Эта глава представляет собой псалом псалом хвалы; позже мы находим его с некоторыми изменениями помещенным среди псалмов Давида (Пс 17). Здесь он представлен в том виде, каким был сочинен вначале для его личного прославления и арфы, а в Книге Псалмов в том виде, в каком позже был передан музыкантам для исполнения в церкви. Второе издание имеет некоторые поправки, ибо раз он был сочинен исключительно для случая Давида, то мог плохо подходить для поклонения других, когда они хотели поблагодарить за свое спасение; или он предназначался для того, чтобы народ мог присоединиться к нему в благодарении, так как являлся публичной личностью и его спасение должно было считаться государственным благословением и требовать народного признания. Вдохновленные Духом историки подробно описали случаи спасения Давида в этой и предыдущей книгах; отдельный случай описан в заключительной части предыдущей главы; и они подумали, что вполне уместно записать эту священную поэму в память обо всех других случаях, описанных ранее. Некоторые полагают, что Давид сочинил этот псалом, когда был стар, вспоминая милости, имевшие место в его жизни, и многие чудесные спасения, которыми Бог благословлял его с первого до последнего дня. Воздавая хвалу, мы должны стараться вспоминать все, что можно, и не позволять времени стирать ощущение благоволения Бога. Другие полагают, что он сочинил его, когда был молод, по случаю одного из первых своих спасений и хранил для использования в дальнейшем, и что всякий раз, благополучно избегая опасности, он пел эту песнь. Но Книга Псалмов показывает, что он изменял текст, когда появлялся повод, и не ограничивал себя одной формой. Здесь представлено:
(I) Название псалма (ст. 1).
(II) Сам псалом, в котором с большим религиозным рвением, величайшей певучестью и в обильных выражениях (1) он прославляет Бога.
(2) Он утешается в Нем и находит повод для того и другого, [1] осознавая прежние милости Бога и [2] ожидая Его будущие милости. На протяжении всего псалма эти мысли переплетаются. Стих 1 Посмотрите:
I. Часто у народа Божьего оказывалось много врагов и он подвергался непосредственной опасности попасть в их руки. Давид был мужем по сердцу Бога, но не по сердцу людей: многие ненавидели и старались погубить его. К таковым, в частности, можно причислить Саула (1) как личность, отличавшуюся от его врагов из языческих народов. Саул ненавидел Давида, но у Давида не было ненависти к Саулу, и поэтому он не мог причислить его к своим врагам.
(2) Как его главного врага, который был особенно злобным и могущественным, по сравнению с остальными. Пусть те, которых любит Бог, не удивляются, если мир их ненавидит.
II. Кто, исполняя свой долг, доверяется Богу, тот обретет в Нем своевременную помощь во времена величайшей опасности. Так было с Давидом. Бог избавлял его от руки Саула, и на это Давид обращает особое внимание. Прославляя Бога, мы с особой выразительностью должны упоминать об удивительных случаях, когда была сохранена наша жизнь. Он также избавил его от руки всех врагов его, одного за другим, разными способами, и Давид на собственном опыте убедился и был уверен в том, что хотя много скорбей у праведного, но от всех их избавит его Господь (Пс 33:20). Мы никогда не избавимся от всех своих врагов, пока не попадем на небеса; и там, в этом небесном царстве, Бог сохранит всех, кто Ему принадлежит (2Тим 4:18).
III. Кто получил много удивительных милостей от Бога, тот должен воздать Ему славу за них. Каждая новая милость в наших руках вкладывает новую песнь в наши уста хвалу Богу нашему. В ком пребывает благодарное сердце, у того от избытка благодарности говорят уста. Давид говорил не только для себя и своего личного удовольствия, не только для наставления окружающих, а для Господа, для Его славы воспел песнь. Когда мы поем Господу, то поем с благодатью. В беде он воззвал голосом своим (Пс 141:1), поэтому и благодарил своим голосом. Благодарение Богу это самая приятная вокальная музыка.
IV. Мы должны стараться поскорее поблагодарить в ответ Бога: «Он воспел песнь Господу в день, когда Господь избавил его». Давайте приносить благодарственную жертву, пока милость свежа в памяти, а наши благоговейные чувства благодаря ей вознеслись, чтобы наша жертва сжигалась в пламени этих чувств.
