V. НАЗИДАНИЕ ОБЩИНЫ (3:1−11)
3:1 Тит также должен был напоминать верующим в церквах на Крите об их ответственности перед начальствующими. Христиане признают, что все власти установлены Богом (Рим 13:1).
Правительство может быть нехристианским или даже антихристианским, но любое правительство лучше, чем вообще никакого. Отсутствие власти называется анархией, и люди не смогут долгое время просуществовать при таком строе. Даже если правитель лично не знает Бога, он все-равно «установлен от Бога» на свое официальное положение, поэтому к нему следует относиться достойно. Христиане должны быть послушны начальству и властям.
Но если начальствующие удаляются от Богом установленных положений, верующий не должен повиноваться им, руководствуясь принципом, изложенным в Деяниях (5:29): «...должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Если его накажут, он должен понести наказание смиренно, как для Господа. Он не должен присоединяться к людям, которые пытаются изменить существующий режим, прибегая к насилию.
ХРИСТИАНЕ И МИР
Верующие обязаны соблюдать законы, что включает в себя и правила дорожного движения, и своевременную оплату счетов в установленном порядке. Они должны быть почтительными и послушными исполнителями закона. Однако есть три сферы, в которых мнения христиан об их ответственности не совпадают. Это вопросы о голосовании, реализации права быть избранным на государственные посты и участии в военных действиях. Что касается первых двух, Библия предлагает нам в помощь нижеследующие основные принципы:
1. Христиане живут в мире, но они не от мира сего (Ин 17:14.16).
2. Вся мировая система находится в руках сатаны и поэтому осуждена Богом (1Ин 5:19; 2:17; Ин 12:31).
3. Миссия христиан заключается не в том, чтобы улучшить этот мир, но чтобы спасти из него людей.
4. Хотя верующий, безусловно, является гражданином какой-либо страны на земле, его истинное гражданство на небесах; он должен смотреть на самого себя как на странника и пришельца в этом мире (Флп 3:20; 1Пет 2:11).
5. Никакой воин не связывает себя житейскими заботами, если не хочет огорчить своего военачальника (2Тим 2:4).
6. Господь Иисус сказал: «...Царство Мое не... от мира сего» (Ин 18:36).
Как Его представители, мы обязаны явить эту истину миру.
7. Политическая деятельность безнравственна по своей природе.
Христиане должны отделиться от греха (2Кор 6:17−18).
8. Христиане обычно отдают свои голоса человеку честному и добросовестному. Но иногда воля Божья в том, чтобы воздвигнуть наиболее низкого человека (Деян 4:17).
Как мы можем знать и исполнять волю Божью в таких случаях? Еще один вопрос: обязан ли верующий идти на войну, когда страна призывает его? С обеих сторон мы слышим веские аргументы, но думаю, будет лучше воздержаться от участия в дискуссии. Изложенное выше частично отвечает на этот вопрос, но все же к этому можно кое-что добавить. (1) Наш Господь сказал: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин 18:36). (2) Он также сказал: «...возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52). (3) Да и вообще, мысль о лишении человека жизни противоречит учению Того, Кто сказал: «...любите врагов ваших...» (Мф 5:44).
Отказывающиеся носить оружие могут с благодарностью принимать, если живут в стране, где им разрешено просто зарегистрировать непрохождение службы по своим убеждениям или же проходить нестроевую службу.
Однако следует отметить, многие христиане с честью служат в армии. Они отмечают, что НЗ говорит о сотниках (Корнилии и Юлии), показывая их с весьма хорошей стороны. Также из военной жизни взяты некоторые иллюстрации, описывающие духовную борьбу в христианской жизни (Еф
6:10−17). Если бы воинская служба была в корне неверна, было бы трудно представить, как Павел мог призывать нас быть «добрыми воинами Иисуса Христа». Какой бы точки зрения мы ни придерживались, не следует осуждать тех, кто не согласен с нами.
Право на существование имеют разные мнения.
Несомненная обязанность ученика-христианина состоит в том, чтобы он был готов на всякое доброе дело. Но не все работы достойны. Множество современных объявлений и реклам построены на лжи. Некоторые бизнескруги продают продукцию, наносящую урон духовному, моральному и физическому здоровью человека. Со всей доброй совестью таких занятий обязательно нужно избегать.
