Авенир оставил дом Саула, его убили, потом убили Иевосфея насколько эти события могли способствовать совершению переворота и установлению царства Давида над всем Израилем не представляется очевидным; но похоже, что вскоре после них произошли перемены к лучшему, о которых и повествуется в данной главе. Здесь мы узнаем, что:
(I) Все колена помазали Давида на царство (ст. 1−5).
(II) Давид завладел крепостью на Сионе (ст. 6−10).
(III) Давид построил себе дом и утвердился на престоле (ст. 11−12).
(IV) После этого у него родились дети (ст. 13−16).
(V) Он одержал победы над филистимлянами (ст. 17−25).
Стихи 1−5. Здесь мы узнаем:
I. Как все колена смиренно обратились к Давиду, умоляя его взять в свои руки бразды правления ими (ибо сейчас они были как овцы, не имеющие пастыря) и признавая его своим царем. Хотя Давид никоим образом и не оправдывал убийство Иевосфея, тем не менее теперь он мог воспользоваться связанными с таковым преимуществами и принять просьбы, с которыми к нему обратились вследствие этого. Колено Иудино подчинилось Давиду как своему царю еще семь лет назад; остальные колена видели покой и благоденствие его подданных, и это побудило их искать его расположения. В Библии приводится полный отчет о числе пришедших к Давиду представителей каждого колена, говорится об их искренности и ревности, о том, как их принимали в Хевроне в течение трех дней и как они все единодушно воцарили Давида (1Пар 12:23−40). Здесь же приводятся лишь главные пункты их обращения, которые представляют собой аргументы, объясняющие, почему они решили сделать Давида царем.
1. В качестве побуждающего мотива они напомнили о своем родстве с ним: «вот, мы кости твои и плоть твоя (ст. 1), не только ты наша кость и плоть, не иноземец, которой по закону не имеет права быть царем (Втор 17:15), но и мы твоя кость и плоть», то есть: «мы знаем, что ты считаешь нас своей костью и плотью и заботишься о нас так же, как человек заботится о собственном теле и как не заботился о нас Саул и его дом. Мы кости твои и плоть твоя, и поэтому ты с такой же радостью, как и мы, положишь конец этой долгой гражданской войне; ты пожалеешь нас, защитишь нас и сделаешь все возможное ради нашего благополучия». Кто считает своим царем Христа, тот может умолять его таким образом: «Мы кости Твои и плоть Твоя, Ты во всем уподобился братиям (Евр 2:17), поэтому будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою Твоею» (Ис 3:6).
2. Еще одним побуждающим мотивом стали былые заслуги Давида перед народом: «когда Саул царствовал над нами (ст. 2), он служил лишь символом, а настоящей личностью был ты, ты выводил и вводил Израиля в бой и приносил ему победу; поэтому кто, если не ты, достоин сейчас занять пустующий престол?» Кто был верным в малом, тот заслуживает доверия в большем. Нам следует с благодарностью вспоминать, когда предоставляется случай, добрые услуги, сделанные для нас в прошлом.
3. Самым важным побуждающим мотивом было Божье определение: и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой Израиля», то есть ты будешь их вождем, потому что правители, как пастыри, должны пасти свой народ, в любом деле думать о благе своих подданных, кормить их, а не стричь с них шерсть. «И ты будешь не только царем, правящим в мирное время, но и военачальником, ведущим войско на поле брани, подвергаясь всем тяготам и опасностям жизни в военном стане». Поскольку так сказал Бог, то теперь наконец, когда заставила нужда, израильтяне убедились, что и они должны сказать это.
II. О торжественной публичной инаугурации Давида (ст. 3). Было созвано всеобщее собрание; к Давиду пришли все старейшины Израилевы; составили договор, pacta conventa заветы, которые с присягой подписали обе стороны. Давид взял на себя обязательство защищать израильтян как судья в мирное время и как полководец в военное; израильтяне обязались повиноваться ему. Давид заключил с ними... завет, свидетелем которому стал Бог: заключение состоялось пред Господом. После чего Давид был помазан на царство в третий раз. Его повышение происходило постепенно ради испытания его веры и приобретения им опыта. И в этом отношении царство Давида служит прообразом царства Мессии, которое достигает своего расцвета постепенно: ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено (Евр 2:8), но увидим впоследствии (1Кор 15:25).