Стихи 2−51. В данной песне хвалы давайте обратим внимание:
I. Как Давид восхищается Богом и воздает Ему славу за Его безграничные совершенства. Нет никого, подобного Ему, кого можно было бы сравнить с Ним (ст. 32): «Кто Бог, кроме Господа?» Все остальные, которыми восхищаются как божествами, всего лишь подложные боги и притворщики. Ни на кого нельзя положиться, кроме Него. Кто защита, кроме Бога нашего? Они мертвы, но жив Господь (ст. 47). Они разочаровали своих поклонников, когда те больше всего нуждались в них, но непорочен путь Бога (ст. 31). Люди начинают хорошо, но не заканчивают, обещают, но не исполняют, а Бог всегда заканчивает Свое дело, Его слово испытано, и мы можем положиться на него.
II. Как он радуется своей части в Боге, своим родством с Ним, что считает основанием для всех милостей, принятых от Него: «Он Бог мой», и в качестве такового он взывает к Нему (ст. 7) и прилепляется к Нему (ст. 22); а если Он мой Бог, то и скала моя (ст. 3), то есть моя сила и мощь (ст. 3З) моя скала, под которой я обрету убежище (Он для меня как тень от большой скалы на утомленной земле), скала, на которую я уповаю (ст. 3). Именно Бог, скала моя, дает мне силу и поддержку; более того, Он убежище спасения моего (ст. 47): моя спасительная сила в Нем и от Него. Давиду самому часто приходилось прятаться в скалах (1Цар 24:2), но Бог был его главным убежищем. «Он моя крепость, в которой я пребываю в безопасности, ограждение мое, в котором я недостижим для реального зла, моя башня спасения (ст. 51, англ. пер.), которая никогда не будет опечатана и разрушена или взорвана. Само спасение спасает меня. Я в беде? Он избавитель мой. Меня поражают, в меня стреляют? Он щит мой. Меня преследуют? Он убежище мое. Меня угнетают? Он спаситель мой, Который избавляет от руки ищущих моей гибели. Более того, Он рог спасения моего, который надежно защищает меня и неумолимо отталкивает моих врагов». О Христе говорится, что Он рог спасения в доме Давидовом (Лк 1:69). «Я обременен и почти погиб? Господь опора для меня (ст. 19), которая меня поддерживает. Я оказался во мраке и в недоумении? Ты, Господи, светильник мой, чтобы показывать мне путь, и Ты разгонишь тьму мою» (ст. 29). Если мы искренне принимаем Господа своим Богом, то Он будет для нас всем этим всем, в чем мы нуждаемся и чего можем желать.
III. Как он использует свою часть в Боге. «Если Он мой, то (1) на Него я уповаю, то есть я подчинюсь Его наставлению и буду уповать на Его силу, мудрость, благость, что она благополучно будет руководить мною».
(2) «Я призову Господа (ст. 4), ибо Он достоин поклонения. Все, что мы находим в Боге заслуживающим хвалы, должно побуждать нас молиться Ему и прославлять Его».
(3) «За то я буду славить Тебя (ст. 50) и делать это публично». Когда он находился среди язычников, то не боялся и не стыдился признать свои обязательства перед Богом Израиля.
IV. Он во всей полноте сохранил для себя и передает другим полный перечень великих и славных дел, которые Бог совершил для него, что занимает большую часть песни. Он воздает Богу славу за избавление и за успех, показывая опасности, от которых был избавлен, и силу, которую получил.
