Е. Операция в Гае (7:1 — 8:29)
Седьмая глава разбирается с вопросом греха в Ханаане. Несмотря на то, что люди уже перешли Иордан, они все также были склонны грешить. Здесь мы находим историю о поражении Израиля в городе Гай и победе Израиля над грехом в Ахоре.
7:1−5 Когда Иисус Навин послал соглядатаев в Гай, они вернулись с уверенностью в том, что город был плохо защищен, и что не нужно посылать более двух или трех тысяч воинов на его захват. Но когда армия, состоящая из приблизительно трех тысяч человек, пошла на Гай, вместо победы они столкнулись с поражением.
7:6−10 Часто за победой следует поражение, когда мы этого ожидаем меньше всего. Именно тогда мы полностью уверены в своих силах. Люди не помолились до начала своего похода на Гай, и Господь не давал им приказа туда идти, как Он это сделал в случае с Иерихоном. Соответственно, с болью они узнали, что не все так хорошо, что что-то изменилось. Хананеи не стали сильнее, но Израиль ослабел по причине наводнившего лагерь греха. И хотя провинился только один человек, вина была на всей нации (ст. 11) и погибло тридцать шесть человек (ст. 5). Господь сказал Иисусу Навину, что нужно было не молиться, а действовать (ст. 10).
7:11−26 Иисус Навин узнал, что причиной поражения явился грех в лагере. Кто-то ослушался Господа и занялся мародерством при захвате Иерихона. Здесь не говорится, каким образом удалось найти виновного, вероятно, они бросили жребий. В любом случае, круг постепенно сужался сначала до колена, потом до семьи, потом до дома, затем до человека — Ахана. Он признался в том, что украл вавилонскую одежду, две сотни сиклей серебра и слиток золота. Он также признался в том, что спрятал это все в полу под своим шатром. «Увидел я ... мне полюбилось ... и я взял» (ст. 21). История Ахана является красочной иллюстрацией Иакова 1:14−15. «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».
Ахан сам навлек на себя проклятие, взяв то, что было под запретом (Втор 7:26). Может показаться суровым то, что всей семье Ахана пришлось разделить его участь, но грех — это серьезно. Вера Раав спасла весь ее дом. А грех Ахана вынес приговор его дому. Более того, они должны были знать о его действиях, так как все украденное было спрятано под шатром. Может быть, его дети даже были вовлечены в этот грех.
Урок, который Господь преподал своему народу, очевиден: грех оскверняет весь лагерь, и как только он всплывает на поверхность, его необходимо полностью искоренять.
В качестве наказания за грех, Ахана и его семью побили насмерть камнями, а затем сожгли. Также были сожжены все его имущество и все украденное. Х. Дж. Блейр примечает:
«Смертью Ахана был искуплен акт святотатства, и место, где произошла эта трагедия, долина Ахор, стала дверью надежды, когда люди опять устремились вперед».
комментарии МакДональда на книгу Иисуса Навина, 7 глава