III. Общие сведения о возрасте и правлении Давида. Ему было тридцать лет, когда он стал царствовать после смерти Саула (ст. 4). В этом возрасте по определению впервые приступали к своему служению левиты (Чис 4:3). Примерно в этом же возрасте начал свое земное служение и Сын Давидов (Лк 3:23). Именно в это время мужчины достигают зрелости физической и умственной. В целом Давид царствовал сорок лет и шесть месяцев: из них семь с половиной лет в Хевроне и тридцать три года в Иерусалиме (ст. 5). Хеврон место знаменитое (Нав 14:15). Он был городом священников. Но Иерусалиму предстояло его в этом превзойти и стать святым городом. Великие цари любили возводить собственные города (Быт 10:11; Быт 36:32−35). Так же поступил и Давид, и Иерусалим стал городом Давидовым. Это название остается знаменитым вплоть до конца Библии (Откр 21 гл.), где мы читаем о новом Иерусалиме.
Стихи 6−10. Если Салим, место царствования Мелхиседека, и Иерусалим один и тот же город (как представляется вероятным из Пс 75:3), то он был известным еще во времена Авраама. Иисус Навин в свое время определил, что это главный город южной части Ханаана (Нав 10:1−3). Он попал в удел Вениамина (Нав 18:28), но примыкал непосредственно к уделу Иудину (Нав 15:8). Потом его взяли сыны Иудины (Суд 1:8), но сыны Вениаминовы допустили, чтобы среди них жили иевусеи (Суд 1:12), причем их стало так много, что Иерусалим называли городом Иевусеев (Суд 19:11). И теперь, когда Давид был помазан на царство над всем Израилем, самым первым его подвигом стало освобождение Иерусалима из рук иевусеев, ибо он не мог осуществить это до тех пор, пока ему не подчинилось колено Вениаминово, долгое время поддерживавшее дом Саула (1Пар 12:29), ведь город принадлежал Вениамину. Итак, здесь мы узнаем:
I. С каким пренебрежением отнеслись иевусеи к Давиду и его войску. Они сказали: ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые (ст. 6). Они послали Давиду это провокационное заявление, ибо, как будет сказано впоследствии по другому поводу, не могли поверить, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима (Плач 4:12).
Они полагались (1) либо на защиту своих богов, которых Давид с презрением называл слепыми и хромыми, ибо есть у них глаза, но не видят... есть у них ноги, но не ходят. «Но, возражают иевусеи, они являются стражами нашего города, и если ты их не устранишь (а у тебя это никогда не получится), то не сможешь войти сюда». Существует мнение, что иевусеи установили множество бронзовых статуй в углублениях крепостной стены и доверили им защиту города. Они называли своих идолов Мауззимами (Mauzzim) — твердыми крепостями (Дан 11:39) и поэтому полагались на них. Для нас же имя Господа крепкая башня, Его мышца сильна, а око всевидяще.
(2) Либо на прочность своих укреплений, считая, что природа или мастерство рук (или и то и другое) сделали их столь неприступными, что даже слепые и хромые смогут защитить город от самого сильного противника. В особенности они полагались на крепость Сион, думая, что ее взять силой невозможно. Вероятно, они специально поставили на стене слепых и хромых жителей, инвалидов или увечных воинов, чтобы выразить свое презрение к Давиду и его людям, подразумевая, что выставленные напоказ равны им по силам. То есть остались бы у них только раненые, то и те смогли бы отразить нападение осаждающих (ср., Иер 37:10). Следует заметить: враги Божьего народа зачастую очень уверены в собственных силах и проявляют наибольшую беспечность именно тогда, когда близится день их падения.
