Теперь историк приблизился к заключительному этапу правления Давида, и здесь он приводит:
(I) Некоторые последние слова, произнесенные им под божественным вдохновением, похоже, касавшиеся его вечного потомства, о котором говорилось в заключительной части предыдущей главы (ст. 1−7).
(II) Описание великих людей, особенно военных, нанятых им для служения: вначале трое храбрых воинов (ст. 8−17), затем еще три (ст. 18−23), и затем еще тридцать (ст. 24−39).
Стихи 1−7. В данных стихах приводится последняя воля и завещание царя Давида, или добавление к нему, после того как он возложил венец на Соломона и передал ему богатства для строительства храма. Последние слова великих и благочестивых людей заслуживают того, чтобы их особым образом отметить и запомнить. Давид хотел, чтобы на них обратили внимание и добавили то ли к его псалмам (в том виде, как они здесь находятся, к словам предыдущей главы), или к хронике его царствования. Мы можем предположить, что эти слова (особенно ст. 5, хотя он был написан раньше) он часто повторял для собственного утешения до последнего вздоха, и поэтому они названы его последними словами. Когда мы видим приближающуюся смерть, то должны приложить усилия, чтобы своими последними словами прославить Бога и назидать окружающих. Пусть те, кто в течение долгого времени имел возможность познавать Божью милость и наслаждаться мудростью, по завершении своего пути оставят запись об этом опыте и засвидетельствуют об истинности обетования. У нас записаны последние слова Иакова и Моисея, а здесь представлены слова Давида, предназначенные, как и предыдущие, для передачи тем, кто шел за ним. Данные стихи говорят:
I. Кому принадлежат эти последние слова и завещание. Они пересказаны, как обычно, то ли самим завещателем, то ли историком (ст. 1). Описывается:
(1) Незначительность его происхождения: он был сыном Иессеевым. Хорошо, когда люди, достигшие высот и ставшие краеугольными или верхними камнями, часто напоминают себе о скале, из которой они были высечены.
(2) Высота его превознесения. Он был поставлен высоко, как один из любимцев Бога, и предназначался для великих дел; он был поставлен как правитель, чтобы восседать выше своих соседей, как пророк, чтобы предвидеть будущее, ибо:
[1] Был помазанником Бога Иаковлева, и таким образом полезен народу Божьему ради их гражданских интересов, защиты их страны и отправления в ней правосудия.
[2] Он был сладким певцом Израилевым и поэтому полезным для народа во время совершения религиозных обрядов. Он сочинил псалмы, переложил их на музыку, назначил певцов и инструменты для их исполнения, благодаря чему обряды благочестивых людей стали более эмоциональными и впечатляющими. Отметьте: пение псалмов это приятное постановление, очень желанное для тех, кто любит прославлять Бога. Помимо других почестей, Давид прославился как псалмопевец: в своих псалмах он был так же велик, как и в качестве помазанника Бога Иаковлева. Отметьте: истинная честь быть полезным для Церкви в обрядах ее поклонения и инструментом, побуждающим к благословенному делу молитвы и хвалы. Обратите внимание: был ли Давид правителем? Он был таковым для Иакова. Был ли он псалмопевцем? Именно таковым он был для Израиля. Отметьте: диспенсация духа дается каждому человеку для пользы, поэтому каждый тем даром, какой получил, служите.
II. Для какой цели все это делалось. В псалмах описывалось его общение с Богом. Обратите внимание:
1. Что Бог говорил ему для наставления и ободрения, как царю, каким он должен быть, чтобы стать примером для наследников. Благочестивым людям нравится вспоминать то, что они услышали от Бога, вспоминать Его слова и серьезно обдумывать их. Так, сказанное Богом однажды Давид слышал дважды, более того, часто. Здесь обратите внимание:
(1) Кто это говорил: Дух Господень, Бог Израилев и скала Израилева, что некоторые воспринимают как намек на Троицу: Отца Бога Израилева, Сына Скалу Израилеву и Дух, исходящий от Отца и Сына, Который говорит через пророков и в частности через Давида, и Чье слово было не только в его сердце, но и на его языке для пользы других. В данном месте Давид открыто признает, что был божественным образом вдохновлен, что в его псалмах и данном сочинении Дух Господень говорил в нем. Он и другие святые мужи говорили и изрекали, будучи движимы Духом Святым. Эти слова воздают хвалу Книге Псалмов и с похвалой рекомендуют их для нашего поклонения, ибо они являются словами, которым учит Святой Дух.
