В. Переход через Иордан (3:1 — 5:1)
3:1−13 Пришло время пересечь реку Иордан, которая к тому времени разлилась. Священникам было сказано идти первыми, неся ковчег завета (обычно ковчег носили сыны Каафовы, как в книге Чисел 4:1−15, но в этом особенном случае его должны были нести священники). Народу был дан приказ следовать за ковчегом на расстоянии, но постоянно держать его в поле зрения. Ковчег говорит о Христе. Мы должны хранить уважительное расстояние, не пытаясь непочтительно раскрывать тайны, касающиеся Его Личности, которые слишком глубоки для человеческого разума. Самые худшие ереси в истории христианства возникли из-за бесстыдных попыток это сделать. Но мы должны всегда держать Христа в поле зрения. Это гарантирует нам победу.
3:14−17 Когда ноги священников коснулись вод Иордана, произошло чудо.
Река остановилась у города Адам, который находился за несколько миль к северу. Вода там стала стеной, а вся вода, оставшаяся на дне реки ниже того места, стекла в Соленое (Мертвое) Море.
Похожие остановки течения Иордана рядом с тем местом, где, несомненно, находился Адам, имели место в 1267 году, когда в течение десяти часов река была запружена, и в 1927 году — в течение двадцати одного часа. Оба раза это произошло в результате землетрясений. Однако, Д. К. Кэмпбелл утверждает, что здесь есть много аргументов, которые наводят на мысль не просто об удачном совпадении во времени, но и об особенном чуде.
Совпало множество сверхъестественных составляющих: (1) Все произошло так, как было предсказано (3:13,15) (2) Все совпало по времени (ст.15) (3) Это событие произошло, когда река разлилась (ст. 15) (4) Водная стена продержалась на месте много часов, вероятно целый день (ст. 16) (5) Мягкое, размокшее дно реки мгновенно высохло (ст. 17) (6) Как только люди перешли на другой берег и священники вышли из реки, вода сразу же вернулась (4:18). Столетиями позже пророки Илия и Елисей перешли ту же самую реку по суше на восток (4 Царств 2:8). Вскоре после этого, Елисей перешел ее обратно по суше. Если переход реки Израильтянами под предводительством Иисуса Навина необходимо объяснить природным феноменом, то тогда нужно заключить, что произошло два землетрясения одно за другим, что позволило пересечь Иордан Илии и Елисею. Это является довольно смелым утверждением. Бог, представленный ковчегом, вел их в Иордан так же, как повел бы их к победе на запад от Иордана. Он показал, что именно Его присутствие, которое заставило реку расступиться перед Израилем, давало им надежду на триумф, а не их собственные способности или качества.
Священники зашли на середину дна реки и стояли там, пока весь Израиль не перешел на другой берег.
комментарии МакДональда на книгу Иисуса Навина, 3 глава