II. Как Давид взял верх над иевусеями. Их гордость и самонадеянность, вместо того чтобы обескуражить, воодушевила Давида, и когда он пошел в наступление, то дал своим воинам приказ: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых (согласно англ. пер., Давид призывает бросать таковых в ров, ст. 8), которые расположились на стене, чтобы публично оскорблять нас и нашего Бога». Вероятно, они произносили хулительные речи, столь ненавистные Давидовой душе. Вот как мы можем прочесть ст. 8 (если сравнить с 1Пар 11:6, где говорится о поражении иевусеев и ничего не сказано о слепых и хромых). Иевусеи говорили, что если эти образы не защитили их, то тогда слепой и хромой не войдет в дом, то есть они больше никогда не будут доверять своим статуям вооруженных божеств (так понимает эти слова г-н Грегори) и перестанут почитать своих кумиров; и Давид, когда захватил крепость, сказал, что идолам, которые не могут защитить своих поклонников, здесь места нет.
III. Что Давид утвердил свой престол на Сионе. Сам он жил в крепости (которая сначала оказала ему сопротивление и наводила страх своей мощью, а теперь способствовала его безопасности), а вокруг построил дома для своих слуг и стражников от Милло (магистрата, или правительственного здания) и внутри (ст. 9). Он процветал и преуспевал во всем, к чему прилагал свою руку, росла его честь, сила и богатство, он становился все более и более уважаемым в глазах своих подданных и грозным в глазах врагов, ибо Господь Бог Саваоф был с ним. В распоряжении Бога находятся все Его создания, и Он использует их, как Ему угодно, осуществляет посредством таковых Свои намерения. И Господь был с Давидом, чтобы направлять его, хранить и даровать ему успех, ибо за кого Господь сил, тому нет нужды бояться сил человеческих или бесовских с их происками. Кто становится великим, тот должен приписывать свое повышение Божьему присутствию и воздавать Господу славу. Сионом и градом Бога живого названа Церковь. А значит, сначала надлежит победить иевусеев врагов Христа и лишить их права на собственность, устранить слепых и хромых, и тогда Христос разделит добычу, установит Свой престол и будет обитать там Духом.
Стихи 11−16. Здесь сообщается:
I. О строительстве Давидова дома царского дворца, подходящего для приемов, которые устраивались для придворных и вассалов, приходивших засвидетельствовать свое почтение царю (ст. 11). Поскольку иудеи были земледельцами и пастухами и не слишком увлекались торговлей и ремесленничеством, то царь Тира Хирам, богатый правитель, предложил Давиду своих мастеров для строительства дома, когда отправлял посольство, чтобы поздравить его с восхождением на престол. Давид с благодарностью принял предложение, и Хирамовы мастера построили Давиду дом по его вкусу. Многие преуспевали в искусстве и науках, будучи при этом чуждыми заветам обетования. Но от того, что Давидов дом построили сыны иноземцев, он не стал хуже, и это не помешало ему быть посвященным Богу. И в отношении евангельской церкви есть такое пророчество: сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе (Ис 60:10).
II. Об учреждении и укреплении Давидова правления (ст. 12).
1. Его царство было установлено, и ничто не могло поколебать его, никто не вторгался в его владения и не оспаривал его титул. Давида утвердил Тот, Кто поставил его царем, потому что ему надлежало стать прообразом Христа, и рука Божья пребудет с ним, и завет Господа с ним будет верен (Пс 88:22,29). Саул был поставлен царем, но не утвержден, это же верно и в отношении Адама в состоянии невинности. А Давида Господь утвердил царем, а также и Сына Давидова вместе со всеми, которые через Него делаются царями и священниками Богу нашему.
2. Давидово царство было возвеличено как в глазах его друзей, так и в глазах врагов. Никогда еще народ Израиля не выглядел столь великим и не обладал таким влиянием, как это началось теперь. Подобное обетование дано и о Христе, что Он будет превыше царей земли (Пс 88:28). И Бог превознес Его (Флп 2:9).
