Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Евреям | 3 глава

Комментарии МакДональда


В. Превосходство Иисуса над Моисеем и Иисусом Навином (3:1 — 4:13)

3:1 Моисей был одним из величайших национальных героев Израиля. Поэтому третий этап в стратегии автора — показать всю беспредельность превосходства Иисуса над Моисеем.

Эти стихи адресованы братьям святым, участникам в небесном звании. Все истинные верующие святы в том, что касается их положения, и они должны быть святы в том, что касается их образа жизни. Во Христе они уже святы, сами по себе они должны быть святы.

Их небесное звание противопоставляется земному призванию Израиля.

Святые ВЗ были призваны к материальным благословениям в обещанной им земле (хотя у них была и небесная надежда). В эпоху Церкви верующие призваны к духовным благословениям сейчас и к небесному наследию в будущем.

Уразумейте Иисуса. Как Посланник и Первосвященник исповедания нашего, Он всячески достоин наших попыток постичь Его. Исповедуя Его как Посланника, мы имеем в виду, что Он представляет нам Бога. Исповедуя Его как Первосвященника, мы имеем в виду, что Он представляет нас перед Богом.

3:2 Есть один аспект, где Он, по всеобщему согласию, был схож с Моисеем. Иисус был верен Богу, как и Моисей был верен в доме Божьем. Под домом Божьим здесь подразумевается не только скиния собрания, но вся та сфера, где Моисей представлял интересы Бога. Это — дом Израиля, древнего земного народа Божьего.

3:3 Но на этом их сходство заканчивается. В любом другом аспекте превосходство Иисуса неоспоримо. Во-первых, Господь Иисус достоин большей славы перед Моисеем, потому что построивший дом имеет большую честь, чем сам дом. Господь Иисус был Строителем дома Божьего; Моисей был лишь частью этого дома.

3:4 Во-вторых, Иисус больше Моисея, потому что Он — Бог. Всякий дом кем-то строится. Построивший же все есть Бог. Из Ев. от Иоанна 1:3, Колоссянам 1:16 и Евреям 1:2.10 мы узнаем, что Господь Иисус принимал активное участие в сотворении мира. Вывод очевиден: Иисус Христос есть Бог.

3:5 Иисус больше и как Сын. Моисей был верным слугой во всем доме Божьем (Чис 12:7), направляя взор людей на грядущего Мессию. Он свидетельствовал о том, что предстояло возвестить, то есть о Благой Вести спасения во Христе. Вот почему Иисус однажды сказал: «...если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин 5:46). Беседуя со Своими учениками на пути в Еммаус, Иисус, начав с Моисея и пророков, «изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24:27).

3:6 Христос же был верен в доме Божьем как Сын, а не как слуга, и в Его случае статус Сына означает равенство с Богом. Божий дом — Его собственный дом.

Здесь автор объясняет, что подразумевается под Божьим домом сегодня. Его составляют все истинно верующие в Господа Иисуса: дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. (В греческом критическом тексте опущены слова «твердо», «до конца».) На первый взгляд может показаться, что наше спасение зависит от того, насколько крепко мы держимся.

В этом случае мы обретали бы спасение благодаря своей выдержке, а не труду, совершенному Христом на кресте. На самом деле здесь говорится, что свою принадлежность к дому Божьему мы доказываем тем, что крепко держимся его. Те, кто теряет доверие к Христу и Его обетованиям, показывают, что никогда не были рождены свыше. Именно против такого вероотступничества и направлено следующее за этим предостережение.

3:7 Здесь автор вводит в текст второе предупреждение этого Послания — предостережение против ожесточения сердца. Это произошло с Израилем в пустыне, может произойти опять. Поэтому сегодня Дух Святой так же говорит через Псалом 94:7−11, как и тогда, когда дал его псалмопевцу: «Ныне, когда услышите голос Его».

3:8 Когда бы Бог ни говорил, мы должны быть быстры на слушание.

Сомневаться в Его слове — значит называть Его лжецом и навлекать на себя Его гнев.

