2. Защита Израиля Иеффайем (11:1−28)
11:1−3 Иеффай стал человеком дня. Из описания следует, что он родом из Галаада, бесстрашный воин и сын блудницы. Будучи отвергнут своими соотечественниками, он забрел в землю Тов (вероятно, находившуюся в Сирии), где возглавил банду отчаянных изгоев.
11:4−11 Старейшины Галаада попросили Иеффая возглавить Израильскую армию в сражении против Аммонитян, пообещав признать его вождем, если он поразит врага.
В некотором роде Иеффай напоминает нам Господа Иисуса. Его рождение было сомнительным, и он был отвергнут своими братьями. Оказавшись в рабстве, они вспомнили о нем и обратились к нему за спасением. Согласившись помочь жителям Галаада, Иеффай согласился стать их спасителем, но также настоял и на том, чтобы стать их господином.
11:12−28 Первым делом Иеффай послал гонцов к Аммонитскому царю, предоставив ему возможность объяснить свою агрессию. Царь пожаловался на то, что Израиль украл у него землю по пути из Египта в Ханаан. Иеффай доходчиво объяснил, что это было не так. Господь дал указание Своему народу не связываться с Едомитянами (Втор 2:4−5), Моавитянами (Втор 2:9) или Аммонитянами (Втор 2:19) — все они являлись дальними родственниками Иудеев. Поэтому Израильтяне прошли мимо земли Едомской и земли Моавитской. Но когда они ступили на территорию Аммонитян, ее уже захватили Аморреи под предводительством царя Сигона. Израиль отвоевал эту землю у Аморреев.
Когда царь Аммонитский не захотел отказаться от своих претензий на землю, Иеффай стал готовиться к войне.
3. Клятва Иеффая (11:29−40)
11:29−40 До начала сражения Иеффай дал поспешный обет, что посвятит Господу первое, что выйдет ему на встречу, если вернется победителем. Господь дал ему победу над Аммонитянами, и, когда он вернулся домой, ему навстречу вышла его дочь. Поэтому Иеффай отдал ее Господу.
Существует значительное расхождение во мнениях касательно того, что Иеффай сделал со своей дочерью. Одна точка зрения заключается в том, что он ее убил и принес в жертву Господу во всесожжение. Возможно, это самое очевидное значение этого текста, несмотря на то, что мысль о человеческой жертве вызывает отвращение, и никогда не одобрялась Богом (Втор 18:9−14). В жертву приносились только животные, людей же посвящали, а затем выкупали за деньги (Исх 13:12−13; Лев 27:1−8).
Другая распространенная точка зрения заключается в том, что Иеффай отдал свою дочь на служение Иегове, оставив ее навечно девственницей. Те, кто придерживается этой точки зрения, утверждают, что Иеффай поклялся в том, что первое, что выйдет из дверей его дома, «будет Господу, или вознесу сие на всесожжение» (ст. 31). Версию о вечной девственности подтверждают стихи 37−39. В любом случае, урок для нас состоит в том, что не нужно давать необдуманные обещания.
комментарии МакДональда на книгу Судей израилевых, 11 глава