3. Благодаря удивительному стечению обстоятельств, которые способствовали его утверждению и повышению, Давид понял, что с ним был Бог. Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне (Пс 40:12). Многие получают Божью милость и не понимают этого и поэтому не могут ощутить благо таковой; но если человек обретает такое повышение, утверждается в нем и понимает это, то он испытывает настоящее блаженство.
4. Давид признавал, что Бог совершил эти великие дела для Своего народа Израиля, чтобы царь стал для него благословением и народ обрел благополучие под его руководством. Господь сделал Израиля подданным Давида не ради самого Давида, чтобы тот стал великим, богатым и абсолютным владыкой, но поставил его царем ради народа, чтобы он вел, руководил и защищал израильтян. Цари это Божьи слуги на добро своему народу (Рим 13:4).
III. Об умножении и прибавлении в семье Давида. Здесь названы все сыновья, которые родились у Давида, после того как он перебрался в Иерусалим: общим числом одиннадцать, помимо родившихся у него раньше в Хевроне (2Цар 3:2−5). Матери упомянуты только там, а не здесь; и лишь в общем сказано, что взял Давид еще наложниц и жен (ст. 13). Станем ли хвалить его за это? Нет, мы его не хвалим; мы его не оправдываем и вряд ли сможем найти ему извинение. Возможно, дурной пример патриархов заставил его думать, что в этом нет вреда; возможно, он надеялся усилить свое влияние, увеличивая число союзов и умножая царскую семью. Блажен человек, который наполнил колчан свой этими стрелами! Но всего одна виноградная лоза у дома может с Божьего благословения пустить ветви свои до моря и отрасли свои до реки. Адам населил мир сыновьями от одной жены, и Ной населил его вновь. У Давида же было много жен, и это не уберегло его от желания жены ближнего своего и осквернения таковой; ибо человек, сломавший однажды ограду, будет блуждать бесконечно. Упоминание о наложницах Давида можно найти в 2Цар 15:16; 16:22; 19:5. О сыновьях Давида см. 1Пар 3:1−9.
Стихи 17−25. Особое служение, на которое был поставлен Давид, заключалось в том, чтобы спасти народ... Израиля от руки Филистимлян (2Цар 3:18). И поэтому Божье Провидение в первую очередь дает ему возможность выполнить эту цель. Здесь приводится описание двух великих побед, одержанных над филистимлянами, благодаря которым Давид не только смыл позор и компенсировал потери Израиля в битве, унесшей жизнь Саула, но и пошел дальше к полному подавлению этих беспокойных соседей последних из оставшихся заклятых народов.
I. В обеих ситуациях нападавшей стороной были филистимляне, которые первыми устремились к собственной погибели и навлекли ее на свою голову.
1. В первом случае они поднялись... искать Давида (ст. 17), потому что услышали, что его помазали на царство над Израилем. Погубивший в царствование Саула десятки тысяч что будет делать, когда сам станет царем?! Поэтому филистимляне решили, что пора позаботиться о себе и попытаться свергнуть его правление в зародыше, пока оно не утвердилось. Возможно, филистимлян вдохновила победа, одержанная ими над Саулом несколько лет назад, и побудила выступить против Давида; но они не учли, что Давид был благословлен Божьим присутствием, которого в свое время лишился Саул. Царство Мессии, когда оно только установилось в мире, подверглось такому же яростному нападению сил тьмы, которые при поддержке объединенных усилий иудеев и язычников выступили против него. Язычники свирепствовали, а земные цари восстали против него, но все тщетно (Пс 2:1 и след.). Пагуба обернется, как это и произошло, против царства сатаны. Враги замышляли замыслы, но таковые рушились (Ис 8:9−10).
2. Во втором случае филистимляне пришли опять в надежде вернуть утраченное во время первого сражения (ст. 22), и их сердца были ожесточены им же на погибель.