(2) Что было сказано. Похоже, в данном месте появляется отличие между тем, что Дух Божий говорил через Давида, включая все его псалмы, и тем, что Скала Израилева говорила для Давида в адрес его самого и его семьи. Служители должны следить, чтобы те, через кого Бог обращается к другим, слышали и были внимательны к тому, что Он говорит им самим. Те, чье служение заключается в том, чтобы учить других исполнять свой долг, должны сами учиться и исполнять свой долг. То, что здесь сказано (ст. 3−4), можно рассматривать как слова:
[1] Обращенные к Давиду и его царской семье. Тогда, во-первых, обязанность гражданских властей постоянно предписывать им. Когда к царю обращались от имени Бога, то не превозносили его царское достоинство и величие его власти, а говорили о его долге. «Таким должен быть царь», говорим мы. И здесь перечислены качества, которыми должен обладать царь: быть праведным и владычествовать в страхе Божием; такими же должны быть все нижестоящие представители власти на своих местах. Правители должны помнить, что они руководят людьми, а не животными, которых можно посадить на цепь и обижать, если этого хочется; они руководят разумными творениями, такими же, как они сами. Они руководят людьми, имеющими свои причуды и слабости, и поэтому должны мириться с ними. Они руководят людьми, но под руководством Бога и для Него и поэтому: (а) должны быть справедливыми по отношению к тем, над кем владычествуют, позволяя им пользоваться своими правами и собственностью и рассматривая взаимоотношения между подданными, используя свою власть для защиты обиженных и против обидчиков (см. Втор 1:16−17). Недостаточно, чтобы они не делали зла, необходимо, чтобы они не допускали зла. (б) Они должны владычествовать в страхе Божием, то есть сами испытывать страх перед Богом, Который будет их действенным образом обуздывать и не позволять совершать несправедливые поступки и угнетать других. Таким был Неемия (Неем 5:15): «Я же не делал так по страху Божию» и Иосиф (Быт 43:18). Они также должны содействовать распространению страха Божьего (т.е. демонстрировать свою религиозность) среди тех, над кем поставлены. Гражданская власть должна соблюдать обе скрижали и защищать благочестие и честность. Во-вторых, если они будут исполнять этот долг, то им обещано процветание. Владычествующий в страхе Божьем будет подобен утреннему рассвету (ст. 4, англ. пер.). Рассвет приятен и желанен, и исполняющий свой долг всегда будет получать от него утешение; его радость будет свидетелем его совести. Свет яркий, а благочестивый владыка прославлен; его справедливость и благочестие будут его славой. Свет это благословение; а самое великое и главное благословение для народа это правитель, владычествующий в страхе Божьем. Как рассвет утра, особенно желанный после ночной тьмы (именно таким было правление Давида после Саула, Пс 74:4), который усиливается и сияет все ярче и ярче, пока не окажется в зените, так и все ярче становится сияние благочестивого правления. Оно также сравнивается с нежной травой, которую производит земля для пользы человека; оно приносит с собой урожай благословений. Прочтите Псалом 71:6,16; в нем также приведены одни из последних слов Давида, которые, похоже, согласуются с данными.
[2] Касающиеся Христа, Сына Давидова, и тогда их нужно воспринимать как пророчество: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием, то есть Он будет руководить делами религии и божественным поклонением соответственно воле Своего Отца и будет как рассвет утра, ибо Он свет миру и подобен нежной траве, Он Отрасль Господа и плод земли (Ис 11:1−5; 32:1−2; Пс 71:2). Бог через Свой Дух дал Давиду возможность предвидеть это, чтобы утешить его во время многих бедствий, обрушившихся на его семью, когда он с грустью видел деградацию своего потомства.
2. С каким утешением он использовал слова Бога, обращенные к нему, с каким благоговением размышлял о них и отвечал (ст. 5). Эти слова незначительно отличались от сказанных в связи с адресованным ему посланием (2Цар 7:18 и далее): то, что исходило от Скалы Израилевой, было обращено к нему, а эти слова Дух Божий говорил через Него, и они являются превосходным исповеданием его веры и надежды на вечный завет. В данных стихах:
(1) Предполагаются трудности: «Даже если не таков дом мой у Бога... и он не будет возрастать...» (ст. 5, англ. пер.). У семьи Давида не будут такие отношения с Богом, как описано (ст. 3−4) и как он хотел бы; ее члены не будут такими же благочестивыми и счастливыми; этого не наблюдалось, пока он был жив, и он предвидел, что так не будет, когда он покинет этот мир: они не будут такими благочестивыми и благополучными, какими могли бы стать отпрыски такого отца.