3:2 Христианин не должен никого злословить. Особенно Библия запрещает говорить злое о правителях (Исх 22:28; Деян 23:25), повелевая всем христианам помнить об этом во времена политических кампаний, притеснений или гонений. Эти слова также предупреждают нас о недопустимости насмешек, злословия, оскорбления, словесных ругательств. Какого множества обид и проблем можно избежать, если христиане будут послушны этому простому правилу: никого не злословить! Нам следует быть несварливыми, избегать ссор. Для ссоры обязательно нужно хотя бы два человека. Когда ктото попытался задеть д-ра Айэнсайда, придравшись к какому-то маловажному вопросу в его проповеди, он ответил: «Хорошо, дорогой брат, когда мы будем на небесах, один из нас окажется неправ и, скорее всего, это буду я».
Такой дух оканчивает всякий спор.
Мы должны быть тихими. Трудно рассуждать об этой черте характера, не вспомнив при этом Господа Иисуса. Он был кротким и добрым, смиренным миротворцем. И мы должны проявлять всякую кротость, или любезность, ко всем человекам. Эта добродетель столь важна, что ей необходимо учить христиан. В действительности это означает почтительно относиться к другим, ставя их на первое место, и в разговоре, и в деле проявляя милосердие. Прежде чем послужить себе, кротость в первую очередь служит другим. Она использует всякую возможность, чтобы оказать какую-либо помощь, и всегда благодарит за оказанную доброту. Она не бывает вульгарной, грубой, оскорбительной.
3:3 Еще раз, но теперь в ярко выраженной этической части, апостол излагает учение о нашем спасении, подчеркивая, что цель спасения — творить добрые дела. Порядок изложения таков: 1) наше состояние до спасения (стих 3); 2) природа нашего спасения (стихи 4−7); 3) результат нашего спасения (стих 8). Божья иллюстрация нашего состояния до спасения далеко не лестна. Хотя мы и заявляли о том, что имеем ответы на все вопросы, на самом деле мы были бессмысленны как в восприятии духовных истин, так и в наших предпочтениях и решениях. Мы были непокорны Богу и, наверное, родителям и другим властям. Мы были заблудшими, благодаря действию дьявола и своим извращенным суждениям, всегда теряли правильный путь, заходя в тупик. Совершая всевозможные грехи, мы были рабы похотей, грязных привычек, злых мыслей. Наша жизнь представляла постоянный круговорот злобы и зависти. Не умея любить, будучи самонадеянными, мы стали невыносимы и делали других такими же. Были гнусны и ненавидели друг друга. Какой плачевный репортаж о жизни ворчливых соседей, беспокойных сослуживцев, «перегрызающих друг другу горло» бизнесменов и разваливающихся семей!
3:4 Ужасное описание человеческой деградации прерывается одним из неповторимых мест Священного Писания. Как же мы должны благодарить Бога за то, что в решающий момент Он удивительным образом спасает человека от самоуничтожения! Кто-то назвал это своего рода преградой Божьей на пути человека в ад.
Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога... Это произошло около девятнадцати столетий назад, когда Господь Иисус пришел в этот мир. С другой стороны, Божья благодать и любовь явилась нам, когда мы обрели спасение. Это проявление той истины, которая говорит, что Он пошлет Своего возлюбленного Сына умереть за мир непокорных грешников. Слово «человеколюбие» — греческое, «филантропия». Оно объединяет в себе любовь, милосердие и сострадание. Слова «Спасителя нашего, Бога» говорят о Боге Отце, Спасителе нашем, имея в виду то, что Он послал Своего Сына в мир как жертвоприношение за наш грех. Господь Иисус также наш Спаситель и Бог (2:13), потому что Он внес необходимую плату для того, чтобы мы были прощены и помилованы.
3:5 Он спас нас от вины и наказания за все наши грехи — прошлые, настоящие и будущие. Все они были грехами будущего, когда умирал Спаситель, и Его смерть покрыла их все.