3. Оба раза они расположились в долине Рефаим, которая находилась очень близко от Иерусалима. Они надеялись завладеть этим городом, пока Давид не укрепил его окончательно. Иерусалим с самого своего рождения был желанной целью, которую атаковали с особой ненавистью. Слово «расположились» подразумевает, что войска филистимлян были весьма многочисленными и производили грозное впечатление. Мы читаем о врагах Церкви, которые вышли на широту земли (Откр 20:9), но чем дальше они продвигаются, тем лучшей мишенью для Божьих стрел становятся.
II. В обеих ситуациях, хотя Давид и стремился дать врагу решительный отпор (ибо, как только услышал, то пошел в крепость, чтобы позаботиться о важной и выгодной позиции, ст. 17), тем не менее предпринял действия лишь после того, как вопросил... Господа (ст. 19), прибегнув к судному наперснику; и сделал это снова (ст. 23). В обращении к Богу Давида интересовали два вопроса:
(1) Относительно своего долга: «идти ли мне? Есть ли у меня поручение свыше, чтобы вступить в бой?» Казалось бы, в сомнениях необходимости не было: для чего он поставлен царем, если не вести битвы Господа и Израиля? Но благочестивой человек предпочитает видеть перед собой Господа, какой бы шаг ни предпринимал. «Идти ли мне сейчас?» Это предстоит сделать, но нужно ли делать именно в этот раз? Во всех путях твоих познавай Его. Кроме того, хотя филистимляне являлись общими врагами израильтян, некоторые из них когда-то были личными друзьями Давида. Анхус оказал Давиду милость, когда тот попал в затруднение, и защищал его. «Итак, памятуя об этом, не следует ли мне заключить с ними мир, вместо того чтобы воевать?» «Нет, говорит Господь, они враги Израиля и обречены на погибель, поэтому не сомневайся, но иди».
(2) Относительно своего успеха. Совесть побуждала Давида задать первый вопрос: «идти ли мне?», а благоразумие поставило второй: «предашь ли их в руки мои?» Таким образом Давид признает, что победа зависит от Господа и он не сможет одолеть филистимлян, если Бог не предаст их в его руки, поэтому полагается в этом деле на Божью волю: соблаговолишь ли Ты это сделать? «Да, говорит Господь, Я это, несомненно, сделаю». Если Бог посылает нас, то Он будет вести и поддерживать. Господь заверил нас в победе над духовными врагами, сказав, что вскоре мы будем попирать сатану ногами, и это заверение должно воодушевлять нас в духовной борьбе. В нашей брани нет неопределенности. Сейчас Давид командовал огромной армией, состоящей из сильных духом воинов, тем не менее на Божье обетование он полагался больше, нежели на собственные силы.
III. В первом из упомянутых сражений Давид истребил войско филистимлян мечом: поразил их (ст. 20); и когда он это сделал, то (1) воздал Богу славу, сказав: «Господь разнес врагов моих предо мною. Я не смог бы этого совершить, если бы Он не совершил предо мною; Он открыл пролом, подобно тому как потоки воды прорывают плотину: стоит пролому открыться, как он становится все шире и шире». Главную часть работы сделал Господь; вернее, Он сделал все; сделанное Давидом не достойно упоминания; и поэтому: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу. Давид надеялся, что благодаря открытому теперь пролому полное уничтожение врага произойдет так же быстро, как потоки воды устремляются в открытый шлюз; и чтобы увековечить в памяти это событие, он назвал место действия Ваал-Перацим господин проломов, ибо, как только Бог сломил силу врага, победа не заставила себя ждать. Пусть потомки будут обращать на это внимание и чествовать Бога.
