6:1−81 Сыновья Левия. Летописец обосновывает организацию семей служителей храма в восстановленной общине. В его представлении храмовое богослужение тесно связано с монархическими чаяниями. Данный рассказ может быть разделен на две части: организация левитских семейств (6:1−53) и отведенные этим семействам земли (6:54−81). Такая двусоставность рассказа объясняется стремлением летописца точно определить состав народа Божиего, а также те земли, которые должны быть объединены вновь восстановленной общиной (см. ком. к 1:5 и 2:42−55).
6:1−53 Семействам левитов летописец уделяет значительно больше места в своем повествовании, чем каким-либо другим коленам. Это говорит о том, сколь важное значение в его глазах имели храм и священство. Стремясь получить Божественное благословение, переселенцы должны были заботиться о том, чтобы не только представители царского рода (Иудина), но и храмовые служители в полной мере выполняли свои функции (см. ком. к 29:22). Рассказ о семействах левитов состоит из четырех частей: священники-потомки Аарона (6:1−15), обзор всех трех кланов левитов (6:16−30), храмовые певцы, назначенные Давидом (6:31−47), и, наконец, последняя часть, в которой описываются обязанности потомков Аарона, отличные от тех, что были возложены на представителей прочих семейств (6:48−53). Летописец указывает, как должно было быть организовано колено Левия в эпоху после возвращения из вавилонского плена (см. ком. к 15:1 — 16:43; 23:2−32; 2Пар 13:4−12; 22:10−24:27).
6:1−15 Летописец сосредоточивает внимание на линии первосвященников. От Левия и его сыновей он переходит к Аарону и его потомству, выделяя из него Елеазара (6:1−4). Далее перечисляются потомки Елеазара до времени вавилонского пленения (6:4−15). См. ком. к 6:48−53 и 23:28,32.
6:4−15 Сходный перечень поколений первосвященников приведен в Езд 7:1−5.
6:8 Садок. См. ком. к 15:11.
6:10 родил Азарию. Стремление летописца к тому, чтобы организация храмового богослужения при Соломоне стала образцом для восстановленной общины, объясняет сделанное им краткое отступление в связи с Азарией (см. 3Цар 4:2 и Введение: Характерные особенности и темы).
6:14−15 Иоседек. Летописец прослеживает родословие первосвященников до Иоседека, отца Иисуса (Иешуи), который был первосвященником в первые годы после возвращения из Вавилона (Езд 3:2; Езд 5:2; Езд 10:18; Агг 1:1; Агг 2:2; Зах 3:1; Зах 6:11).
6:16−30 Гирсон, Кааф и Мерари. Летописец называет представителей первого поколения потомков всех трех сыновей Левия (6:16−19), перечисляя затем потомков Гирсона (6:20−21), Каафа (6:22−28) и Мерари (6:29−30).
6:16−19 Данный материал заимствован из Исх 6:16−19 и Чис 3:17−20; Чис 26:57−61.
6:22−23 Асир... Елкана... Евиасаф. Все трое — сыновья Корея (Исх 6:24).
6:22 Аминадав. Возможно, Аминадав — второе имя Ицгара (см. 6:2,37−38; Исх 6:18,21).
6:27 Елкана. В 1Цар 1:1 Елкана причислен к семейству Ефрема, что, вероятно, объясняется местонахождением его жилища, а не племенной принадлежностью.
6:31−47 Давид поставил начальниками над певцами. Певцами Давид назначил представителей из всех трех линий потомков Левия (15:16−26; 2Пар 35:3): из рода Каафа начальником над ними стал Еман (6:33−38), из рода Гирсона — Асаф (6:39−43), а из рода Мерари — Ефан (6:44−47).
6:48−53 Садок. В завершение перечня левитских семейств летописец останавливается на исключительном праве потомков Садока свершать жертвоприношения.
6:49 как заповедал... Моисей. См. ком. к 16:40.
6:54−81 жилища их... в пределах их. Летописец рассказывает о том, какие земли были отведены для жительства каждому из левитских семейств, отмечая, что левиты имели законные права на весьма обширные владения. Большинство их находилось за пределами территории, занимаемой восстановленной после плена общиной; тем самым он выражает мысль о необходимости расширения ее границ (см. ком. к 2:42−55). Перечень земель строится по следующей схеме: А Б В А' Б' В', т.е. потомки Каафа (из которых особое место за сыновьями Аарона, 6:54−61), потомки Гирсона (6:62) и Мерари (6:63); затем снова Каафа (6:66−70), Гирсона (6:71−76), Мерари (6:77−81).
комментарии Женевской Библии на первую книгу Паралипоменон, 6 глава