28:1 По сравнению с предшествующими, эта глава более насыщена богословскими размышлениями. Иногда они открыто выражены в словах о Боге или о законе и праведности, а иногда выступают в скрытой форме — в виде противопоставления правды и порока, в основе которого лежит представление о провидении и суде Божием. Так, ст. 1 лучше истолковывать как размышление над праведностью Божией, нежели как обобщение человеческого опыта.
28:4 закона. Скорее всего, это слово относится к закону Моисея. Несмотря на то что учительная традиция обращается более к человеческому опыту, нежели к Божественному откровению, сами мудрецы, оставаясь в лоне завета, не обходят своим вниманием вопросы, связанные с законом и его предписаниями.
28:5 справедливости. Это слово относится к духовной власти Бога над вселенной или же к тому справедливому миропорядку, который зиждется на этой власти.
ищущие Господа. Т.е. люди, чья вера открывает им всеобщий закон подчинения каждой вещи и каждого явления всевластию Божию.
разумеют все. В этих словах речь идет не о всезнании или непогрешимости суждений, а о том, что лишь в свете Божественного откровения открывается правда жизни.
28:6 См. также ст. 11.
28:7 закон. Данное слово подразумевает либо полученное наставление, либо закон Моисея (или одновременно и то и другое; см. ст. 4 и ком.; 23:19,25 и ком.).
28:8 ростом и лихвою. См. Лев 25:35,38, где изложены основы добровольной и бескорыстной помощи ближним (см. также Втор 23:19−20).
28:9 См. 15:8,29.
закона. См. ст. 4 и ком. Речь идет о самооткровении Божием, записанном Моисеем. Молитва — это наш ответ Богу на Его откровение, и, естественно, молитва того, кто пренебрегает и даже отвергает слово Божие, не может быть принята Богом.
28:10 См. 26:27.
непорочные. См. 2:7 и ком. Речь идет о справедливости Божией и об особой каре, предусмотренной для тех, кто пытается совратить верных Ему (Мф 5:19; Мф 18:6).
28:11 См. ст. 6. Богатство не всегда связано с неправедностью, так же как и бедность — с мудростью. Но чаще дело обстоит именно так (ст. 6,8,20,22,25,27).
мудрец в глазах своих. См. 26:5,16. Нет большего глупца, чем тот, который мнит себя мудрым (ср. 1Кор 1:18−25).
28:13 См. Пс 31:1−4; 1Ин 1:6−9. В данном стихе размеренность и благополучие человеческой жизни связывается с обостренным личностным восприятием Бога. Тайный грех наиболее губителен для жизни. Исповедь и покаяние восстанавливают связь человека с Богом, которая основана на милосердии Божием.
28:14 Блажен. См. 3:13 и ком.
в благоговении. См. 1:7 и ком.
ожесточает сердце свое. Иначе говоря, восстает против Бога (см. Исх 7:3,13).
28:15 См. ст. 3 и 16.
28:16 Вторая часть этого стиха содержит скрытое утверждение, что алчный тиран несет гибель самому себе.
28:17 Убийце не удастся избежать Божией кары, и никто не в силах его спасти.
28:18 См. ст. 13:14, а также 10:9 и ком.
28:19 См. 12:11 и ком.
28:22 завистливый человек. См. 23:6 и ком.
нищета постигнет его. Смысл этого стиха либо в том, что завистнику недостает мудрости, дабы распорядиться богатством, либо в том, что Господь не допустит его обогащения.
28:23 См. 27:5. Справедливый упрек более способствует человеческим взаимоотношениям, чем лесть, которая только подрывает их.
28:24 См. 19:26 и ком.
28:25 разжигает ссору. См. 6:13 и ком.
надеющийся на Господа. Упование на Господа не означает бездеятельности, а свидетельствует о смиренном согласии с Богом и Его волей. Вера и надежда суть тот же страх Господень (1:7 и ком.).
28:26 надеется на себя. См. 3:5−6 и ком. Самонадеянность представляет собой губительную противоположность упованию на Господа.
ходит в мудрости. Иными словами, уповает на Господа.
28:27 См. 11:24−26; 14:21; 22:9 и ком.
на том много проклятий. Проклятия здесь либо являются следствием порочной жизни, либо представляют собой противоположность благословениям Божиим.
комментарии Женевской Библии на притчи Соломона, 28 глава