись оскорблениям со стороны своих соседей. Своими грехами они разгневали Бога, и тогда Он предал их в руку Азаила и Венадада (ст. 3). Азаил теснил Израильтян (ст. 22). Безусловно, ни один народ так часто не грабили соседи, как Израиль. Все это народ навлек на себя своими грехами. Когда они спровоцировали Бога разрушить их ограду, то плодородие земли лишь искушало соседей грабить их. Положение Израиля во время этого царствования из-за ущерба, нанесенного им сирийцами, было настолько презренным, что армия, которую царство смогло вывести на поле боя, состояла из пятидесяти всадников, десяти колесниц и десяти тысяч пеших ничтожное количество (ст. 7). Неужели так сильно сократились тысячи Израиля? Как потускло золото! Развращение народа безусловно заканчивается его унижением.

II. Но в этой золе появились некие искры древней чести Израиля. Несмотря на ссоры, оказалось, что не совсем забыт тот факт, что этот народ Израиль Божий, а Господь Бог Израиля, ибо (1) древняя слава Израиля заключалась в том, что он был народом молящимся; и в данных стихах мы читаем, что эта составляющая его славы ожила, ибо их царь Иоахаз, оказавшись в беде, помолился лицу Господню (ст. 4), обратился за помощью не к тельцам (как они могли помочь ему?), а к Господу. Царям приличествует быть просителями у дверей Бога, а самые великие люди должны быть смиренными просителями у подножия Его престола. Нужда побудит их обратиться к Нему.

(2) Древняя слава Израиля заключалась в том, что он имел Бога, близкого к нему, когда бы ни призвали Его (Втор 4:7); так и было в данном случае. Хотя Он мог вполне справедливо отвергнуть их молитву как мерзость для Него, но услышал Господь молитву Иоахаза, его молитву о себе и о своем народе (ст. 4), и дал Израильтянам избавителя (ст. 5) не самого Иоахаза, ибо Азаил теснил Израиль во все дни его (ст. 22), а его сына, которому в ответ на молитву отца Бог даровал успех в борьбе против сирийцев; так что он вернул города, отнятые у его отца (ст. 25). Так Бог милостиво ответил на молитву Иоахаза, но не ради него самого или этого недостойного народа, а в память о завете, заключенном с Авраамом (ст. 23), который Он обещал вспоминать в таких критических ситуациях, как эта (Лев 26:42). Посмотрите, как стремится Бог оказать милость, как готов услышать молитву, как желает найти основание быть милостивым, в противном случае Он не возвращался бы к такому древнему завету, который Израиль часто нарушал и привилегий которого давно лишился. Это должно навсегда привязать нас к Нему, ободрить вернуться к Нему и покаяться даже тех, кто оставил Его, ибо у Него прощение, да благоговеют пред Ним.

Стихи 10−19. Данные стихи повествуют о пребывании на престоле Иоаса, сына Иоахаза и внука Ииуя. Возможно, дом Ииуя хотел таким образом почтить дом Давида, дав своему законному наследнику венца то же имя, что у царя Иудеи.

I. Приведенное в данных стихах общее описание его самого и его царствования не отличается от тех, с которыми мы уже сталкивались, и в нем практически отсутствуют знаменательные моменты (ст. 10−13). Он не был наихудшим царем, но так как поддерживал древнее лукавое идолопоклонство дома Иеровоама, о нем сказано, что он делал неугодное в очах Господних. Уже одного этого замечания достаточно, чтобы поставить на его имени несмываемое пятно позора, ибо каким бы незначительным это ни было в глазах людей, но в очах Господних было большим нечестием; и мы уверены, что Его суд совершается в истине. Следует обратить внимание, как пренебрежительно вдохновленный Богом автор говорит о его делах и могуществе, проявленном в сражениях, предоставив описывать их мирским историкам, в то время как сам обращает внимание только на уважение, оказанное Елисею. Один благочестивый поступок оставит в Книге Бога лучшее впечатление, чем двадцать великих дел; и в данной ситуации почести, оказанные пророку, приобрели Иоасу лучшую репутацию, чем победа над царем и его армией.

