Г. Девора и Варак (Гл. 4−5)
1. Их история в прозе (Гл. 4)
4:1−3 Следующим захватчиком был Иавин, царь Ханаанской крепости в Асоре. Военачальником его армии был Сисара. Со своими девятью сотнями военных колесниц, предметом его гордости, он двадцать лет господствовал над Израильтянами.
4:4−9 На этот раз Бог не поставил мужчину. Он поставил у власти представительницу «слабого пола», пророчицу по имени Девора. (Обычно женщины не занимают такие посты духовенства, но это происходило во время упадка. Ее не нужно использовать как пример роли женщины в церкви в наши дни, т.к. она является не правилом, а исключением. Также, это происходило в Израиле, а не в церкви). Девора послала Варака на север, чтобы напасть на армию Сисары, но он отказался идти без нее. Так как он не захотел возглавить армию, ему было сказано, что Сисара будет побежден женщиной, а не им.
4:10−16 Девора проявила инициативу, призвав Варака и приказав ему вовлечь в бой Сисару согласно повелению Бога. Но в послании Евреям 11:32 восхваляется вера Варака, а не Деворы. Несмотря на то, что он вначале колебался, он верой послушался Господа и освободил Израиль. Ховав в 11 стихе является зятем Моисея, а не тестем, как значится в некоторых переводах Библии.
Варак показал в открытую свою десятитысячную армию на южном склоне горы Фавор. Сисара клюнул на приманку. Он и его колесницы перешли вброд по иссохшему дну реку Киссон чуть южнее Харошеф-Гоима. А затем помчались на юго-восток вдоль древней дороги, ведущей к Цаанниму. Израильтяне с юга страны, из колена Ефрема, зашли в долину у города Дженин (5:14) и объединили силы с Вараком и его северными войсками в долине под Цааннимом, южнее Киссона. Девора призвала к нападению (14). Пехота против колесниц! В решающий момент пошел дождь, превратив долину в болото, что привело колесницы и лошадей в полное замешательство (5:4). Теперь пехота имела полное преимущество. Варак перешел в наступление. Сисара оказался отрезанным от своей армии и бежал. Войско, оставшееся без командира и не привыкшее сражаться на ногах, бросилось в укрытие. Дождь продолжался, и река Киссон превратилась в мощный поток. Те, кто не погиб от рук Израильтян, бросившихся в погоню, были унесены течением Киссона, когда они пытались переправиться через реку у Харошеф-Гоима (ст. 10−16; см. также 5:20−21). (Каждодневные заметки Союза Писания).
4:17−24 В поисках укрытия в шатре Иаиль, Кенеянки, Сисару накормили и приютили. Пока он спал, Иаиль вонзила кол от шатра ему в висок. Когда Варак проходил мимо в погоне за Сисарой, Иаиль пригласила его внутрь, чтобы показать труп его врага. Таким образом исполнилось пророчество Деворы из 9 стиха. Бог использовал простую пчелу (Девора), чтобы низвергнуть человеческие помыслы (Иавин), превознесшиеся выше познания Бога. Суд поразил врага как молния (Варак). Иаиль (скалолаз) воспользовалась колышком от шатра (признак жизни странника), чтобы низвергнуть намерения сильных мира сего. Молот символизирует Слово (Иер 23:29).
комментарии МакДональда на книгу Судей израилевых, 4 глава