[1] Не таков дом мой у Бога (англ. пер.). Отметьте: мы и наши близкие на самом деле такие, какими мы являемся у Бога. В отношении своих детей сердце Давида желало, чтобы они были непорочными перед Богом, верными и ревностными ради Него. Но часто дети благочестивых родителей не являются такими святыми и счастливыми, как ожидалось. Нам придется убедиться в том, что порочность, а не благодать течет в жилах, что не проворным достается успешный бег и что Бог дает Дух в качестве дара.
[2] Он не будет возрастать в численности и силе; именно Бог умножает семьи или не дает им роста (Пс 106:41). Благочестивым людям часто с грустью приходится наблюдать за угасанием семьи. Дом Давида был прообразом Церкви Христа, которая является Его домом (Евр 3:3). Представим, что она не в таком положении перед Богом, как нам хотелось; представим, что она уменьшается, бедствует, лишена благодати и ослабевает из-за ошибок и пороков, более того, почти вымерла; но Бог заключил завет с Главой Церкви, Сыном Давидовым, и пообещал, что сохранит для Него потомков и что врата ада никогда не одолеют Его дом. Мыслью о том, что заключенный с Ним завет непреложен, наш Спаситель утешал себя в страданиях (Ис 53:10−12).
(2) Он уверен в том, что получит утешение: «Завет вечный положил Он со мною». В какую бы беду ни пришлось попасть чаду Божьему, оно получит то или иное утешение, которое сбалансирует ее (2Кор 4:8−9); но здесь речь не идет о псалмопевце, хотя эти слова можно понять как [1] завет царствования (в прообразе), касающийся царства, который Бог заключил с Давидом и его потомками (Пс 131:11−12).
[2] Данные слова взирают дальше, на заключенный со всеми верующими завет благодати о том, что Бог во Христе будет для них Богом, символом которого послужил завет царствования, и поэтому обетования завета названы неизменными милостями, обещанными Давиду (Ис 55:3). Именно это подразумевает вечный завет, и невозможно представить, чтобы Давид, который во многих своих псалмах четко говорит о Христе и благодати Евангелия, мог забыть об этом в своих последних словах. Бог заключил с нами завет благодати во Христе Иисусе, и здесь нам говорит о том, что, во-первых, этот завет вечный, он вечен от момента, когда был задуман, вечен в своей продолжительности и своих последствиях. Во-вторых, он положен, то есть учрежден; он правильно учрежден во всех своих деталях, составлен поразительно хорошо, дабы распространять славу Бога и Посредника через святость и утешение верующих. Он настолько хорошо составлен, что все, чего требует завет, нам обещано, и любое нарушение завета не исключает нас из него, а спасение, согласно ему, мы получаем не благодаря его соблюдению, а благодаря верности Посредника. В-третьих, он твердый и непреложный, он твердый, потому что хорошо составлен; его общее предложение непреложно; обещанные милости непреложны при соблюдении условий. Он касается истинных верующих и незыблем для всех потомков. В-четвертых, он все спасение наше. Именно эта воля спасает нас, и этого достаточно; именно от этого зависит наше спасение. В-пятых, поэтому оно должно быть сутью всего хотения нашего. Если я буду частью этого завета и мне будут принадлежать его обетования, то большего мне не нужно; больше я ничего не хочу.
3. Здесь зачитана участь нечестивых (ст. 6−7).
(1) Они будут выброшены, как терния; они будут отвергнуты и извергнуты. Они похожи на терния, которые нельзя трогать руками; они настолько необузданные и яростные, что с ними нельзя иметь дело и воздействовать на них мудрыми и честными обличениями. Их необходимо обуздывать с помощью закона и меча справедливости (Пс 31:9); поэтому, как терния:
(2) Они будут наконец-то полностью сожжены огнем на том же месте (Евр 6:8). Эти слова предназначались в качестве [1] наставления властям использовать свою власть для наказания и подавления нечестия. Пусть выбрасывают нечестивых (см. Пс 100:8). Или [2] предостережения гражданским властям, в частности сыновьям и преемникам Давида, чтобы они следили и сами не стали нечестивыми (каковыми стало их большинство), ибо тогда ни достоинство занимаемой ими должности, ни родство с Давидом не спасут их от истребления праведными судами Божьими. Хотя люди не могут касаться их, но Бог может. Или [3] предсказания гибели всех непримиримых врагов царства Христа. Есть враги внешние, которые открыто противостоят и сражаются против него, и враги внутренние, которые тайно предают его и не принадлежат ему; и те и другие являются сыновьями Велиара, детьми нечестивого, змеиным отродьем; и те и другие похожи на терния, доставляющие скорбь и раздражение; но и те и другие будут извергнуты, как тернии, когда Христос учредит Свое царство, невзирая на их враждебность; Он пойдет против них (Ис 27:4) и в должное время благословит Свою Церковь полным миром, когда не будет ни колючего терна, ни причиняющего боль волчца. А те, которые не покаялись и не воздали славу Богу, в судный день (к которому халдейский парафраз относит эти слова) будут сожжены неугасимым огнем (см. Лк 19:27).