II. В детальном описании того, что произошло между ним и Елисеем, следует отметить некоторые поразительные моменты.

1. Елисей заболел (ст. 14). Обратите внимание:

(1) Он жил долго, ибо прошло около шестидесяти лет с тех пор, как он впервые был призван стать пророком. То, что он так долго оставался горящим и сияющим светильником, было великой милостью для Израиля, особенно для сыновей пророков. К тому времени подошла к концу четвертая часть его свидетельства. День Божьих пророков заканчивается по-разному: у одних раньше, а у других позже, как сочтет нужным Безграничная Мудрость.

(2) О последней части его служения (о нем и совершенных им делах), начавшейся с момента помазания Ииуя, за сорок пять лет до начала царствования Иоаса, Писание ничего не говорит; и только здесь мы встречаемся с ним на смертном одре. Он был полезен до последнего дня, но не таким известным, как в определенные периоды своей жизни. Время его успешности было короче времени его жизни. И пусть позже люди не жалуются на безвестность, а радуются тому, что ушли в отставку.

(3) Дух Илии почил на Елисее, тем не мене он не был перенесен на небо в огненной колеснице, как Илия, а покинул этот мир обычным путем, ибо постигло его такое наказание, какое постигает всех людей. Если Бог отдает предпочтение одним, а не другим, хотя те обладают такими же дарами и благодатями, то кто будет считать это ошибкой? Разве не может Он делать со Своими то, что хочет?

2. Во время болезни царь Иоас посетил его и плакал над ним (ст. 14). Это показало, что в нем было что-то хорошее, что он высоко ценил и любил верного пророка; он не ненавидел и не преследовал его как наведшего беду на Израиля, а любил и почитал как одно из величайших благословений своего царства и оплакивал его утерю. Есть люди, которые не желают повиноваться слову Бога, но имеют в своем окружении таких честных Его служителей, демонстрирующих это своей совестью, что они не могут не почитать их. Обратите внимание:

(1) Когда царь узнал о болезни Елисея, то пришел навестить его и при этом получил предсмертный совет и благословение. Он не считал для себя унижением (хотя и был царем) подобным образом почтить того, кого почтил Бог. Отметьте: посещая служителей и других благочестивых людей, когда они больны или умирают, мы можем получить большую духовную пользу; мы можем научиться умирать и получить ободрение в религии, видя утешение, которое они получают от этого в свой смертный час.

(2) Хотя Елисей был очень стар и ему пришлось много трудиться, и поэтому согласно обычному ходу природы ему оставалось жить недолго, но царь, увидев его больным в этот смертный час, плакал над ним. Пожилые люди обладают большим опытом, и поэтому их очень трудно обмануть. Во многих ситуациях один свидетель преклонного возраста стоит десяти молодых.

(3) Он оплакивал пророка теми же словами, которыми сам Елисей оплакивал уход Илии: «Отец мой! Отец мой!» Возможно, он услышал или прочитал об этой известной истории. Отметьте: кто воздает справедливые почести предыдущему поколению, тому часто воздают подобные почести грядущие поколения. Кто напояет слезами, тот сам напоен будет, когда придет его очередь (Притч 11:25).

(4) В этом проявился эгоизм Царя; он оплакивал потерю Елисея, потому что тот был подобен колеснице Израиля и коннице его, и поэтому без него будет очень трудно обойтись, раз у Израиля было так мало колесниц и всадников, о чем говорит ст. 7, где сообщается, то он имел всего лишь пятьдесят всадников и десять колесниц. Кто задумывается о том, какой значительный вклад вносят благочестивые люди для защиты народа, удерживая от него суды Божьи, тот видит повод оплакивать их уход.