1. Он возвеличивает великие избавления, которые Бог совершил для него. Бог иногда ввергает Свой народ в большие трудности и опасности, чтобы получить славу за их спасение и они могли утешиться тем, что спасены Им. Он признает: «От бед Ты избавил меня (ст. 3), от врагов моих (ст. 4), от моего сильного врага», подразумевая Саула, с которым, если бы Бог не помог ему, было бы очень трудно справиться (ст. 18). «Ты даешь мне щит спасения Твоего» (ст. 36). Чтобы возвеличить спасение, он обращает внимание:
(1) Что угрозы и опасность, от которой он был избавлен, весьма большие. Люди восстали на него (ст. 40,49), ненавидящие его (ст. 41), человек жестокий (ст. 49), а именно Саул, который строил злобные планы против него и был энергичным в своем преследовании (ст. 5−6). Со всех сторон он был окружен смертью, которая угрожала одолеть его, и он не видел способа, как спастись. Волны смерти так яростно накрывали, а ее узы и сети так крепко держали его, что он не мог помочь себе, как человек, находящийся в могиле. Потоки нечестивого Велиара и его нечестивые инструменты напугали его, и он видел не только землю, но смерть и ад, сражающихся против него.
(2) Что его избавление было ответом на молитву (ст. 7). Тем самым он оставил нам хороший пример, чтобы, оказавшись в беде, мы настойчиво взывали к Богу, как дети в страхе зовут своих родителей. Он также оставил нам великое ободрение поступать так же, ибо увидел, что Бог готов ответить на молитву из Своего храма на небесах, где Ему постоянно служат и Им восхищаются.
(3) Что Бог необычными методами заступался за него и выступал против его врагов. Выражения позаимствованы из описания схождения божественного Величия на гору Синай (ст. 8−9 и далее). Мы не находим, чтобы в какой-либо битве Давида Бог сражался за него громом (как во времена Самуила), или градом (как во времена Иисуса Навина), или с помощью звезд на орбитах своих (как во время Деворы); но эти возвышенные метафоры использованы:
[1] Чтобы продемонстрировать славу Бога, которая явилась при его избавлении. Мудрость и сила Бога, Его благость и верность, Его справедливость и святость, Его всемогущая власть над всеми творениями и всеми человеческими советами, которые заступились за Давида, были четким и ярким явлением Божьей славы для глаза веры и Его чудесным вмешательством для чувственного глаза.
[2] Чтобы явить Свое недовольство его врагами, Бог особым образом заступается за его дело, дабы показать, что Он является врагом всем его врагам; Его гнев продемонстрирован дымом из ноздрей Его (в англ. пер.) и огнем из уст Его (ст. 9), углями огненными (ст. 13) и стрелами (ст. 15). Кто знает силу и ужас, вызываемый Его гневом?
[3] Чтобы показать, какое необычное смятение и ужас охватил его врагов словно всколебалась земля и обнажились основания вселенной (ст. 8,16). Кто может устоять перед Богом, когда Он во гневе?
[4] Чтобы показать, что Бог в любую минуту был готов помочь ему, Он воссел на херувимов и полетел (ст. 11). Бог поспешил на помощь к нему и пришел оказать своевременную поддержку, хотя казалось, что Он далеко; тем не менее Он Бог, Который скрывается (Иов 23:9), ибо мраком покрыл Себя (ст. 12), чтобы изумить Своих врагов и защитить Свой народ.
(4) Что Бог явил ему Свое особое благоволение и милость во время этих избавлений (ст. 20): «Он избавил меня, ибо благоволит ко мне». Избавление пришло не от обычного провидения, а благодаря заветной любви Бога; именно поэтому с ним обращались как с любимцем; он осознал это благодаря божественной благодати и утешению от Бога, которые обрела его душа во время этих избавлений, а также общению с Богом, которое он имел, когда Бог избавлял его. Во всем этом он был прообразом Христа, Которого Бог защитил, потому что благоволила к Нему душа Его (Ис 42:1−2).
2. Он возвеличил великий успех, которым Бог увенчал его. Господь не только сохранил, но и даровал ему успешность. Он был благословлен (1) свободой и умножением и был выведен на пространное место (ст. 20), где имел достаточно для преуспевания; шаги его под ним были расширены (ст. 37), ибо больше он не был в стесненных обстоятельствах и ограничен в своих действиях.