Но именно так и вел себя Израиль в пустыне. Его история — это печальный перечень жалоб, похотей, идолослужения, неверия и бунта.

В Рефидиме, например, они роптали из-за нехватки воды, ставя под сомнение присутствие Бога в их среде (Исх 17:1−17). В пустыне Фаран, когда высланные вперед соглядатаи вернулись с сообщениями, посеявшими среди израильтян сомнения и страх (Чис 13:25−29), народ решил вернуться в Египет, землю своего рабства (Чис 14:4).

3:9 Вознегодовав, Бог постановил, что блуждание народа израильского по пустыне продолжится еще сорок лет (Чис 14:33−34). Из всех тех воинов, которым при выходе из Египта было двадцать лет и больше, в землю Ханаанскую вошли лишь двое — Халев и Иисус Навин (Чис 14:28−30).

Немаловажен и тот факт, что, как Израиль провел сорок лет в пустыне, так и Дух Божий около сорока лет после смерти Христа трудился над народом израильским. Евреи же ожесточили свои сердца против вести Христа. В 70 г. н.э. Иерусалим был разрушен, а народ рассеян среди языческих наций.

3:10 Негодование, вызванное поведением израильтян в пустыне, заставило Бога выступить с этим суровым обличением. Он обвинил их в склонности постоянно уходить от Него и упрямом игнорировании Его путей.

3:11 В гневе Он поклялся, что они не войдут в Его покой, то есть в землю Ханаанскую.

3:12 В стихах 12−15 описывается тот практический вывод, который извлек из истории Израиля Святой Дух.

Как и в других местах Послания к Евреям, к своим читателям автор обращается как к братьям. Это не означает, что все они были истинными христианами. Итак, все, называющие себя верующими, должны быть начеку, чтобы их сердце не стало лукавым, что заставит их отпасть от Бога. Такая опасность есть всегда.

3:13 Одно из противоядий — взаимное наставление. Особенно в дни бедствий и трудностей народ Божий должен ежедневно наставлять других, умоляя не покидать Христа ради религий, которые не в состоянии решить проблему греха.

Обратите внимание, что о наставлении говорится как об обязанности всех братьев, а не только ограниченного круга служителей. Оно должно продолжаться, пока можно говорить «ныне», то есть пока Бог продолжает предлагать спасение благодатью, по вере.

«Ныне» — это время благоприятное, это день спасения.

Отступить — значит ожесточиться, обольстившись грехом. Издалека грех зачастую выглядит прекрасным. Он предлагает лазейку, как можно избежать поругания Христа и сделать требования святости не такими строгими, предлагает высокоэстетические ритуалы и обещает земные приобретения.

Но, пройдя через него, мы видим, как он отвратителен. Он оставляет человека без прощения грехов, без надежды на жизнь после смерти, без возможности покаяния.

3:14 Автор снова напоминает, что мы сделались соучастниками Христа, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца. Смысл подобных стихов нередко искажают, усматривая в них утверждение, что человек, получивший спасение, может снова погибнуть. Однако для подобного истолкования нет никакого основания, потому что в подавляющем большинстве случаев Библия учит, что спасение дается даром, по благодати Божьей; оно куплено Кровью Христа, принимается верою и засвидетельствовано добрыми делами. Истинная вера всегда устойчива. Мы крепко держимся за нее не для того, чтобы сохранить свое спасение, но в доказательство того, что мы поистине спасены. Вера — корень спасения; стойкость — его плод. Кто причастник Христу? Тот, кто своей твердостью в вере доказывает, что действительно Ему принадлежит.

3:15 Автор заканчивает описание практических выводов из печального опыта Израиля словами Псалма 94:7−8: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Этот трогательный призыв, направленный когда-то к Израилю, теперь обращен ко всякому, кто стоит перед искушением оставить Благую Весть и вернуться к закону.

3:16 Завершает главу историческое толкование вероотступничества Израиля. В серии из трех вопросов и трех ответов автор прослеживает историю восстания Израиля, его вызова и возмездия. Потом из всего сказанного он формулирует вывод.