Стихи 8−39. I. Приведенный историком в данных стихах список великих воинов, которые служили во времена Давида, предназначался для того, чтобы (1) почтить Давида, обучившего их военному искусству, и поставить их в качестве примера доблестного поведения. Когда правителю служат и его сопровождают такие смелые люди, как здесь описано, то это дает ему преимущество и положительно характеризует его.
(2) Почтить этих достойных воинов, послуживших инструментом, который привел Давида к венцу, поставил и защищал его на престоле, умножал его завоевания. Отметьте: те, которые на государственных постах, служа интересам своей страны, рискуют своей жизнью и подвергают ее опасности, достойны двойных почестей: уважения со стороны своих сверстников и памяти потомков.
(3) Побудить к активной деятельности приходящее поколение.
(4) Показать, как много значит религия для вдохновения мужей истинной смелостью. Давид своими псалмами и приношениями для служения храма значительно умножил благочестие среди вельмож царства (1Пар 29:6), а когда они прославились своим благочестием, то прославились и смелостью.
II. Эти великие люди в данном месте разделены на три группы:
1. Три первых мужа совершили великие подвиги и благодаря им добились превосходной репутации; это Исбосеф (Adino в англ. пер., ст. 9), Елеазар (ст. 9−10) и Шамма (ст. 11−12). Я не припоминаю, чтобы мы читали о ком-либо из них или об их подвигах на протяжении всей истории Давида, кроме как в этом и параллельном месте (1Пар 11:11−47). Летопись прошла мимо многих великих и поразительных событий и рассказывает больше о позорных проступках, чем о славных явлениях во время правления Давида, особенно после того, как он согрешил в отношении Урии; и поэтому мы можем прийти к выводу, что период его царствования был на самом деле более прославленным, чем нам представлено в записях. Здесь описаны подвиги этого славного триумвирата. Они прославились во время войн, которые Израиль вел против своих врагов, особенно против филистимлян.
(1) Исбосеф одним ударом своего копья убил 800 врагов.
(2) Елеазар бросил вызов филистимлянам так же, как Голиаф бросил вызов Израилю, но он был более смелым и ему сопутствовал больший успех, ибо, когда мужи Израиля ушли (ст. 9 в англ. пер.), то он не только остался, но стал и поражал филистимлян, которых Бог поразил ужасом, равнявшимся смелости, которою был вдохновлен этот великий герой. Его рука устала, но прилипла к мечу; пока в нем оставалась хоть какая-то сила, он держал свое оружие и наносил удары. Подобным образом и мы в служении Богу должны хранить готовность и решимость духа, несмотря на слабость и утомляемость плоти уставшие, но продолжающие преследовать (Суд 8:4), рука утомившаяся, но не отпускавшая меч. Теперь, когда Елеазар поразил врага, мужи Израиля, оставившие поле битвы (ст. 9 в англ. пер.), вернулись за добычей (ст. 10). Очень часто оставившие поле боя быстро возвращаются, когда там можно чем-то поживиться.
(3) Шамма столкнулся с группой врагов, добывавших для себя еду, и уничтожил их (ст. 11−12). Но обратите внимание, об этом и предыдущем подвигах здесь сказано: «И даровал Господь великую победу». Отметьте: какими бы смелыми ни были инструменты, хвала за результат должна принадлежать Богу. Эти воины сражались, но Бог даровал победу. Поэтому пусть сильный не хвалится своей силой или военными подвигами; хвалящийся хвались Господом.