(2) Военным мастерством, силой и стремительностью. Хотя его воспитывали умело обращаться с посохом, но он был хорошо наставлен в военном искусстве и хорошо подготовлен к связанным с ним трудностям и опасностям. Когда Бог призвал его сражаться на Своей стороне, то обеспечил всеми необходимыми для этого качествами. Он сделал его очень изобретательным и научил руки его брани (ст. 35). И эта изобретательность пригодилась ему так же, как сила, ибо далее говорится, что мышцы его сокрушают медный лук (в англ. пер.), но не столько благодаря силе, сколько ловкости, энергичности и доблести. Он говорит: «Ты препоясываешь меня силою для войны» (ст. 40). Он воздает Богу славу за свою смелость, способность служить и необычную проворность: «Он делает ноги мои, как оленьи» (ст. 34), что дает ему значительное преимущество при атаке и отступлении.
(3) Победой над своими врагами: не только над Саулом и Авессаломом, но также над филистимлянами, моавитянами, аммонитянами, сириянами и другими соседними народами, которых он покорил и заставил платить дань Израилю. Здесь описаны его чудесные победы (ст. 38−43). Это были быстрые и полные победы, ибо Давид говорит: «Я не возвращаюсь, доколе не уничтожу их» (ст. 38). Враги Израиля были уничтожены, истреблены и поражены; они пали под его ногами; он попирал их и не давал возможности встать; их шея была в его распоряжении. Они взывали о помощи к земле и небесам, но напрасно. Но нет спасающего, нет никого, кто осмелился бы вступиться за них. Бог не внимал им, ибо они не были на Его стороне и обратились к Нему лишь в критической ситуации. И раз они были Им оставлены, то стали легкой добычей для праведного и победоносного меча Давида, и поэтому он рассеивал их, как прах земной, который развевается ветром и по которому топчется всякая нога.
(4) Славой и силой. Именно для славы и силы он был помазан до того, как начались его беды; и, наконец, post tot discrimina rerum — после всех опасностей и бедствий он достиг этой цели. Бог устроял ему верный путь (ст. 3З), даровал успех во всех предприятиях, на высотах поставлял его (ст. 34), что означало безопасность и почести. Нежность, благодать и милость Бога возвеличили его (ст. 36), дали ему огромное богатство, власть и имя, подобное тем, которые носили великие люди земли. Он был сохранен, чтобы быть главою над иноплеменниками (ст. 44); поразительные случаи его избавления демонстрировали то, что он был предопределен и сохранен для великой цели царствовать над Израилем, несмотря на мятеж народа, и чтобы народ, которого он не знал, многие народы, проживавшие далеко, служили ему. Так он был возвышен над восстающими против него и возведен на престол (ст. 49).
V. Он с утешением вспоминает о своей непорочности, которую Бог милостиво признал и о которой засвидетельствовал этими чудесными избавлениями (ст. 21−25). Особенно он ссылается на свою непорочность во взаимоотношениях с Саулом и Иевосфеем, Авессаломом и Савеем, которые либо препятствовали его восхождению на престол, либо прилагали усилия для его свержения. Они лживо обвиняли его или представляли в ложном свете, но его совесть свидетельствовала, что он не был амбициозным, лживым и кровожадным человеком (как они называли его); что он никогда не шел уклончивым и незаконным путем, чтобы сохранить или возвысить себя, а всегда и во всем исполнял свой долг; что на протяжении всей жизни религия была его главным делом, и поэтому он мог принимать милости Бога в свой адрес как награду за свою праведность, но не в качестве долга, а от благодати. Бог наградил его хотя и не за праведность (словно он что-то заработал у Бога), но соответственно его праведности, которой был весьма доволен и на которую с удовольствием взирал. Совесть Давида свидетельствовала в его пользу о том, что:
(1) Он сделал слово Бога своим правилом и держался его (ст. 23). Где бы он ни находился, суды Божьи были перед ним, как его водители; куда бы он ни пошел, его религия всегда была с ним; даже когда он был вынужден оставить свою страну и отправиться (как говорится) служить другим богам, но что касается Божьих уставов, то он не отступал от них, а держался пути Господнего и шел по нему.