Однако самая доступная, ясная истина Евангелия, что спасение не основывается на хороших делах, наиболее трудна для восприятия человека. Ни один не стал христианином, просто пытаясь жить христианской жизнью.
И не наши добрые дела ведут нас на небеса. Библия неизменно свидетельствует о том, что человек не может заработать себе спасение (Еф 2:9; Рим 3:20; 4:4−5; 9:16; 11:6; Гал 2:16; 3:11).
Человек не может спасти себя хорошими делами; в глазах Бога вся его праведность как запачканная одежда (Ис 64:6). Он не сможет стать христианином, пытаясь вести христианский образ жизни по одной простой причине: у него нет силы для того, чтобы жить по-христиански. И на небеса направляются не просто хорошие люди, как о них говорят, а только грешники, спасенные благодатью Божьей! Невозможно приобрести спасение добрыми делами. Они являются результатом спасения. Везде, где есть истинное спасение, там есть и добрые дела.
Итак, мы прочитали, что Бог спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости.
Спасение — действие милости, а не правосудия. Правосудие настаивает на заслуженном наказании; милость же дает возможность избежать наказания на справедливом основании.
Бог спас нас банею возрождения. В действительности обращение — это новое творение (2Кор 5:17); в данном случае под баней подразумевается возрождение. Тот же самый образ использовал Господь Иисус, когда говорил апостолам о том, что есть только одна баня возрождения, но много необходимых омовений от загрязнения (Ин
13:10). Эта баня возрождения не имеет никакого отношения к крещению водой. И не телесное омовение имеется здесь в виду, а омовение Словом Божьим (Ин 15:3). Крещение даже не служит символом этого омовения, оно является прообразом нашего погребения с Христом в смерть (Рим 6:4).
О нашем возрождении говорится как об обновлении Святым Духом. Дух Божий производит неописуемое изменение: Он облекает не ветхого человека в новую одежду, а, наоборот, нового человека в ветхую одежду! Дух Святой производит возрождение, а Слово Божье — Его инструмент.
3:6 Бог излил на нас Святого Духа обильно. Всякий верующий имеет в себе Святого Духа с момента возрождения. И именно Дух способен произвести перемену, о которой было сказано ранее. Святой Дух дарован нам через Иисуса Христа, Спасителя нашего.
Так же как изобилие фараона стало доступным семье Иакова благодаря Иосифу, так и благословения Бога, включая неописуемые благословения Его Духа, стали доступны нам через Господа Иисуса. Иисус — наш «Иосиф».
Все три Личности благословенной Троицы имеют отношение к нашему спасению: Бог Отец (ст. 4), Святой Дух (ст. 5) и Сын (ст. 6).
3:7 Безотлагательный результат нашего возрождения следующий: чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни. Через искупление, совершенное во Христе Иисусе, Бог считает нас праведными благодаря действию удивительной благодати. И мы становимся наследниками всего, что Бог приготовил любящим Его. Наше упование — все, что включает в себя пребывание с Христом и подобие Ему во всей вечности.
3:8 Относится ли заявление Павла «слово это верно» ко всему тексту или только к предыдущему стиху? Истина его аргументов такова: будучи избавлены от великого зла благодаря великому спасению, мы обязаны жить достойно нашего высокого звания.
Совершая служение на Крите, Тит должен был настаивать на сказанном в стихах 1−7, чтобы верующие старались быть прилежными к добрым делам. «Добрые дела» здесь — честные, достойные занятия, хотя более широкое значение этих слов — добрые дела во всем — будет более точным. Учение, которое призывает к делам, соответствующим исповеданию веры христианина, — весьма хорошо и полезно. Всякое учение должно иметь личное практическое применение в жизни верующего.
3:9 Конечно же, в жизни христиан есть и ловушки, которых следует избегать. В дни апостола Павла имели место глупые состязания о чистой и не чистой пище, правилах соблюдения субботнего дня, о соблюдении святых дней. Споры возникали из-за родословий, и ангельских, и человеческих. Они разгорались вокруг постановлений, которые были добавлены к закону позднее. Они вызывали у Павла отвращение, поскольку были болезненны и суетны.