2. Следующие три мужа отличались и были возвеличены более упомянутых после них тридцати воинов, но не могли сравняться с первыми тремя (ст. 23). Все великие люди не могут быть одинаково велики. Есть много ярких и благоприятных звезд, которых нельзя отнести к звездам первой величины, равно как и много хороших кораблей не первого класса. Из второго триумвирата названы только двое: Авесса и Ванея, с которыми мы часто встречались, изучая историю Давида, и которые, похоже, в своем служении не были второстепенными (хотя это можно было сказать об их положении) по сравнению с первыми тремя. Здесь описывается:
(1) Смелая совместная вылазка этих трех мужей. Они сопровождали Давида, когда он был в беде и скрывался в пещере Одоллам (ст. 13). Они страдали вместе с ним и поэтому позднее были продвинуты им. Когда Давид и его храбрые воины, энергично сражавшиеся против филистимлян, из-за беззакония, царившего во время правления Саула, были вынуждены искать себе прибежище от его ярости в пещерах и скалах, то неудивительно, что филистимляне разбили стан в долине Рефаимов и оставили отряд даже в Вифлееме (ст. 13−14). Если лидеры Церкви настолько заблуждаются, что преследуют ее наилучших друзей и вождей, то общий враг обязательно воспользуется этим преимуществом. Если бы Давид в то время был свободен, то Вифлеем не оказался бы в руках филистимлян. Но раз именно так обстояли дела, то данные стихи рассказывают:
[1] Как страстно жаждал Давид воды из колодезя Вифлеемского. Некоторые полагают, что в этих словах был выражен гражданский дух, и в них он подразумевал: «О, если бы я мог изгнать отряд филистимлян из Вифлеема и вновь сделать этот возлюбленный город своим!» Слово «колодец» поставлено вместо слова «город»; подобным образом река часто символизирует страну, через которую она протекает. Но если он это подразумевал, то окружающие не поняли его; поэтому, скорее, в этом проявилась его слабость. Это было время сбора урожая и было жарко; его мучила жажда; возможно, им не хватало хорошей воды, и поэтому он искренно захотел: «О, если бы я мог почерпнуть воды из колодца Вифлеемского!» Он часто подкреплялся водой из этого колодца, когда был молодым, и теперь хотел именно ее, хотя до колодца было почти невозможно добраться. Он непонятным образом потакал своему желанию, не имея возможности объяснить его. Другая вода так же могла бы утолить его жажду, но он захотел именно ту. Глупо потакать подобным капризам и настаивать на том, чтобы их удовлетворили. Мы должны контролировать свои желания, когда они становятся чрезмерными по отношению к вещам, превосходящим другие по качеству («Не прельщайся лакомыми яствами»), тем более когда они поставлены выше их, как единственное, что может удовлетворить желание.
[2] Как смело эти три храбрых воина Авесса, Ванея и третий воин, имя которого не названо, прошли через стан филистимлян, оказавшись в самом опасном месте, и добыли воды из колодца Вифлеемского, не известив об этом Давида (ст. 16). Хотя он высказал желание, но не хотел, чтобы кто-либо из-за него рисковал своей жизнью. Но эти три воина так поступили, чтобы показать, во-первых, как высоко они ценили своего владыку и с какой готовностью они подвергнут себя трудностям, чтобы послужить ему. Хотя Давида помазали царем, но он был изгнанником, бедным правителем и не имел внешних преимуществ, которые вызывали бы любовь и высокую оценку его спутников; он также не имел возможности продвинуть или наградить их; тем не менее эти трое мужей были такими ревностными ради удовлетворения его желания, твердо веря, что придет время воздаяния. Давайте и мы будет готовы рисковать ради дела Христа, даже если это принесет нам страдания, как те воины, которые твердо верили, что оно победит и в конце они ничего не потеряют. Они с готовностью подвергали себя опасности при малейшем намеке на желание своего правителя и стремились угодить ему? Так не должны ли мы стремиться в благоприятном виде представить себя нашему Господу Иисусу своей готовностью следовать каждому указанию Его воли, данной нам в Его слове, Духе и провидении? Во-вторых, как мало они боялись филистимлян. Они обрадовались возможности бросить им вызов. Неясно, то ли они настолько искусно тайно пробрались через их войско, что филистимляне не заметили их, то ли открыто прорвались через их строй, своим видов вызвав в филистимлянах такой ужас, что они не осмелились оказать им сопротивление; похоже, они проложили себе путь мечом.
Но посмотрите, [3] какое самоотречение проявил Давид, когда эту драгоценную привезенную издалека воду вылил во славу Господа (ст. 17).
Во-первых, тем самым он хотел показать, с какой нежностью относится к жизни своих воинов и какой драгоценной является для него их кровь (Пс 71:14). В глазах Бога смерть Его святых драгоценна.
