Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-я Паралипоменон | 11 глава

Толковая Библия Лопухина


1−9. Воцарение Давида над всем Израилем в Хевроне. 10−47. Список героев, сподвижников Давида.

В этой главе с незначительными изменениями повторяется содержание 2Цар 5:1−10 (1Пар 11:1−9) и 2Цар 23:8−39 (1Пар 11:10−47).

1Пар 11:1. И собрались все Израильтяне к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы кость твоя и плоть твоя;

1Пар 11:2. и вчера, и третьего дня, когда еще Саул был царем, ты выводил и вводил Израиля, и Господь Бог твой сказал тебе: «ты будешь пасти народ Мой, Израиля и ты будешь вождем народа Моего Израиля».

1Пар 11:3. И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хеврон, и заключил с ними Давид завет в Хевроне пред лицем Господним; и они помазали Давида в царя над Израилем, по слову Господню, чрез Самуила.

Помазание Давида в цари под всем Израилем имело место не после смерти Саула, как можно заключить на основании повествования кн. Паралипоменон, а после смерти преемника Саула по престолу — Иевосфея (2Цар 3:1−5:1). История его царствования, ознаменованная междоусобною войною между домом Саула и Давида, опускается автором кн. Паралипоменон, может быть, потому, что составляет темную страницу в истории правления последнего.

1Пар 11:3. И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хеврон, и заключил с ними Давид завет в Хевроне пред лицем Господним; и они помазали Давида в царя над Израилем, по слову Господню, чрез Самуила.

По сравнению с 2Цар 5:3 данный стих имеет незначительную прибавку: «по слову Господню, через Самуила». Следующие затем ст. 2Цар 5:4−5, содержащие указание на горы Давида при воцарении и на продолжительность правления в Хевроне и Иерусалиме, опускаются автором Паралипоменон для того, чтобы не нарушать связность повествования. Даты кн. Царств приводятся им в конце обзора правления Давида (1Пар 29:27).

1Пар 11:5. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов.

По склонности к сокращениям автор Паралипоменон пропускает слова кн. Царств: «слепые и хромые отразят тебя, как бы говорили: Давиду не войти сюда» (2Цар 5:6).

1Пар 11:6. И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою.

Сообразно с пропуском в 5 ст. и 6 стих читается совершенно иначе, чем параллельный ему 2Цар 5:8. Но как предложение Давида, так и его выполнение Иоавом находят свое объяснение: первое в самонадеянности Иееуссеев, второе в храбрости Иоава.

1Пар 11:8. И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил остальные части города.

Книга Царств не говорит об участии Иоава в работах по устроении Иерусалима; но оно вполне естественно в виду той роли, которую он играл при завоевании города.

1Пар 11:9. И преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с ним.

1Пар 11:10. Вот главные из сильных у Давида, которые крепко подвизались с ним в царстве его, вместе со всем Израилем, чтобы воцарить его, по слову Господню, над Израилем,

Исчисление героев — сподвижников Давида, способствовавших славе его царствования, в начале изложения истории его правления находит свое объяснение в стремлении и желании автора отметить наиболее блестящие страницы его деятельности. Поэтому оно и выдвигается на первый план. Нижепоименованные лица «подвизались, чтобы вместе со всем Израилем воцарить Давида», точнее, утвердить его престол.

1Пар 11:11. и вот число храбрых, которые были у Давида: Иесваал, сын Ахамани, главный из тридцати. Он поднял копье свое на триста человек и поразил их в один раз.

Во 2Цар 23:8 это лицо называется Иошев-Иашевет. «Сын Ахамани», — «Хакмони». Последнее имя, насколько можно судить по кн. Царств, — имя местности, а не лица. В 1Пар 27:2 Иесваал называется сыном Завдипла. Он убил «триста» человек, но не восемьсот, как говорится в кн. Царств (2Цар 23:8). Число триста поставлено, как думают, в кн. Паралипоменон в соответствие 1Пар 11:20, в котором идет речь об Авессе.

1Пар 11:12. По нем Елеазар, сын Додо Ахохиянина, из трех храбрых:

Имя третьего героя, как видно из 2 кн. Царств (2Цар 23:11) — Шамна. Пропуск в кн. Паралипоменон не подлежит никакому сомнению, так как и ниже постоянно упоминается о трех героях, хотя поименованы только два. Книга Паралипоменон опускает также повествование о подвиге Елеазара (2Цар 23:10).

1Пар 11:13. он был с Давидом в Фасдамиме, куда Филистимляне собрались на войну. Там часть поля была засеяна ячменем, и народ побежал от Филистимлян;

1Пар 11:14. но они стали среди поля, сберегли его и поразили Филистимлян. И даровал Господь спасение великое!

Сообразно с указанием 2Цар 23:11−12 описанный здесь подвиг совершен не Елеазаром, как следует из кн. Паралипоменон, а Шаммою.

1Пар 11:23. он же убил Египтянина, человека ростом в пять локтей: в руке Египтянина было копье, как навой у ткачей, а он подошел к нему с палкою и, вырвав копье из руки Египтянина, убил его его же копьем:

Пять локтей равняются приблизительно 3 34 аршина. В кн. Царств (2Цар 23:21) отсутствует определение роста, и стоит выражение « видный». «Навой у ткачей» -прибавка кн. Паралипоменон.

1Пар 11:27. Шамма Гародитянин; Херец Пелонитянин;

Перед именем Херец должно стоять «Елика Гародитянин» (2Цар 23:25). Родина Хереца называется во 2 кн. Царств (2Цар 23:26) Палти. Чтение кн. Паралипоменон дает понять, что Пелони лежала в колене Ефремовом.

1Пар 11:41. Урия Хеттеянин; Завад, сын Ахлая;

Следующих за Уриею Хеттеянином имен нет в 2Цар 23, а название мест происхождения этих лиц, кроме Ароэра, не встречаются в Ветхом Завете.

комментарии Лопухина на первую книгу Паралипоменон, 11 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.