Восстание. Против Бога взбунтовались все вышедшие из Египта с Моисеем. Единственным исключением были Халев и Иисус Навин.

3:17 Вызов. Эти самые бунтовщики сорок лет раздражали Господа. Их было около 600 000, и по истечении сорока лет по пустыне были разбросаны 600 000 могил.

3:18 Возмездие. Вот они-то и не вошли никогда в Ханаанскую землю из-за своего непослушания.

Уже само звучание этих вопросов и ответов должно было произвести неизгладимое впечатление на тех, кто столкнулся с искушением покинуть презираемое всеми меньшинство истинных христиан ради подавляющего большинства людей, сохраняющих личину религиозности, но отрицающих силу благочестия. Всегда ли большинство право? В этой главе израильской истории правы были лишь двое, а полмиллиона заблуждались! А. Т. Пиерсон так подчеркивает серьезность греха Израиля: «Их грех неверия был четырехкратным вызовом Богу:

1. Они отвергали истину о праведности Бога, ибо превращали Его в лжеца.

2. Они отвергали истину о Его могуществе, ибо считали Его слабым и неспособным ввести их в землю обетованную.

3. Они отвергали истину о Его неизменности, ибо, хотя они этого и не говорили, своими действиями они подразумевали, что Бог постоянно изменяется и не в состоянии совершить те же чудеса, что и прежде.

4. Они отвергали истину о Его Отцовской верности, как если бы Он поощрял ожидания, осуществлять которые не собирался». (Arthur T. Pierson, более полных данных нет.)

Халев и Иисус Навин, напротив, почтили Бога тем, что сочли Его слово абсолютно верным, мощь Его безграничной, расположение к ним неизменно милостивым, а Его верность такой, которая никогда не будет пробуждать надежды, которые Он не осуществит.

3:19 Вывод. Именно неверие не дало взбунтовавшимся детям Израиля войти в землю обетованную и именно неверие не позволяет человеку войти в наследие Божье во всех отношениях.

Мораль ясна: остерегайтесь злого, неверующего сердца.

Последующие несколько стихов представляют собой одно из самых трудных мест этого Послания. Среди богословов царит разногласие относительно конкретного развития аргументации, хотя общий смысл этого раздела довольно ясен.

Тема стихов 4:1−13 — Божий покой и усердие, необходимое для того, чтобы его достичь. Прежде всего необходимо отметить, что в Библии упомянуто несколько видов покоя:

1. Бог почил после шести дней творения (Быт 2:2). Этот покой свидетельствовал не об усталости от тяжкого труда, а об удовлетворении от завершенной работы. Это был покой удовлетворенности (Быт 1:31).

Покой Бога нарушил вторгшийся в мир грех. С того момента Он трудится не покладая рук. Как сказал Иисус: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5:17).

2. Согласно Божьему замыслу, Ханаан должен был стать землей покоя для детей Израиля. Большинство из них никогда в эту землю не вошли, те же, кто вошел, оказались не в состоянии найти уготованный им Богом покой. Здесь Ханаан использован как прототип Божьего окончательного вечного покоя. Многие из тех, кто не смог войти в Ханаан (например Корей, Дафан и Авирон), символизируют современных вероотступников, неспособных войти в покой Божий из-за своего неверия.

3. Сегодня верующие могут наслаждаться спокойной совестью, зная, что долг за их грехи был уже уплачен завершенным трудом Господа Иисуса. Это тот покой, который обещал Спаситель: «Придите ко Мне... и Я успокою вас» (Мф 11:28).

4. Покоем верующий наслаждается и в служении Господу. В то время как предыдущий был покоем спасения, этот — покой служения. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня... и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29).

5. Есть, наконец, вечный покой, ожидающий верующего в доме Отца на небесах. Этот покой, иначе называемый субботством (Евр 4:9), — покой окончательный; все другие виды покоя служат прообразами или предвкушением того покоя.

Именно этот покой и является основной темой Евреям 4:1−13.

комментарии МакДональда на послание к Евреям, 3 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.