Во-вторых, тем самым он хотел засвидетельствовать о том, что сожалел о сказанных им безрассудных словах, которые побудили этих мужей рисковать своей жизнью. Великие люди должны следить за своими словами, чтобы окружающие не восприняли их неправильно.
В-третьих, тем самым он хотел предотвратить в будущем подобные поспешные поступки своих людей.
В-четвертых, тем самым он хотел противодействовать своей безрассудной фантазии и наказать себя за то, что потакал ей, показать, что он твердо намерен наказать себя за поспешность и умеет отказываться от того, что ему особенно дорого. Подобное основательное умерщвление приличествует мудрым, великим и благочестивым людям.
В-пятых, тем самым он хотел почтить Бога и воздать Ему славу. Он подумал, что эта вода приобретена слишком дорогой ценой и слишком драгоценна для него, но достойна того, чтобы быть излитой перед Богом в качестве возлияния. Если бы это была кровь этих мужей, то она принадлежала бы Богу, ибо кровь всегда принадлежит Ему.
В-шестых, по словам епископа Патрика, некоторые полагают, что тем самым он хотел показать, что жаждет не материальной воды, а Мессию, Который имеет воду жизни и Который, как он знал, должен родиться в Вифлееме, и разрушить оный филистимляне именно поэтому не смогут.
В-седьмых, раз Давид считал очень драгоценной воду, ради которой люди рисковали своей кровью, то не должны ли мы намного больше ценить те привилегии, для обретения которых наш благословенный Спаситель пролил Свою Кровь? Давайте не будем занижать цену крови завета, как поступают те, кто занижает ценность благословений завета.
(2) Смелые действия двух из них в других ситуациях. В одном сражении Авесса убил своим копьем 300 человек (ст. 18−19). Ванея тоже совершил много подвигов.
[1] Он убил двух, похожих на львов (в англ. пер.), моавитян такими они были смелыми и сильными, неистовыми и яростными.
[2] Он убил египтянина, но не сказано, по какому поводу. Египтянин был очень хорошо вооружен, а у Ваней в руках была только палка, на которую опираются при ходьбе. Он умело отнял копье и поразил им египтянина (ст. 21). За эти и подобные другие подвиги Давид возвысил его и сделал начальником личной охраны или действующей армии (ст. 23).
3. Далее перечислены по именам менее выделившиеся, чем вторая группа воинов, но все-таки выдающиеся воины, всего тридцать один человек (ст. 24 и далее). Первым назван Асаил, который был убит Авениром в самом начале царствования Давида, но он не утерял свое место в списке. Следующим назван Елханан, брат Елеазара одного из первых трех воинов (ст. 9). Похоже, данные им фамилии взяты согласно названию местности, где они родились или проживали, как и многие другие наши фамилии. Из всего народа самые мудрые и доблестные мужи были взяты для служения царю. Мы увидим, что некоторые из перечисленных были назначены Давидом начальниками двенадцати отделений, по одному на каждый месяц (1Пар 27:1−5). Кто достойно сражался, тот был возвышен согласно своим заслугам. Одним из них был сын Ахитофела (ст. 34); сын прославился в боях так же, как его отец своим участием в заседаниях совета. Замыкает список доблестный воин Урия Хеттеянин, и это не только напоминает о грехе Давида, но и усугубляет его, раз с человеком, который заслужил благодарности от своего царя и своей страны, так подло обошлись. Среди этих воинов не упомянут Иоав, (1) то ли потому что первый из первых трех был главным среди начальников, а Иоав как вождь был военачальником их всех. Или (2) потому что он был настолько плохим, что не заслуживал упоминания, ибо хотя он по общему признанию был великим воином и человеком, настолько посвященным религии, что посвятил всю свою добычу дому Божьему (1Пар 26:28), но потерял в значительной степени свою славу, добытую благодаря истреблению врагов Давида, убив двух его друзей. Христос, Сын Давидов, тоже имеет доблестных воинов, на которых, как и на Давидовых, Он воздействовал Своим примером. Они сражаются против духовных врагов Его царства и Его силой побеждают. Апостолы Христа были Его непосредственными спутниками, которые совершили для Него великие дела и наконец отправились царствовать вместе с Ним. Их с почестями вспоминают в Новом Завете (особенно в Откр 21:14) так же, как этих в Ветхом Завете. Более того, имена добрых воинов Иисуса Христа лучше сохранились, чем имена этих воинов, ибо они написаны на небесах. Эта честь всем святым.
толкование Мэтью Генри на вторую книгу Царств, 23 глава