(2) Он тщательно избегал греховных путей и не удалялся нечестиво от своего Бога. Конечно, он не мог сказать, что не совершал неверных шагов, но он не оставлял Бога и Его пути. Он не мог оправдаться от грехов, совершенных из-за слабости, но Божья благодать сохранила его от дерзких грехов, хотя иногда по своей слабости он удалялся от своего Бога. Из этого следует, что он был непорочен пред Богом, или для Бога (в Его глазах и взирая на Него), и остерегался, чтобы не согрешить; это касается не только ситуации, когда он мог своей рукой убить Саула и тем самым совершить грех, а в общем его поведения: он боялся согрешить и был бдительным, серьезно относился к своим словам и делам. Исключением был его поступок в отношении Урии (3Цар 15:5), как и известный проступок Езекии (2Пар 32:31). Отметьте: усердное воздержание от греха является наилучшим доказательством нашей непорочности; а свидетельство нашей совести о собственной непорочности настолько возрадует нас, что не только уменьшит скорбь, когда нам придется страдать, но и умножит утешения, когда мы будем процветать. Давид с большим утешением вспоминает о победах над своими грехами, чем о сражении с Голиафом и всем войском необрезанных филистимлян, а свидетельство его сердца о его непорочности было слаще (хотя и тише по звуку), чем посвященные ему песни («Давид победил десятки тысяч»). Если великие люди являются благочестивыми, то их благочестие будет для них большим удовлетворением, чем их величие. Пусть милость будет оказана непорочному, и тогда его непорочность будет услаждать ее и удваивать.
VI. Он с утешением предвидит грядущие Божьи милости. Он смотрит с удовольствием не только назад, но и вперед и заверяет себя в том, что Бог хранит милости для всех святых, для него самого и его потомства.
1. Для всех благочестивых людей (ст. 26−28). Бог поступал с ним соответственно его непорочности и так же будет поступать с другими. В данном месте он использует представившуюся возможность изложить утвержденные правила, согласно которым он обращается с детьми человеческими:
(1) Он будет делать добро тем, кто непорочен в сердце своем. Как мы относимся к Богу, так и Бог будет относиться к нам.
[1] Божья милость и благодать будут поводом для радости людей добрых и сострадательных. Даже милостивые нуждаются в милости, и они обретут ее.
[2] Непорочность Бога, Его справедливость и верность будут поводом для радости людей непорочных, справедливых и верных по отношению к Богу и человеку.
[3] Чистота и святость Бога будут поводом для радости людей чистых и святых, которые воздают хвалу за это. Если кого-либо из этих благочестивых людей угнетают, то Он спасает их, то ли избавляя от страданий, то ли с их помощью. С другой стороны:
(2) «А совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие», как сказал он в другом псалме. С лукавыми Он будет бороться, а те, с кем Бог борется, несомненно будут побеждены. Горе тому, кто препирается с Создателем своим Бог будет противиться тем, кто противится Ему, и будет недоволен теми, кто недоволен Им. Что же касается надменных, то Его глаза взирают на них и отмечают, чтобы унизить, ибо Бог гордым противится.
2. Для него самого. Он предвидел, что его победы будут умножаться, а царство разрастаться (ст. 45−46). Даже сынов иноплеменников охватит страх, когда они услышат рассказы о его победах и знаках Божьего присутствия с ним; они будут вынуждены подчиниться и быть послушными ему. Он рассматривал свою успешность как залог дальнейших побед и еще больших средств. Кто осмелится противостоять тому, кто так много побеждал? Подобным образом Сын Давидов выходит как победоносный, и чтобы победить (Откр 6:2). Его победоносное Евангелие будет одерживать все больше побед.
3. Для его потомков. Он творит милость Помазаннику Своему Мессии (ст. 51) не только самому Давиду, но и потомству его вовеки. Сам Давид был помазанником Божьим, а не узурпатором, но долг призвал его руководить и обеспечил для этого всеми необходимыми качествами; поэтому он не сомневался, что Бог явит ему милость ту милость, которую он пообещал не отнимать у него и у его потомства (2Цар 7:15−16). На это обетование он уповает, взирая на Христа единственно Кто является потомством его вовеки, чей престол и царство пребудут до самого конца, в то время как потомство и генеалогия Давида давно угаснут (см. Пс 88:29−30). Все его радости и надежды направлены на великого Искупителя; и мы должны подражать ему в этом.
толкование Мэтью Генри на вторую книгу Царств, 22 глава