3. Елисей заверил царя в успешном исходе сражения с сирийцами, угнетавшими Израиль в то время, и ободрил его продолжать с ними энергично сражаться. Пророк осознавал, что Иоас не хотел с ним расставаться, так как считал его защитой для царства от общего врага и сильно уповал на его благословения и молитвы в своих планах, направленных против них. «Ладно, сказал Елисей, если такова причина твоей скорби, то пусть это не беспокоит тебя, ибо ты одержишь победы над сирийцами, когда я уже буду в могиле. Я умираю, но Бог посетит вас. Он хранит остаток Духа и может поставить других пророков молиться о вас». Божья благодать не привязывается к определенной руке. Он может похоронить Своих служителей, но тем не менее продолжит Свое дело. Чтобы вдохновить царя в борьбе против сирийцев, Елисей дает ему знамение и велит взять лук и стрелы (ст. 15); тем самым он хочет показать, что ради освобождения царства от сирийцев он должен стать воинственным и быть готовым подвергнуться опасностям и трудностям войны. Бог будет действующей силой, а он должен быть инструментом. Он дает царю знак того, что ему будет сопутствовать успех, повелев:

(1) Выстрелить стрелой в сторону Сирии (ст. 16−17). Безусловно, царь знал лучше пророка, как стрелять стрелой, но так как в той ситуации выстрелившая стрела имела определенное божественное значение, то он принимал повеления от Елисея, словно тот учит, как это делать: «Положи руку твою на лук. Отвори окно. Выстрели». Более того, словно Иоас был ребенком, никогда ранее не имевшим дело с луком, Елисей наложил руки свои на руки царя. Это должно было символизировать, что во всех своих походах против сирийцев он должен взирать на Бога, ожидая от Него наставления и силы, должен полагать, что его собственных рук недостаточно, и во всем уповать на божественную помощь. Он научает руки мои брани (Пс 17:35; 143:1). Дрожащие руки умирающего пророка не только символизировали согласованность и передачу силы Божьей, но и придали этой стреле больше энергии, чем руки царя во всей силе. Сирийцы стали хозяевами части страны, расположенной восточнее (4Цар 10:33), поэтому туда была направлена стрела, и пророк таким образом истолковал выстрел, хотя стрела в определенном смысле была отправлена наугад. Это было: [1] адресованное царю поручение атаковать сирийцев, несмотря на их силу и владычество. [2] Обещание, что поход будет успешным. Это была стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии. Именно Бог посылает избавление; а если Он решил сделать это, то кто может воспрепятствовать? Стрела избавления принадлежит Ему. Он пускает Свои стрелы и дело сделано (Пс 17:15). «Ты поразишь Сириян в Афеке, где они сейчас разбили стан, или в том месте, где они собираются назначить общую встречу своих отрядов, пока полностью не истребишь (в англ. пер.) тех из них, которые досаждали и угнетали тебя и твое царство».

(2) Бить стрелами по земле (ст. 18−19). От имени Бога пророк заверил его в том, что он победит сирийцев, и теперь хочет испытать и посмотреть, как он воспользуется этими победами: будет ли он попирать их с большей ревностью, чем Ахав попирал Венадада, когда тот был предоставлен его милости. Чтобы испытать это, Елисей велит царю взять стрелы и бить по земле: «Верь, что стрелы избавления от Господа повергнут их на землю у твоих ног; и теперь покажи, что ты будешь с ними делать, когда повергнешь их: поступишь ли ты, как поступал Давид, когда Бог обратил к нему тыл врагов его и он расеивал их, как прах пред лицем ветра» (Пс 17:41,43). Царь не проявил такого рвения и пыла, какого можно было ожидать в данной ситуации, и ударил всего три раза. Возможно, из глупого сочувствия к сирийцам он ударил так, словно боялся навредить или уничтожить их, желая оказать милость тем, кто никогда не оказывал и не желал оказывать милость ему самому или его народу. Или, возможно, он ударил три раза хладнокровно, так как считал, что царю не приличествует бить стрелами по земле и что он будет выглядеть глупо и смешно, а три раза ударить достаточно, чтобы угодить пророку. Но так как царь с презрением отнесся к знамению, то потерял то, что оно должно было символизировать; это очень огорчило умирающего пророка, который рассердился на него и сказал, что нужно было ударить пять или шесть раз. Раз он не был ограничен силой и обетованием Бога, то почему ограничил свои ожидания и усилия? Отметьте: благочестивых людей не может не беспокоить ситуация, когда они видят людей, которым желают всего наилучшего, поступающих себе во вред и лишающих себя милостей видеть, как они теряют преимущества в борьбе против своих духовных врагов и отдают их им.