Сегодня служители Господа должны принять этот совет апостола Павла к сердцу, для того чтобы избежать следующих распрей: озабоченность внешним, а не духовной реальностью; к примеру, давние споры об использовании вина или виноградного сока, пресного или кислого хлеба, одной чаши или нескольких, как будто эти вопросы самые важные в Библии; двусмысленность в словах; приоритетность одной истины, когда обращают внимание на что-то одно, при этом теряя из виду все остальное; аллегорические истолкования Писания до такой степени, что они становятся абсурдом; никого не назидающий богословский педантизм; уклонение от Слова в поисках политических обходных путей или христианские кампании в защиту того или этого.
В том, что мы столько драгоценного времени расходуем на все это в то самое время, когда гибнет мир, огромная трагедия!
3:10 Человек, который преувеличивает значение малозначимого, — еретик.3 На его скрипке обычно одна струна, и он будет играть на ней до самой смерти. Вскоре он соберет вокруг себя группу людей с негативными взглядами, а остальных разгонит. Он не остановится, даже если это приведет к расколу общины. Ни одна церковь не должна допустить этого. Если после одного или двух предупреждений такой человек отказывается остановиться, его следует исключить из поместной церкви и христиане должны воздержаться от общения с ним.
Возможно, это приведет его к покаянию и к более взвешенному пониманию Слова Божьего.
3:11 Кто-то сочтет, что таковой не заслуживает внимания или беспокойства церкви; апостол же, со своей стороны, называет его человеком, который развратился и грешит, будучи самоосужден. Его поведение является извращением истины, а не отображением христианского характера. Он грешит, создавая секту или партию. Он самоосужден, потому что продолжает упорствовать в своих действиях даже после предупреждения пользующихся авторитетом христиан.
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3:12−15)
3:12 Послание заканчивается несколькими повелениями Титу. В помощь Титу Павел намеревался послать на Крит либо Артему, либо Тихика. С Тихиком мы уже встречались (Деян 20:4; Еф 6:21; Кол 4:7), а с Артемой встречаемся впервые. Из 2 Тимофею (4:12) видно, что Тихик был послан в Ефес, а не на Крит, поэтому, скорее всего, заменой на Крите был Артема.
После его прибытия Тит должен был идти в Никополь, где Павел намеревался провести зиму. В то время существовало не менее семи городов с названием Никополь, но большинство комментаторов считает, что Павел избрал город, находившийся на западе Греции, в Эпире.
3:13 Тит ожидал посетителей — Зину законника и Аполлоса. Возможно, именно они принесли письмо от апостола Павла Титу. В то время было два вида законников: книжники, которые объясняли религиозные законы, и адвокаты, занимавшиеся делами граждан. Нам предоставлено право решать, к какой категории относился Зина. Лично я отдаю предпочтение первому значению, предполагая, что он мог прийти к Титу, чтобы помочь в вопросе распрей и ссор о законе Моисеевом (ст. 9). Если же он был гражданским адвокатом, то был честным человеком! Аполлос, возможно, тот же самый человек, о котором мы читаем в НЗ (Деян 18:24−28; 1Кор). Прося Тита позаботиться отправить этих двоих так, чтобы у них ни в чем не было недостатка, Павел говорил как о гостеприимстве во время их пребывания на Крите, так и об их дальнейшем пути.
3:14 Тит должен был учить других христиан (наших) быть гостеприимными, заботиться о больных и страдающих, быть щедрыми к нуждающимся. Работать не только для того, чтобы позаботиться о своих нуждах и желаниях, но иметь христианский взгляд на деньги, то есть делиться ими с неимущими (Еф 4:28). Это избавит их от ужаса самолюбия и трагедии потерянной бесплодной жизни.
3:15 Заключительные пожелания не следует принимать как маловажные. В тех странах, где христиан очень мало, где они преследуются, где с ними не считаются, такие слова несут в себе так много столь необходимой любви, дружбы и ободрения. Все находящиеся с апостолом приветствовали Тита. Тит же, в свою очередь, должен был передать приветствие всем, кто любил Павла, и всем любящим в вере. Свое Послание апостол Павел завершает той темой, которая господствовала в его жизни — благодатью Господа.
Благодать со всеми вами. Аминь.
комментарии МакДональда на послание к Титу, 3 глава