(2) Посрамил богов филистимлян. Они взяли с собой на поле боя образы богов в качестве защитников, подражая израильтянам, которые приносили в свой стан ковчег; но, будучи обращенными в бегство, филистимляне не успели унести с собой идолов, поскольку те были бременем для усталых животных (Ис 46:1), и оставили вместе с остальными трофеями, которые попали в руки завоевателя. Идолы подвели их и не оказали никакой помощи, поэтому и были брошены на произвол судьбы. Бог может превратить в обузу для людей то, к чему они были более всего привязаны, и заставит их оставить то, в чем души не чаяли, и даже бросить кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов (Ис 2:20−21). Давид и его воины взяли себе в пользование остальную часть добычи, а идолов сожгли согласно Божьему повелению: «....истуканов их сожгите огнем (Втор 7:5) в знак отвращения к идолопоклонству, чтобы они не стали вам сетью». Епископ Патрик сделал удачное наблюдение: когда ковчег попал в руки филистимлян, то погубил их, а когда эти идолы попали в руки израильтян, то не смогли спасти себя от огня.
IV. Во время второго из упомянутых сражений Бог дал Давиду ощутимые знаки Своего присутствия и сказал ему не прямо нападать на противника, как это было прежде, а зайти с тыла (ст. 23).
1. Бог велит Давиду отойти назад, чтобы Израиль спокойно стоял и увидел спасение Господне.
2. Бог пообещал Давиду, что Сам нападет на врага посредством невидимого воинства ангелов (ст. 24). «Ты услышишь шум как бы идущего, то есть передвижение армии по воздуху, по вершинам тутовых дерев». Ангелы ступают бесшумно, а идущий по облакам, когда ему угодно, шествует по вершинам деревьев (так это объясняет епископ Патрик), то есть в верхней части тутовых деревьев, по лесу из этих деревьев или по живой изгороди из них. «И это станет знаком, по которому ты узнаешь, что пошел Господь пред тобою; хотя ты Его и не видишь, тем не менее услышишь, а вера приходит и укрепляется слышанием. Господь выходит вперед, чтобы поразить войско Филистимское». Когда Давид сам поразил филистимлян, то приписал это Богу: Господь разнес врагов моих (ст. 20), и в награду за эту благодарную признательность в следующий раз Бог сделал все Сам, избавив Давида от трудов и риска. Люди, которые признательны Господу за то, что Он для них сделал, увидят, как Он сделает для них еще больше. Но обратите внимание: хотя Бог и пообещал, что пойдет перед ним, чтобы поразить войско Филистимское, тем не менее Давид, когда услышит шум идущего, сам должен взбодриться и быть готовым довести победу до конца. Следует заметить: Божья благодать должна воодушевлять наши старания. Если Бог производит в нас и хотение и действие, то это не значит, что мы можем сидеть неподвижно, как будто нам нечего делать, но, наоборот, мы должны совершать свое спасение (Флп 2:12−13) со всем усердием и прилежанием.
(1) Шум идущего служил сигналом Давиду, когда ему выступать; и наш выход будет благоприятным, если перед нами пойдет Господь.
(2) Возможно, это был сигнал тревоги для врага, чтобы привести его в замешательство. Услышав звук движения наступавшей на них армии, филистимляне стали поспешно отступать и попали в руки Давидова войска, которое находилось у них с тыла. Бог сказал о тех, против кого Он выступает, что шум колеблющегося листа погонит их (Лев 26:36).
(3) Здесь лаконично говорится об успехе дела (ст. 25). Давид выполнил указания, подождал Божьего шествия и только тогда, а не раньше повел свое войско. Именно так он был приучен полагаться на Бога и на Его провидение. Господь исполнил Свое обетование, пошел перед Давидом и полностью истребил войско врага, а Давид не преминул воспользоваться преимуществом он гнал филистимлян прямо до границ их собственной страны. Перед основанием царства Мессии апостолы, которым предстояло сломить царство дьявола, не имели права предпринимать что-либо от себя, пока не приняли обещанного Духа, сошествие Которого сопровождалось шумом с неба, как бы от несущегося сильного ветра (Деян 2:2), а прообразом такового служил шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев; и когда они это услышали, то взбодрились и приступили к делу: они вышли, чтобы побеждать и победить.
толкование Мэтью Генри на вторую книгу Царств, 5 глава