Стихи 20−25. Теперь нам следует посетить:

I. Могилу Елисея. Он умер в преклонном возрасте, и его похоронили. А события, следующие за этим, показывают:

(1) Что он обладал большой силой, которая на протяжении его жизни удерживала суды, ибо, как только он умер, отряды моавитян напали на землю. Это не были многочисленные армии, с которыми можно было сразиться на поле боя, а бродячие, скрывающиеся отряды, которые неожиданно нападали, убивали и грабили. У Бога есть много способов наказать непокорный народ. Царь думал, что подвергается опасности только со стороны сирийцев, но вот на него напали моавитяне. Иногда беда приходит оттуда, откуда мы ее меньше всего ожидаем. Упоминание об этом, следующее сразу после извещения о смерти Елисея, подразумевает, что уход верного пророка Божьего является предзнаменованием грядущих судов. Когда отзывают посланников, то следует ожидать появления глашатаев.

2. Какой силой обладало его мертвое тело: оно вселило жизнь в другое мертвое тело (ст. 21). Хотя об этом великом чуде рассказывается вкратце, но это признано доказательством его призвания и подтверждением всех его пророчеств. Это также было четким указанием на то, что кроме земной жизни существует другая. Когда Елисей умер, то это не был его конец, ибо тогда он не смог бы сотворить это чудо. На основании действия можно сделать вывод о существовании. Из этого следует, что Господь так и остался Богом Елисея, и поэтому Елисей остался жив, ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых. Возможно, это является ссылкой на Христа, Чья смерть и погребение для всех верующих стали надежным и блаженным знамением жизни. Это также подразумевало, что хотя Елисей был мертв, но на основании его обетований Израиль вскоре вновь возродится и будет процветать, хотя в настоящее время он бессилен и его дела находятся в плачевном состоянии. Группа израильтян принесла мертвое тело к могиле Елисея, опасаясь, чтобы оно не попало в руки моавитян, группу которых они видали недалеко от того места, где собирались хоронить его; поэтому они положили труп в ближайшее подходящее для этой цели место, которое оказалось могилой пророка. Когда тело умершего коснулось костей Елисея, то он ожил и, похоже, пошел домой вместе со своими друзьями. Иосиф Флавий по-другому описывает эту историю. Воры, ограбив и убив честного путника, бросили его мертвое тело в могилу Елисея, и оно сразу ожило. Илии были оказаны почести во время его ухода, а Елисею после его ухода. Бог распределяет почести так, как Ему угодно, но в любом случае покой всех святых будет прославленным (Ис 11:10). Хорошо быть рядом со святыми и разделить с ними их жребий в жизни и смерти.

II. Меч Иоаса, царя Израиля, и убедиться в том, что его действиям, направленным против сирийцев, сопутствовал успех.

1. Основанием для успеха было благоволение Бога (ст. 23): «Господь умилосердился над ними и помиловал их в этом бедствии уважил их (в англ. пер.)». Некоторые выражения, имеющие одно и то же значение, призывают нас обратить внимание и восхититься торжеством божественной милости, избавившей от беды такой непокорный народ. Только благодаря Божьей милости они еще не были истреблены, так как Господь не хотел пока уничтожать их. Он предвидел, что в конце концов они сами себя уничтожат, но в то время хотел дать им отсрочку и время, чтобы покаяться. Медлительность действий Бога, направленных против грешников, следует истолковывать как славу Его милости, а не как умаление Его справедливости.

2. Результатом успешных действий царя стало преимущество Израиля. Он освободил от рук Венадада города Израиля, которыми владели сирийцы (ст. 25). Это было великой милостью для самих городов, которые благодаря этому избавились от ярма угнетения, и для всего царства, которое значительно укрепилось благодаря возвращению этих городов. Иоас трижды побеждал сирийцев именно столько раз он ударил стрелами о землю, и на этом его победам был положен конец. Многие каялись в своем неверии и ограниченности своих желаний, когда было слишком поздно.

толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 13 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.