Поистине маленький шедевр эпистолярного искусства.
Эрнест Ренан
Все мы — Его (Господни) Онисимы. Мартин Лютер
Введение
I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
В КАНОНЕ
Возможно, кто-то считает, что мы вполне могли бы обойтись без этого коротенького письма Павла. Но они заблуждаются. Прежде всего, это Послание признано подлинным личным письмом апостола, идущим из глубины его сердца. И уже это придает ему особую окраску. Это Послание нередко сравнивают с письмом, которое посвящено той же теме — бегству раба и написано римским писателем Плинием Младшим одному из своих друзей. Письмо Павла превосходит его по всем параметрам, за исключением элегантности риторики.
В этом коротеньком Послании мы видим учтивость, тактичность (с примесью юмора) и любящее сердце Павла. Хотя в нем нет вероучения как такового, благодаря просьбе Павла: «Считай это на мне», оно служит прекрасной иллюстрацией к учению о «вменении в вину». Точно так же как долг и проступки Онисима были отнесены на счет Павла и беспомощность беглого раба была заменена платежеспособностью апостола, так и грехи христианина занесены на счет нашего Господа, а спасающие добродетели Иисуса отнесены на счет верующего. Неудивительно, что величайший реформатор Мартин Лютер писал: «Здесь мы видим, как св. Павел полностью выкладывается ради бедного Онисима, изо всех сил умоляя его хозяина о снисхождении; он ведет себя так, как если бы был Онисимом и сам причинил Филимону ущерб. То же, что Христос сделал для нас перед Богом Отцом, делает Павел для Онисима перед Филимоном... На мой взгляд, все мы — Его Онисимы». (Мартин Лютер, цитируется по: J. B. Lightfoot, Saint Paul`s Epistles to the Colossians and to Philemon, pp. 317−318.)
II. АВТОРСТВО
Все, за исключением самых негативно настроенных критиков, признают Павла автором Послания к Филимону. Более того, Ренан был настолько в этом уверен, что вынужден был усомниться в собственном неприятии тесно связанного с этим письмом Послания к Колоссянам.
Так как это Послание очень короткое и к тому же еще столь личное, неудивительно, что оно так мало цитируется в трудах первых христиан.
Внешнее свидетельство
Цитаты и ссылки на Послание к Филимону содержатся в произведениях Игнатия, Тертуллиана и Оригена. Евсевий говорит, что оно входило в число книг, признанных всеми христианами (homolo-goumena). Оно входит в список канона Муратори. В свой «канон» включил его и Маркион.
Внутреннее свидетельство
Даже в таком коротеньком письме апостол Павел трижды называет себя по имени (ст. 1,9, 19). Стихи 2,23 и 24 тесно связаны с Колоссянам 4:10−17; одно письмо свидетельствует о подлинности другого. Таким образом, внешние и внутренние свидетельства составляют гармоничное единство.
III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Письмо было отослано одновременно с Посланием к Колоссянам (приблизительно 60 г. н.э.) или же спустя примерно 30 лет после вознесения нашего Господа.
IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА
Обстоятельства, предшествовавшие написанию письма, мы можем восстановить, связав воедино содержание письма и текст Послания Павла к Колоссянам. Филимон, скорее всего, был жителем Колосс (ср. Кол 4:17 с Флп 2), обращенным в христианство апостолом Павлом (ст. 19). От него сбежал один из рабов, Онисим (ст. 15−16), который, вполне вероятно, прихватил и кое-что из имущества своего хозяина (ст. 18).
Беглец появился в Риме в то время, когда там томился в заключении Павел (ст. 9). Нельзя с уверенностью сказать, сидел ли Павел тогда за решеткой или же ему было позволено снимать для себя дом (Деян 28:30). По невероятному стечению обстоятельств Онисим встретился в этом многолюдном городе с Павлом и благодаря его служению пришел ко Христу (ст. 10). В последующие дни узы взаимной любви еще более окрепли (ст. 12). Онисим оказался очень ценным помощником (ст. 13). Но они оба пришли к выводу, что Онисиму лучше всего вернуться к Филимону и возместить нанесенный в прошлом ущерб. Павел писал Филимону, ходатайствуя об Онисиме и перечисляя всякие причины, почему хозяин должен возвратить рабу свою благосклонность (ст. 17). В это же время Павел написал письмо и колоссянам.
Передать его апостол поручил Тихику, послав вместе с ним в Колоссы и Онисима (Кол 4:7−9).
Это письмо — самое личное из всех посланий Павла. Послания Тимофею и Титу тоже адресованы конкретным людям, но посвящены они главным образом жизни общины, а не личным делам адресатов.
План
I. Приветствие (ст. 1−3)
II. Благодарность Павла и молитва о Филимоне (ст. 4−7)
III. Просьба Павла об Онисиме (ст. 8−20)
IV. Заключение (ст. 21−25)
комментарии МакДональда на послание к Филимону, введение